На какие 4 группы делятся современные науки. Основные виды наук

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообра­зование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделя-. ются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявле­ние структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классифи­кации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определен­ных принципов и критериев и выражение их связи в виде логичес­ки обоснованного расположения в определенный ряд («структур­ный срез»). Поскольку наука не есть нечто неизменное, а пред­ставляет собой развивающуюся целостность, исторический фено­мен, то возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития («эво­люционный срез»). Обе проблемы решаются по-разному в зави­симости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или «зачатков», «зародышей» науки) при­надлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпа­дало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Арис­тотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) «первая философия» (впоследствии «метафизика» - наука о выс­ших началах и первых причинах всего существующего, не дос­тупных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) мате­матика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отож­дествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном» (орудием) всякого познания.

В период возникновения науки как целостного социокультур­ного феномена (XVI-XVII вв.) «Великое Восстановление Наук» предпринял Ф. Бэкон. В зависимости от познавательных способно­стей человека (таких как память, рассудок и воображение) он разде­лил науки на три большие группы: а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще. В составе «философии» в широком смысле сло­ва Бэкон выделил «первую философию» (или собственно филосо­фию), которую в свою очередь подразделил на «естественную тео­логию», «антропологию» и «философию природы». Антропология разделяется на собственно «философию человека» (куда входят пси­хология, логика, теория познания и этика) и на «гражданскую фи­лософию» (т. е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изу­чающие мышление (логика, диалектика, теория познания и рито­рика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они со­держат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений («идолов»).

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разде­лил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи («мирового духа»): а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, понятии, б) Философия приро­ды, в) Философия духа.

Философия природы подразделялась далее на механику, фи­зику (включающую и изучение химических процессов) и органи­ческую физику, которая последовательно рассматривает геологи­ческую природу, растительную природу и животный организм. Указанное подразделение содержит по крайней мере две важные позитивные идеи: направленность против механизма (т. е. стрем­ления только с помощью законов механики объяснить все явле­ния действительности, включая человека и общество); подчерки­вание иерархичности - расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему. Эти идеи были ничем иным, как «догадками» о взаимосвязанных формах движе­ния материи и о классификации естественных наук по этому ос­нованию - что потом сделал Ф. Энгельс.

«Философию духа Гегель расчленил на три раздела: субъек­тивный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о «субъек­тивном духе» последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология. В разделе «объек­тивный дух» немецкий мыслитель исследует социально-истори­ческую жизнь человечества в разных ее аспектах. Раздел об абсо­лютном духе завершается анализом философии как «мыслящего рассмотрения предметов». При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».

При всем своем схематизме и искусственности гегелевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа.

Свою классификацию наук предложил основоположник по­зитивизма О. Конт. Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифициру­емых предметов и определяться действительными, естественны­ми связями, которые между ними существуют.

Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерар­хии) наук, французский философ исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку - с другой;

б) философию природы (т. е. совокупность наук о природе) следует разделить на две отрасли: неорганическую и органичес­кую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает «три ве­ликих отрасли знания» - астрономию, химию и биологию. Заключая свои размышления об иерархии наук, философ под­черкивает, что мы, в конце концов «постепенно приходим к от­крытию неизменной иерархии... - одинаково научной и логичес­кой - шести основных наук - математики (включая механику. - В. К.), астрономии, физики, химии и социологии».

Чтобы облегчить употребление этой своей иерархической фор­мулы, Конт предлагал эту формулу «сжать», а именно сгруппи­ровать науки в виде трех пар: а) начальной, математико-астрономической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической.

Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как «недо­статочным» для нее.

Конт доказывал, что между всеми видами знаний существу­ет глубокая внутренняя связь. Однако контовская классификация наук носит в основном статический характер, недооценивает прин­цип развития. Кроме того, он не избежал физикализма, реляти­визма, агностицизма, индетерминизма и некоторых других недо­статков.

Свои классификации наук предлагали В. Дилыпей и основа­тели Баденской школы неокантианства В. Вшделъбанд и Г. Рик-керт, о чем будет идти речь в гл. VIII.

На материалистической и вместе с тем на диалектической ос­нове проблему классификации наук решил Ф. Энгельс. Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе.

Общим единым для всех областей природы понятием «форма движения материи» Энгельс охватил: во-первых, различные про­цессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую фор­му движения). Отсюда следовало, что науки располагаются есте­ственным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, - подобно тому, как следуют друг за другом, перехо­дят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы дви­жения материи - высшие из низших, сложные из простых. «Клас­сификация наук, из которых каждая анализирует отдельную фор­му движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем класси­фикацией, расположением, согласно внутренне присущей им по­следовательности самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение».

При этом особое внимание Энгельс обращал на необходимость тщательного изучения сложных и тонких переходов от одной фор­мы материи к другой. В связи с этим он предсказал (и это впос­ледствии многократно подтвердилось - и до сих пор), что именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т. п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий. «Стыковые» науки выражают наиболее общие, суще­ственные свойства и отношения, присущие совокупности форм движения.

В связи с тем, что резких границ между отдельными науками и научными дисциплинами нет, особенно в последнее время в современной науке значительное развитие получили междисцип­линарные и комплексные исследования, объединяющие предста­вителей весьма далеких друг от друга научных дисциплин и ис­пользующие методы разных наук. Все это делает проблему клас­сификации наук весьма сложной.

Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день, хотя, разумеется, она углубляется, совершенствуется, конкретизируется и т. п. по мере развития на­ших знаний о материи и формах ее движения.

В середине XX в. оригинальную классификацию наук пред­ложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода (типа) наук: 1) науки, объекты (и законы) которых охватьюают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. В соответствии с таким по­ниманием объектов разных наук и «учитывая такое состояние на­ших знаний, мы можем различать в ноосфере (сфере разума. - В. К.) проявление влияния на ее строение двух областей челове­ческого ума: наук, общих для всей реальности (физика, астроно­мия, химия, математика), и наук о Земле (науки биологические, . геологические и гуманитарные)». Логика, по мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи нераз­рывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охваты­вает все науки - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все увеличивается.

Что касается классификаций современных наук, то они про­водятся по самым различным основаниям (критериям). По пред­мету и методу познания можно выделить науки о природе - ес­тествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, со­циальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносе­ология, эпистемология и др.). Отдельную группу составляют тех­нические науки. Очень своеобразной наукой является современ­ная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук вхо­дят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дис­циплин. Наукой о наиболее общих законах действительности яв­ляется философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют ос­новные законы и принципы реального мира и где нет прямой ори­ентации на практику, и прикладные - непосредственное приме­нение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Могут быть и другие критерии (основания) для классифика­ции наук. Так, например, выделение таких главных сфер есте­ственных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная, позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:

1) физика -> химическая физика -> химия;

2) биология -> ботаника -> зоология;

3) анатомия -» физиология -> эволюционное учение-» учение о наследственности;

4) геология -» минералогия -» петрография -» палеонтология -> физическая география и другие науки о Земле;

5) астрономия -> астрофизика -» астрохимия и другие науки о Вселенной.

Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: ис­тория, археология, экономическая теория, политология, культу­рология, экономическая география, социология, искусствоведе­ние и т. п. Как бы ни подразделялись науки, «но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой».

В 60-х гг. прошлого века свою классификацию наук предло­жил известный отечественный философ и историк науки J. М. Кедров. Он исходил из того, сто общая классификация наук сковывается на раскрытии взаимосвязи трех главных разделов научного знания: естествознания, общественных наук и филосо­фии. Каждый из главных разделов представляет целую группу (комплекс) наук.

Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следую­щим образом:

1) Философские науки: диалектика, логика.

2) Математические науки: математическая логика, математика (включая кибернетику).

3) Естественные и технические науки:

Механика (и прикладная механика и космонавтика).

Астрономия и астрофизика (и техническая физика).

Химическая физика,

Физическая химия.

Химия и геохимия.

Геология.

География.

Биохимия.

Биология (и сельхознауки, и медицинские науки).

Физиология человека.

Антропология.

4) Социальные науки:

А. История.

Археология.

Этнография.

Экономическая география. Социально-экономическая статистика. Б. Науки о базисе и надстройке:

Политическая экономия,

Науки о государстве и праве (юридические науки),

История искусств и искусствоведение.

В. Языкознание.

Психология.

Педагогические науки.

Науки об отдельных формах общественного сознания. К настоящему времени наиболее наиболее обстоятельно раз­работана классификация естественных наук, хотя и тут немало дискуссионных, спорных моментов. Например, существует ли гео­логическая форма движения материи и каково в связи с этим ме­сто геологии в иерархической лестнице наук? Слабо разработана классификация социально-гуманитарных наук. Каковы причины этого обстоятельства? В чем тут дело?

А дело тут, на наш взгляд, в том, что долгое время анализ науки и научного познания проводился по «модели» естественно-математического знания. Характеристики последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно нагляд­но выражено в натуралистическом сциентизме. В последние де­сятилетия резко возрос исследовательский интерес к социально-гуманитарному познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания (об этом см. гл. VIII).

«Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе картины мира» (Краткая Российская энциклопедия, 2003, с.645). При этом наука является основной формой человеческого познания. Она не только вырабатывает и систематизирует новые знания о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Очень важна ее роль и как социального института в решении глобальных проблем на Земле, например экологии, изменении климата, освоении космического пространства.

Наука занимается сбором, анализом, обобщением и объяснением фактов, выявлением закономерностей и законов, объясняющих сущность процессов или природных явлений, делает прогнозы, особенно в экономике, социологии и вероятных природных катаклизмах.

Роль науки в современном обществе неуклонно возрастает. Если XX в. был веком научно-технической революции, то начало XXI в. связывают с бурным развитием нанотехнологий. Широкое распространение получили информационные технологии. Примерами научных разработок могут служить вошедшие в нашу жизнь различные средства связи (Интернет, сотовые телефоны, современное телевидение, ГЛОНАС, GPS и др.). В ближайшем будущем науке предстоит решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом, связанные с истощением в ряде мест полезных ископаемых, дефицитом воды, продовольствия, изменением климата, участившимися природными катаклизмами.

Наука выполняет несколько функций:

Познавательную (познание природы, общества, человека);

Мировоззренческую – разработка научного мировоззрения, научной картины мира;

Производственную – внедрение в производство новых технологий, инноваций и пр.;

Культурную, образовательную.

Существуют несколько классификаций наук. В зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

О природе – естественные;

Об обществе – гуманитарные и социальные;

О познании, мышлении – логика и др.

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки:

Естественные и математика (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и др.);

Гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и др.);

Технические (строительство, металлургия, горное дело, геодезия, и др.);

Сельскохозяйственные (агрономия, лесное хозяйство , рыболовство, зоотехния и др.).

На основе связи науки с практикой выделяют фундаментальные или теоретические науки и прикладные. Вторые направлены на решение конкретных производственных, технических и социальных проблем.


В справочной литературе встречается деление науки на академическую, отраслевую, вузовскую, заводскую (производственную). В публикациях попадается термин «вневедомственная наука», когда научные исследования выполняются учеными разных ведомств, профессий, а их работа осуществляется чаще всего в небольших группах, научных кооперативах, центрах экспертиз и др.

Научные исследования лесов в России стали зарождаться в конце XVII в. Во времена царствования Петра I было заложено государственное управление лесами. Впервые по вопросам леса было издано около 200 различных документов – царских указов, указаний и распоряжений.

В 1798 г. императором Павлом I был учрежден Лесной департамент для управления лесами страны. В 1800 г. в департаменте, охватывавшем учетом леса 40 губерний, были образованы отделения. В каждой губернии были созданы местные лесные управления. По Н.В. Шелгунову, «правительство решительно хотело дать лесному управлению научный характер и водворить науку в целом сословии новых лесничих» (Столетие…, 1898, с. 25).

В 1826 г. был учрежден Ученый комитет по лесной части с обязанностью в том числе «заниматься теми делами по ученой и практической части лесоводства», чтобы «начать правильное лесоводство по губерниям» (Двухсотлетие…, 1998, с.69).

В 1893 г. по инициативе Лесного департамента для организации научных исследований были созданы опытные участки. Позднее они были преобразованы в опытные лесничества. Научную работу в них организовывала Постоянная комиссия департамента (с 1906 г.) во главе с М.М. Орловым – профессором Лесного института (ныне Санкт-Петербургская лесотехническая академия). Многие организаторы и руководители опытных лесничеств впоследствии стали известными учеными в различных областях лесного хозяйства (С.В. Алексеев, В.Е. Граф, Г.Н. Высоцкий, Д.М. Кравчинский, А.А. Молчанов, Г.Ф. Морозов, А.В. Тюрин, В.П. Тимофеев и др.).

Сегодня наука подразделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности.

Так, Аристотель (384-322 до н.э.) выделял три большие группы таких областей : теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика).

Наибольшую известность получила классификация наук , данная Ф.Энгельсом в научном труде «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки.

Современная система наук имеет сложную организацию. На основании предметного единства все дисциплины объединяются в комплексы естественных, общественных, технических, гуманитарных и антропологических наук .

Естествознание – это система знаний и деятельности, объектом которых является природа как часть бытия, существующего по законам, не созданным активностью людей.

Обществознание – система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. В процессе различного рода взаимодействий людей с природой и друг с другом возникает новая реальность – общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые законы и должно быть определенным образом упорядочено. В противном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной. В рамках общественных наук изучаются законы и специфика макро - и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т.д.).

Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности. Мир техники уникален и имеет свои законы, которые необходимо профессионально изучать для достижения технического прогресса.

Гуманитарные науки своим предметом исследования имеют ценности общества: общественные идеалы, нормы и правила мышления, общения и поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных действий. Сфера гуманитарных наук велика. Она включает философию, религиоведение, этику, эстетику, юридические науки и т.д.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств. К ним относятся физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина, криминология и т.п.


В Номенклатуре специальностей научных работников (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294, от 16.11.2009 № 603) представлены следующие отрасли науки: физико-математические науки, химические науки, биологические науки, технические науки, сельскохозяйственные науки, гуманитарные науки, филологические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, социально-экономические и общественные науки, экономические науки, педагогические науки, социологические науки, юридические науки, медицинские науки, науки о земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению. Например, юридические науки, изучающие государственно-правовые явления, делят на следующие группы:

· исторические (история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений);

· отраслевые (конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др.);

· прикладные (криминалистика, криминология, правоохранительные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др.).

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки : академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Обратим внимание на то, что некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

Таким образом, наука как таковая , как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин.

Законодательную основу регулирования отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции образует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

· гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

· интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов государственной власти;

· поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

· развития научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

· концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

· стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

В Российской Федерации управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. (Слайд 10)

В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

На уровне субъектов России управление в сфере науки непосредственно организуют министерства, управления и другие структурные подразделения местных органов власти. Согласно ст. 12 Закона от 23 августа 1996 г. к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится:

· участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;

· определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ;

· формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ;

· финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

· формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов;

· управление государственными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

· контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

· формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

· осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов РФ.

Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство Росси и обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, организовать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования и науки РФ. Структурным подразделением Минобрнаки России выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются:

· обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

· содействие улучшению количественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.

· В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК:

· разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

· контролирует деятельность диссертационных советов, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности;

· разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестатов профессора и доцента по специальности государственного образца;

· выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

· Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, общественными научными объединениями.

Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета. Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов. В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям науки (кстати, на первый взгляд кажется, что стать академиком – это не для молодых, хотя Андрей Дмитриевич Сахаров стал членом-корреспондентом Академии наук СССР в 28 лет, а академиком в 32 года).

Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство – президента (Осипов Юрий Сергеевич), вице-президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН.

Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук : Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные научные центры.

Весомый вклад в развитие науки вносят отраслевые (ведомственные) научно-исследовательские институты. Так, например, для проведения исследований в сфере права, при Правительстве РФ функционирует Институт законодательства и сравнительного правоведения, при Генеральной прокуратуре РФ – Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, при МВД России - Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ МВД РФ), научно-исследовательский центр ГИБДД и другие научные учреждения, работающие в сфере юриспруденции.

Большой объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами).

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из задач вуза является развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные подразделения – научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых связана с образованием.

Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника института, академии по научной работе), на факультете – декан или его заместитель по научной работе, на кафедре – заведующий кафедрой. Для управления НИР структурных подразделений вузов создаются специальные органы – научно-исследовательские части, сектора, отделы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях.

В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук и других общественных объединений, занимающихся научными разработками. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Российская академия естествознания (РАЕ), Российская академия юридических наук (РАЮН) и др.

Таким образом, управление и регулирование научной деятельностью осуществляются согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества, объединения централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдения требований национальной безопасности; признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности; сбалансированного развития фундаментальных и прикладных исследований; использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества; свободы распространения научной и научно-технической информации; открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции российской науки в мировую.

ВВЕДЕНИЕ

Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.

Целью данной работы является раскрытие понятия науки, определение целей и задач учебной дисциплины и её взаимосвязи с другими дисциплинами.

В современном мире наука является:

– сферой человеческой деятельности, основная функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности;

– одной из форм общественного сознания;

– комплексной деятельностью, включающей процессы исследования, получения нового звания, суммы знаний, лежащих в основе научной картины мира;

– обозначением отдельных специальных отраслей научных знаний.

Всякое научное исследование является относительно сложным процессом во времени и пространстве от творческого замысла до окончательного оформления научного труда.

Изучать в научном смысле означает:

– вести поисковые исследования, как бы составляя вариантный прогноз будущего, используя свои способности, возможности, современные ресурсы, опирающиеся на реальные достижения науки, техники, технологий;

– задействовать не только процессы нахождения, выявления проблем, их описания, классификации, но и процедуры определения путей и методов их решения, оценки эффективности принимаемых направлений развития отраслей для общества;

– быть научно объективным.

Поэтому будущим специалистам, как начинающим исследователям, необходимо ознакомиться с основами научных исследований, научиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете.

Предметом изучения дисциплины «Основы научных исследований» является проблема представления методологии научного творчества начинающим исследователям, организация научной работы, использование методов научного познания и применение логических законов и правил на практике.

Данная учебная дисциплина в некоторой степени является и частью научной дисциплины, которая в определенной мере освоена и внедрена в учебный процесс высшей школы. Она учит понимать сложный механизм научного творчества, принципы его функционирования, вырабатывает научный, как экономический, так и коммерческий, тип мышления.

Актуальность изучения дисциплины «Основы научных исследований» обусловлена необходимостью подготовки студентов к планированию, организации и осуществлению самостоятельной научной работы, а также при проведении курсового и дипломного проектирования.

Курс учебной дисциплины специальности «Основы научных исследований» предназначен для ознакомления, изучения, освоения и использования на практике научной деятельности студентами экономических, организационных и управленческих специальностей (экономистов, менеджеров, специалистов коммерции, торговли, маркетологов, финансистов, банкиров, бухгалтеров, логистиков, транспортников и т.д.).

Курс изучается с целью овладения общими принципами и методами проведения научных исследований в области экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства, привития навыков экономиста-исследователя.

Важнейшие задачи курса состоят в обучении студентов методам научных исследований экономики, включающими понятия науковедения и методологии научных исследований, организацию труда в научном коллективе, выбор направлений исследований и разработку методики их выполнения, в том числе с применением ЭВМ, экономико-математических и других методов.

Кроме того, изучение курса предусматривает формирование у будущего экономиста-менеджера осознанной необходимости применения научных методов исследований в хозяйствовании.

В результате изучения дисциплины студент должен:

– знать сущность и принципы организации экономических исследований, методику проведения исследований, с исследовательской направленностью уметь работать с научной литературой;

– изучать, обобщать и анализировать экономическую информацию и давать научно-обоснованные рекомендации;

– закрепить имеющееся представление о моделировании производственных систем и экономических процессов;

– оформлять результаты исследований.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить цели и задачи дисциплины «Основы научных исследований».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие науки;

Определить цели и задачи учебной дисциплины

Выявить взаимосвязь курса с другими дисциплинами.

НАУКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Наука – это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития.

Предмет науки – формы движущейся материи, и их отражения в сознании человека. Исходя из фактов действительности, наука дает правильное объяснение их происхождению и развитию, раскрывает существенные связи между явлениями, вооружает человека знанием объективных законов реального мира в целях практического применения. В условиях научно технической революции сложилась единая система: “наука – техника – производство” .

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Основными задачами науки является:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:

1) объект (предмет) – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации;

2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;

3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности .

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают следующие науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования выделены следующие науки:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехния, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.) .

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследований всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством образования и науки РФ 25 февраля 2009 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого- минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле .

Есть и другая классификация наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки подразделяют на фундаментальные (теоретические), которые объясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально технических проблем.

Входе общественного разделения труда выделилось пять взаимосвязанных научных сфер: академическая, вузовая, отраслевая, производственная и вневедомственная.

В академических и вузовых структурах, прежде всего про водящих фундаментальные исследования по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук, создают теоретические основы для разработки принципиально новых видов техники и технологии, а также выполняют с участием отраслевой и заводской науки поисковые и высоко эффективные прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы отраслевого и межотраслевого характера .

К отраслевым научным учреждениям относят головные научно-исследовательские институты, конструкторские организации, а также опытные производства и станции, подчиняющиеся непосредственно министерствам и ведомствам, научно-технические центры, межотраслевые научно-технические комплексы, научно-производственные объединения, селекционные центры, зональные сельскохозяйственные станции и др. Эти учреждения определяют научно-технический уровень производства в отрасли, создают высокоэффективные комплексы машин, оборудования, приборов и материалов, разрабатывают технологические процессы, получают новые сорта растений, породы животных и т. д. Отраслевые научные учреждения подчиняются соответствующим органам управления, отвечающим за проведение единой научно технической политики.

Производственная наука развивается в центральных заводских лабораториях, специальных и опытно-конструкторских бюро, отделах главного конструктора, экспериментальных и опытных цехах и пр. Цели производственной науки – повышать технический уровень и улучшать организацию производства, совершенствовать технологию, получать продукцию высокого качества, обеспечивать ее конкурентоспособность и своевременно обновлять.

В последние годы получает развитие вневедомственная наука. Она реализуется преимущественно в малых формах: консультативных структурах, научно-технических организациях, научных и инженерных обществах, научных кооперативах, центрах экспертизы, научно-технического творчества молодежи .

Как, напр., рассматривают исследуемые ими объекты в развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая , формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как и экономическая . Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных естественных наук настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания». Идея неопозитивизма о том, что является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способна служить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни , ни тем более физическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести к успеху, тем не менее определенное единство естественных наук имеется: они стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными науками описания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной «раньше-позже-одновременно», пространственные отношения «ближе-дальше», каузальное , отношение «вероятнее, чем» и т.п.).
В социальных наук входят экономическая наука, социология, социальная психология и т.п. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям. К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., ), другие - сочетают с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные науки используют, как , не сравнительные, а абсолютные (временной ряд «было-есть-будет», пространственные характеристики «здесь-там», предопределенности, или судьбы и т.п.). Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с т.зр. настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявные сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше-одновременно-позже», не предполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.
Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назвать нормативными: этика , эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный - нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий.
К формальным наукам относятся и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.
Приведенная К.н. опирается на две оппозиции: « - описание» и «абсолютные понятия - сравнительные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий; затем последние подразделяются на социальные, нормативные и гуманитарные науки. Такая не является единственно возможной. Существуют многообразные иные основания деления наук.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК" в других словарях:

    Энциклопедия социологии

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы … Большой Энциклопедический словарь

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - способ упорядочивания множества наук на основе реализации социальной потребности найти взаимосвязь и системную целостность наук. В истории науки существовало несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель,… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; имеет важное значение для… … Энциклопедический словарь

    Лестница наук это образное представление иерархии основных наук при их классификации. Предложена Огюстом Контом. Социология Биология Химия Физика Математика Эта «лестница» отражает: переход от простых и общих явлений к сложным и частным;… … Википедия

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - англ. classification of sciences; нем. Wissenschaftsklassifikation. 1. Раскрытие взаимосвязи и группировка наук на основе определенных принципов (напр., науки фундаментальные и прикладные; естественные, техн., обществ, и т. п. 2. По О. Конту… … Толковый словарь по социологии

    Классификация наук - раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. К.н. имеет важное значение для… … Педагогический терминологический словарь

    - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    Весьма важный логический прием, которым пользуются при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий. Действительно, классификация есть не что иное, как деление понятия на его составные элементы. Делением называется раскрытие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    классификация - и, ж. 1) Система соподчиненных понятий (классов объектов) в какой л. отрасли знания, составленная на основе учета свойств объектов и закономерных связей между ними, представленная в виде схем, таблиц и т. п. Классификация языков. Классификация… … Популярный словарь русского языка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: