Развитие связной речи у старших дошкольников. Особенности развития речи у детей Речь детей 6 7

В этой статье:

Речь - это одна из сложнейших форм речевой деятельности. По тому, как дошкольник владеет связной речью, можно сделать заключение о его общем развитии, об овладении культурой родной страны, языком. Именно этим фактором объясняется необходимость проведения тестировать детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в первый класс на предмет умения составлять связный рассказ.

По тому, насколько грамотно и связно говорит малыш, можно определить его готовность к обучению в школе. Более того, именно речевое развитие сыграет решающую роль в дальнейшем процессе обучения, его успеваемости и авторитете в классе.

Школьник должен уметь связно отвечать на уроке, как с места, так и у доски, формулировать логически грамотные вопросы, составлять рассказы и пересказывать услышанный материал, как кратко, так и близко к тексту.

Достаточно часто родители, анализируя речь детей 6-7 лет, обращают внимание на качество фразовых высказываний. На самом же деле по одним лишь высказываниям судить о качестве речи рано.

Связная речь
у детей 6-7 лет должна представлять собой логически связанные предложения, которые будут выражать законченную мысль. В этом возрасте рассказы детей, как правило, носят характер повествовательных и объяснительных.

В первом случае дети рассказывают о событиях, впечатлениях, во втором - поясняют, как обращаться с тем или иным предметом, для чего он нужен и так далее. Дополнительным направлением являются так называемые творческие рассказы и рассуждения, в основе которых чаще всего лежат фантазии детей.

Как развивается речь детей в 6 лет

Развитие речи у детей в этом возрасте характеризуется использованием простых распространенных предложений. Не так часто, но все же используют дошкольники на 6 году жизни сложные предложения, включающие в себя более 10 слов. Кроме того, для детей этого возраста развитие речи характеризуется:


В словарном запасе шестилетнего ребенка уже более 3000 слов, он начинает активно использовать обобщающие понятия, притяжательные прилагательные, местоимения и наречия, а также сложные предлоги. Для детей не представляет труда образовывать новые слова с помощью суффиксов, использовать относительные прилагательные и однокоренные слова. Многие дошкольники именно в этом возрасте начинают увлекаться словотворчеством.

Развитие речи у детей в возрасте 6 лет позволяет им не испытывать сложностей в процессе согласования частей речи с учетом падежа, рода, числа, используя в нужных ситуациях предлоги.

Несмотря
на все перечисленные выше достижения, речь шестилетки переполнена грамматическими ошибками, связанными с использованием падежей, чисел, согласованием частей речи и структурой предложения.

В целом же речь отличается четкостью, у детей появляется интерес использовать звуковое оформление слов, они с удовольствием упражняются в поиске подходящих рифм.

Развитие речи в 6 лет также характеризуется высоким уровнем развития фонематического слуха. Дети в состоянии узнавать схожие по звучанию слова, умеют по требованию выделить нужный звук в слове и подобрать на него новое слово, различают интонации и тембры голоса. Что касается развития сложных форм синтеза и анализа слов, то успеха дети смогут добиться только при условии намеренного их обучения.

В 6 лет дети способны пересказать недлинные тексты, прочитанные два раза, а также им под силу выразительное чтение и составление рассказа по картинке, описание недавно пережитых событий с высказыванием личной точки зрения.

Как развивается речь семилетки

К семи годам развитие речи у детей характеризуется увеличением словарного запаса до 3500 слов. Дети
используют образные выражения и устойчивые словосочетания, знакомятся с основными правилами соединения слов и их изменения.

В 7 лет у детей активно развиваются логика, внимание и память, а также ряд других качеств, важных для успешного обучения в школе. Дети в этом возрасте справляются с усвоением слоговой структуры слов, умеют по требованию находить в слове нужный звук, придумывать с ним новые слова, выделять ударные гласные, обозначать первый и последний звуки. Важно, чтобы семилетка умел группировать предметы и обобщать их с учетом определенных признаков.

Язык как средство общения детей в 7 лет

В 7 лет язык для дошкольника – это не только средство для общения. Дети осознают необходимость его изучения в связи с обучением умению писать и читать. По мнению психологов, именно в этот период дети понимают, что язык для них становится родным.

В речи преобладают развернутые высказывания, связанные с появлением новых задач общения, характерных для этого периода - активного общения со сверстниками. В пассивном словаре по-прежнему больше слов, чем в активном, кроме того, ребенок до сих пор не знает всех значений слов.

В течение первого года обучения в школе развитие речи перейдет на новый уровень. Из простой речи она трансформируется в монологическую. Кроме того, в жизни старшего дошкольника появляется письменная речь, открывающая перед ним новые возможности, например возвращение к ранее написанному с исправлением ошибок, что, в свою очередь, положительным образом скажется на формировании грамотной речи в будущем.

Игры для развития речи у старших дошкольников

Конечно же, с детьми 6-7 лет нужно продолжать играть, вот только игры нужно
выбирать не только развлекающие, но и обучающие. Например, стимулировать развитие связной речи у детей могут специальные игры, благодаря которым дети научатся правильно строить предложения, формировать диалоги, ставить вопросы и давать на них ответы.

Игра «Журналист». Отличная игра, построенная на беседе. Малышу можно предложить сыграть роль сначала респондента - того, кто будет давать ответы на вопросы, а потом и репортера - того, кто эти вопросы будет задавать. В игре можно использовать микрофон, в который дети должны говорить без стеснения. Поднимать можно любые темы, начиная от недавно прочитанной книги и заканчивая совместно проведенным последним праздником.

Игра «Отгадай загадку» . Интересная игра, подразумевающая собой участие сразу всех членов семьи. Взрослые должны будут обыграть какую-то ситуацию между собой, дошкольнику же будет предложено ее озвучить. Также можно использовать в игре картинки, которые ведущий будет пытаться изобразить, а остальные - отгадать.

Игра
«Отгадай игрушку».
В игре задействуется игрушка, которая должна будет стать главным героем выдуманной детьми или взрослыми истории. Малышу или взрослому будет предложено угадать по истории, какая именно игрушка принимала в ней участие. Простая и интересная игра поможет стимулировать речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Придумай предложение» . Малышу нужно будет сочинить предложение, используя изображения на представленных ему картинках. Важно заинтересовать кроху настолько, чтобы он захотел составить креативные предложения. Со временем задание можно усложнить, предложив малышу воспользоваться сразу тремя картинками.

Влияние речевых игр и упражнений на развитие речи дошкольников

У большинства детей дошкольного возраста обычно проявляются речевые нарушения и признаки недоразвития речи. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно - перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе учреждений, работающих с дошкольниками. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В Центре внешкольной работы Советского района г. Брянска реализуется комплексная образовательная программа «Школа развития дошкольников «Ступеньки» по подготовке дошкольников к школе. Основным разделом программы является - развитие речи. На протяжении 2-х лет на занятиях по развитию речи мы используем комплекс речевых игр и упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение.

Игровые упражнения для детей 5 – 6 лет.


I. Воспитание звуковой культуры речи.
Игра «Ловим звук». Правила игры: рассказываем ребёнку о том, что выбранный нами звук пошёл гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только ребёнок услышит этот звук в слове, он должен хлопнуть в ладоши. (Звук может пойти погулять в лес, в парк, на луг, тогда можно подобрать слова по тематическому принципу). Например: решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных живёт. Я буду их называть, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «п». Панда, попугай, бегемот и т. д.).

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт». Оборудование: набор игрушек (кукла, заяц, котик). Правила игры: педагог и дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца …(короткий), значит он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла даёт детям флажки (ленточки, колечки от пирамидки и т.п.).

Игровое упражнение «Найди точное слово». Оборудование: плоскостные картинки (яблоко, лимон, снег, сахар, ворона, рыба, кузнечик). Правила: педагог просит детей узнать, о каком предмете пойдёт речь.
- « Круглое, румяное, сладкое – что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету и форме. После того как дети назовут предмет, кто-то из детей ищет на столе у педагога нужную картинку и помещают на доску. Можно поменять форму вопроса, например, дополнить другими словами. «Снег белый, холодный..(ещё какой?); сахар сладкий, а лимон …(кислый)». - «Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона..(летает), рыба..(плавает), кузнечик…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова..(мычит).
IV. Развитие связной речи.
Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»
Оборудование: картинки с изображением зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки др. Правила игры: педагог обращается к детям примерно с такими словами: - «Я расскажу вам историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Миша аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежит у Миши в шкафчике?» Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на доске соответствующие картинки. Если дети что – то не назовут, показываем картинку – подсказку. - «Миша собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки…(снова перечисляем предметы одежды; по мере называния убираем с доски картинки). А Толя никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Толя нашёл только шарф и шапку. Чего не хватает Толе, чтобы пойти на прогулку?» Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на доске соответствующие картинки. Если ребёнок ошибается, тактично поправляет его. (Не хватает носков, валенок и т. д.)

Игровые упражнения для детей 6-7 лет.


I. Звуковая культура речи.
Игра «Цепочка слов». Оборудование: предметные картинки (5-8 штук). Правила игры: на столе лежат картинки. Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее ребята выбирают картинку, название которой начинается на данный звук, и помещают её на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.
II. Формирование грамматического строя речи.
Игра «Дерево родственных слов». Оборудование: изображение дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках). Правила игры: педагог рассказывает детям. - «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова - родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова, к какому – либо заданному слову. С каждым, словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т. д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
III. Обогащение словарного запаса.
«Слово за слово». Правила игры: педагог определяет тему, например: животные на букву «К». Первый ребёнок начинает: крокодил. Следующий должен повторить это слово и прибавить своё, например: крокодил, куница. Следующий ребёнок добавляет своё слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, дети играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.
IV. Развитие связной речи.
Игра на развитие речи «Кузовок». Оборудование: корзинка. Правила игры: дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься - отдашь залог. Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги
по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп - какое - то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Светлана Викторовна Молчанова
Развитие речи детей 5–6 лет

Развитие речи ребенка 5-6 лет

Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей , замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.

Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный - короткий, твердый - мягкий, тяжелый -- легкий, пушистый - гладкий, слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо - перьевая ручка - шариковая ручка)

Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир : расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

Характеристика речи старшего дошкольника

Что знает и использует в речи ребенок 5-6 лет ? Ребенок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей , иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности : игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.

Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи : словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи , интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь , пользуется в ходе общения развернутыми фразами , точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был . Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении : возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы . Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением - антонимы (друг - враг, высокий - низкий, хорошо - плохо, говорить - молчать) ; слова, близкие по смыслу, - синонимы (ходить - идти, шагать; грустный - печальный, безрадостный) .Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами : наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями : вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других . Это звуки : [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ : определять место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам .

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка , его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых .

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Публикации по теме:

Картотека игр для развитие речи детей 2–3 лет Игры на развитие речи для детей 2-3 лет. Игра «Дерево». Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги. Описание: педагог.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6–7 лет» Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Консультация для родителей на тему «Развитие речи у детей 3-4 лет» Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 2–3 лет» В нашем современном мире приоритет отдан гаджетам и компьютерным технологиям. Общение заменили на телефонные разговоры и социальные сети.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 2–3 лет» Консультация для родителей: “Развитие речи у детей 2-3 лет” Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать.

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Оборудование:

Памятки для родителей.

Подготовительная работа:

Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников;

Изготовление памятки для родителей.

Ход мероприятия.

Уважаемые родители, если нет возражений, я начну с доклада на тему: «Развитие речи детей 6-7 лет».

Удовлетворяя любознательность детей, вы тем самым помогаете ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра – первый помощник для всестороннего развития дошкольника. Все, чему родители и дошкольное образовательное обучение научили детей, то и является солидным фундаментом в дальнейшем обучении ребенка.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому этапу и учебной деятельности. Прежде всего, необходима сформированность желания учиться, то есть мотивационная готовность. Без осознания «надо» ребенок не сможет успешно обучаться. Подготавливая ребенка к школе необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, анализировать.

Фундаментом для успешной подготовки и адаптации ребенка к школе являются:

  • физическое здоровье;
  • развитый интеллект;
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  • выносливость и работоспособность;
  • умение читать и считать;
  • хорошая память и внимание;
  • инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.

Мне хотелось бы наиболее глубоко остановиться на развитии речи детей 6-7 лет.

Для определения слабых мест в речевом развитии детей, нужно узнать какие умения, относящиеся к развитию речи, необходимы ребенку 6-7 лет:

произносить все звуки речи и различать их на слух;

использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок); строить сложные предложения разных видов; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; составлять сложные предложения из 3-4 слов; разбивать слова на слоги; различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

Именно родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей следующим образом:

1). Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

2). Необходимо ежедневно заниматься с ребенком в области развития речи:

тренируйте умения определять и объяснять свой выбор времени года на улице и картинках;

развивайте связную речь детей, пересказывая сказки, содержание мультфильмов;

составляйте рассказы по картинкам и на основе впечатлений, следя за правильным произношением и дикцией ребенка;

проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;

развивать слуховое внимание и восприятие;

учите ребенка правильно называть слова, обозначающие местоположение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед;

развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умениелегко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций общения, признавая авторитет взрослых;

учить ребенка принимать учебную задачу, то есть внимательно слушать и понимать задание или, при необходимости, уточнить его;

тренировать ребенка в назывании текущего месяца и последовательности дней недели;

учить, в определенном порядке называть адрес, фимилию, имя, имя, отчество родителей.

Домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с ребенком.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра со взрослыми и сверстниками является основным способом развития речи. Поэтому в занятия, организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы, заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. И игры на развитие речи, основные из которых вы сможете увидеть в памятках, которые будут Вам вручены после окончания родительского собрания.

Старайтесь больше времени уделять своим детям.

Также необходимо использовать обучающие игры, такие как: лото, домино, пазлы, парные картинки, проговаривая действия вслух.

Чтобы обеспечить чистоту и плавность речи детей, избавить ее от лишних пауз и запинок, предлагаю проводить тренировки речевого дыхания, при помощи ниже перечисленных игр и упражнений: «Ветреная мельница», «Узнай цветок», «Чья птичка улетит дальше?» и другие.

Предлагайте детям на одном выдохе произносить: чистоговорки и небольшие скороговорки.

Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности.для развития мелкой моторики используйте: мозайки, коробочки для собирания мелких камешков, наборы бусинок разной величины, пособия по застегиванию пуговиц и завязыванию шнурков, пальчиковый и варежковый театр.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными.

Не надо заставлять своего ребенка заниматься и ругать за плохо выполненную работу, а лучше заинтересовать его тем или иным заданием либо игрой, а в конце найти хорошо выполненный фрагмент в работе, пусть даже маленький, похвалив его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Уважаемые родители, предлагаю вам воспользоваться данными советами в области развития речи. Весь наглядно-информационный материал вы можете найти в «Уголке для родителей» и в пособиях, выложенных мною на столах. После собрания вы можете с ними ознакомиться.

Спасибо за внимание. Если есть вопросы, пожалуйста задавайте.

И напоследок хочется вам пожелать: «Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть!».

«Любите своих детей

и помогайте им.

Дети – это самое дорогое,

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развиваем речь, играя

Для детей от 6 до 7 лет

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Дети седьмого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых.

По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда - формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, то ребенок постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся.

Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его - и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чем думает, почему он решил вам довериться.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций.

У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.

Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:

- Кто сломал в лесу малину? - - Кто таскал наш мёд из улья? -

Тонко заяц пропищал. Дружно пчёлы прожужжали.

Ушки зайца шевелились, Что же бедным пчёлам думать -

Он от страха весь дрожал. Съеден мёд, а кем - не знают.

- Кто болото взбаламутил? - Громко квакнула лягушка.

Из воды болотной мутной. Чуть видна её макушка.

- Кто тут чем-то недоволен? Грозный рык в лесу раздался.

- Я поел малинки вволю! На полянке я топтался!

Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик Когда они поели,

И поспешил узнать, То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя: Сказал, закончив дело:

- Пойдём с тобой гулять? - Пойдём с тобой гулять!

И мама отвечала:

- Ну что ж, не будем ждать. Уж коли обещала

- Пойдём с тобой гулять!

«Поиграйте с ребёнком дома»

(дидактические игры по развитию речи)

"Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений)

-Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

-Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

-бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

- Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

-Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Кому угощение?" (употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова" (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

"Кто кем хочет стать?" (употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

"Зоопарк" (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

"Назови как можно больше предметов"

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

"Подбери рифму" (развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ .

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников – это развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

После шести лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;

· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

· предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

· написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

· придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

· рассказать историю от лица любого героя или предмета;

· описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ .

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. В них сконцентрирован и обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни.

С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи: учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).

Один в поле - (не воин).

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи: учить понимать образные слова в пословицах, фразеологизмах.

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи: учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня - в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

«Развитие речи детей 6 лет»

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить - правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. Рассмотрим развитие речи детей 6-7 лет (подготовительная группа).

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. У детей этого возраста недостатки в произношении встречаются редко, лишь в отдельных случаях. Некоторые дети продолжают неправильно произносить шипящие, сонорные, свистящие звуки, реже - твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. С такими детьми индивидуально занимается учитель- логопед. Обычно дети 6 лет говорят внятно и четко. Ошибки бывают в правильности проставления словесного ударения: «понял», (вместо понял), «магазин» (вместо магазин) и др. Взрослый всегда поправляет ребенка, давая образец произнесения слова. Кроме того, с детьми, у которых обнаруживаются недостатки в умении управлять голосом, изменять темп речи, а также в овладении интонационной выразительностью, педагог организует дополнительные занятия для развития речевого слуха и внимания.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. У детей 6 лет можно совершенствовать речь особенно её синтаксическую сторону, через усвоение способов словообразования всех частей речи, единичных форм, исключений. Речь ребенка обогащается грамматическими формами и конструкциями. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно образовывают слова, обозначающие человека определенной профессии, детенышей животных, предметы посуды, подбирают однокоренные слова. И самое главное, дети способны критически относиться к своим грамматическим ошибкам, они, как правило, стремятся к правильности и точности речи. Они знают, что слово пальто не изменяется; что «одеть» - кого, а «надеть» - что; а слово хотеть изменяется по-разному, в зависимости от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих: хочу - хотим и др. Дети 6 лет используют в своей речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения. Им можно задавать вопросы о грамматической правильности высказываний, так как они уже способны анализировать. Если дети не владеют всем перечисленным выше, следует разобраться в причинах отставания в речевом развитии, затем, в зависимости от причин, предложить ребенку материал наиболее доступный (тот, что рекомендуется в 5 лет и ранее) или обратиться за помощью к специалисту. Очень внимательно надо отнестись ко всем недостаткам в речевом развитии, обнаруженным в конце дошкольного детства, так как они негативно скажутся на обучении в школе.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ. Словарь детей к моменту поступления в школу насыщен обобщающими существительными, прилагательными, обозначающими свойства предметов и явлений, названиями действий и их качеств и т.д. Дети пользуются точными выразительными словами для передачи своих эмоций, впечатлений, представлений. Соответственно, их речь обогащена синонимами и антонимами, дети в состоянии объяснить неизвестные и малоизвестные значения многозначных слов, умеют правильно сочетать слова по смыслу и осознанно употребляют видовые родовые понятия. Например, дети правильно используют обобщающие слова типа: растения - деревья, цветы, кустарник или фрукты - виноград, слива, яблоко, груша и аналогичные, зная при этом, что понятие «растение» - широкое и включает в себя такие понятия, как «деревья», «цветы», «кустарник»; а понятие «фрукты» шире, чем «виноград», «слива», «яблоко» и др. Дети также способны выделять в предложениях слова, близкие или противоположные по смыслу. Они в состоянии понять разное значение одного и того же слова, правильно оценить переносный смысл слов (в поговорках, пословицах), выбрать наиболее точные слова и выражения, подходящие к данной ситуации. Если дети 6 лет не овладели лексикой родного языка, то причину недоразвития можно обнаружить, обратившись за помощью к специалисту (логопед, психолог, дефектолог).

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. У детей 6 лет хорошо развита диалогическая речь: они отвечают на вопросы, подают реплики, задают вопросы. При этом свободно пользуются вопросительными и восклицательными интонациями, могут выразить удивление, просьбу; сопровождают речь жестами, мимикой. Они уже способны построить краткие высказывания. Владея монологической речью, дети содержательно, грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно строят свою речь при пересказах и самостоятельном рассказывании. Дети могут пересказать литературное произведение, имея определенные представления о его композиции и языковых средствах художественной речи. В рассказах по картинке дети способны передать содержание, составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие и последующие изображаемому, могут описать пейзаж, передать настроение картины, сравнить разные картины. Рассказывая об игрушках, дети пользуются точными названиями их качеств (форма, цвет, размер, величина) и функциональных назначений. В своих рассказах они активно употребляют определения. Дети 6 лет уже в состоянии составить рассказы, используя для этого набор игрушек. Дети также могут рассказать, что с ними случилось, передать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании, живо и интересно. Если дети не владеют связной речью в 6 лет, стоит воспользоваться рекомендациями по её развитию на более ранних ступенях развития ребенка, если это, конечно, связано с некоторым отставанием в развитии по тем или иным причинам (болезнь, темперамент, недостаточное внимание к познавательной жизни ребенка и др.). В иных случаях следует обращаться к специалистам другого профиля (психолог, психотерапевт, врач, дефектолог).

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: познакомиться со всеми буквами алфавита и знать их; проводить звуковой анализ слов; анализировать предложения (по словесному составу) и составлять их из слов и букв азбуки (3-5 слов); читать по слогам и целыми словами несложные тексты. Если ребенок не владеет всем перечисленным, с ним следует позаниматься дополнительно. Дети этого возраста особенно тяготеют к графической стороне языка, буквенной символике и чтению. Поэтому педагогу или родителю очень легко, просто использовать эту высокую восприимчивость к графическому изображению слов и обучить чтению детей. В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: