Мастер-класс "формирование ууд в начальной школе". Презентация "Формирование УУД в начальной школе" по педагогике – проект, доклад Ууд на уроках в начальной школе презентация

  1. 1. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях введения ФГОС Директор ГБОУ НОШ № 611 СПб Крикунова Н.Г.
  2. 2. «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».
  3. 3. Актуальность Запросы современного информационного общества Концепция модернизации российского образования Федеральный Государственный образовательный стандарт Формирование универсальных учебных действий (УУД)
  4. 4. «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».
  5. 5. совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Понятие УУД умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  6. 6. 1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
  7. 7. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Универсальный характер УУД носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  8. 8. Требования к результатам образования Выпускник начальной школы Требования к результатам образования Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
  9. 9. Базовый уровень развития метапредметных УУД в начальной школе
  10. 10. Виды УУД
  11. 11. Личностные УУД внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка.
  12. 12. Регулятивные УУД целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
  13. 13. Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
  14. 14. 5 УУД 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
  15. 15. Методические темы школы 2010/2011 уч.г.: «Использование современных образовательных технологий как путь саморазвития педагогов и образования учащихся в условиях перехода к новым образовательным стандартам». 2011/2012 уч.г.: «Повышение качества образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя в условиях модернизации образования». 2012/2013 уч.г.: «Формирование ключевых компетенций обучающихся и профессиональных компетенций педагога, как средство повышения качества образования в условиях реализации новых образовательных стандартов». 2013/2014 уч.г.: «Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта». 2014/2015 уч.г.: «Комплексное использование современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса как условие достижения нового качества образовательных услуг в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта».
  16. 16. Тематика заседаний МО 2012/2013 уч.г.: Применение современных педагогических технологий для реализации основных направлений ФГОС. Компетентностный подход к обучению – основа современных образовательных технологий. Проблемы формирования у обучающихся навыков самоанализа и самоконтроля. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Индивидуальная работа как одно из основных условий достижения личностного роста учащихся. Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся. Работа воспитателя ГПД по формированию гражданской компетентности учащихся. Универсальныеучебные действия – необходимое условие успешности обучения. Развитие ассоциативного мышления школьников на уроках чтения как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенций. Развитие критического мышления на уроках математики как средство интеллектуального развития младших школьников. 2013/2014 уч.г.: Методика мониторинга качества и уровня сформированности ключевых компетенций у обучающихся Обеспечение компетентностного подхода к контролю и оценке знаний обучающихся Развитие ассоциативного мышления школьников на уроках лит. чтения как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенций. Формирование УУД средствами УМК «Школа России». Методы и приёмы формирования УУД на уроках математики. Компетентностный подход в оценке уровня достижения обучающихся. Ключевые компетенции – предмет современной системы оценки и контроля результатов обучения. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетенций и социального опыта обучающихся. Формирование ключевых компетентностей младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности. Компетентностный урок, его критерии и самоанализ.
  17. 17. Тематика педагогических советов 2010/2011 уч.г.: Инновационная деятельность педагога как средство личностно-ориентированного подхода и повышения качества образования. Воспитательная функция школы в современных условиях образования. Современный учитель: ИКТ-компетентность, профессиональное мастерство. 2011/2012 уч.г.: Личностный рост обучающихся как цель и результат педагогического процесса. Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося. Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности. 2012/2013 уч.г.: Мониторинг требований, качества работы учителя, результативности деятельности обучающихся условиях новых ФГОС. Духовно-нравственное развитие младших школьников как одно из направлений учебно- воспитательного процесса в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Оценка качества образовательного процесса и образовательных результатов в условиях новых ФГОС. 2013/2014 уч.г.: Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока. Реализация компетентностного подхода в начальной школе как условие повышения качества образования. Новые подходы к организации воспитательной работы при формировании ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.
  18. 18. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
  19. 19. Базовые образовательные технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  20. 20. Образовательная программа начального общего образования Программа формирования УУД
  21. 21. Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?
  22. 22. Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А. Г. Асмолов и др. М.: 2010; Диагностика СПб АППО; Журнал «Управление начальной школой» №5, 2013г.
  23. 23. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Задачи мониторинга: 1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; 5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; 6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. Мониторинг УУД
  24. 28. Методы мониторинговых исследований: анкетирование; тестирование; сбор информации; интервьюирование (собеседование, устный опрос); педагогическое наблюдение; педагогический анализ; психологическая диагностика и др. Средства мониторинга: анкеты для родителей и педагогов; карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности; входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы и диагностические работы; административные контрольные работы и тесты; компетентностные задания; социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры; оценочные карты; портфолио ученика Мониторинг УУД
  25. 29. Портрет выпускника начальной школы любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
  26. 30. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
  27. 31. «Стандарты второго поколения невозможны без учителя Второго поколения…» А.Кондаков
  28. 32. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет...» У.Уорд
  29. 33. Спасибо за внимание!

Семинар-практикум: « Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО»


Цель семинара: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД .


Задачи: . Раскрытие и осмысление понятия « универсальные учебные действия »

Рассмотрение видов УУД, их содержания, требований к результатам сформированности

Знакомство с приемами, помогающими формировать УУД


СЯ – учить СЕБЯ.

  • В чем состоит главная задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учить СЯ – учить СЕБЯ.
  • В чем состоит главная задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учить СЯ – учить СЕБЯ.

Как достичь эту цель?

Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.


в широком значении

умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса


Виды универсальных

учебных действий

(Асмолов А.Г.)

«Личностные»

действия

Регулятивные

действия

Познавательные

действия

Коммуникативные

действия


НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

ЛИЧНОСТНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща


Личностные УУД

Действия

самоопределения

действия

смыслообразования

Мониторинг результатов эксперимента (по Чечель И.Д.)

действия

нравственно-этического

оценивания


Личностные универсальные действия

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.


логические, включая

знаково-символические

действия

обще-

учебные, включая

специально-предметные

действия

Познавательные УУД

постановка

и решение

проблем


Познавательные действия

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования;

моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.


Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Волевая

саморегуляция

Контроль

Коррекция

Оценка


Регулятивные действия

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения


Коммуникативные УУД

Постановка

вопросов

Планирование

учебного

сотрудничества

Лидерство и

согласование

действий с

партнером

Построение

речевых

высказываний


Коммуникативные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение

слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Направленность учебных предметов на развитие УУД

Смысловые акценты УУД

личностные

Русский язык

Литературное чтение

регулятивные

жизненное самоопределение

Математика

познавательные общеучебные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.)

смыслообразование

Окружающий мир

моделирование (перевод устной речи в письменную)

познавательные логические

нравственно-этическая ориентация

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

коммуникатив-ные

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов

широкий спектр источников информации

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия


Внеурочная

Внешкольная


Вывод

  • Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий .
  • УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
  • Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности , включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться .
  • В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Русский язык

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

В русском языке существуют омонимы слова ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?


Окружающий мир

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Познавательные УУД

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

Коммуникативные УУД

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.


Литературное чтение

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

Познавательные УУД

Как нужно было ухаживать за репкой?

Коммуникативные УУД

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.


Изобразительное искусство

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Какой цвет является твоим любимым и почему?

Познавательные УУД

В какой последовательности будет выполнен портрет?

Коммуникативные УУД

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.


Педагогические приёмы

Приемы педагогической техники

Личностные

Результаты развития УУД

Задание массивом.

Выход за пределы.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Театрализация.

Идеальное задание.

Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование


Регулятивные

Приемы педагогической техники

Результаты развития УУД

. « Лист защиты»

Обсуждаем домашнее задание

Вход в урок

Идеальный опрос

Отсроченная реакция

Вопрос к тексту

Лови ошибку Повторяем с контролем

Знакомьтесь с критериями

Показательный ответ

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном


Познавательные

Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет“ говорите. Опрос "по цепочке". Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блицконтрольная

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)


Приемы педагогической техники

Коммуникативные

Взаимоопрос

Организация работы в группах

"Да" и "Нет" говорите.

Советуйтесь

Результаты развития УУД

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации



Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.


«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно» А. Дистервег


Спасибо за работу !

Слайд 1

Разработчик: Бурдакова Наталья Николаевна

Слайд 2

Формирование УУД на современном уроке

Слайд 3

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход
Формирование универсальных учебных действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

Слайд 4

Универсальные учебные действия (УУД)
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операционных характеристик Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Слайд 5

Виды универсальных учебных действий
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Вывод

Слайд 11

Три постулата современного урока
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины 2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры 3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысший ценностью, выступая в роли цели и никогда в роли средства

Слайд 12

Пять организационных правил современного урока
1. Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия; 2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого; 3. Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо; 4. Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития; 5. Авансировать успех деятельности детей на уроке;

Слайд 13



Слайд 14

Требования к структуре современного урока
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме; 2. Определить тип урока, придумать и обосновать его структуру; 3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками; 4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала; 5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся; 6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала; 7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

Слайд 15

Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Обеспечивают возможности: сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в сотрудничестве партнёра и самого себя: уметь эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, вести диалог, искать решения; оказывать поддержку друг другу
Обеспечивают: ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Вижайкина В.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6

Слайд 2

Задания, направленные на формирование личностных УУД Анализ произведений М.М. Пришвин «Ребята и утята» - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утку? А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому? Смогли ли ребята понять свой поступок?

Слайд 3

Задания, направленные на формирование личностных УУД Это слово древнерусское, имело значение "красивый" или "чистый", известно с XI века. Существует несколько версий относительно происхождения данного слова. Согласно одной из них, слово образовалось на базе общеславянского корня "чистый", "убранный". Согласно другой – оно было заимствовано из языков жителей Кавказа. В современном языке слово употребляется в значении «то, что не приносит вреда, то, что внушает доверие».

Слайд 4

Задания, направленные на формирование регулятивных УУД Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении) Смайлики весёлый – я доволен собой (справился с заданием); простой – мне было трудно, но я справился; грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Слайд 5

«Собери мячи» Собери мячи в две корзинки. В одну корзинку – со словами, отвечающими на вопрос «что?», а в другую -остальные. На какой вопрос они отвечают? Сформулируйте тему урока. Что? ? пись-мо кор- муш- ка воз ле- тать пи- сать лёт- чик ри- со- вить во- зять ко- са ко- сить ри- су- нок кор- мить Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 6

Группировка Русский язык. Тема "Мягкий знак в именах существительных после шипящих» Даны слова: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Разделите их на группы. Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 7

Задания, направленные на формирование регулятивных УУД «Ищу ошибки» Задание: исправь ошибки в предложениях. Шмель летит и жужжыт. У мамы красивая брош. Дети соглашались с учителем и кивали руками. На полке лежали замочик и ключик.

Слайд 8

«Прогнозирование» Ребятам предлагается название текста, если необходимо – ключевые слова, иллюстрации. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 9

Задания, направленные на формирование познавательных УУД Использование знаково-символических средств Уроки окружающего мира 1) Тема «Какой бывает транспорт?» Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Тема «Охрана природы» Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы. 3) Решение кроссвордов.

Слайд 10

Задания, направленные на формирование познавательных УУД «Блицтурнир» На доске даны схемы к задачам. Найдите к каждой задаче соответствующую схему. а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти? б) Автобус ехал 2ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус? в) Самолёт пролетел за 2ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

Слайд 11

Создание проблемных ситуаций Окружающий мир. Тема: «Комнатные растения». - Почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживойприроде зимой, комнатные растения по-прежнему остаются зелеными, а некоторые из них даже цветут? Задания, направленные на формирование познавательных УУД

Слайд 12

Задания, направленные на формирование познавательных УУД Работа с таблицами Задача: Толя спросил у шести своих друзей, какие они любят фрукты– яблоки, груши или мандарины. Полученные результаты он представил в следующей таблице: Используй данные таблицы для ответа на вопросы и выполнения заданий: а) Какие фрукты любит Равиль? Ответ: ________________ б) Запиши имена ребят, которые любят яблоки. Ответ: ________________ в) Запиши имена ребят, которые любят и груши, и мандарины. Ответ: ________________ д

Слайд 13

Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД Речевые упражнения «Придумай продолжение текста» В летний солнечный день мы купались в реке. Потом мы вышли из воды, чтобы немного обсохнуть. Вдруг раздался крик ребят. Мы обернулись. Из воды вышел Водяной. Мы все испугались и побежали. Водяной крикнул нам: «…». Я сидел(а) дома и делал(а) уроки. Вдруг с книжной полки кто-то позвал меня. Когда я подошёл(шла) к полке, то увидел(а), что это был…

Слайд 14

«Фантастическая добавка» Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД

Слайд 15

Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД Сюжетные игры Окружающий мир. Тема «Полезные ископаемые» - Вы сегодня на уроке будете выступать в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Вам нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

ЛУУД- это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это: - положительное отношение к учению, -готовность преодолевать школьные затруднения, -интерес к изучаемым предметам, -стремление к соблюдению морально- этических норм, к пониманию других людей, -осознание ответственности за себя и свои действия, -этические чувства. Что же понимается под личностными универсальными действиями?


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:


Действия самоопределения Действия смыслообразования Действия нравственно- этического оценивания 1.Личностное (самопознание, самооценка, идентичность) 2.Профессиональное 3.Жизненное 1.Положительные нравственные качества; 2.Адекватное оценивание чужих поступков 1.Сформированная учебная мотивация 2.Осознанность учения и личная ответственность 3.Адекватное реагирование на трудности Личностные универсальные учебные действия


Самопознание и самоопределение 1.Формирование основ гражданской идентичности личности -формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; - формирование основ гражданской идентичности личности, - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; 2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно- преобразующей деятельности человека - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия.


Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). Для определения уровня самооценки (когнитивный компонент) можно предложить методику « Кто Я? » (регулятивный компонент) методику « Хороший ученик ». Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха.


Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе -развития познавательных интересов, учебных мотивов; - формирования мотивов достижения и социального признания; - мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Смыслообразование




Ценностно- нравственная ориентация формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности) выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; - формирование моральной самооценки;


Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


ЛУУД нравственно-этической направленности обеспечивают развитие таких качеств личности, как: -способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами; - способность оценивать свое поведение и поступки; - понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; -нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; -установки на здоровый и безопасный образ жизни.








Приёмы, используемые для формирования личностных универсальных учебных действий «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом» Мини - исследование «Цветы Любви» (- Беседа «Что такое любовь?» -Чтение «Сказки о ветре» -Игра «Фея Любви» -Беседа о сердце -Практическая работа: Рисунок «Цветы любви» -Выставка работ) Волшебная радуга Игра «Красный, желтый, голубой». Игра «Дары радуги» Составление рассказа о себе «Я – старательный ученик».


Использование таких приёмов в процессе проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как: адекватная самооценка; испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе; формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.


Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы: внутренняя позиция школьника; широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: