София суздальская икона. Православная молитва святой софии

Вероисповедание православие Рождение ок.
Смерть 18 декабря (1542-12-18 )
Суздаль Место погребения Покровский монастырь (Суздаль) Род Сабуровы , Рюриковичи Отец Сверчков-Сабуров, Юрий Константинович Супруг Василий III Дети Георгий (предположительно) Соломония Юрьевна Сабурова на Викискладе

Соломони́я Ю́рьевна Сабу́рова , в постриге София (ок. - 18 декабря ) - первая жена Василия III , великого князя Московского. Сослана им в монастырь за бездетность.

Брак и развод [ | ]

Покров святителя Леонтия Ростовского. 1514. Мастерская вел. кн. Соломонии Сабуровой.

После двадцати лет брака Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.

«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя », - ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой .

Постриг [ | ]

Через 17 лет иночества сестра София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.

Канонизация [ | ]

София Суздальская

Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Имя в миру Соломония Юрьевна Сабурова
Рождение ок.
Смерть 18 декабря (1542-12-18 )
Суздаль
Монашеское имя София
Почитается с XVI века
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Суздальском Покровском женском монастыре
День памяти 29 декабря , 14 августа
Покровительница Суздаль
Категория на Викискладе

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче , сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году , во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому . От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь . В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной . В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на г.

Мощи [ | ]

В культуре [ | ]

См. также [ | ]

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря - день кончины инокини Софии - стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни Суздальская (1490 - 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова - супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором - не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг - это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году - через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного - долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 - 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут - свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт - молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

Святая преподобная София, суздальская подвижница веры и благочестия, в миру Соломония Сабурова, была супругой великого московского князя Василия III , при котором Русь переживала свое лучшее государственное время.

Родилась Соломония около 1490 года.Ее отец Юрий Константинович был потомком ордынского мурзы Сабура, принявшего в 1330 году крещение.

Бог Промыслитель предызбрал святую Софию в число верных Своих угодников, показав на ней славу Своей Божественной силы и премудрости. Соломония рано лишилась родителей. Но Отец Небесный восприял эту сироту, чтобы явить ее великой молитвенницей в земле Русской. Отроковица воспитывалась в семье набожной тети, горячо любившей ее. В этом доме, как в доброй школе, она и выросла, наученная благочестию и страху Божию как высшим наукам духовной жизни.

Благодаря добрым нравам, заложенным в ней с детства, Соломонии суждено было стать великой княгиней московской. Государь избрал ее из полутора тысячи знатных дочерей, приехавших с разных концов Русского государства. Доверенные люди великого князя особое внимание обращали не только на благочестие и происхождение девиц, но и на их здоровье, ибо велико-княжеская семья Рюриковичей всегда заботилась о будущем своей династии - наследнике престола.

4 сентября 1505 года было совершено церковное венчание державных супругов – Василия III и Соломонии Сабуровой. Жили они в большой любви, мире и согласии. Воистину, добродетельная жена – венец для мужа своего (Притч. 12:4). Княгиня отличалась редкой красотой, но в то же время была очень скромна и благочестива.

Двадцать лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив о себе память как о добродетельной жене, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия.

Единственным горем, омрачавшим жизнь державных супругов, было их бесчадие. Эта скорбь побуждала великокняжескую чету к совместным молитвам о даровании наследника престола. Почти ежегодно они усердно совершали паломничества во святые обители Руси. Чаще всего супруги ездили в известный Троицкий монастырь на поклонение Сергию, Радонежскому чудотворцу, и со слезами молились у его святой раки.

С той же скорбью о себе Василий III и Соломония посетили однажды Покровский монастырь в городе Суздале. Из почтения к этой обители великий князь повелел начать здесь каменное строительство. А в 1526 году Покровская обитель стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии, оставившей великосветскую жизнь, более того, в своих стенах она же и упокоила эту неутомимую подвижницу. Бог, знающий сущия Своя и поспешающий им во всем благом (2 Тим. 2:19), судил русской княгине взойти на высшую жизненную ступень - иноческую, духовную, отдающую себя всецело служению Вечному Богу.

В первой четверти XVI века возникло беспокойство в высоких кругах Руси о возможном пресечении древней великокняжеской династии Рюриковичей. Близкие князю люди советовали ему расторгнуть брак с Соломонией, так как она, по их мнению, служила прямым препятствием к продолжению рода.

Но великая княгиня была еще и великой в жизни, стояла выше дворцовых распрей. Видя, что нет Божия благословения на продолжение династии и не желая ссоры при дворе, она мудро умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие.

Постриг был совершен в Московском Рождественском монастыре, а монашеская жизнь потекла уже в Суздале в Покровской обители, где красовались замечательные храмы, отстроенные на вклады велико-княжеского дома.

Отдавшись всей душой служению Богу, великая княгиня, в иночестве София, явила редкий образ христианского подвижничества по примеру древних иноков Церкви Христовой. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Молва о святости инокини Софии быстро распространялась по всей Руси, ибо не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14).

Семнадцать лет подвизалась преподобная в Покровском монастыре, и здесь же 16 декабря 1542 года она мирно предала душу свою в руце Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором.

По молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, исцелялись от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, от слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь стали стекаться богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского.

Святая преподобная София Суздальская оставила о себе очень живую и назидательную память для тех, кому жизнь дорога как бесценный Божий дар, кто хотел бы обрести после этой земной, временной и тленной жизнь другую, новую и благодатную, для кого будущая вечность есть то единственное, что оправдывает наше настоящее бытие.

Да сподобит и поможет нам Всемилостивый Господь подобно великой княгине Софии увидеть и познать красоту, силу и богатство духовной жизни, щедро венчающей своего труженика уже здесь неизреченной благодатью Божией и особенно обильно и бесконечно там, в Царстве Небесном, которое да наследуем мы все за молитвы угодницы Божией преподобной Софии Суздальской, ревностно подражая ей в подвигах веры и любви.

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана - родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, - она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

У нее было четыре брата и сестра Мария (супруга замученного татарами князя Василия Ростовского (1238г., память 4 (17) марта).

Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых...». В этом списке - философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший... И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве - в храме или в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила не вкушая пищи - только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Господь попустил ей постоянную брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей: «Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы - главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

Здесь преподобная Евфросиния читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.

О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться, оставляли мир.

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, - сказал Господь, - ...Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала, твердо стоять за веру, чтобы он «...не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!». Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее - подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец, и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Вся жизнь преподобной Евфросинии - и внешняя, и внутренняя, - была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань - требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния - русская терпеливица. Ее образ - воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами - этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тела.

Имя преподобной до пострига - Феодулия - «Раба Божия» говорит о ее предназначении. Имя монашеское - Евфросиния раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния научает преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.

Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Еофросиния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.

П реподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.

Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины. Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 года было совершено Таинство Венчания великого князя Иоанна и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она много молилась о благе Отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу. Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства «на постриганье». Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку Преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени. В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память. Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки. Богородице-Рождественская обитель была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и с великокняжеским домом. Годы шли. При дворе московского Государя возрастало беспокойство, так как пресечение великокняжеской ветви рода Рюриковичей могло снова ввергнуть Русскую землю в междоусобицы и смуты. Враг рода человеческого – диавол, сеющий вражду и разделение между людьми, сильно восстал на великую княгиню Соломонию за ее добродетельную, подвижническую жизнь. Приближенные к государю князья и бояре, среди которых нашлось немало людей, преследовавших корыстные цели, стали почти единодушно убеждать князя в том, что именно его супруга служит прямым препятствием к продолжению рода. В 1523 году, вернувшись с объезда своих земель в Москву, Василий III стал советоваться с боярами. Они отвечали: «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника», намекая на необходимость развода с супругой. Великий князь долгое время не решался расстаться с Соломонией, которую искренно любил. Великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства. Соломония была пострижена в монахини с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года. Оставаться в Москве для новопостриженной значило постоянно принимать людей и отвечать на вопросы многих посетителей-москвичей, искренне любивших ее. Далеко не все понимали мотивы ее поступка и смысл отречения от мира. Господь устроил так, чтобы посвященная Ему душа могла бы полностью отрешиться от мирской суеты. Спустя короткое время святая София была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы. Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь бо̀льшими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители. Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси. Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи. Преподобная София отошла ко Господу 16 декабря 1542 года. Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 году на могиле Святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам Преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные. В 1609 году во время польско-литовского нашествия великое зло Русской земле причиняли отряды Лисовского, отличавшиеся особой беспощадностью при взятии городов и обителей, которые они подвергали полному разорению. Когда бандиты были уже в стенах Суздаля, явилась во сне атаману преподобная жена в иноческих одеждах с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал сильный страх и вскоре после явления он впал в тяжкий недуг: у него отнялась правая рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский тотчас отступил от Суздаля. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам, задолго до того почитавшим преподобную Софию как свою небесную покровительницу. В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу Преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли. Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй половины XVII столетия Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний. Но святая угодница Божия продолжала благодетельствовать людям. Суздальский летописец XVIII века ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в конце XIX – начале XX столетия. В конце XIX века имя святой было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 год, а также в Церковный календарь на 1916 год под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде. Нынешнее прославление великой княгини Соломонии – преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 году Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии. В девяностых годах XX столетия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Тогда и Богородице-Рождественская обитель приняла бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей пребывает в Богородице-Рождественском соборе.

ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОЙ СОФИЕ СУЗДАЛЬСКОЙ

Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: