Соцальные функции современной библиотеки. Социальные функции библиотеки Сущностные социальные функции

Системный подход к определению функций библиотек

В конце 20-го- начале 21 века получил развитие системный подход к определению функций библиотек.

В рамках системного подхода к выделению функций библиотек работали: Столяров, Акилина, Соколов, Мотульский и другие.

В соответствии с системным походом все явления и предметы представляют собой системы. Каждая система с одной стороны - является элементом системы более высокого уровня (метасистемы), с другой стороны сама является метасистемой, по отношению элементам, которые её образуют.

Библиотека, как система состоит из 4 элементов (библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал, материально-техническая база). Для этих элементов библиотека является метасистемой, по отношению к которой они выполняют функции, называемые внутренними (технологическими).

Метасистемой для библиотеки выступает общество. Библиотека, как один из элементов общества, выполняет в нём определённые функции, которые для неё являются внешними (социальными). Называются социальными, т.к. через них библиотека реализует своё социальное назначение, реагируя на потребности общества.

Социальные функции это перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки, как социального института.

Сущностные социальные функции и производные социальные функции

Социальные функции библиотек принято подразделять на 2 основные группы:

  • o Сущностные (главные) функции.
  • o Производные функции.

Акилина добавляет к этому перечню ещё 2 группы функций:

  • o Типообразующие (основные).
  • o Дополнительные.

Сущностные (главные) функции: это функции, обусловленные сущностью библиотеки, как социального института. Эти функции библиотека выполняет с момента своего возникновения.

Свойства сущностных функций:

  • o Эти функции первичны, исходны и необходимы. Изменение данных функций привело бы к преобразованию библиотеки в другой социальный институт.
  • o Они стабильны, неизменны и ограничены по составу.

К этим функциям относят:

  • o Кумулятивная функция - сбор в одном месте разных по форме и содержанию документов, созданных в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Накопление в библиотеке документов. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции является накопление в одном месте всех произведённых человечеством документов.
  • o Мемориальная функция - сохранение совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Идеальное выполнение этой функции - вечное хранение всех созданных документов в библиотеке.
  • o Коммуникативная функция - предоставление пользователю документов, сведений о документах, организация устного общения между пользователями и авторами документов и носителями социально значимой информации. Идеальное выполнение этой функции - мгновенное предоставление пользователю всех, необходимых ему, документов.

Идеальное выполнение всех этих функций ведёт к противоречию между ними. Далее по учебнику.

Все 3 названные функции выполняет каждая библиотека, но уровень выполнения зависит от типа и вида библиотеки. Например, кумулятивная функция будет разной для областных и сельских библиотек. Мемориальная функция будет разной для библиотек-депозитариев и для городских библиотек (библиотека-депозитарий это библиотека, которая хранит малоиспользуемые документы). Для национальной библиотеки наиболее значимыми будут кумулятивная и мемориальная функции, т.к. её главная задача - собрать все документы, вышедшие в республике и о республике и сохранить всё это.

Для городской, районной или сельской библиотеки наиболее важна коммуникативная функция, т.к. главное для этих библиотек - эффективное использование фонда.

Производные функции: это группа функций связана с изменчивостью библиотеки в связи с изменениями, происходящими во внешней среде (политические, экономические, исторические). Посредством производных функций библиотека вносит актуальные изменения в организацию своей работы, уточняет особенности взаимодействия с внешней средой.

Свойства производных функций: динамичность, многообразие и нестабильность.

Они присущи библиотеке, но не обязательны, изменяются с течением времени, исчезновение некоторых из них не ведёт к изменению сущности библиотеки, как социального института.

Сюда относят:

  • o Социализирующая функция - её сущность заключается в адаптации читателя к окружающей среде, через информирование по различным проблемам разными формами и методами работы библиотеки. Кроме этого эта функция понимается как воспитание гармонически развитой личности.
  • o Образовательная функция - библиотека содействует в реализации образовательных задач, помогает в учёбе, самообразовании, развитии познавательных интересов.
  • o Воспитательная функция - реализуется по 5 направлениям:
  • § Моральное воспитание.
  • § Экологическое воспитание.
  • § Эстетическое воспитание.
  • § Патриотическое воспитание.
  • § Трудовое воспитание.

Воспитательная и образовательная функции наиболее характерны для учебных библиотек, но реализуются и общими библиотеками.

  • o Идеологическая функция - библиотека способствует формированию определённого мировоззрения читателя.
  • o Рекреационная функция - посредство отдыху читателя посредством предоставления литературы для чтения в свободное время и проведения массовых мероприятий.
  • o Информационная функция - содействие развитию производства, внедрению новых достижений науки и практики в деятельность читателя.
  • o Эстетическая функция - содействие воспитанию чувства прекрасного в человеке.
  • o Библио-терапевтическая функция - посредством произведения художественной литературы, общения снимаются последствия стрессовых ситуаций и психологическая напряжённость читателя.
  • o Просветительская функция - просвещение…

Типообразующие функции: выделяются из числа производных функций в соответствии с информационными потребностями пользователей конкретной библиотеки. В соответствии с информационными потребностями пользователей можно выделить публичные, универсальные научные и специальные библиотеки, в каждом из этих типов библиотек главенствующей будет какая-либо одна социальная функция, которая и будет типообразующей для данной библиотеки.

Например, в учебных библиотеках доминирующие функции: образовательная и воспитательная, следовательно - они типообразующие для учебных библиотек.

Для специальной библиотеки типообразующей будет функция информационного обеспечения профессионально-производственной деятельности.

Дополнительные функции: эти функции выполняют только некоторые библиотеки, которые имеют для этого возможность. Например:

  • o Функция методической помощи - выполняют её только библиотеки -методические центры, имеющие в своей структуре методический отдел.
  • o Научно-исследовательская функция - выполняют только крупные библиотеки, имеющие свои научно-исследовательские центры.

Понятие ВлфункцияВ» является одним из основных в терминологическом аппарате любой науки. С его помощью определяют значение, роль объектов действительности, выполняемые обязанности, цели и назначение отдельных процессов и элементов действующих систем. В содержании рассматриваемого понятия специалисты видят то общее, что присуще родственным социальным системам, и те особенности, которые позволяют их дифференцировать.

Особую роль понятие ВлфункцияВ» играет в рамках системного подхода, где оно выступает в тесной связи с понятием структуры. В библиотековедении примером такого понимания функций может служить структурно-функциональный анализ библиотеки как системы, проведенный Ю. Н. Столяровым.

Несмотря на ключевое положение понятия ВлфункцияВ» в аппарате науки, в современном библиотековедении нет общепринятого его понимания, по разному определяется и состав функций библиотек. Как правило, в функции видят средство приспособления библиотеки к существующим социальным условиям и в связи этим выделяют разные группы функций: главные, основные, общие, сущностные, имманентные, онтологические, генетические, исходные, системообразующие, внешние, специфические, типообразующие, исторические, производные, прикладные, дополнительные, вспомогательные, частные, технологические и другие.

Библиотека как один из элементов общества выполняет в нем определенные функции, которые для нее являются внешними. Одновременно она образует систему, состоящую из нескольких элементов, со своими функциями, которые по отношению к ней выступают в качестве внутренних,

Основной отличительной характеристикой социальных и технологических функций является сфера их распространения. Социальные - это внешние, выходящие за пределы библиотеки функции. Они формируются под влиянием потребностей общества, непосредственно воздействуют на него и отдельных его членов. Технологические - это внутренние функции, не выходящие за пределы библиотеки. Они являются средством осуществления библиотекой своих социальных функций, формируются под их влиянием и обеспечивают осуществление деятельности библиотеки в соответствии с действующими стандартами. Технологические функции выступают в качестве вторичных по отношению к социальным и служат для их реализации.


Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

С учетом сказанного социальные функции библиотеки можно определить как социальную роль, которую она выполняет в качестве социального института по отношению к обществу.

Социальные функции библиотек большинство исследователей делят на несколько групп. Первым попытку классификации социальных функций в 1977 году предпринял И.М. Фрумин, назвав общие и специфические. Вслед за ним Ю. Н. Столяров выделил имманентные, сущностные и другие, В.Р. Фирсов - основные и подчиненные, А. В. Соколов - сущностные и прикладные и т.д. Е. Т. Селиверстова выделила даже четыре группы социальных функций: главные, типообразующие, производные и дополнительные.

При изучении деятельности любого социального института, в том числе и библиотеки, правомерно выделять два взаимосвязанных аспекта, характеризующих его сущность и изменчивость. В соответствии с первым аспектом каждый социальный институт обладает внутренней неизменной сущностью, которая позволяет ему выполнять четко определенную роль в обществе независимо от исторического периода, социально-демографической структуры общества и конкретных текущих задач, стоящих перед ним. С учетом сказанного сущность библиотеки проявляется в сборе и хранении социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей. Это являлось и является основной целью деятельности библиотек независимо от того, в какой стране они находятся, какие группы пользователей обслуживают и какие задачи ставят перед ними учредители. Это позволяет считать, что данные социальные функции отражают сущность библиотеки, и называть их сущностными.

Следовательно, сущностные социальные функции библиотек - это функции, обусловленные сущностью библиотеки как социального института. Указанные функции библиотека стала выполнять с момента своего возникновения. Отмечая это, А. В. Соколов подчеркивает, что данные функции первичны, исходны и необходимы. Изменение сущностных социальных функций привело бы к преобразованию библиотеки в другой общественный институт, поэтому они стабильны, неизменны и ограничены по составу.

Второй аспект характеризуется изменчивостью, так как в процессе развития общество постоянно трансформируется: меняются его идеология, мораль, религия, политическая и социальная структура, уточняется ценностная система общества и его отдельных социальных групп. Все это вносит коррективы в деятельность библиотек, выдвигает перед ними новые задачи, которые, в свою очередь, требуют внесения изменений во внутреннюю организацию их работы, уточнения особенностей взаимодействия с внешней средой. Выполнение общественной роли, связанной с изменениями во внешней среде, осуществляется библиотеками посредством производных социальных функций. Эти функции связаны со стремлением общества использовать сущностные возможности библиотек для решения текущих задач. Часть производных функций появилась одновременно с сущностными, часть возникла в процессе исторического развития. В связи с их производностью от сущностных они считаются вторичными.

Сущностные социальные функции

Выше мы указали, что к сущностным следует относить функции, которые определяют сущность библиотеки как особого социального института, указывают на то, ради чего она создана и существует, что отличает ее от других учреждений или объединяет с родственными.

В подходе к формированию перечня сущностных социальных функций библиотек наблюдаются две тенденции - одни авторы (И. М. Фрумин, Л. А. Шилов, А. Н. Хропач и другие) называют в качестве сущностных:

Ø воспитательную,

Ø образовательную,

Ø производственную функции,

другие (Ю. Н. Столяров, А. В. Соколов, В. Р. Фирсов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, Н. В. Жадько):

Ø кумулятивную,

Ø мемориальную,

Ø коммуникативную.

В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция.

В начале 1990-х годов в качестве единственной сущностной социальной функции выдвигается информационная. Сторонники этой точки зрения утверждают, что Влединство большинства нынешних концепций социальной роли библиотеки заключается в том, что явно или неявно, в большей или меньшей степени внимание акцентируется на выполнении библиотекой информационной функцииВ» и что, Влнесмотря на внутреннюю противоречивость информационного подхода к анализу перспектив библиотечного развития, именно он стал доминирующимВ». Пересмотр отношения к информационной функции сторонники информационного подхода связывают с поиском Влместа и роли библиотеки в информационной сфереВ», перспективами интеграции Влбиблиотеки с другими информационными учреждениями в информационной инфраструктуре обществаВ», Влпереходом от сдержанной конфронтации между библиотечным сообществом и информационной сферой к признанию важности информатизации библиотекВ», творческим осмыслением опыта зарубежных коллег, которое Влмогло бы помочь нам исподволь подготовиться к превращению в информационное общество с наименьшими экономическими издержкамиВ».

В 1990 году информационная функция была признана В. В. Скворцовым одной-единственной сущностной для библиотеки, поскольку Влсущность субстанции, с которой оперирует библиотека, составляет не документ, не публикация, а информацияВ». Такой же точки зрения придерживалась и Н. И. Тюлина, по убеждению которой информационная функция Влизначально присуща библиотеке как социальному институтуВ»: она Влвыходит из общего перечня библиотечных функций, по какому бы критерию он ни строилсяВ».

Несмотря на широкое распространение взгляда на информационную функцию как главную и единственную, ее содержание трактуется по-разному: как информирование пользователя об имеющихся в библиотеке или за ее пределами документах; как деятельность по аналитико - синтетической переработке информации; как предоставление пользователям концептографической и фактографической информации. Существует и более широкое понимание, когда все процессы, связанные с движением информации в библиотеке, представляют как единую информационную функцию.

Наряду с информационным широкое распространение в последние время получил также коммуникационный подход. Его основоположником является Ю. Н. Столяров, который в начале 1980-х годов, основываясь на том, что Влсоциальное предназначение библиотеки.. состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникацииВ», пришел к выводу, что Влимманентная социальная функция библиотеки - коммуникативнаяВ». В дальнейшем данную функцию наряду с другими сущностными социальными называли В. Р. Фирсов, А. В. Соколов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, М. С. Слободяник, Н. В. Жадько.

Из предложенного нами определения Влсоциальной функции библиотекиВ», с учетом позиций ученых, следует, что сущностные социальные функции обусловлены общественным назначением библиотеки. Следовательно, сущностными должны быть функции, обеспечивающие сбор, хранение документов и удовлетворение потребностей пользователей, то есть коммуникационная, кумулятивная и мемориальная.

Коммуникационная функция библиотек

Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информационных потребностей пользователей - реализуется посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документом массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс коммуникации непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. В этом случае часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов.

Данный вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, Влкруглых столовВ», конференций и иных) с участием ученых, писателей, поэтов, политиков и других обладателей интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе устное общение с применением различных видов документов. Они характерны для библиотек разных типов, однако формы их проведения разнообразны и специфичны. Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных социальных вопросов с политиками, экономистами, юристами, организацией свободного времени пользователей.

В специальных, например научно-технических библиотеках такие мероприятия характеризуются узкоспециальной направленностью и чаще всего проходят в виде презентаций, встреч, Влкруглых столовВ» и дискуссий с участием ученых и специалистов определенного профиля, носителей научных и технологических идей. Благодаря этой деятельности библиотекам удается значительно сократить путь доступа пользователей к новым идеям, то есть миновать документный этап.

Таким образом, коммуникационную функцию библиотека осуществляет посредством предоставления пользователю документа, сведений о нем, информации, в нем содержащейся, организации устного общения между пользователями и реальными или потенциальными авторами документов либо носителями социально значимой информации. Критерием эффективности выполнения библиотекой коммуникационной функции следует считать организацию наиболее полного и оперативного доступа пользователей к необходимым им документам. Идеальный вариант выполнения данной функции - это мгновенное предоставление пользователю исчерпывающего перечня всех необходимых ему документов.

Кумулятивная функция библиотек

Для обеспечения коммуникации между пользователями и необходимыми им документами данные документы необходимо для начала собрать, что является содержанием кумулятивной функции. Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция библиотек

Однако для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает ВлзапоминаниеВ» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи.

Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Все три названные функции возникли одновременно с возникновением библиотеки, и без выполнения какой бы то ни было одной из них, она не может существовать как социальный институт. Вместе с тем одновременное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объективных противоречий в деятельности библиотек. Эти противоречия ярко проявляются, например, между кумулятивной и мемориальной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в сборе в одной точке пространства различных видов документов, то есть чем больше документов собрано в библиотеке, тем успешнее она выполняет свою кумулятивную функцию. Суть мемориальной функции сводится к обеспечению сохранности всех собранных документов в течение как можно более длительного времени, желательно - вечной. Добиться сохранности тем проще, чем меньше в библиотеке документов. Постоянное увеличение объемов фондов библиотек в результате выполнения ими кумулятивной функции ведет к дефициту площади фондохранилищ.

Снять эти противоречия можно путем сокращения объема фонда или увеличения площади фондохранилищ. Сокращение физического объема фонда достигается посредством снижения количества документов, находящихся в хранилищах библиотеки, или уменьшения объема самих документов.

Традиционный, опробованный веками способ снятия рассматриваемых противоречий - увеличение объема фондохранилищ за счет строительства и аренды новых зданий и помещений. Вместе с тем это экстенсивный способ решения проблемы, так как увеличивающийся объем документов требует все новых и новых помещений, для приобретения и эксплуатации которых нужны большие финансовые расходы.

Более эффективным и перспективным способом является уменьшение объема самих документов. Сокращение количества документов достигается благодаря определению оптимальной полноты комплектования фонда библиотеки, четкого фиксирования тем и видов документов, подлежащих приобретению, их числа, сроков хранения. Значительное снижение объема достигается также при помощи координации и кооперации в области формирования фондов с другими библиотеками региона или отрасли. Достижение абсолютной полноты фонда, то есть идеальное выполнение библиотекой как социальным институтом кумулятивной функции, возможно только посредством координированных действий библиотек всего мира, когда каждая из них, собирая свою, строго определенную часть документов, таким образом формирует целое - информационный ресурс всемирной библиотеки.

С целью сокращения физического объема фондов библиотеки также всегда стремились минимизировать объем документов. Этому служат как создание новых видов тонких и вместе с тем прочных видов бумаги, так и уменьшение шрифта. Лучшим примером в данном аспекте могут быть книги - малютки. Во второй половине XX в. указанное направление получило активное развитие благодаря созданию новых компактных видов документов, сначала микрофильмов и микрофиш, а несколько позже - электронных. Библиотеки стремятся, как приобретать эти документы взамен или параллельно с бумажными, так и переводить документы с традиционных на новые, более компактные носители. Например, фонд РНТБ, включающий в основном патенты, стандарты, описания изобретений и другие материалы, на 80% состоит из микроформ. Несмотря на финансовые трудности, количество электронных носителей в фондах крупнейших библиотек за последнее десятилетие резко возросло, и объем содержащейся в них информации в отдельных случаях уже превышает данный показатель для бумажных носителей. На снятие этого противоречия направлена и реализация программ типа ВлПамять мираВ».

Не менее сложны противоречия между мемориальной и коммуникационной функциями. Высокая степень сохранности документов обеспечивается не только необходимыми условиями хранения (соответствующий температурный, влажностный, световой режимы и др.), но и степенью использования документов. Для идеального выполнения мемориальной функции использование фонда, то есть выдачу документов пользователям, следовало бы вообще прекратить. Ведь в процессе использования документы подвергаются дополнительным нагрузкам, нарушается режим их хранения, кроме того, документ может быть поврежден или даже утерян, что сводит мемориальную функцию к нулю. В соответствии с коммуникационной функцией, наоборот, важно добиться наиболее частого использования документов.

С целью устранения данного противоречия крупные библиотеки, в первую очередь национальные, формируют страховые фонды, которые не подлежат активному использованию. Одним из широко распространенных вариантов является приобретение публичными библиотеками большого количества экземпляров документов, пользующихся повышенным спросом. В ряде библиотек, особенно специальных, активно применяется копирование документов с целью последующей выдачи копий, а не оригиналов. Важным шагом на пути решения названной проблемы является приобретение современных электронных документов, так как они компактны в хранении, легко архивируются для создания страховых копий и активность их использования практически не влияет на долговременность хранения.

Не лишено противоречий взаимодействие между коммуникационной и кумулятивной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в концентрации документов в одной точке пространства, и их повторное рассредоточение, то есть выдача, крайне нежелательна, так как в это время документ может понадобиться другим пользователям. В интересах выполнения коммуникационной функции документы должны быть максимально территориально приближены к пользователям, которые вправе иметь на руках необходимое их количество. Снятие данного противоречия осуществляется посредством создания разветвленной сети библиотек разного профиля, организации как непосредственного, так и опосредованного доступа пользователей к информационным ресурсам, формулирования требований к условиям использования документов. Для устранения противоречия создаются большие коллекции, различные по форме и содержанию документов, собранных в одной точке пространства, к которым могут обращаться пользователи независимо от места их нахождения в момент возникновения информационной потребности. Такими коллекциями, как правило, располагают библиотеки национальные, региональные, ведущие университетские. Их услугами могут пользоваться все жители как непосредственно, так и опосредованно. К услугам библиотек обычно прибегают непосредственно пользователи, территориально наиболее приближенные к месту их нахождения. Остальные же пользуются ими на расстоянии при помощи МБА, издаваемых библиотекой библиографических пособий, в том числе печатных каталогов, библиографических указателей, списков новых поступлений, реферативных, обзорных и иных публикаций, раскрывающих как фонд библиотеки, так и информационный поток по определенному параметру.

Кроме этого, для снятия противоречия между коммуникационной и кумулятивной функциями библиотеки стремятся как можно более приблизить коллекции документов к месту жительства, работы и отдыха читателей. Фонды библиотек формируются в соответствии с информационными потребностями потенциальных пользователей - жителей определенного населенного пункта или его части, сотрудников предприятия или организации, преподавателей и учащихся определенных учебных заведений и т. д. В фонды включают по нескольку экземпляров одного названия документа, что дает возможность пользоваться одним и тем же документом одновременно многим пользователям. Библиотеки приобретают современные электронные документы, которые, при наличии определенных технических средств, одновременно могут использовать несколько посетителей. Тем самым создаются благоприятные условия для коммуникации между пользователем и документом.

С целью ликвидации противоречий между кумулятивной и мемориальной функциями в каждом государстве формируется сеть библиотек, соответствующая потребностям и возможностям общества.

Подводя итог сказанному, отметим, что сущностные функции библиотек - коммуникационная, кумулятивная, мемориальная - не могут быть подвержены трансформации, они стабильны, даже смена общественно - экономической формации не может повлиять на них. Оставаясь неизменными, они лишь углубляют свое содержание, совершенствуются под влиянием происходящих в обществе изменений.

Сущностные функции присущи библиотекам всех типов и видов, однако реализуются по-разному, что проявляется в полноте комплектования фонда, сроках хранения документов, круге пользователей и условиях их обслуживания. Так, национальные библиотеки стремятся с наибольшей полнотой формировать фонд национальных документов и обеспечивать как можно более длительное их хранение. Непосредственному же обслуживанию пользователей в режиме выдачи документов во временное пользование ими уделяется значительно меньше внимания, чем созданию национальной библиографии, баз и банков данных, обслуживанию в удаленном режиме. Небольшие публичные библиотеки, наоборот, в своей деятельности основное внимание уделяют непосредственному обслуживанию пользователей. Библиотеки учебных заведений многих стран, формируя свои фонды, не стремятся приобрести широкий спектр разнообразных документов, а наоборот, ограничиваются узким кругом учебных изданий, но приобретают их в большом количестве. После потери актуальности для целей учебного процесса данные пособия исключаются из фонда и заменяются другими.

Организация работы библиотек с учетом их специфики и особенностей сущностных функций, а также способов снятия объективно возникающих между ними противоречий позволяет достигнуть равновесия между их выполнением, избежать возникновения конфликтных ситуаций. Понимание объективной природы противоречий, возникающих между сущностными функциями библиотек, и владение способами минимизации их отрицательных последствий будут способствовать созданию сбалансированной системы, учитывающей особенности всех этих функций, формированию оптимальной единой сети библиотек страны.

Производные социальные функции

Как было отмечено выше, сущностные функции конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных социальных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций, по нашему мнению, можно выделить такие основные производные социальные функции:

Ø содействия образованию и воспитанию,

Ø информационного обеспечения научно-производственной деятельности, библиотека социальный функция самообразование

Ø социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Наиболее изученной является группа функций, которые условно можно назвать педагогическими. Среди них наиболее часто упоминают образовательную, воспитательную, учебную, просветительную, в помощь образованию и самообразованию и другие

Направление деятельности, связанное с самообразованием, получило дальнейшее развитие в массовых библиотеках и заключается сейчас в предоставлении пользователям документов, содействующих дальнейшему развитию их общеобразовательных и профессиональных знаний. Данное проявление образовательной функции библиотек во многом соприкасается с деятельностью по организации досуга, которая направлена на содействие развитию индивидуальных склонностей пользователей, не связанных с их профессией (изучение иностранных языков, техническое моделирование и конструирование, кулинария, кройка и шитье, садоводство, огородничество и т.д.).

Воспитательная функция реализуется за счет формирования фонда необходимых документов и предоставления их в распоряжение учащихся и преподавателей, путем проведения различных массовых мероприятий, направленных на достижение учебно - воспитательных целей.

Изучению функций библиотек данной группы посвятили свои работы ряд специалистов. Так, А. Я. Айзенберг относит образовательную и воспитательную функции наряду с производственно - вспомогательной к числу основных социальных. Смысл образовательной функции он видит в том, что Влбиблиотеки, содействуя различным видам образования читателей, способствуют повышению их культурного уровня, духовному обогащению человека, воспитанию научного мировоззрения, укреплению познавательного интересаВ». А. Н. Хропач считает, что воспитательная функция заключается в комплексном воспитательном воздействии на абонентов.

Н. Е. Добрынина в число основных функций включает просветительскую, Влсутью которой является распространение знанийВ». Объектом просветительской деятельности библиотеки, считает Н. Е. Добрынина, являются Влсамые различные категории читателей, а в центре - личность с ее свободными, причем ничем не ограниченными интересамиВ». По ее мнению, нельзя ставить знак равенства между просветительской и воспитательной функциями, Влпотому что вторая подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с точки зрения воспитателя, качествВ» и связана с Влдискредитировавшим себя в нашей стране понятием Влруководство чтениемВ».

Изучая взаимодействие библиотековедения с педагогикой, В. И. Терешин неоднократно высказывался за необходимость формирования библиотечной педагогики как научной и практической дисциплины. По его мнению, библиотека является педагогической системой, и поэтому педагогическая функция - одна из основополагающих для библиотек. ВлБиблиотека, ведущая читателей в мир информации (а информация всегда выступает как знание), к высотам культуры, к социализации личности, выполняет педагогическую функцию, охватывающую практически всю ее деятельностьВ». Понимание педагогической функции библиотек как ВлведенияВ» детей и взрослых сформировалось в советском библиотековедении в теорию руководства чтением.

Суть деятельности современной библиотеки за редким исключением состоит не в непосредственном осуществлении процесса образования и воспитания, а в содействии ему в качестве вспомогательной структуры. Поэтому данную функцию, по нашему мнению, более целесообразно назвать функцией содействия образованию и воспитанию. Она присуща библиотекам разных типов и видов, однако реализуется ими с учетов собственных целей и задач.

Следующей наиболее часто называемой специалистами является функция содействия развитию науки и производства. В специальной литературе она еще иногда именуется следующим образом: научно-информационная, научно - производственная, производственная, информационного обеспечения науки и производства, обеспечения научно - технического прогресса, в помощь научно - техническому прогрессу, в помощь профессионально - производственной и научной работе, производственно-вспомогательная.

Задача содействия развитию науки и отдельных отраслей производства была поставлена перед советскими библиотеками еще в период индустриализации и распространялась на библиотеки всех типов. Смысл данного направления заключается в информационном обеспечении научных исследований, а также различных видов деятельности по производству промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции, разнообразных услуг с использованием документов, содержащих необходимую для этого информацию. Библиотеки непосредственно не осуществляют производство каких бы то ни было товаров или услуг (кроме собственно библиотечных), поэтому данную функцию целесообразно назвать функцией информационного обеспечения научно-производственной деятельности. Библиотеки реализуют ее, формируя фонды документов, соответствующие целям и задачам того или иного вида деятельности, и предоставляя их в распоряжение определенных категорий читателей. Данная функция характерна для всех специальных научно - технических библиотек, фонды которых обычно весьма узко специализированы, с учетом потребности сферы деятельности предприятия и организации, структурными подразделениями которых они являются. Вузовскими библиотеками эта функция выполняется посредством содействия развитию науки, самообразованию и повышению квалификации отдельных категорий пользователей.

Для публичных библиотек она характерна в меньшей степени и реализуется наряду с другими. Библиотеками этого типа в настоящее время названная функция осуществляется путем содействия развитию мелкого и среднего бизнеса, деятельности небольших предприятий и организаций, для которых нецелесообразно содержание собственных библиотек.

Нередко, в том числе и в официальных документах, библиотеку называют учреждением культуры и среди основных ее функций выделяют культурную, культурно - просветительную, досуговую, рекреационную и другие. Так как библиотека является частью общечеловеческой культуры и в то же время представляет собой один из важнейших факторов ее развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния, то данную функцию можно определить как социокультурную. В. В. Скворцов сравнивает библиотеку с улицей с двухсторонним движением: Вл..в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, а в другом - движется информация о вновь созданных ее ценностяхВ». Однако необходимо заметить, что это движение основано на выполнении библиотекой сущностных функций, обеспечивающих сбор, хранение и распространение документов, содержащих информацию о достижениях культуры разных народов.

В данном контексте культура понимается в узком смысле как отрасль деятельности по созданию и использованию определенных ценностей, реализация библиотекой данной функции осуществляется по двум направлениям. Первое из них заключается в обеспечении развития культуры необходимыми документами и характерно для публичных и отдельных видов специальных библиотек. Библиотеки учебных заведений, научно-исследовательских и производственных уч

Вместе с этим смотрят.




Библиотека как социальная система изначально являлась и является в сущности в первую очередь информативным учреждением. Это означает, что ее главное социальное предназначение состоит в выполнении информативной функции, т.е. предоставлении пользователю документированных источников необходимой информации. Отбор же самой информации, ее оценка, использование в каких бы то ни было целях и иные логические и семантические операции над информацией составляют прерогативу пользователя.
Поскольку особенность библиотеки как социального института состоит в том, что она имеет дело по преимуществу с информацией, зафиксированной на вещественном носителе, т.е. с документом, библиотека имманентно относится к классу документных систем и вне этого класса теряет свою качественную специфику, т.е. перестает быть библиотекой.
Библиотека выполняет и информационную функцию, но лишь в собственном, весьма специфическом смысле: она формирует, содержит и предоставляет информацию о существовании, наличии и местонахождении требуемого документа, о правилах пользования библиотекой, о спектре предлагаемых ею услуг и т.п. Выполнение библиотекой фактографических справок допустимо - еще один аспект информационной функции. Это очень ограниченный аспект в структуре библиотечной деятельности, причем библиотека берет на себя ответственность только за достоверность источника информации, отвлекаясь от самой оценки достоверности информации. Библиотека есть информационная система главным образом лишь постольку, поскольку содержательные операции над информацией осуществляет один из ее атрибутивных элементов - контингент пользователей. Информационную функцию выполняет документ библиотечного фонда, а сам фонд выполняет функцию информативную.
Кроме того, библиотека реализует утилитарную функцию, обеспечивая возможность использования документов (точнее говоря, информации, содержащейся в документах), всемерно расширяя и облегчая эту возможность.
До последнего времени технические возможности, находящиеся в распоряжении библиотеки, предполагали физическое наличие документов в ее стенах, что предопределяло объективную необходимость выполнения ею кумулятивной и мемориальной функции, т.е. формирования и сохранения каждой отдельно взятой библиотекой собственного документного фонда. Стремление умалить роль кумулятивной и мемориальной функций библиотеки, а равно попытки убедить научное сообщество, будто в библиотековедении господствует преувеличение их действительной роли лишены оснований.
Даже в условиях ограниченных технических возможностей теория формирования библиотечного фонда ориентирует на широкое использование фондов других библиотек, обеспечивающее выполнение до 30% читательских заявок. (Фактически эта цифра всегда была в 10-20 раз меньше). Теоретически разведены и согласованы понятия информационной и документной полноты фонда. Допускается и - более того - всемерно развивается возможность все более широкого использования документов библиотечного фонда за пределами читальных залов, т.е. вне стен библиотечного здания (помещения), что обеспечивается функционированием абонементных отделов. При этом, однако, информацию было невозможно отделить от ее носителя.
Современные технические средства позволяют разнести в пространстве информацию и ее носитель, пользователя и материально-техническую базу библиотеки. Читатель обретает возможность получать нужную информацию по-прежнему при посредстве библиотеки, но в большей мере, чем сейчас, не обязательно из ее собственных фондов.
В этой ситуации возникает представление, что библиотека постепенно утрачивает свою роль документной системы, либо вообще выпадает из акта документной коммуникации. Но это не более чем иллюзия. Фактически в условиях информатизации каждая отдельно взятая библиотека, сохраняя за собой статус юридического лица и профиль собственного фонда, фактически перестает быть изолированной единицей, во все возрастающей мере становясь подсистемой некой интегральной “библиотеки без границ”, с одной стороны, все более завися от состава фондов других библиотек системы и иных информационных систем, а с другой стороны, в той же мере ставя их в зависимость от себя. Ее собственный фонд продолжает сохранять и даже увеличивать свое прежнее значение, поскольку по-прежнему ориентируется на общее и особенное в потребностях и запросах своего контингента пользователей. Как и в настоящее время, библиотеке будет со всех точек зрения целесообразнее иметь активно и сверхактивно спрашиваемый документ в собственном фонде, чем обращаться за ним в другие фонды. Теоретически можно предположить, что доля собственных документов, по закону Брэдфонда, по-прежнему будет такой, чтобы обеспечить приблизительно две трети запросов “собственного” контингента пользователей. То, что информация из этого документа доставляется практически абоненту при том, что сам документ будет, положим, оставаться без движения, меняет лишь библиотечную технологию, но отнюдь не суть библиотечного обслуживания.
Иными словами, фундаментальные положения формирования библиотечного фонда, теории библиотечного обслуживания, теории библиографирования и библиографического обслуживания полностью сохраняют свою силу и в информатизированном обществе. И, следовательно, лишено оснований стремление отказаться от ключевых положений традиционной теории библиотечной деятельности и замены ее так называемой информационной концепцией, в которой гипертрофируется одна из составляющих документа в ущерб другим - знаковой системе, кодам, вещественной основе. Доведенная до практического внедрения, эта концепция предполагает сначала упразднение библиотечных фондов, а затем и самой библиотеки, которая без своей основы неизбежно переродится в качественно иную систему. Если библиотека все же останется (что более вероятно, поскольку необходимость в такой документной системе в обществе сохранится), “информационную” концепцию придется отбросить как не оправдавшую на практике. Лучше это сделать до того, как она получит “права гражданства” в основополагающем вузовском учебнике, библиотечной энциклопедии и тому подобных определяющих документах. Она имеет право на существование лишь как одна из точек зрения, парадигмой же имеет право называться лишь, когда и если будет принята библиотечным сообществом. Идея выпячивания только информационной составляющей документа есть не что иное, как попытка реанимировать кардинальное заблуждение информатиков 60-70-х гг. с их потугами создать “библиотеку без книг, без читателей, без библиотекарей”, а еще лучше - просто ликвидировать библиотеку как исторический анахронизм. Жизнь, однако, распорядилась иначе, ликвидировав ГАСНТИ, но сохранив библиотеки. Не будем же вновь, теперь уже сами, посягать на библиотеку как документную систему, в которой информация, знаки, коды и носитель учитываются в единстве и разумном балансе.
Должен быть отвергнут и тезис о “высокоинтеллектной библиотеке”, в котором на библиотекаря возлагается функция семантической переработки информации, т.е. решение задачи, присущей исключительно пользователю.
Отрицательно должна быть воспринята и идея замены библиотеки медиатекой, поскольку библиотечный фонд со времен Ашшурбанипала гостеприимен к любым видам документов, и профильные медианосители независимо от их местонахождения воспринимаются им также охотно, как и документы на бумажных носителях.
Неологизм “виртуальная библиотека”, имеющий в своей основе тоже превратное в своем роде представление об информационной функции библиотеки, вообще должен быть исключен из библиотечного лексикона просто по этимологическим соображениям. Правомерно вести речь о библиотеке с дистанционным доступом к документам, о распределенной в пространстве библиотеке и т.п., но только не о “виртуальной”.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества - от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Социальные функции библиотеки — одна из самых фундаментальных проблем библиотечной теории и практики. В литературе она нередко обозначается с помощью таких понятий и выражений, как "общественная роль библиотеки", "социальная роль библиотеки", "социальная миссия библиотеки" и т. д. Смысл ее изучения заключается в том, что это помогает формированию понимания библиотеки как социального учреждения.

В самом общем виде проблема выглядит довольно просто. По существу, она может быть сведена к воздействию библиотеки на общество, сопровождающемуся обратной связью — воздействием общества на библиотеку. Однако это простота обманчива. Она исчезает, когда проблема рассматривается более конкретно. Библиотека включена практически во все основные сферы универсума человеческой деятельности: познавательную, преобразовательную, коммуникационную, художественную, ценностно-ориентационную. В своей повседневной деятельности она так или иначе взаимодействует почти со всеми известными организациями и учреждениями, созданными человечеством.

Проблема социальной роли библиотеки в связи с этим представляет собой весьма сложную систему взаимосвязей, анализ которой довольно сложен. Не случайно в различные исторические эпохи она решалась по-разному. Процесс формирования взглядов в этой области библиотечной науки нельзя считать завершенным и в настоящее время. В социологическом смысле функция — это роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей системы более высокого уровня организации. Поэтому независимо от того, в какой лексической форме понятие "функция" обозначается в библиотековедческой литературе, существо рассматриваемой проблемы должно сводиться к тому, чтобы четко определить: что именно библиотека делает для общества, какие обязанности возлагает на нее общество, какие задачи библиотека помогает решать обществу. Иначе говоря, социальные функции библиотеки — это обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института. Во многих странах мира, включая Россию, описание социальных функций библиотеки носит нормативный характер и выражено в законодательной форме.

Технологические функции, в отличие от социальных, обществом могут не ощущаться, оно может и не знать об их существовании. Они есть обобщенное отражение "библиотечного производства". Их знание и выполнение является обязанностью профессиональных библиотечных работников. О социальных же функциях должен иметь представление не только библиотекарь, но и — в идеале — каждый член общества. Технологические функции формируются под влиянием внутренних потребностей рациональной библиотечной технологии труда и предписаний, в качестве которых выступают социальные функции; социальные же — под влиянием потребностей общества. В принципиальном плане соотношение социальных и технологических функций является отношением подчинения: технологические функции имеют место лишь постольку, поскольку они служат реализации социальных. Большая значимость правильной интерпретации общественного предназначения библиотеки на современном этапе информатизации общества состоит в том, что она позволяет наиболее точно определить основное содержание, главные направления и даже ведущие формы деятельности библиотеки. Это имеет не только внутриотраслевое значение, но и общечеловеческое: если информация приобретает в жизни общества почти такое же важное значение, как материальные источники, его благополучие во многом должно зависеть от того, насколько верно оно оценит ключевую роль библиотеки и аналогичных информационных учреждений в его жизни, прогрессе и процветании.

Сущность, назначение и эволюционное развитие библиотеки как социального института

В мировом библиотековедении существует множество мнений о социальных функциях библиотеки. Они варьируются от стремления к четкой постановке и решению проблемы до отождествления социальных и технологических.

Российская концепция социальных функций библиотеки

Согласно Закону РФ "О библиотечном деле" (1994 г.), библиотека — это "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам".

Заметим, что это определение не следует противопоставлять определению библиотеки выше. Разные формулировки обусловлены разным подходом в одному и тому же объекту: законодательным и научным. Первый фиксирует сложившуюся практику, второй — результаты научных исследований. Последние становятся объектом законотворчества лишь после их превращения в элемент социальной практики. До тех пор, пока они не стали им, они могут и должны отличаться от закона.

Из Закона следует, что библиотеке как социальному учреждению присущи, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная. В строго научном плане в этом перечне функций отсутствует единое основание деления понятия "социальная роль библиотеки". Имеет место и неполнота перечисления функций. Однако в сугубо практическом плане он должен служить средством ориентации деятельности библиотеки, по крайней мере, до тех пор, пока не будет принят новый, более совершенный в этом отношении закон.

Информационная функция библиотеки — это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства.

Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки (физических и юридических лиц) за счет массива информации, накопленного в ней, а также других источников информации. Как правило, библиотека в соответствии с запросом выдает читателю информацию в виде публикации (книга, статья, журнал, магнитная лента, дискета, компактный оптический диск и т. д.). До настоящего времени такого рода видимая и ощущаемая информация преобладает в большинстве библиотек, что и служит поводом подходить к ним с документалистской точки зрения, хотя она и не вполне верна. Значительную часть работы библиотеки по обслуживанию читателей составляет выдача библиографической информации, адресов информации, или информации об информации (библиографические справки, библиографические пособия, каталожные данные, коды доступа к удаленным банкам данных и т. п.). Выполняя указанную функцию, библиотека выдает также читателю и информацию, не связанную непосредственно с документом (публикацией). Таковы, например, устные фактографические справки, содержащие хронологические, биографические, статистические сведения, данные о параметрах различных процессов, характеристики машин, аппаратов и т. п.

Формы осуществления функции носят довольно разнообразный характер. Однако все многообразие деятельности библиотеки по ее выполнению можно свести к созданию и выдаче читателю одного-единственного вида продукции, а именно такого вида, который в последнее время все чаще называется информационным продуктом. Отсюда и основный результат деятельности любой библиотеки — это информационный продукт, который по своему содержанию, форме, качеству и другим характеристикам должен отвечать запросу читателя.

По традиции некоторые библиотековеды сводят содержание и объем понятая "информационная функция библиотеки" к оперированию с научной и технической информацией, вследствие чего делается вывод, что данная функция характерна лишь для научных, технических и других специальных библиотек, а также для органов научно-технической информации. Однако эта точка зрения страдает неполнотой отражения реального процесса. Разумеется, обеспечение ученых, конструкторов, инженеров и других специалистов народного хозяйства имеет очень важное значение в системе приоритетов библиотек. Однако ныне информационная функция понимается несравненно шире. Она не сводится к задаче информационного обеспечения науки, техники, материального производства, ускорения научно-технического прогресса и т. п. Ведь, как можно сделать вывод из сказанного выше, во всех библиотеках без исключений читателям выдается не что иное, как информация. При этом неважно, какая это библиотека —техническая, детская, религиозная. Не имеет значения и форма выдаваемой информации — книга, журнал, дискета, устное сообщение. Не существен тип (вид, жанр) литературы—художественная, детская, научная, техническая, справочная. Информационная функция, таким образом, есть всеобщая функция библиотек.

Широкое понимание информационной функции библиотеки пока еще не получило повсеместного признания. Одним из доводов, направленных против него, служит, например, то, что информированность еще не означает высокого уровня культуры, образованности, воспитанности личности. Однако он имеет искусственный характер и содержит в себе типичную логическую ошибку, называемую подменой понятий. В действительности речь должна идти не о противопоставлении информированности и, скажем, образованности, а о характере, содержании, форме, направленности выдаваемой читателю информации: способствует ли она подъему культурного уровня читателей, их образованности, воспитанности или нет. Одна из задач библиотеки в том и заключается, чтобы осуществить отбор такой информации, которая служила бы указанным целям. Следовательно, современное толкование информационной функции не входит в противоречие с такими ценностями, как культура, образование, воспитание.

Главное требование, содержащееся в законодательно закрепленной норме об информационной функции, заключается в том, что библиотеки должны обеспечивать права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. Что же касается содержания, формы, организации и других характеристик выдаваемой информации, все это должно определяться в зависимости от конкретных условий, таких, как тип (вид) библиотеки, специфика контингента читателей, характер индивидуальной потребности читателя и др.

Особенность информационной функции заключается в том, что во многих случаях она реализуется библиотекой в тесном взаимодействии с другими библиотеками и органами научной и технической информации. Принимаются ею во внимание и другие каналы распространения информации: телевидение, радио, книготорговля и т. д.

Культурная функция библиотеки — это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, сама выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Библиотека не создает каких-либо ценностей, выходящих за пределы ее функционального назначения. Главная ее социальная миссия выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно информационную роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя. Библиотеку можно уподобить улице с двусторонним движением: в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, в другом — движется информация о вновь созданных ее ценностях.

Чтобы проиллюстрировать роль современной библиотеки в духовной жизни общества, достаточно сказать о том, что если в древности великие творения могли создаваться вне какой-либо связи с библиотечным делом, то ныне они практически невозможны без самого тесного сопряжения творческой мысли с "памятью" человечества, сконцентрированной в библиотеках. Современные писатели, режиссеры, художники, представители других творческих профессий на определенных этапах творчества не могут обходиться без источников информации, которые предоставляет им библиотека. Разумеется, это не единственное, но важное условие творчества.

Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека. Библиотеки были и остаются наиболее распространенными общественными очагами культуры, образуя самую разветвленную, самую доступную сеть каналов доведения информации о культуре до широчайших слоев населения. В мире действует более 1 млн. библиотек с фондом свыше 6 млрд. единиц хранения. Ни одно другое учреждение культуры не идет в сравнение с библиотеками в этом отношении. Несопоставимы они и по масштабам обслуживаемой аудитории, если не считать телевидение.

Выступая как мощный и вместе с тем очень чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей, библиотека способствует развитию общей культуры читателей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт. Показательно то, что существует неоспоримая связь между культурой населения и численностью библиотек, качеством их фондов, организацией их работы. Не случайно по постановке библиотечного дела можно судить об уровне культуры той или другой страны.

Библиотеки — универсальное средство развития культуры, пропаганды ее достижений. Они охватывают все документально зафиксированное культурное достояние. Они, как правило, доступны всему населению. В пропаганде сокровищницы культуры, они, в отличие от многих других учреждений культуры, способны дойти до каждого человека, ибо в основе их деятельности лежит индивидуальный подход к каждому конкретному человеку.

Наконец, библиотеки — хранительницы культурного наследия всего человечества, отдельных народов, стран. В их фондах сосредоточена информация о культуре прошлого и настоящего. А такие библиотеки, как национальные (РГБ, РНБ), призваны вечно хранить эту информацию в виде произведений печати.

Одно из важнейших направлений деятельности библиотеки как социокультурного центра — распространение и повышение информационной (или библиотечно-библиографической и информационной) культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, все более становится одним из важнейших условий функционирования человека как полноценного члена современного и будущего общества.

Являясь органическим элементом культуры, библиотека, как правило, осуществляет рассматриваемую функцию в самой тесной взаимосвязи с другими учреждениями культуры: клубами, театрами, музеями, картинными галереями и т. д. В свое время это привело к идее создания местных культурных комплексов, объединяющих все учреждения культуры района или достаточно крупного населенного пункта, которая по своей принципиальной сущности сохранила значение и поныне.

Культурная функция библиотеки реализуется путем использования самых многообразных форм деятельности; от непосредственной выдачи изданий до организации различных любительских объединений, клубов по интересам и т. д. Однако основное содержание данной функции остается неизменным. Оно заключается в том, чтобы максимально большее число читателей овладело духовными ценностями культуры, прониклось высокими идеалами прогрессивной мировой культуры, освободилось от духовной несвободы и встало на такой путь развития, который в конце концов приводит к формированию гармонической, всесторонне развитой личности — идеалу представлений о человеке, в котором все совершенно: и мысли, и чувства, и действия.

Образовательная функция библиотеки — это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание.

Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. Она обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими учреждениями, вовлеченными в процесс социализации. Так, например, ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, пользующийся библиотекой всю жизнь, в течение этого времени остается, осознавая это или не осознавая, объектом социализации. Библиотека — это долговременный институт социализации, постоянно действующий в течение того периода, когда человек входит в число ее читателей.

Другое ценное качество библиотеки состоит в том, что указанный процесс в библиотеке осуществляется не на уровне большой группы, массы, а, как правило, на индивидуальном уровне. Отсюда и более высокая эффективность библиотеки как института социализации по сравнению, скажем, с телевидением.

Основная задача библиотеки заключается в том, чтобы нацелить усилия на формирование человека — творца, активного субъекта общественной жизни, обладателя как общечеловеческих ценностей, так и норм, предписываемых ему конкретно-историческими условиями существования.

Возрастающе важная роль принадлежит библиотекам в реализации задач образования и самообразования, Так как образовательные процессы имеют в своей основе демонстрацию и усвоение демонстрируемых знаний, вполне понятно, что библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве важнейшего составного звена всей системы просвещения, образования и самообразования. Эффективная реализация образовательных процессов немыслима без использования библиотеки как их информационной основы.

Наиболее полно образовательная функция выполняется учебными библиотеками. Отражение признания их фундаментальной роли в учебном процессе — концепция "библиотеки- колледжа", возникшая несколько десятилетий тому назад. Согласно концепции, библиотека учебного заведения — главное учебное подразделение, на основе которого должна строиться вся учебная работа. Разумеется, эта концепция вовсе не умаляет значения преподавателя. Она акцентирует внимание на таком важном факторе образования XX в., как информационный фактор. Наиболее близки к выполнению данной функции детские, юношеские, публичные (массовые) и другие библиотеки.

По всеобщему признанию, утвердившемуся еще в XIX в., библиотека является не только инструментом официального образования, но и одним из самых эффективных средств непрерывного образования И самообразования. Всеобщая миссия библиотек заключается в том, что они обеспечивают компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно поэтому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования, которые должны длиться всю жизнь.

Далеко не однозначны позиции мирового библиотековедения по вопросу о воспитательной роли библиотек. В России прочно бытует мнение, что свойство библиотеки оказывать воспитательное воздействие на человека — ее объективное качество. В демократическом обществе библиотека активно содействует всестороннему, гармоническому развитию его членов, воспитанию в духе общечеловеческих ценностей, пропаганде идей подлинной демократии, утверждению прав человека, его интеллектуальной свободы. В то же время она противостоит идеям войны, тоталитаризма, расовой, национальной, религиозной, социальной дискриминации.

Таким образом, согласно Закону "О библиотечном деле", библиотека выполняет три основные социальные функции. Интенсивность их проявления значительно колеблется в зависимости от типа библиотеки, содержания фондов, состава читателей и ряда других факторов.

Вместе с тем существует мнение, что библиотеке свойственны и некоторые другие функции, которые должны рассматриваться как дополнительные по сравнению с тем, что перечислено в Законе. Библиотеки могут выполнять упоминавшиеся выше рекреационную и гедоническую, функции, а также функцию организации массового чтения. Однако далеко не все библиотеки способны на это. Так, например, некоторые библиотеки не в состоянии выполнять первую, так как работа читателя в них представляет собой не отдых, а серьезную и трудную работу с источниками информации; вторую способны выполнить лишь те библиотеки, содержание и форма функционирования которых могут служить источником эстетического удовлетворения; наконец, третья может быть присуща, главным образом, публичным (массовым) библиотекам, ибо задача организации массового чтения может не ставиться перед специальной библиотекой, поскольку контингент ее читателей нередко ограничивается сотрудниками обслуживаемого ею предприятия, организации, фирмы, НИИ. Поэтому перечисленные дополнительные функции правильнее рассматривать в качестве типологических, т. е. таких функций, которые свойственны конкретным типам (видам) библиотек, а не библиотеке вообще.

В заключение отметим, что сказанное о социальных функциях библиотеки имеет фундаментально важное значение для ориентации деятельности любой библиотеки. Библиотека существует не сама по себе и не для себя. Ее существование оправдывается и обусловлено лишь тем, насколько эффективно она выполняет предписываемые ей социальные функции. Поэтому вся ее деятельность должна быть подчинена одной общей и глобальной цели, а именно оптимальному информационному обеспечению жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя в отдельности.

В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе.

Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность. Именно на это нацеливает основное содержание Закона РФ "О библиотечном деле".

Изменение социальной роли и социальных функций библиотеки в зависимости от изменения общества

Первоначально имели место взгляды, согласно которым главная функция библиотеки заключалась в хранении книг и т. п. документов. Отсюда и древнегреческое название библиотеки: bibliotheke (гр. biblion — книга, theke — хранилище), т. е. книгохранилище. Впоследствии они претерпели столь глубокие изменения, что нигде в мире понятие "библиотека" не сводится к книгохранилищу.

Особенно интенсивно представления о социальных функциях библиотеки развивались во второй половине XX в., что связано с нарастанием роли информационного фактора в жизни человечества. Многие десятилетия в отечественном библиотековедении господствовала концепция, согласно которой общественная роль библиотеки сводилась к выполнению таких четырех функций, как: идейно-воспитательная (идеологическая), культурно-просветительная, информационная, гедоническая (hedone — наслаждение).

Ныне в связи с деидеологизацией библиотечной теории и практики она утратила свое значение в части, касающейся идейно-воспитательной работы.

В зарубежном библиотековедении довольно распространено мнение, что библиотека выполняет такие функции, как: информационная, культурная, рекреационная (лат. Recreatio — восстановление), т. е. способствующая восстановлению интеллектуальных сил человека, израсходованных в процессе труда. Единство большинства нынешних концепций социальной роли библиотеки заключается в том, что явно или неявно, в большей или меньшей степени внимание акцентируется на выполнении библиотекой информационной функции, хотя есть и другие признаки общности.

Современную эпоху характеризует новая роль информации, которая ранее приходила человеку через книги, журналы и другие печатные материалы, а теперь и через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, лазерные диски, CD-ROM и Интернет. Информация предопределяет качество жизни, как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ. Информация является жизненной необходимостью, но когда она поступает в чрезмерном и нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой. Верна ли эта тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и нет. С одной стороны, мы становимся все более открытыми для всевозможных информационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные возможности в освоении информационного пространства из-за экономических проблем. Как бы то ни было общая тенденция всеобъемлющего умножения информации едина.

При таком развитии событий мы столкнемся и уже сталкиваемся с состоянием беспокойства человека при огромном разнообразии информационных ресурсов. И только одна группа людей осознает всю важность этой проблемы. Именно библиотекари испокон веков занимались собиранием, организацией и распространением записанных знаний. Немногие профессии посвящены благородной идеи содействия человеку в поиске знаний и информации. Главной целью библиотек была и есть удовлетворение информационных потребностей общества. Чтобы следовать в современных условиях всевозрастающим информационным потребностям, чтобы быть востребованными обществом библиотеки могут и должны развивать свои информационные ресурсы и службы. Роль библиотек приобретает и социальный смысл, когда мы говорим об этом исторически сложившемся демократическом институте, обеспечивающем, как правило, бесплатный доступ к информации любого гражданина независимо от его положения в обществе.

Современный мир впечатляет обилием и разнообразием информационных каналов, доминирование электронной и компьютерной технологии становится все очевидной. Библиотекари и библиотеки, осуществляя свою миссию распространителей информации и знаний обязаны понимать и развивать эти ресурсы.

Развитие электронных информационных технологий ведет к необходимости выработки принципиальных решений, которые дадут импульс в совершенствовании информационной инфраструктуры. Бизнес и промышленность, коммуникации (кабельные и телефонные компании), производители баз данных, федеральные власти, армия, библиотеки, ученые, академические институты и простые граждане, все подвержены влиянию этой инфраструктуры и связаны с ней. Необходимо решить такие вопросы как открытый доступ к информации, защита авторского права, и в тоже время, защита гражданского права на доступ к авторской информации, информационная безопасность, право на частную информацию, цена информационного доступа. Решение этих вопросов особенно важно для библиотек как институтов, которые отражают общественный срез интересов к информации, играет особую роль в информационной политике общества.

Введение 2 Глава 1. Возникновение библиотеки как общественного явления 6 1.1. Объективные предпосылки возникновения библиотек 6 1.2. Расширение деятельности библиотек 9 Глава 2. Библиотека и общество 13 2.1. Социальная роль библиотеки, её общественное предназначение 13 2.2. Проблема понятие «функции библиотеки» 14 2.3. Социальные функции 15 2.3.1. Сущностные функции 15 2.3.2. Производные функции 20 Заключение 26 Список литературы 28

Введение

Актуальность данной курсовой работы выражена в том, что роль библиотек в современном обществе стала столь незначительна, что люди, которых опрашивают на улицах, становятся не способными ответить, где находится библиотека. Это происходит даже тогда, когда они проходят мимо здания библиотеки, и 80% из опрашиваемых уверенно скажут, что последний раз они были в библиотеке, еще, когда учились в школе. В связи с быстро развивающимися современными технологиями, легкой доступностью разнообразной информации в интернет сети, на телевидении, свободной продажи книг в магазинах, у людей отпала острая необходимость посещать библиотеки. Люди по большей части воспринимают библиотеку как хранилище старых книг. И библиотеки, особенно муниципальные, в небольших населённых пунктах и в маленьких провинциальных городках, соответствуют данному образу. Фонд таких библиотек на 70% состоит из книг издания середины ХХ века, когда государство осознавало роль библиотеки в жизни общества. Формированию фондов библиотек уделялось огромное значение, но библиотека несла идеологическую функцию, соответственно документы по большей части потеряли свою актуальность и не представляют интереса для современного общества. Не трудно заметить, что в настоящие время, в связи с тяжелой экономической ситуацией в государстве, постоянными не проходящими кризисами, переделом власти и собственности, перераспределением ответственности по финансированию библиотек между государственным, краевыми – областными, муниципальными бюджетами - библиотеки оказались в незавидной роли «бедных родственников». Перед библиотеками встал острый вопрос, как выжить в современных условиях и стать вновь необходимыми не только обществу, но и государству. Потеряв идеологическую функцию, библиотека не может претендовать на доминирующую роль в информатизации населения и конкурировать с телевидением, интернетом и периодическими изданиями из-за недостатка финансирования в первую очередь. В современном мире библиотека должна постоянно развиваться. Уже недостаточно просто хранить и выдавать книги. Ритм жизни современного общества сейчас очень быстр и читателю теперь нужны не просто КНИГИ, ему нужны возможности. Библиотеке, что бы выжить, необходимо внедрять современные информационные технологии: создавать электронные каталоги, сайты библиотек, оцифровывать книги. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки, это меняет всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, ставится вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Современная библиотека, разрушая свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим библиотекам, с другой – сама становится интерактивной, оцифровывая свои фонды и сотрудничая с другими библиотеками через интернет. Но библиотека не должна уходить в виртуальное пространство окончательно и бесповоротно, ее миссия быть как можно ближе к людям, ей нужно вновь занять ту нишу, где библиотека будет местом сосредоточения общественной жизни, деятельности. В библиотеках должны собираться общества по интересам, клубы, кружки. Надо отметить, что для начала, библиотека должна соответствовать всем требованиям современного пользователя библиотек, но сохранить своего «читателя». Цель данной курсовой работы: изучить проблему определения социальных функций библиотеки в современных условиях. Задачи данной курсовой работы: выявить и проанализировать публикации по теме изучения; изучить историю возникновения библиотеки, как общественного явления. рассмотреть вопрос определения социальных функций библиотек; выяснить роль библиотеки в обществе, её общественное предназначение, социальные функции и обязанности; определить доминирующие функции на сегодняшний день. Методы изучения, примененные в данной курсовой работе – теоретические, анализ и синтез материала; эмпирические, метод сравнения. Объект изучения в данной курсовой работе – функции общедоступной библиотеки. Предметом нашего исследования являются социальные функции общедоступной библиотеки на современном этапе развития библиотеки и общества. Теоретическая база изучения включает в себя учебники, учебные пособия по библиотечному делу за последние 13 лет, а также журнальные публикации, начиная с 2009 года выхода по сегодняшний день. При подготовки данной работы использовался и ряд интернет ресурсов. Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в возможности собрать и проанализировать материал о социальных функциях современной библиотеки, представить к рассмотрению тоски зрения, которые удалось выявить по этому вопросу и изложить их максимально системно и доступно. Данная курсовая работа на практике может стать полезной для студентов, изучающих библиотековедение, а также библиотекарей-практиков работающих в публичных библиотеках различных городов и населенных пунктов России. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Библиотеки - хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил академик Д. Лихачев, «Библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее». Библиотека, в современном обществе, не должна быть просто «хранилищем» человеческой памяти, она должна стать общедоступной, интересной как для читателя, так и для пользователя. Должна стать доступным местом для всех слоёв населения. Предоставить всем гражданам свободный доступ к информации на любых носителях. Библиотека в полной мере должна освоить виртуальное пространство, стать незаменимым флагманом в «море» информационных ресурсов. Задача библиотеки и библиотекарей в максимально короткие (сжатые) сроки предоставить любую информацию по запросу пользователя. Для этого на местах необходимы квалифицированные, интеллектуальные кадры. Роль библиотеки и работу библиотекаря, в развитии современного общества ни в коей мере нельзя недооценивать. Библиотека должна развиваться согласно требованиям и запросам пользователей. Библиотекари на местах, даже в самых маленьких населённых пунктах, должны понимать и осознавать всю значимость библиотеки в жизни и развитии общества. Это должно выражаться в постоянном саморазвитии, самообучению, повышению квалификации. Овладению новыми знаниями и технологиями. В своей работе библиотекарь должен использовать опыт работы, накопленный веками, отслеживать все новые веяния в библиотечном деле, как в России, так и за рубежом. Но стремясь, стать «доступнее», расширяя свои функции и задачи, библиотека не должна потерять своего истинного назначения, своей основной (родовой) функции – прививать любовь к чтению у всех и каждого. Чтение повышает интеллект человека, помогает развиться гражданину, как личности. Библиотечные работники должны постоянно заниматься рекламой своей деятельности. Находиться в тесном контакте с местными телекомпаниями и средствами массовой информации. Исследовать и анализировать читательский спрос.

Список литературы

1. Акилина, М. Информационное учреждение? Да!// Библиотека. - 2006. - N 12. - С. . 61-63 2. Артемьева, Е.Б. Библиотека как социальный институт [Электронный ресурс]. URL: [email protected] 3. Белза, С. Человек пишущий и человек читающий [Электронный ресурс]. URL: redkayakniga.ru 4. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве: науч.-метод. Пособие. – Москва: Либерия – Бибинформ, 2005. – 288 с. 5. Ванеев, А. Н. Миссия библиотеки – социальная роль – социальные функции// Общее библиотековедение: хрестоматия: В 2.ч.; Ч. 2/ сост. А. А. Фомина, М. В, Шабалина, М. Н. Колесникова; науч. ред. проф. А. Н. Ванеев. – Москва: Либерия - Бибинформ, 2008. – С. 133-137 6. Гарафутдинова, И. С. О роли библиотеки в жизни современного общества (Эссе) [Электронный ресурс]. URL: edu.tatar.ru 7. Гендина, Н. И. Официальный вэб-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института// Научные и технические библиотеки. - 2010. - N 2. - С. 5-15 8. Елисеева, Т. Расширяя пространство общения: коммуникативная функция библиотеки и XXI век// Библиотека. - 2010. - N 7. - С. 32-34 9. Кадырова, Л. З. Крымскотатарские библиотеки в Крыму: история и современность// Научные и технические библиотеки. - 2015. - № 8. - С. 18-30 10. Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общая теория библиотечного дела//Общее библиотековедение: хрестоматия: В 2.ч.; Ч. 2/ сост. А. А. Фомина, М. В, Шабалина, М. Н. Колесникова; науч. ред. проф. А. Н. Ванеев. – Москва: Либерия - Бибинформ, 2008. – С. 279-288 11. Конакова, А. «Мы стали местом, где человеку хочется быть»// Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 35-39 12. Кугарчинская ЦБС Возникновение и развитие библиотек [Электронный ресурс]// О чтении, библиотеках и библиотекарях. – Республика Башкортостан: Кугарчинская ЦБС, 2011. URL: www.inmoment.ru 13. Кузнецова, Т. Инновационные практики современной библиотеки// Библиотека. - 2009. - N 2. - С. 10-13 14. Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение: учеб. пос. для вузов. – Москва: ЛИБЕРИЯ, 2004. – 224с. 15. Пашин А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: учеб-методич. Пособие. – Москва: Либерия-Бибинформ, 2005. – 96с. 16. Ропперт, Ж. В. Роль библиотек в современном обществе (Реферат) [Электронный ресурс]. – Иркутск, 2006 . URL: www.kazedu.kz 17. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. – Санкт-Петербург: изд-во РНБ, 2001. – 112 с. 18. Свергунова, Н. М. Социальная миссия библиотек: аналитический обзор мнений// Научно-технические библиотеки. – 2014. - №7. – С. 7-8 19. Смирнова, И. П. Социальная функция общедоступных библиотек в информационном обществе (Реферат)// Библиотека в эпоху перемен: Дайджест. ? 2015. ? Вып. 2. ? [Электронный ресурс]. ? URL: infoculture.rsl.ru/?news-bep 20. Столяров Ю. Н, Сущностные функции библиотеки: актуальность и значимость библиотеки// Общее библиотековедение: хрестоматия: В 2.ч.; Ч. 2/ сост. А. А. Фомина, М. В, Шабалина, М. Н. Колесникова; науч. ред. проф. А. Н. Ванеев. – Москва: Либерия - Бибинформ, 2008. – С. 186-191 21. Столяров, Ю. Н. О системных функциях библиотеки и их наименовании// Научные и технические библиотеки. - 2015. - № 6. - С. 30-43 22. Тикунова, И. П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ [Рукопись] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: [специальность] 09.00.11 ? Социальная философия: защищена 13.03.2007 / И.П. Тикунова; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». [Электронный ресурс] – Архангельск,2007. ? 18 с. URL: http://tikunova

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: