Пушкинская лирика любви. Тема любви в лирике Пушкина

А.С.Пушкин был поистине новатором в русской любовной лирике. Его строки – грациозные, нежные, величественные – до сих пор бередят умы и сердца многих людей во всем мире.

Отношение поэта к любви с каждым периодом его творчества постепенно менялось и трансформировалось. Юность поэта была насквозь пронизана влюбленностью и интересом Пушкина к любовным переживаниям. Но здесь еще чувствуется игривость, несерьезность молодого дарования ("Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе"), что характерно для жанра «легкой поэзии». Недаром Пушкина считают последователем греческого поэта Анакреона, который писал легкие эротические стихотворения.

В более поздних стихотворениях поэт поддерживает волну романтизма, раскрывая и показывая все радости любви. А со временем мы увидим, что любовь для Пушкина сродни вдохновению и уже тогда поэт увидит в возлюбленной спутницу, друга, без которого жить становится невмоготу.

Любовная лирика Пушкина иногда оценивалась неоднозначно. Критики давно и безоговорочно говорят только о тех произведениях любовной лирики, которые признаны шедеврами. Произведения же более откровенные в расчет не берутся («Наслажденье», «Желание», «Блаженство» и др.). И зачастую мы о них даже не слышим и нигде не читаем.

Лирический герой и поэт – это два разных человека. Лирический герой только передает те уроки, те ощущения и чувства, которые испытал сам поэт. Сам же Пушкин не отвергает земные радости – блаженство, желание, а наоборот призывает наслаждаться ними:

«Миг блаженства век лови…Пока живется нам, живи».

Да и сама жизнь, с ее радостями всегда приятнее, чем искусство, утверждал поэт. Для А.С.Пушкина любовь знаменовала собой явление чистого сознания , незамутненного. Это чувство всегда предшествовало любви как таковой и служило своего рода знаком перед ее появлением:

«Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты...» («Я помню чудное мгновенье...»)

Только пробужденная душа способна любить, способна чувствовать и видеть красоту. А душа утомленная, уставшая, к сожалению, стирает память о прекрасных встречах.

Любовная лирика поэта , как отмечают многие критики и читатели, пронизана музыкальностью . Многие произведения звучат как романсы, как симфонии, напоминающие бетховенские произведения с активным ярким торжественным финалом. Сегодня часть из них положена на музыку: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне» и многие другие.

А.С.Пушкин – поэт грустно-меланхоличный, но при этом его грусть не депрессивная, она чистая и светлая . Его сердце, даже разбитое безответной любовью, полно любви к избраннице:


«И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может».

Общее состояние лирической поэзии Пушкина – это состояние тихой светлой печали, в любом случае воспевающей красоту человеческой души. При этом возлюбленная для Пушкина – почти божество, это чудо, ниспосланное богом:

«Исполнились мои желания.Творец тебя мне ниспослал, Тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец». ("Мадонна", 1830 г).

Равнять женщину с Богородицей, с Мадонной, может лишь человек, понявший ту роль, которую женщина исполняет в его жизни, полюбивший всем сердцем и поверивший в любовь.

Любовь у Пушкина – это источник вдохновения, это жизнеутверждающая сила. У Пушкина было много влюбленностей (Керн, Собаньская, Ризнич, Воронцова). Но при этом вечной потребностью поэта была только потребность любить.

Интересно, что многие понятия, которые Пушкин рассматривает в своей поэзии, он рассматривает через женщину. Муза – это женщина, судьба – женщина, толпа - это «крылатой новизны любовница слепая», надежда – «хорошенькая женщина».

Интересным есть тот факт, что любовная лирика поэта практически не пользуется метафорами и эпитетами. Талант гения Пушкина в том, что он мастерски и непринужденно складывает слова в строки и тем самым умудряется создать мелодию стихотворения, полного образов и волнительной трогательности.

«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим»

Гоголь называл любовную лирику Пушкина «чистой поэзией». А чистой поэзии не нужна мишура и блеск. Она проста и лаконична. Каждое слово само по себе содержит силу и смысл. Гоголь сравнивает его с «бездной пространства», в которой смысл слова может быть необъятен.

А.С.Пушкин верил в любовь как в огромную силу, движущую жизнью и оставил в наследство целую россыпь поэтических бриллиантов – произведений, которые неоднократно, из поколения в поколения перечитываются все новыми и новыми читателями.

1. Введение. А. С. Пушкин - один из наиболее значительных представителей отечественной литературы. Многие по праву считают его основателем современного русского языка. работал в самых разнообразных жанрах, в каждом из которых достиг блестящих результатов.

Любой поэт изначально считается романтической личностью. По сути все поэты в большей или меньшей степени разрабатывали в своих произведениях жанр любовной лирики. Что уж говорить о Пушкине, который, как известно, на протяжении всей своей недолгой жизни был чрезвычайно влюбчивым человеком. Великий поэт буквально боготворил женщин и не представлял себе жизни без них.

Любовные увлечения Пушкина постоянно доставляли ему неприятности. Неудачи приводили его в полное отчаяние. В конце концов именно любовь привела поэта на берег Черной речки...

Любовную лирику без преувеличения можно считать краеугольным камнем творчества Пушкина. Он никогда не отделял свою жизнь от литературы, поэтому всегда излагал на бумаге самые сокровенные и волнующие мысли. Стихотворения великого поэта о любви стали классическими для выражения самого сильного человеческого чувства.


2. Адресаты любовной лирики Пушкина. До сих пор ведутся споры о том, кому именно посвящены некоторые стихотворения Пушкина. Часто поэту приходилось скрывать свою связь с известными в свете женщинами, чтобы не доставить ни себе, ни им неприятностей. Тем не менее "адреса" большинства любовных произведений поэта установлены точно.

Самым знаменитым любовным стихотворением Пушкина является "Я помню чудное мгновенье...", посвященное А. П. Керн. Поэт познакомился с ней в 1819 г, когда женщина уже была замужем. Спустя шесть лет состоялась вторая встреча, во время которой Керн произвела на Пушкина неизгладимое впечатление, ставшее мощным источником для вдохновения. Неизвестно, насколько далеко заходил этот роман, но поэт посвятил Керн еще ряд стихотворений.

Самая скандальная связь была у Пушкина с Е. К. Воронцовой - супругой генерал-губернатора графа Воронцова. Поэт завел бурный роман, находясь в Южной ссылке. Такая неслыханная дерзость стала причиной перевода Пушкина в "домашнюю" ссылку. Любовники тайно переписывались, но сразу же уничтожали полученные письма. Горечь от разлуки поэт выразил в стихотворениях "Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман".

Из других адресатов любовной поэзии Пушкина можно отметить А. И. Осипову, которая оказалась соседкой поэта в годы Михайловской ссылки. В 1827 г. Пушкин испытывал большое увлечение Е. Н. Ушаковой, оставив ей на память в альбоме стихотворение "Когда, бывало, в старину...". В 1829 г. Пушкин написал знаменитое произведение "Я вас любил...". Многие исследователи считают, что оно посвящено неудачному сватовству поэта к А. А. Олениной.

Наконец, последним "любовным пристанищем" Пушкина стала супруга поэта - Н. Н. Гончарова. Ей он посвятил несколько стихотворений, самым значимым из которых является "Мадонна".


3. Особенности. Поэта часто обвиняют в легкомысленном отношении к женщинам и кратковременных увлечениях. Это справедливо лишь отчасти. Частые романы объясняются не столько легкомысленностью, сколько широкой романтической душой поэта, которой было тесно в узком круге светских приличий. К тому же скандальная слава Пушкина и неудовлетворительное материальное положение закрывали перед ним двери "приличных" семейств.

Длительное сватовство к Н. Гончаровой - лишнее подтверждение этому. С другой стороны, Пушкин боготворил именно Женщину с большой буквы. Он считал представительниц слабого пола неземными существами. Поэт мог себе изредка позволить восхититься "женской ножкой", но в целом в своих стихотворениях он воспевал не физическую красоту. В каком-то смысле для Пушкина Женщина подменяла собой Бога. Апофеозом такого отношения может считаться "Мадонна", знаменующая собой для Пушкина окончание длительного поиска своего настоящего женского идеала.

Тема любви в творчестве Пушкина не только описывает эмоциональное состояние человека в период влюбленности, но отражает особое отношение поэта к этому чувству. Любовная лирика Пушкина охватывает жизненные, философские, психологические проблемы, является вдохновляющим источником всего творчества.

Вконтакте

Ранняя лирика

Годы, проведенные в Царскосельском лицее, способствовали не только развитию поэтического дара юного лицеиста. Идеи свободомыслия, царившие в старых лицейских стенах, оказали влияние на формирование:

  • личности;
  • мировоззрения;
  • отношения к литературному искусству.

Отношение Пушкина к любви еще не так ярко отражено, чем в более поздние годы.

Стихи, рожденные в эти годы, показывают, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина в начальный период становления поэта, как постепенно оттачивается его перо.

Важно! Ранняя юношеская лирика Пушкина – это своего рода обобщение и собственный анализ поэтических творений классиков русской и мировой литературы.

В раннем цикле пушкинских стихов женские образы обрисованы схематично: «Певец», Красавица», «Желание». Юношеская лирика Пушкина – это прежде всего переживания таинственного необъяснимого чувства. Поэт говорил о самом желании любить, ему дорого «любви мученье».

В послании «К Наталье» поэт обращается к крепостной актрисе. Стихотворение написано в стиле классицизма. Юноша говорит о своих первых пылких чувствах, которых он еще стыдится, восхищается красотой молодой девушки.

Анализ стихов лицейского периода, написанных о любви, дает основание исследователям считать Пушкина последователем греческого поэта Анакреонта, автора гимнов и легких о любви за «полной чашей вина». Юный поэт пишет о первых любовных радостях и разочарованиях, верности дружному лицейскому братству. Отдавая дань модному в то время увлечению, он часто оставляет эпиграммы в дамских альбомах и шутливые стихи. В арсенале поэта их целый список: «Красавице, которая нюхала табак», «В альбом Голициной», «Монах». Они наполнены легким юмором, неожиданными парадоксами, забавной игрой слов.

Внимание! Литературоведы отмечают, что на раннем этапе для пушкинского стиля характерны две черты. С одной стороны, творческий, смелый подход к задачам литературного искусства, неприятие отживших стереотипов, с другой – многообразие жанровых мотивов.

Зрелая лира поэта

Зрелая лирика Александра Пушкина – это стиль поэта с осознанием своей высокой миссии творца. Бренности и краткости земного существования он противопоставляет нетленность поэтической души «в заветной лире», способной пережить забвение и тлен.

Любовная лирика Пушкина, как уже сформировавшегося поэта, сочетает лирические стихи о любви с философскими мыслями о радости бытия, смысле человеческого существования. Без любви для человека с тонкой поэтической душой нет ни прилива творческих сил, ни радости переживания всепоглощающих чувств, ни «вдохновенья», ни «божества», ни счастья. Зрелая любовная лирика Пушкина – это и упоенье любовью к женщине , которая приносит, ни с чем не сравнимые, сладостные страдания и глубокие переживания, восхищение.

Сонет «Мадонна» Пушкин посвятил своей жене, Наталье Гончаровой. Поэт не желает видеть в своей обители изящные работы старинных мастеров. Ему не нужно «важное сужденье знатоков». Он сам нарисовал свой чудесный лик, явившийся ему как идеал, «чистейший образец». Пред ним предстал не персонифицированный, а обобщенный образ Женщины, посланный Творцом с небес, исполненный «чистейшей прелести».

В стихотворении «Я вас любил…» чувство любви от романтического ореола переходит к более конкретным описаниям пережитых чувств. Лирический герой – мужчина. Автор раскрывает его духовный мир, переживания. Чувства пережитой любви, быть может, не угасшей, томимой то «робостью», то «нежностью», выражены предельно ясно. Образ женщины идеализируется. Автор не дает характеристики ее внутреннего мира, выступая с искренне открытыми чувствами от «двух лиц». Это стихотворение-исповедь, где поэт отрекается от мелкого собственнического «я», представляя любовь как добро, божественный дар, как чувство, которое способно сделать любящего человека не менее счастливым, чем любимого.

Особенности любовной лирики Пушкина того периода заключаются в описании глубоких внутренних переживаний.

Южный цикл

Любовная лирика Пушкина пополнилась во время нахождения его в ссылке на юге. Исследователи включили избранные стихи в список «южного периода» творчества поэта. К этому времени относят стихотворение «Талисман», хотя фактически оно было написано уже по возвращении в Петербург.

Сюжет стихотворения связан с кольцом с сердоликом, который подарила поэту при встрече графиня Екатерина Воронцова, жена губернатора. Удивительная мелодика стиха сродни восточной сказке, где таинственный оберег олицетворен, и способен хранить от измен и коварства любви, зла и забвения. Однако не помог бы чудесный талисман, подаренный восточной красавицей, умчать из теплых южных краев на родной север.

Не менее таинственна и судьба талисмана. После гибели поэта, кольцо перешло к его учителю, Жуковскому. Затем его владельцем стал писатель Тургенев. В годы революции реликвия затерялась.

Другое стихотворение, посвященное Воронцовой — «Сожженное письмо». Листок бумаги – единственное, что осталось напоминанием о пережитых чувствах. Но письмо было предано огню. Благородный и любящий человек способен не только хранить чувства, но думать о чести женщины, с которой волею судьбы ему не суждено было быть вместе. О мимолетном призрачном счастье оставил воспоминания лишь «милый пепел», а печать, оставленную заветным перстнем, безжалостный огонь превратил в сургуч.

Еще больше ощутимы смутные тревоги поэтической души в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Любовь сопряжена с философскими мотивами. Автор рассуждает о Любви, как о Благе, о великом смысле жизни. Ему противопоставлена Ненависть, которая рождена Злом. Чувство любви дано человеку, чтобы жить. Ненависть ведет к смерти.

Южная лирика Пушкина стихи, в которых наряду с искренним восторгом и задушевностью, звучат мотивы грустного разочарования , неясной тоски, одиночества.

Жемчужина любовной лирики

Любовь в жизни и творчестве поэта играла первостепенную роль.

Жемчужиной пушкинского лирического цикла о любви по праву считается «Я помню чудное мгновенье…». Женщину, которой адресованы эмоциональные, чувственные строки, поэт обожествляет, называет «гением чистой красоты». То чудесное, яркое мгновенье, когда человек испытал непостижимое, остающееся вечной тайной чувство любви – навсегда осталось в памяти. Растворилось во времени и пространстве. Заставило вновь забиться «сердце в упоенье», воскресить слезы радости и любви.

Своеобразие пушкинских нот

То, что говорил Пушкин о пережитой любви — всегда искренно, проникновенно и открыто.

Определенная эмоциональная тональность выражает особый настрой чувств: радостные мгновенья встречи с любимым человеком, упоения чарующей красотой, грусти и смятения периода южной ссылки, когда «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», повествует о тягостных днях заточенья в Михайловском.

Лирический пушкинский герой всегда открыт в своих искренних переживаниях. Его душевные порывы многогранны:

  • он томим страстью и ревностью;
  • наполнен счастливыми мгновениями;
  • испытывает разочарование.

Но даже «печаль его светла», а трагические ноты не приводят к унынию.

Отношение Пушкина к любви неоднозначно. Любовная тема часто перекликается с философскими мотивами о житейских радостях и невзгодах, о мимолетности жизни и вечности бытия.

Важно! Анализ любовной лирики поэта – это не просто исследования о том, какую роль играла любовь в личной жизни и литературном творчестве Пушкина. Эти произведения дают представление о тонких душевных переживаниях поэта, его жизненных идеалах, раскрывают его мировоззрение.

Не удивительно, что у каждого человека есть свои любимые строки лирики Пушкина — поэта, воздвигшего себе «нерукотворный памятник» еще при жизни.

А.С.Пушкин - прежде всего поэт лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания.

Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождала поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.

В ранний период творчества Пушкин писал о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Ах! Если превращенный в прах,

И в табакерке, в заточенье,

Я в персты нежные твои попасться мог,

Тогда в сердечном восхищенье,

Рассыпался на грудь под шелковый платок

И даже… может быть…

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии». Считалось, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начал писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом, распространённейшем среди светских и провинциальных барышень увлечении. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:

…Отечество почти я ненавидел –

Но я вчера Голицину увидел

И примирен с отечеством моим.

(«В альбом Голициной»)

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. («О.Массон», «Как сладостно. Но боги, как опасно…»). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. «Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?» Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду «Вольность». В первых же ее строчках он изгоняет «царицу Цитеры» - богиню любви Афродиту, а «изнеженную лиру» собирается «разбить», чтобы «воспеть свободу».

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкина на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:

Мне вас не жаль, года весны моей,

Протекшие в мечтах любви напрасной…

Где прежний жар и слезы вдохновенья?

Придите вновь, года моей весны!

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем.

Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:

Все кончено: меж нами связи нет…

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою, соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь к Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин.

Однако любовь рассматривалась, как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении «Я вас любил…» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии…»

Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний. Ключ к пониманию этого в следующих строках:

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика была предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы».

В творчестве Пушкина - это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине. Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-тилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы… Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу «Евгения Онегина», а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне («Я помню чудное мгновенье»), - знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта - источник жизни и радости, стихотворение «Я вас любил» - это шедевр русской поэзии.

На стихи Пушкина написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас высокие чувства.

За свою короткую жизнь, Александр Сергеевич Пушкин написал десятки прекрасных произведений в лирическом стиле. Это лирика любви, это дружественная и патриотическая лирика. Каждое стихотворение наполнено своим, особым смыслом, с различными эмоциями и чувствами.

Прекрасной стихотворной работой является стихотворение «Признание», в строках которого автор предстает перед нами как любящая и чувственная натура. Пушкин пишет о печали и грусти без той возлюбленной, которая покорила его сердце. Он говорит о своей нерешительности высказать заветную фразу «Я вас люблю».

Прекрасное любовное стихотворение « » одной лишь строкой может охарактеризовать весь жизненный путь Александра Сергеевича. «И сердце вновь горит и любит …» ведь без любви прожить не может.

Живому сердцу нужны страстные, горячие эмоции, которые может дать только лишь любовь.

Вчитываясь в строки стихотворения « » мы так и не знаем, кому же Пушкин адресовал свою стихотворную работу. Но, в любом случае, это были сильные эмоции, которые до глубины души затронули автора, которые разбудили в нем поток жизненной энергии. Эту строку он трижды повторяет в стихотворении. Она не приукрашена ни эпитетами, ни метафорами. Отдельное, маленькое предложение звучит сильно и ясно. Невозможность ответной любви заставляет лирического героя отойти в сторону и не печалить ту единственную и возлюбленную, которая не может ответить взаимностью.

Пушкин кроме любовных чувств, упоминает и про любовные страдания, которые возникают от безответной любви: «Я вас любил безмолвно, безнадежно…».

Еще одним изумительным стихотворением, которое относится к любовной лирике Пушкина, является «Я помню чудное мгновение…». Автор, был без ума влюблен в Анну Керн. С этой женщиной у него возник роман. Он был очарован ее красотой, нежностью и добротой. Ее образ вызвал в душе Пушкина новое творческое вдохновение и желание творить.

С прекрасным лирическим персонажем мы знакомимся и в романе « ». – это идеал женской красоты и чистоты, по мнению Пушкина. Он представляет читателям Татьяну, как скромную, воспитанную, добрую и нежную девушку.

Анализируя все его стихотворные работы, мы видим, что в них нет конкретной личности, которой они посвящены. В разные периоды своей жизни, Пушкин обращается к любовной лирике и любовным чувствам, вызванным разными женщинами. И все его работы просто покоряют сердца, как читателей, так и читательниц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: