§ 27. Архитектура и живопись в XIV-XVI веках
Зодчество в XIV-XV веках. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского был построен собор Спаса-Преображения.
В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, - церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII-XIII веков, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.
Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. В 1433 году немецкие и новгородские мастера построили в кремле Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты.
Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведен большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.
Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествич - ника и Спаса на Бору.
Свидетельством возрастания политического могущества Москвы стало возведение в 1367 году белокаменного Кремля. Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.
Формирование единого государства поставило Москву в особое положение. Она превратилась в столицу Русского государства, в ней размещалась резиденция великого князя всея Руси. Это потребовало соответствующего изменения ее облика. Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашались архитекторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Итальянцы привезли в конце XV века новый строительный материал - кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Наиболее величественной постройкой, возвышающейся в самом центре Кремля, был Успенский собор. Замысел этого сооружения принадлежал Ивану III, потребовавшему создать самый внушительный собор на Руси. Причем он предложил Фиора - ванти взять за образец знаменитый Успенский собор во Владимире. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством , и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывала в Руси, кроме Владимирской церкви».
Однако кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена белыми гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая палата предназначалась для торжественных приемов, и празднований.
Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества .
Архитектура Московского государства в XVI веке. Сложные политические события и экономические процессы, проходившие в Русском государстве, сказались и на развитии российской культуры. Рост городов, который шел прежде всего на вновь присоединенных территориях, привел к повышенному вниманию к вопросам градостроительства и архитектуры. Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Русского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы - Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города.
Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также государственные учреждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника - будущего Ивана Грозного.
Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555-1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок.
Русская живопись XIV века. Феофан Грек. С XIV века начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал все свое мастерство новой родине. Одной из лучших работ мастера является фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице.
Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной.
В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).
Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по бокам в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. В благовещенском иконостасе было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.
Русская живопись XV-XVI веков. Андрей Рублев. В конце XIV -начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее ярким ее представителем был гениальный русский художник Андрей Рублев. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря.
Самая известная работа Рублева - икона «Святая Троица» написана для иконостаса Троицкого собора. Он впервые изобразил Святую Троицу в виде трех пре красных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.
В творчестве Рублева получает свое логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма . В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени.
Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, - Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны
настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.
В период правления Ивана IV все чаще в религиозную живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические события.
В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения - истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».
Таким образом, XIV-XVI века - это время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества, формирования национальной живописной школы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие черты были характерны для русского зодчества в XIV-XV веках?
2. Каково было значение строительства Московского Кремля? Как изменился его облик в XVI веке?
3. Расскажите о шедеврах русской архитектуры XVI века.
4. Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле? Каковы характерные черты его манеры живописи?
5. Что является свидетельством появления в России национальной школы живописи?
ДОКУМЕНТЫ
РУССКИЕ ИСТОРИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА О
Андрей Рублев родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIV век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода...
В отличие от византийского немого письма, рублевские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.
Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублева «Св. Троица»... Какая-то неземная просветленность и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворенности, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублева.
Эта икона («Святая Троица») изображает трех ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше - ясно, что это один только символ
трапезы, только намек на нее. Художник намеренно так упрощенно изобразил угощение Авраама: все внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов, их склоненные головы с задумчивым взором, устремленным куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться, - столько в них умилительного, возвышенного и духовного.
В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, положение рук, согласованность линий человеческого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок.
(Е. Шмурло)
Вопросы к документам
1. Каковы особенности творчества Андрея Рублева? Чем оно отличается от византийской школы?
2. В чем вы видите принципиальное отличие творения Рублева от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?
Запомните новые слова
ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ - вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой. ЮРОДИВЫЙ - странник, аскет, обладающий даром предвидения.
Архитектура и живопись в14- 16 веках.
ЗОДЧЕСТВО В 14 -15 ВЕКАХ.
На Руси возобновляется каменноестроительство. Одним из его центров
становится Новгород. Храмы поражают
легкостью, нарядностью торжественностью.
Архитектура Пскова имела крепостной облик,
здания были суровы и лаконичны. Псковская
земля находилась на окраине Руси, развитие
получает оборонное зодчество. В конце XIII в. на Руси
начинается
строительство первых
каменных храмов.
Они возводятся в
Новгороде и Твери.
Архитектура
Церковь Нико́лына Ли́пне -
православный
храм конца XIII
века, памятник
новгородского
каменного
зодчества.
Расположен на
небольшом
острове Липно в
дельте реки
Мсты, в 9 км к
югу от Великого
Новгорода.
ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ В НОВГОРОДЕ.
Церковь ФёдораСтратила́та на
Ручью́ - храм
XIV века в
Великом
Новгороде.
Церковь
заложена в 1360
году по указу
новгородского
посадника
Семёна
Андреевича.
Строительство
закончено в
течение года. Церковь Спаса
Преображения на
Ильине улице -
храм в Великом
Новгороде,
построенный в
1374 году и
знаменитый тем,
что в нем одном
сохранились
фрески кисти
Феофана Грека.
Роспись сделана
в 1378 году.
ПСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
Рождественский собор Саввино – Сторожевского монстыря близ Звенигорода.
Православныймонастырь
Московской епархии.
Основан в конце
XIV века, расположен
на горе Сторожи у
места впадения
речки Сторожки в
Москву-реку в двух
километрах западнее
города Звенигорода
Московской области.
шведами - в Орешке.
ЗОДЧЕСТВО МОСКВЫ
Начинается каменное строительство вМоскве. Свидетельством возрастания
политического могущества стало
возведение белокаменного Кремля.
Накануне Куликовской битвы был
построен в Коломенском Успенский
собор. Строится Троицкий собор в обители
Сергия Радонежского, церкви в
московских монастырях. Русская земля
украшается белокаменными храмами.
Следом идут новые жилые дома и
каменные крепости. Их строят там, где
опасность нападений наиболее велика
- на границах с крестоносцами - в
Изборске, Копорье, на границе со
шведами - в Орешке.
Троицкий собор
Белокаменный Троицкий соборявляется одним из важнейших
памятников ранне-московского
зодчества.
храм и древнейшее из
сохранившихся сооружений
Троицкого монастыря. Он был
Никоном «в честь и похвалу»
основателю монастыря,
преподобному Сергию
мощи преподобного Сергия –
главная святыня обители.
Троицкий собор
Белокаменный Троицкий соборявляется одним из важнейших
памятников ранне-московского
зодчества.
Троицкий собор – главный соборный
храм и древнейшее из
сохранившихся сооружений
Троицкого монастыря. Он был
воздвигнут в 1422 г. преподобным
Никоном «в честь и похвалу»
основателю монастыря,
преподобному Сергию
Радонежскому. В Троицком соборе в
серебряной раке покоятся святые
мощи преподобного Сергия –
главная святыня обители.При князе Дмитрии Донском поднялись
стены и башни из белого камня. И прозвали
люди Москву белокаменной.
Московский Кремль
В 60-е г.г. в МосквеДмитрий Донской
строит белокаменный
Кремль, который с тех
пор выдерживает не
одну осаду литовцев
и татар. Феодальная
война на время
прерывает
строительную
активность в русских
землях.
Московский Кремль при Иване III.
Самая большаябашня Кремля –
Спасская башня.
Через её ворота
въезжали в Кремль
московские князья и
цари со свитой.
А всего в Кремле
20 башен.Тайницкая башня –
самая старейшая
(1485 г.).
В башне было
2 тайника:
тайник-колодец и
тайник - подземный
ход к речному берегу.Царская башня
Кремля – самая
молодая башня.
Ей ещё и трёх
сотен лет нет.Троицкая башня –
башня-великан.
Её высота – 80 метров.Кутафья башня –
самая маленькая.
Высота её менее 14
метров. Стоит она
впереди всех стен.
Это предмостная
сторожевая башня.Соборная площадь Кремля. Её окружают
три величавых собора – Успенский,
Благовещенский и Архангельский. У
каждого собора свой облик и назначение.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
УСПЕНСКИЙ СОБОР МосковскогоКремля, памятник архитектуры.
Великолепный своей строгостью,
простотой и выразительностью храм,
созданный руками русских мастеров по
проекту и под руководством Аристотеля
Фьораванти.
Успенский собор
Успенский соборМосковского Кремля -
православный храм,
расположенный на
Соборной площади
Московского Кремля.
Сооружён в 1475-1479
г.г. под руководством
итальянского архитектора
Аристотеля Фиораванти.
Главный храм
Московского государства.
Старейшее полностью
сохранившееся здание
Москвы.
Успенский собор.
В этом соборе в торжественной обстановкевенчались на царствование цари. А русские войны, уходя в бой, клялись в соборе не пощадить
жизни для Москвы и всей отчей стороны.
ФЬОРАВАНТИ
ФЬОРАВАНТИ (Фиораванти) Аристотель(между 1415 и 1420 - ок. 1486), итальянский
архитектор и инженер. С 1475 в России.
Построил Успенский собор в Московском
Кремле (1475-79), участвовал в походах на
Новгород (1477-78), Казань (1482) и Тверь
(1485) как начальник артиллерии и военный
инженер.
Благовещенский собор
Благовещенский собор -православный храм в
честь Благовещения
Богородицы,
расположенный на
соборной площади
Московского Кремля.
Благовещенский собор
был построен в 1484-1489
г.г. псковскими
мастерами. Собор
являлся домовой
церковью
великокняжеской семьи.
Благовещенский собор.
Этот собор был домовой церковьювеликого московского князя Ивана III.
Архангельский собор
Собор святогоАрхистратига Михаила
(Архангельский собор) в
Кремле - православный
храм, расположенный на
Соборной площади
Московского Кремля. В
начале XVI в. уже после
смерти Ивана III был
воздвигнут Архангельский
собор (1505-1508),
ставший усыпальницей
династии Рюриковичей. Его
построил итальянец
Алоизо де Каркано или
Алевиз, как его звали на
Руси.Архангельский собор – самый пышный из
всех кремлёвских соборов. Он напоминает
сказочный заморский дворец. Этот собор –
усыпальница московских князей и царей.
КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО
КолокольняИвана Великого.
Заметив
опасность,
Высоко над
Москвой
ударял
воин в колов небо поднималась
кола,
стража
развоярусами
дозорная
дила
мосты
башня.
На надо
самой
рвом
и наглухо
запивыси,
на боевой
рала
кремлёвские
площадке,
сидел
ворота.
Иван и
Великий
караульщик
зорко
спасал
от врагов
смотрел
вдаль: не
не
только
Кремль,
но
покажутся
ли враги?
и всю Москву.
Грановитая палата
Грановитая палата -памятник архитектуры в
Московском Кремле, одно
из древнейших
гражданских зданий
Москвы. Построена в 1487
- 1491 г.г. по указу Ивана
III итальянскими
архитекторами Марко
Руффо и Пьетро Антонио
Солари. Грановитая
палата – место
торжественных приёмов
царём иностранных
послов.
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
Грановитая палата представляетсобой одностолпное сооружение
площадью около 5000 кв. м,
перекрытое четырьмя крестовыми
сводами.
СОЛАРИ
Предположительно родился в Милане в семьескульптора и архитектора Гуинифорте Солари.
Учился у отца. В 1476 был назначен строителем
Миланского собора. Принимал участие в
строительстве Оспедале Маджоре и знаменитого
монастыря Чертозы в Павии, а также других
сооружений Милана. Сохранились все скульптурные
работы Солари, датируемые 1484 и 1485 гг.
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В 16 ВЕКЕ
Укрепление центральной властипотребовали соответствующего
оформления столицы Русского
государства. Москва становится
центром русского зодчества. Каменное
зодчество впитывает в себя традиции
русского народного деревянного
зодчества. Появляется шатровый
стиль.
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ
Шатровый стиль –вид
архитектурного
сооружения,
которое
завершается
высокой
многогранной
пирамидой
Храм Василия Блаженного
Построен как памятникпобедам в войне за
покорение Казанского и
Астраханского царств в
1552-1554 годах. Во
время войны в честь
каждой победы тут
возводилась небольшая
деревянная церковь,
всего их построили
восемь. После победы
Иван Грозный
распорядился вместо
деревянных церквей
поставить каменные.
Храм Василия Блаженного
Постник Яковлев
Постник Яковлев, псковский мастер,строитель части южных стен, ряда
башен кремля (1556-62) и
Благовещенского собора (1562) в
Казани; ему приписывается также
строительство собора (1560)
Успенского монастыря в Свияжске.
ФЕОФАН ГРЕК,
русский иконописец,
мастер
монументальной
росписи. Родом из
Византии. Работал
на Руси во 2-й пол.
14 - нач. 15 вв.
ФЕОФАН ГРЕК. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ 14 ВЕКА.
Произведения Феофана Грека (фрескицеркви Спаса Преображения в
Новгороде, 1378; иконы) отличаются
монументальностью, внутренней силой
и драматической выразительностью
образов, смелой и свободной
живописной манерой. Спас
Вседержитель.
Роспись купола
церкви Спаса
Преображения на
Ильине улице в
Великом
Новгороде. 1378 г. Преображение
Иисуса Христа
пред учениками
на горе Фавор.
Знаменитые иконы Феофана Грека:
Донскаяикона
Божьей
матери
Феофа́н Грек (около 1340 - около 1410) - великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Феофа́н Грек (около 1340 - около 1410) - великийрусский и византийский иконописец, миниатюрист и
мастер монументальных фресковых росписей.
Успение (1392)Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей -церковь
Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и
учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, и церковь
Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем
Рублёвым в 1405 году. иконы деисусного чина из иконостаса
Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это
первый в России иконостас с фигурами в полный рост.
Даниил Черный
Всегда работал в соавторстве с АндреемРублевым
Иосиф Волоцкий называет Даниила Черного
учителем Андрея Рублева
Существует проблема разделения творчества
двух художников
Фреска
"Лоно
Авраамово
–
часть
росписи
Успенского
собора
во
ВладимиреСкончался Даниил одновременно с Андреем
Рублевым около 1430 г. от «морового поветрия»
и погребен рядом с ним в Спасо-Андрониковом
монастыре в Москве.В 1992 г. при расчистке алтаря Спасского собора
рядом с могилами игуменов и основателей
монастыря было обнаружено погребение двух
простых монахов (два черепа, кости,
погребальная чаша для елея, крестики,
сплетенные из кожи, кожаные тапочки). Возраст
монахов был соответственно примерно 50 и 80
лет. По мнению антрополога Сергея Никитина это
было вторичное захоронение (кости имели
повреждения, оставленные предположительно
поисковым щупом). На этом основании (вряд ли
кого еще из простых монахов могли разыскивать
для перезахоронения на столь почетном месте)
погребения были идентифицированы как тела
Андрея Рублева и Даниила Черного.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 -первой трети 15 века, создатель фресок, икон,
миниатюр. Был известен при жизни, знаменит после
смерти (источники 1430-1460-х годов), особо
прославляем с конца 15 века («Отвещание...»
Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся
обязательными образцами для подражания
(постановление Стоглавого собора 1551).
Андрей Рублев
1360 г. – родился1370-1390-е гг. – учился и работал в
дружине московских художников
До 1405 г.–принял монашество с
именем Андрей
Между 1411-1422 гг.- написал икону
«Троица»
29 января 1430 г.- скончался и
погребен в Спасо-Андроникове
монастыре
Ученик Феофана Грека
Святой
Андрей
«Троица» Андрея Рублева ДИОНИСИЙ
ВЫВОД:
14–16 века – это времявозрождения и дальнейшего
развития русского каменного
зодчества, формирование
национальной живописной
школы.
С середины XIV в. начинается возрождение городов и ремесел, оживляется торговля. "Из всех периодов истории российской культуры именно XIV-XV вв. являются особенно важными. Именно тогда, - отмечает академик Д.С. Лихачев, - происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры". Строительство новых сооружений (храмов, резиденций и крепостей) стимулировало возрождение живописи.
XIV в. - время блестящего расцвета новгородской монументальной живописи. В это время в Новгороде уже сложилась своя местная живописная школа. Кроме того, в конце века местные мастера испытали на себе влияние великого византийца Феофана Грека. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Святого Федора Стратилата на Ручью (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (ок. 1363; разрушена во время Великой Отечественной войны).
Фресковое искусство обязано своим расцветом таким мастерам, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Феофан Грек, замечательный византийский живописец, прибыл в Новгород по особому приглашению (ок. 1340- 1410). ("Греками" называли на Руси всех подданных византийских правителей, независимо от национальности.) Феофан Грек до своего появления в Новгороде расписал более сорока церквей за пределами Руси в Халкидоне, Галате и Кафе (Малая Азия и Крым), работал в Москве. Но сохранился лишь единственный достоверный образец творчества великого мастера - фрески новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице, выполненные в 1378 г. Мировоззрение Феофана сложилось в 50-60-е гг. XIV в., когда в Византии происходило глубокое обновление духовной жизни на основе учения о Божественном озарении. Согласно этому учению, единый Бог излучает Божественную энергию, или свет, обожествляющий душу человека. Человек может общаться с Богом посредством аскетической молитвы и духовного сосредоточения.
Пытаясь выразить эти идеи художественно-образными средствами в живописном ансамбле церкви Спаса Преображения, Феофан Грек даже изменил традиционную систему росписи храма. В образе Пантократора (Вседержителя), который помещен в куполе храма, мастер подчеркнул огромную Божественную силу. Она исходит от мощной фигуры, лика и взгляда Христа. От его глаз разбегаются световые круги, изображенные в виде белых линий. Излучаемая Христом энергия как бы заполняет и пронизывает все пространство храма, создавая напряженную мистическую атмосферу, ощущение предгрозья. Острые лучики света вспыхивают на кистях рук, ликах и одеяниях священных персонажей, погруженных в безмолвную молитву. Феофан понимал это безмолвие не как пассивное ожидание. Напротив, он полагал, что созерцание Божественного света требует от человека огромного духовного напряжения, отречения души от всего плотского, земного. Во внешне суровых и замкнутых образах феофановских пророков и праотцев скрыт мощный духовный порыв. Им охвачены монахи-столпники, которые в высшем устремлении к Богу всходили на столпы (колонны) для вознесения одинокой молитвы. Исихасты называли столпников "земной формой ангелов" и считали их наивысшим идеалом святости. Суровый, аскетический дух фрескового ансамбля подчеркивают сдержанные цвета: бледно-фиолетовые, светло-желтые и серо-зеленые тона подчинены драматическому красно-коричневому тону.
Психастские идеи и живописная манера Феофана Грека имели немало сторонников и почитателей в среде его учеников и новгородских мастеров. Об этом свидетельствуют фресковые росписи новгородских церквей Успения на Волотовом поле (ок. 1363) и Святого Федора Стратилата на Ручью (последняя треть XIV столетия).
В Москве Феофан Грек совместно с Симеоном Черным расписывает церковь Рождества Богородицы (1395-1396) с приделом Лазаря, Архангельский собор в Кремле (1399), вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым - Благовещенский собор в Кремле (1405). Для иконостаса этого собора он использовал доски высотой более двух метров. (До недавнего времени иконостас Благовещенского собора (точнее, деисусный чин) считался самым достоверным произведением Феофана Грека в Москве. Однако сейчас эта точка зрения оспаривается.) Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской живописи.
Фресковая живопись рассматриваемого периода оказала влияние на иконопись. В Новгородской республике развиваются разные направления в иконописи - от "архаизирующего", испытывающего влияние народной фольклорной основы, до "грекофильского", воспроизводящего особенности византийского искусства. Для новгородской школы иконописи характерны лаконичность и простота композиционного решения, точность рисунка крепких коренастых фигур, изображенных на плоскости, чистая красочная палитра, ясность толкований сюжетов, трезвость мироощущения. Святые на большинстве икон изображаются в полный рост, их лица суровы. Ощущается связь с языческими временами: святой Николай ("Никола") - покровитель путешественников и плотников, защитник от пожара; пророк Илья, проливающий на землю дождь; Параскева Пятница - покровительница торговли.
С конца XIV в. икона становится основным видом изобразительного искусства в Новгородской республике. В XV в. появляются иконы, в которых создается нечто вроде посмертного портретного изображения. В качестве примера назовем икону "Молящиеся новгородцы" (1467). В верхнем ярусе изображен семифигурный деисус, во втором - предстоящие Христу молящиеся о грехах своих умершие члены семьи новгородского боярина Антипа Кузьмина, заказавшего икону.
В XV в. новгородцы, отстаивающие свою независимость от Москвы, обращаются к новгородской истории ранних веков. В иконе "Битва новгородцев с суздальцами" (или "Чудо от иконы "Знамение"") изображена победа новгородцев над суздальцами в 1169 г. Эта икона также многоярусна: в верхнем ярусе изображено перенесение иконы "Знамение" из церкви Спаса на Софийскую сторону в кремль; в среднем - парламентеры от суздальцев едут встретиться для переговоров с новгородцами, выехавшими из городских ворот, но суздальцы коварно посылают стрелы, некоторые из них попадают в икону. В нижнем, третьем, ярусе изображен момент, когда исход боя уже предрешен, и ряды суздальцев дрогнули под натиском новгородцев: из городских ворот выезжает рать, во главе которой святые воины Борис, Глеб, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский (по одному из вариантов легенды, они были посланы Богоматерью, чтобы оказать помощь новгородцам). Конницу ведут в бой не только эти святые - им помогает и ангел с мечом, занесенным над неприятелем.
Сплав византийского и славянского наследия мы наблюдаем в творчестве самых крупных мастеров эпохи Московского государства - Андрея Рублева (ок. 1360-1430) и Дионисия (ок. 1440 - ок. 1505).
Летописные данные о жизни и творчестве Андрея Рублева весьма лаконичны: неизвестны ни точная дата, ни место рождения, ни подробная биография художника. По одной из версий, прозвище Андрея связано с деревней Рублево, которая находилась на Москве-реке недалеко от столицы. По другой - его творческий путь начинался в тверском городе Старице. Предполагают также, что до сорока лет Рублев, еще мирской живописец, работал в мастерской великокняжеского двора. Позднее он стал монахом Троицкой обители, а затем и Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где и был похоронен.
Андрею Рублеву заказывали расписывать важнейшие храмы Московской Руси. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля (сильный пожар 1547 г. уничтожил эту роспись). В 1408 г. вместе с Даниилом Черным он восстанавливал живопись Успенского собора во Владимире, пострадавшего от монголо-татар. В 20-е гг. XV в. Рублев с Даниилом и другими художниками в Троице-Сергиевом монастыре украшал Троицкий собор, воздвигнутый на месте погребения преподобного Сергия Радонежского - одного из наиболее почитаемых русских святых.
Восхищение и признание современников вызывало не столько выдающееся живописное дарование Рублева, сколько его поразительное умение открывать взору человека невидимый мир Божественной красоты, сотканный из чистых красок, света и молитвенной тишины. Творчеству Андрея Рублева чужда насыщенная мистическим порывом грозовая атмосфера феофановской живописи, равно как и царственное величие древних византийских образов. Он вкладывал в свои произведения всю теплоту и искренность религиозного чувства, проникновенный лиризм и задушевность.
Во фресках владимирского Успенского собора разворачивается монументальная картина "Второе и страшное Христово пришествие", где драматические сцены и фантастические видения повествуют о последних событиях в истории человечества. В понимании Рублева Страшный суд - окончательное торжество добра над злом. "Ярое око" Христа низвергает грешников в "геенну огненную" - вечный адский огонь, но дарует спасение и открывает райские врата праведникам. Идея торжества Божественного порядка нашла выражение в уравновешенной и стройной композиции. Все ее сцены устремлены к изображению Христа, окруженному высшими небесными силами ("Спас в силах"). По замыслу Рублева, торжественная сцена суда, где по традиции представлены сидящие на тронах апостолы и сонмы ангелов позади них, должна не устрашать, а ободрять верующего, вселяя в него уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому просветленные лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.
Наиболее известное его иконописное произведение, совершенное по исполнению, - икона "Троица" (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана, как долго время считалось, для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде в первой четверти XV столетия. Однако дошедшие до наших дней документы свидетельствуют, что икону подарил монастырю Иван Грозный в XVI в. А в царские руки "Троица" попала, очевидно, после московского пожара 1547 г. Первоначально "Троица" входила в состав иконостаса Успенского собора в Звенигороде. Сама тема "Троицы" понималась многими русскими людьми, вслед за Сергием Радонежским, как тема национального единства.
Взяв за основу византийскую иконографическую схему композиции (сцена известного ветхозаветного сюжета приема и угощения старцем Авраамом и его женой Саррой трех таинственных странников, в образе которых у дубравы Мамре явился библейскому патриарху триединый Бог), Рублев подверг ее переосмыслению и создал нечто абсолютно новое. Рублев сосредоточил действие вокруг трех ангелов, беседующих перед трапезой (греч. "стол", "кушанье"; здесь - стол для приема пищи), в центре которой высится чаша с головой тельца - символ крестной жертвы Христа. В этой иконе перед человеком предстает сама Вечность, ибо странники не общаются с Авраамом, а как бы пребывают в безмолвной беседе. Перед ними не пиршественный стол, а священная трапеза, не фрукты и хлебцы, а чаша причастия. Это увиденные мысленным взором художника любовь и согласие трех, составляющих единое. Едва ли не единственному среди живописцев Средневековья Рублеву удалось решить почти неразрешимую творческую задачу - показать Троицу как триединство. Как правило, этот богословский тезис ставил в тупик восточных и западных живописцев, которые то сосредоточивали свое внимание на Боге Сыне - Христе, то изображали всех трех ангелов совершенно одинаково. Рублев достиг успеха, пойдя не по пути прямого иллюстрирования догмата, а по пути его художественного истолкования и переживания. Три ангела Рублева едины не потому, что тождественны, а прежде всего потому, что связаны единым ритмом, движением в круге, или круговым движением. Это первое, что сразу и властно захватывает при созерцании рублевской "Троицы". Внутренний взор зрителя невольно фиксирует на иконе Рублева круг, хотя на самом деле его нет. Он образуется позами, движениями ангелов, соотнесенностью их фигур.
Мотив кругового движения - средство художественного выражения единства ангелов, а индивидуальность каждой фигуры мастер подчеркивает позой, жестом, положением в иконном пространстве, наконец - цветом. Левый ангел по правилам иконографии облачен в синий хитон (широкую, ниспадающую складками рубаху) и лилово-розовый гиматий (верхнюю одежду из куска ткани, которая перекидывалась через плечо); правый - в синий хитон и светло-зеленый гиматий; средний - в вишневый хитон с золотой продольной полосой (клавом) и синий гиматий. Вишневый и синий - это традиционные цвета одежд Христа, образ которого запечатлен таким в центре поясного чина и потому привычно ассоциируется с центральным персонажем "Троицы". На иконе Рублева тема среднего ангела - Христа - неразрывно связана с темой чаши, которая возникает в композиции несколько раз, постепенно усиливаясь. Чашу образуют линии подножий. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая чаша), ограниченная очертаниями согнутых ног крайних ангелов. Наконец, когда взгляд зрителя, скользя по силуэтам боковых фигур, переходит к осмыслению иных величин, снова возникает образ большой чаши, в которую погружен средний ангел - Христос. Чаша символизирует искупительную жертву Христа за весь род людской. Эта тема воплощается через сопоставление реальной чаши на трапезе с той, которая видится
"разумными очами" благодаря расположению фигур и исчезает, как только внимание созерцающего возвращается к предметам материального, вещественного мира.
На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и святости. Душевная чистота, ясность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линий с большой силой воплощают идею высшей гармонии.
До наших дней сохранился также иконостас в Троице-Сергиевом монастыре (1424-1426), который Андрей Рублев расписывал со своими учениками. Его кисти принадлежат изображения Павла и Михаила Архангела. В конце жизни Андрей Рублев расписал собор в Андрониковом монастыре.
Наиболее выдающимся представителем рублевского направления в искусстве второй половины XV - начала XVI в. был Дионисий (ок. 1440-1505). Он происходил из знатного рода и принадлежал к мирянам. В семье Дионисия, как и в семьях многих других художников того времени, иконописание стало наследственной профессией. По своим взглядам Дионисий был близок к Иосифу Волоцкому, который был духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную церковь. Это проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно-декоративному, соответствующему пышной церемониальности церковного обряда, в многолюдности композиций Дионисия. Для созданных Дионисием героев характерны преувеличенная удлиненность пропорций, замедленность и мягкость движений. Так художник понимал изображение одухотворенной человеческой плоти.
В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле. Эти росписи сохранились фрагментарно. Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае (1500-1503). Его работы - иконы и фрески - отмечены утонченным рисунком, изысканным колоритом, пышной декоративностью, отличаются праздничностью и нарядностью, светлой радостью.
Прекрасными образцами творчества Дионисия-иконописца являются "Богоматерь Одигитрия" из местного ряда иконостаса Феропонтова монастыря и "Распятие" из Павлово-Обнорского монастыря. Иконография "Распятия" восходит к композиции троицкого иконостаса. Тело Христа плавно изогнуто, тонкие руки повисли. Группа женщин с вытянувшимся в центре темным силуэтом Марии - это стройный "хор", ритмическая ориентированность которого и звучность цветов оставляют сильное впечатление.
Будучи последователем Рублева, Дионисий как выдающийся и самобытный мастер нашел свой собственный путь и свое место в древнерусском искусстве. Ему не свойственно столь присущее Рублеву подчинение композиции круговым ритмам, отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, та любовь к его изображению, которые так характерны для Рублева. Персонажи Дионисия как бы менее зависимы от особенностей композиционной плоскости, в лицах есть нечто стандартное. Мастер внес много нового в понимание колорита, который ни у одного из русских художников не был так богат и разнообразен. Влияние творчества Дионисия на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины XVI столетия.
Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора (1563- 1564). Наряду с традиционными изображениями святых и московских князей появляются портреты византийских императоров и "античных мудрецов": Гомера в русском платье, Вергилия - в мантии и широкополой шляпе, Плутарха, Аристотеля и др. Живопись конца XV-XVI вв. характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Эти же мотивы начинают проникать и в другие виды культуры.
Обзор главных достижений русской культуры и живописи XIV века.
Статья раскроет наиболее значимые события русской культуры и даст обзор ведущих достижений XIV века, ставших достоянием национального масштаба.
Литературное творчество.
Это время выделяется увеличением интереса как к устному, так и письменному стилю. Наибольший расцвет переживают такие жанры культуры Руси XIV века, как послания, летописи, поучения, жития. Большую известность получает тема освобождения Руси от завоевателей (наиболее яркие произведения - «Слово о гибели Русской земли» и «Житие Александра Невского»). Стали формироваться предпосылки к созданию образовательных (азбука Стефана Пермского, «Сказание о святых местах в Константинополе» Василия Калики), нравственных («Измарагд», «Поучения» Митрополита Петра, «Поучения к духовным чадам» Митрополита Феогноста), биографических («Жития Феодора Ярославского», «Житие Софии Ярославны Тверской») образцов повествования.Не меньший расцвет пережило и переводное дело. Выдающиеся труды сербских, болгарских, византийских религиозных деятелей были переведены на русский язык и активно распространялись. Особенный интерес представляют переводы чудовского списка Нового Завета, апокрифов о Макарии Римском и Аврааме, «Шестодневы» и «Слова Иоанна Солунского о преставлении Богородицы».
Архитектура.
Серьезные изменения в общественной и политической жизни Руси привели к заметным изменениям архитектурного облика многих городов (например, Москвы, Суздаля, Владимира, Звенигорода). Истоки, заложенные еще в домонгольскую эпоху, постепенно перекочевали в московскую и суздальскую архитектурные школы.Наиболее заметными памятниками того времени стоит считать Успенские соборы в Звенигороде и Москве, церковь Федора Стратилата, Благовещенский собор в Пскове. Их выделяет массовое использование белого камня, легкость и изящность внешнего облика (стиль архитекторов А. Фиораванти, М. Руффо и П. Солари), участие известных мастеров при внутренней отделке (роспись Дионисия, палехская школа Белоусовых).
Живопись.
Возобновление тесных связей с Византией дало толчок к новому этапу развития самых различных форм живописи. Наступила эпоха «золотого века» в русском изобразительном искусстве (особенно иконописи). Она выросла на фундаменте традиций Ростовской и Тверской земли. Новаторские идеи привнесла Московская иконописная школа, заложенная митрополитами всея Руси.Первоначально в работах ярко прослеживался палеологовский ренессанс. Это видно по таким деталям, как мозаичная техника создания, спокойные, размеренные сюжеты, тонкие образы, большое внимание к мелким деталям. Всех нарисованных персонажей выделяют гибкость конечностей, изящность пропорций, единство композиции и образов.
При митрополите Максиме был сделан один из выдающихся памятников русской культуры – икону Богоматери Максимовской в человеческий рост. Можно рассмотреть удивительную живописность и глубину образов Богородицы и Иисуса Христа.
Не менее интересен и наплечный образ Христа Спасителя, ныне хранящийся в Успенском Соборе Москвы. В нем лаконично сочетаются византийские (скользящий свет лика) и русские (точность форм, открытость изображения) черты.
Здесь же есть замечательная работа «Спас Ярое Око». В ней прослеживается напряженность лика Христа, его серьезный взгляд, обращенный на всех людей, на их жизнь и поведение, их грехи.
В Новгородской живописи той поры преобладают консервативные черты. Они держатся на самобытности и оригинальности местных мастеров. Несколько позже деятельность священнослужителей приобщила иконописцев к византийским традициям.
По новым канонам был сделан образ Георгия Победоносца, наделенный уверенностью и силой. Он наделен выразительным объемом, ярким скульптурным содержанием. Эти же черты можно увидеть и на работе «Явление Христа женам-мироносицам».
Архиепископ Новгородский Василий активно приглашал живописцев из Греции, они немало способствовали формированию новых взглядов на азы иконописи. Борис и Глеб на одной из работ выглядят достаточно величественно и торжественно.
Псковское искусство развивалось с обретением регионом управленческой самостоятельности. С ней живопись обрела многие самостоятельные характеристики. Впервые в истории стали создавать фрески (нанесение краски на сырую штукатурку). Немалое количество памятников древнерусской культуры XIV века появилось в Снетогорском монастыре. Их выделяет проработанность каждой детали, духовное влияние книг, идеи богословия.
Особый вклад в развитие культуры Руси внесла Москва. Именно в этом городе концентрируются наиболее талантливые художники (как отечественные, так и зарубежные). Одним из ярчайших представителей того времени считается Феофан Грек. Его самыми выдающимися работами считаются «Успение Богоматери», «Умиление», «Преображение Господне». При небогатой цветовой гамме и простой технике рисования каждая икона по-своему яркая и экспрессивная.
Уже не один год все видные искусствоведы отдельно выделяют творчество Андрея Рублева, выходца из Московских земель. Он как никто другой смог показать в своих работах всю силу веры, русского духа, величие нравственности и прекрасного в человеке. Андрей Рублев писал фрески к Благовещенскому собору Московского Кремля, Владимирскому успенскому собору, Андроникову монастырю. В Успенском соборе наиболее показательной работой является «Страшный суд». Традиционно суровую сцену наказания художник изобразил светлым торжеством справедливости, восстановления чести и достоинства.
Отечественная и мировая культурология давно признала XIV век как ключевой для развития самых разных областей культуры. Ее подъем ученые объясняют влиянием крещения Руси, широким распространением религиозности, идей единства народа, успехами экономического развития и победой в Куликовской битве, активным формированием института княжества.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 ВЕКАХ
ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.
Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел.
За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.
Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.
С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.
ЛЕТОПИСАНИЕ
Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.
Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.
- В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ
Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.
Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.
Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.
- Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.
Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.
ЛИТЕРАТУРА РУСИ
В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.
- Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.
Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.
В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.
НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ
Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.
- Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.
С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.
- В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. . Типография работала в основном на нужду церкви.
В 1574 году во Львове издается первая русская азбука.
ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.
Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.
Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82-31.XII. 1563 г.) - это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.
Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.
- Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.
ЖИВОПИСЬ РУСИ
Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.
- В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .
Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).
- Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.
Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).
![](https://i1.wp.com/moiarussia.ru/wp-content/uploads/2015/03/640px-Angelsatmamre-trinity-rublev-1410.jpg)
Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. - «гостеприимство») Авраама.
Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия - Иисуса Христа, левый - Бога-Отца, правый Бога - Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица – единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша – символ жертвы Христа за наши грехи.
В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .
К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.
Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.
АРХИТЕКТУРА РУСИ
В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).
- При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль.
Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.
По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств.
- Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.
Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.
![](https://i0.wp.com/moiarussia.ru/wp-content/uploads/2015/03/ifom121myr-e1447277634360.jpg)