Конспект логопедического занятия «Постановка звука. Как же выговорить эту трудную букву л Постановка зв л

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднения при обучении чтению и письму (это называется дислексией и дисграфией), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы.

Первый шаг в предупреждении таких проблем в школе - это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, бывает, что родители очень заняты или они испытывают материальные затруднения, ведь логопедическая помощь стоит недешево.

Наша задача - помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильного произношения звуков, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо) и нет тяжелых речевых нарушений (алалия, дизартрия, заикание и др.).

Звук [Л ] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться,

что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, - не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут . Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.

«Вампа» вместо «лампа», «ёшка», а не ложка), «ук», а как хочется услышать «лук». Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи малыши.

1. Искажение илипропуск звука [Л] называют«ламбдацизм» .

Вот самые распространённые:

Звук[Л] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа);

Межзубный ламбдацизм: при произнесении звука [Л] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата).

Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

2. Замена звука [Л] на другие звуки, - это параламбдацизм:

Звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол);

Звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.;

Звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;

Звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка);

Звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л"]: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

3. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звука [Л].

Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: - губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами - бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;

Вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика - артикуляционная.

При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:

1. «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

2. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед.

3. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

4. «Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).

5. «Парус» - кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

6. «Кошка лакает молоко» - широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.

7. «Индюк болтун» - движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

8. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз - два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).

ØЕсли язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:

«Лошадка» - пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

ØДля надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:

«Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

ØВышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:

Удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;

Точно выполнять движения;

Следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.

4. Способы постановки звука [Л]

Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:

Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);

Широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);

Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).

Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.

2. Постановка от межзубного звука (нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):

ØЭтот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.

Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.

Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»:

губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.

Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.

1. Постановка звука [Л] от правильного [Л"] (мягкого звука Ль)

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.

Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их

подушечками пальцев.

ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.

«Рыбка» - пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали» - с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка

Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ - ЛЮ - ЛЁ - ЛЕ - ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.

Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ - лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ - лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ - летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!

Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…

Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ - ОЛЬ - УЛЬ - ЫЛЬ - ЕЛЬ - ЮЛЬ - ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ - СЛЮ - СЛЯ - СЛЁ - СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).

И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)

ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ - мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ - на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!

Начните с прямых слогов: ЛА - ЛУ - ЛО - ЛЭ - ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА - наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ - любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО - Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.

Большая голова. А котята - в уголок.

На колу сидела, Сели-посидели,

На луну глядела, Песенку запели.

Глазами блестела. Услыхали ложки, -

Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.

Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, -

И - полетела! Поскакали все с печи!

Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,

Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.

Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,

Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.

(В. Лифшиц) (В. Лунин)

Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ - ОЛ - УЛ - ЫЛ - ЕЛ - ЮЛ - ЯЛ - ЁЛ - ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА - КЛА - ВЛА - СЛА - ШЛА - ФЛА - БЛА - ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ - наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ - моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ - мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел полы мыл.

На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном - должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].

Назови продукты питания со звуком [Л].

Перечисли вещи со звуком [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:

Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони - скок!

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)

В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты , насыщенные этими звуками:

Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.

Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.

Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.

Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.

А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.

Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.

Учитель-логопед Пергунова М.Ю.

Список использованной литературы:

1. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Глазунова Е. Н., Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: ИД «Светлячок», 2001.

3. Епифанова О.В. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.- Волгоград, 2004.

4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Цель занятия: формирование правильного произношения сонорного звука.

Развитие органов артикуляции;

Развитие слухового внимания;

Развитие фонетико-фонематического слуха.

Артикуляционная гимнастика, формирование правильного произношения звука “Л”

Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При подборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо логопеда.

Логопед следит за качеством выполняемых движений: точностью, правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью. Хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;

Показ упражнения;

Выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

Проверка правильного выполнения, указание на ошибки;

Выполнение упражнения без зеркала.

Вначале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические.

Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы. Динамические – требуют ритмического повторения (примерно 6 раз) движений, координации, хорошей переключаемости.

Упражнения следующие:

“Индюк” - цель: выработать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ –БЛ (как индюк болбочет).

“Пароход гудит” - цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Приоткрыть рот и длительно произносить звук “Ы”.

“Самолет гудит” - цель: вызывание звука, близкого к “Л”.

Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука “Ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится “Л”.

“Вкусное варенье” - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

“Лошадка” - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

“Качели” - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

“Стрелочка” - рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

“Спрячь конфетку” - рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Положение органов речи при произношении звука “Л”

Губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Средняя часть напряженной спинки языка прогибается, язык принимает форму седла. Корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка, тыльной стороной ладони ощущаем теплую воздушную струю.

Постановка звука “Л”

Логопед показывает ребенку, как прикусывать широкий кончик языка. Ему объясняют: “Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке.” Теперь открой рот, а язык пусть лежит по – прежнему. Сделай так несколько раз подряд. (Ребенок упражняется перед зеркалом)

Подражая логопеду, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к постановке звука “Л” при межзубном положении языка. Логопед предлагает ребенку произносить звук “А” в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Упражнение повторяется 5-6 раз. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и слышно сначала слоги “АЛ, АЛ, АЛ”, затем – “ЛА, ЛА, ЛА”.

Логопед выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы он видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.

Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Логопед предлагает ребенку поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги “ЛЫ, ЛЫ, ЛЫ”. В сочетании со звуком “Ы” звук “Л” приобретает большую четкость.

Отработка звука “Л” в слогах

Проговаривание по 3-5 раз:

Отработка звука “Л” в словах

Бал – вал – мал – пал – зал
Бол – вол – мол – пол – зол
Бул – вул – мул – пул – зул
Был – выл – мыл – пыл – зыл
Бил – вил – мил – пил – зил
Бел – вел – мел – пел – зел
Бял – вял – мял – пял – зял
Стул, Павел, забыл, пенал, пол….

Отработка звука “Л” в предложениях

Лыжник едет по лыжне.
В углу стоят лыжи.
У Лайки была белая лапа.
Мила поставила лампу на стол.
Клава пила молоко и ела булку.
Клубок упал со стула на пол.
Павел плыл в лодке по волнам.

Отработка звука “Л” во фразовой речи

Стихотворение “Вот какая мама”

Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.

Светлые чулочки
На ногах у дочки.

Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.

Вот как мама угодила –
Свою дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Скороговорка

Ал – ал – ал – пенал на пол упал,
Ол – ол – ол – пенал упал на пол,
Ул – ул – ул – пенал упал на стул,
Ыл – ыл – ыл – Павел пенал забыл.

Рассказы

Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли, зато кукла вышла славная. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были большие.

Петяпомог

Над окном одного дома было ласточкино гнездо. Из гнезда выглядывали четыре птенчика.

Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточкам жалко было птенчика. Они кружились над ни и пищали, но помочь не могли.

Это увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки весело защебетали и стали кормить птенчика.

В конце занятия подводятся итоги. Проверяется правильность выполнения артикуляционных упражнений. Уточняется артикуляционный уклад при произнесении звука “Л”.

В тетради записывается домашнее задание, которое ребенок выполняет дома перед зеркалом под присмотром взрослых. В работе с тетрадью необходимо соблюдать последовательность: постепенно переходим от задания к заданию, от простого к сложному.

Изученный материал закрепляется тщательно.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе.

Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

Основная задача логопеда - включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его.

Только при положительном отношении ребенка к занятиям можно выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить узнавать и различать звуки, формировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление.

На занятиях используется игра, рисование, художественное слово и другие средства и любимые виды деятельности, развивающие познавательную активность ребенка, позволяющие избегать быстрого утомления.

Применяются разнообразные приемы: называние картинок, добавление слов, отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, разучивание стихотворений, потешек, считалок, исключение неподходящего слова и подбор обобщающих понятий, сопровождение речи выразительными движениями, игры со словом, работа со звуковыми схемами слов, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием и многие другие интересные для детей виды работ.

Используемая литература

  1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. “Энциклопедия логопедических игр”. – СПб.: КАРО, 2007.
  2. Крутий Е.Л. “Волшебная логопедия”. – Д.: Сталкер, 1999.
  3. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. “Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников”. – М., 1995.
  4. Лопухина И.С. “Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей”. – М.: Аквариум, 1995.
  5. Пожиленко Е.А. “Волшебный мир звуков и слов”. – М., Гуманитарный издательский центр “Владос”, 1999.
  6. Решетник Т.П. “Логопедические развивалки. Развивающие игры для детей”. – М.: Эксмо, 2010.
  7. Руденко В.И. “Логопедия: практическое пособие для логопедов”. – Изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  8. Ткаченко Т.А. “Если дошкольник плохо говорит”. – СПб: Акцидент,1997.

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие – 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая – ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» – «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам – Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па – Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. – Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. – Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является «Л». Иногда поставить его произношение получается только к 6 годам. Существует ряд упражнений, которые могут в этом помочь. Важно знать правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука «Л» может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.

Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:

  • двугубный: вместо правильного звука слышится «у» («уапата» вместо «лопата»);
  • носовой (на мягкое небо попадает корневая часть языка, из-за чего поток воздуха устремляется в нос, звук «л» меняется на «нг» — вместо слова луна может слышаться «нгуна»).
  • межзубный (в процессе речи кончик языка помещается в межзубное пространство);
  • Иногда звук не проговаривается вообще (вместо слова лук ребенок говорит «ук»).

Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:

  • на Г – «стог» вместо «стол», вместо «полы» «погы»;
  • на В – вместо «лыжи» «выжи»;
  • на Ё – вместо слова «ложка» проговаривается «ёжка»:
  • на Д – слово «лошадь» произносится как «дошадь»;
  • на мягкий звук Л – «деля вместо «дела».

При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.

В чем причины неправильного произношения «Л»

Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:

  1. в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
  2. анатомически короткая подъязычная связка;
  3. слабость мышечных тканей языка.

Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «Л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции. Нужно обратить внимание на следующие правила:

  • зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
  • чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
  • кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
  • корневую часть языка важно приподнять;
  • чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
  • в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести «Л»

Существует несколько распространенных ошибок, которые возникают при попытке произнести «Л». При этом все способы постановки звука становятся неэффективными. Многие из ошибок вызваны неправильным расположением губ и языка, а потому их просто решить.

Звук «Л» может не получаться из-за того, что:

  • язык оттягивается во внутреннюю часть рта, из-за чего получается произносить «Ы» (вместо слова «лом» получается «ыом»);
  • губы располагаются неправильно, из-за чего слышатся не те звуки – например, сочетание «ува» (вместо «лопата» «увапата»);
  • производится резкий вдох в момент произношения – Л меняется на Ф, если участвуют щеки, и на Н, если поток воздуха проходит через нос.

Иногда дети заменяют звук «Л» на «Р» – особенно часто это происходит, если последний звук уже отработан, а первый – нет. Тогда ребенок может произносить «рук» вместо «лук».

Неправильная постановка губ

Если присутствует двугубный ламбдацизм, ошибки могут быть связаны с неправильной постановкой губ при произношении – например, если малыш их сильно вытягивает, вместо нужного звука получается «у» или «в».

Особенно здесь полезно упражнение «Улыбка»: зубы нужно сжать, а губы – сильно развести в улыбке. Такое положение следует сохранять, как можно дольше, а выполнять движение лучше под счет. Иногда взрослым даже приходится удерживать губы в такой улыбке вручную, чтобы избежать их вытягивания.

Чтобы малыш не напрягал губы при выполнении упражнений на «Л», можно сделать такие задания:

  • «Рыбка»: расслабить губы, а затем похлопать ими друг о друга, подобно аквариумным рыбкам.
  • «Усталость»: сделать глубокий вдох через нос, а выдох – через рот: губы при этом должны быть приоткрыты и расслаблены.
  • «Лошадка»: нужно сделать вдох через нос, а выдох через рот. Губы должны при этом быть расслаблены так, чтобы от потока воздуха началась их вибрация «прр».

Подготовка к упражнениям на постановку «Л»

Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:

  • «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт.
  • «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно.
  • «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука «бл-бл-бл» или похожих.
  • «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть.
  • «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно.
  • «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно.

Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с более подробно.

Тренировка звука «Л» по подражанию

Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.

Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».

На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).

Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).

Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.

Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.

Как сделать правильное произношение автоматическим

Постановка и в домашних условиях может быть очень сложной. Это длительный процесс, поэтому ребенка лучше не перегружать – достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не дольше получаса). Лучше тренировки проводить в игровой форме.

Мягкий «Л»

Даже если ребенок научился говорить сам звук «Л», а также слоги с его участием, в словах он по-прежнему может его упускать. Тогда лучше начать с тренировки мягкого звука «Ль». Здесь тоже тренироваться следует начать со слогов – Ля, Лю, Ли и других аналогичных. Когда слоги начнут получаться, можно попытаться перейти и ко словам:

  • Лё: лёгкий;
  • Ля: поля;
  • Ле: лень;
  • Лю: лютик;
  • Ли: лиса.

Постановка звука «Ль» в отдельных словах можно закреплять чистоговорками:

  1. Ля-ля-ля - холодная земля.
  2. Лю-лю-лю - печку затоплю.
  3. Ли-ли-ли - мы грибы нашли.

Скороговорки тоже пригодятся. Например, для постановки звука «Л» можно использовать такие:

  • Лала ела халву под покрывалом.
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Люба любит лютики, а Поля — мультики.
  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Если в слогах прямого типа артикуляция звука «л» мягкого начала получаться, можно перейти к обратным. Слоги произносятся такие: Аль, Ель, Оль, Яль, Уль и др. После их постановки можно перейти и на соответствующие слова – например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стульчик.

Звукосочетания можно усложнить, добавив дополнительные согласные – К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Слова для постановки таких звуков подобрать несложно – слива, клюква, слякоть, глюкоза, флюс, слюда, плюс и другие).

Закрепить навык помогут следующие упражнения для постановки Л:

  • ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на дворе капель.
  • ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: полетела моль.
  • ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: ладонь скорей намыль.
  • УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

Можно поиграть в такую игру. Соедините предметы с квадратами в зависимости где встречается буква «л» (в начале, в конце или в середине). Несколько раз проговаривайте каждый предмет.

На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.

Твердый «Л»

Сложнее научиться проговаривать «Л» твердый. Методика здесь аналогична той, которая используется, когда ставится артикуляция звука «Ль», но повторений может потребоваться гораздо больше.

Начать лучше с твердых слогов – Ла, Ло, Лу, Лы, Лэ. Когда удастся поставить их, можно перейти ко словам:

  • Ло: лодка, локоть, лоб;
  • Ла: лампа, лавка, лак;
  • Лы: лыжи, полы, столы;
  • Лу: луна, луг, лук.

Для закрепления результата подойдут такие чистоговорки и скороговорки:

  • Ла-ла-ла - мусор убрала,
  • Лу-лу-лу - подмету золу,
  • Ло-ло-ло - лопнуло стекло.
  1. В лодке Володька.
  2. Клади в угол уголь.
  3. Около Лондона - логово колдуна.

При постановке «Л» твердого и мягкого лучше избегать слов или слогов с «Р». Звуки «Л» и «Р» являются особенно трудными для ребенка, поэтому их лучше не путать между собой. требуется позже, чем «Л».

Звук «Л» — один из самых сложных звуков, который может сформироваться в некоторых случаях только к 6 годам. Чтобы поставить его максимально быстро и эффективно, лучше проконсультироваться с логопедом. Можно попытаться справиться и в домашних условиях с помощью упражнений.

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Много нужного материала найдут на сайте воспитатели логопедических и массовых групп. Попробуйте сами правильно выполнить логопедические упражнения, а потом начните заниматься с ребенком. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Благодаря сайту () ребенок научится преодолеть речевые нарушения и сформировать уверенность в своих силах. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Ребенку, прежде всего важно ваше внимание, забота и любовь. Используйте для развития речи скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу), рассказы,сказки. Чем больше активности вы будете проявлять с детишками, тем быстрее он обучится правильно говорить.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л.

Упражнения артикуляционной гимнастики.

  1. Лягушка-хоботок.
  2. Лопаточка.
  3. накажем непослушный язычок.
  4. Вкусное варенье.
  5. Чашечка.
  6. Сладкоежка.
  7. Качели.
  8. Пароход.
  9. Индюк.
  10. Маляр.
  11. Чистим верхние зубки.
  12. Посчитай верхние зубки.
  13. Поймаем звук «Л»

Л - согласный, ротовой, смычно-проходной, переднеязычный, сонорный, твёрдый.

БОГОМОЛОВА.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука.

1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

5) Звук л звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ и челюстей.

Открыть широко рот, как при произнесении звука А. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.

4) Произнесение длительного звука л.

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Примечание. Нужно избегать следующего:язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит в нос, и вместо звука Л слышится звук Н. Это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выхода.

ПРАВДИНА.

Гласный звук А представляется удобным как исходный вспомогательный звук, так как в его уклад входит распластанный и достаточно выдвинутый язык. Предлагают тянуть звук А и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. В этот момент звучание звука А переходит в звучание звука Л . Если сразу доступно поднимание распластанного языка на верхнюю губу или за верхние зубы, можно сразу ставить зазубный звук Л .

Уклад гласного Ы наиболее удобен для перехода к артикуляции звука Л , так как корневая часть языка поднята, передняя часть - широкая; выдвижение кончика языка, его легкое прикусывание зубами или подъем языка к верхним зубам на фоне непрекращающегося звучания звукаЫ дает хорошее звучание звука Л . Постановка звука Л от звука Ы особенно показана при замене звука л - ль, так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней.

Иногда все попытки поднять корень языка, т.е. получить вместо мягкого звука Л твердое его звучание, оказываются безуспешными.

В этих случаях можно применить следующие приемы:

предложить дать возможное напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук Л на возможно низком тоне.

Можно применить также и механическую помощь: двумя пальцами - указательным и безымянным - произвести легкий нажим снаружи на шее так, чтобы каждый палец приходился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой сторон нижней челюсти.

При этих упражнениях важно обратить внимание на возникающее при них кинестетическое ощущение от подъема корня языка.

При двугубном или губно-зубном произношении звука Л артикуляция языка подменяется более простой артикуляцией губ. Необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ, и тогда перейти к постановке звука Л при помощи одного из указанных приемов.

При носовом произношении полезно обратить внимание на экспираторную струю, выходящую изо рта по бокам языка, а также тем или иным приемом выдвинуть язык вперед.

Все случаи параламбдацизма изживаются при обязательной работе над дифференциацией звука Л со звуком-заменителем.

ЛЕВИНА.

1. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа . При этом Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла . При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

2. Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий ЛЬ, попросите ребенка несколько раз повторить слог ЛЯ , затем введите зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз - вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ЛЯ . В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого Л .

Основная трудность в постановке звука Л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук Л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: