Политические проекты и реформы Александра I. Проекты конституционных реформ во время правления Александра I Смерть, хаос престолонаследия и миф о Федоре Кузьмиче

  1. Первые шаги Александра I
  2. Крестьянский вопрос
  3. Реформа образования
  4. Неосуществленные проекты
  5. Итоги реформ

Статья кратко излагает реформы Александра I, их характер и незавершенность. Правление Александра I принято разделять на первый период, во время которого он был настроен на реформаторскую деятельность вплоть до принятия конституции и отмены крепостного права и второй, наступивший после создания в 1815 г. Священного союза. Император теряет интерес к реформам и в его действиях начинает преобладать реакционный элемент.

Первые шаги Александра I
C начала вступления на престол Александр I делает публичное заявление о том, что его царствование пройдет в духе правления Екатерины II, будут искоренены последствия деятельности Павла I. Был издан ряд указов, отменявших непопулярные постановления предыдущего государя. Исключенные чиновники и офицеры были восстановлены в правах. Даровалось прощение всем беглецам (кроме убийц). Отменялся запрет на ввоз иностранных товаров и книг. Разрешался выезд за границу.

Реформы государственного управления
Одним из первых крупных преобразований Александра I в области государственного управления явилось создание в марте 1801 г. "Непременного" совета, состоящего из 12 человек, назначавшихся на должность пожизненно. Орган имел лишь совещательный характер, т. е. имел право давать советы императору. Однако, его члены обладали большим авторитетом и принимали участие в обсуждении важнейших вопросов. В 1810 г. "Непременный" совет был преобразован в Государственный совет с прежними функциями, который состоял из четырех департаментов. Видный деятель эпохи Александра I, М. М. Сперанский, занимавшийся разработкой проектов реформирования государственного устройства, был утвержден в должности Государственного секретаря.
Наряду с этим Александр I создал "негласный" комитет для выяснения "истинной" ситуации в России и выработки проекта нового законодательства и конституции. Деятельность комитета носила оторванный от действительности характер и сводилась к обсуждению Александром I со своими ближайшими соратниками положения дел в империи.
Главной реформой Александра I стало учреждение министерств, во главе каждого из которых должен был находиться министр, непосредственно отвечающий за свою деятельность. В существующих еще со времен Петра I коллегиях принятие решений определялось большинством голосов. Министерства должны были работать по принципу единоначалия. Ответственность полностью ложилась на министров, которые отчитывались лично царю и своих действиях. В сентябре 1802 г. были созданы восемь министерств. В 1811 г были добавлены еще четыре министерства. В присутствии императора собирался Совет министров для принятия решений по важнейшим вопросам.
Высшей судебной инстанцией становился Сенат, в его ведение передавалось рассмотрение ежегодных отчетов министров о своей деятельности и вынесение решений по этому поводу.

Крестьянский вопрос
Новый царь начинал свое правление с мыслью о коренных преобразованиях. В заседаниях негласного комитета часто звучала мысль об отмене крепостного права. Однако, как уже было отмечено, высказывания о свободе были далеки от практики. Александр I хотел постепенно свести крепостную зависимость, но не мог определиться с конкретными мерами. Единственной робкой попыткой было принятие указа о "вольных хлебопашцах" (1803 г.). Крестьяне могли быть отпущены на волю по собственной инициативе помещиков. Однако, воспользоваться таким правом захотели немногие, и количество освобожденных по указу крестьян было незначительным.
Незначительные ограничения крепостного права были введены в Прибалтийских губерниях (1804-1805 гг). Появились элементы самоуправления и местного судопроизводства. Был введен запрет на продажу крестьян без земли, объявляющихся владельцами своих участков с правом наследования.

Реформа образования
Александр II приступил к устройству учебных заведений в России. Выделялись приходские, уездные, губернские (гимназии) училища и университеты. Важным мероприятием являлось восстановление в Петербурге Академии наук. Было основано пять новых университетов. К этому же времени относится основание знаменитого Царскосельского лицея. Было значительно увеличено общее количество гимназий и школ.

Неосуществленные проекты
Еще во время существования "Негласного" комитета либерально настроенные соратники Александра I предлагали ему проекты возможных преобразований, призванных дать свободу крестьянам, ограничить власть дворянства и др. Все они остались на бумаге, но примечательно то, что такие разговоры все же велись.
Основной реформаторский проект был представлен в 1809 г. М. М. Сперанским, являвшимся в то время ближайшим советником Александра I. Главные его положения заключались в том, Россия должна была начать переход от крепостнической к конституционной монархии. Непременным условием являлось разделение властей. Все население страны должно было получить избирательные права. Предполагалось создание системы избираемых Дум. Император одобрил проект, но посчитал, что его осуществление несвоевременно. Из проекта была взята лишь идея создания Государственного совета, что усилило и упорядочило государственную власть.

Деятельность Александра I после 1815 г.
Как уже было отмечено, после 1815 г. Александр I начинает склоняться к политике сворачивания реформ. Однако, первое время император еще пытался продолжать преобразовательное дело.
В 1816-1819 гг. крестьяне Прибалтийских губерний были освобождены от крепостной зависимости. Однако, освобождение произошло без наделения землей, поэтому крестьяне опять попали в зависимость к помещикам, просто на этот раз она носила характер экономического, а не личного закабаления.
В ноябре 1815 г. Александр I подписывает конституцию Польши, что делает ее конституционной монархией. Император оставляет в своих руках исполнительную власть, к сейму переходят ряд законодательных функций. Сейм делится на две палаты: Сенат (царь сам назначает членов) и Посольская палата (выбиралась на основании имущественного ценза). Декларировалась основные гражданские свободы. По сути, данная конституция была наиболее либеральной на тот момент.
Наряду с этим Александром I было осуществлено как бы повторное закрепощение государственных крестьян путем создания военных поселений. Крестьяне в этих поселениях также занимались хлебопашеством, но при этом несли воинскую службу. К ним применялись суровые наказания.
Считается, что после 1820 г. Александр I окончательно расстается с мыслями о реформах. Неудачные попытки преобразований, сопротивление большинства вельмож, революционное движение в Европе заставили императора придерживаться и охранять существующий строй. Усиливается цензура, начинаются преследования за вольнодумство. В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять своих крестьян в виде наказания на поселение в Сибирь.

Причины отказа от коренных реформ
Вступив на трон, Александр I был преисполнен благородных надежд и планов на изменение государственного строя. Однако, поддержки среди дворян он не обнаружил. Был узкий круг его единомышленников и отдельные лица, разделяющие мысли царя, но они были воспитаны на европейских идеях и не могли в должной мере применить их в российской действительности. Сам Александр I останавливался в нерешительности, понимая, что резкие перемены настроят российское дворянство против него. Это грозило очередным дворцовым переворотом.
Войны России с Наполеоном, Ираном, Турцией, Швецией отвлекали внимание императора от положения дел в стране и постепенно настраивали его против каких-либо реформ. Не случайно именно Александр I стал инициатором создания Священного союза, призванного охранять монархические интересы от революционных движений.

Итоги реформ
Несмотря на благие намерения и стремление к проведению реформ, наличие различных проектов преобразований, Александр I по сути не смог воплотить свои желания в жизнь. Реальным результатом реформ стало усиление государственной власти, благодаря созданию нового аппарата управления. Еще можно отметить реформу образования, которая действительно привела к всплеску общественной мысли и пробудила в обществе интерес к науке. Заслуживает внимания конституция Польши, которая по замыслу должна была стать опытным образцом для российской конституции. Но поворот Александра I к реакции похоронил все надежды либерального дворянства.

2. Эпоха Александра I: нереализованные возможности реформ.

Во введении была дана краткая характеристика положения России в начале XIX века, когда к власти пришел новый царь. Александр I получил Россию аграрную, крепостническую. Несмотря на наличие возможности развития капиталистических отношений, что, без сомненья, помогло бы державе преодолеть отставание от стран Запада, предшественники молодого императора не сочли это необходимым. Между тем Александр, будучи молодым, полным энергии в первый этап своего правления был настроен либерально и не отрицал возможности реформ. Кое-какие изменения были привнесены еще в самом начале правления царя. Реформы были приостановлены войной 1812 г, потребовавшей громадных затрат государства и мужества всего населения.

После окончания войны 1812 года в России как никогда ожидали перемен. Крепостные, побывавшие в ополчении, с тяжелым разочарованием убеждались, что в глазах царя они не заслужили свободы. Александр I понимал необходимость реформ. Более того он организовал работу над проектом освобождения крестьян. (ответственный – А.А.Аракчеев). Но даже в мыслях о раскрепощении нельзя было внести стеснения помещикам, т.е. если бы проект и был реализован в эпоху Александра I, он был бы «пропомещецким» и мог бы растянуться на 200 лет. Но обсуждение даже того нерадикального проекта происходило в обстановке секретности. В основе проекта Аракчеева лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получать земельный надел не менее 2 десятин (по существу это был нищенский надел). На что министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. рублей ежегодно. Тогда, в 1818 г., был создан специальный комитет для разработки нового плана. Деятельность этого комитета была настолько засекречена, что историки лишь через сто с лишним лет узнали о его существовании. В комитете был разработан проект, не требовавший от правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. По решению царя дальше разговоров (и то секретных) дело не пошло.

Такая же ситуация сложилась и с проектом конституции, разработанным по инициативе государя. Впрочем, В 1815 году он даровал конституцию Царству Польскому. Это рассматривалось как первый шаг к дарованию конституционного устройства самой России. Проект Российской конституции было поручено составить императорскому комиссару при польском правительстве Николаю Новосильцеву. Составленный им проект ("Уставная грамота") предусматривал создание парламента, без одобрения которого монарх не мог издавать законы, предоставление свободы всем российским подданным, кроме крепостных, и федеративное устройство государства. В марте 1818 г., в речи на открытии польского сейма, император сообщил о намерении дать конституционное устройство всей России.

Работа над проектом шла под непосредственным руководством князя П. А. Вяземского, поэта и государственного деятеля. За образец была взята польская конституция. Сенаторы назначались царем, а члены нижней палаты отчасти тоже назначались, а отчасти избирались на основании многостепенных выборов. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган.

В то же время видный деятель М.М. Сперанский работал над своим проектом, который несколько отличался от проекта Вяземского. Если в официальной версии вновь создаваемый законосовещательный орган должен был быть двухпалатным: верхней палатой становился Сенат, то у Сперанского предусматривался однопалатный орган власти. Помимо этого автор предлагал приостановить выпуск бумажных денег и ввести серебряный рубль.

Н.С. Мордвинов был тоже озабочен поиском пути ликвидации социально-экономического отставания России от запада, решение проблемы он видел в развитии частной собственности, конкуренции, предлагал интенсивно развивать банковскую систему, модифицировать таможенные тарифы и т. д.

Официальная версия хоть и не была столь прогрессивной в области экономики как проект Мордвинова, в сфере укрепления прав личности проект секретной комиссии мог бы стать прорывом. Важное значение имело провозглашение в “Уставной грамоте” гарантий неприкосновенности личности. Никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог быть наказан иначе, как по суду и на основании закона. Провозглашалась свобода печати. В целом проект “Уставной грамоты” гораздо меньше ограничивал самодержавие, чем намечалось по проекту Сперанского. Но если бы “Уставная грамота” была введена в действие, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам. Реализация данного проекта приблизила бы Россию в странам Европы.

К 1821 г. работа над “Государственной уставной грамотой Российской империи” была закончена.

«В 1820- гг. произошел революции в Испании и Италии, началась война за независимость в Греции». Возможно страх перед русской революцией «положили в дальний ящик стола» и проект «Уставной грамоты». Примерно с 1820 г. Александром стала овладевать странная апатия. Он снова заговорил о том, что снимет корону и уйдет в частную жизнь. К началу 20-х годов Александр Павлович отказывается от коренных преобразований в политической сфере и становится на путь возврата к бесперспективной практики частных изменений и подновлений существующей системы. Причиной такой перемены В.О.Ключевский считает то, что Александра Павловича напугали военные революции в Италии и Испании, призрак которых он увидел в выступлениях лейб-гвардии Семеновского полка в 1820 году. М.Н.Покровский указывает, что как только исчезла необходимость игры в либерализм, император тут же свернул все либеральные начинания, обнаружив тем самым свои истинные намерения. Близкую точку зрения занимает С.Б.Окунь. Ряд историков (Н.Я.Эйдельман,С.В.Мироненко) высказали мнение, что отказ от преобразований произошел в силу мнимой или истинной узости социальной опоры и боязни императора войти в конфликт с основной массой дворянства. Курс правительства становится по одним определениям - "консервативным", по другим - "реакционным". Как пишет В.О.Ключевский, "правительство и общество разошлись, как никогда не расходились прежде".

Но общественная жизнь не подверглась апатии вместе с царем. То, что оппозиция правительственному курсу существовала во всех слоях общества единодушно отмечается историками. В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная “Союзом спасения”. Ее возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В число основателей входили князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. Обсуждался в обществе и вопрос об отмене крепостного права. Вставал вопрос о цареубийстве. Но стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных и освободительных идей.

«В 1818 г. вместо “Союза спасения” был основан “Союз благоденствия”. Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации». Новый “Союз” носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Одной из главных своих целей “Союз” считал развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов. Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, “истреблять” продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства. Но за короткое время своего существования “Союз благоденствия” успел сделать очень немногое из того, что было намечено. В 1821 г. тайный съезд “Союза благоденствия” в Москве объявил организацию распущенной. Но возникло (1821) два новых общества: Северное-в Петербурге и Южное - в армейских частях, расквартированных на Украине. Они поддерживали связь между собой, стремились к объединению, но пошли во многом разными путями.

Северное общество возглавила Дума, в которую входили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и Евгений Оболенский. Программным документом общества стала “Конституция”, разработанная Н. М. Муравьевым. По содержанию проект Муравьева перекликался с проектом Новосильцева - Вяземского. Вяземский поддерживал близкие отношения со многими членами общества и, конечно, ознакомил их с проектом. Сходство двух проектов заключалось в сохранении монархии, введении федеративного устройства и создании двухпалатного представительного органа, избираемого на основе имущественного ценза. Правда, по сравнению с проектом Новосильцова - Вяземского права представительного органа были значительно расширены, а монарха-ограничены. Россия должна была стать конституционной монархией. Но самое глубокое отличие состояло в том, что Муравьев не мыслил введения конституции без отмены крепостного права.

Программным документом Южного общества стала написанная Пестелем “Русская правда”. Россия в ней провозглашалась единой и неделимой республикой с однопалатным парламентом (Народным вечем). Избирательным правом наделялись все лица, достигшие 18 лет.

В целом нужно отметить, что проект Муравьева был более реалистичным чем Пестеля. Но, к сожалению правительство и царь не хотело реформ общественного развития страны.

Александр I давно знал о существовании тайных обществ, но бездействовал. Осень 1825 г. находясь уже при смерти, он велел арестовать руководителей Южного общества. 19 ноября 1825 г. Александр I скончался в возрасте 47 лет. Сложности с престолонаследием (брат Александра Константин отказался от престола и царем должен был стать Николай, не слишком популярный тогда в армии) позволили прогрессивно настроенному дворянству попытаться взять власть в руки. Был даже избран диктатор – Трубецкой, но история не принимает сослагательного наклонения. Восстание декабристов на Сенатской площади было подавлено и власть перешла Николаю I.

Подводя итого 25-летнему правлению Александра I можно сделать следующие выводы. Несмотря на либеральный настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции по инициативе царя особых изменений в стране сделано не было. Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, практически не было акционерных обществ, мало банков, оставался неразрешенным вопрос крепостного права, личных свобод, что обусловливало отставание России от Запада. Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

Надежды возлагались на Николая I.


Заключение.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Император Павел I был убит в результате заговора петербургской знати. На российский престол вступил его сын Александр, который правил почти четверть века (1801-1825). О самом императоре, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Это объяснялось как врожденными чертами его характера, так и теми условиями, в которых он воспитывался. Оторванный от семьи, отца, он воспитывался с раннего детства у своей бабки Екатерины II. Поэтому Александру постоянно приходилось лавировать между бабкой и отцом, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники говорили о его лицемерие и неискренности, другие - об образованности, воспитанности, приветливости. То и другое сочеталось в нем, дополняясь одно другим. Известно высказывание Наполеона: "Александр умен, приятен, но ему нельзя доверять: он неискренен: это - истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый". Очевидно, что по взглядам Александр I был либералом. Он был умен и не мог не считаться с духом времени, в первую очередь с влиянием идей Французской революции.

Александр I был реальным политиком. Вступив на престол, он обещал ряд преобразований во внутренней и внешней политике государства Российского. Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все это имело большой общественный резонанс, появились надежды на введение в России конституции. Но были и просчеты, причем крупные, например, во внешней политике.

Отечественную войну 1812 г. следует выделить как особый этап внешнеполитической деятельности России. Война была вызвана обострением отношений между Россией и Францией. Основными причинами войны явились: участие России в континентальной блокаде Англии (к 1812 г. Россия практически перестала выполнять условия блокады); гегемония Франции в Европе как основной источник военной опасности. Со стороны Франции война носила несправедливый, захватнический характер. Для русского народа - стала освободительной, привела к участию широких народных масс, получив название - Отечественной.

В это время Россия уже вела две войны - с Турцией и Ираном. Таким образом, Россия не могла противопоставить Наполеону большую армию. Франция была занята только морской войной с Англией, для Франции Россия была основной и единственной целью на суше, и она могла сосредоточить полностью все силы на войну с Россией. К тому же в России были очень плохие дороги, что усложняло связь армии, подвоз всего необходимого для фронта. Правда, это было проблемой и для Наполеона, когда он вступил в Россию. В экономическом смысле Франция была более чем процветающей страной. В ней были развиты капиталистические отношения, поэтому денег на войну у Франции было более чем достаточно.

Тем не менее, благодаря умелому командованию и патриотизму народа Наполеон и его армия были повержены. В качестве награды все слои населения ожидали изменений в курсе правления страной.

Александр хорошо представлял последствия политического, экономического и социального отставания России от передовых европейских государств. Он думал о перспективах вывода огромной страны из летаргического состояния. Однако постепенно его взгляды на развитие России, общества российского менялись. Из либерала он превращается в консерватора, а в последние годы жизни даже в реакционного политика. Он стал религиозен, мнителен, что не могло не сказаться на конкретных делах его в управлении государством.


Список литературы.

Г. Б. Поляк, А. Н. Макарова, Н. С. Кривцова и др. Российская история: Учебник для вузов М.,1997

История России. Курс лекций по истории России с Древнейших времен до наших дней. Екатеренбург,1993.

Ключевский В.О. Избранные лекции `Курса русской истории`. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 672с.

Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века". // www.humanities.edu.ru

Тарле Е. Отечественная война 1812 года. –Москва.: Пресса, 1994. – 544 с.


История России IX-XX веков. Учебник под ред. Аммон Г.А., Ионичев Н.П. – М.:Инфра-М - 2002, 816 с.

История России IX-XX веков. Учебник под ред. Аммон Г.А., Ионичев Н.П. – М.:Инфра-М - 2002, 816 с.


Приняло другой оборот – он стал превращаться в один из главных государственных органов России. ГЛАВА 2 ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА ВНУТРИ ИМПЕРИИ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III (1881 - 1894) 2.1 ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА ОТ 14 АВГУСТА 1881 Г. Политическая полиция стала неотъемлемым атрибутом существования России, и если раньше ее основной задачей было...

Что в юности он стал обыкновенной посредственностью и даже не пытался и не стремился что-либо в себе изменить. Глава 2. Александр Александрович в роли цесаревича. § 1. Характеристика Александра Александровича. Итак, с 12 апреля 1865 года Александр III становится цесаревичем. Когда воспитатель его профессор Московского университета А. Н. Чевилев узнал, что его ученик объявлен наследником...

Дела. Этот кружок стали называть «Негласным комитетом». Его члены во главе с Александром были молоды, исполнены благих намерений, но очень неопытны. Тем не менее первые годы царствования Александра I оставили хорошие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало...» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Возродилась и углубилась политика «просвещенного абсолютизма». 2 апреля...

Возглавил управление духовной жизнью русской армии и флота. Тем не менее Церковь продолжала оставаться подчиненной светской государственной власти. Консервативный поворот в правительственной политике Александр III сопровождал непременной заботой об экономическом развитии России. Продолжалась крестьянская реформа. В 1881 году был издан закон об обязательном выкупе крестьянами надельной земли и...

Индия, как говорилось в начале, тесно связана с религией и традициями, и должно пройти еще немало десятилетий, чтобы женщины не только официально, но и неформально стали обладать всеми гражданскими правами.

В.В. Тищенко*

Российское государство и общество, обладая богатейшей историей, имеет собственный путь конституционного развития. Одним из ярких этапов развития по части конституционных проектов стала первая четверть XIX в.

С.А. Авакьян, на мой взгляд, верно отмечает, что "идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX в., они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. В российском обществе в начале XIX в. термин «конституция» ассоциировался, прежде всего, с североамериканскими и европейскими революционными тенденциями, и движениями, что придавало ему негативную окраску. Считается, что в начале XIX в. попытки создать писаную конституцию предпринимались только заговорщиками (декабристами), но данное утверждение сложно назвать верным.

Деятельность по проведению конституционной реформы велась и до, и после Отечественной войны 1812 г. Инициатором идеи введения Конституции, как бы странно это не звучало, являлся сам император. О представительном правлении как наиболее справедливом политическом устройстве Александр I неоднократно говорил своим многочисленным собеседникам. Это же убеждение он пытался реализовать, поручая М.М. Сперанскому в 1809 г. разработать обширный план государственных преобразований. Однако этот план потерпел неудачу, чему способствовали объективные и субъективные причины. Но мысль о необходимости коренных политических реформ он не оставлял.

Великое княжество Финляндское с 1908 г. имело свою конституцию, учреждавшую принцип разделения властей, однопалатный парламент, самоуправление, собственную армию, свободы печати, денежную единицу (финская марка) и т. д. С 1815 г. Конституцию имела и Польша, 9 мая 1815 г. был оглашен Манифест о присоединении Герцогства Варшавского под наименованием Царства Польского, а уже 13 мая жителям Царства Польского было объявлено о даровании им конституции, самоуправления, собственной армии и свободы печати. Александр I 15 ноября 1815 г. утвердил конституцию Царства Польского, текст которой опубликовали в Варшаве. Отмечу, что она была более прогрессивной, чем в странах, где существовал буржуазный правопорядок.

Уже сама постановка вопроса о необходимости реформ была огромным шагом вперед в развитии конституционных идей. Одним из наиболее радикальных проектов второй половины царствования Александра I был конституционный проект Н.Н. Новосильцева.



В отечественной литературе сложилось представление об Александре I как о двуличном и нерешительном государственном деятеле. Обычно в качестве доказательства приводят деятельность М.М. Сперанского в 1908 г. Однако история свидетельствует о другом.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. Первым дошедшим до настоящего времени вариантом конституции можно считать "Краткое изложение основ конституционной хартии Российской империи", которое сохранилось благодаря копии, отправленной в Берлин в донесении Шмидта. Данный документ примечателен тем, что был одобрен Александром I как основные принципы конституционного устройства. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

В 1820 г. был составлен проект русской конституции "Государственная уставная грамота Российской империи". Он был составлен в двух экземплярах: один на французском языке, другой - на русском. "Уставной грамотой" предполагалось введение в России двухпалатного парламента, принципиально нового для России органа власти. Народное представительство должно было "состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат". Помимо общероссийского парламента, учреждались "наместнические" сеймы, призванные действовать в каждом наместничестве, на которые предполагалось разделить страну. "Уставная грамота" предоставляла сейму право вето в ограничении законодательной власти императора. Она объявляла разделение страны на 12 округов или наместничеств. Каждое наместничество включало 3 - 5 губерний. Губернии, входящие в наместничества, сохраняли прежнее деление на уезды, уезды делились на округа, что было новшеством. Органы власти в наместничестве в целом совпадали с общеимперскими. "Уставная грамота", предполагала введение в России федеративного территориального принципа государственного устройства, децентрализовала аппарат государственного управления, с сохранением дифференцированной автономии (от конституционной для Польши и Финляндии до законодательной для остальных территорий с особым выделением статуса Москвы и Петербурга). Правительственные кабинеты наместничеств, которые должны были обсуждать местные вопросы, упорядочивали структуру управления страной, позволяли быстро решать возникающие проблемы. Она провозглашала введение свободы слова, свободы вероисповедания, равенство всех перед законом, свободы печати, неприкосновенность личности. Особое внимание в документе уделялось праву частной собственности. Также провозглашалась независимость судебной власти.

Таким образом, подготовленные документы ясно свидетельствуют, что в 1820 г. император Александр I действительно был близок к радикальному переустройству государственной системы, к введению конституции. Однако теперь царь решил, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Он стал думать, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений в стране, еще более страшных и непредсказуемых.

Реформы Александра 1 и проекты Сперанского

Наивысший подъем Российского государства приходится на первуючетверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали победительницу. России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1- одна из самых загадочных фигур в русской истории.Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношения землевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению.Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. Это был Михаил Михайлович Сперанский.Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, для многих Александр I так и остался «неразгаданным Сфинксом». Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советского периода. За рубежом личность и правление Александра 1, неразрывно связанные с важнейшими событиями истории Европы первой четверти XIX века, вызывают все возрастающий интерес, и зарубежными авторами написано о нем несколько работ.

^ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I

Формирование личности Александра 1.

АЛЕКСАНДР I , российский император (1801-1825), первенец великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны.

Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II , которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. Наследник престола оказался в ужасной атмосфере сложных родственных отношений, которая сложилась между императрицей-бабушкой Екатериной II и опальными родителями. Это в свою очередь, не могло не отразиться на формировании характера будущего императора. Екатерина усердно занималась его воспитанием, сама составила для него «Азбуку», в которой были не только даны конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. Воспитание Александра I было основано на принципах естественности, разумности, свободы человеческой личности, нормального здорового быта. В воспитатели к Александру был приглашен швейцарец Фридрих Цезарь Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал систему российского самодержавия. В последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. В Гатчине Александр впитывал дух военщины, муштры, порядка, педантичности, что так не гармонировало с либеральными идеями Царскосельского воспитания, что приводило его к душевному разлому, к необходимости уже в раннем возрасте примирять непримиримые вещи. Большим потрясением для Александра, несомненно, стала попытка Екатерины передать ему престол в обход законного наследника Павла Петровича. Эта идея впервые была высказана Екатериной ещё в 1787 году, когда Александру не было и 10-ти лет. Позднее эта идея приняла чёткие очертания династического кризиса, когда в 1793-1794 годах Екатерина выдвинула в среде своих советников план лишения Павла престола. И отец, и сын были осведомлены о планах Екатерины и противопоставлены друг другу. Александр уверил отца в нежелании принять престол, дал Павлу клятву на верность и назвал его «императорским величеством». Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. 26 сентября 1793 г. состоялась свадьба Александра. Вскоре брачный угар прошел, и он совершенно забыл о жене. Из Гатчины Александр вынес увлечение фронтовыми учениями, военной выправкой, муштрой, военными парадами. Это было его единственное увлечение в жизни, которому он никогда не изменял и которое он передал своему преемнику.

^ Реформаторская деятельность Александра 1.

Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения. Уравнение сословий перед законом изменяло самые основания законодательства; таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, прежние и новые. Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и слева, направлять, воспитывать умы. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние.

Александр 1 вступил на престол 12 марта 1801 г. Воцарение Александра приветствовалось практически всеми слоями общества. С первых дней своего вступления на престол Император Александр I заявил, что собирается провести в России ряд реформ, с целью недопущения в дальнейшем деспотичного правления. Более того, от Александра I ждали преобразований. Он намеревался осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет, фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Начало царствования Александра, его самые первые указы, в том числе и манифест о восшествии на престол, возбудили надежды у образованного общества и представителей всех политических группировок. В этом манифесте Александр обещал управлять «по закону и сердцу» Екатерины II. Это давало надежду и либералам – на возвращение политики «просвещённого абсолютизма» и проведение ряда реформ, и консерваторам – на возвращение статус-кво, существовавшего до бурных и, казалось, бессмысленных перемен Павла I. Однако Александр также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их “екатерининских стариков”.

В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. Причём, запреты были сняты как в вопросах личной, частной жизни (о свободе передвижения), так и в экономической сфере (снятие большинства ограничений при ввозе и вывозе товаров за границу). Правда, необходимо помнить, что незыблемые права и свободы могли иметь, главным образом дворяне и, частично, купечество, горожане и государственные, черносошные крестьяне. Крепостные крестьяне в то время юридически не обладали никакими правами кроме права на жизнь.

Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (более 10 тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией». Было запрещено применение пытки. Разрешено было открыть частные типографии; было отменено запрещение ввоза иностранных книг из-за границы и разрешен свободный выезд русских подданных за границу. В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола водворять строгую законность. Для устранения произвола он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет. С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах.

Император Александр, естественно, не мог не понимать, что, с одной стороны, обсуждать, а тем более проводить в жизнь либеральные реформы можно лишь силой самодержавной власти. С другой - правление Павла показало, что проведение каких бы то ни было преобразований без учёта мнений сановной аристократии, высшего офицерства очень опасно.

Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П.А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Пятым членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 года. Все они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени; были приверженцами либеральных идей и считали необходимым реформировать государственное устройство России. Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа». Начали с центрального управления.

Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», получивший право опротестовывать действия и указы царя. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. Фактически Непременный совет был создан для разработки проектов реформ, но в первые месяцы его существования там рассматривались текущие дела по вопросам внутренней и внешней политики.

После рассмотрения в Негласном комитете царским указом от 8 сентября 1802 года была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо введенных Петром 1 коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции. А также было введено Государственное казначейство на правах министерства. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, статус которого был определен лишь в 1812 году. Комитет становился совещательным органом при императоре. Это впервые появилось в системе центральных российских учреждений. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату.

Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Но решительной победы борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством достигнуто не было. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Здесь единовластным начальником становится обер-прокурор, который в 18 веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

Одновременно была осуществлена реформа Сената. Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим. Но вскоре Сенат фактически был низведен до прежнего положения.

Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. Затронут был щекотливый вопрос о крепостном праве. Александр 1 принимал меры к облегчению положения крестьян, но шаги в его решении этой проблемы были крайне осторожными.

купцам, мещанам и казенным крестьянам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли. Уже в начале царствования Александр 1 прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое до этого одно пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 года издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Реформацией в этой области, а также в области печати было призвано руководить учрежденное в 1803 году Министерства народного просвещения. В этом же году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

Помимо существовавшего с 1755 года Московского университета в 1802-04 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, учреждены Харьковский, Казанский и Санкт-Петербургский университеты. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с «попечителями» во главе. По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. Это послужило поводом для смягчения цензуры, ибо издание научных книг было бы затруднено в России.

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: не всегда решения и указы были согласованы один с другим, велись чрезвычайно торопливо.

Затем последовали внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ. Это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806 - 1807 гг. - в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Собранные им наблюдения, поселили в нем недовольство к окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора, заседания проводились все реже. Требовался принципиально новый подход к решению задач.

Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А.А. Аракчеева, а позднее М.Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М.М. Сперанского, который стал единственным доверенным сотрудником императора и которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

Александр I

Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».
Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой — никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

Краткая биография Александра I

  • 1777,12 декабря - родился. Отец — великий княз Павел Петрович, мать — великая княгиня Мария Феодоровна.

    Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией

  • 1784, 13 марта - Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»

    …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…

  • 1784, 10 июня - швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей

    Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе

  • 1792, 31 июля - в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
  • 1793, 28 сентября - брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
  • 1794, октябрь - Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
  • 1794, 6 ноября — смерть . Новым императором стал ; Александр Павлович - наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
  • 1799, 27 июля - в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
  • 1801, ночь с 11 на 12 марта - , в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
  • 1801, 12 марта — новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»

    Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения.

    Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

    В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений - Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)

  • 1802-1807 — дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
  • 1807, 7 июля - Тильзитский мир, в результате которого Россия и Франция превратились из врагов в союзников
  • 1808,13 января - во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
  • 1808, май - во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
  • 1811,15 сентября - освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
  • 1812, 17 марта — главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
  • 1812-1813 — с
  • 1813, 13 января - русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
  • 1814, 25 июля — Александр I вернулся в Петербург
  • 1814-1821 — Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
  • 1821, 24 мая - Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
  • 1825,13 сентября - царская чета прибыла в Таганрог.
  • 1825, 27 октября - Александр I внезапно заболел
  • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут - кончина Александра I

Причины, которые требовали от Александра I реформ

  • крепостное право
  • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
  • нечёткая система управления страной

В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

Реформы Александра Первого. Кратко

Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

  • 12 декабря 1801 - обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
  • 8 сентября 1802 - учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров - совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
  • 8 сентября 1802 - расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
  • 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
  • 1803 - принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ - 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, университеты (для дворян)
  • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
  • 1804 - принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
  • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
  • 1804 - издание либерального цензурного устава
  • 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
  • 1810, 1 января — - учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
  • 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
  • 27 ноября 1815 - введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

Окончание реформ Александра I

Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой — военные поселения, с одной — возвращение из опалы Сперанского, с другой — возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение — все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: