Подробный анализ стихотворения "дума" лермонтова. Стихотворение "Дума" Лермонтова: анализ Дума краткий анализ

«Дума» Лермонтова была написана в 1838 году, в то время когда писатель возвратился из ссылки. Стихотворение написано в поэтической форме, широко используемой в то время поэтами-декабристами. По жанру произведение, так же как и «Смерть поэта», принадлежит к элегии-сатире. Михаил Юрьевич в «Думе» упрекает свое поколение в малодушии, бездействии и равнодушии. Молодые люди осуждают ошибки поколения «отцов», но сами не делают ничего, отказываясь от борьбы и не принимая участия в общественной жизни.

Главная тема стихотворения

«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы». Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков. Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.

Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества. Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов. «Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.

Созерцание прошлого, настоящего и будущего

«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.

Гражданский суд над современниками

Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов». Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет. Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.

Стихотворение «Дума» было написано Лермонтовым в годы мрачной цензуры, которая существовала в период правления , и стало своеобразной эпитафией молодому поколению России и в то же время обращением к будущим потомкам. Произведение было создано за неполных три года до гибели поэта и сразу же вызвало горячие споры, как в обществе, так и в среде критиков.

Вконтакте

Настроение общества первой половины 19 века

1838 – год написания «Думы» — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.

После настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, и бесцельность существования.

Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.

Сам поэт за смелое изъявление мыслей был сослан на военную службу на Кавказ . Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

Идея

Общение с опальным повстанцем невольно вынудило поэта провести параллель между современным поколением , молчаливым и «постыдно равнодушным», и бунтарями ещё совсем недавнего прошлого. К тому же, минуло ещё не так много времени со дня героической победы в войне 1812 года. Контраст получался разительным: многие современники Лермонтова, даже лучшие представители молодежи, не могли найти место для приложения своих сил и способностей, становясь мизантропами либо безразличными эгоистами.

Важно! Не случайно тема «лишних людей» пронизывает всё творчество поэта.

Основная идея и тема родилась в результате глубоких философских размышлений поэта о смысле бытия, вот почему стихотворение называется «Дума». Это не итог сиюминутных размышлений , а беспрестанная мысленная работа, щемящая боль, не дающая покоя. Анализ стихотворения помогает проследить тревожное движение авторской мысли.

Основная тема

Тема стихотворения – поведение обычного человека в обществе . Условия подцензурной Николаевской России наложили неизгладимый отпечаток на формирование мятежного духа самого поэта: «а он, мятежный, просит бури…». Преклонение перед героями войны 1812 года: «богатыри – не мы…» и декабристами — с одной стороны, и нелицеприятное мнение о представителях своей эпохи — с другой, вылились в обличительные стихотворные строки . Поэт бичует не только своих ровесников за социальный инфантилизм, обреченность, скептицизм и неверие в собственные силы, но и находит те же черты в себе самом. А потому его вердикт беспощаден – это «потерянное поколение», которое в переломном историческом периоде не способно оставить яркого следа: «в бездействии состарится оно».

С младых лет «в начале поприща», когда юноши должны гореть, творить, совершать безумства, мечтать и претворять свои мечты в жизнь, они «вянут без борьбы ». Не предпринимается никаких попыток к сопротивлению, лишь «позорное малодушие перед лицом опасности».

Грусть и пессимистическая тональность слышатся с первых же строк произведения, ведь поэт считает поколение современников лишенным будущего: оно «иль пусто, иль темно…». И даже просвещение в устах автора – не луч постижения знаний, а докучливое «бремя», ибо ведет к скепсису и «сомненью». Данное положение – катастрофа целого поколения .

В чем же Лермонтов видит истоки такого нигилизма . На смену радужным перспективам и чаяниям общества периода декабристского восстания пришло горькое разочарование и укрепление консервативных позиций. Потому «ошибки отцов» и извлеченные уроки дезориентируют молодежь, лишая светлых устремлений и смысла существования: «и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…».

Внутренняя неустроенность , лишение жизненных основ, душевная дисгармония – вот удел младого племени. Ведь жизнь по течению – это угасание, сравнимое с «тощим плодом, созревшим до времени» — ни красоты в нём, ни пользы! Моральная убогость, «равнодушие к добру и злу» — такими эпитетами характеризует Лермонтов представителей своей социальной группы.

Любые благие жизненные цели не делают разумной и наполненной жизнь его современников:

  • «бесплодна» и лишь бесполезно «иссушает ум»;
  • «страсти» — это обман и «неверие»;
  • поэзия и искусство не вызывают восторга и «ум не шевелят»;
  • любовь и ненависть «случайны», без «жертв ни злобе, ни любви».

Состарившееся до поры поколение не считает удовольствиями и развлечения своих предков, им скучны «роскошные забавы». Так что же остается, когда нет истинной любви, дружбы, служения Отечеству? Смерть, кончина, как в моральном, так и физическом смысле. «И к гробу мы спешим без счастья и без славы…». И закономерным итогом является забвенье потомков, которые заклеймят «угрюмую толпу» «презрительным стихом…».

Жанровое многообразие и композиционное построение

Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре , форма которого предопределена поэтами-декабристами.

Всё построение «Думы» основано на развитии мысли . Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.

Композиция стихотворения выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.

Произведение состоит из трех частей:

  1. Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они».
  2. В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы».
  3. В третьей — финальной — звучит тема грядущего.

Внимание! Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.

Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя , присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.

Художественные особенности

Придать необходимую патетику и эмоциональность строкам помогают средства художественной выразительности:

  • Конструкция стиха сложна: наряду с шестистопным ямбом в прослеживаются пятистопные и четырехстопные ямбические стихи, начинающие либо замыкающие строфу, их использование делает строки «ударными» и выразительными.
  • Мощные эмоциональные эпитеты наполняют стихотворение образностью и силой: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «мысли плодовитой», «презрительным стихом».
  • Двойные сравнения, романтические метафоры, гиперболы усиливают общее впечатление от произведения: «вянем без борьбы», «жадно бережём», «тощий плод».
  • Используются особенности высокого стиля: «грядущее», «постыдно», «чаша наслаждений».

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»

М. Ю. Лермонтов «Дума»

Вывод

Все перечисленные приемы подчеркивают насущность проблем, «которые мрачат душу…». Современники и критики дали высокую оценку «Думе». Виссарион Белинский, известный литературный критик и теоретик, воспринял поэтическую исповедь, как «стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни в тысячу раз хуже физической смерти».

Тридцатые годы 19 века - время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий.

Название "Дума" знаменательно. Слово ассоциируется с "Думами" Рылеева. Но это скорее связь по контрасту. "Думы" Рылеева были посвящены выдающимся людям, их героическим делам. В "Думе" Лермонтова, написанной в 1838 году, - рассказ о жалкой участи их потомков.

Как же оценивает Лермонтов людей своего поколения? О начале их пути сказано так:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Настоящее рисуется при помощи следующей картины:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

А будущее таково:

… Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши (проверить слово!) ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Жизненный путь этих людей - "ровный путь без цели". Но беда это, исторически обусловленная, или вина не вовремя родившегося поколения?

В "Думе" Лермонтов выступает как строгий Судья. Прежде всего он обвиняет мыслящих современников в бездействии, в пассивности, в том, что они "вянут без борьбы", не пытаются изменить свою судьбу. Духовный мир рисуется при помощи контрастных сопоставлений: "к добру и злу постыдно равнодушны"; "и ненавидим мы, и любим мы случайно"; "ни злобе, ни любви" - "ничем не жертвуя". Лермонтов показывает духовную смерть поколения. Читатель постепенно входит в мир "обесцененных ценностей"; "богатство ошибками" - не богатство, а бедность; бесполезный клад - не клад; чужой праздник - не праздник; бесполезные науки - не науки; томительная жизнь - не жизнь.

Оценка Лермонтовым своих современников сурова, но она продиктована его общественными взглядами. Для него, который еще юношей заявлял: "Так жизнь скучна, когда боренья нет", особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу.

В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. В самом начале Лермонтов говорит: "Печально я гляжу на наше поколенье…". Так можно сказать, смотря со стороны, извне. Но в дальнейшем он объединяет себя со своими современниками: "Богаты мы…"; "…мы вянем без борьбы…". Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придает стихотворению особую пронзительность, горечь.

Выразительные, беспощадные эпитеты подбирает Лермонтов, чтобы убедительнее звучала тема стихотворения - характеристика современников ("постыдно равнодушны", "презренные рабы", "позорно малодушны").

Но многое из самообвинения никак нельзя отнести к автору стихотворения "Смерть Поэта", поплатившемуся ссылкой за свое свободомыслие.

Думается, что нельзя распространять горькие обвинения на таких современников Лермонтова, как Белинский и Герцен. Правда, очень мало было людей, не смирившихся после поражения декабристов ("отцов"). Опровергает самообвинения и та активная позиция, которую Лермонтов занял в стихотворении. Благодаря поэтическому дару, Михаил Юрьевич предоставил современникам возможность честно посмотреть на себя, оценить себя как людей, от которых зависит будущее, предупредил, что равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков.

Таким образом, если тема "Думы" - характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея - призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности.

У Лермонтова много стихотворений - "двойников". Неоднократное обращение к определенной теме говорит о напряженном поиске ответов на сложные и важные вопросы. Тема "Думы" звучит уже в стихотворении "Монолог", написанном в 1829 году:

"Мы дети севера, как здешние растенья.

Цветем недолго, быстро увядаем…"

Продолжение темы "Думы" и более глубокое ее осмысление, несомненно, представлено в романе "Герой нашего времени".

Но вспомним, что герой ранних стихотворений - борец за свободу, человек великих страстей и исканий.

Дума _ распространённая поэтическая форма в литературе XIX века. Этот жанр широко использовали поэты-декабристы, особенно популярны были «Думы» К. Ф. Рылеева. Однако вокруг жанра «Думы» М. Ю. Лермонтова сразу же разгорелись жаркие споры. Выдающиеся литературные критики давали произведению самые разноречивые оценки: В. Г. Белинский утверждал, что «Дума» есть сатира», С. П. Шевырёв писал, что стихотворение Лермонтова — «ужасная эпитафия молодому поколению».

Перед нами не традиционная элегия, а некое смешение стилистических пластов: кроме печального рассуждения, в стихотворении звучит и гневное обличение, и язвительные насмешки, и страстный призыв к молодому поколению, В «Думе» есть сатира, как и в стихотворении «Смерть Поэта». Только сатира здесь направлена не на великосветское общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 1830-х годов.
Можно сказать, что стихотворение «Дума» — это
гражданский суд Лермонтова над своим поколением.
И это не взгляд со стороны, а откровение человека,
принадлежащего к тому же поколению. Гражданская
тема для поэта глубоко личная, выстраданная.
Лермонтов не отделяет себя от своих соотечественни-
ков — он употребляет местоимение мы.
В стихотворении раскрывается трагедия людей, об-
речённых состариться «в бездействии» «под бременем
поананья и сомненья » Лермонтов видит причину
этой трагедии в общественной обстановке в России
после восстания декабристов, когда наступила эпоха
безверия и бесцельного существования, когда люди
таили даже от близких и друзей « надежды лучшие и
Голос благородный». Это время, когда молодые люди

разуверились в идеалах, в которые верили их отцы,
они «богаты ошибками отцов».
Поэт обвиняет своих современников в постыдном
равнодушии к добру и злу, в трусости и раболе-
пии перед властью, в неспособности испытывать
радость жизни и чувствовать красоту искусства.
Общественная пассивность людей 1830-х годов свя-
зана с их позорным малодушием:
к добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Мысль о бездействии поколения многократно
варьируется. Стихотворение приобретает не только
скорбный, но и едко-иронический тон. Передавая
пустоту бесцельного существования, поэт использует
двойное сравнение:
и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на прааднике чужом.
Образы «ровный путь» и «чужой праздник» кон-
кретны, эмоциональны и вызывают у читателя чув-
ство грусти и сожаления.
Автор употребляет так называемую философскую
и гражданскую лексику, слова: познание, сомненья,
власть, судья, гражданин, грядущее, поприще. Но
стихотворение звучит очень эмоционально, потому
что написано в романтической традиции и насыщено
выразительными метафорами (иссушили ум наукою
96

бесплодной; чаша наслажденья; царствует холод;
огонь кипит в крови) и эпитетами (плодовитая
мысль; восторг сладостный).
Выразительный эффект достигается употреблением
антонимов — слов с противоположным значением:
ненавидим — любим; холод — огонь. Поэт часто ис-
пользует слова и выражения в переносном смысле.
Например, состариться означает не только физи-
ческую, но и духовную старость, а ровный путь
без цели — это равнодушие и апатия, отсутствие
жизненных тревог.
Гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» харак-
теризует раннее наступление зрелости поколения,
«разбуженного выстрелами на Сенатской площади»
(А. Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения
получает в четвертой строфе образное воплощение в
сравнении-метафоре: « тощий плод».
Поэт высказывает беспощадную правду не о чём-то
постороннем и чуждом, а о том, что ему дорого и кров-
но близко. Это делает произведение трагическим.
Передовые люди 1830-1840-х годов увидели в
«Думе» выражение собственных мыслей и чувств и
нередко цитировали лермонтовекие строки в своих
письмах и дневниках. «Эти стихи писаны кровью;
они вышли из глубины оскорбленного духа, — пи-
сал Белинский, — это вопль, это стон человека, для
которого отсутствие внутренней жизни есть зло,
в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! .. И
кто же из людей нового поколения не найдет в нём
разгадки собственного уныния, душевной апатии,
пустоты внутренней и не откликнется на него своим
воплем, своим стоном?.»

«Дума» — стихотворение, в котором проблема поколений, проблема человека в идеологическом контексте конкретной исторической эпохи стала одной из центральных. Однако у Лермонтова человек и время предстают не как введение новой темы. Они неразрывно связаны с проблематикой ранней лирики.

Проводя анализ стихотворения «Дума» Лермонтова, мы сразу замечаем отличие этого произведения от более ранних; в нем передан другой тип сознания, следовательно, мы вправе говорить и о новом герое. Сознанию лирического героя Лермонтова, охватывающему и осмысляющему добро и зло как предельные проявления жизни, тяготеющему к действию, борьбе, противопоставлено иное отношение к жизни:

В начале поприща мы вязнем без борьбы...

Предметом анализа и самоанализа теперь становится именно этот тип личности, прежде не останавливавший на себе внимания поэта. В «Думе» аналитическому осмыслению подвергнуто сознание, которое пребывает в сугубо земной плоскости, не помышляет о небе, не ищет «чудесного», сознание, в значительной степени обусловленное социально-историческими условиями.

В «Думе» с первой строки Лермонтов заявляет, что главное в его произведении не индивидуум, а люди определенной эпохи — его современники.

«Печально я гляжу на наше поколенье!» — первая строчка стихотворения. «Я» по-прежнему на первом плане; мнение, оценка лирического героя первостепенна и подается как бесспорная; и все же словосочетание «наше поколенье» свидетельствует, что герой действительно ощутил себя его органической частицей. А далее «я» практически уходит из текста, оно заменено другим местоимением — «мы». Оказывается, что в тот момент, когда человек выходит за пределы собственного «я», начинает осознавать вне его находящуюся жизнь, ему приоткрывается, становясь предметом диалектического анализа, и его собственная духовная жизнь. Лишь ощутив себя внутри своего времени, перенеся центр внимания с «я» на «мы», можно в полной мере осмыслить трагическую природу человеческого бытия. Совмещение философского и исторического взглядов дает особое зрение. Взгляд на природу человеческой личности с учетом исторического момента, особенностей социального бытия позволяет разглядеть двойственную природу философских категорий, оспорить те ценности, которые казались незыблемыми и достаточно долго таковыми оставались.

Дума лирического героя охватывает все аспекты жизни и сознания: прошлое — настоящее — будущее (исторический опыт «отцов» и настоящее «детей»), природу познания и действия, праздник жизни и бессилие перед ней, науку и «создания искусства», любовь и ненависть. Все эти ключевые для жизни понятия поэт подвергает своеобразному как историческому, так и духовно-нравственному испытанию. Создается впечатление, что все аспекты жизни этого испытания не выдержали. Беспощадно обнаженные пустота грядущего, бремя познания, бесплодность науки, тайный холод души рождают чувство богооставленности, бессмысленности жизненного бытия.

Лермонтов оспорил и ценности, которые на самом деле были спасительны для эпохи 1830-х годов. В пору политической реакции, несвободы слова именно «духовная жажда», философские занятия, самоуглубление помогли поддержать активность духовной жизни. «Величайшее заблуждение,— полагал П. Я. Чаадаев, — видеть в свободе необходимое условие для развития умов». Декабрист Г. С. Батеньков, проведший в одиночном заключении 20 лет, был убежден: «Дух человеческий подобен воздуху — чем более он утесняется, тем сильнее». «Можно избавиться от людей,— говорил другой декабрист, А. В. Поджио,— но не от идей». В ту эпоху рождалось немало глубоких, философски насыщенных идей. «Познание и сомнение» — доминанты духовной жизни 1830-х годов; они поддерживали внутреннюю жизнь, сохраняли человеческую индивидуальность. Лермонтовский герой, знающий и жажду действия, и демонический скепсис, в безграничной преданности своего поколения мысли, сомнению усмотрел немалую опасность для человеческой личности: это возможность утраты действенной жизни, то есть жизни как таковой, и опасность потери морального критерия.

...Под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно

(поколение.— Е.А.).

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Не состоя в философских кружках второй половины 30-х годов (они были характерным явлением той поры), Лермонтов угадал двойственность отвлеченного знания. Излишнее самоуглубление и самообнажение души грозили замкнутостью, гипертрофией «я», равнодушием к жизни и, следовательно, бесплодностью интеллектуальных усилий.

Лермонтов отмечает в своем поколении возросшую до невыносимости противоречивость внутренней жизни. В груди — не более чем «остаток чувства», но он «жадно» бережется, а вместе с тем осознается как «бесполезный клад». «Огонь» и «холод тайный» сошлись в одной груди. «Лед и пламень» героев пушкинского романа совместились в душе лермонтовского современника. Он сознает двойственность этих состояний, но и не может, и не хочет пожертвовать ни тем ни другим. Напряжение духовной жизни не только обернулось разладом сознания, но и позволило понять его неодолимость, неразделенность с душой. Лермонтовское поколение духовная жажда лишила праздника жизни, но она исключила и духовное насыщение. В этот момент герой «Думы» сознает, что избранность, прежде казавшаяся бесспорной, — лишь иллюзия. «Я» — внутри мира, оно впитало в себя духовную изнеженность времени и (как следствие) подчинилось историческому моменту («Перед опасностью позорно малодушны И перед властию презренные рабы»). Оказывается, избранность и духовная гордость не предопределяют подлинной свободы и духовной независимости: исторического испытания гордый дух не выдержал. Лермонтов не только уловил односторонность исторически определенных форм духовного сознания, но разглядел опасность односторонности, нецельности в самой природе рефлективности: гипертрофия духовного оборачивается аморальностью мышления.

Тезис о бесплодности целого поколения в «Думе» развернут, поддержан множеством фактов и пояснений. Лирический герой раннего Лермонтова, который прежде мог сказать: «Я — или Бог — или никто»,— теперь признает себя не только частью поколения, бесплодно проживающего жизнь, но и «толпы, угрюмой и скоро позабытой». Можно сказать, что «демон», «зла избранник» не выдержал давления исторического времени. Но стихотворение «Дума» Лермонтова, анализ которого нас интересует, обнаруживает и иные потенциальные смыслы.

От строфы к строфе движется, углубляясь, аналитическая мысль, порожденная земною духовною жаждой. Напряженность исканий, степень самоосмысления личности столь велики, беспощадность самооценки так беспредельна, что все это приходит в противоречие с логическим выводом стихотворения о бесплодности жизни героя и поколения. Неосуществленность, бесплодность жизни трагически осознается самим поколением, но подобный духовный опыт не может быть бесплодным для жизни в целом; само напряжение аналитической мысли становится животворным; нет сомнения, что оно будет востребовано и оценено последующими поколениями. На этом завершим анализ стихотворения «Дума» Лермонтова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: