Семинар учителей географии. Межмуниципальный семинар-практикум учителей географии Семинары для учителей географии по фгос










Географическое положение. 1. Положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана, положение материка в климатических поясах. 2. Крайние точки материка, их координаты. 3. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. 4. Изрезанность береговой линии 5. Моря и океаны, омывающие материк.
















В течение 17 в. основные открытия были сделаны голландскими путешественниками, за исключением испанской экспедиции 1606, в которой Л. Торрес открыл пролив между Новой Гвинеей и Австралией (впоследствии названный его именем). Вследствие приоритета голландцев первоначально Австралия получила название Новая Голландия. Луис де Торрес


Два путешествия к Австралии совершил А. Тасман, первым обогнувший Австралию с юга и доказавший, что она представляет собой отдельный материк. В 1642 его экспедиция открыла остров, названный им в честь голландского губернатора Ост-Индии землей Ван-Димена (затем этот остров был переименован в Тасманию), и остров «Земля штатов» (нынешняя Новая Зеландия). Во время второго путешествия в 1644 он изучил северный и северо-западный берега Австралии. Абель Тасман


2-й этап исследования Австралии английские и французские морские экспедиции 18 первой половины 19 вв. В 1770 во время своего первого кругосветного плавания Дж. Кук обследовал восточный берег Австралии, выяснил островное положение Новой Зеландии. В 1788 в Сиднее, который тогда назывался Порт-Джэксон, была основана колония для английских каторжников. Джеймс Кук



Ивановское областное отделение ВОО "Русское географическое общество" в партнерстве с Фондом "Содействия военно-патриотическому воспитания молодежи" и Иваново-Вознесенским Морским кадетским корпусом выполняет завершающий этап проекта "Наследники пути русских адмиралов", который был поддержан Фондом Президентских грантов. Напомним, что в этом проекте были задействованы около 6000 учеников образовательных школ России от Калининграда до Владивостока.

Победителями проекта стали дети из маленькой сельской школы села Седельницы Ивановской области и воспитанники Морской школы Санкт-Петербурга. Они вместе со своими учителями и руководителями проекта были награждены поездкой на две недели в Республику Крым и Севастополь для проведения финальных полевых сборов.

Учасники поездки достигли существенных результатов: окунулись в славную историю войн русского народа с турками, Антантой и Великой Отечественной войны, посетили исторические и культурные памятники Крымского региона, духовно обогатились и отдохнули. Все это состоялось благодаря огромной работе педагогов школ разных регионов страны, в том числе и Ивановской области.

С 21 по 23 сентября под руководством председателя Ивановского областного отделения РГО О.В. Волынкина команда педагогов провела названное мероприятие на берегах Волги в просветительском центре парк-отеля "Волжский прибой" в Костромской области. Модератором мероприятия являлся заведующий кафедрой экологии и географии Шуйского филиала ИвГУ доцент, кандидат географических наук Марков Дмитрий Сергеевич.

В работе семинара приняли участие самые опытные и заслуженные педагоги Ивановской области, а также 16 студентов 1-4 курсов нашего университета – единственного вуза в области , в котором готовят будущих учителей и истории, и географии (образовательная программа История; География по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Связанные любовью к географической науке учителя и студенты слушали интересную лекцию О.В. Волынкина о полярных путешествиях и поведении в экстремальных ситуациях, обсуждали актуальные вопросы инклюзивного образования детей, формирования духовно-нравственных установок молодежи, а также обменивались опытом привлечения молодых специалистов в школы области. Перед участниками семинара также выступил директор Ивановского ЧОУ "Православная средняя школа Феодоровской иконы Божией Матери" А.М. Алябьев, который на основе своего богатого жизненного опыта охарактеризовал перспективность педагогического пути и личностного развития в школе для молодых учителей.

Студенты ИФФ активно включились в дискуссию педагогов и показали свою хорошую осведомленность в психолого-педагогических аспектах деятельности современного учителя. Интересные и эмоциональные выступления наших студентов А.Н. Валюх, М.Н. Матвеева, В.С. Андриевского и других показали, что студенты факультета имеют высокую готовность и мотивацию к работе педагога. Также они получили добрые напутствия от профессиональных учителей географии с многолетним стажем и предложения о сотрудничестве. В рамках семинара были организованы круглые столы и практикум по географическим исследованиям в природе с использованием современных приборов.

По инициативе Ивановского областного отделения РГО 22 сентября на встречу с опытнейшими педагогами были приглашены студенты географического факультета Ивановского Государственного Университета с целью обмена опытом и живого общения с преподавателями своей будущей профессии. Студенты были очень довольны встречей, т.к. получили бесценный опыт от мэтров географической, исторической и биологической наук.

Вот что говорят об этом сами студенты.

Бугров Валерий Алексеевич: "Этот семинар – замечательная площадка для обмена опытом между педагогами с многолетним стажем работы и студентами. Нам, изучающим географию (к сожалению, пока без методики преподавания), было интересно услышать от опытных учителей об особенностях преподавания предмета. Нельзя не упомянуть и интереснейшие рассказы председателя Ивановского отделения РГО Волынкина Олега Викторовича. Несомненно, участие в подобного рода мероприятиях полезно студентам-географам".

Андриевский Виталий Сергеевич: "От Конференции у меня остались только яркие впечатления, всё было хорошо организовано, в прекрасном месте. Особенно заинтересовало РГО, было интересно послушать истории про кругосветные путешествия, а также был интересно услышать об опыте учителей со стажем".

Гарелина Мария Александровна: Насыщенные выходные нашего историко-филологического факультета. Суббота, 22 сентября, для нашего историко-филологического факультета поистине была очень активной и веселой. Студенты – парни и девушки – приняли участие в конференции педагогов в Волжском Прибое. На мероприятии читали лекции об экспедициях русского географического общества, о детях с ограниченными возможностями, о счастье. Спасибо всем, кто был с нами и кто любит педагогику! Выражаем искреннюю признательность Ивановскому областному отделению РГО за помощь в организации выступления студентов на семинаре!

Надеемся, что для наших студентов участие в педагогическом семинаре, а также личное общение с Профессиональным путешественником О.В. Волынкиным и другими членами РГО будут одним из шагов на пути к их будущей успешной профессиональной деятельности учителей географии и истории".

Результатом семинара стал вывод о необходимости продолжении активной деятельности РГО с ее членами – педагогами, студентами и учащимися образовательных школ с целью популяризации гуманитарных наук.

«Педагогические технологии для образования старшеклассников в условиях перехода на новые ФГОС»


Отличие традиционного урока от активного

Параметры сравнения

Формирующая парадигма

Цель обучения

Развивающая парадигма

Передача знаний, умений, навыков

Интегрированная характеристика

Развитие способности ученика

«Делай, как я» (работа по образцу)

Характер и стиль взаимодействия учитель - ученик

Формы организации работы

«Делай, я с вами» (педагогическое сопровождение)

Фронтальная, индивидуальная

Методы обучения

Групповые, диалоговые, коллективные

Репродуктивные

Продуктивные. Использования субъективного опыта


Параметры сравнения

Формирующая парадигма

Способы усвоения

Узнавание, понимание, применение.

Позиция учителя

Развивающая парадигма

Носитель информации, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций.

Позиция ученика

Создание ситуации успеха. Анализ, синтез, оценка.

Исполнитель, не реализующий познавательные интересы в полном объеме

Организатор сотрудничества, консультант, тьютор, управленец, помощник.

Деятель, реализующий познавательный интерес через исследовательскую, проектную деятельность. Самостоятельно осуществляет выбор содержания и способов учения.


В центре современного образования - личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы, приёмы развивающих и личностно – ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Главным на занятии становится приобретение знаний через выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск информации, личностного смысла.


Элементы инновационных педагогических технологий, используемых на уроках в лицее:

- личностно - ориентированного обучения; - учебного проектирования; - информационно –коммуникативного обучения;

- исследования;

- проблемного обучения; - критического мышления.


Технология развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умения применять взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Структура урока в рамках технологии критического мышления .

Основа технологии – построение урока по определенному алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызова, осмысления и рефлексии. Только соблюдение технологических стадий способствует достижению желаемого результата.

Базовая модель трех стадий.

I стадия - вызов

II стадия – осмысление (реализация смысла)

Перед учителем стоит задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. На этой стадии делаются прогнозы, определяются цели чтения или исследования.

III стадия – рефлексия (размышление)

Идет непосредственная работа с информацией, причем приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным для достижения нового понимания.

Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.


Обучение в технологии развития критического мышления .

Постановочное занятие Диагностическая цель

Мотивация – зачем?

Что хочу знать? Что я знаю?

Интересно, знаю

Как буду использовать?

Что еще хочу узнать?

Домашнее задание

Буду использовать Знаю Что еще хочу узнать?


Соответствие стадий урока и технологических приемов.

Стадии урока

Приемы, используемые на стадии урока

Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм», таксономия вопросов, дискуссия, трехчастный дневник.

Осмысление

Бортовой журнал, взаимообучение, двухчастный дневник, дискуссия, зигзаг, «лови ошибку», «маркировка текста» (инсерт), составление кластера, многоуровневая рефлексия, «оставь за мной последнее слово», работа с повествовательным текстом (чтение со стопами), таксономия вопросов, трехчастный дневник

Рефлексия

Бортовой журнал, десятиминутное сочинение, кубик, «шляпы» мышления, зигзаг, многоуровневая рефлексия, пятиминутное эссе(резюме), разработка для самостоятельного задания, синквэйн, трехчастный дневник

Институт географии, геологии, туризма и сервиса ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета проводит цикл бесплатных семинаров в рамках проекта «Углубленное изучение и систематизация знаний по географии» для подготовки к ЕГЭ. Темы семинаров выбраны с учетом результатов анализа выполненных заданий ЕГЭ в 2012 – 2018 гг., регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2014 – 2018 гг. Зачастую учащиеся имеют слабые практические навыки по определению амплитуды температур, чтению карты, объяснению физических механизмов метеорологических явлений, по анализу графического материала, в том числе климатограмм; ошибочно ставят знак равенства между федеральными округами и экономическими районами или не знают состава федеральных округов; имеют слабые практические знания по определению сельскохозяйственных районов.

Расписание проведения бесплатных семинаров по географии
на 2018-2019 учебном году

Дата проведения семинара

Тема семинара

Ф.И.О. преподавателя, проводящего семинар

сентября 2018 г.

Земля как планета. Форма и размеры Земли. Доказательства шарообразности Земли. Географические следствия формы и размеров Земли. Движения Земли: суточное (осевое) и годовое (орбитальное) движения Земли и их следствия.

октября 2018г.

Географические карты. Измерения направлений и расстояний на планах и картах. Разнообразие карт по способам построения картографических проекций, характеру искажений, масштабу, назначению содержанию.

Бойко Е.С., канд. геогр. наук, преподаватель кафедры геоинформатики

октября 2018г.

Строение литосферы. Внутренние силы, формирующие и изменяющие поверхность Земли. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли. Выветривание и его виды. Антропогенные факторы преобразования рельефа. Основные формы рельефа суши. Рельеф дна Мирового океана.

Жирма Валерий Валерьевич, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии

ноября

Гидросфера и ее состав. Составные части Мирового океана. Характеристика океанических вод (химический состав, соленость, температурный режим). Динамика вод. Приливы и отливы. Течения в океане. Воды суши.

Нагалевский Ю.Я., канд. геогр. наук, профессор, зав. кафедрой физической географии

ноября 2018г.

Атмосфера. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России.

Чехла Наталья Владимировна, преподаватель кафедры физической географии

декабря 2018г.

Климатообразующие факторы на территории России. Характеристики солнечной радиации и закономерности распределения на территории России. Типы воздушных масс и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны (пути прохождения) и антициклоны на территории России.

Нагалевский Э.Ю., канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии

декабря 2018г.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность. Природная зона как природный комплекс. Природные зоны мира, их характеристики (географическое положение, рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир)

января 2019г.

Закономерности распространения почв по земному шару. Охрана земель; земельный фонд мира; эрозия почв и ее виды.

Бекух Заира Адгемовна, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии

февраля 2019г.

Физическая география материков и океанов, разбор тестов и задач.

Комаров Дмитрий Александрович, канд. геогр. наук, доцент кафедры геоинформатики

февраля 2019г.

Разбор задач на знание особенностей расположения различных географических объектов с использованием текстов и контурных карт.

Пашковская Алёна Анатольевна, канд. геогр. наук, преподаватель кафедры физической географии

марта 2019 г.

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира

Шатилов Сергей Александрович, канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии

марта 2019 г.

Географическое положение России, его виды. Разбор тестов.

Мамонова Анна Владимировна, преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии

марта 2019 г.

Население России. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Естественное движение: рождаемость, смертность, естественный прирост. Демографическая ситуация в регионах России. Механическое движение населения (миграции). Виды миграций.

Миненкова Вера Владимировна,

канд. геогр. наук, доцент, зав. кафедрой экономической, социальной и политической географии

апреля 2019г.

Языковые семьи и группы. Этнический и религиозный состав населения России и ее регионов. Разбор тестов.

Дейко Сергей Юрьевич, преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии

Мировое хозяйство. Структура и особенности современного мирового хозяйства (интернационализация, интеграция). Региональные экономические объединения (Европейский союз - ЕС, Северо-Американская зона свободной торговли - НАФТА, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии –АСЕАН и др.)

Коновалова Анна Витальевна, преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии

мая 2019 г.

Регионы России. Природно-хозяйственное районирование России. Принципы районирования. Географические и исторические предпосылки формирования на территории России крупных природно-экономических районов. Типы территориальной структуры хозяйства и размещения населения.

Филобок Анатолий Анатольевич, канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии

Обратите внимание, что семинары проводятся с 11:00 до 14:00 ; по адресу г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Институт географии, геологии, туризма и сервиса, аудитория 218 (второй этаж) для всех обучающихся в общеобразовательных организациях Краснодарского края.

Сбор в Центральном холле университета в 10:45 соответственно датам проведения семинаров.

12 мая 2016 года на базе МБОУ Оловяннинская СОШ №1 состоялся семинар учителей географии образовательных организаций Оловяннинского района. В работе семинара приняли участие 12 педагогов из 9 образовательных учреждений.

Программа семинара была посвящена теме: «Краеведение как интегративный ресурс гуманитарного и естественнонаучного образования в формировании социальной идентификации личности».

Семинар прошел на высоком профессиональном уровне, дан большой объем информации. Программа семинара была очень насыщенной и интересной. Все участники его оценили на отлично, отметив практическую ценность и четкую организацию.

Своим опытом работы поделились в мастер-классах педагоги: Ю.В. Шагеева (учитель географии) – продемонстрировала урок географии в 8 классе на тему: «Особо охраняемые природные территории России»; совместно с Нестеровой М.В. – заместитель руководителя по учебной работе, показали с участием учащихся внеурочную деятельность «Реализация исследовательской деятельности учащихся по краеведению», где учащиеся ознакомили участников семинара со своей работой, над которой они работали на протяжении 3 лет, в рамках внутришкольной программы, а именно, коллекция древних животных (игрушечные), коллекция горных пород, сбор воды с разных источников России, сбор и хранение материалов с начала функционирования образовательной организации.

Позже внимание учителей географии заняли учащиеся МБОУ Оловяннинская СОШ №1, где рассказали о своих многочисленных и приносящих отличный результат научных работах на муниципальном, краевом и Всероссийском уровнях.

Продолжили семинар Филиппова В.А. – учитель русского языка и литературы, Шагеева Ю.В. – учитель географии, тема доклада была «Краеведение как интегративный ресурс гуманитарного и естественнонаучного образования в формировании социальной идентификации личности» в докладе говорилось, что социализация это важнейший компонент в развитии подрастающего поколения, Оловяннинской СОШ №1 он реализуется через программу краеведения. В учреждении краеведение проходит в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Дети участвуют в научно-исследовательских мероприятиях, создают коллекции из разных природных пород, участвуют в походах по району и выезжают за пределы района для участия в научных конференциях.

В заключении выступила Дондокова Б.С. – заместитель председателя МКУ РКО и ДМ с вопросом внедрения ФГОС в учебный предмет «География». Напомнила учителям географии о том, что предмет география ведется как отдельный предмет и в него не должны входить дополнительные курсы. Также напомнила о Федеральном Законе об образовании 1992 года, где указывается, что образование проходит через всю жизнь, основная цель педагогов должна быть научить умению учиться, научить детей находить для работы необходимый материал. Баирма Соктоевна предложила педагогам Оловянниской СОШ №1 издать какой–либо продукт своей деятельности, продумать результат по завершении своей программы.

К.А. Бекетова представила педагогам необходимую информацию по внеурочной деятельности по географии в рамках перехода на ФГОС ООО. Указала на формы по реализации ФГОС ООО, через литературно-музыкальные композиции и через внеурочную деятельность, т.к. внеурочная деятельность заполняет пробелы в урочной деятельности.

Завершила семинар учителей географии Нестерова Марина Владиславовна, проведя самоанализ данного мероприятия и поблагодарив участников семинара.

Участники семинара выразили пожелания организаторам проводить обучение и обмен опытом чаще, оставив в анкетах предложения по тематике семинаров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: