Святые сергей и вакх. Cвятые мученики Сергий и Вакх В изложении святителя Димитрия Ростовского

Свя-тых му-че-ни-ков Сер-гия и Вак-ха им-пе-ра-тор Мак-си-ми-ан (284-305) на-зна-чил на вы-со-кие долж-но-сти в вой-ске, не зная о том, что они хри-сти-ане. Недоб-ро-же-ла-те-ли до-нес-ли Мак-си-ми-а-ну, что два его во-е-на-чаль-ни-ка не по-чи-та-ют язы-че-ских бо-гов, а это счи-та-лось го-судар-ствен-ным пре-ступ-ле-ни-ем.

Им-пе-ра-тор, же-лая удо-сто-ве-рить-ся в спра-вед-ли-во-сти до-но-са, при-ка-зал Сер-гию и Вак-ху при-не-сти жерт-ву идо-лам, но они от-ве-ти-ли, что чтут Бо-га Еди-но-го и толь-ко Ему по-кло-ня-ют-ся.

Мак-си-ми-ан при-ка-зал снять с му-че-ни-ков зна-ки их во-ин-ско-го са-на, об-лечь в жен-ские одеж-ды и во-дить по го-ро-ду с же-лез-ны-ми об-ру-ча-ми на шее, в по-сме-я-ние на-ро-ду. За-тем опять при-звал Сер-гия и Вак-ха к се-бе и дру-же-ски со-ве-то-вал не пре-льщать-ся хри-сти-ан-ски-ми бас-ня-ми и об-ра-тить-ся к бо-гам рим-ским. Но свя-тые бы-ли непре-клон-ны. То-гда им-пе-ра-тор по-ве-лел ото-слать их к пра-ви-те-лю во-сточ-ной ча-сти Си-рии Ан-тио-ху, лю-то-му нена-вист-ни-ку хри-сти-ан. Ан-тиох по-лу-чил эту долж-ность с по-мо-щью Сер-гия и Вак-ха. "От-цы и бла-го-де-те-ли мои! - ска-зал он свя-тым, - будь-те ми-ло-сти-вы не толь-ко к се-бе, но и ко мне: я не хо-тел бы пре-да-вать вас му-че-ни-ям". Свя-тые му-че-ни-ки от-ве-ти-ли, что для них жизнь - Хри-стос, а смерть за Него - при-об-ре-те-ние. Раз-гне-ван-ный Ан-тиох при-ка-зал бить Вак-ха би-ча-ми без ми-ло-сер-дия, и свя-той му-че-ник ото-шел ко Гос-по-ду. Сер-гия обу-ли в же-лез-ные са-по-ги с на-би-ты-ми в них гвоз-дя-ми и от-ве-ли на суд в дру-гой го-род, где он был усе-чен ме-чом (ок. 300 г.).

Сергий и Вакх занимали высокие воинские должности при императоре Максимиане (в изложении святителя Димитрия Ростовского - были сановниками при дворе царя Максимиана ). Так продолжалось, пока Максимиану не донесли, что они не почитают языческих богов. Император, чтобы удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам , но они отказались, ответив, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются, после чего император приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, одеть в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Унизив их, император опять призвал Сергия и Вакха и пытался отвратить их от христианской веры , но святые были непреклонны. Тогда Максимиан приказал отослать их к правителю Сирии Антиоху, который ненавидел христиан. Антиох получил место правителя с помощью Сергия и Вакха и просил исповедников оставить христианство. Получив отказ, разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами, после чего он умер, а Сергия отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом.

Католический англоязычный вариант жития этих святых излагает события сходным образом, однако в этом варианте Максимиан именуется цезарем , а не императором.

Смерть мученика Сергия, согласно житию, наступила в городе, именуемом Ресафа (Димитрий Ростовский в своем житии свв. мучеников называет этот город Резафой, или Розафой). Впоследствии он был переименован в Сергиополь .

Святые мученики Сергий и Вакх претерпели кончину, по разным источникам, около 300 года , или около 303 года , или в 305 году .

Историчность

Некоторые исследователи ставят под сомнение историчность жития Сергия и Вакха, излагая следующие соображения.

Критика

Как отмечает Дэвид Вудз, история о святых рассказана в греческом тексте под названием «Страсти Сергея и Вакха». Этот текст содержит, по его мнению, множество анахронизмов и противоречий, которые затрудняют определение точного времени написания этого текста, но всё же его можно отнести к V веку н. э.

Далее, отмечает Вудз, «Страсти» наполнены не только историческим анохронизмами, но и сверхъестественным событиями. Видимо, в силу этого они признаются им ненадежным историческим источником: текст был датирован серединой пятого века нашей эры, не существует никакого свидетельства о почитании Сергея и Вакха до 425 года (спустя более 100 лет после описанной смерти этих мучеников), а поэтому существует большое сомнение в историчности их личности.

Кроме того, утверждает он, нет никаких точных доказательств того, что схолы Сергея и Вакха были использованы императором Галерием или каким либо другим императорам до Константина I . Известно, говорит он, что преследование христиан началось в армии задолго до того, как оно началось повсеместно, так что сомнителен факт, что даже тайные христиане смогли дослужится до высоких рангов в армии. Также не существует никаких доказательств существования в то время монахов, как описано в житии: там монах находит тело Сергея на берегах Евфрата .

Итальянский историк Пио Франчи Де Кавальери утверждает на том, что «Страсти Сергея и Вакха» основаны на ранее потерянных «страстях» Ювентуса и Макиминуса - это два святых, которые были казнены при императоре Юлиане II Отступнике в 363 году. Он отмечает, что именно при Юлиане солдат христиан наказывали, одевая в женские платья всем напоказ. Дэвид Вудз также потверждает эту идею, указывая на историка Зосиму , который в своей Historia Nova описывает случай, когда Юлиан наказывает солдат-отступников именно таким способом, тем самым потверждая, что автор «Страсти Сергея и Вакха» позаимствовал материал из историй о мучениках времён скорее Юлиана, нежели Галерия.

Возможные возражения

Критика Дэвида Вудза требует подробного анализа. Тем не менее, его готовность признать «Страсти» ненадежным историческим источником из-за упоминания в них чудес вызывает серьезное недоумение: о чудесных событиях мы читаем и в житиях тех христианских святых, которые гораздо ближе к нам по времени, например Сергия Радонежского , историчность личности которого не ставили под сомнение даже в советское время. Немало чудес мы встретим и в житии Серафима Саровского , историчность бытия которого сомнений не вызывает.

Прославление

Знамя Гасанидов с изображением лика св. Сергея

После гибели мученика Сергия в Ресафе этот город стал местом паломничества христиан, поклонявшихся мощам мученика Сергия, отчего и сам город стал называться также Сергиополем. С V века Ресафа становится резиденцией епископа . В том же веке иерапольский епископ Александр выстроил великолепную церковь в честь этих мучеников. Память святых мучеников Сергия и Вакха издревле весьма чтилась на всем востоке, и к мощам их многие совершали благочестивые путешествия .

Мощи

Мощи святых мучеников Сергия и Вакха, первоначально находившиеся в Ресафе, давно покинули этот опустевший город (в XIII веке он был оставлен жителями ). В настоящее время мощи находятся в Венеции .

Нетленные главы мучеников хранились некоторое время в Константинополе, где видели их русские паломники: инок Антоний (1200 г.) и Стефан Новгородец (ок. 1350 г.) .

Храмы

Храмы, посвященные святым мученикам Сергию и Вакху, появились в различных частях Римской империи . Даже руины посвященной им базилики в Ресафе производят немалое впечатление (см. фотографии храмов Сергия и Вакха в Ресафе (Сирия), Маалюле (Сирия), Каире (Египет), Босре (Сирия), Стамбуле (Турция) и др. местах).

В России в настоящее время, судя по всему, нет храмов, посвященных мученикам Сергию и Вакху . В свое время, однако, им был посвящен храм села Кузьмичи Смоленской области, который теперь освящен в честь Вознесения Господня , а мученикам Сергию и Вакху посвящен его левый придел .

День памяти в Русской православной церкви

Недоразумения

Мученика Сергия Римлянина, пострадавшего в Ресафе, именуют также Саркисом (в частности, монастырь его имени в

Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284 - 305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане.

Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.

Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.

Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Отцы и благодетели мои! - сказал он святым, - будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Святые мученики ответили, что для них жизнь - Христос, а смерть за Него - приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).

Молитвы

Тропарь мучеников Сергия и Вакха , глас 5

Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии.

Кондак мучеников Сергия и Вакха , глас 2

Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.


Изображение воспроизводится по изданию: К истокам: Раннехристианские иконы: [Книга-календарь на 2010 год]. Минск: Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano: La Casa di Matriona, 2009.

Святые Сергий и Вакх

Константинопольский мастер (?), VII век.
Киев, Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.
Из монастыря Св. Екатерины на Синае.
Энкаустика, доска; 28,5 × 42 см.

Это одна из четырех синайских икон, написанных в технике энкаустики, привезенных в середине XIX века архимандритом Порфирием Успенским. С 1940 года она находится в киевском Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. Из-за длинной горизонтальной трещины пострадали глаза святого слева и нижняя часть лица святого справа, которые были переписаны вместе с некоторыми деталями одежд в XVII веке.

Перед нами поясные изображения святых, облаченных в коричневые хитоны и белые хламиды, на шеях у них - тяжелые золотые ожерелья с негранеными драгоценными камнями, характерными атрибутами святых воинов Сергия и Вакха. Их имена читаются также в поздних надписях в верхних углах иконы. Служившие в личной охране императора Максимина Дайи (309–313), они отказались принести жертвоприношения языческим богам и подверглись мученической казни, о чем напоминают кресты в правой руке каждого святого. Очень бледные по тону лики обрамлены темными, спускающимися на лоб завитками, широко раскрытые, лишенные эмоциональности глаза устремлены на зрителя. Головы окружены ровно выписанными нимбами. Между ними помещен медальон с ликом Христа, изображенного с длинными волосами и острой бородой. По мнению Ханса Бельтинга, это ссылка на конкретную икону Спасителя.

Стилистика иконы выдержана в духе отстраненности, передаваемой благодаря фронтальному и симметричному относительно друг друга расположению святых и сосредоточенностью взглядов, устремленных вдаль. Однако, несмотря на общность типологии святых и иератизм их образов как знак духовного единства, художник сумел ввести и тонкие различия между ними, смягчившие строгость композиции и наметившие некоторые психологические нюансы: Сергий и Вакх слегка повернуты друг к другу, фигура Вакха плотнее, тело Сергия - более изнуренное и аскетичное. Сравнение с мозаиками

). Так продолжалось, пока Максимиану не донесли, что они не почитают языческих богов. Император, чтобы удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам , но они отказались, ответив, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются, после чего император приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, одеть в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Унизив их, император опять призвал Сергия и Вакха и пытался отвратить их от христианской веры , но святые были непреклонны. Тогда Максимиан приказал отослать их к правителю Сирии Антиоху, который ненавидел христиан. Антиох получил место правителя с помощью Сергия и Вакха, то есть был им лично обязан, и просил исповедников оставить христианство. Получив отказ, разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами, после чего он умер, а Сергия отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (обезглавлен).

Католический англоязычный вариант жития этих святых излагает события сходным образом, однако в этом варианте Максимиан именуется цезарем , а не императором.

Смерть мученика Сергия, согласно житию, наступила в городе, именуемом Ресафа (Димитрий Ростовский в своем житии свв. мучеников называет этот город Резафой, или Розафой). Впоследствии он был переименован в Сергиополь .

Святые мученики Сергий и Вакх претерпели кончину, по разным источникам, около 300 года , или около 303 года , или в 305 году .

Историчность

Некоторые исследователи ставят под сомнение историчность жития Сергия и Вакха, излагая следующие соображения.

Критика

Как отмечает Дэвид Вудз, история о святых рассказана в греческом тексте под названием «Страсти Сергия и Вакха». Этот текст содержит, по его мнению, множество анахронизмов и противоречий, которые затрудняют определение точного времени написания этого текста, но всё же его можно отнести к V веку н. э.

Далее, отмечает Вудз, «Страсти» наполнены не только историческим анахронизмами, но и сверхъестественным событиями. Видимо, в силу этого они признаются им ненадежным историческим источником: текст был датирован серединой пятого века нашей эры, не существует никакого свидетельства о почитании Сергия и Вакха до 425 года (спустя более 100 лет после описанной смерти этих мучеников), а поэтому существует большое сомнение в историчности их личности .

Кроме того, утверждает он, нет никаких точных доказательств того, что схолы Сергия и Вакха были использованы императором Галерием или каким либо другим императорам до Константина I . Известно, говорит он, что преследование христиан началось в армии задолго до того, как оно началось повсеместно, так что сомнителен факт, что даже тайные христиане смогли дослужиться до высоких рангов в армии. Также не существует никаких доказательств существования в то время монахов, как описано в житии: там монах находит тело Сергия на берегах Евфрата .

Итальянский историк Пио Франчи Де Кавальери утверждает на том, что «Страсти Сергия и Вакха» основаны на ранее потерянных «страстях» Ювентуса и Макиминуса - это два святых, которые были казнены при императоре Юлиане II Отступнике в 363 году . Он отмечает, что именно при Юлиане солдат христиан наказывали, одевая в женские платья всем напоказ. Дэвид Вудз также потверждает эту идею, указывая на историка Зосиму , который в своей Historia Nova описывает случай, когда Юлиан наказывает солдат-отступников именно таким способом, тем самым потверждая, что автор «Страсти Сергия и Вакха» позаимствовал материал из историй о мучениках времён скорее Юлиана, нежели Галерия.

Возможные возражения

Критика Дэвида Вудза требует подробного анализа. Тем не менее, его готовность признать «Страсти» ненадежным историческим источником из-за упоминания в них чудес вызывает серьезное недоумение: о чудесных событиях мы читаем и в житиях тех христианских святых, которые гораздо ближе к нам по времени, например Сергия Радонежского , историчность личности которого не ставили под сомнение даже в советское время. Немало чудес мы встретим и в житии Серафима Саровского , историчность бытия которого сомнений не вызывает.

Прославление

После гибели мученика Сергия в Ресафе этот город стал местом паломничества христиан, поклонявшихся мощам мученика Сергия, отчего и сам город стал называться также Сергиополем. С V века Ресафа становится резиденцией епископа . В том же веке иерапольский епископ Александр выстроил великолепную церковь в честь этих мучеников. Память святых мучеников Сергия и Вакха издревле весьма чтилась на всем востоке, и к мощам их многие совершали благочестивые путешествия .

Мощи

Мощи святых мучеников Сергия и Вакха, первоначально находившиеся в Ресафе, давно покинули этот опустевший город (в XIII веке он был оставлен жителями ). В настоящее время мощи находятся в Венеции .

Нетленные главы мучеников хранились некоторое время в Константинополе, где видели их русские паломники: инок Антоний ( г.) и Стефан Новгородец (ок. г.) .

Храмы

Храмы, посвящённые святым мученикам Сергию и Вакху, появились в различных частях Римской империи . Даже руины посвящённой им базилики в Ресафе производят немалое впечатление (см. ).

В России в настоящее время, судя по всему, нет храмов, посвящённых мученикам Сергию и Вакху . В своё время, однако, им был посвящён храм села Кузьмичи Смоленской области, который теперь освящен в честь Вознесения Господня , а мученикам Сергию и Вакху посвящён его левый придел . Во имя святых мучеников Сергия и Вакха в 1831 году был освящён престол (придел) на первом этаже ныне утраченной Троицкой церкви в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище .

День памяти в Русской православной церкви

Недоразумения

Мученика Сергия Римлянина, пострадавшего в Ресафе, именуют также Саркисом (в частности, монастырь его имени в Маалюле именуется Мар Саркис , что по-арабски означает «святой Сергий»). По этой причине его можно спутать с национальным героем Армении - святым Саркисом , пострадавшим за отказ стать огнепоклонником и принести языческие жертвоприношения во времена императора Юлиана Отступника вместе со своим сыном и 14 воинами .

Напишите отзыв о статье "Сергий и Вакх"

Примечания

  1. на сайте Православие.Ru
  2. «Жития святых святителя Дмитрия Ростовского - Четьи Минеи»
  3. The Catholic Encyclopedia
  4. . Проверено 18 марта 2013.
  5. . Проверено 18 марта 2013. .
  6. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия
  7. Словарь античности
  8. Woods, David (2000). . From . Retrieved June 25, 2009.
  9. Vedi:
  10. См. Бегство в Египет и Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга) (англ. )
  11. Церковь святых Сергия и Вакха в Константинополе (Стамбуле)
  12. // ИТАР-ТАСС
  13. Храмы России
  14. Поиск российских храмов, посвящённых Сергию и Вакху, в базе данных сайта дает единственный результат - уже упомянутый и не сохранившийся старообрядческий храм ()
  15. на сайте Православие.Ru
  16. День святого Саркиса

Библиография

  • Attwater, Donald and Catherine Rachel John. The Penguin Dictionary of Saints . 3rd edition. New York: Penguin Books, 1993. ISBN 0-14-051312-4.
  • E. Key Fowden, The Barbarian Plain: Saint Sergius between Rome and Iran , The Transformation of the Classical Heritage 28 (Berkeley, 1999).
  • D. Woods, "The Emperor Julian and the Passion of Sergius and Bacchus", Journal of Early Christian Studies 5 (1997), 335-67.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сергий и Вакх

Солнечный май живёт!
Пламенеет цветами
Даже земля могил...
Так почему ж так мало
Ты, мой сыночек, жил?
Мальчик мой ясноглазый,
Радость, надежда моя!
Не уходи, мой милый,
Не покидай меня...
Он нарёк его Александром, выбрав это имя сам, так как мама была в больнице и ему некого больше было спросить. А когда бабушка предложила помочь похоронить малыша, папа категорически отказался. Он сделал всё сам, от начала до конца, хотя я не могу даже представить, сколько горя надо было перенести, хороня своего новорождённого сына, и в то же время зная, что в больнице умирает его горячо любимая жена... Но папа это всё перенёс без единого слова упрёка кому-либо, только единственное, о чём он молился, это чтобы вернулась к нему его любимая Аннушка, пока этот страшный удар не подкосил её окончательно, и пока на её измученный мозг не опустилась ночь...
И вот мама вернулась, а он был совершенно бессилен чем-то ей помочь, и совершенно не знал, как же её вывести из этого жуткого, «мёртвого» состояния...
Смерть маленького Александра глубоко потрясла всю семью Серёгиных. Казалось, никогда не вернётся в этот грустный дом солнечный свет, и никогда не будет звучать больше смех... Мама всё ещё была «убитой». И хотя её молодое тело, подчиняясь законам природы, начинало всё больше и больше крепнуть, её раненая душа, несмотря на все старания папы, как улетевшая птица, всё ещё была далеко и, глубоко окунувшись в океан боли, не спешила оттуда вернуться...

Но вскоре, через каких-то шесть месяцев, к ним пришла добрая новость – мама снова была беременна... Папа вначале перепугался, но видя, что мама вдруг очень быстро начала оживать, решился идти на риск, и теперь уже все с большим нетерпением ждали второго ребёнка... На этот раз они были очень осторожны, и пытались всячески уберечь маму от любых нежелательных случайностей. Но, к сожалению, беде, видимо по какой-то причине, полюбилась эта гостеприимная дверь... И она постучалась опять...
С перепугу, зная печальную историю первой маминой беременности, и боясь, как бы опять что-то не пошло «не так», врачи решили делать «кесарево сечение» ещё до того, как начнутся схватки (!). И видимо сделали это слишком рано... Так или иначе, родилась девочка, которую назвали Марианной. Но прожить ей, к сожалению, удалось тоже очень недолго – через три дня эта хрупкая, чуть распустившаяся жизнь, по никому не известным причинам, прервалась...
Создавалось жуткое впечатление, что кому-то очень не хочется, чтобы мама родила вообще... И хотя по своей природе и по генетике она была сильной и абсолютно пригодной для деторождения женщиной, она уже боялась даже подумать о повторении такой жестокой попытки когда-то вообще...
Но человек – существо, на удивление, сильное, и способно вынести намного больше, чем он сам когда-либо мог бы себе представить... Ну, а боль, даже самая страшная, (если она сразу не разрывает сердце) когда-то видимо притупляется, вытесняемая, вечно живущей в каждом из нас, надеждой. Вот поэтому, ровно через год, очень легко и без каких-либо осложнений, ранним декабрьским утром у семьи Серёгиных родилась ещё одна дочь, и этой счастливой дочерью оказалась я... Но... и это появление на свет наверняка кончилось бы не так счастливо, если бы всё и дальше происходило по заранее подготовленному плану наших «сердобольных» врачей... Холодным декабрьским утром маму отвезли в больницу, ещё до того, как у неё начались схватки, чтобы, опять же, «быть уверенными», что «ничего плохого» не произойдёт (!!!)... Дико нервничавший от «плохих предчувствий» папа, метался туда-сюда по длинному больничному коридору, не в состоянии успокоиться, так как знал, что, по их общему договору, мама делала такую попытку в последний раз и, если с ребёнком что-то случится и на этот раз – значит, им никогда не суждено будет увидеть своих детей... Решение было тяжёлое, но папа предпочитал видеть, если не детей, то хотя бы свою любимую «звёздочку» живой, а не похоронить сразу всю свою семью, даже по-настоящему ещё не поняв, что же такое по-настоящему означает – его семья...
К папиному большому сожалению, маму опять же пришёл проверять доктор Ингелявичус, который всё ещё оставался там главным хирургом, и избежать его «высокого» внимания было очень и очень сложно... «Внимательно» осмотрев маму, Ингелявичус заявил, что придёт завтра в 6 часов утра, делать маме очередное «кесарево сечение», на что у бедного папы чуть не случился сердечный удар...
Но около пяти часов утра к маме явилась очень приятная молодая акушерка и, к большому маминому удивлению, весело сказала:
– А ну, давайте-ка готовиться, сейчас будем рожать!
Когда перепуганная мама спросила – а как же доктор? Женщина, спокойно посмотрев ей в глаза, ласково ответила, что по её мнению, маме уже давно пора рожать живых (!) детей... И начала мягко и осторожно массировать маме живот, как бы понемножку готовя её к «скорому и счастливому» деторождению... И вот, с лёгкой руки этой чудесной незнакомой акушерки, около шести часов утра, у мамы легко и быстро родился её первый живой ребёнок, которым, на своё счастье, и оказалась я.
– А ну, посмотри-ка на эту куколку, мама! – весело воскликнула акушерка, принося маме уже умытый и чистенький, маленький кричащий сверток. А мама, увидев впервые свою, живую и здоровую, маленькую дочь... от радости потеряла сознание...

Когда ровно в шесть часов утра доктор Ингелявичус вошёл в палату, перед его глазами предстала чудесная картинка – на кровати лежала очень счастливая пара – это была моя мама и я, её живая новорожденная дочурка... Но вместо того, чтобы порадоваться за такой неожиданный счастливый конец, доктор почему-то пришёл в настоящее бешенство и, не сказав ни слова, выскочил из палаты...
Мы так никогда и не узнали, что по-настоящему происходило со всеми «трагично-необычными» родами моей бедной, настрадавшейся мамы. Но одно было ясно наверняка – кому-то очень не хотелось, чтобы хоть один мамин ребёнок появился живым на этот свет. Но видимо тот, кто так бережно и надёжно оберегал меня всю мою дальнейшую жизнь, на этот раз решил не допустить гибели ребёнка Серёгиных, каким-то образом зная, что в этой семье он наверняка окажется последним...
Вот так, «с препятствиями», началась когда-то моя удивительная и необычная жизнь, появление которой, ещё до моего рождения, готовила мне, уже тогда достаточно сложная и непредсказуемая, судьба....
А может, это был кто-то, кто тогда уже знал, что моя жизнь кому-то и для чего-то будет нужна, и кто-то очень постарался, чтобы я всё-таки родилась на этой земле, вопреки всем создаваемым «тяжёлым препятствиям»...

Время шло. На дворе уже полностью властвовала моя десятая зима, покрывшая всё вокруг белоснежным пушистым покровом, как бы желая показать, что полноправной хозяйкой на данный момент является здесь она.
Всё больше и больше людей заходило в магазины, чтобы заранее запастись Новогодними подарками, и даже в воздухе уже «пахло» праздником.
Приближались два моих самых любимых дня – день моего рождения и Новый Год, между которыми была всего лишь двухнедельная разница, что позволяло мне полностью насладиться их «празднованием», без какого-либо большого перерыва...
Я целыми днями крутилась «в разведке» возле бабушки, пытаясь разузнать, что же получу на свой «особый» день в этом году?.. Но бабушка почему-то не поддавалась, хотя раньше мне никогда не составляло большого труда «растопить» её молчание ещё до своего дня рождения и узнать какой такой «приятности» я могу ожидать. Но в этом году, почему-то, на все мои «безнадёжные» попытки, бабушка только загадочно улыбалась и отвечала, что это «сюрприз», и что она совершенно уверена, что он мне очень понравится. Так что, как бы я ни старалась, она держалась стойко и ни на какие провокации не поддавалась. Деваться было некуда – приходилось ждать...
Поэтому, чтобы хоть чем-то себя занять и не думать о подарках, я начала составлять «праздничное меню», которое бабушка в этом году разрешила мне выбирать по своему усмотрению. Но, надо честно сказать, это не была самая лёгкая задача, так как бабушка могла делать настоящие кулинарные чудеса и выбрать из такого «изобилия» было не так-то просто, а уж, тем более – поймать бабушку на чём-то невыполнимом, было вообще делом почти что безнадёжным. Даже самым привередливым гурманам, думаю, нашлось бы, чем у неё полакомиться!.. А мне очень хотелось, чтобы на этот раз у нас «пахло» чем-то совершенно особенным, так как это был мой первый «серьёзный» день рождения и мне впервые разрешалось приглашать так много гостей. Бабушка очень серьёзно ко всему этому отнеслась, и мы сидели с ней около часа, обсуждая, что бы такое особенное она могла бы для меня «наворожить». Сейчас, конечно же, я понимаю, что она просто хотела сделать мне приятное и показать, что то, что важно для меня – точно так же важно и для неё. Это всегда было очень приятно и помогало мне чувствовать себя нужной и в какой-то степени даже «значительной», как если бы я была взрослым, зрелым человеком, который для неё достаточно много значил. Думаю, это очень важно для каждого из нас (детей), чтобы кто-то в нас по-настоящему верил, так как все мы нуждаемся в поддержании нашей уверенности в себе в это хрупкое и сильно «колеблющееся» время детского созревания, которое и так почти всегда являет собой бурный комплекс неполноценности и крайнего риска во всём, что мы пытаемся пробовать, пытаясь доказать свою человеческую ценность. Бабушка это прекрасно понимала, и её дружеское отношение всегда помогало мне без боязни продолжать мои «сумасшедшие» поиски себя в любых попадавшихся жизненных обстоятельствах.
Наконец-то закончив составлять вместе с бабушкой свой «деньрожденческий стол», я отправилась на поиски папы, у которого был выходной день и который (я почти была в этом уверена) находился где-то в «своём углу», за своим любимым занятием...
Как я и думала, уютно устроившись на диване, папа спокойно читал какую-то очень старую книгу, одну из тех, которых брать мне пока ещё не разрешалось, и до которых, как я понимала, я пока что ещё не доросла. Серый кот Гришка, свернувшись тёплым калачиком у папы на коленях, от избытка переполнявших его чувств довольно жмурился, вдохновенно мурлыча за целый «кошачий оркестр»... Я подсела к папе на краешек дивана, как делала очень часто, и тихонечко стала наблюдать за выражением его лица... Он был где-то далеко, в мире своих дум и грёз, следуя за ниточкой, которую, видимо очень увлечённо плёл автор, и в то же время, наверняка уже расставлял получаемую информацию по полочкам своего «логического мышления», чтобы потом пропустить через своё понимание и восприятие, и уже готовенькую отправить в свой огромный «мысленный архив»...
– Ну и что же мы там имеем? – потрепав меня по голове, тихо спросил папа.
– А наша учительница сегодня сказала, что никакой души вовсе нет, а все разговоры о ней – это просто выдумки священников, чтобы «подорвать счастливую психику советского человека»... Почему они лгут нам, пап? – на одном дыхании выпалила я.
– Потому, что весь этот мир, в котором мы здесь живём, построен именно на лжи... – очень спокойно ответил отец. – Даже слово – ДУША – понемногу уходит из оборота. Вернее – его «уходят»... Смотри вот, раньше говорили: душещипательный, душа в душу, душегрейка, душераздирающий, душевный, открыть душу, и т.д. А теперь это заменяется – болезненный, дружно, телогрейка, отзывчивый, потребность... Скоро в русском языке совсем души не останется... Да и сам язык стал другой – скупой, безликий, мёртвый... Знаю, ты не заметила, Светленькая, – ласково улыбнулся папа. – Но это только потому, что ты уже родилась с ним таким, каким он является сегодня... А раньше он был необычайно ярким, красивым, богатым!.. По-настоящему душевным... Теперь уже и писать иногда не хочется, – папа на несколько секунд умолк, думая о чём-то своём и тут же возмущённо добавил. – Как я могу выразить своё «я», если мне присылают список (!), какие слова можно употреблять, а какие являются «пережитком буржуазного строя»... Дикость...
– Тогда, что – лучше учиться самому, чем ходить в школу? – озадачено спросила я.
– Нет, мой маленький человек, в школу идти нужно. – И не дав мне возможности возразить, продолжил. – В школе тебе дают «зёрна» твоего фундамента – математику, физику, химию биологию, и т.д., которым дома тебя учить у меня просто не нашлось бы времени. А без этих «зёрен», к сожалению, ты не сможешь вырастить свой «умственный урожай»... – папа улыбнулся. – Только сперва ты обязательно должна будешь эти «зёрнышки» хорошенько «просеять» от шелухи и гнилых семян... А какой уж потом получится твой «урожай» – будет зависеть только от тебя самой... Жизнь сложная штука, видишь ли... И не так-то просто иногда бывает держаться на поверхности... не уходя на дно. Но деваться-то некуда, правда же? – папа опять потрепал меня по голове, он был почему-то грустным... – Вот и думай – быть ли одной из тех, кому говорят, как тебе надо жить или быть одной из тех, которые сами думают и ищут свой путь... Правда, за это бьют по головушке весьма основательно, но зато, ты всегда будешь носить её гордо поднятой. Вот и думай хорошенько, перед тем как решишь, что тебе больше нравится...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: