Реализация государственной социальной политики в сфере дошкольного образования на этапе современного развития россии. Основные направления государственной политики в области дошкольного образования Изменение государственной политики в сфере дошкольного об

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

«ПОДДЕРЖКА ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

И УСЛОВИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

В БЛИЖАЙШЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ

Информационные материалы

Составители:

– директор ДВНЦМС,

к. ф.-м. н,; д. п.н.

Хабаровск -2011

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования……………

1.1. Конституционные гарантии дошкольного образования и правовые основы их обеспечения …………………………………………………………………………………………..

1.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению вопроса местного значения «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования»………………………………………………………………………………………….

Глава 2. Условия реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в ближайшем десятилетии ……………………………………………………

2.1. Демографические тенденции ближайшего десятилетия………………………………….

2.2. Новое федеральное законодательство об образовании.…………………………………

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Конституционные гарантии дошкольного образования

и правовые основы их обеспечения

(Извлечения)

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.


3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

(Извлечения)

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования , … в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 01.01.2001 N 122-ФЗ.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, …. в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия , технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования ;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;


4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 01.01.01 г. N 1663-р

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 01.01.2001 N 1120-р,

от 01.01.2001 N 1622-р, от 01.01.2001 N 1840-р, от 01.01.2001 N 1926-р)

В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;

перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

2. Органам исполнительной власти при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности руководствоваться Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Председатель Правительства

Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(Утверждены распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1663-р,

в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.01.2001 N 1622-р)

(Извлечение)

I. Новое качество жизни

Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства .

Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

3. Удовлетворение потребностей в современном образовании

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.

Приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Особое внимание уделяется обеспечению качества и инновационного характера образования путем внедрения новых образовательных технологий подготовки кадров и современных обучающих программ, а также повышению уровня интеграции образования, науки и практики.

На всех уровнях образования будут внедрены образовательные стандарты, обеспечивающие компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. На их основе предстоит обновить систему аттестации работников образования.

Предстоит:

ускорить введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг;

расширить возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

стимулировать изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений;

внедрить в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;

внедрить независимую систему оценки качества образования на всех уровнях и публичной доступности ее результатов;

обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Будут ужесточены лицензионные требования к учреждениям для обеспечения гарантии современного качества образования. Одновременно продолжится содействие развитию советов самоуправления в образовательных учреждениях.

Будет осуществляться конкурсная поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , внедряющих современную модель образования, комплексно охватывающую начальное и среднее профессиональное образование, общее образование, дополнительное образование.

Будет продолжено создание условий для качественного обучения и успешной социализации лиц с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья, адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения.

Развитие дошкольного образования

Увеличение рождаемости вызовет дальнейший рост потребности в услугах дошкольных образовательных учреждений уже в ближайшие годы. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Должна быть обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования.

Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Будет стимулироваться создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.

Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям.

Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды.

Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций . Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.

Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.

Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные.

Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

2. Формирование благоприятной среды

Государство продолжит формирование комфортных условий для ведения бизнеса, будет содействовать развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров, обеспечению защиты прав собственности и контрактных обязательств.

Первое - развитие конкуренции.

Меры активной конкурентной политики будут направлены на оптимизацию государственного воздействия на рыночную конкурентную среду, устранение внутренних административных барьеров и снижение внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки. Будут установлены обязательные процедуры обоснования целесообразности введения новых норм государственного регулирования с точки зрения их последствий для состояния и развития конкуренции.

Ключевыми для развития конкуренции станут меры по развитию инфраструктуры товарных рынков, механизмов организованной (биржевой) торговли, расширению практики заключения долгосрочных контрактов. Важной задачей является формирование системы мониторинга проблемных товарных рынков, недостаточное развитие конкуренции на которых сдерживает рост предложения товаров и способствует негативным ценовым тенденциям.

Необходимо повысить эффективность выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынках Российской Федерации, в том числе связанных с заключением картельных соглашений. С этой целью следует активизировать взаимодействие антимонопольного органа и правоохранительных органов .

Будут конкретизированы особенности применения антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, включая розничную торговлю, распределение прав пользования недрами, землей, лесами, водными и биоресурсами. Будут приняты правила, обеспечивающие равный доступ потребителей к объектам инфраструктуры, в том числе находящимся в распоряжении субъектов естественных монополий .

Будет продолжено создание системы действенных наказаний за нарушение антимонопольного законодательства. Будет предусмотрено расширенное применение дисквалификаций должностных лиц (в частности, в отношении государственных и муниципальных служащих). В отношении наиболее злостных случаев ограничения конкуренции (участие в картельном сговоре, многократные злоупотребления доминирующим положением) будет применяться уголовное наказание в виде лишения свободы.

Необходимо последовательно использовать предоставленные антимонопольным законодательством возможности пресечения антиконкурентной государственной и муниципальной помощи. Будут уточнены запреты на избирательное предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам со стороны органов власти и органов местного самоуправления, расширится сфера применения таких запретов.

Третье - развитие малого и среднего предпринимательства .

Будут расширены государственные программы поддержки малого предпринимательства . Их действие будет распространяться на средние предприятия, наличие которых является одним из важных факторов формирования конкурентной среды. Поддержка будет осуществляться, прежде всего, через субсидирование их расходов на повышение квалификации работников, получение международной сертификации продукции и бизнес-процессов. Важным каналом предоставления поддержки малым и средним субъектам предпринимательства станут отраслевые и региональные объединения предприятий. Будет усовершенствована упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента.

В приоритетном порядке будут стимулироваться создание и развитие малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научно-технической сфере.

Дополнительные меры будут направлены на снижение издержек и упрощение доступа малого и среднего бизнеса к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо - и газоснабжения и другим объектам естественных монополий.

Будут сокращены контрольные полномочия проверяющих органов, заменены разрешительные процедуры при открытии и ведении бизнеса на уведомительные. Расширится сфера применения обязательного страхования ответственности при сокращении лицензируемых видов деятельности .

Предстоит законодательно ограничить количество проверок хозяйствующих субъектов и сроки их проведения, значительно сократить количество внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

______________________________________________________________________________

Задачи по развитию предпринимательства, в том числе и в сфере дошкольного образования, поставлены и в ряде документов Правительства РФ, поскольку существующая структура предпринимательства явно имеет перекос в сферу торговли

DIV_ADBLOCK472">

Наименование показателя │ Значение │ Целевое

│ показателя│ значение

│в 2008 году│показателя

│ │в 2012 году

──────────────────────────────────────────────────┴───────────┴────────────

I. Новое качество жизни

Доля граждан, удовлетворенных полученным 40 60

образованием (по результатам социологических

исследований)

Выпуск продукции малых предприятий, процентов к 21 29

ВВП (не менее)

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОЕКТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 01.01.2001 N 1622-р,

от 01.01.2001 N 1840-р, от 01.01.2001 N 1926-р)

─────┬────────────────────────────────────┬────────────────────────────────

│ │ Ответственные исполнители

─────┴────────────────────────────────────┴────────────────────────────────

5. Развитие дошкольного и общего Минобрнауки России

образования

15. Развитие конкурентных рынков и Минэкономразвития России

защита конкуренции

16. Развитие малого и среднего Минэкономразвития России

предпринимательства

Послание Федеральному Собранию

Президент Российской Медведев

Извлечение

11. В целях развития дошкольного образования:

а) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов;

б) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы , льгот по налогу на имущество;

в) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах.

Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления.

1.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению вопроса местного значения «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования»

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

(в ред. Указа Президента РФ от 01.01.2001 N 579)

В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

2. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008 г.:

перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;

типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;

методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

63. Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности

педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных

учреждений

64. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование

65. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение

стоимости основных средств

66. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование в части расходов на оплату труда и

начислений на оплату труда

122. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного

самоуправления городского округа (муниципального района), в том

числе их информационной открытостью

123. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа

Извлечение

Статья 89. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на всестороннее развитие детей , формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья, а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования может реализовываться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (их структурных подразделениях), а также в организациях, осуществляющих содержание, воспитание и (или) оздоровление детей, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации ими основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

4. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной организации сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

5. Услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.

6. Дошкольное образование вне организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, может быть получено в форме семейного образования.

7. Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в семье.

04 Мар 2014, в сфере , появившиеся обновленные и новые федеральные документы, регламентирующие деятельность современного ДОУ, преобразуют представление педагога системы о программном обеспечении образовательного процесса, что вызывает множество вопросов и затруднений.

Педагоги понимают, что новые стандарты призваны не только обеспечить непрерывность образования, но и решить проблемы повышения качества образования. Все это представляет собой новую идеологию, совершенно новые подходы к построению образовательных отношений, как на уровне детского сада, так и при взаимодействии с социальным институтом семьи. При взаимодействии с семьями воспитанников дошкольное учреждение обращает внимание на самые разнообразные вопросы образования и жизнеобеспечения ребенка. Это и воспитание качеств личности, и становление ценностных ориентаций и даже такие вопросы как приобретение тех или иных детских товаров.

В столь непростых условиях можно посоветовать педагогам начать переход на ФГОС с разработки соответствующей программы.

Она может состоять из трех этапов: организационно-аналитического, внедренческого, обобщающего и быть рассчитанной на два учебных года.

Главная задача первого этапа - проанализировать готовность педагогов к внедрению и выявить профессиональные затруднения воспитателей.

В результате появляется возможность выявить основные затруднения педагогов на этапе введения ФГОС: упрощенное понимание сущности и техно­логии реализации личностно-ориентированного подхода; ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препят­ствием в достижении целевых ориентиров; отсутствие опыта разработки разделов обязательной части образовательной програм­мы ДОУ и части, формируемой участниками образовательных отношений и др.

Возникло противоречие между новыми предъ­являемыми требованиями и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГОС.

Второй этап по реализации программы может проходить по трем направлениям:

1. Создание нормативно-правовой базы по переходу на ФГОС.

2. Методическое сопровождение педагогов, осуществляющих переход на ФГОС.

3. Разработка образовательной программы ДОУ.

На этом этапе создается нормативно-правовой портфель ДОУ и все участники образовательного процесса с ним должны быть ознакомлены. В этот пакет документов входят федеральные и региональные норматив­ные акты и локальные акты ДОУ.

Обобщающий этап предполагает подведение итогов деятельности дошкольного учреждения по внедрению ФГОС и реализации современной образовательной политики в сфере дошкольного образования. На этом этапе планируется проанализировать деятельность детского сада по разработке и реализации образовательной программы; разработку комплексно-тематического планирования и созданного к нему банка методического и практического материала для воспитателей и специалистов ДОУ и т.д.

Корнева К. К.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.

Ключевые слова: дети, дошкольное образование, государственная политика в сфере дошкольного образования.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

A STATE POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AND PARTICULAR QUALITIES OF IT"S IMPLEMENTATIONS AT THE

Abstract: In the article it was considered the main directions and particular qualities of implementations of a state policy in the sphere of preschool education at the present stage. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.

Keywords: children, a preschool education, a state policy in the sphere of preschool education.

Как известно, государственная политика в сфере дошкольного образования является составной частью государственной образовательной политики, под которой понимается реализация функций государства в сфере образования. Исходя из этого, под государственной политикой в области дошкольного образования нами понимается система государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента системы образования.

Отметим, что с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ») изменилось место дошкольного образования в отечественной системе образования. Было установлено, что дошкольное образование - это первый уровень общего образования (п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Особая значимость дошкольного обучения и воспитания, системы заботы о раннем детстве связана, прежде всего, с ростом потребности в таких услугах в связи с тем, что устойчивый характер в последние годы приобретают тенденции повышения рождаемости и увеличения численности детей дошкольного возраста и повышения потребности различных групп населения в качественных и доступных образовательных услугах на уровне дошкольного образования . Поэтому политическим руководством страны и органами власти уделяется значительное внимание дошкольному образованию. Так, В.В. Путин подчеркнул, что «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России» . Сказанное в полной мере относится к первому уровню общего образования - дошкольному.

Основные механизмы реализации государственной политики в области дошкольного образования определены в ч. 2 ст. 89 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что управление системой образования, помимо прочего, включает в себя:

Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

Осуществление стратегического планирования развития системы образования;

Принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

Отметим, что апробация и внедрение современных механизмов реализации государственной политики в области дошкольного образования происходили в 2000-е годы, когда были переосмыслены ошибки в данной сфере, допущенные в 90-е годы прошлого столетия. Напомним, что в тот период реализация конституционных прав на образование, и прежде всего, дошкольное образование, была значительно затруднена. В связи с этим в начале XXI века перед нашей страной встала задача по возвращению утраченных позиций в сфере образования в целом, и в дошкольном образовании, в частности. С этой целью были приняты такие документы, как «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Приоритетный национальный проект «Образование», а также ряд Федеральных целевых программ.

Очередной импульс совершенствованию системы дошкольного образования придал Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» . Важным этапом развития института дошкольного образования стало

принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Вместе с тем, в сфере дошкольного образования сохраняются весьма острые проблемы. Так, в некоторых случаях установленные количественные показатели, касающиеся дошкольного образования, достигаются в ущерб качественным. Например, решение задачи по обеспечению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет породила проблему ликвидации яслей и закрытия ясельных групп в детских садах.

Как подчеркивает Т.Л. Клячко, проблемы дошкольного образования не сводятся лишь к нехватке мест в дошкольных учреждениях. Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается как система социального призрения (обеспечить присмотр и накормить) и пока не рассматривается как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий . Тем самым, детские ясли и сады ещё во многом по старинке выполняют по образному выражению И.В. Бестужева-Лады роль «камер хранения».

Основная инфраструктурная проблема в дошкольном образовании в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей. Перед входом детей в систему общего (обязательного школьного) образования, оно не устраняет (и даже не всегда смягчает) различия в культурном и социальном капитале семей. Как отмечается в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка .

В настоящее время все более актуальной становится проблема реформирования системы дошкольного образования, поиска новых

организационных, нормативно-правовых, программно-методических форм и методов работы с детьми, решения вопросов формирования профессионального корпуса педагогов и специалистов дошкольного воспитания и обучения. Сегодня в детских садах растет потребность не просто в традиционных воспитателях, но и в социальных педагогах, психологах, специалистах консультативно-диагностических служб, имеющих опыт работы с родителями, населением, поликлиниками, социальными службами, средствами массовой информации и т.д. .

В литературе подчеркивается, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования . В рамках задачи развития современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования предусматривается реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. С этой целью предусматривается:

Обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

Создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования;

Обеспечение реализации в каждом регионе программ поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми;

Повышение квалификации по новым образовательным программам 95% педагогических работников и управленцев системы дошкольного образования.

В результате реализации принимаемых мер будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику .

Таким образом, государственная политика в области дошкольного образования представляет систему государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента (уровня) системы образования.

Список литературы

1. Беспалов, М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307-310.

2. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. -53 с.

3. Кораблева, Г.Б. Дошкольное образование в России: состояние и проблемы кадрового потенциала / Г.Б. Кораблева // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №4. С.71-79.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2336.

7. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // [Электронный ресурс]. URL: http: // pravo.gov.ru (дата обращения - 16.02.2017).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013, 25 ноября - Федеральный выпуск №6241.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // Российская газета. 2016, 2 декабря.

10. Рудакова, Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние / Е.Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 175-183.

1 Государственная политика в области дошкольного образования Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования


1.1.Роль образования на современном этапе России 1.2.Отечественная система образования 1.3.Принципы государственной политики в области образования 2.Становление новой системы образования в России 2.1.Стратегическая цель государственной политики в области образования 2.2.Приоритетные задачи государственной политики в области образования 3.Развитие дошкольного образования 3.1.Новые ценностные ориентиры дошкольного образования 4.Основные направления развития дошкольного образования 4.1.Приоритетные направления развития системы дошкольного образования Ставропольского края 2


3 Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Конституция РФ Стратегия развития образования до 2020 г. (Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ, распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р) Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 г.) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ от 26 августа 2010 г. № 761н) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ((Действующее, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562) Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2012 гг.» Федеральный государственные требования по дошкольному образованию


4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.


5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями


6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Вторая – создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:


7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Третья – обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью


8 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров


Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов; Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании; Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы; Обновление организационно-экономических механизмов системы образования; Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования; 9 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020


Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс; Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей. 10 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020


Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей. Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации. Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов). Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей). Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово-экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) –повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ. 11 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


семья ми воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 12 Реализация Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на2011-2015 гг.


Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Основные составляющие компетентности работников образования: - профессиональная - коммуникативная - информационная - правовая 13 Квалификационные характеристики должностей работников образования


Руководитель ОУ (зам. Руководителя ОУ) : высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет; Старший воспитатель: высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. Воспитатель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; или высшее (среднее)профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (+ см. п. 42 Типового положения о ДОУ о допуске к педагогической деятельности) 14 Требования к квалификации


Профессиональная компетентность: оптимальное решение управленческих проблем, нестандартное решение задач; готовность принимать происходящие изменения и умение управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования и коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть и развивать возможности и ресурсы работников. Коммуникативная компетентность: эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных. Требования к квалификации 15


Информационная компетентность: эффективное восприятие и оценка информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности; работа с различными информационными источниками и ресурсами; ведение документации на электронных носителях. Правовая компетентность: эффективное использование в управлении законодательных и иных нормативных документов; разработка локальных нормативных документов; принятие управленческих решений в рамках действующей законодательной базы. 16


Право детских садов не только предлагать услуги по дошкольному образованию, но и по присмотру и уходу за детьми. -в классификации дошкольных учреждений никаких изменений нет, но в новом Типовом положении уточняется, что в детских садах при необходимости могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми с соблюдением режима дня, но без образовательных программ. -закрепляется право создавать семейные группы. Они также могут быть двух видов - с образовательными программами и без них. -если прежде детский сад , где ведется обучение на каком-либо языке народов России, должен был обеспечить условия для изучения русского, то теперь такого обязательства нет -детский сад уже не несет ответственности за качество программ, которыми пользуется -проходить государственную аккредитацию дошкольному учреждению не надо - такого требования в Типовом положении нет -Главный документ - лицензия. -в типовом положении четко прописывалось, что учредитель дошкольного учреждения - орган местного самоуправления, теперь такой графы нет. -из нового положения исчезла глава о предельной наполняемости групп и др. Типовое положение 17


Новые ценностные ориентиры дошкольного образования: 1. Ранний возраст (новый вид ДОУ) 2. Предшкольное образование (новый вид ДОУ) 3. Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ 4. Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) 5. Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации 6.Обеспечение квалифицированной помощи семье (оказание консультативной и методической помощи родителям). 18 Типовое положение о ДОУ


7. Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии). 8. Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. 9. Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа (Исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ») 10. Изменение наименования видов групп ДОУ: группы общеразвивающей направленности группы компенсирующей направленности группы оздоровительной направленности группы комбинированной направленности 11. В группах компенсирующей направленности: (введены дети с аутизмом, определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой) 19 Типовое положение о ДОУ


1.Разработка основной общеобразовательной программы ДОУ на основе федеральной Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС) 2. Индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов (при наличии их в контингенте ДОУ любого вида). 20 Новые документы ДОУ


Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование). 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС , в настоящее время проходит апробацию). 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС). 21


Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию; ФГОС учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования; На основе ФГОС осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании ОУ; Функции ФГОС ДО по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на дошкольное образование: 22


Определены пользователи ФГОС : ОУ (ДОУ), органы управления образованием; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей); ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ; учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования; 23


ФГОС повышает ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования. 24


Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка); Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса); Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация); Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра); Концептуальные основы 25


Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей. Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона). Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей-мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семья ми воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 26 Реализация Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на2011-2015 гг.


Внедрение системы мониторинга здоровья детей. Совершенствование организации питания. Формирование индивидуальной модели оздоровления детей. Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом. Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья 27 Здоровьесбережение


Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования - детский сад - начальная школа. 28 Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.


Расширение возможности регистрации детей в режиме он-лайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах. Создание интернет сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родитель ской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг. 29 Информационная открытость дошкольного образования


Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики. Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов. Миссия образовательного комплекса Ставропольского края заключается в обеспечении условий для качественного образования и воспитания всесторонне развитой, конкурентоспособной, здоровой личности молодых граждан страны, подготовки кадров для инновационной экономики региона. 30 Повышение эффективности управления современным детским садом


1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества. 2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека. 3. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества. 31 Основные стратегические цели:


1. Повышение доступности качественного образования; 2. Укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с национальной образовательной стратегией «Новая школа»; 3. Подготовка нового поколения педагогических кадров; 4. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения; 5. Повышение эффективности управления в системе образования; 6. Развитие современной системы непрерывного образования; 7. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования; 8. Развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родитель ского попечения; 9. Интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; Поддержка талантливой молодежи. Повышение доступности качественного образования 32 Приоритетные направления развития системы образования Ставропольского края


Вопросы и задания для контроля: 1.Назовите ключевые проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования. 2.Каким правом законодательной инициативы обладают субъекты Российской Федерации. 3.Перечислите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования. 4.Назовите приоритетные направления развития дошкольного образования. 5.Информационная открытость дошкольного образования (определение). 6.Перечислите основные стратегические цели в сфере образования. 7.Назовите принципы государственной политики в области образования. Создайте стандарт качества дошкольного образования в виде схемы Практическое задание 33


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ В РАБОТЕ

Переход российского государства на путь инновационного развития предполагает совершенствование государственной социальной политики. Одним из факторов социального развития российского общества является модернизация системы образования. Как отмечают некоторые авторы, «образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика на основе общественного согласия устанавливает коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития» .

Совершенствование системы образования способствует повышению общего уровня жизни, так как уровень образования есть показатель уровня развития общества. От уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, что напрямую оказывает влияние на состояние экономики общества.

Кроме того, образование влияет на духовное развитие общества через культурно-воспитательную функцию. Так же образование – это один из важнейших этапов жизни личности, и оно является средством решения различных проблем не только отдельных индивидов, но и всего общества.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Все ступени образования взаимосвязаны и решают разные социальные задачи .

Дошкольное образование является первым и вместе с тем, одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов. Государство признаёт приоритетную роль дошкольного образования, о чём свидетельствует государственная политика в сфере образования. В настоящее время государственная социальная политика в сфере образования проявляется в государственной программе развития образования, в проектной деятельности, в рамках стратегического развития Российской Федерации по направлению "Образование", в законодательном обеспечении системы образования и т.д.

Актуальность исследования государственной социальной политики в сфере образования подтверждена стратегической инициативой Президента Российской Федерации В. В. Путина, о том, что развитие и модернизация сферы общего образования обуславливается соответствием школьного образования целям опережающего развития. На данной концепции и базируется процесс развития дошкольного образования .

В настоящее время основными направлениями государственной социальной политики в сфере дошкольного образования являются: обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования. Решение данных задач решается посредством эффективного управления системой образования, которое представлено в ч. 2 ст.89 ФЗ «Об Образовании в РФ». Механизмами управления системой образования являются:
1) формирование системы взаимодействующих органов исполнительной власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности различных органов власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) осуществление независимой оценки качества образования;
8) подготовку и повышение квалификации работников различных органов власти всех уровней, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций .

На сегодняшний день результатами реализации государственной социальной политики в сфере дошкольного образования можно считать следующие количественные показатели:
100 % - ая доступность дошкольного образования для детей от 3 - 7 лет в 75 субъектах Российской Федерации;
доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3-х лет выросла на 4,84%;
94,9% детей дошкольного возраста от общего числа воспитанников обучаются по образовательным программам, соответствующим требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО);
в 83,18% образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДОО;
98,6% руководителей и педагогических работников дошкольных организаций прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку .

Тем не менее, на сегодняшний день проблема доступности дошкольного образования для детей от 1,5 – 3-х лет остаётся всё также актуальной.

Сегодня, ключевую роль в обеспечении доступности дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста, призван сыграть негосударственный сектор. Но, вместе с тем, значительная разница в оплате за присмотр и уход за детьми в государственных и частных детских садах, ставит родителей (законных представителей) в неравные условия. А также, данное положение дел затрудняет конкуренцию между частных и государственных детских садов, что не выступает стимулом для повышения качества этой ступени образования.

В России накоплен определенный опыт реализации различных форматов социального партнерства в организации ЧГП в профессиональном образовании и весьма ограниченный – в дошкольном образовании. «В силу существующих бюджетных ограничений, очевидно, что задача полного охвата детей дошкольным образованием не может быть решена только силами государства» .

Выделены и формы частно-государственного партнерства, ориентированные на участие общественности: попечительские или управляющие советы, в которых участвуют представители субъектов частного сектора. Данный механизм позволяет включить в управление дошкольной образовательной организацией представителей органов государственной власти субъектов РФ, муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества) .

Внедрение сервисных электронных услуг для регистрации в электронной очереди на получение места в детском саду, безусловно, улучшило ситуацию по зачислению ребёнка в дошкольную образовательную организацию. Но имеет место быть проблема недостаточной информированности родителей о порядке комплектования групп, о правилах движения детей в очереди.

«На этом фоне реализуемые в настоящее время программы развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования выглядят не полными по своим целям и задачам. Проведенный анализ показал, что сейчас в них наблюдается смещение целевых ориентиров в сторону обеспечения доступности, явный дисбаланс между мерами по вводу дополнительных мест и мерами по повышению качества дошкольного образования. Более того, в большинстве проанализированных программ повышение качества дошкольного образования не заявлено ни в виде целевых ориентиров, ни в составе планируемых мероприятий и ожидаемых результатов» .

Всё вышесказанное и другие проблемы, возникающие в системе ступени дошкольного образования, напрямую оказывают влияние на такой важный демографический показатель как рождаемость. Возникновение и постепенное обострение на протяжении последних двух десятилетий проблемы обеспечения доступности качественного дошкольного образования является феноменом постсоветского развития отечественной системы образования. Во многом такое положение обусловлено процессами нарастающей социальной дифференциации российского общества .

Исходя из этого, проблема реформирования и модернизации системы дошкольного образования остаётся все также актуальной. Поэтому, необходим дальнейший поиск и реализация комплекса новых государственных мер, направленных на развитие и эффективное функционирование такого уровня системы образования, как дошкольное образование.

Литература
1. Чистохвалов, В.Н. Современная образовательная политика России: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 246 с.
2. Харисова, А.В. Реализация государственной политики в сфере образования в субъекте РФ, состояние и перспективы развития / А. В. Харисова, А. В. Янгиров // Научно-практические исследования. – 2017. – № 1 (1). – С. 40-45.
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.
4. Хайбулина, Ю.Б. Современное дошкольное образование в России – проблемы и решения / Ю. Б. Хайбулина // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы IX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. – 2014. – С. 244-245.
5. Афанасьева, К.А. Принципы формирования государственной политики в сфере образования: проблемы реализации / К. А. Афанасьева // В сборнике: Вектор лидерства: стратегии регионального развития. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. В 2-х частях. – 2017. – С. 72-74.
6. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 53 с.
7. Вариативные формы обеспечение доступности качественного дошкольного образования [Электронный ресурс]/Т.Н. Богуславская// Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). – 2013, № 4 - Режим доступа: www. iuorao.ru.
8. Пуденко, Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа [Электронный ресурс]/ Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). – 2013, № 2. - Режим доступа: www. iuorao.ru.
9. Доступ к образованию: оценка ситуации в России // Народное образование, 2013. – № 7. – С.11-17.

IMPLEMENTATION OF STATE SOCIAL POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AT THE STAGE OF MODERN DEVELOPMENT OF RUSSIA

О.S. Мoskalenko
Vyatka State University, Кirov

Annotation . This article focuses on the main areas of implementation of state social policy in the field of pre-school education. The article considers the main mechanisms of managing the education system. The results of the implementation of the state social policy in the sphere of preschool education are revealed. The current problems are considered.

Keywords: state social policy; pre-school education; kindergarten; quality; accessibility; management arrangements.

References
1. Chistokhvalov, V. N. Modern educational policy of Russia: Textbook. benefit. - Moscow: RUDN, 2008. - 246 p.
2. Implementation of state policy in the field of education in the subject of the Russian Federation, the state and prospects of development / A.V. Kharisova, A.V. Yangirov // Scientific and practical research. - 2017. – No. 1 (1). - P. 40-45.
3. About education in the Russian Federation: Feder. law of 29.12.2012 № 273-FZ / / SOBR. legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 53 (part I). - St. 7598.
4. Khaybulina, J. B. Modern preschool education in Russia – problems and solutions / J. B. Khaybulina // In the book: Russia and Europe: culture and economy in the Materials IX international scientific-practical conference. Executive editor Evarina N. In. – 2014. – P. 244-245.
5. Afanasieva, K.A. Principles of public policy in the field of education: problems of implementation / ka Afanasyeva // in the collection: Vector of leadership: strategies for regional development. Collection of scientific works based on the materials of the all-Russian scientific-practical conference of students, postgraduates and postgraduates. In 2 - " s parts of. - 2017. – P. 72-74.
6. Klyachko, T. L. Education in Russia: key problems and solutions / T. L. Klyachko. - Moscow: publishing house" Delo " Ranepa, 2013. - 53 p.
7. Variable forms of ensuring access to quality preschool education / T. N. Boguslavskaya/ / education Management: theory and practice (electronic journal). - 2013, № 4-access Mode: www. iuorao.ru.
8. The Availability of high-quality preschool education: the risks of the modern stage / T. I. Pudenko // education Management: theory and practice (electronic journal). - 2013, № 2. - Access mode: www. iuorao.ru.
9. Access to education: assessment of the situation in Russia // Narodnoe obrazovanie, 2013. – No. 7. – P . 11-17.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: