Как оформить стенгазету на тему небо ленинград. Материал для стенгазеты "900 дней мужества"

Курганская Екатерина Васильевна

Для людей проживающих в Санкт-Петербурге, этот победный день особый. Каждый горожанин чувствует эту неизсякаемую скорбь потерь и лишений. За 900 дней город испытали на стойкость, на человечности, на волю к победе. И каждое 27 января мы несем цветы, тем кто не дожил до освобождения города. В наш город приезжают молодые люди, создают семьи и их дети идут в детский сад. И эта газета должна зацепить их за самое сердце, чтобы они придя домой узнали о нашем городе больше. Дневник Тани - это символ человеческих потерь. Вечный огонь -это память о произошедшем, о том что не должно никогда повториться. Разорванное кольцо - прорыв блокады , георгиевская лента- это долгожданная победа, со слезами на глазах.

С детьми средней группы мы с помощью пластина расскрасили заготовленные мной миниплакаты. Развитие мелкой моторики прошло для них не только познавательно, но и интересно. Мальчики с удовольствием размазывали звезд и огонь, девочкам больше понравилось необычное изображение цветов.

Предварительная беседа о что такое блокада , придала их работе важность.

Публикации по теме:

Проект «День снятия блокады» Проект группы «Витаминки» «День Снятия Блокады» Тип проекта: творческий - информационный Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

27 января особый день в жизни жителей нашего города. В Санкт-Петербурге прошли мероприятия в дошкольных учреждениях, посвященные полному.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «900 дней блокады Ленинграда» Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. Задачи: Воспитывать.

Завтра27 январяотмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Невозможно вспоминать без содрогания об ужасах Великой.

Сценарий спортивного праздника «Военно-патриотическая игра ко Дню снятия блокады» «Военно-патриотическая игра ко дню снятия блокады». Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, познавательное развитие,.

Музыкально-литературная композиция в честь 73- годовщины снятия блокады Ленинграда для подготовительной к школе группы Дети входят в зал парами и встают в две колонны под "Гимн Великому городу" Глиэра. 1. Вам, героическим защитникам Ленинграда! 2. Вам, участникам.

Проект «День Снятия Блокады» в старших и подготовительных группах Бараева Ирина Владимировна Кузькина Екатерина Александровна Тип.

Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга. Сценарий к проекту.

Это имя - как гром и как град:

Петербург,
Петроград,
Ленинград.

Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ю. Воронов

Пытал нас враг железом и огнем...
«Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали, -
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди - камни Ленинграда!»

Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Ленинградский милиционер у ДЗОТа перекрестке улиц на Выборгской стороне.

Анна Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Груда тел погибших советских пленных в стороне от дороги. На дороге - немецкая техника. Фото из альбома немецкого военнослужащего.

Вы слышали стук метронома? По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.

В. Азаров

Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров - ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое - «живем!»,
Не дремлет город осажденный.

Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня в Ленинграде на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Позиция батареи 76-мм зенитных пушек образца 1938 г. на Стрелке Васильевского острова в Ленинграде

Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:

Людмила Ивановна Седачева

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома - окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов, мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Варвара Вольтман-Спасская «По воду»

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ю. Воронов «Сотый день или о героическом труде»

Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250 граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод.

Юлия Владиславовна Полховская

Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

Зоя Смирнова-Торопова

Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики, подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.

Владимир Сорокин

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

Ю. Воронов

Дома – без света м тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землёй
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой -
Наследье прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.

Не только взрослые, но и дети мужественно переносили все лишения.

С. Алексиевич

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

О. Берггольц «Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса - провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.

Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти. На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

И. Малышев

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
« Вновь не должно это все повториться!»

Воспоминания Филипповой Людмилы Алексеевны. Уже прошло много лет после блокады, но до сих пор не могу без слез вспоминать это время и об этом говорить.

«Когда началась война, мне было 5 лет. Мы жили в Ленинграде. Получилось так, что мы не смогли выехать из города. С каждым днем становилось все голодней. Но вначале мама доставала какую-то пищу, в основном, картофельные очистки. То, что котлеты из них были очень вкусные, это я хорошо помню. Но, к несчастью, мама простудилась и слегла. В квартире было холодно, и мы жили у нашей соседки тети Лели в самой маленькой комнате, жгли мебель и все, что могли. Мама лежала, сын тети Лели тоже, а вскоре и сама соседка не смогла ходить - ноги опухли. Известно, чем бы все окончилось, но в это время отцу удалось вырваться с фронта, и он смог вывезти нас из Ленинграда. Но по дороге мама потеряла сознание, и ее отправили в больницу. Маму уже не смогли спасти. Так я в шестилетнем возрасте осиротела.

Прошла уже целая жизнь с того времени, но о блокаде я без слез никогда не вспоминаю. Упаси господь все население нашей планеты от такой беды. Пусть наши дети никогда не услышат звук канонады».

Посмотри на фотографию. Это он - живой хлеб на живой руке жителя блокадного Ленинграда. Это паек блокадника на целый день. И больше ничего у него не было.

Ольга Берггольц

О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба -
Он почти не весит на руке…
Таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Невский проспект зимой в блокадном Ленинграде. На переднем плане художник, пишущий этюд.

Позиция батареи 76-мм зенитных пушек образца 1938 г. на Стрелке Васильевского острова в Ленинграде.

173. Прохожие у новой столовой в блокадном Ленинграде. Июнь 1942 г.

174. Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша и Наташа делят блокадный паек. Февраль 1942 г.

175. Школьник Миша Никитин у кухонной плиты в блокадном Ленинграде. Январь 1942 г.

176. Ленинградский школьник Андрей Новиков дает сигнал воздушной тревоги. 10.09.1941 г.

177. Школьницы Валя Иванова (слева) и Валя Игнатович, потушившие две зажигательные бомбы, упавшие на чердак их дома. 13.09.1941 г.

178. Прохожие на улице блокадного Ленинграда. Июнь-август 1942 г.

179. Девочка, истощенная от голода, в ленинградской больнице. 1942 г.

180. Группа детей из детского сада Октябрьского района на прогулке. Июнь-август 1942 г.

181. На Невском проспекте у кинотеатра «Художественный» в блокадном Ленинграде. Декабрь 1941 г.

182. Жители Ленинграда вскапывают землю возле Исаакиевского собора под посадку овощей. Весна 1942 г.

183. Табличка «Ул. Лиговская, 95» в ленинградском дворе.

184. Расчет зенитного 85-мм орудия на набережной Ленинграда. Август - сентябрь 1943 г.

185. Ребенок на улице блокадного Ленинграда у плаката «Уничтожить немецкое чудовище!». Зима 1941—1942 годов.

186. Жительница блокадного Ленинграда с ребенком.

187. Жители блокадного Ленинграда разбирают на дрова крышу здания.

188. Выдача дров жителям блокадного Ленинграда.

189. Пожарные смывают с асфальта на Невском проспекте кровь ленинградцев, убитых в результате немецкого артобстрела. 1943 г.

190. Зенитное орудие на фоне Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде.

191. Жертва немецкого артобстрела на Невском проспекте Ленинграда. 1943 г.

192. Жители блокадного Ленинграда на улице. На заднем плане на стене дома — плакат «Смерть детоубийцам». Предположительно зима 1941—1942 г.

193. Ремонт контактного троллейбусного провода на улице Гороховой в Ленинграде. 1943 г.

194.

195. Эвакуация останков жертв немецкого артобстрела в Ленинграде . 1943 г.

196. Мирные жители и военнослужащие, погибшие в результате немецкого артобстрела. 1943 г.

197. Очередь в детскую поликлинику № 12 в блокадном Ленинграде. 1942 г.

198. Палата детской больницы с новогодней елкой в блокадном Ленинграде. Зима 1941—1942 годов.

199. Женщины набирают воду на Невском проспекте в блокадном Ленинграде. Весна 1942 г.

200. Колонна солдат идет маршем у Кировского завода в Ленинграде.

201. Маленькие жители блокадного Лениграда у бомбоубежища.

202. Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора в Ленинграде. 1942 г.

203. Ополченцы Кировского завода проходят строем по улице. 1941 г.

204. Истребители МиГ-3 над Петропавловской крепостью. 1942 г.

205. Лето 1942 г. Зенитная батарея на Университетской набережной Ленинграда.

206. Весна 1942 г. Прощание со сверстником.

207. Павшую лошадь — на еду. Жители блокадного Ленинграда в голод пытаются добыть пищу, разделывая труп лошади. 1941 г.

208. Жители блокадного Ленинграда идут на Неву за водой. 1941 г.

209. «Медный всадник» в блокадном облачении. 1941 г.

210. Ленинград, Невский проспект. Остановившиеся из-за отсутствия электричества троллейбусы. 1941 г.

211. Две женщины в разрушенной артобстрелом ленинградской квартире. 1941 г.

212. Угол Невского проспекта и Садовой улицы. Танк Т-34, направляющийся на передовую. 1943 г.

213. Дворцовая площадь. Скот, угоняемый жителями прифронтовых районов. Осень 1941 года.

214. Угол Невского и Лиговского проспектов. Жертвы первых обстрелов города немецкой артиллерией. Сентябрь 1941 г.

215. Воронка от авиабомбы на набережной Фонтанки. 9.09.1941 г.

216. В блокадном Ленинграде. «Тихий ход! Опасно! Неразорвавшаяся бомба».

217. Моряки Балтийского флота с маленькой девочкой Люсей, родители которой умерли в блокаду. 1943 г.

218. Установка 76-мм пушки на шасси танка Т-26. Завод имени Кирова, Ленинград. Осень 1941 года.

219. Рабочий патруль. 1941 г.

220. На Невском проспекте. 1942 г.

221. Танки на фронт. 1942 г.

222. Проводы на фронт. 1941 г.

223. У Адмиралтейства. 1942 г.

224. У Исакиевского собора. 1942 г.

225. На берегу Невы. 1943 г.

Плакат к переименованному Госдумой Дню снятия блокады Ленинграда вызвал скандал из-за своей вопиющей малограмотности. Но вина здесь не тех, кто подписывал плакат к печати, а скорее депутатов Госдумы, которые утвердили малограмотное название в качестве официального наименования памятного для всех петербуржцев дня.

Новое названия Дня полного снятия блокады Ленинграда, которое видимо придумывали и утверждали либо в обмороке, либо те, кто имел по русскому языку твердую двойку, уже привело к скандалу. Жители Санкт-Петербурга с возмущением постят в соцсетях плакат, вывешенный на улице Чапыгина недалеко от телецентра. На этом шедевре написано: "День полного освобождения города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками".

"Вот где наш *** Комитет по культуре и отдыху администрации, так сказать, Петербурга? По их мнению, у нас в Ленинграде, во время блокады, были свои собственные немецко-фашистские войска. Плакат на Чапыгина. Петроградка", - резонно пишет в Фейсбуке запостивший фотографию известный петербургский тележурналист Игорь Максименко.

Однако тут же выясняется, что Комитет, в общем-то, ни при чем: надо благодарить наших доблестных думцев, которые, неизвестно с какого перепуга, "подарили" Санкт-Петербургу новое название памятного дня.

Вот некоторые комментарии:

"Комитет ни при чем в данной ситуации. Этот день официально так называется с ноября прошлого года. И, видимо, так и будет называться, пока кто-нибудь грамотно составленную бумагу президенту на подпись не принесет..."

"Идея была, может, и благой. Но законопроект попал в комитет Госдумы по обороне (дни воинской славы же), а те отдали его на экспертизу филологам в академию генштаба. Оттуда уже и выползло это название-мутант. Безымянные воины пера, неизвестные солдаты слова и генералы чернильниц подарили нам это чудесное имя".

Напомним, в конце октября прошлого года Госдума приняла закон, согласно которому было предложено скорректировать официальное название памятного Дня снятия блокады Ленинграда.

Думцы внесли изменения в федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России". Согласно документу, День снятия блокады Ленинграда, отмечаемый 27 января, был официально переименован в "День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 г.)".

В этом наименовании прекрасно всё. Во-первых, перед названиями городов, в именах которых присутствует частица - "град" и - "бург" (например, Ленинград, Петербург) слово "город" ставить не принято.

Во-вторых, свободный порядок слов в русском языке обманчив, и в данном случае непонятно, к какому слову относится местоимение "его" - то ли к Ленинграду, который освободили, то ли к "ленинградским" немецко-фашистским войскам.

Такая вот загогулина…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: