Первый слайд презентации: Франция во второй половине XX века. Франция во второй половине XIX – начале XX вв Задание на закрепление

1. Последствия Второй мировой войны для Франции.

2. Четвёртая республика.

3. Франция в годы Пятой республики.

1. Три взаимосвязанных этапа определяют историю послевоенного развития Франции. Первый период (1944-1946 гг.) - это вре­менный режим, при котором было сформировано Временное правительство, разработана новая послевоенная конституция, началось восстановление экономики; второй (с декабря 1946 по 1958 г.) - время Четвертой республики; третий - после принятия новой Конституции 1958 г. продолжается период Пятой республики.

Послевоенное положение Франции и временный режим. Вторая мировая война глубоко потрясла всю политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существо­вавшая с 1875 г., была ликвидирована; 10% производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад ее колониальной империи.

К концу войны сложилась новая политическая расстановка сил. С 30 августа 1944 г. во Франции действовало Временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения “Свободная Франция”. Движение Сопротивления оказало большое влияние на формирование партийно-политической системы и на характер новой конституции. Политические партии, скомпро­метировавшие себя соглашательской политикой и сотрудничеством с немецкими оккупантами, были распущены. В правительство вошли представители политических партий, принимавших участие в Сопротивлении: коммунисты, социалисты, католики и др.

Временное правительство провело ряд социально-экономических реформ. Оно повысило заработную плату, пенсии, пособия многодетным семьям. Руководители вишистского правительства Лаваль и Петен были приговорены к смертной казни (для Петена она была заменена пожизненным заключением). Национализация угольных шахт, автомобильных заводов “Рено” и других пред­приятий была одним из первых крупных мероприятий в сфере промышленности.

Во внутриполитической жизни Франции остро стоял вопрос о государственном устройстве. В результате противоречий с большин­ством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф. Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Ж. Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.

2. Четвертая республика (1946-1958 гг.). Экономический подъем. В соответствии с конституцией, Франция провозглашалась парламентской республикой. В конституции были записаны де­мократические и социальные права трудящихся: на труд, отдых, образование, государственную помощь в случае нетрудоспособности, на создание профсоюзных объединений, на стачки; равноправие женщин; пропорциональную систему выборов.

Центральное место в структуре государственной власти при­надлежало парламенту, состоявшему из двух палат - Нацио­нального собрания и сената (Совет республики). Глава государства избирался на семь лет обеими палатами. 10 ноября 1946 г. во Франции прошли выборы в Национальное собрание.

Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промыш­ленность. Это позволило ускорить темпы ее развития. В1948 г. объем промышленного производства во Франции превысил довоенный уро­вень. В сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.

Отличительной особенностью восстановления народного хозяйства страны стало программирование экономики, В 1947 г. прави­тельство одобрило “план модернизации и реконструкции”. Методы государственного регулирования включали в себя также предостав­ление крупным частным предприятиям государственных кредитов, налоговых льгот, крупных подрядов, иностранной валюты и т.д.

В международных отношениях конституция предусматривала отказ от захватнических войн, от политики насильственной колонизации. Вместе со своими колониями Франция составила Французский союз, население которого формально получало равные права и обязанности.

Летом 1948 г. Франция присоединилась к “Плану Маршалла” и заключила ряд экономических, политических и военных соглашений с США. Франция вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации Западной Германии. 9 мая 1950 г. Р. Шуман, министр иностранных дел, выступил с идеей объединения производства угля и стали стран Западной Европы (“План Шумана”). В апреле 1951 г. шесть стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) заключили договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

В 1952 г. Франция инициировала подписание договора о Евро­пейском оборонительном сообществе. По вопросу его ратификации в стране развернулась острая борьба. Национальное собрание отвергло договор о Европейском оборонительном сообществе.

Однако политическая неустойчивость правительств Четвертой республики сдерживала экономический рост страны -за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. В 50-х годах обострились социаль­ные конфликты. Другой причиной кризисных явлений республики были колониальные войны, которые вела Франция во Вьетнаме (1946-1954 гг.) и в Алжире (с 1954 г.).

Правительство Республиканского фронта во главе с социалистом Ги Молле признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжало войну в Алжире. В апреле 1958 г. во Франции разразился очередной политический кризис. Военные и ультра­колониалисты подняли мятеж. Цель мятежников состояла в том, чтобы создать режим военной диктатуры.

После скоротечных переговоров руководства республики с генералом де Голлем был вынесен вопрос о предоставлении бывшему лидеру особых полномочий по формированию “правитель­ства национального спасения”. 1 июня 1958 г. де Голль был утвержден главой правительства с чрезвычайными полномочиями. 2 июня де Голль распустил Национальное собрание. Эти события положили конец Четвертой республике во Франции.

3. Пятая республика и период президентства Шарля де Голля (1958 - 1969 гг.). Выступивший вновь в роли спасителя нации де Голль сосредоточил внимание на выработке новой конституции, которая ограничила бы права парламента и усилила президентскую власть. Референдум, проведенный в сентябре 1958 г., одобрил новую конституцию, которая сформировала во Франции смешанный, президентско-парламентский режим.

Сторонники де Голля создали 1 октября 1958 г. новую поли­тическую партию- “Союз в защиту новой республики” (ЮНР).

Выборы в Национальное собрание проводились по мажоритарной системе в два тура в острой политической борьбе. В результате выборов деголлевская партия ЮНР получила большинство депу­татских мест в парламенте, а в декабре 1958 г. де Гол ль был избран президентом республики.

Президент, избираемый на семь лет, получал широкие полно­мочия в сфере внутренней и внешней политики: ему принадлежали функции главы государства, верховного главнокомандующего. Он назначал премьер-министра и министров, утверждал законы, принимаемые парламентом. Он мог объявить чрезвычайное положение. Законодательная компетенция французского парламента оказалась ограниченной. Президент мог распустить Национальное собрание, но само Собрание не могло контролировать президента. Во Франции установилась президентская республика.

Французский союз был преобразован в сообщество. В 1960 г. большая часть французских колоний в Африке стали независимыми и образовали 14 самостоятельных государств. Благодаря гибкой политике Франция сохранила в этих регионах значительное политическое и экономическое влияние.

В марте 1962 г. в Эвиане были подписаны соглашения о прекращении огня, о предоставлении Алжиру независимости.

В 60-х годах во Франции были проведены глубокая структурная перестройка экономики, технологическая модернизация. Одной из эффективных форм стали “большие проекты”, в которых участвовал также иностранный капитал. Научно-техническая революция вела к широкому внедрению конвейерного производства, автоматизации, электронно-вычислительных машин. Значительное развитие получили новые отрасли - атомная и ракетная промышленность. Росло и производство товаров массового потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин).

Сельское хозяйство было значительно модернизировано. Его структура кардинально изменилась. Оно превратилось в совре­менное товарное фермерское производство, тесно интегрированное с перерабатывающей промышленностью. Франция превратилась в крупнейшего экспортера продовольствия в Западной Европе.

Важнейшими акциями во внешней политике были выход Франции из военной организации НАТО, вывод американских баз с территории страны. Де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме. Были улучшены отношения с СССР и принята важная декларация об установлении атмосферы разрядки между Востоком и Западом. Вместе с тем Франция создала свою ядерно-ракетную триаду.

”Красный май” (1968 г.) и отставка де Голля. Несмотря на успехи деголлевского режима, внутреннее положение во Франции в конце 60-х годов становилось все более напряженным. В ходе парламентских выборов 1967 г. заметно активизировались левацкие группировки, получившие название “тошисты” (от франц. “гош” - левый).

В мае-июне 1968 г. политический кризис в стране вылился в острые столкновения в обществе. Начало событиям положили студенческие выступления за демократизацию системы высшего образования и проведение коренных изменений в государственном и общественном строе страны. 3 мая полиция разогнала студенческий митинг во дворе Сорбоннского университета. Многие студенты были избиты, ранены и арестованы. Эти события взвол­новали всю страну. Сотни тысяч парижан вышли на демонстрации протеста против голлистского режима.

Рабочие, поддержав студентов, вели борьбу за назревшие эко­номические и социальные требования. Во всеобщей забастовке приняли участие около 10 млн. человек. Фермеры выступили за снижение налогов и защиту от конкурентов из стран “Общего рынка”.

Результатом этих выступлений стали серьезные уступки со стороны правительства и предпринимателей: на 13-15% была повышена заработная плата. Правительство обещало восстановить 40-часовую рабочую неделю без снижения зарплаты. Рабочим гарантировалось соблюдение профсоюзных свобод на предприятиях, студентам - улучшение системы образования.

События во Франции имели международный отклик. Всплеск недовольства и студенческие волнения прокатились в европейских странах и США.

Несмотря на победу на выборах, с целью ослабить социальные конфликты и направить их в русло компромиссов и социального партнерства де Голль решил провести ряд реформ. 27 апреля 1969 г. в стране был проведен референдум по законопроекту о новом региональном делении Франции и реформе сената. Предполагалось вместо традиционных департаментов учредить районы с представительными “профессиональными группами” и исполнительной властью во главе с назначаемыми префектами. Итоги референдума оказались неблагоприятными для де Голля: 52,41% его участников ответили “нет”. В тот же день генерал де Голль заявил о своем уходе с поста президента.

Франция в 70-х годах. Перегруппировка партийно-поли­тических сил. На выборах, состоявшихся в июне 1969 г., пре­зидентом был избран Жорж Помпиду(1969-1974гг.). Он заявил о продолжении курса де Голля, обозначив его как “преемственность и диалог”. Одновременно он начал поиск компромисса с правой оппозицией. В состав правительства был введен лидер “независимых республиканцев” В. Жискар д’Эстен.

Внутри страны Помпиду провозгласил политику создания “нового общества”, в котором трудящиеся смогли бы принять участие в “управлении производством”. По мере укрепления своего политического положения Помпиду начал радикальную чистку голлистского движения. В 1971 г. партия была переименована в “Союз демократов в защиту республики” (ЮДР). На руководящие посты в партии и правительстве Жорж Помпиду активно выдвигал представителей молодого поколения голлистов. Лидером этой группировки был Жак Ширак, в нем Помпиду видел своего преемника.

В преддверии парламентских выборов 1972 г. продолжалась перестройка других политических партий. Вскоре партия радика­лов и радикал-социалистов раскололась на два течения. В 1971 г. социалисты объединились, партия получила название Француз­ской социалистической партии (ФСП), лидером ее стал Ф. Митте­ран. Он пытался придать сотрудничеству с коммунистами прочный характер. Французская дипломатия добилась заключения в 1974 г. новой Атлантической хартии, усилившей принципы коллегиаль­ности в деятельности с НАТО. Были улучшены отношения с Китаем, Египтом, Ираком. В рамках новой военной доктрины Северная Африка была объявлена “сферой жизненных интересов”.

В этот период меняется социально-экономическая стратегия: произошел поворот к неолиберализму и эффективным рыночным отношениям. Обострение внутрипартийной борьбы в ЮДР сказалось на выборах в марте 1973 г. ЮДР потерял 4 млн. голосов. Впервые открыто выявился кризис голлизма. Внезапная смерть президента Ж. Помпиду в 1974 г. вновь поставила вопрос о выборе стратегии развития страны на последующие годы.

После периода организационно-политической перестройки оживилось центристское движение. Лидером нового поколения центристов-”независимых республиканцев” и ряда других мелких партий, которые получили общее название “Союз за французскую демократию” (СФД), - являлся Валери Жискар д’Эстен (1974-1981 гг.), который на состоявшихся в апреле 1974 г. пре­зидентских выборах был избран президентом. Премьер-министром стал представитель ЮДР Ж. Ширак.

Президентство В, Жискар д’Эстена совпало с периодом, когда французская экономика втягивалась в полосу глубокого кризиса, последовавшего после “нефтяного шока”. На фоне снижения деловой активности в 1975 г. была принята программа оживления экономической жизни путем поощрения потребления. На 1976- 1980 гг. был разработан седьмой пятилетний план, который предусматривал увеличение занятости, ликвидацию бюджетного дефицита и т. п.

Постголлистекая Франция. До президентских выборов в прави­тельственном и в оппозиционном лагерях произошла перегруп­пировка политических сил. В 1976 г. лидер ЮДР Ж. Ширак вышел в отставку с поста премьер-министра. ЮДР был преобразован в широкую коалицию “Объединение в поддержку респуб­лики” (ОПР). Оно провозгласило верность голлизму.

В 1981 г. “Союз за французскую демократою” выдвинул кандидатом в президенты В. Жискар д’Эстена. ОПР после острой внутренней борьбы остановилось на кандидатуре Ж. Ширака. Правительственная коалиция, таким образом, оказалась расколотой. Большие предвыборные разногласия проявились и в партиях оппозиции. Чрезвычайный съезд ФСП в январе 1981 г. выдвинул Ф. Миттерана кандидатом в президенты. Коммунисты предложили кандидатуру Ж. Марше.

Президентские и парламентские выборы 1981 г. после 23 лет правления правых партий принесли победу левым силам. Президен­том страны стал социалист Франсуа Миттеран (1981-1995гг.), абсолютное большинство мест в Национальном собрании оказа­лось также у социалистов. Правительство сформировал П. Моруа. Впервые после 1947 г. в коалиционное правительство вошли коммунисты.

Однако союз левых сил стал управлять страной в трудное время. Первостепенная задача нового правительства состояла в выводе страны из экономического кризиса. Политика Ф. Миттерана заключалась в том, чтобы в дальнейшем расширить государственное вмешательство в экономику. Выл принят закон о национализации 18 банков, двух финансовых и пяти крупнейших промышленных фирм. Кроме того, под государственный контроль были поставлены некоторые металлургические и военные компании. Были расширены социальные программы, введен государственный контроль над ценами и зарплатой.

Однако к середине 80-х годов во Франции обнаружился кризис правления левых сил. С середины 1982 г. правительство обратилось к политике жесткой экономии, которая обернулась ростом безработицы. Выросли косвенные налоги, а также налоги на личные доходы, бытовые услуги.

Возвращение к власти правых сил. На состоявшихся в марте 1986 г. выборах в Национальное собрание правые партии получили большинство и сформировали свое правительство во главе с лидером ОПР Ж. Шираком. Новое правительство сразу же заявило о своем намерении провести денационализацию ряда контролируемых государством компаний и предприятий.

В короткий срок новое правительство подготовило около 30 законопроектов, предусматривавших предоставление льгот капиталу, отмену контроля над ценами и налогов на крупные состояния, денационализацию финансовых и промышленных предприятий, приняло решение о блокировании зарплаты, сократило государственные расходы на государственные нужды, провело очередную девальвацию франка и т.п. Все это вызвало бурную реакцию протеста. В июне 1986 г. миллионы французов провели Неделю действий в защиту своих требований. По всей стране состоялись митинги, демонстрации, забастовки.

Внешнеполитическое положение Франции при Ф. Миттеране укрепилось. Активизировались отношения с США и НАТО. Миттеран поддержал размещение в Европе американских ядерных ракет средней дальности. Новая военная доктрина отражала стратегию “глобального сдерживания”. В отношении СССР официальный Париж занял жесткую позицию, требуя вывода советских войск из Афганистана, отмену военного положения в Польше, сокращения советских вооруженных сил, размещенных в Европе. Французские военные силы, как часть коалиции, вели боевые действия в войне в Персидском заливе в 1991 г.

Особое внимание Миттеран уделял вопросам европейской интеграции. Надежным партнером Ф. Миттерана стал германский лидер Г. Коль. Инициативы двух стран в области углубления экономической и политической интеграции, возобновление тесного военно-политического сотрудничества вне рамок НАТО позволили подготовить концепцию Европейского союза. В 1986 г. был подписан Единый европейский акт. Еще раньше (в 1990 г.) Миттеран поддержал объединение Германии.

Выборы в Национальное собрание, состоявшиеся в мае 1993 г., принесли триумфальный успех правым партиям, которые отказались от радикализма левых и построили свою программу на лозунгах “ответственности” и “доверия”, умеренных реформ, борьбы против социального неравенства и безработицы, преступности и терроризма.

В 1994 г. официально был открыт туннель под Ла-Маншем, соединивший Францию и Англию.

В мае 1995 г. лидер правых, мэр Парижа Жак Ширак выиграл президентские выборы. Ф. Миттеран из-за болезни не смог принять в них участие. Новое консервативное правительство Ширака, которое привело его к власти на платформе снижения высокого уровня безработицы Франции, имело поддержку значительного большинства в обеих палатах парламента.

В 1997 г. по результатам досрочных выборов в Национальное собрание победу одержал блок левых сил (социалисты, коммунисты, “зеленые”). Итак, при правом президенте было сформировано левое правительство социалиста Л. Жоспена. Взвешенный, профессио­нальный и деидеологизированный стиль действий стал отличи­тельной чертой нового кабинета. Такой курс получил название “левого реализма”.

Во всех случаях правительство избегало крайностей и предлагало конструктивные компромиссные варианты выхода из сложных ситуаций. Пресса назвала эту политику “модернизацией с человеческим лицом”. Налоговая политика позволила снизить уровень бюджетного дефицита и привести его к требованиям процедуры перехода к европейской валютной системе

Во внешней политике Ж. Ширак провел корректировку курса. Был снят мораторий на испытание ядерного оружия. Франция вернулась к политике интеграции в военную структуру НАТО. Но в конце 90-х годов Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и вернулась к европейским проектам.

В 2007 г. после истечения срока полномочий Жак Ширак ушел с поста президента. Президентом избран его коллега по партии Н. Саркози. Он намерен уладить отношения с США. В июле 2008 г. ему удалось собрать саммит 48 государств Европы и Средиземноморья, на котором решено создать их союз.

Де Голль представлял собой интеллектуала особого рода, чья жизнь про-шла в размышлениях на темы разума, власти и философии истории. Он не раз подчёркивал, что французы обладают ясностью мысли, но у них отсутствует воля к действию. По де Голлю, государство должно символизировать мораль-ные и культурные ценности . Он считал французскую цивилизацию по преиму-ществу демократической, сочетающей продолжительную историю культурного развития со свободой, указывая, что «существует многовековой пакт между величием Франции и свободой мира, следовательно, демократия неразрывным образом переплетается с наилучшим пониманием интересов Франции».

Политика голлизма

Политическую философию «голлизма» отражала конституция Пятой республики которую создал де Голль, и была принята 17,5 млн голосов против 4,5 млн.

Главной идеей «голлизма» стала идея «национального величия» Франции. Непре-менным условием достижения национального величия «голлисты» считали компромисс между основными социальными силами, представленными в обществе . Важную роль в обеспечении этого компромисса, по мнению «голлистов», играет парламентская система, сотрудничество между партиями, кото-рые отражают интересы различных сло-ёв общества. Необходимо также усиление роли главы государства — лидера нации.

В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов власть перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления включая коммунистов. С момента освобождения Франции осенью 1944 г. в стране установился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г конституции Четвертой республики.

Война и оккупация нанесли Франции тяжелый ущерб. Людские потери составили 1 млн. 130 тыс. человек. Сохранив внешние атрибуты великой державы она в экономическом и военном отношении далеко отставала от главных держав антифашистской коалиции – Англии СССР и США. В 1944 г. объем французского промышленного производства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Из-за военных потерь, голода и болезней население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недостаток топлива сырья продовольствия. Цены почти в 6 раз превысили довоенный уровень. Во французской колониальной империи быстро росло национально-освободительное движение.

Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и «освободителем Франции». Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного проводить независимую внешнюю политику и осуществлять серьезные социальные реформы. К числу таких реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственное планирование экономики, развитие системы социального страхования, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Началась чистка государственного аппарата от сторонников вишистского режима. Более 2 тыс активных вишистов во главе с руководителями правительства Виши Петеном и Лавалем были приговорены к смертной казни еще около 40 тыс – к тюремному заключению. Лаваля расстреляли, а Петену в связи с преклонным возрастом (89 лет) заменили смертную казнь пожизненным заключением. В 1951 г. Петен умер в тюрьме в возрасте 95 лет.

В 1944-1945 гг. была восстановлена 40-часовая рабочая неделя и двухнедельные оплачиваемые отпуск; принят закон о социальном страховании (пенсионный возраст с 65 лет, с целью стимуляции рождаемости были введены пособия, льготная оплата жилья для многодетных семей, матери-домохозяйки стали получать пособие), значительно расширивший и дополнивший прежнее социальное законодательство. Французская система социального страхования стала одной из лучших в мире Кассы социального страхования, финансируемые на паритетных началах предпринимателями и лицами наемного труда, выплачивали пособия в случае инвалидности или болезни, пенсии по старости, пособия по безработице, различные семейные пособия: льготная оплата жилья, для многодетных семей, для матерей-одиночек, матери-домохозяйки получали пособия. Материальное положение трудящихся улучшилось. Заработная плата, далеко отставшая от роста цен, увеличилась на 45-50%, а семейные пособия на 50-80%„ Была усилена роль государства в экономической жизни государства: национализированы банки, тяжелая промышленность.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось за укрепление связей со всеми участниками антигитлеровской коалиции. В декабре 1944 г. оно заключило с СССР договор о союзе взаимной помощи – первый договор освобожденной Франции с великой державе. В то же время Франция поддерживал тесные связи с Англией и США

Большое место во внешней политики Временного правительства занял вопрос судьбе побежденной Германии Временное правительство хотело присоединить Франции Саар, отделить от Германии Рейнскую область, настаивало на «интернационализации» Рура однако эти требования не соответствовали Потсдамским соглашениям и не встретили поддержки других великих держав победительниц.

Колониальная политика Времени правительства предусматривала ряд уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во французском парламенте

В январе 1946 г. Состоялись выборы в учредительное собрание, впервые право голосовать получили женщины и военнослужащие. Французская секция рабочего интернационализма (социалисты) получили 24 %, Компартия Франции – 26%, Народное республиканское движение – 23, 6%. Было сформировано правительство 3-х партийной коалиции, которую возглавлял Де Голль.

В результате противоречий с большинством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф.Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Жорж Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.

13 октября 1946 г. Была принята Конституция Четвертой республики Франции. Конституция 1946 г была конституцией парламентского типа. Центральная роль в системе органов государственной власти играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики.

Четвертая республика

Было гарантировано равенство в оплате женского и мужского труда

Расширена система государственной помощи безработным.

Восстанавливались 40-часовая рабочая недел,я оплачиваемые отпуска.

Оплачиваемый отпуск увеличивался до 4-х недель.

Вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ.

С 1950 г. был введен общенациональный гарантированный минимум заработной платы, изменяемый в соответствии с динамикой прожиточного минимума.

Пенсионный возраст по старости и инвалидности устанавливался с 65 лет.

Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных.

Расширены права профсоюзов.

Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми.

За 12 лет количество легковых автомобилей возросло в 6 раз, радиоприемников – в 2 раза.

Продолжительность жизни возросла до 70 лет, численность населения возросла на 5 млн и составила 40 млн. Франция вошла в 5 развитых стран.

Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во Франции разместилась штаб-квартира НАТО, и разместились американские военные базы.

Колониальная политика Четвери республики была направлена на сохраннее колониальной империи силой оружия. В течение 8 лет – с 1946 по 1954 г. – Франция вела колониальную войну во Вьетнаме. В ноябре 1954 г., когда арабское население Алжира подняло восстание против колонизаторов, Франция начала колониальную войну в Алжире. В ходе этих войн во французских правящих кругах появилась группировка «ультраколониалистов», которые стремились любой ценой подавить освободительное движение в колониях. Вместе с тем постепенно формировалась и противостоящая им политическая группировка – неоколониалисты, считавшая неизбежным пересмотр прежних методов колониальной политики. Она предлагала покончить обреченными на провал попытками военного подавления нациоиально-освободительного движения, заключить мир во Вьетнаме и предоставить политическую независимость бывшим колониям.

К концу 50-х гг. Франция стояла на пороге гражданской войны по алжирскому вопросу. Президент Коти предложил де Голлю взять власть в свои руки. 1 июня 1958 г. Премьер-министром стал Де Голль, он получил чрезвычайные полномочия и приступил к разработке конституции, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Пятая республика. Конец французской колониальной империи

Самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности, была война в Алжире. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль тем не менее не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям.

Одновременно с принятием конституции 1958 г. во всех французских колониальных владениях был проведен референдум по вопросу о том, хотят ли их жители остаться в составе «Французского сообщества» или желают выйти из него. Большинство населения Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно желает выйти из «сообщества». С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимым государством. Вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1960 г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке.

Только в Алжире все еще продолжалась война. В отличие от других французских владений там проживало многочисленное европейское население, образовавшееся в ходе более чем столетней колонизации. Из 9 млн. жителей Алжира около 1 млн. составляли европейцы, причем именно в их руках находилось управление Алжиром. Французские плантаторы промышленники торговцы владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации уверяя, что «Алжир – это Франция».

Верхушка европейского населения интересы, которой оказались бы под ударом в случае предоставления Алжиру независимости составила основу группировки ультраколониалистов, имевших прочные позиции не только в Алжире, но и во Франции. Им противостояла другая часть правящих кругов, считавшая, что война в Алжире бесперспективна и лишь затрудняет использование рабочей силы и естественных богатств Алжира, в том числе открытых там больших запасов нефти. Эту точку зрения разделял и президент де Голль.

16 сентября 1959 г. он впервые публично провозгласил, что Алжир имеет право на самоопределение. Такое заявление вызвало негодование ультраколониалистов, обвинивших де Голля в «измене», 24 января 1960 г в Алжире вспыхнул мятеж. При сочувствии армейской верхушки ультраколоииалисты организовали массовые антиправительственные демонстрации построили баррикады и в течение недели удерживали в своих руках несколько кварталов алжирской столицы. Правительство осудило мятежников, потребовало от них сложить оружие, и они капитулировали.

В январе 1961 г. правительство де Голля провело референдум о судьбе Алжира. Представленный на референдум законопроект признавал необходимость самоопределения Алжира, но отодвигал его практическое осуществление на неопределенное время 75% избирателей поддержали правительственный законопроект. Тогда ультраколоииалисты устроили новый мятеж.

22 апреля 1961 г. при поддержке армейского командования они захватили власть в Алжире, объявили о «низложении» президента и правительства Франции. В ответ во Франции началась массовая забастовка протеста, в которой участвовали все левые партии и профсоюзы. Со своей стороны президент де Голль объявил чрезвычайное положение и приказал ликвидировать мятеж «всеми средствами». В Алжир были посланы верные правительству воинские части. Мятежники не оказали сопротивления. Часть из них бежала за границу, другая часть создала нелегальную террористическую «Организацию тайной армии» (ОАС), которая убивала сторонников независимости Алжира и предприняла несколько безуспешных покушений на президента де Голля.

Преодолевая противодействие ультраколониалистов, правительство де Голля вступило в переговоры с временным правительством Алжирской республики, находившимся в эмиграции и 18 марта 1962 г подписало во французском городе Эвиан соглашения о предоставлении независимости Алжиру. Эвианские соглашения положили конец войне в Алжире Французская колониальная империя почти полностью распалась.

После подписания Эвианских соглашений премьер-министр Франции Мишель Дебре подал в отставку. Его сменил начальник личного секретариата де Голля Жорж Помпиду.

Внешняя политика Франции в 60-х гг.

Освободившись от груза войны в Алжире правительство де Голля стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориентации. Полагая, что лишь обладание ядерным оружием может гарантировать величие нации правительство де Голля приступило к созданию собственных ядерных сил. В 1960 г., взорвав на военном полигоне в Сахаре свою первую атомную бомбу. Франция вошла в «клуб ядерных держав», наряду с США, СССР, Великобританией. Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем азимутам» (т. е. против любого теоретически мыслимого противника, а не обязательно «противника с Востока»). Стремясь покончить с зависимостью от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции были ликвидированы Штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию.

Президент де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме и другие странах Юго-Восточной Азии, высказала за разрядку между народной напряженности и развитие международного сотрудничества.

Значительно улучшились отношение Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В 1960 г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского правительства Н.С. Хрущев. В результат его поездки СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом.

Визит Н.С. Хрущева во Францию. 1960 г.

В 1966 г. состоялся ответный визит де Голля в СССР, онзавершился принятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядку между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных политически консультаций с целью развития франке советских отношений «от согласия к сотрудничеству».

Визит Ш. де Голля в СССР, 1966 г.

Большое знамение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ, которая к тому времени стала самой сильной в экономическом отношении державой Западной Европы. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти две страны решающей силой в Западной Европе, причем Франция, располагающая в отличие от ФРГ, ядерным оружием и традиционными связями с колониальными странами, будет играть ведущую роль в этом союзе. В сентябре 1958 г. в Германии состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ Аденауэром во время которой они заявили о намерении «навсегда положить конец прежней враждебности». В 1963 г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики обороны, просвещения и воспитания молодежи.

События мая-июня 1968 г. Оставка Ш. де Голля.

Хотя французская экономика успешно развивалась и жизненный уровень населения повышался, выборы 1965 и 1967 гг. показывали, что в стране назревает недовольство Французы устали от десятилетнего правления де Голля, у многих вызывали раздражение его авторитарные методы; большие ожидания, связанные с приходом де Голля к власти, не оправдались; его правительство стало казаться устаревшим, слишком консервативным.

Рабочие и служащие продолжали требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда.

Крестьяне добивались государственной гарантии своих доходов.

Инженерно-технические работники считали, что их мало привлекают к участию в управлении.

Значительная часть интеллигенции, следовавшая за левыми партиями и группировками, критиковала колониализм, погоню за богатством почитание традиций и другие морально-политические ценности буржуазного общества.

Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовую прослойку населения. В 1968 г. численность студентов достигла 600 тыс. человек – в 5 раз больше, чем в первые послевоенные годы. Среди них значительно возросло число выходцев из средних слоев населения и рабочих. Демократически настроенные студенты были недовольны устаревшей системой образования, дискриминировавшей детей трудящихся; добивались гарантий трудоустройства после окончания учебы, критиковали буржуазное «общество потребления», нередко провозглашали свою солидарность с народами «третьего мира», борющимися против.

В мае-июне 1968 г. рост недовольства вылился в массовые демонстрации и стачки огромного масштаба. Начало было положено волнениями студентов 3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения нескольких активистов «гошистских» организаций, студенты объявили забастовку и заняли помещение Парижского университета. Когда полиция попыталась их разогнать, студенты вступили в схватку с полицейскими. В ночь с 10 на 11 мая на улицах Парижа появились первые построенные студентами баррикады. Полицейские двинулись на штурм баррикад. Студенты встречали их градом камней, поджигали стоявшие на улицах автомашины и направляли их против полицейских. Полицейские избивали студентов дубинками, применяли слезоточивый газ.

Выступления студентов дали толчок массовому движению рабочих и служащих. При первых известиях о репрессиях против студентов все профсоюзные центры призвали трудящихся к демонстрациям и забастовкам протеста. Их инициативу поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки.

13 мая 1968 г. на демонстрацию протеста в Париже вышло около 600 тыс человек. Одновременно начались забастовки, которые быстро переросли во всеобщую стачку небывалого размаха. По всей стране трудящиеся прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали положить конец полицейским репрессиям, повысить заработную плату, улучшить социальное обеспечение, уважать демократические свободы.

В течение мая-июня 1968 г во Франции бастовало около 10 млн человек – фактически весь рабочий класс, значительная часть интеллигенции и служащих. В течение многих недель бездействовали высшие учебные заведения, занятые бастующими студентами.

28 мая 1968 г. представители правительства, предпринимателей и профсоюзов подписали протокол удовлетворявший основные требования трудящихся. Минимум заработной платы был увеличен на 35%, а сама зарплата – в среднем на 10%. Пособия по безработице повысили на 15%.

В ноябре 1970 г. Шарль де Голль умер, войдя в историю как один из самых крупных государственных деятелей XX века.

Франция в 70-е гг. XX в.

В результате отставки де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил кандидат ЮДР бывший премьер-министр Жорж Помпиду (голист).

Основное направление своей политики президент Помпиду определил словами “преемственность и диалог”. Этим он хотел сказать, что намерен продолжать по­литику президента де Голля. Учитывая уроки событий мая-июня 1968 г. правительство Помпиду провозгласило главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий й семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Правительство увеличило семейные пособия. Оно обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе «либерализации», те предоставить больше возможностей частному капиталу.

Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем, Президент Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникновения ситуации, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиции.

В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу длительного экономического и социального кризиса. Толчком к нему послужило внезапное и резкое повышение цен на нефть, начавшееся в 1973 г. К началу 80-х годов цены на нефть выросли в 16 раз, и это серьезно повлияло на экономику Франции, которая импортировала до 80% потребляемой нефти. Расходы на импорт нефти и других энергоносителей быстро росли, возник и стал хроническим бюджетный дефицит и дефицит касс социального страхования. Планы экономического и социального развития не выполнялись, темпы экономического роста снизились. Массовая безработица и инфляция снизили жизненный уровень населения. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и случайные заработки. В бедственном положении оказались лица, получавшие минимальную заработную плату, пенсионеры. Социальное неравенство еще более возросло 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального богатства а 10% наиболее бедных – 0,5%.

В апреле 1974 г неожиданно скончался президент Помпиду, а в мае состоялись внеочередные выборы президента республики. Жискар де Эстен был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики.

Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д’Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами.Франция облегчила проникновение иностранных капиталов в свою экономику. Одним из своих важнейших внешнеполитических приоритетов правительство Жискар д’Эстена считало сохранение хороших отношений с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д’Эстена с советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов.

Правление социалистов

В связи с истечением срока полномочий Жискар д’Эстсна в мае 1981 г, во Франции состоялись выборы президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент Жискар д’Эстен и основатель ОПР (объединение в поддержку республики) Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф Миттерана. Коммунистическая партия – генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Во второй тур выборов прошли два кандидата собравшие наибольшее число голосов в первом туре Жискар д’Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г. набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Франсуа Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.

Успех социалистов объяснялся, прежде всего, стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов обещавших провести в жизнь совместную программу левых сил, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда.

Правительство отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог на крупные состояния.

Неоднократно повышались минимум заработной платы и семенные пособия.

Пенсионный возраст был снижен с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин); размеры пенсий увеличены.

Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель.

Продолжительность рабочей недели была сокращена с 40 до 39 часов.

Профобразование стало бесплатным.

Расширились права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную деятельность.

Правительство увеличило полномочия местных органов власти, отменило смертную казнь, провело амнистию.

Внешнеполитическая программа правительства Миттерана-Моруа провозглашала необходимость разрядки международной напряженности и поддержание добрососедских отношений со всеми странами. Вместе с тем правительство постоянно подчеркивало приверженность Франции Ссвероатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил. Французские войска продолжали участвовать в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. Вопреки совместной программе, Франция увеличивала свои военные расходы, совершенствовала ракетно-ядерное оружие.

Под давлением экономических неудач правительство Миттерана отказалось от проведения новых социальных реформ. В 1982-1983 гг. оно перешло к политике «строгой экономии», прибегало к обязательным займам, повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино на проезд в общественном транспорте. Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом.

Все это вызывало разочарование и недовольство широких слоев населения, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.

Весной 1988 г в связи с истечением срока полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Собрав 53,8% голосов, Миттеран вновь был избран президентом Франции.

Вместе с Германией Франция стала одним из самых активных участников объединения Западной Европы. 19 января 1990 г. в Люксембурге в г. Шенген правительство Рокара подписало Шенгенские соглашения, согласно которым граждане стран «Общего рынках начиная с 1992 г. могли ездить друг к другу без виз и таможенного контроля

В 1991 г. Франция и Германия выступили инициаторами Маастрихстского договора, который юридически оформил экономическую и политическую интеграцию 12 стран Западной Европы в единый Европейский Союз.

Зона действия Шенгенского договора

Правительство Миттерана поддерживало политику перестройки, начатую в СССР. В октябре 1990 г. во время визита президента СССР М. С. Горбачева в Париже, Франция и Советский Союз подписали «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве.

После ликвидации Варшавского договора и распада Советского Союза обязательства СССР по франко-советскому договору взяла на себя Россия. В феврале 1992 г., во время визита президента России Б.Н. Ельцина во Францию был подписан договор между Российской Федерацией и Францией, повторивший содержание и основные формулировки франко-советского договора 1990 г. Франция выделила для России кредиты, а Россия согласилась выплатить компенсацию в 400 млн. долларов французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.

Французское общество в 90-е гг.

В 90- е годы во Франции продолжался процесс формирования постиндустриального информационного общества. Бурное развитие научно-технической революции изменило облик Франции. В Париже и других крупных городах появились многочисленные небоскребы Всю страну пересекли современные автострады и трассы скоростных поездов, движущихся со скоростью 250-300 км в час. В 1994 г. вступил в действие построенный Францией совместно с Англией железнодорожный тоннель под Ла-Маншем – одно из величайших технических достижений XX века.

Важное место во французском обществе по-прежнему занимали иммигранты, численность которых стабилизировалась на уровне 3,5 млн. человек (6,5% населения). Иммигранты составляли большинство неквалифицированных рабочих в промышленности и сельском хозяйстве; на их долю приходилась значительная часть совершаемых во Франции преступлении. В связи с наплывом иммигрантов из мусульманских стран Азии и Африки, мусульмане стали второй по численности (после католиков) религиозной конфессией, далеко опередив протестантов.

Социальные контрасты оставались очень глубокими 10% семей владели половиной общественного богатства, а доход 5 млн человек не превышал официального минимума заработной платы. Важнейшей социальной проблемой стала безработица. В 90-е годы она достигла 3,5 млн человек, причем 30% из них оставались безработными больше года Безработными оказались 12% самодеятельного населения – гораздо больше, чем в США, ФРГ. Японии.

В связи с бурным ростом промышленности и транспорта обострились экологические проблемы. Постоянно увеличивавшиеся промышленные отходы загрязняли землю, воду, воздух. Жители городов страдали от шума и выхлопных газов миллионов автомобилей

Изменения в экономике и в социальной структуре повлекли за собой перемены в общественной жизни. Упало влияние профсоюзов и коммунистической партии Ослабло классовое самосознание, усилились «либеральные ценности» – тенденции к классовому сотрудничеству, к общественному согласию на основе признания действующей конституции, принципов рыночной экономики политической свободы, защиты прав человека и гражданина В центр общественного внимания выдвинулись такие проблемы, как безработица, «иммиграция, преступность, защита окружающей среды.

В 1995 г. истек второй срок полномочий президента Миттерана и состоялись новые президентские выборы. На выборах 1996 г. По итогам второго утра президентский пост занял Жак Ширак.

Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. Назначенный Шираком премьер-министр Ален Жюпен обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги), Жюпен предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюпена встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб железнодорожников, электриков. почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование н гарантий трудоустройства после окончания учебы. Во многих городах состоялись, массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек Правительству пришлось отменить план Жюпена, его популярность стала быстро падать.

Экономическое развитие Франции в 90-х гг. ускорилось до 3-4% в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г объем промышленного производства на 55% превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошел довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского Союза и Североатлантического пакта. С 1 января 1999 г во Франции, как и в других странах Европейского Союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») – сначала только в безналичных расчетах. Ширак занимал пост президента до мая 2007 г. Ему на смену пришел Николя Саркози

Вопросы и задания:

С чем связаны столь большие людские и материальные потреи Франции во Второй мировой войне?

Используя контурную карту Французской колониальной империи (документ в колонке справа), отметьте территории, которые получили независимость от Франции в XX веке, и укажите год обретения независимости.

Объясните почему вопрос о независимости Алжира поставил Францию на порог Гражданской войны?

Охарактеризуйте отношения Франции и СССР во второй половине XX в.

В чем причины массовых выступлений практически всех слоев французского общества весной-летом 1968 г.?

Охарактеризуйте роль Франции в общеевропейских блоках (ЕЭС, НАТО, Шенгенский договор, Маастрихтский договор, введение единой европейской валюты). (Для ответа используйте дополнительные источники информации).

Выполните задание по котурной карте (документ 2 в колонке справа).

Франция во второй половине
XIX – начале XX вв.

План

1. Вторая республика во Франции 1848 – 1852
гг.
2. Переворот 1851 г. и восстановление
монархии
3. Франко-прусская война 1870 г. и падение
монархии
4. Внутренняя политика Третьей Республики
во Франции 1871 – 1914 гг.
5. Внешняя политика Третьей Республики во
Франции 1871 – 1914 гг.

Литература

Смирнов А. Ю. Империя Наполеона III.
- М.: 2003.
Новая история стран Европы и
Америки: Учеб. для студ. вузов, обуч.
по направлению подготовки и спец.
«История»/Под ред. И.М. Кривогуза. 4е изд. М.: Дрофа, 2004. 912 с.
Манфред А.З. Образование русскофранцузского союза. М., 1975.

Переворот Луи Наполеона

В декабре 1848 года Президентом
Французской Республики был избран
племянник Наполеона Бонапарта Шарль Луи
Наполеон Бонапарт, который позже, в 1851 г.,
осуществил государственный переворот,
оправдывая свои действия сложившимся
тупиковым законодательством.
В конечном счёте, в 1852 году, он
провозгласил себя императором Второй
империи Наполеоном III.

Переворот 2 декабря 1851 года

Переворот был назначен на 2 декабря (годовщина коронации
Наполеона I в 1804 году и битвы при Аустерлице в 1805 -
одной из самых блестящих побед великого французского
императора).
Отряды войск заняли здания Законодательного собрания и
других правительственных учреждений. Декретом президента
республики Луи Наполеона Бонапарта Собрание было
распущено, большинство его депутатов полицейские комиссары
арестовали и увезли в тюрьму. Восстания, поднятые в Париже и
в некоторых других местностях сторонниками республики, были
беспощадно подавлены. Вся власть оказалась в руках
Наполеона, который организовал этот государственный
переворот, приведший к ликвидации республики и установлению
во Франции империи.
Принятая 14 января 1852 года конституция давала Наполеону
почти монархические полномочия

Император Наполеон III 1851 - 1870 гг.

Племянник Наполеона
Бонапарта
Пережил три
покушения
Умер в изгнании в
Великобритании

Новый термин!

Бонапартизм - термин, изначально
употреблявшийся для обозначения
военных диктатур Наполеона Бонапарта
и Луи Бонапарта. Далее термин
употреблялся для описания
любой контрреволюционной диктатур
ы крупной буржуазии, лавирующей
между борющимися классами в
условиях неустойчивого социального
равновесия

Во время путешествия по Франции
было подстроено достаточное
количество демонстраций в пользу
восстановления империи; Наполеон III
сам в своих речах многократно намекал
на её желательность. «Говорят, что
империя поведет за собой войну.
Нет! Империя - это мир!» - говорил
он в Бордо.

Эмская депеша 1870 года

опубликованная Бисмарком телеграмма разговора
между королем Пруссии Вильгельмом I и
французским послом В. Бенедетти 13 июля 1870
года. Бисмарк знал, что депеша может вызвать
скандал и даже войну, но сознательно шёл на
конфликт. Официальное сообщение не точно
передавало депешу короля, что впоследствии было
подтверждено опубликованными документами.
Депеша, как и хотел Бисмарк, вызвала большой
дипломатический конфликт, закончившийся
победоносной войной между Францией и Пруссией в
1870-1871 гг.

Бисмарк фальсифицирует депешу

Вечером 13 июля Бисмарк ужинал с военным министром фон
Рооном и начальником главного штаба прусской
армии Гельмутом фон Мольтке. Когда Бисмарку подали срочную
депешу из Эмса, он зачитал её своим гостям. Дойдя до слов
короля по поводу продолжения этой дерзкой беседы в Берлине,
все впали в глубокое уныние. Все понимали, что Наполеон III
жаждет войны, а старый король, не желая её развязывать, готов
идти на унижения. Бисмарк обратился к Мольтке и Роону с
вопросом - готова ли прусская армия дать отпор неприятелю.
Те дали утвердительный ответ. Тогда Бисмарк удалился в
соседнюю комнату и начал перечитывать депешу. «Я
внимательно снова прочёл депешу, - вспоминал спустя много
лет Бисмарк, - взял в руки карандаш и смело зачеркнул всё то
место, где было сказано, что Бенедетти просил о новой
аудиенции; от депеши я оставил только голову и хвост». Таким
образом, исчезли слова короля, сказанные Бенедетти на
вокзале по поводу продолжения переговоров в Берлине. Теперь
это означало, что король Пруссии Вильгельм I вообще
отказывается вести дальнейшие переговоры по этому вопросу.

Франко-прусская война 1870

"Vive La France!". Седан, Франция. 1 сентября 1870 года

"Vive La France!". Седан,
Франция. 1 сентября 1870 года

Бисмарк и Наполеон III

Результаты войны

Франция потеряла Эльзас и
Лотарингию, а также обязалась
выплатить контрибуцию в размере
5 млрд. франков.

Флаг Парижской Коммуны 1871 г.

Марта 1871 года Парижская коммуна

18 Марта 1871 года
Парижская коммуна

Мероприятия Парижской коммуны

освобождение горожан от квартирной платы на весь период
осады Парижа (после начала блокады многие владельцы жилья
существенно подняли её размер);
упразднение работы в ночные часы в пекарнях Парижа, каковых
насчитывалось сотни;
упразднение казней на гильотине;
выплата пенсии служащим Национальной гвардии, погибших в
боевых действиях, а также их детям;
бесплатное возвращение государственными ломбардами любых
инструментов труда, отданных в залог рабочими во время
осады города;
отсрочка выплаты долговых обязательств и отмена процентов
по долгам;
Право работников управлять предприятием, если оно было
покинуто собственником.

Документальная история коммуны

История коммуны изучается историками не только по
материалам французских архивов - в Российском
государственном архиве социально-политической
истории сохранились уникальные документы этого периода
французской истории. В 1920-1930-е годы различными путями
они попали в СССР, и ныне составляют значительный комплекс
документов и музейных предметов (включая большие коллекции
изобразительных материалов) в нескольких фондах РГАСПИ.
Наиболее значительным из них является Фонд 230 - Парижская
коммуна (1871), а также фонды лидеров коммуны и ее активных
участников. Ныне многие из этих документов и музейных
предметов часто становятся экспонатами международных
выставок. Ежегодно большое число французских
исследователей приезжают в Москву для работы с этим важным
блоком документальной истории коммуны.

Послевоенное восстановление

Во время управления Тьера правительство сумело
настолько поднять кредит доверия Франции, что она
без большого труда уже в июне 1871 года заключила
иностранный заем в 2000 млн, а в 1873 году - в
3000 млн. франков. Для увеличения государственных
доходов были увеличены или введены новые налоги
на спички, бумагу, железнодорожные билеты, клубы,
бильярды и т. д. Была упразднена национальная
гвардия и введена всеобщая воинская повинность по
прусскому образцу, без права заместительства.
Орлеанским принцам было разрешено вернуться во
Францию и им возвращено имущество. Скоро у Тьера
появились разногласия с большинством собрания,
желавшим монархической реставрации.

Патрис де Мак-Магон

Президент Франции
в 1873 – 1879 годах

Президентство Мак-Магона (1873-1879)

24 мая 1873 года Тьер вышел в отставку до окончания срока
своих полномочий. На его место собрание в тот же день
большинством 390 голосов избрало маршала Мак-Магона, на
имени которого сошлись все монархические партии; левая
воздержалась от голосования.
Этот период характеризовался доминированием монархистов
Мак-Магон, избранный коалицией правых, был намечен ею для
подготовки монархической реставрации. Он тщательно очищал
правительство и бюрократию от республиканцев, заменяя их
монархистами, стеснял свободу печати (восстановлены залоги
для органов печати), преследовал народные собрания
(собиравшиеся обыкновенно в ресторанах; полиция, под
всяческими предлогами отнимая разрешение у тех хозяев,
которые отдают свои залы для радикальных собраний, могла
почти совсем прекратить их во многих местах), предоставил
полную свободу всевозможным съездам духовенства.

Конституция 1875 года

После принятия конституции собрание избрало 75
несменяемых сенаторов и разошлось в декабре 1875
года. Слово «республика» в Конституции
упоминалось лишь в 1 статье, которую приняли
перевесом только в 1 голос.
Законодательная власть принадлежала парламенту,
состоящему из палаты депутатов и сената. Вместе
две палаты составляли Национальное собрание,
которое выбирало президента.
Палата депутатов (600 чел): выборы каждые 4 года
по мажоритарно-пропорциональной системе на
основе равного, всеобщего, тайного голосования. Но
не имели права голоса женщины, военнослужащие,
население колоний, лица моложе 21 года и
проживающие на территории Франции менее 6
месяцев. Так из 40 млн. голосовали только 12 млн.

Президентство Греви (1879-1887)

Избрание Греви было симптомом
окончательного упрочения республики,
пустившей глубокие корни в народе.
Причиной упрочения было то, что
республика, несомненно, создала порядок,
при котором экономическая жизнь страны
шла правильно, без потрясений и
препятствий. Значительная часть
буржуазии перешла на сторону республики, и
только клерикалы имели все основания
относиться со злобой и боязнью к новому
режиму и желать реставрации

Жюль Греви

Президент Франции
в период 1879 –
1887 годы
Первый президент
Франции, бывший
убеждённым респуб
ликанцем и активно
противостоявший
реставрации
монархии

Деятельность президента Греви

Два важных факта отмечают деятельность
правительства в президентство Греви: начало и
быстрый рост колониальной политики и борьба с
клерикализмом (закон об обязательном светском
обучении 1880 года.
Другие крупные меры: закон о печати 1881 года,
отменивший залоги и передавший все преступления
печати в ведение суда присяжных; закон 1882 года об
избрании мэров небольших городов; изгнание из
Франции всех членов когда-либо царствовавших там
династий в 1886 году; подписание конвенции с
железнодорожными обществами (в 1886 году),
отдавшей перевозочные средства Франции в руки
нескольких могущественных ассоциаций; начало
конверсии 5 % займов в 1884 году; закон о разводе
1884 года.

Мари Франсуа Сади Карно

Президент Франции
в 1887 – 1894 годах
Карно прожил самую
короткую жизнь
среди всех
президентов
Франции: она
трагически
оборвалась на 57-м
году.

Деятельности президента Карно

Семь лет президентства Карно заняли видное место
в истории Третьей республики. В области внутренней
политики они характеризуются упрочением
республиканского строя. Брожение враждебных
республике элементов, поднявших голову в эпоху
(1888-89) Буланже и буланжизма, довольно быстро
улеглось, и конечная его неудача сделала республику
ещё более популярной в глазах населения.
Косвенным, но важным подтверждением этому
служит то, что прочность республики нимало не
поколебали даже такие неблагоприятные события,
как «панамские скандалы» (1892-93 гг.) и резкие
проявления анархизма (1893) - события, которые
при других условиях могли бы привести к
значительным осложнениям.

Новый термин!

Буланжи́зм - движение во Франции в
конце 1880-х годов под
лозунгами реваншистской войны
против Германии, пересмотра
республиканской Конституции 1875 года и
роспуска праламента. Движение возглавлял
генерал Жорж Буланже.

Панамский скандал 1893 года

финансовый и политический скандал, разразившийся
во Франции в конце XIX века во время
строительства Панамского канала. Энциклопедия Ларусса
называет «панаму» самым громким финансовым скандалом за
всю историю Третьей республики во Франции.
проект прорытия канала нашёл сочувствие во Франции; около
1,5 миллиардов франков были затрачены на него французскими
акционерами и облигационерами. Чтобы добиться такого успеха
на бирже, чтобы встретить необходимое содействие в
парламенте и правительстве, чтобы скрывать от глаз публики
истинное положение вещей, необходимо было заручиться
поддержкой очень многих влиятельных лиц и газет.
Администрация панамского общества истратила громадные
суммы на взятки. В 1888 году произошёл крах; общество
оказалось несостоятельным.

Особенность капитализма во Франции в XIX веке

Капитализм во Франции носил ростовщический
характер.
Мировое промышленное производство за период с
1870 г. по 1913 г. выросло в 5 раз, французское же -
только в 3 раза. По объему промышленного
производства Франция отступает на 4-е место в
мире. Причина отставания была прежняя -
значительная часть французской промышленности
по-прежнему изготовляла модные товары, предметы
роскоши.
Экономика по типу рантье
В сельском хозяйстве Франции все еще было занято
40% населения

Новый термин!

Рантье - лица, живущие за счет ренты,
то есть доходов, получаемых с
капитала, как правило, размещённого в
виде банковских вкладов, ценных
бумаг, доходной
недвижимости, земли, бизнеса, а также
за счёт доходов, получаемых за
счёт авторских прав и гонораров.

Вывоз капитала

Для Франции огромную роль играл вывоз капитала: 75%
накопленных во Франции капиталов вывозилось из страны и
только 25% вкладывалось в хозяйство Франции. Доходы от
вывоза капитала, как Англии, были больше доходов от своей
промышленности
Франция вывозила капиталы все же меньше, чем Англия, но не
Британию, а Фракцию принято называть миров ростовщиком.
Почему? Потому что англичане вывозили капитал
преимущественно в производительной форме: сами ехали с ним
в колонии и вкладывали там в хозяйство. А Франция вывозила
капиталы преимущественно в ростовщической форме, форме
кредита: давала взаймы другим государств.
В частности, 80% займов царского правительства было сделано
во Франции. Впрочем, не следует абсолютизировать
особенность экспорта капиталов из Франции, так как имели
французские капиталисты в это время господствовали в
угольной и металлургической промышленности России.

Французский капитализм

Как и Англия, Франция в это время захватила
большие колониальные владения,
территория ее колоний была в 20 больше
территории самой Франции. Но колонии не
играли существенной роли для французского
хозяйства. Достаточно сказать, что накануне
1-й мировой войны в колонии направлялось
лишь 10% экспорта капитала и 10% экспорта
товаров Франции

Феликс Фор

Президент Франции
1895 – 1899 годах

Дело Альфреда Дрейфуса

судебный процесс (декабрь 1894) и последовавший
социальный конфликт (1896-1906) по делу
о шпионаже в пользу Германской империи офицера
французского генерального штаба, еврея родом
из Эльзаса (на тот момент территории Германии)
капитана Альфреда Дрейфуса (1859-1935),
разжалованного военным судом и приговорённого к
пожизненной ссылке при помощи фальшивых главе с Германией.

Франко – русский союз

российский министр иностранных
дел Николай Гирс начал переговоры с
правительством Сади Карно. Изумивший всю
Европу союз авторитарной империи и
демократической республики был оформлен
соглашением 1891 года и секретной военной
конвенцией 18 августа 1892 года.
Стороны обязывались оказывать взаимную
помощь в случае нападения Германии или
Австро-Венгрии на Россию или Италии и
Германии на Францию. В дальнейшем союз
был подтверждён русско-французской
военно-морской конвенцией 1912 года.

Франко – русский военный союз

Франция обязывалась выставить 1 млн. 300
тыс. солдат, а Россия - от 700 до 800 тысяч.
В конвенции подчеркивалось, что в случае
военных действий эти силы должны будут
быстро и целиком подтянуты к границам с

Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю

Жившая воспоминаниями о разгроме её
немцами в 1870 году, Франция 80-х годов
видела в России свою спасительницу. Вот
почему приём русской эскадры
адмирала Авелана в Тулоне, первый приезд
Александра III во Францию, грандиозный,
ставший историческим, парад в его честь -
все эти события медового месяца франкорусской дружбы врезались в памяти целых
поколений, и воспоминания о них дожили до
моих дней. Французский генералитет
рассказывал мне об этом, захлебываясь от
восторга.












1 из 11

Презентация на тему: Франция во 2-й половине ХХ века

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Франция после войны Вышла из войны победительницей, но Оказалась должником США; Распад колониальной империи; Экономика была подорвана, финансы расстроены, народ разорен; Первое правительство возглавил национальный герой – генерал Шарль де Голль (1890 – 1970), сыгравший видную роль в борьбе за освобождение страны. Три периода: Временный режим (1944 –1946гг.); Четвертая республика (1946 – 1958 гг.); Пятая республика (с 1958 г.) Шарль де Голль

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Временный режим и Четвертая республика. Шарль де Голль – руководитель движения «Свободная Франция» Временный режим (1944 – 1946): 1946 г. – Конституция учредила парламентскую республику с про-порциональной системой выборов и многопартийностью. Четвертая республика (1946 – 1958) – неустойчивая – 26 коалиционных правительств. Общество раскололось на колониалистов и европеистов; Колониальные войны: во Вьетнаме (1946 – 1954), Алжире (1954 – 1962). Это привело к истощению экономики и усилению раскола общества. В 1958 г. Национальное собрание утвердило новое правительство де Голля. Шарль де Голль

№ слайда 5

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Шарль де Голль лично участвовал в разработке новой конституции В 1958 г. –принята новая Конституция (на референдуме за нее проголосовали 4/5 французов), началась Пятая республика. Форма правления – демократическая полупрезидентская республика. Глава государства –президент, избираемый на 7 лет, после референдума 2000 г. на 5 л. Законодательная власть – двухпалатный парламент – Конгресс Франции (Сенат и Национальное собрание). Исполнительная власть – кабинет министров правящей партии, во главе с премьер-министром. Многопартийная система: Шарль де Голль

№ слайда 6

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Ш. Де Голль (1958 - 1969) – «голлизм» 1962 г. признал независимость Алжира; Социальный реформатор – идея «ассоциации труда и капитала»; Экономическая модернизация и глубокая перестройка экономики; Май 1968 г. – массовые забастовки студентов и рабочих, которые были подавлены полицией. 1969 г. – президент подал в отставку. Его политику продолжал президент Ж. Помпиду (1969 – 1974), после его смерти эпоха голлизма закончилась. У. Черчилль Шарль де Голль

№ слайда 7

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. В. Жискар д‘Эстен (1974 – 1981) – либеральное течение «Дирижизм» – активное госрегулиро-вание экономики; Активизация рыночных механизмов; Повышение минимальной оплаты труда; Избирательный ценз снижен с 20 до 18 лет. Ф. Миттеран (1981 – 1995) – лидер социалистической партии (1972 – 1984 –Совместная программа с компартией) Национализация 10 крупнейших про-мышленных и финансовых корпора-ций; Социальные реформы: отпуск- 5 нед., 39-час. рабочая нед., налог на крупные состояния; Главное – борьба с безработицей. У. Черчилль Валери Жискар д‘Эстен Франсуа Миттеран№ слайда 9

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное движение), наследница партии де Голля. Конституционная реформа –расширение полномочий парламента, ограничение чрезмерной власти президента и обеспечение прав граждан в контроле над властью; Реформа социального обеспечения (отменена обязательность 35-часовой рабо-чей нед.); Реформа обеспечения занятости (предложение «разумной» работы, сокра-щение пособия при вторичном отказе от такой работы); Сокращение госрасходов (сокращение госслужащих); Николя Саркози

№ слайда 10

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное движение), наследница партии де Голля. Пенсионная реформа (лишились льгот по досрочному выходу на пенсию транспортники, энергетики, рыбаки, служащие Банка Франции); Отменил налог на наследство для 95 % французов (оставил только для владельцев крупных состояний). Итоги: Безработица,; Дефицит бюджета; Рост недовольства его политикой. В мае 2012 г. победу одержал лидер социалистов Франсуа Олланд. Стал самым непопулярным президентом Франции по итогам первых 100 дней правления (легализация однополых браков, введение войск в Мали. Николя Саркози Франсуа Олланд

№ слайда 11

Описание слайда:

5. Внешняя политика Франции. После Второй мировой войны: В период голлизма Франция создала собственную триаду ядерных сил, фр. войска выведены из-под военного командования НАТО; 1963 г. – Елисейский договор (партнерство с Зап. Германией); Активизация европейской интеграции в рамках ЕС (Римский договор 1957 г.). Де Голль препятствовал вхождению в ЕС Англии; Франция шла на сближение с СССР, а не с США. После де Голля Франция пришла на сближение с США и НАТО (2009г. вошли в состав НАТО); Париж стал главным инициато-ром расширения ЕС. Дэвид Кэмерон

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: