Конспект индивидуального логопедического занятия. Подготовительный этап к постановке звука

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА:...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗВУКА «С» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Оборудование: мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика «Внуки в гостях у дедушки и бабушки», пособие на развитие дыхания «Горячий чай», сухой бассейн, мелкие предметы посуды для сухого бассейна, символ звука «С» Ход: Вид работы Содержание Цель Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Жили были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали внуки «Толстячки»,«Худышки» Бабушка с дедушкой им улыбнулись, «Заборчик» Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка» Внукам на блюдца блины положили «Блинчик» Чашки поставили, чаю налили, Очень горячий, его остудили! Блинчик с вареньем малиновым вкусным «Вкусное варенье» Дуем на блинчик, жуём и прикусим. «

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗВУКА «С» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Оборудование: мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика «Внуки в гостях у дедушки и бабушки», пособие на развитие дыхания «Горячий чай», сухой бассейн, мелкие предметы посуды для сухого бассейна, символ звука «С» Ход: Вид работы Содержание Цель Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Жили были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали внуки «Толстячки»,«Худышки» Бабушка с дедушкой им улыбнулись, «Заборчик» Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка» Внукам на блюдца блины положили «Блинчик» Чашки поставили, чаю налили, Очень горячий, его остудили! Блинчик с вареньем малиновым вкусным «Вкусное варенье» Дуем на блинчик, жуём и прикусим. «Наказать язычок» «Обезьянка» Чаю попили - никто не обижен. Вкусный был завтрак - мы губки оближем. «Вкусное варенье» После завтрака чистили зубы «Почистим зубы» Вправо и влево, внутри и снаружи. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата:подготовить к произношению звука «С». Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз. Развивать силу и длительность выдоха Развитие фонематического слуха После завтрака нужно помыть посуду. Воды нет! Как услышишь, что вода появилась: С-С-С – хлопни в ладоши: А – У – И – С – М – Н – Д – С – Ш – З – С … Учить выделять звук «С» на фоне других звуков Развитие мелкой моторики Пошла вода! Посуду моем в белой пене, достаем и отгадываем. Что это? (Ребенок находит и называет наощупь посуду в сухом бассейне) Развивать мелкую моторику пальцев рук Итог Оценка Навели порядок, теперь можно и отдохнуть. Что тебе понравилось и запомнилось сегодня? Ты сегодня молодец! Все выполнял правильно. На память тебе – наклейка.

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по подготовке к постановке звука [С].

Тема: формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [ С] .

Задачи:

    Формирование четкого акустического образа звука, развитие фонематического слуха.

    Закрепление умения выполнять комплекс артикуляторных упражнений, необходимых для дальнейшей постановки звука [ С] .

    Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.

    Развитие умения образовывать имена существительные (названия детеныше й животных) с помощью суффиксов -онок, -енок.

    Обогащение словаря (развитие умения подбирать слова-антонимы).

    Формирование умения выполнять деление слов на слоги.

    Развитие обще й моторики.

Оборудование: картинки с изображением комара, тигра, муравьеда, коня, белки, оленя, тигра, кабана, бегемота; картинки с изображением трех зеленых яблок, четырех красных флажков , трех цветков, четырех ласточек.

1.Организационный момент.

Здравствуй! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришел Комарик.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением комарика.

Комарик любит петь и умеет играть на гармони. Он хочет поиграть вместе с тобой.

2.Дыхательное упражнение.

Давай встанем, кладем ручки на живот. Сделаем глубокий - глубокий вдох, что бы наши ручки разомкнулись. Выдох. Еще раз!

Логопед учит ребенка выполнять упражнение правильно: на вдох мышцы ребер и передней стенки живота двигаются вверх и в стороны, на выдохе живот втягивается.

Логопед делает упражнение, руки ребенка находятся на диафрагме. Логопед контролирует движение диафрагмы ребенка на вдохе и выдохе.

3. Игра «Хлопни, если услышишь».

Давай вместе послушаем песенку комарика. Хлопни, если услышишь песенку комарика .

Логопед закрывает рот листом бумаги, дает слуховой эталон звука. После того, как ребенок прослушал «песенку комарика», логопед простит ребенка выделить заданный звук хлопком в ладони:

В звуковом ряду [ п, с, м, с, д, к, с, н, с, н, т, л];

- в слогах [на, со, вы, во, са, па, да, са, су];

В словах [сок, дом, маска, самолет, руль, сом, рот, кусок, нос, ананас].

Выполняется стоя, ноги – на ширине плеч, руки на диафрагме.

По команде логопеда ребенок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, затем выдох.

Ребенок выполняет упражнение самостоятельно по инструкции.

Ребенок выделяет заданный звук хлопком в ладони.

4.Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Наш комарик приглашает нас пойти в зоопарк. Посмотри на картинки и скажи, кого мы увидим в первом вольере?

Логопед показывает ребенку картинки тигра и муравьеда.

Тигр широко нам улыбается. Давай улыбнемся как тигр. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, растянем губы до предела и удерживаем это положение. Зубы сомкнуты (Повторить 3 раза).

Давай посмотрим на муравьеда . Смотри, какая у него длинная узкая мордочка. Он приготовился пить водичку и сделал «трубочку». Давай повторим. Вытянем губы трубочкой: губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты. Удерживать «трубочку» 3-5 секунд.

Теперь давай попробуем чередовать движения губ в улыбке и «трубочкой».

Наш тигр любит качаться на качелях. Давай и мы попробуем. Положи широкий кончик языка на нижнюю губу, подними на верхнюю губу (повторить 4-5 раз).

Идем дальше и видим огромное дерево. А под деревом лежат орешки. Наши тигры помогут нам их собрать. Упрись в правую щечку твердым кончиком языка. Теперь в левую. Еще раз (Повторить 4-5 раз).

Теперь пойдем дорожке, что бы найти других зверей. Сделаем дорогу: положим широкий распластанный язык на нижнюю губу, и удерживаем его в таком положении под счет до 5.

Мы идем и видим речку. Давай сделаем мостик, что бы через речку перейти. Давай улыбнемся, покажем зубки, откроем рот, кончик языка опустим за нижние резцы, выгнем язычок вперед («построили мостик»).

5. Физкультурная пауза

Животные зоопарка хотят проверить насколько ты внимателен. Встань прямо, я буду читать тебе задание, а ты будь внимателен, смотри на картинки и выполняй.

«А ну, попробуй ка, дружок,

От меня не отставать

И заданья сложные

Быстро выполнять.

Сколько яблочек зеленых,

Столько сделай ты наклонов.

Сколько красненьких флажков,

Столько сделай ты прыжков.

Сколько на холме цветов,

Столько сделай ты хлопков.

Приседай ты столько раз,

Сколько ласточек у нас».

Логопед читает вопросы-двустишия и показывает ребенку соответствующую картинку.

Под счет логопеда ребенок растягивает губы до предела, и удерживает это положение.

Под счет логопеда ребенок вытягивает губы трубочкой: губы вытягивает слегка вперед, как бы образуя квадрат, удерживает это положение в течение 3-5 секунд.

Под счет логопеда ребенок растянем губы до предела, и удерживает это положение, вытягивает губы слегка вперед «трубочкой» попеременно.

Под счет логопеда ребенок кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, поднимает на верхнюю губу. Повтор 4-5 раз.

Ребенок изнутри упирается твердым языком в правую щеку, затем в левую щеку.

Ребенок кладет широкий, ненапряженный язык на нижнюю губу.

Ребенок улыбается,

показывает зубы, открывает рот, опускает кончик языка за нижние резцы, выдвигает среднюю часть спинки языка вперед.

Выполняется стоя, ноги - на ширине плеч, руки на поясе.

Ребенок считает количество нарисованных предметов и выполняет указанное движение заданное количество раз.

6.Игра «Большой - маленький».

Наш комарик говорит, что в этом зоопарке есть настоящий детски сад для животных. Давай посмотрим, кто в этот детски й сад ходит. Посмотри на эти картинки и назови детеныша этого животного.

Логопед показывает ребенку картинки с изображением кенгуру, медведя, волка, тигра, белки.

7.Игра «Скажи наоборот»

Давай поиграем в игру «Наоборот». Мы будем подбирать слова противоположные по смыслу.

Логопед называет прилагательное, просит ребенка подобрать признак с противоположным значением:

Черный – …, толстый –…, холодный - …., короткий – …., твердый – ….., домашний - …., хищный – ….., сытый – …..

Ребенок образует слова: кенгуренок, медвежонок, волчонок, тигренок, бельчонок.

Ребенок подбирает прилагательные: белый , тонкий, горячий длинный, мягкий, дикий, травоядный, голодный.

8. Игра «Найди место».

Наш комарик просит у тебя помощи. Дело в том, что все животные перепутались. Их нужно разместить в три разных вольера. В первый вольер мы посадим животных, в названии которых один слог. В втором вольере должны оказаться животные, в названии которых два слога, а в третий попадут те животные, в названии которых три слога. Посмотри на эти картинки и распредели животных по вольерам.

Логопед показывает картинки с изображением коня, белки, оленя, тигра, кабана, бегемота, льва.

Ребенок делит слова на слоги, прохлопывая их по слогам.

9.Итог занятия. Оценка деятельности.

Тебе понравилось занятие? Каких животных мы встретили сегодня? Что тебе больше всего запомнилось?

Логопед дает оценку деятельности ребенка на занятии, сравнивает результаты с результатами прошлого занятия.

Ребенок рассказывает о своих впечатлениях.

Разработала учитель - логопед Толстик Л. А.

Коррекционно-образовательные задачи: выработка правильного артикуляционного уклада звука Р.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления , создать условия для развития фонематических процессов, упражнять в определении наличия и места звука в слове, способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики; развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки, компьютер, логопедическая программа «Игры для Тигры», микрофон.

Ход занятия

Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.

Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8-10 раз).

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8-10 раз.)

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. (Повторить 10-15 раз.)

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8-10 раз.)

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10-15 раз.)

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10-15 раз.)

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10-15 раз.)

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10-15 с.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10-15 с.

Основной этап

1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

Посмотри на меня как я его произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.

Какое положение принимают губы? (губы открыты)

А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)

Значит, какой это звук?

Глухой или звонкий? (звонкий)

Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,
До лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте)

3. Упражнения на дыхание. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений от Тигренка. Займи удобное положение, вытяни ноги вперед, руки расслабь и положи на колени, наклонись к микрофону (ребенок выполняет упражнения из модуля «Дыхание»)

Первое упражнение - «Кораблики». Помоги тигренку пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

Следующее упражнение - «Воздушный змей». Запусти воздушного змея и он тебе улыбнется! Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

Замечательно получилось!

Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

5.Развитие фонетического слуха. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.

Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука Р в словах (ученик выполняет упражнение «Поезд» из блока «Фонематика»)

6.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А - ДР…А - ДР…А

ДР…О - ДР…О - ДР…О

ДР…У - ДР…У - ДР…У

ДР…Ы - ДР…Ы - ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения соской)

Заключительный этап.

1. Физкультминутка

Потрудились - отдохнем,

(ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнем.

(потягивания)

Руки в стороны, вперед,

(Повороты туловища)

Влево, вправо поворот.

(наклоны влево-вправо)

Три наклона, прямо встать.

(приседания)

Руки вниз и вверх поднять .

(прыжки)

Руки плавно опустили,

(ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

2. Итог занятия

Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

Дай характеристику этому звуку (Звук Р - согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

3. Домашнее задание

Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски.

Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.

Спасибо тебе за занятие.

Екатерина Малина
Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап

ЦЕЛЬ:

Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.

2. Формировать длительную направленную воздушную струю.

3. Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

4. Формировать умение определять наличие звука [с] в ряду звуков.

5. Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующиеобобщающие понятия.

6. Формировать умения образовывать относительные прилагательные.

7. Развивать мимическую выразительность, память, внимание,целостное восприятие, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

картинки из сказки «Теремок; картинки для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) - горох; салатник (салат) - морковь; тарелка (пюре) - карто­фель; чашка (компот) - груша; пироги - яблоко; предметные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картинка с изображением овощей.

Слайд 3

Здравствуй, садись поудобней перед ноутбуком, сегодня мы будем рассказывать сказку.

Ты узнал эту сказку? Как она называется? А каких персонажей сказки ты видишь? Начни со слов я вижу:

Давай улыбнемся нашим персонажем и я начну рассказывать сказку, а ты мне будешь помогать.

Слайд 4

Стоит в поле теремок, стоит он за забором (упражнение «Забор» !

Слайд 5

Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»).

Слайд 6

Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, давай покажем как она испугалась, потом удивилась, покажи, а потом обрадовалась, как мышка обрадовалась?.

Слайд 7

Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок, «Пошлепаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).

Слайд 8

Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение «Лопата»). Лягушка – квакушка спрашивает: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произносить фразу.)

Слайд 9

Мышка впустила лягушку, стали они вместежить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка, стали обед готовить

Слайд 10

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?. (Гороховый.)

Слайд 11

Пюре из картофеля, какое?. (Картофельное.)

Слайд 12

Салат из моркови, какой?. (Морковный.)

Слайд 13

Компот из груш, какой?. (Грушевый.)

Слайд 14

Пироги из яблок, какие?. (Яблочные.)

Слайд 15

Поели Лягушка и Мышка-норушка, и захотели поспать (Упражнение «Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить.)

Слайд 16

Уснули. Снится мышке – норушке как маленький мышонок плачет, а мама мышка поет ему колыбельную. А-А-А-А

Слайд 17

А лягушке –квакушке снится как у маленького лягушонка зубки болят и он стонет О-О-О

Слайд 18

А вот и едет на паровозике стоматолог, лягушонку зубки лечить У-У-У-У

Слайд 19

Скакал мимо заяц. Песенки пел. То песенку такую споет ФФФФФ (длительный выдох, то такую Т-Т-Т. (короткий выдох). Вдруг налетел опять ветер сильный (дуем через трубочку). Во время зайчик увидел теремок. Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок»(ребенок говорит как зайчик). А у него с собой полная корзинка фруктов.

Слайд 20

Пальчиковая игра «Фрукты»

Вот у зайца

Димочки Фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

Слайд 21

Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок дует на кончик широкого языка).

Слайд 22

Стал зайчик проситься в теремок, пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.

Слайд 23

Устал Зайчик с дороги и пошел спать. «Спи, глазок, спи, другой. Спит правый глаз - просыпается. Спит левый глаз - просыпается». Поочередное открывание и закрывание глаз.

Слайд 24

А в это время бежит мимо лисичка-сестричка. Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение почистим зубки)

Слайд 25

Мечтает она о вкусном обеде. Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда когда услышишь правильное слово

Кофть - тость - кошть - кость.

Чупчик - тупчик - суптик - супчик.

Шошишка - соситка - фосифка - сосиска.

Слайд 26

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Пустили ее в теремок.

Слайд 27

Стала лисичка в теремочке жить не тужить. Вот пришла ночь. Надо свечку зажечь. Светло в теремке стало, а за окном буря поднялась, воет (Упр. «Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.)

Слайд 28

На утро бежит мимо волчок - серый бочок, несет с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.

Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи»).

Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (Называет.)

Слайд 29

Постучался волчок Ребенок проговаривает нужную фразу). Пустили его в теремок.

Слайд 30

Захотелось волчку покататься с горке на велосипеде и помчался он (Упр «Велосипед спустился с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний иффффф, ыффффф.

Слайд 31

Нравится волку кататься на велосипеде (Упр. Губы в улыбке (счет до 10).

«Велосипед едет по кочкам». Поочередное поднимание вверх углов рта (с помощью и без помощи рук).

Слайд 32

Но тут пришел большой. медведь. Остановился около теремка (упражнение «Лопата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.)

Слайд 33

Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с. Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни громко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с.

Слайд 34

Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого языка, но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал! Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот - умница! Понравилась тебе сказка? Что тебе запомнилось или понравилось делать на занятий?

Публикации по теме:

Конспект физкультурного занятия в подготовительный период обучения игре «Баскетбол». Старшие дошкольники (6–7) Программное содержание: 1. Упражнять в ходьбе и беге с выполнением различных заданий с мячом. 2. Закреплять умение передавать, ловить мяч.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Лошадка» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Лошадка». Цель: усвоение и расширение словаря по теме. Задачи: Образовательные: расширять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]» Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах. Задачи: 1. закрепить артикуляционный уклад звука [Ш]; 2. закрепить умение характеризовать.

Тема: «Оденем мишку на прогулку». Адресат: воспитанник 5 лет с ОНР 3 уровня. Объект: речевое развитие детей. Предмет: коррекция звукопроизношения.

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей с нарушением слуха «Звук [П]» Тема: «Звук «П». Различение на слух звукоподражаний и неречевых звучаний». Цели: 1. Развивать речевое дыхание, побуждать произносить звук.

Конспект НОД по физической культуре «Путешествие в осенний лес» (подготовительный возраст) НОД ФИЗРА (физическое развитие) Подготовительная группа Тема: «Путешествие в осенний лес» Задачи: Оздоровительные: Способствовать: - формированию.

Конспект занятия с детьми коррекционной группы (подготовительный возраст) ОНР «Путешествие в весенний лес» Лексическая тема: "Весна" Грамматическая тема: Образование притяжательных прилагательных. Логопедическая тема: Развитие фонематического,.

Мастер класс «Занятие по обучению чтению по методике Н. Зайцева» Подготовительный этап. Подготовительная группа МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Мастер-класс для.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: