Холодная война и ее кризисы. Кризисы холодной войны

Периоды «холодной войны» и международные кризисы.

В «холодной войне» выделяют два периода. Для периода 1946 - 1963 гг. характерно нарастание напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кризиса. Это период создания военно-политических блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух социально-экономических систем. Значительными событиями были Корей ская война 1950 - 1953 гг., война Франции во Вьетнаме 1946 - 1954 гг, подавление СССР восстания в Венгрии в 1956 г., Суэц кий кризис 1956 г., Берлинские кризисы 1948 -1949, 1953 и 1961 гг., Карибский кризис 1962 г. Ряд из них едва не вызва ли новую мировую войну.

Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он ха рактеризуется переносом центра тяжести международных кон фликтов в «третий мир», на периферию мировой политики. Од новременно отношения США и СССР трансформировались от конфронтации к разрядке международной напряженности, к переговорам и соглашениям, в частности, о сокращении ядер ных и обычных вооружений и о мирном решении международ ных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и война СССР в Афганистане.

Карибский кризис.

Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение негласно разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядерного удара, каким стал Советский Союз после размещения американских ракет в Турции. Получение сведений о размещении советских ракет на «красном острове» вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на грани войны, однако благо­разумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с остро ва в ответ на обещания президента США Дж. Кеннеди не втор гаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

Война во Вьетнаме.

США оказывали помощь Южному Вьет наму, однако режим, установившийся там, оказался под угро зой краха. На территории Южного Вьетнама развернулось пар­тизанское движение, поддерживаемое Демократической Респу бликой Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам), Китаем и СССР. В 1964 г. США, использовав в качестве предлога собственную провокацию, начали массированные бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили войска в Южном Вьетнаме.

Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с партизанами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществляли массовые расправы с мирными жителя ми, но движение сопротивления ширилось. Американцы и их местные подручные несли все большие потери. Столь же безу спешно американские войска действовали в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в самих США, наряду с военными неудачами заставили американцев пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американские войска были выве дены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу - г. Сайгон. Появилось новое государство - Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).

Война в Афганистане.

В апреле 1978 г. в Афганистане прои зошел военный переворот, осуществленный приверженцами ле вых взглядов. Новое руководство страны заключило договор с Советским Союзом и неоднократно просило его о военной помо щи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Гражданская война между сторонниками и противниками ново го режима в Афганистане все сильнее разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в страну ограниченного контингента войск. Присутствие советских войск в Афгани стане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством страны и ввел войска по его просьбе. По сути, советские войска оказа лись втянутыми в гражданскую войну в Афганистане. Вывод советских войск из Афганистана был осуществлен в феврале 1989 г.

Ближневосточный конфликт.

Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между государством Израиль и его арабскими соседями.

Международные еврейские (сионистские) организации выбра ли территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира еще в начале XX в. В ноябре 1947 г. ООН приняла реше ние о создании на территории Палестины двух государств: араб ского и еврейского. Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено Государство Из раиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Началась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Си рия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более половины территории, пред назначенной для арабского государства, и западную часть Иеру салима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан по лучила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

С тех пор противостояние евреев и арабов в Палестине оста ется одной из острейших проблем. Сионисты призывали евреев всего мира переселяться в Израиль, на «историческую родину». Для их размещения на арабских территориях создавались ев рейские поселения. Влиятельные силы в Израиле мечтают о создании «Великого Израиля» от Нила до Евфрата (символически эта идея отражена в государственном флаге Израиля). Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР под держал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. А.Насером национализация Суэцкого канала ударила по интересам Великобритании и Франции (Насер поддерживал антифранцузское во стание в Алжире). Началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта. 29 октября 1956 г. израильская армия перешла египетскую границу, а в зоне канала высадились англичане и французы. Силы были неравны, готовилось наступление на Каир. Лишь после угрозы СССР приме нить силу против агрессоров в ноябре 1956 г. военные действия были прекращены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб ских государств в ответ на деятельность Организации освобождения Палестины (ООП) во главе с Ясиром Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продвигались вглубь Египта, Сирии, Иордании. Протесты против агрессии, охватившие весь мир, и усилия СССР заставили Израиль уже 10 июня остановить военные действия. В ходе шестидневной войны Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан, восточную часть Иерусалима, Голанские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действова ли более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 и 1982- 1991 гг. израильские войска втор глись на территорию Ливана для борьбы с находившимися там палестинскими беженцами. Часть территории Ливана оказалась под контролем Израиля. Лишь в начале XXI в. израильские вой ска покинули Ливан, однако провокации против этой страны продолжались.

Все попытки ООН и ведущих мировых держав добиться пре кращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1978-1979 гг. при посредничестве США удалось подписать в Кемп-Дэвиде мирный договор между Египтом и Израилем. Из раиль выводил войска с Синайского полуострова, но палестин ская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных терри ториях Палестины началась интифада - восстание палестинцев. В 1988 г. было объявлено о создании Государства Палестина. По пыткой разрешить конфликт стала договоренность между лиде рами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестин ской автономии на части оккупированных территорий. Однако Палестинская автономия находилась в полной зависимости от Израиля, а на ее территории оставались еврейские поселения.

Ситуация обострилась в конце XX - начале XXI в., когда началась вторая интифада. Израиль был вынужден вывести свои войска и переселенцев из сектора Газа. Но взаимные об стрелы территории Израиля и Палестинской автономии, терро ристические акты продолжались. Летом 2006 г. шла война меж ду Израилем и ливанской организацией «Хесболла». В конце 2008 г. - начале 2009 г. израильские войска нанесли удар по сектору Газа, где у власти находилось радикальное движение Хамас. Военные действия привели к гибели сотен палестин цев.

Разрядка.

С середины 50-х гг. СССР неоднократно выступал с инициативами всеобщего и полного разоружения. Важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сделаны в 70-е гг. В США и в СССР росло понимание, что дальнейшая гон ка вооружений становится бессмысленной, что военные расходы подрывают экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название разрядка.

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация отношений СССР с ФРГ. Важным пунктом договора между ними было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ (1970). Во время визита в СССР в мае 1972 г. прези дента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ограни чении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об огра ничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Новый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) был подпи сан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокращение численности баллистических ракет.

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся заклю чительный этап Совещания по безопасности и сотрудни честву глав 33 европейских стран, США и Канады. Его итогом стал Заключительный акт, в котором были зафиксированы прин ципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В конце 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Прекра тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях све та в начале 80-х гг. вновь привели к усилению гонки вооруже ний и росту напряженности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состояли причины образования военно-политических бло ков? В чем заключались их задачи?

2. Каковы причины кризисов в 40 - 50-х гг.? Каковы были их по следствия?

3. Каковы причины и последствия крупнейших военных конфлик тов 60 -80-х гг.?

4. Что такое разрядка? В чем ее причины? Какие были достигну ты соглашения?

5. Как изменилось соотношение сил в мире в конце XX - начале XXI в.?

6. Составьте таблицу, отражающую хронологию крупнейших меж дународных конфликтов, которые произошли во второй поло вине XX - начале XXI в.

Летом 2011 года официально стартует процесс постепенного вывода американских сил из Афганистана. К 2014 году члены НАТО планируют завершить передачу ответственности за ситуацию в стране афганским силам безопасности, подготовка которых ведется усиленными тепами при участии региональных и международных структур. Однако обстановка в Исламской Республике Афганистан (ИРА) остается сложной. Межэтнические проблемы по-прежнему не решены, борьба с непримиримой вооруженной оппозицией далека от завершения, колоссальная коррупция, тормозящая экономическое восстановление Афганистана, непобедимая наркомафия, сросшаяся с чиновничьим аппаратом на самом высоком уровне, рост потребления наркотиков внутри самой страны. Все это происходит на фоне малой эффективности международных и региональных структур, в том числе ООН. Когда американцы и натовцы покинут Афганистан окончательно, если покинут вообще, и удастся ли сохранить государственную стабильность после их ухода, остается под вопросом.

Сегодня операция НАТО в Афганистане уже не приковывает к себе столь пристального внимания, как десять лет назад. Во-первых, эта многолетняя война Запада успела хорошенько поднадоесть международному сообществу: политикам, СМИ, обывателям. Во-вторых, все привыкли к плохим новостям о перманентной активности талибов и очередных жертвах в результате военных действий, так что это не вызывает особо острой реакции, если только страны НАТО не переживают очередной электоральный цикл. В-третьих, войска Североатлантического альянса собираются в ближайшем будущем покинуть афганскую землю, что многим дает повод говорить о войне в Афганистане как успешно выполненной миссии, являющей собой пример готовности проводить сложнейшие операции под эгидой альянса далеко за пределами его зоны ответственности. В-четвертых, у Запада появилась свежая, куда более интересная и, заметим, гораздо легче выполнимая задача – свержение полковника Каддафи в Ливии. На фоне тяжелой позиционной войны в Афганистане, требующей больших затрат, операция в Ливии является своего рода легкой прогулкой.

Действительно, в Ливии не надо держать более 132 тысяч человек для поддержания видимости порядка и стабильности и тратить ресурсы на обеспечение 28 так называемых Групп восстановления провинций, разбросанных по всему Афганистану и занимающихся различными социальными и инфраструктурными проектами. Именно в Афганистане, а не в Ливии для того, чтобы решить проблему ресурсного голода, НАТО требуется присутствие 48 стран, не только ведущих держав мира (США, Франции, Германии, Великобритания) но и небольших государств, чей вклад в общее дело создания стабильности и наведения порядка в этой стране ограничивается не более чем десятью военнослужащими или специалистами .

Именно в Афганистане, а не в Ливии США и НАТО потеряли сотни человек убитыми , еще больше погибло мирных афганцев в результате неосторожных или халатных действий Североатлантического альянса .

Однако может сложиться так, что ливийская «легкая воздушная прогулка» через какое-то время также превратится в сложнейшую проблему, которая, возможно и не станет «лакмусовой бумажкой» для будущего НАТО, но может создать дополнительные трудности политического и функционального характера для организации. Ведь война США и ее союзников в Афганистане тоже начиналась с воздушных бомбардировок.

Как все начиналось

Войне в Афганистане предшествовали трагические события – теракты 11 сентября 2001 г., после которых тогдашний президент США, республиканец Джордж Буш-младший, объявил войну международному терроризму в лице «Аль-Каиды» во главе с Усамой бен Ладеном и режиму талибов в Афганистане, территория которого к тому моменту стала основной базой международного терроризма, где под крылом радикального исламского движения «Талибан» нашли свое пристанище радикальные исламистские боевики.

Буш направил американские войска зачищать Афганистан от талибов, заручившись дипломатической поддержкой многих стран мира, среди которых была и Россия. Правовой основой для военных действий США стал пункт 51 Главы VII Устава ООН о праве «на индивидуальную или коллективную самооборону». Перед американцами стояли три главных цели: уничтожить бен Ладена, покончить с «Аль-Каидой» и свергнуть режим талибов.

7 октября 2001 г. президент США санкционировал нанесение воздушных ударов по столице Афганистана Кабулу и ряду других городов. Началась военная операция «Несокрушимая свобода» (“Enduring Freedom”) , в которой самое активное участие принял ближайший союзник США – Великобритания. Если американцы и британцы в основном занимались нанесением воздушных авиаударов по главным городам Афганистана и опорным базам талибов, то в наземной операции важнейшую роль сыграл «Северный альянс» во главе с Ахмадом Шахом Масудом.

В помощь американцам поспешили многие европейские страны, которые в добровольном порядке вошли в «антитеррористическую коалицию». В поддержку США Североатлантический блок впервые в своей истории ввел в действие Статью 5 Вашингтонского договора, а два года спустя альянс принял решение отправиться в Афганистан вслед за своим главным членом и партнером.

Уже к декабрю 2001 г. режим талибов был свергнут, многие тысячи боевиков были выдавлены к границе с Пакистаном и осели в зоне пуштунских племен афгано-пакистанского приграничья.

Под зорким руководством американской администрации и при активном участии НАТО и Организации Объединенных Наций началось строительство «демократического» Афганистана. При этом ООН, как главная международная структура, безусловно, не могла оставаться в стороне от афганской проблемы. Под ее эгидой в начале декабря 2001 г. в Бонне состоялась первая историческая конференция по Афганистану, по итогам которой страна получила временную администрацию во главе с Хамидом Карзаем.

Следующим решением по Афганистану стало создание Международных сил содействия безопасности (МССБ) в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1386 (от 20 декабря 2001 г.). Первый мандат МССБ был сроком на шесть месяцев. Затем он регулярно продлялся. Всего же по Афганистану ООН приняла 12 резолюций .

Стоит заметить, что мандат на пребывание в Афганистане имеют только Международные силы, но не НАТО. Ни одна резолюция Совета Безопасности, относящаяся к Афганистану, не предоставляет альянсу мандат ООН на проведение миссии в Афганистане. Добровольно и самостоятельно возложив на себя командование силами МССБ 11 августа 2003 г., НАТО в лице тогдашнего Генерального секретаря организации лорда Робертсона постфактум уведомила об этом Генерального секретаря ООН Кофи Анана письмом от 2 октября 2003 г. К письму прилагалась Долгосрочная стратегия НАТО в осуществлении ее роли в составе МССБ. При этом Генеральный секретарь НАТО любезно обещал, что будет держать Генерального секретаря ООН «в курсе дальнейших событий в ходе рассмотрения этого вопроса Североатлантическим советом» .

НАТО в Афганистане

Как самостоятельный актор НАТО начинает играть серьезную роль в Афганистане лишь с августа 2003 года, когда альянс добровольно взял на себя функции стратегического командования, контроля и координации деятельности Международных сил содействия безопасности для Афганистана (МССБ).

Это решение стало важнейшим шагом для НАТО. Вовлечение альянса в военную операцию США объясняется целым комплексом причин. Здесь можно назвать и проявление солидарности с Соединенными Штатами в рамках Статьи 5 Вашингтонского договора, и помощь в планировании и практической реализации операции, которую военные структуры НАТО с самого начала боевых действий оказывали членам блока, решившим воевать вместе с США в рамках «коалиции желающих». Огромную роль сыграла необходимость сохранить единство альянса, которое в сентябре 2001 г. оказалось под угрозой в связи с фактическим игнорированием НАТО со стороны тогдашней американской администрации .

Стремление НАТО быть полезной американцам в Афганистане не сразу нашло понимание в Белом доме. Почти два года американская администрация предпочитала «работать» в одиночку, прибегая в основном к помощи ближайшего союзника – Великобритании, а также ряда стран, которые сразу же изъявили желание помочь Вашингтону. Однако после свержения талибов, когда ситуация относительно стабилизировалась и нужда в прямых военных действиях отпала (часть террористов «Аль-Каиды» и талибов была уничтожена, часть оттеснена в горы к границе с Пакистаном), а внимание Белого дома переключилось на Ирак (куда американцы вторглись в марте 2003 г.), наступил «звездный час» альянса.

Задача НАТО на первом этапе заключалась в обеспечении локальной безопасности в относительно спокойных регионах Афганистана и постепенном расширении зоны безопасности на территорию всей страны, на втором – в обеспечении условий для восстановления ИРА. Все это должно было происходить при сохранении доминирующей политической роли и военного контроля со стороны Соединенных Штатов.

Фактически за НАТО закреплялась обслуживающая роль по расчистке политических, экономических и гуманитарных «завалов», оставленных американцами после военных действий. Альянсу предназначалось стать своеобразным кризисным менеджером , возглавляющим международные усилия по гуманитарному и социально-экономическому восстановлению Афганистана.

Нельзя сказать, что американская трактовка роли НАТО в Афганистане не устраивала организацию. Альянс был доволен ситуацией, когда Международные силы содействия безопасности не участвуют в прямых военных столкновениях, занимаясь больше вопросами патрулирования и соблюдения безопасности в афганских провинциях, а также различными инфраструктурными проектами.

Между тем постепенно становилось очевидным, что американцы поспешили праздновать победу над «Талибаном», который за 2003–2005 гг. сумел восстановить свои силы, и начался новый этап афганской кампании с активным внедрением повстанческой войны и подрывной деятельности против сил НАТО. Североатлантический блок столкнулся с целым комплексом проблем военного и гражданского характера, которые привели к тому, что «Афганистан стал испытанием для всего альянса» . НАТО становилось все труднее и труднее выполнять задачи по обеспечению безопасности даже на локальном уровне. Серьезные проблемы возникли в сфере управления страной и развитии Афганистана. Взяв на себя ответственность за миротворческую операцию, НАТО переоценила свои потенциал и ресурсы как кризисного менеджера. Организация столкнулась с серьезными репутационными вызовами, связанными, в первую очередь, с негативными последствиями ошибочных действий американцев, приводивших к гибели все большего числа мирных граждан. Возникли проблемы внутреннего характера, связанные с трудностями во взаимоотношениях европейских стран с администрацией Буша, которой было свойственно игнорировать интересы Европы в целом и альянса в частности.

Афганистан показал, что к партизанской диверсионно-подрывной войне НАТО оказалась не готовой. С каждым годом общества европейских стран все меньше понимали, почему европейцы должны гибнуть в Афганистане за призрачную идею демократизации этой страны. «Маленькая победоносная война», инициированная Джорджем Бушем, превратилась для США и НАТО в затяжную позиционную войну с повстанцами. Бен Ладена поймать не удавалось, «Аль-Каида» по-прежнему функционировала и время от времени напоминала о себе страшными терактами или сообщениями о предстоящих терактах, режим талибов был хоть и свергнут, но не разбит. Не удивительно, что Афганистан стал головной болью для натовских военных и чиновников.

В дополнение к трудно решаемым афганским проблемам появилась новая – забурливший Пакистан.

Стратегия Обамы для Аф-Пака

Смена президентской команды в США привела к изменению подхода не только к Афганистану, но ко всему региону Среднего Востока в целом.

Во-первых, для достижения главной цели США – уничтожения «Аль-Каиды» – было принято решение объединить подходы к Афганистану и Пакистану в одну региональную стратегию. Объединенный регион получил название Аф-Пак (или Пак-Аф). Президент Обама усилил внимание к Пакистану, который наряду с Афганистаном стал вторым адресатом новой стратегии США. Впервые администрация США публично констатировала глубокую взаимозависимость проблемы повстанческого движения в Афганистане и деятельности экстремистов в восточных районах Пакистана. Руководство США четко обозначило, что отныне «больше не предусматривается наличие двух отдельных линий в отношении Афганистана и Пакистана». Одним из конкретных инструментов сотрудничества между Пакистаном и Афганистаном должны были стать регулярные встречи их президентов на высшем уровне под эгидой США для обмена информацией и координации действий в борьбе против талибов и «Аль-Каиды» .

Во-вторых, изменилась официальная позиция американского руководства по поводу переговоров с талибами (возможность таких переговоров предыдущая администрация вовсе отрицала). Фактически была предложена политическая амнистия так называемым умеренным талибам, которые не являлись идеологическими приверженцами «Аль-Каиды» и были готовы сложить оружие, признать кабульское правительство Карзая и конституцию и вернуться к мирной жизни.

В-третьих, планировалось значительное увеличение численности американского контингента в Афганистане .

В-четвертых, был сделан упор на экономику. Хотя Афганистан нельзя назвать богатой страной , но у этого государства есть определенный экономический потенциал, связанный прежде всего с разработкой полезных ископаемых, гидроэнергетикой, строительством транзитных коммуникаций, производством некоторых видов сельскохозяйственных культур. В этой связи администрация Обамы запланировала потратить в 2010 г. около 4,4 млрд. долларов на создание в Афганистане и на севере Пакистана социально-экономической инфраструктуры, что должно было способствовать вовлечению афганцев в мирную жизнь и сузить базу людских ресурсов для «Аль-Каиды».

Дальнейшее оформление эта стратегия получила на юбилейном саммите НАТО в Келе/Страсбурге в начале апреля 2009 г . Во-первых, была поддержана объявленная администрацией США политическая амнистия умеренным талибам. Во-вторых, была создана Тренировочная миссия НАТО (NATO Training Mission in Afghanistan), задача которой – подготовка афганских военных и полицейских. Это означало, что альянс делает ставку на подготовку собственных афганских сил безопасности, которые в перспективе должны будут полностью взять на себя ответственность за ситуацию в стране, т.е. предусматривалась постепенная «афганизация» безопасности, сроки которой оставались неопределенными. Скорректировать параметры «афганизации» безопасности заставили события лета – начала осени 2010 г., когда Афганистан захлестнула волна террора со стороны талибов, приуроченная к президентским выборам 20 августа. Только в день голосования было совершено 139 террористических актов по всей стране. В августе-сентябре потери МССБ составили более 140 человек. Ситуация обострилась до такой степени, что Обама распорядился временно приостановить отправку дополнительных контингентов в Афганистан . В связи со значительными потерями, понесенными за эти два месяца союзниками США, в Европе резко выросло число недовольных пребыванием в Афганистане национальных контингентов. Позиция ведущих стран НАТО и участников МССБ – Франции, Германии, Италии и даже Великобритании – меняется: вместо увеличения военного контингента речь идет о необходимости обозначить сроки начала вывода сил НАТО из Афганистана, а также сосредоточиться на подготовке афганских военных и полицейских, для чего следует в Афганистан направлять не солдат, а специалистов-инструкторов.

В этих условиях американцам не осталось ничего иного, как принять позицию европейских стран, стремящихся как можно быстрее определиться со сроками ухода из Афганистана. Поэтому уже 23 октября 2009 г. на заседании министров обороны НАТО принимается Стратегическая концепция по передаче ответственности за ситуацию в Афганистане афганским силам безопасности (The Strategic Concept for Transition to Afghan Lead). Причем первые шаги в этом направлении планировалось сделать уже во второй половине 2010 г.

2010 г. наглядно продемонстрировал гибкость американской политики на афганском направлении, которую можно охарактеризовать как политику кнута и пряника. С одной стороны, администрация Обамы поддержала программу национального примирения, получившую одобрение на международной конференции по Афганистану в Лондоне (январь), а затем в Кабуле (июнь), а также одобренную Всеафганской Джиргой мира (июнь), высказавшейся за «правительственно-оппозиционную модель дальнейшего развития афганского общества». Фактически руководству Афганистана в лице Х. Карзая был дан «зеленый свет» на установление контактов с главными лицами вооруженной оппозиции и движения «Талибан», информация о переговорах с которыми неоднократно просачивалась в СМИ. С другой стороны, американцы продолжили оказывать военное давление на талибов и «Аль-Каиду» в рамках антиталибских операций («Моштарак», февраль-март 2010 г., провинция Гельманд, и «Шефаф», март-апрель 2010 г., северные провинции Афганистана) и провели успешную спецоперацию по ликвидации лидера международного терроризма Усамы бен Ладена.

Основным приоритетом внутри Афганистана для МССБ и США остаются подготовка и обучение афганской армии, полиции и сил безопасности для скорейшей передачи им ответственности за ситуацию в стране. И здесь уже обозначены конкретные сроки – процесс начнется летом 2011 г. и должен завершиться к 2014 г. Однако будет ли это концом войны?

Миссия ООН

28 марта 2002 г. резолюцией 1401 была учреждена Миссия по содействию Афганистану со штаб-квартирой в Кабуле (UNAMA). Основными задачами Миссии являются мониторинг ситуации с правами человека, гендерные вопросы, гуманитарное содействие развитию Афганистана. Миссия имеет восемь региональных представительств.

Главная функция представителей Миссии – мониторинг ситуации, а также координация реализации различных программ и специализированных агентств ООН. На основе тщательного мониторинга подготавливаются ежегодные регулярные оценочные доклады Генерального секретаря по ситуации в Афганистане.

Не менее ценную информацию содержат доклады специализированных агентств ООН. В случае Афганистана особую ценность представляет статистка Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), которое выпускает отчеты, касающиеся производства и распространения наркотиков в стране, проводит опросы крестьян, работает с данными аэрофотосъемки, собирает информацию о работе МВД. Отчеты этой структуры – основный источник статистики, используемой исследователями афганского наркотрафика.

Еще одно направление работы Миссии ООН в Афганистане – координация продовольственных и сельскохозяйственных программ, мониторинг импорта и экспорта продукции. Очередной крупный проект ООН, стартовавший в апреле 2010 г., предусматривает продовольственную поддержку 7,3 млн афганцев. Программы ООН направлены не только на обеспечение продуктам извне, но и на эффективное распределение продовольствия внутри региона. Среди них – массовая закупка зерна у афганских крестьян для нужд продуктового обеспечения их соотечественников.

Не менее сложное направление работы – помощь афганским беженцам. В данном случае работа идет по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Оказывается помощь беженцам, которые возвращаются в страну из Ирана, Пакистана. Зимой 2010 – 2011 гг. Управление начало реализацию программы оказания помощи в преддверии холодов семьям беженцев в провинции Кабул. По данным Управления, за последнее время в страну вернулось 8 млн. граждан Афганистана, которые находятся в сложном социально-экономическом положении. Было организовано строительство 200 тыс. жилых домов в Афганистане для беженцев и внутренне перемещенных лиц, возвращающихся на родину, начиная с 2002 г. Долговременная программа ООН ведется в сотрудничестве с местными департаментами по вопросам беженцев и репатриации. С тех пор, как в 2002 г. добровольная репатриация приобрела широкие масштабы, программа обеспечения жильем помогла 14 млн. бывших эмигрантов обрести новый дом на родине. Данное число составляет более 25 процентов от общей численности беженцев, вернувшихся в Афганистан.

Несмотря на пользу, которую Миссия ООН приносит своей деятельностью простым афганцам, работа ее сотрудников сопряжена с большой опасностью для жизни. Степень опасности определяется отношением местного населения к представителям международного сообщества, что во многом зависит от политического контекста и крайней возбудимости мусульманского населения Афганистана к любым информационным поводам, связанным с исламом и попыткой его дискредитации. Так, в феврале 2011 г. вследствие провокационного поведения американского пастора Джонса из Флориды, обещавшего публично сжечь Коран, в Афганистане и в других странах мусульманского мира прошли стихийные протесты. Мирная демонстрация в Мазари-Шарифе вышла из-под контроля, гнев митингующих был обращен на представительство Миссии в этом городе, в результате чего 12 сотрудников миссии были убиты, при этом двое – обезглавлены. Подобные нападения (возможно, не столь кровавые) происходят достаточно регулярно.

НАТО

После свержения талибов возникла необходимость регулировать процесс обеспечения безопасности на локальном уровне и восстановления страны. Поэтому Североатлантический блок на протяжении первых пяти лет присутствия в Афганистане занимался в основном расширением своей зоны ответственности на всю территорию этой страны, обеспечением безопасности в рамках проведения первых парламентских и президентских выборов, а также развитием инфраструктурных социально-экономических проектов.

С этой целью альянс разработал общеполитическую стратегию в отношении Афганистана, в основу которой была положена триада: безопасность, управление и развитие . Однако время показало, что натовская стратегия в отношении Афганистана не может быть реализована полностью, потому что два из трех ее компонентов (управление и развитие) имеют гражданский характер и для их реализации альянс не располагает достаточными опытом и навыками. Только одна из трех составляющих – безопасность – соответствует компетенции НАТО, причем ее обеспечение со стороны МССБ под эгидой альянса вызывает много вопросов и нареканий. Что касается строительства гражданских институтов и социально-экономического развития страны, они должны проводиться в жизнь не НАТО, а международными структурами, а задача альянса – обеспечивать соответствующие условия безопасности для их реализации. Афганистан показал, что НАТО ни по своему характеру, ни по функциональной, профессиональной и идеологической готовности не в состоянии заниматься комплексным постмиротворчеством .

Любопытно, что по мере осложнения ситуации в Афганистане, постепенно осознавая ограниченность своего потенциала в плане социально-экономического восстановления и демократического развития этой страны, сначала Соединенные Штаты, затем НАТО стали все активнее ставить вопрос о глобализации афганской кампании, привлечении других региональных игроков к решению афганской проблемы .

Сегодня главной своей задачей в Афганистане НАТО видит подготовку афганских полицейских и солдат. С этой целью была создана специальная Тренировочная миссия НАТО , в рамках которой МССБ занимаются подготовкой афганских кадров. Реализация этой задачи необходима альянсу для того, чтобы начать постепенный вывод своих сил из страны.

Деятельность Европейского союза как организации в Афганистане в основном ограничивается финансовым и отчасти политическим участием.

Первая финансовая помощь Кабулу со стороны ЕС относится еще к 1980-м годам. Тогда европейские страны активно спонсировали Афганистан через свой офис в Пешаваре (Пакистан). После вывода советских войск офис ЕС был открыт в Кабуле . Сегодня ЕС имеет в Афганистане своего Специального представителя. C 2002 по 2010 гг. финансовая помощь Евросоюза составила порядка 8 млрд. евро. В 2011–2013 гг. на программы развития Афганистана планируется выделение 600 млн. евро . При этом ключевой проблемой остается эффективность использования этих средств и коррупция в среде афганских чиновников и западных подрядчиков.

Политическое значение ЕС в жизни Афганистана сводится к участию в строительстве афганской демократии, в том числе через легитимизацию афганских президентских и парламентских выборов. В 2004 г. Европейская комиссия выделила 22,5 млн. евро на президентские выборы в Афганистане. «Европейский союз рассматривает выборы, президентские и парламентские, безусловно, как один из главных инструментов укрепления развивающихся государственных и гражданских институтов страны. В контексте заявлений о постепенном сворачивании военной активности в Афганистане и передачи функций обеспечения порядка и безопасности местным властям значение проведения выборов в целом переоценить очень сложно» .

Основные события международной политики во второй половине XX века определяла холодная война между двумя сверхдержавами – СССР и США.

Ее последствия ощущаются по сей день, а кризисные моменты в отношениях России и Запада нередко называют отголосками холодной войны.

С чего началась холодная война

Термин «холодная война» принадлежит перу прозаика и публициста Джорджу Оруэллу, который употребил данное словосочетание в 1945 году. Однако начало конфликта связывают с речью бывшего британского премьера Уинстона Черчилля, произнесенной им в 1946 году в присутствии президента Америки Гарри Трумэна.

Черчилль заявил, что посередине Европы воздвигнут «железный занавес», к востоку от которого нет демократии.

Для речи Черчилля были следующие предпосылки:

  • утверждение коммунистических правительств в государствах, освобожденных Красной армией от фашизма;
  • активизация левого подполья в Греции (которая привела к гражданской войне);
  • усиление коммунистов в таких западноевропейских странах, как Италия и Франция.

Этим воспользовалась и советская дипломатия, предъявившая претензии на турецкие проливы и Ливию.

Главные признаки начавшейся холодной войны

В первые месяцы после победного мая 1945 года, на волне симпатии к восточному союзнику по антигитлеровской коалиции, в Европе свободно показывали советские фильмы, а отношение прессы к СССР было нейтральным или доброжелательным. В Советском Союзе на время забыли о штампах, представлявших Запад царством буржуазии.

С началом холодной войны культурные контакты были свернуты, а в дипломатии и СМИ возобладала риторика противостояния. Кратко и понятно народам было сказано, кто их враг.

По всему миру происходили кровавые стычки союзников той или иной стороны, а сами участники холодной войны развязали гонку вооружений. Так называется наращивание в арсеналах советских и американских военных оружия массового уничтожения, в первую очередь ядерного.

Военные расходы истощали бюджеты государств и замедляли послевоенное восстановление экономики.

Причины холодной войны - кратко и по пунктам

У начавшегося конфликта было несколько причин:

  1. Идеологические — неразрешимость противоречий между обществами, построенными на разных политических основаниях.
  2. Геополитические — стороны опасались доминирования друг друга.
  3. Экономические — стремление Западом и коммунистами использовать экономические ресурсы противоположной стороны.

Этапы холодной войны

Хронология событий делится на 5 основных периодов

Первый этап — 1946-1955 годы

В течение первых 9 лет между победителями фашизма еще был возможен компромисс, поисками которого занимались обе стороны.

США усилили свою позицию в Европе благодаря программе экономического содействия по плану Маршалла. Страны Запада объединились в НАТО в 1949 году, а Советский Союз успешно провел испытание ядерного оружия.

В 1950 году вспыхнула война в Корее, где в разной степени участвовали и СССР, и США. Умирает Сталин, но дипломатическая позиция Кремля существенно не меняется.

Второй этап — 1955-1962 годы

Коммунисты сталкиваются с противодействием населения Венгрии, Польши и ГДР. В 1955 появляется альтернатива Западному альянсу — Организация Варшавского договора.

Гонка вооружений переходит к этапу создания межконтинентальных ракет. Побочным эффектом военных разработок стало освоение космоса, запуск первого спутника и первого космонавта СССР. Советский блок усиливается за счет Кубы, где к власти приходит Фидель Кастро.

Третий этап — 1962-1979

После Карибского кризиса стороны пытаются обуздать военную гонку. В 1963 году подписан договор о запрете атомных испытаний в воздухе, космосе и под водой. В 1964 году начинается конфликт во Вьетнаме, спровоцированный желанием Запада отстоять эту страну от левых повстанцев.

В начале 1970-х мир входит в эпоху «разрядки международной напряженности». Ее основная характеристика – стремление к мирному сосуществованию. Стороны ограничивают стратегические наступательные вооружения, запрещают биологическое и химическое оружие.

Мирная дипломатия Леонида Брежнева в 1975 году увенчалась подписанием 33 странами в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тогда же была запущена совместная программа «Союз-Аполлон» с участием советских космонавтов и американских астронавтов.

Четвертый этап — 1979-1987 годы

В 1979 году Советский Союз направил армию в Афганистан для установления марионеточного правительства. На волне обострения противоречий, США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный ранее Брежневым и Картером. Запад бойкотирует Олимпиаду в Москве.

Президент Рональд Рейган показал себя как жёсткий антисоветский политик, начав реализацию программы СОИ — стратегических оборонных инициатив. Американские ракеты размещаются в непосредственной близости от территории Советского Союза.

Пятый период — 1987-1991 годы

Этому этапу было дано определение «нового политического мышления».

Переход власти к Михаилу Горбачеву и начало перестройки в СССР означали возобновление контактов с Западом и постепенный отказ от идеологической непримиримости.

Кризисы холодной войны

Кризисами холодной войны в истории называют несколько периодов наибольшего обострения отношений между соперничающими сторонами. Два из них — Берлинские кризисы 1948-1949 и 1961 годов – связанные с процессами формирования на месте бывшего Рейха трех политических образования — ГДР, ФРГ и Западного Берлина.

В 1962 году СССР разместил ядерные ракеты на Кубе, угрожая безопасности США — эти события получили название «Карибский кризис». Впоследствии Хрущев демонтировал ракеты в обмен на вывод американцами ракет из Турции.

Когда и каким образом завершилась холодная война

В 1989 году американцы и русские заявили о конце холодной войны. На деле это означало демонтаж социалистических режимов Восточной Европы, вплоть до самой Москвы. Объединилась Германия, распалась ОВД, а затем и сам СССР.

Кто выиграл холодную войну

В январе 1992 года Джордж Буш-младший заявил: «С помощью Господа Бога Америка победила в холодной войне!». Его ликования по поводу завершения противостояния не разделяли многие жители стран бывшего СССР, где началось время экономических потрясений и криминального хаоса.

В 2007 году в американский конгресс поступил законопроект, учреждающий медаль за участие в холодной войне. Для американского истеблишмента тематика победы над коммунизмом остается важным элементом политической пропаганды.

Итоги

Почему социалистический лагерь в итоге оказался слабее капиталистического и в чём было его значение для человечества - главные итоговые вопросы холодной войны. Последствия этих событий ощущаются даже в XXI веке. Крах левых сил привел к экономическому росту, демократическим преобразованиям, к всплеску национализма и религиозной нетерпимости в мире.

Наряду с этим сохраняются накопленные в эти годы вооружения, а правительства России и западных стран действуют, во многом исходя из понятий и стереотипов, усвоенных во времена вооруженного противостояния.

Холодная война, продолжавшаяся 45 лет, является для историков важнейшим процессом второй половины двадцатого века, определившим очертания современного мира.

Для холодной войны было характерно частое появление "горячих" точек. Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену благодаря тому, что противники по Холодной войне поддерживали противоборствующие стороны. Ввиду того, что прямой конфликт между двумя сверхдержавами неминуемо перерос бы в ядерный с гарантированным уничтожением всего живого на планете, то стороны стремились взять верх другими методами, в т.ч. и ослаблением противника в отдельно взятом регионе и укреплении там своих позиций, при необходимости и с помощью военных действий.

От первого вооруженного конфликта в Корее (1950-1953) и до последнего на Лаосско-Таиландской границе (1988) прошло почти 40 лет. За это время огненная дуга советско-американского противостояния опоясала практически все континенты планеты от Восточной Азии до Латинской Америки, от Южной Африки до Центральной Европы. За это время в многочисленных войнах погибли миллионы людей, втянутыми в них оказались десятки государств, некоторые не урегулированы до сих пор. Афганистан, Корея, Индокитай, Арабо-Израильский конфликт, Куба, страны Африканского рога и др. – во всех этих конфликтах мы так или иначе находим и "костлявую руку американского империализма", и "агрессивные импульсы империи зла" - в виде оружия и денег, советников и инструкторов, "добровольцев" и воинских контингентов.

Кризис -резкое обострение противоречий между государствами, способное в любой момент перерасти в полномасштабную войну. Как правило, кризисы протекают на фоне острой нехватки ресурса времени для политико-дипломатического урегулирования спора. В развитии кризиса выделяют несколько основных фаз: вползание, кульминация (высшая точка), от которой события могут развиваться либо к войне, либо к компромиссу и урегулированию (фаза выхода из кризиса).
13 сентября 1945 г. Иранское правительство обратилось к трем державам с просьбой о выводе войск. Американские войска были эвакуированы к 1 января 1946 г. Ко 2 марта из Ирана ушли британцы. Советский союз дату вывода войск назвать отказывался. Для этого были причины. В Иране в последние годы второй мировой войны происходил рост национально-революционного брожения этнических меньшинств - азербайджанцев на северо-западе, в иранском Азербайджане, и курдов на юго-западе, в иранском Курдистане. Это были сепаратистские движения, лидеры которых добивались широкой автономии от общеиранского правительства в Тегеране. В руководстве Ирана, так же как в западных столицах, подозревали, что СССР может оказать содействие сепаратистам в целях отделения иранского Азербайджана от Ирана и объединения его с советским Азербайджаном (Азербайджанской ССР). 18 ноября 1945 г. В иранском Азербайджане началось восстание, организованное народной партией Ирана (партия туде, фактически - иранская компартия). Центральное правительство направило из Тегерана войска на подавление мятежа, но они не были пропущены в охваченный им район советскими силами. В марте 1946 г. Иранское правительство обратилось с жалобой в сб оон по поводу действий советских военных властей.
СССР использовал вопрос о пребывании своих войск на Иранской территории еще и как средство давления на Тегеран с тем, чтобы добиться от него нефтяных концессий на севере Ирана. Советско-иранские переговоры о выводе войск, увязанные с проблемой нефтяных концессий, шли трудно.
Особенно бурно на события реагировало общественное мнение Великобритании, зоной влияния которой долгие годы был южный Иран. Теперь же, когда британские войска оттуда ушли, а советские - остались, британские политики чувствовали себя обманутыми. В разгар иранского кризиса, 5 марта 1946 г., вышедший в отставку в 1945 г. Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, выступая в Вестминстерском колледже в г. Фултоне (штат Миссури, США), произнес знаменитую обличительную речь против СССР. У. Черчилль обвинил Москву в создании «железного занавеса», разделяющего мир на две части, и выступил с призывом укреплять «англо-саксонское партнерство» США и Британии в интересах противодействия коммунистической угрозе. Во время выступления британского политика в зале находился президент США г. Трумэн, который не стал развивать мысли, заявленные У. Черчиллем, но и не выразил несогласия с ними. В мире «фултонская речь» была воспринята как манифест «холодной войны», начало которой, образно говоря, провозгласил отставной британский премьер.
Речь У.Черчилля получила международный резонанс во многом потому, что на нее непосредственно откликнулся и. В. Сталин. 14 марта 1946 г.

В специальном интервью он резко высказался по поводу этого выступления, заявив, что по сути дела оно означает призыв к войне. Печать подхватила неосторожные высказывания Сталина и проблема «войны» между СССР и западом стала мотивом газетных комментариев. В результате в политической атмосфере в разных странах мира стали нагнетаться страхи. Началась эскалация противостояния СССР и запада.
Ключевое слово эскалация - разрастание, нагнетание напряженности, обострение ситуации или конфликта.
Иранский кризис был разрешен в ходе советско-иранского диалога к апрелю 1946 г. В качестве компромисса были достигнуты договоренности о создании на выгодных для СССР условиях советско-иранского нефтяного общества и о расширении представительства делегатов от иранского Азербайджана в иранском меджлисе. К 9 мая 1946 г. Советские войска были выведены из Ирана, а в июне последствия восстания в иранском Азербайджане ликвидированы. В сентябре того же года были подавлены очаги сепаратистов в иранском Курдистане (провинция фарс).
По завершении кризиса Вашингтон остался в убеждении, что Москву заставила пойти на уступки принципиальная позиция США и Британии по Ирану. И. В. Сталин сделал вывод о том, что против СССР складывается британско-американский союз. После оккупации страны германскими войсками в июне 1941 г. Король георг ii вместе с семьей бежал из страны. На оккупированной территории возникло партизанское движение, в котором важную роль играли коммунисты - народно-освободительная армия греческого народа (элас). Ее силами к 1945 г. От германских войск было освобождено около двух третей страны. Между тем, в октябре 1944 г. При поддержке западных союзников в Грецию прибыли части вооруженных сил королевского правительства, которые вступили в столкновение с коммунистическими отрядами. Конфликт продолжался до февраля 1945 г. Хотя советский союз имел влияние на греческих коммунистов и мог оказывать помощь им через территорию Югославии, контролировавшуюся силами и. Б. Тито, и. В. Сталин не хотел обострять отношений с Великобританией, в сферу влияния которой входила Грецию, согласно негласным договоренностям «большой тройки» в военные годы. Греческим коммунистам было рекомендовано уступить. 12 февраля 1945 г. В местечке варкиза, под афинами, между руководителями левых отрядов и королевским правительством были подписаны соглашения, по которым власть передавалась последнему. Часть греческих коммунистов не согласилась с этим решением.
Летом 1946 г. Кризис обострился из-за попыток властей усилить военное давление на левых. В Греции началась гражданская война, продолжавшаяся до 1949 г. Ответственность за нее в западных столицах возложили на Москву, что было справедливо только отчасти. Хотя коммунисты Греции и имели возможность получать помощь из-за рубежа, СССР продолжал воздерживаться от такой поддержки, в том числе из-за стремления не раздражать дружественную ему Болгарию, которая сама имела к Греции территориальные претензии к подозрительно относилась к воинственности греческих коммунистов. Фактически, главным инициатором оказания помощи греческим коммунистам был И.Б.Тито.
В феврале 1945 г. Турция формально объявила войну германии, но боевых действий против нее не вела. Отношения между СССР и Турцией в годы мировой войны были пронизаны взаимным недоверием. В Москве ожидали выступления Анкары на стороне германии и готовились к нему. Но Турция уклонилась от вступления в войну и от этого выиграла. Советский союз не имел формальных оснований вступать в конфликт с Турцией, тем более что между двумя странами существовал аще с 1925 г. Периодически продлевавшийся договор о дружбе и нейтралитете. В последний раз он продлевался на 10 лет в 1935 г. Таким образом, что срок его действия должен был истечь 7 сентября 1945 г. 19 марта 1945 г., за 6 месяцев до окончания срока его действия, СССР, как то было предусмотрено в тексте договора, уведомил турецкое правительство о намерении не продлевать его.

В Анкаре это было расценено как предупреждение об ужесточении отношения СССР к Турции.
На Потсдамской конференции советский союз пытался добиться права обеспечивать безопасность проливов наряду с Турцией. Но эти требования СССР не были поддержаны. С учетом своего решения прекратить действие советско-турецкого договора, советский союз попытался добиться от Анкары выгодного для себя режима безопасности в зоне проливов на двустороннем уровне. Турецкому правительству 7 августа 1946 г. Была направлена нота с предложением вступить в переговоры об изменении режима судоходства в черноморских проливах и разрешить СССР создать в зоне проливов советскую военную базу. Содержание ноты немедленно было доведено турецкой стороной до сведения государственного секретаря США Джеймса Френсиса Бирнса, который в этот момент находился в Париже.
По свидетельству американских источников, в Вашингтоне советскую ноту восприняли серьезно, поскольку американское руководство не переставало укорять себя за «мягкость», проявленную в отношении действий СССР во время иранского кризиса, и стремилось на этот раз повести себя тверже. В США обсуждался вопрос о возможных мерах военного противодействия СССР, если вслед за нотой он предпримет силовые акции против Турции. Весной-осенью 1946 г., на основе донесений американской и британской разведок о концентрации советских войск в Румынии, Болгарии и на территории советского Закавказья (по разным данным, в Румынии было расквартировано до 600 000 советских войск, а в Болгарии - до 235 000), в США и Великобритании склонялись к мнению возможности советского вооруженного выступления против Турции.
Однако вскоре американские представители из Турции и Москвы стали сообщать в Вашингтон об отсутствии признаков намерения советской стороны предпринимать шаги против Анкары. Кризиса не последовало. Турецкое правительство по получении ноты, как сообщают западные источники, тоже сочло ее менее жесткой, чем оно того ожидало. Москва не намеревалась идти на конфликт. Возможно, учтя болезненную реакцию США и Британии на ноту о проливах, советское правительство не стало настаивать на принятии своих требований. В октябре американская и британская разведки зафиксировали снижение советской активности у границ Турции. Однако официально СССР не отказывался от своих претензий к Анкаре до 30 мая 1953 г.
Руководство США вынесло из турецкой ситуации убеждение в необходимости баз в восточном средиземноморье и оказания военной и экономической помощи Турции для модернизации военного потенциала. Вашингтон уделял больше внимания поставкам нефти из стран ближнего востока, безопасность которых зависела от обстановки на средиземном море. Греция и Турция, отделявшие этот регион от СССР, приобретали для американского стратегического планирования особое значение.
СССР в 1945-1946 гг. Пытался проверить степень готовности западных союзников к защите «спорных», по его мнению, стран и территорий и, при возможности, присоединить их к своей зоне влияния. В Ирана СССР поддерживал антиправительственные движения Курдистана и иранского Азербайджана. Речь Черчилля в Фултоне, в которой он призвал к объединению англосаксонского мира против СССР, который отделил себя «железным занавесом», спровоцировала болезненную реакцию Сталина, что привело к эскалации международной напряженности.
Несмотря на значительные возможности греческих коммунистов по распространению своей власти в стране, СССР не стал оказывать им существенную помощь, исходя из союзнических соглашений с Британией времен антигитлеровской коалиции.
СССР стремился закрыть Босфор и Дарданеллы для прохода военных кораблей нечерноморских держав. Поэтому он предложил идею «совместной обороны» черноморских проливов. Опираясь на поддержку США, Турция отвергла это предложение. В общественном мнении западных стран распространились представления об агрессивности намерений СССР в отношении Турции.

Вопрос 2. Два пути развития латиноамериканских стран: «Строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия).

Латинская Америка – это общее название для стран и территорий, которые находятся южнее США.

В указанных территориях и государствах в настоящее время проживают около 470 миллионов человек (причем это население за XX век выросло более чем в 8 раз, что составляет самый высокий уровень прироста в мире). Общая территория Латинской Америки – больше двадцати миллионов квадратных километров (что больше чем вся территория России). Наиболее крупные в территориальном плане государства региона – Бразилия, Аргентина, Мексика, в список наиболее развитых экономически стран региона, к указанным государствам, добавляются Венесуэла, Чили, Колумбия, Перу.

Во-первых, Латинская Америка, это, с одной стороны - активно развивающийся регион современного мира.

Крупнейшие страны региона – Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, показывают стабильно хорошие темпы экономического роста, в этих государствах активно развиваются промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг.

В то же время, множество социально- экономических проблем региона (безработица, преступность, маргинализация, наркомания и т.д.) мешают развитию указанных государств и создают негативный образ этих стран в глазах мирового сообщества, мешают привлечению инвестиций и как следствие тормозят развитие указанных стран.

Во-вторых, необходимо учитывать, что подавляющее большинство стран Латинской Америки (например, Никарагуа, Белиз, Эквадор), к числу бурно развивающихся экономически государств, не принадлежат. Социально-экономические проблемы этих стран схожи с проблемами более развитых стран – их соседей, однако в силу того, что экономически они развиты гораздо слабее, рассматриваемые проблемы выражаются гораздо острее. Как следствие – напряженная внутриполитическая ситуация, негативный образ в глазах развитых государств и мирового сообщества.

В третьих, необходимо учитывать тот фактор, что Российская Федерация, в настоящее время имеет определенные интересы в регионе. Специалисты отмечают, что в последние годы сотрудничество России и стран региона (в основном Венесуэла, Боливия, Куба, Перу, Бразилия, Никарагуа и др.) переживает качественный подъем - появляются общие проекты в энергетической и банковской сфере, ширится политическое взаимодействие по решению геополитических вопросов, получают развитие культурные и образовательные проекты. Социально-экономические проблемы, присутствующие в странах региона несколько тормозят развитие этих отношений, а также несколько снижают инвестиционную привлекательность стран Латинской Америки в глазах потенциальных российских инвесторов.

Итак, наше понимание специфики современных социально- экономических проблем стран Латинской Америки будет не полным, без изучения специфики латиноамериканского региона, и его роли в современной мировой экономике и политике.

Дадим краткую характеристику Латиноамериканскому региону 1 . Термин Латинская Америка первоначально обозначал те части Американского континента, которые были колонизированы и заселены выходцами из стран Пиренейского (Иберийского) полуострова – Испании и Португалии. Испанией и Португалией в XV-XVI веках колонизировали более 90% территории современной Латинской Америки, оставшиеся части были распределены между Англией, Францией и Нидерландами.

Большинство крупных государств региона получили независимость от европейских метрополий (Португалии и Испании) в XIX веке, подавляющее большинство остальных – в веке XX. В настоящее время в регионе насчитывается около 30 государств.

Определить количество точнее, не представляется возможным из-за разницы подходов к определению Латинская Америка. Так, ряд исследователей относят к ней только испано-португалоязычные страны, а бывшие или настоящие колониальные владения Англии, Франции и Нидерланд в число территорий региона не относят 2 .

В то же время ООН, группирует страны региона по чисто географическому принципу – Северная Америка и Южная Америка 3 . Таким образом, Латинская Америка – это более культурный, чем географический термин. В настоящее время, к Латинской Америке относят ряд государств и территорий Южной и Центральной Америки (см. табл. № 1.).

Таблица № 1.

Государства и территории Латинской Америки

Независимые государства

Зависимые территории (с указанием принадлежности)

Аргентина

Гваделупа (Франция)

Никарагуа

Мартиника (Франция)

Французская Гвиана (Франция)

Бразилия

Парагвай

Пуэрто-Рико (США)

Венесуэла

Фолклендские острова (Британия)

Гватемала

Сальвадор

Аруба (Нидерланды)

Тринидад и Тобаго

Нидерландские Антильские острова

(Нидерланды)

Гондурас

Каймановы острова (Британия)

Доминиканская республика

Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова (Британия)

Колумбия

Монтсеррат (Британия)

Коста-Рика

Суринам 4

Первые конфликты и кризисы «холодной войны»

План

1. Образование организации Североатлантического договора (НАТО).

2. Корейская война, как первый опыт «холодной войны».

3. Высадка войск ООН в Корее.

4. Перемирие и раскол Кореи.

1. Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных Центров по подготовке и переподготовке специалистов. НАТО - межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса. Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, принадлежащих государствам-членам НАТО, остаются под их непосредственным управлением

2. Корейская война́ - конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официального окончания войны объявлено не было). Часто этот конфликт времён холодной войны рассматривается как опосредованная война между США c их союзниками и силами КНР и СССР. В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия (поскольку официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала, регулярные китайские войска формально считались соединениями так называемых «китайских народных добровольцев»); СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов. Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея, США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.



Корея с 1910 года до окончания Второй мировой войны в 1945 году была колонией Японии. 6 августа 1945 года Советский Союз, в соответствии с соглашением, заключённым с США, денонсировал акт о ненападении 1941 года, 8 августа объявил войну Японской империи, и советские войска вошли в Корею с севера. Американские же войска высадились на Корейский полуостров с юга.

10 августа 1945 года, в связи с неизбежной японской капитуляцией, США и СССР договорились разделить Корею по 38-й параллели, предполагая, что японские войска к северу от неё сдадутся Красной армии, а капитуляцию южных формирований примут США. Полуостров, таким образом, был разделён на северную, советскую, и южную, американскую, части. Предполагалось, что такое разделение является временным.



В предрассветные часы 25 июня северокорейские войска под прикрытием артиллерии перешли границу с южным соседом. Численность сухопутной группировки, обученной советскими военными советниками, составляла 135 тысяч человек, в её составе было 150 танков Т-34. Со стороны Южной Кореи численность сухопутной группировки, обученной американскими специалистами и вооружённой американским оружием, к началу войны составляла около 150 тысяч человек; южнокорейская армия почти не имела бронетехники и авиации. Правительство Северной Кореи заявило, что «изменник» Ли Сын Ман вероломно вторгся на территорию КНДР. Продвижение северокорейской армии в первые дни войны было весьма успешным. Уже 28 июня была захвачена столица Южной Кореи - город Сеул. Однако главная цель не была достигнута - молниеносной победы не получилось, Ли Сын Ману и значительной части южнокорейского руководства удалось спастись и покинуть город. Массового восстания, на которое рассчитывало северокорейское руководство, также не произошло. Тем не менее, к середине августа до 90 % территории Южной Кореи было занято армией КНДР.

Начало войны в Корее стало неожиданным для США и других западных стран.

25 июня в Нью-Йорке был созван Совет Безопасности ООН, на повестке дня которого стоял корейский вопрос.

Западные державы встали на сторону США и оказали военную помощь американским войскам, которые были посланы на помощь Южной Корее.

Несмотря на прибывшую помощь со стороны ООН, американским и южнокорейским войскам не удавалось выйти из окружения, известного как Пусанский периметр, они смогли лишь стабилизировать линию фронта по реке Нактонган. Казалось, что войскам КНДР не составит труда со временем занять весь Корейский полуостров. Однако силам союзников удалось к осени перейти в наступление.

3. Контрнаступление началось 15 сентября. К этому времени в районе Пусанского периметра находилось 5 южнокорейских и 5 американских дивизий, бригада армии Великобритании, около 500 танков, свыше 1634 орудий и миномётов различного калибра, 1120 самолётов. С моря группировку наземных сил поддерживала мощная группировка ВМС США и союзников - 230 кораблей. Противостояло им 13 дивизий армии КНДР, имеющих 40 танков и 811 орудий.

Обеспечив надёжную защиту с юга, 15 сентября южная коалиция начала операцию «Хромит». В её ходе был высажен американский десант в порту города Инчхон близ Сеула. Высадка десанта осуществлялась тремя эшелонами: в первом эшелоне - 1-я дивизия морской пехоты, во втором - 7-я пехотная дивизия, в третьем - отряд специального назначения армии Великобритании и некоторые части южнокорейской армии. На следующий день Инчхон был захвачен, высадившиеся войска прорвали оборону северокорейской армии и развернули наступление в сторону Сеула. На южном направлении было развёрнуто контрнаступление из района Тэгу группировкой из 2 южнокорейских армейских корпусов, 7 американских пехотных дивизий и 36 дивизионов артиллерии. Обе наступавшие группировки соединились 27 сентября под уездом Есан, окружив таким образом 1-ю армейскую группу армии КНДР. На следующий день силы ООН овладели Сеулом, а 8 октября достигли 38-й параллели. После серии боёв в районе бывшей границы двух государств силы южной коалиции 11 октября снова перешли в наступление в сторону Пхеньяна.

Хотя северяне в лихорадочном темпе сооружали два оборонительных рубежа на расстоянии 160 и 240 км к северу от 38-й параллели, сил у них было явно недостаточно, а завершавшие формирование дивизии положения дел не меняли. Противник мог проводить и часовые, и суточной длительности артподготовку и авиаудары. Для поддержки операции по взятию столицы КНДР 20 октября в 40-45 километрах севернее города был выброшен пятитысячный воздушный десант. Столица КНДР пала.

4. К июню 1951 года война достигла критической точки. Несмотря на тяжёлые потери, каждая из сторон располагала армией порядка миллиона человек. Несмотря на перевес в технических средствах, США и союзники не в состоянии были добиться решительного преимущества. Всем сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно, и что необходимы переговоры о заключении перемирия. Впервые стороны сели за стол переговоров в Кэсоне 8 июля 1951 года, однако даже во время дискуссий боевые действия продолжались.

Целью сил ООН было восстановление Южной Кореи в довоенных пределах. Китайское командование выдвигало похожие условия. Обе стороны свои требования подкрепляли кровопролитными наступательными операциями. Несмотря на кровопролитность военных действий, финальный период войны характеризовался лишь относительно небольшими изменениями линии фронта и длительными периодами дискуссий о возможном завершении конфликта.

Дуайт Эйзенхауэр, выбранный президентом США 4 ноября 1952 года, ещё до официального вступления в должность совершил поездку в Корею для того, чтобы на месте выяснить, что может быть сделано для прекращения войны. Однако поворотным моментом стала смерть Сталина 5 марта 1953 года, вскоре после которой Президиум ЦК КПСС проголосовал за окончание войны. Потеряв поддержку со стороны СССР, Китай согласился на добровольную репатриацию военнопленных, при условии отсева «отказников» нейтральным международным агентством, в которое вошли представители Швеции, Швейцарии, Польши, Чехословакии и Индии. 20 апреля 1953 года начался обмен первыми больными и искалеченными пленными.

После принятия ООН предложения Индии о прекращении огня, договор был заключён 27 июля 1953 года. Примечательно, что представители Южной Кореи отказались подписать документ, так что все силы ООН представлял командир американского контингента генерал Кларк. Линия фронта была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг неё была провозглашена демилитаризованная зона (ДМЗ). Эта территория до сих пор охраняется войсками КНДР с севера и американо-корейскими войсками с юга. ДМЗ проходит несколько севернее от 38-й параллели в восточной своей части и немного южнее на западе. Место мирных переговоров, Кэсон, старая столица Кореи, было частью Южной Кореи до войны, однако сейчас оно является городом со специальным статусом КНДР. По сей день мирный договор, который формально завершал бы войну, не подписан.

Берлинский кризис 1948 – 1949 гг.

Наступательный характер американской политики к середине 1948 г. продолжал нарастать. США не опасались реакций Москвы, полагая, что И.В.Сталин скован пониманием ядерного превосходства Вашингтона и сосредоточен на консолидации своих позиций в Восточной Европе. Признаков агрессивности вне этой зоны СССР не обнаруживал. Американские эксперты считали, что собственную атомную бомбу Советский Союз сможет создать только к середине 50-годов. Кроме того, было известно, что у СССР не было стратегических бомбардировщиков, радиус действий которых позволял бы достигать территории США и возвращаться обратно. Военные аналитики СНБ США указывали и на отсутствие в Советском Союзе аэродромов, способных принимать тяжелые боевые машины необходимого класса, и нехватку высокооктановых бензинов для их заправки. В общем, военная готовность СССР к конфликту с Западом оценивалась низко.

Денежная реформа 18 июня 1948 г. в западных зонах предполагала введение в них новых денежных знаков и последующее их распространение в Западном Берлине, хотя юридически последний, находясь в центре советской зоны оккупации, в финансово-экономическом смысле являлся ее частью, то есть имел общие с ней источники снабжения, транспортные коммуникации и т.д. Меры западных держав вызвали наплыв в советскую зону обесцененных старых денежных знаков, которые продолжали иметь хождение в Восточной Германии. Это вызвало угрозу экономического хаоса на востоке, и Москва прореагировала на ситуацию резко. 24 июня 1948 г. Советский Союз ввел запрет на передвижение и перевоз товаров из западных зон в восточную. Одновременно были прекращены и поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. Западная часть города оказалась отрезанной от источников снабжения в советской оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных. Эта ситуация получила в литературе название «блокады Западного Берлина».

Сохранение такого положения означало экономическое удушение и гражданского населения города, и дислоцированных там служащих вооруженных сил США, Британии и Франции. В ответ на советские меры США и Великобритания, используя имеющийся в Западном Берлине аэродром, организовали воздушный мост между западными оккупационными зонами и Западным Берлином, по которому силами военно-транспортной авиации в город стало доставляться все необходимое для обеспечения его жизнедеятельности. Западные военные самолеты нарушали воздушное пространство над советской оккупационной зоной и пролетали над расположением советских частей на восточногерманской территории. Все сопровождалось жесткой риторикой и взаимными угрозами, которыми обменивались Москва и Вашингтон. Ни СССР, ни США не были готовы воевать. Но война могла начаться случайно, если бы один из самолетов оказался сбит, упал на какой-то из советских военных объектов и т.п. Вероятность столкновения была высока, обе державы балансировали на грани войны .

Описанная ситуация в литературе называется берлинским кризисом, под которым понимается резкое обострение международно-политической ситуации из-за обстановки вокруг города, при котором стала расти вероятность военного столкновения Советского Союза с западными державами. Берлинский кризис по счастью не перерос в войну. Западные державы получили возможность осуществлять поставки по воздуху беспрепятственно, СССР не пытался сбивать самолеты или иным образом препятствовать их навигации. Пик кризиса продолжался с 24 июня по 30 августа 1948 г. После переговоров послов четырех держав в Москве было достигнуто частичное соглашение о мерах для урегулирования ситуации. Оно не было выполнено, и ситуация оставалась напряженной. Но было уже ясно, что она по-своему устойчива и противостоящие стороны не стремятся к эскалации. Конфронтация вокруг Берлина по нисходящей продолжалась до 23 мая 1949 г. (VI сессия СМИД в Париже), после чего СССР отменил ограничения на транспортировку грузов с запада и ситуация нормализовалась.

В западных столицах события вокруг Берлина были оценены как поражение сталинской дипломатии и признак слабости Советского Союза. В Вашингтоне победа казалось полной. Г.Трумэн окончательно уверился в правильности наступательной линии и стал форсировать решение вопроса о прекращении режима оккупации в Западной Германии и о создании отдельного западногерманского государства. В ноябре 1948 г. Г.Трумэну предстояло пройти через президентские выборы. Берлинская ситуация дала ему серьезный козырь.

В Москве случившееся вызвало большое раздражение И.В.Сталина, который предпочел найти виноватых. В 1949 г. В.М.Молотов был удален с поста министра иностранных дел. Его место занял А.Я.Вышинский.

Берлинский кризис 1961 года

После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. С точки зрения СССР эта ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность ГДР и тормозила вхождение Восточной Германии в международное правовое пространство.

В связи с этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного управления Берлина и превращение Западного Берлина в демилитаризированный свободный город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор.

Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. США и Франция отвергали советские требования, в то время как правительство Великобритании возглавляемое Гарольдом Макмилланом было готово к компромиссу. После безуспешных переговоров с США в Кемп-Дэвиде 1959 и в Вене 1961 Советский Союз отказался от своего ультиматума, но поощрял руководство ГДР к усилению контроля за границей между Восточным и Западным Берлином и в конце концов к строительству Берлинской стены.

Германский вопрос продолжал оставаться камнем преткновения в отношениях между СССР и странами Запада. В этот период он сводился в основном к проблеме статуса Западного Берлина. В феврале 1958 г. Хрущёв предложил созвать конференцию «четырёх великих держав» и пересмотреть статус Западного Берлина, объявив его демилитаризованным вольным городом. После отрицательной реакции Запада он согласился отодвинуть сроки и в сентябре 1959 г. во время визита в США добился принципиальной договорённости с Эйзенхауэром о созыве такой конференции в Париже в мае 1960 г. Однако конференция оказалась сорвана из-за того, что 1 мая 1960 г. над СССР был сбит американский самолёт-разведчик

17 апреля 1961 г. Хрущёв выдвинул новый ультиматум по берлинскому вопросу, объявив, что СССР ещё до конца года заключит мирный договор с ГДР и передаст ей всю полноту власти над восточной частью Берлина. В развитии этой идеи Политический Консультативный Комитет ОВД 5 августа 1961 г. призвал ГДР принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина.

25 июля 1961 г. президент Кеннеди в своем выступлении перечислил ряд мер по повышению боеспособности американских вооруженных сил, а 28 июля выступил с заявлением, подтверждавшим решимость США защищать Западный Берлин. 3 августа Конгресс США одобрил выделение дополнительных средств на закупку вооружений и призыв 250 тыс. резервистов. 16 августа 113 частей Национальной гвардии США и резерва были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

Уровень жизни в Западном Берлине не шёл ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась. 12 августа было запрещено свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружён бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу.

24 августа в ответ на возведение стены вдоль неё было развернуто около тысячи американских военнослужащих, поддерживаемых танками. 29 августа советское правительство объявило о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных Сил.

12 сентября Ф. Козлов, выступая в Пхеньяне, заявил о том, что срок ультиматума для подписания мирного договора с ГДР продлен. На следующий день два советских истребителя произвели предупредительные выстрелы по двум американским транспортным самолетам, летевшим в Западный Берлин.

17 октября в докладе на XXII съезде КПСС Хрущев заявил о том, что ультимативный срок для подписания сепаратного мирного договора с ГДР (31 декабря) не так уж важен, если Запад продемонстрирует реальную готовность разрешить берлинский вопрос.

В сентябре - октябре 1961 г. американская военная группировка в ФРГ была увеличена на 40 тыс. человек и был проведен целый ряд учений.

26–27 октября в Берлине возник конфликт, известный как «инцидент у КПП «Чарли»». Советская разведка донесла Хрущеву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. К КПП "Чарли" прибыли три американских джипа с военными и гражданскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и 10 танков. В ответ на Фридрихштрассе прибыла 7-я танковая рота капитана Войтченко 3-го батальона 68-го советского гвардейского танкового полка. Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание Берлинского кризиса.

Карибский кризис 1962

Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. Непосредственной причиной кризиса явилось тайное размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками. Операция проводилась скрытно, по личному указанию Н. С. Хрущева и с согласия Ф. Кастро. Хрущев, вероятно, желал таким образом уравновесить ядерное превосходство США, как численное (по оценкам министра обороны в правительстве Дж. Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое (американские ракеты были размещены в то время в непосредственной близости от границ СССР - в Турции). Важную роль играло стремление советского лидера защитить от возможного американского нападения Кубу, в апреле 1961 отразившую высадку десанта на Плайя - Хирон. Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Н. С. Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради «торжества социализма» в Западном полушарии. Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С. С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди и А. А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки. 22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября Советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные. Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако президент Кеннеди не пошел на поводу у амбиций военных и взял на себя инициативу в личных переговорах с Н. С. Хрущевым по прямой телефонной связи между Москвой и Вашингтоном.

Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, «чтобы успокоить американский народ», заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной М. С. Горбачевым «гласности»). По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: