«Как правильно оценить свои возможности? Ноша по плечу: как оценить свои карьерные возможности Обратная сторона медали.

В процессе поиска работы человек обычно пребывает в стрессовом состоянии, поэтому часто поступает необдуманно. Не решив окончательно, в какой конкретно сфере лучше всего приложить свои способности, не определив четко нижнюю и верхнюю планки предполагаемой зарплаты, он стучится во все двери, надеясь на авось. А ведь соискатель должен ясно представлять, какую должность он ищет, какая вакансия полностью отвечает его запросам и возможностям.

Если спросить у нескольких человек, почему они работают, то все дадут разные ответы. Кто-то ходит на службу просто потому, что не видит иной альтернативы, кто-то надеется сделать блестящую карьеру , кому-то нравится общаться с людьми и чувствовать пульс жизни, а кто-то — из-за необходимости зарабатывать деньги. Если же поинтересоваться, почему они выбрали именно это место, то шанс услышать, что данная работа — предел стремлений, мечта всей сознательной жизни, очень и очень невелик. В основном ответы будут весьма прозаичными: «Куда взяли, туда и пошел», «Здесь неинтересно, но неплохая зарплата», «Зарплата не очень, но меня устраивает график» или «Рядом с домом».

Разумеется, близость к дому — существенный аргумент, но как бы вы отнеслись к должности, при которой зарплата позволяет каждый день ездить на такси? Скептики посчитают это нереальным. Но может быть, они не правы и все ограничения выдуманы нами самими? Как оценить себя на рынке труда? Как выбрать работу, приносящую радость?

Один из основных вопросов, который стоит себе задать, приступая к поискам подходящей вакансии, — сколько времени вы готовы посвятить данному процессу. Потому что ситуации бывают разные. Кто-то, имея свободный или сменный график на одной работе, может заниматься поисками другой достаточно длительное время, выбирая оптимальный вариант. Это удобно, потому что без спешки всегда проще найти место, действительно устраивающее по всем параметрам. А вот если человек, не работая, но имея источник дохода, надолго затягивает поиски, то шансы его, наоборот, уменьшаются. Наниматели не горят желанием видеть в числе сотрудников специалиста, имеющего большой перерыв в трудовом стаже. Ведь, судя по всему, он не очень заинтересован в работе и, соответственно, может халатно относиться к своим обязанностям. Однако чаще происходит так: решив сменить работу, вы, чтобы не остаться у разбитого корыта, на старом месте ничего не говорите. Таким образом, время ограничено, скажем, продолжительностью отпуска. Поэтому надо использовать каждый день, что называется, по полной программе, для чего необходимо максимально сузить круг поиска и заранее пройти все подготовительные этапы.

Первое, на что надо обратить внимание, — это уровень образования по данной специальности. Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, привели к тому, что многие занимаются не своим делом, то есть работают не по той специальности, по которой в свое время прошли обучение. Разумеется, опыт — великое дело, но и теоретическими знаниями следует владеть на должном уровне, тем более рынок труда постоянно пополняют молодые специалисты, получившие дипломы по современным профессиям . Поэтому подумайте, достаточно ли вашего образования для карьеры и нет ли необходимости привести его в соответствие с выполняемыми обязанностями или теми функциями, которые вы хотели бы исполнять на новой работе. Существует масса способов повысить уровень теоретической подготовки, начиная с получения высшего (или второго высшего) образования и заканчивая краткосрочными курсами. В любом случае это определенное вложение средств и времени, и в зависимости от того, насколько оно рентабельно, вы и выбираете путь. Не забудьте учесть степень насыщенности рынка специалистами вашего профиля, их средний уровень, свою конкурентоспособность на их фоне. А также определите, в каких еще сферах вы сможете применить полученные знания, если не удастся устроиться по специальности, и насколько вам интересна такая смена ориентиров.

Но помимо основного образования существуют еще и дополнительные навыки и знания: для одной работы они бесполезны, для другой не помешают, а для третьей просто незаменимы. Как правило, в число «необязательных» входят владение иностранными языками, определенный уровень подготовки к работе на компьютере, наличие водительских прав. Сюда же можно отнести специфические знания по вашей профессии, наличие ученых степеней и т. п. Понадобятся ли они вам, зависит от того, насколько кардинально вы решили изменить сферу деятельности и специалисты какой квалификации сейчас востребованы. Такую статистику легко собрать, просмотрев объявления об интересующих вас вакансиях (архив следует искать в Интернете).

Важно также понять, какова должна быть структура той компании, где вы хотите трудиться. Что больше подходит — стать винтиком в огромном механизме, попасть пусть в маленький, но сплоченный коллектив или заниматься организацией работы с нуля? Например, на прежнем месте вы исполняли конкретные функции, но из них вам нравились не все, поэтому вы желаете сузить круг своих обязанностей и заняться только тем, что считали интересным. Тогда вам стоит перейти в более крупную организацию или ту, что ближе по специфике работы. Но прежде надо приобрести какие-то специальные знания в областях, которыми вы планируете заниматься.

А если хотите расширить набор своих функций, получить более высокий статус управляющего или руководителя, особенно при отсутствии практических навыков, будет полезно получить теоретические знания и определенную подготовку в сфере менеджмента. Компанию нужно искать развивающуюся, заинтересованную в притоке инициативных людей, такую, где есть возможность проявить разносторонние способности.

Один из важнейших аспектов трудоустройства — наличие опыта работы, а также соответствие его вашему возрасту и образованию. Значение имеет и то, сколько времени вы продержались на предыдущем месте. Совокупность этих трех факторов дает потенциальному работодателю весьма важную информацию. В наше время никого не удивишь непостоянством и непродолжительностью работы в одной фирме, ведь причины ухода бывают самыми разными. Скажем, прежние наниматели оказались нечистоплотными людьми: изменили первоначальные условия, не выплатили обещанную зарплату, да и организация могла просто прекратить свое существование. Но если, скажем, в течение нескольких лет вы не задерживались ни на одной работе дольше полугода, то это уже настораживает. Не всегда хорошей рекомендацией является наличие большого объема теоретических знаний при относительно маленьком практическом опыте. В данном случае любому руководителю придет в голову мысль, что, приняв вас на работу, он рискует собственным креслом, ведь со временем вы будете заинтересованы в продвижении. Поэтому лучше искать должность, в которую карьерный рост уже заложен. Всегда стоит проанализировать свою трудовую книжку с точки зрения нанимателя. И если после этого вы не измените направление поиска, то по крайней мере подготовитесь ко всем возможным вопросам.

В любом случае, выбирая место, вы должны учитывать профессиональные перспективы. Если вы практик, желающий совершенствовать свое мастерство, ищите организацию, специализирующуюся на нужном вам виде деятельности. Если же вы хотите продвинуться вверх по служебной лестнице, то и компания должна быть соответствующая — многоступенчатая, структурная, соблюдающая в кадровой политике правило, что сотрудники не должны засиживаться в одной должности.

Также необходимо заблаговременно принять решение и об интенсивности рабочего графика, готовности к командировкам и о том, какую степень насыщенности в принципе вы можете выдержать. Стоит заранее посоветоваться с близкими, устраивает ли их режим вашей занятости. Не надо думать, что главное — любой ценой получить место, а там все как-нибудь утрясется. В результате вы только впустую потратите время.

Подумайте, нужно ли рассматривать как вариант трудоустройство в других городах или за границей. Какие перспективы у такого решения, окупятся ли вложения?

Нарисовав портрет работы своей мечты (а также последующей карьеры) и наметив необходимые действия для ее получения, постарайтесь найти максимум данных о ней. Спрашивайте знакомых, читайте прессу, просматривайте форумы в Интернете. Во многом такая информация будет субъективной, но в чем-то она поможет посмотреть на эту деятельность изнутри: не идеализированы ли ваши представления, действительно ли все так, как вам кажется. Возможно, кто-нибудь даст полезный совет, предостережет от ошибок, которые сам когда-то совершил.

Теперь вам остается только разослать резюме и/или начать звонить по найденным объявлениям о вакансиях. Не стоит обращаться туда, где вас не устраивает зарплата, так как многие работодатели завышают реальный уровень оплаты, и вы просто зря потратите время. Один из достаточно действенных способов — обратиться в фирмы, занимающие лидирующие позиции в интересующей вас сфере. Эти организации часто размещают объявления о текущих вакансиях в специализированных изданиях или на интернет-порталах инкогнито. Поэтому, чтобы не упустить хороший шанс, просматривайте вакансии на их собственных сайтах. Более того, даже если вашей специальности сейчас нет в этом списке, вы все равно можете отправить резюме в отдел кадров. Как правило, эйчары крупных компаний собирают собственную базу данных, обращаясь к ней в случае необходимости.

Порой мы боимся предпринимать решительные действия, претендовать на что-то большее из ложной скромности, считая, что хорошего места достойны выдающиеся и талантливые люди. Но присмотритесь внимательно, что отделяет вас от цели? Так ли непреодолимы преграды? Наберитесь решимости, и, возможно, даже скорее, чем ожидали, вы скажете: «Да, именно о такой работе я мечтал!»

Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии Халлинан Джозеф

Правильно оценивайте свои возможности

Может, вы помните, как в фильме «Высшая сила» главный герой, детектив Гарри Каллахан (роль которого исполняет Клинт Иствуд), держа злодея на мушке пистолета, произносит одну из самых знаменитых кинофраз: «Человек должен правильно оценивать свои возможности». Очень дельный совет!

Социологи, занимающиеся оценкой самонадеянности, разработали специальный термин – «калибровка», определяющий, насколько мы знаем свои реальные возможности. Этой мерой измеряется разница между нашими фактическими и воспринимаемыми способностями в чем бы то ни было. Если вы действительно настолько хороши, насколько думаете, значит, ваша калибровка на высоком уровне; если же вы себя переоцениваете, стало быть, вам есть над чем поработать.

Большинство людей относятся ко второй категории, даже (и особенно) когда дело доходит до оценки важнейших навыков, необходимых нам, например, для выполнения своих должностных обязанностей. Армия США убедилась в этом много лет назад, когда солдатам городка Форт-Беннинг в штате Джорджия задали простой вопрос: «Как, по-вашему, вы хороший стрелок?». Большинство солдат, естественно, считали, что стреляют достаточно метко, и прогнозировали очень неплохие результаты на ежегодных квалификационных стрельбах, традиционно проводящихся в армии США.

Солдат привезли на стрельбище и приказали стрелять. После того как их настоящие результаты сравнили с предполагаемыми, оказалось, что 75 процентов солдат предсказали, что поразят больше целей, чем им удалось на самом деле. К тому же каждый четвертый военнослужащий стрелял настолько плохо, что даже не прошел квалификацию. «Солдаты в подавляющем большинстве завышали фактические показатели, – говорилось в соответствующем отчете, – и оценивали свои шансы на успех чрезвычайно необъективно».

При этом исследователи отметили, что, как ни странно, прогнозы одной группы солдат оказались весьма точными. Какой же, интересно? Той, в которую входили самые плохие стрелки. Само собой, это была совсем немногочисленная группа. Из 153 солдат, участвующих в ежегодной квалификации, только пятеро сразу сказали, что не смогут ее пройти. Так вот, их прогноз оказался практически идеально точным. Трое из этих солдат действительно не прошли ежегодную проверку классности по стрельбе из винтовки, а двое оставшихся едва набрали нужный для этого балл.

Большинству из нас свойственна плохая калибровка – на самом деле мы совсем не так хороши, как о себе думаем.

«Довольно точным оказался лишь прогноз тех, кто предсказал себе полный провал», – сухо отмечается в отчете о результатах исследования.

Как обнаружили исследователи, среди тех, кто занят выполнением других задач, дело с калибровкой обстоит столь же плохо – независимо от таких факторов, как уровень доходов, интеллекта и образования. Так, например, вскоре после эксперимента в Форт-Беннинге было проведено аналогичное исследование среди студентов Висконсинского университета. Студенты, конечно же, не стреляли по мишеням. Их попросили прочитать абзац из текста и оценить уровень своей уверенности в том, что им под силу сделать из прочитанного правильные выводы. Потом участников протестировали на выполнение этой задачи. Как и следовало ожидать, студенты, как и солдаты, показали результаты, не дотягивающие до их прогнозов.

«Калибровка была на редкость неверной, – отмечали исследователи. – Читатели не могли даже четко разграничить, что им понятно, а что нет».

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Как выйти замуж (От первого свидания до свадебного кортежа) автора Калинина Ольга

ОЦЕНИВАЙТЕ МУЖЧИНУ Одна из основных причин неудачных браков состоит в том, что люди недостаточно знают тех, с кем вступают в брак. Мы встречаем незнакомцев, которые чудесны, но мы часто выходим замуж за незнакомцев, что приводит к несчастью. Лучше вовремя прекратить

Из книги 48 советов по обретению любви автора Правдина Наталия Борисовна

ОЦЕНИВАЙТЕ СЕБЯ ПО ДОСТОИНСТВУ Научитесь ценить себя так, как ценит наслюбящая, добрая и мудрая сила, создавшая этот прекрасный мир. Вы – часть этой силы, и вы несете в себе часть Высшего Предназначения. Поэтому, отказываясь уважать и ценить себя, вы обесцениваете свою

Из книги Как выйти замуж. Как победить соперницу автора Кент Маргарет

Оценивайте мужчину Одна из основных причин неудачных браков состоит в том, что люди недостаточно знают тех, с кем вступают в брак. Мы встречаем незнакомцев, которые чудесны, но мы часто выходим замуж за незнакомцев, что приводит к несчастью. Наша методика поможет вам

Из книги Мозг против лишнего веса автора Амен Дэниел

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Совет 14 Научитесь правильно обсуждать свои отношения Разговоры об отношениях – хорошая профилактика ссор О чувствах надо говорить, об отношениях надо говорить! Причем делать это достаточно часто. Заметьте: «говорить об отношениях» и «выяснять отношения» – это

Из книги Как развить уверенность в себе за 7 дней: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 6 Правильно оценивайте свои силы Самое время поговорить о самооценке. Незаменимое знание, когда дело касается формирования уверенности в себе. Самооценка может быть нормальной, заниженной и завышенной. Какая из них может привести к развитию неуверенности в

Из книги Как привлекать мужчин. 50 правил уверенной женщины автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 4. Изучите свои достоинства и научитесь их правильно демонстрировать Поговорим о ваших достоинствах. Тема эта, безусловно, приятная, но не слишком легкая для обсуждения. Знаете ли вы свои плюсы? Можете ли вы их назвать? Всегда ли вам удается преподнести себя с

Из книги От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты автора Ньюман Ричард

8. Оценивайте результат Есть два типа людей: те, кто доводит начатое до конца, и остальные. Роберт

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Шаг 9 Поверьте в свои возможности

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

2 Научитесь правильно мыслить и преодолейте свои страхи Мы то, что мы думаем. Мысли творят мир. Будда (563–483 гг. до н. э.) Подружитесь со страхом Покидать пределы зоны комфорта всегда немного страшно. Даже те жизненные перемены, которые мы обычно приветствуем – брак,

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Расширяем свои возможности Описанной выше технологии получения информации вполне достаточно человеку, живущему обычной жизнью, тому, чья область интересов сильно не выходит из сферы отношений, здоровья, материального благополучия, заботы о ближнем и других вполне

Из книги Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять] автора Кузнецов Юрий Николаевич

Испытание для профессионалов. Как не дать себя запугать и научиться правильно оценивать свои способности В каком случае стоит отказаться от собственного мнения и прислушаться к совету эксперта?Возможно, следующая история поможет вам в этом разобраться.Десять лет назад

Из книги Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха автора Шапарь Виктор Борисович

Игра «Я не могу реализовать свои возможности» «Я всего лишь… хотя мог бы…»Во всех этих играх, к которым вы без труда сможете добавить и свои варианты, есть некоторые общие моменты: они порождают отрицательные чувства, на них тратится значительное количество времени, они

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Глава 5 Используй свои возможности на все сто Управление эффективностью и карьерой Ты размышляешь о работе своей мечты, которая идеально отвечала бы твоим навыкам и увлечениям?У тебя есть план достижения такой мечты?Знает ли руководство компании, в которой ты работаешь,

Из книги 50 упражнений для развития навыков манипуляции автора Карре Кристоф

Упражнение 8 Оцените свои манипуляторные возможности Теперь предлагаю оценить ваши личные перспективы в области манипулирования людьми. Прочитайте следующие утверждения и отметьте те, что соответствуют (или могли бы соответствовать) тому, что вы обычно говорите или

Может, вы помните, как в фильме «Высшая сила» главный герой, детектив Гарри Каллахан (роль которого исполняет Клинт Иствуд), держа злодея на мушке пистолета, произносит одну из самых знаменитых кинофраз: «Человек должен правильно оценивать свои возможности». Очень дельный совет!

Социологи, занимающиеся оценкой самонадеянности, разработали специальный термин – «калибровка», определяющий, насколько мы знаем свои реальные возможности. Этой мерой измеряется разница между нашими фактическими и воспринимаемыми способностями в чем бы то ни было. Если вы действительно настолько хороши, насколько думаете, значит, ваша калибровка на высоком уровне; если же вы себя переоцениваете, стало быть, вам есть над чем поработать.

Большинство людей относятся ко второй категории, даже (и особенно) когда дело доходит до оценки важнейших навыков, необходимых нам, например, для выполнения своих должностных обязанностей. Армия США убедилась в этом много лет назад, когда солдатам городка Форт‑Беннинг в штате Джорджия задали простой вопрос: «Как, по‑вашему, вы хороший стрелок?». Большинство солдат, естественно, считали, что стреляют достаточно метко, и прогнозировали очень неплохие результаты на ежегодных квалификационных стрельбах, традиционно проводящихся в армии США.

Солдат привезли на стрельбище и приказали стрелять. После того как их настоящие результаты сравнили с предполагаемыми, оказалось, что 75 процентов солдат предсказали, что поразят больше целей, чем им удалось на самом деле. К тому же каждый четвертый военнослужащий стрелял настолько плохо, что даже не прошел квалификацию. «Солдаты в подавляющем большинстве завышали фактические показатели, – говорилось в соответствующем отчете, – и оценивали свои шансы на успех чрезвычайно необъективно».

При этом исследователи отметили, что, как ни странно, прогнозы одной группы солдат оказались весьма точными. Какой же, интересно? Той, в которую входили самые плохие стрелки. Само собой, это была совсем немногочисленная группа. Из 153 солдат, участвующих в ежегодной квалификации, только пятеро сразу сказали, что не смогут ее пройти. Так вот, их прогноз оказался практически идеально точным. Трое из этих солдат действительно не прошли ежегодную проверку классности по стрельбе из винтовки, а двое оставшихся едва набрали нужный для этого балл.

Большинству из нас свойственна плохая калибровка – на самом деле мы совсем не так хороши, как о себе думаем.

«Довольно точным оказался лишь прогноз тех, кто предсказал себе полный провал», – сухо отмечается в отчете о результатах исследования.

Как обнаружили исследователи, среди тех, кто занят выполнением других задач, дело с калибровкой обстоит столь же плохо – независимо от таких факторов, как уровень доходов, интеллекта и образования. Так, например, вскоре после эксперимента в Форт‑Беннинге было проведено аналогичное исследование среди студентов Висконсинского университета. Студенты, конечно же, не стреляли по мишеням. Их попросили прочитать абзац из текста и оценить уровень своей уверенности в том, что им под силу сделать из прочитанного правильные выводы. Потом участников протестировали на выполнение этой задачи. Как и следовало ожидать, студенты, как и солдаты, показали результаты, не дотягивающие до их прогнозов.

Возможно ли объективно и адекватно оценить свои человеческие или профессиональные качества?

Если рассматривать людей с точки зрения самооценки, то чаще всего мы встречаем разделение на две группы – с завышенной самооценкой и с заниженной. Группа с нормальной или объективной оценкой то ли не интересна для изучения, то ли не существует как таковая. Как определить, к какой группе относится тот или иной человек? К какой группе относитесь вы? Например, путем сопоставления вашего собственного мнения о себе и мнения социума. Но кто прав, если мнения кардинально расходятся? Можно утверждать, что оценка других априори субъективна, так как никто не знает человека лучше, чем он сам себя. Я больше склоняюсь к тому, что верного ответа вообще не существует, ибо все методы, параметры, оценки, категории относительны по сути. Оценка самого себя идет изнутри наружу. Когда же оценивает социум – направление прямо противоположно, дается оценка внутренних качеств через призму внешних факторов.

Если рассматривать оценку профессиональных качеств, то оценка третьими лицами будет более правдивой (в случае расхождений), так как профессиональные качества должны давать результат, результат легко осязаемый, то есть видимый, ощутимый, измеряемый. Одним словом, приносить пользу. В этой ситуации, как говорится, «со стороны виднее».

Каждый кандидат, который приходит в компанию, проходит прямую и косвенную оценку. Прямая оценка осуществляется во время консультации, это анализ навыков и компетенций, уровень владения ими, а также анализ показателей полученных результатов. Косвенная оценка происходит невольно в процессе подбора вакансий. Ее формируют помощники консультанта, основываясь на факторах и поведенческих характеристиках кандидата в процессе сотрудничества.

Оценить профессиональные качества и эффективность только через прямые показатели очень сложно, так как косвенные факторы личностного характера могут негативно влиять на общий результат (нетактичность, опоздания и т.п.) и на атмосферу в коллективе.

В начале 2011 года мы решили сравнить оценки, которые соискатели давали себе сами, с оценками, которые сформировали третьи лица (работодатели). В случае, если баллы не совпадали, более объективным считалось мнение третьих лиц. То есть, если кандидат ставил себе более высокую отметку, чем потенциальные работодатели и консультанты, – считалось, что человек склонен к завышению собственной оценки. Данные для обработки были взяты за 2010 год. Итак, итоги исследования.

Портрет соискателя

74 % - мужчины
26% - женщины

69% - от 32 до 45 лет
20 % - от 21 до 31 лет
11% - от 45 до 55 лет

Результаты

Стремление к завышению собственной оценки:

88% мужчин
12 % женщин

Тенденции к занижению собственной оценки:

7% мужчин
56% женщин

Причин такого кардинального несовпадения самооценки и оценки со стороны уровня профессиональных качеств кандидата множество. От возрастных, половых, национальных особенностей соискателей до особенностей рынка труда в данный период, не говоря уже про индивидуальные человеческие. Но это отдельная тема для исследования и для обсуждения. Наша задача понять, как адекватно и объективно оценить себя, чтоб исключить ошибки в процессе поиска работы.

Завышение или занижение собственной самооценки одинаково опасно для получения желаемой должности. В первом случае ее можно просто не найти или найти «мыльный пузырь», в котором удовлетворят тщеславие, назвав директором, но предложат спектр обязанностей от курьера до кладовщика. Во втором найти работу мечты, но закопать в себе весь имеющийся потенциал, и вместо шага вперед по карьерной лестнице сделать шаг назад.

Как же все- таки объективно оценить себя?

  • Просмотреть вакансии с желаемым для вас уровнем оплаты.
  • Выделить требуемые компетенции для данного «ценового диапазона». Честно (!) сравнить с собственным уровнем владения данными навыками.
  • Определить уровень владения иностранным языком по общей шкале уровней (ALTE или по рекомендациям British Council).
  • Можно пройти тестирование у специалиста на соответствие той или иной должности (при кадровом агентстве или агентстве по трудоустройству).
  • Провести маркетинговое исследование среди окружения на тему оценки себя как специалиста. Можно спросить мнение непосредственного руководителя, подчиненных, сотрудников из смежных отделов или просто знакомых. В процессе такого исследования можно узнать много интересного, но не всегда приятного. К этому надо быть готовым. Настройтесь на восприятие конструктивной критики.
  • Оценить себя по результатам собственной работы. Можно работать плохо, можно просто работать, а можно работать эффективно. То, что сотрудник никогда не опаздывает на работу и всегда приходит свежим после корпоратива еще не говорит о том, что в его лице компания приобретет ценный кадр, который даст новый качественный толчок для ее развития. Что получила компания в результате сотрудничества с вами!? Достижения должны быть измеряемы. Например, прирост клиентской базы в какое-то количество раз или сокращение издержек на столько-то процентов, какие-то нововведения или предложение оптимизации какого-либо процесса. Трудности с формулировкой ответа на этот пункт могут быть предупредительным сигналом для вас и стимулом для пересмотра своего отношения к работе как таковой.

Самое главное и самое сложное при этом быть честным с самим собой. И суметь воспринимать конструктивную критику. Нередко для человека оказывается сюрпризом то, как его воспринимают сослуживцы.

Если вы считаете, что можете быть директором в полном смысле этого слова, переберите все компетенции от бюджетирования до оптимизации бизнес-процессов. Определите, вкладываете ли вы тот же смысл в эти термины и процессы, что и работодатели.

Найдите свой путь и попутного вам ветра!

Классный час: «Как правильно оценить свои возможности?» , 9 класс.

Страхи возраста

15-16 лет – это трудный период в жизни молодых людей, период становления личности. Они открывают в себе мир психического. В это время они становятся особенно чувствительны к внешним оценкам и к тому «внутреннему критику», который поселяется в их душе. Они боятся, что вдруг выяснится, будто им чего-то не хватает, что они окажутся не на высоте. Такие опасения отражают страх неудачи, который нередко смешивается с опасением добиться успеха, так как успех предусматривает перемену личного статуса, отказ от привычных способов поведения в пользу неопределенного нового стиля. Поскольку эти страхи широко распространены среди подростков, то я сочла необходимым объяснить им, как с помощью промедления они защищаются от этих страхов неудачи и успеха.

Боязнь провала

Исследования психолога Ричарда Бири показывают, что люди испытывают страх перед неудачей, живут с набором убеждений, которые заставляют их стремиться потерпеть неудачу. Вот эти убеждения:

Моя продуктивность – это прямое отражение моих способностей.

Уровень моих способностей отражает мою ценность как личности, то есть чем выше способности, тем выше самооценка.

Мои достижения (продуктивность) отражают мою ценность как личности.

Р. Бири выразил отношения между этими убеждениями с помощью следующего уравнения:

Самооценка = Способности = Продуктивность

Другими словами, если я хорошо действую – значит, у меня большие способности, следовательно, я себе нравлюсь и спокоен за себя. Каждый человек сам решает для себя, какие способности будут определять его ценность. Это могут быть интеллектуальные способности, особые умения, таланты и т.д.

Но если способности становятся единственным мерилом собственной ценности, начинаются сложности. Если кроме продуктивности ничто не принимается в расчет, то тогда выдающиеся результаты означают, что личность выдающаяся, посредственные же результаты указывают на обратное. Для человека с таким мировоззрением выполнение какой-то работы – это поступок, который измеряет не только его способность хорошо играть в футбол, решать задачи, составлять программы для компьютера, выступать с докладом, но также и его ценность как человека.

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы:

Помогают ли ориентиры, которые вы сами себе устанавливаете, продвигаться вперед или они столь высоки, что, скорее заводят вас в тупик?

Что, по вашему мнению, случиться, если вы выполните задание посредственно?

Упражнение 1.

Посмотрите на слайд, прочитайте и запишите вопросы теста №6 и 7.

    Представьте, что в вашей жизни произошло следующее событие. Объявлена викторина на тему, в которой вы неплохо разбираетесь, но времени основательно подготовиться уже нет. Вам предлагают принять участие в этой викторине, приз за все правильные ответы – 1 миллион рублей. Какое решение вы примете:

а) соглашаетесь;

б) отказываетесь.

    У вас есть возможность принять участие в одной из двух игр-конкурсов (это могут быть интеллектуальные, спортивные или любые другие игры, где необходимо применить какие-то знания, умения, способности). Участником какой игры Вы станете?

а) Условия первой игры: победитель получает 1 миллион рублей, проигравший – ничего.

б) Условия второй игры: все участники получают по 50 тысяч рублей независимо от результатов.

Подумайте и дайте письменно ответы на следующие вопросы:

Какие эмоциональные ощущения вы испытаете, когда вам предложат принять участие в конкурсах?
-Какие отрицательные переживания могут вами овладеть?
- Как это повлияет на ваше решение?
- Вы рискнете, если удовлетворитесь малым? Почему?

Вывод : оказывается, если нас может удовлетворить только совершенство, то мы обречены на постоянные разочарования. Совершенство – это недостижимый идеал, от которого, однако, люди отказываются с немалым трудом. Однако это отнюдь не означает, что нужно отказывать себе в стремлении к самосовершенствованию.

Упражнение 2.

Попытайтесь проанализировать: что произойдет, если мы начнем выполнять все необходимые дела вовремя, не откладывая их на потом? Запишите на листочке все ответы, которые придут вам в голову.

Анализ ответов учащихся с точки зрения:

А) результативности;

Б) самосовершенствования.

Итог: «Сегодня вы попытались ответить себе на очень серьезные вопросы и проанализировать свое поведение. Теперь многие из вас перестанут объяснять промедление в выполнении каких-то дел просто ленью, недисциплинированностью, несобранностью и т.д. Во многом это связано и с нашим страхом перед неизвестностью. Важно, что во всех подобных страхах есть общее – любому человеку непросто выбирать между тем, что ему сейчас нравиться, и будущим успехом. В подобных ситуациях выбора полезно постоянно задавать себе такие вопросы: что я имею? Что я теряю, если?... могу ли я причинить себе вред? Какой?».

Упражнение 3.

Подумайте вот над чем: как лучше организовать учет времени? Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги, или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы? Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете для обозначения некоторые условные значки, символы, сокращения? Какие сокращения можно придумать уже сейчас, чтобы потом легко и быстро заносить их на бланк? Подумайте уже сейчас, каким цветом или символом вы будете фиксировать «помехи» или перерывы в работе, которые тормозят или нарушают ее выполнение (телефонные разговоры, посетители, время, потраченное на ожидание).

    Объединитесь в группы по 3-4 человека, вооружитесь линейками, карандашами, фломастерами и начинайте работу. Через 20 минут вам нужно будет представить на обсуждение всего класса свою «Таблицу учета времени» и подробную инструкцию к нему.

Через 20 минут каждая группа по очереди рисует свой бланк на доске и рассказывает, как им нужно пользоваться и что можно в результате такой техники учета получить. Наконец, все придуманные бланки нанесены на доску, выявлены достоинства и недостатки.

Упражнение 4 «Мой день».

В качестве домашнего задания предлагаю вам следующее.

Необходимо составить список дел и указать время, на них потраченное:

    Работа, которая выполняется по обязанности….

    Работа, которая делается по собственному желанию…….

    Общение (с родными, друзьями и пр.)

    Повседневные ритуалы (подъем, отход ко сну и пр.)…

    Деятельность, приносящая удовлетворение…

    Пустое времяпрепровождение….

    Другие дела…

Проанализируйте полученный список.

Нарисуйте два круга: «Мой типичный день» и «Мой идеальный день». Разделите круги на секторы, отражающие долю каждого из перечисленных вами занятий в распорядке вашего дня. Отличаются ли ваши «типичный» и «идеальный» дни? Что вы можете сделать, чтобы приблизить свой типичный день к желаемому? Продумайте и запишите способы, которые позволяют вам сделать это.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: