Презентация на тему "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом "

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Все мы стоим на плечах наших предков» Генетика пола. Наследование,сцепленное с полом

Введение в генетику пола или то, что я пока ещё не знаю, но должен знать

Девиз урока: Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща Б.Васильев

Что такое пол? Пол – это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организма.

Понятие пола у человека это комплекс физиологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку).

Грегор Мендель (1822-1884)

Американский эмбриолог, генетик. Лауреат Нобелевской премии, 1933 год. Проводил исследование на плодовой мушке – дрозофиле. Томас Гент Морган (1866-1945)

Кариотип (греч. karyon - ядро) – хромосомный набор соматической клетки (число, размер и форма хромосом)

Кариотип дрозофилы или плодовой мушки

Кариотип человека

Хромосомное определение пола аутосомы половые Гомогаметный пол Гетерогаметный пол

Найдите соответствия: Кариотип Половые хромосомы Аутосомы Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Пара различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки 2. Пол, образующий одинаковые гаметы 3. Общее число, размер и форма хромосом Пол, образующий разные гаметы 5. Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов

Кто определяет пол будущего потомка – особи гомогаметного или гетерогаметного пола? XY Y XY ХХ X XX X X P F 1 Гаметы

Определение пола у человека

Типы генетического определения пола Группы организмов ♀ ♂ Млекопитающие (в том числе человек), большинство рыб, некоторые отряды насекомых (мухи), большинство растений ХХ ХУ Птицы, пресмыкающиеся, бабочки ХУ ХХ Некоторые отряды насекомых (моль) ХО ХХ Некоторые отряды насекомых (кузнечики) ХХ ХО

Пол человека определяется в момент его оплодотворения

Если в зиготу попадают две X -хромосомы, то получается девочка Мальчик получится, если от мамы придет X -хромосома, а от папы – Y -хромосома ХХ XY

На первых месяцах развития зародыши бисексуальны. На седьмой неделе развития, если в генотипе имеется У-хромосома, то начинают вырабатываться мужские гормоны и организм развивается по мужскому пути. Зачаточные женские органы при этом исчезают. 6 недель 8 недель

Влияние гормонов на определение пола.

Андрогены – совокупность мужских гормонов Эстрогены – совокупность женских горомонов Х-хромосома У-хромосома Рецепторы андрогенов андрогены ХУ (мальчик) ХУ ХХ (Синдром Морриса)

Жанна д Арк

Гендерные скандалы в спорте

Механизмы определения пола Сочетание половых хромосом Влияние половых гормонов Социализация в обществе

Наследование - вид наследования, при сцепленное котором все гены с полом исследуемых признаков находятся в половых хромосомах Х Х Х У Х У

Половые хромосомы

Проявление признака в фенотипе

Генотип Признак Х А Х а Х А Y Х А Х а Х а Х а Х а Y Х А Х А Проявление признака в фенотипе

Проявление признака в фенотипе Генотип Признак Х А Х а Х А Y + + Х А Х а + - Х а Х а - + Х а Y + + Х А Х А + -

Наследование, сцепленное с Y -хромосомой Отец сын XY Х Y

Гипертрихоз ушной раковины

Дальтонизм. Гемофилия.

Заболевания, сцепленные с Х-хромосомой

Наследование, сцепленное с Х-хромосомой « Папенькина дочка, маменькин сынок »

Варианты наследования гена гемофилии: Генотип Фенотип X H X H Здоровая женщина X H X h Здоровая женщина (носитель) X H Y Здоровый мужчина X h Y Мужчина – гемофилик X h X h Ген гемофилии в гомозиготном состоянии- летален.

Трагедия династии Романовых

Схема наследования гемофилии X Y X O X X X X o X X Y o X Y P Здоровый мужчина Женщина - носительница гена гемофилии F 1 Здоровая женщина Женщина – носительница гена гемофилии Здоровый мужчина Мужчина, больной гемофилией

Решить задачу Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х - хромосомой признак.

Дальтонизм Обозначения: Х D – нормальное зрение X d – дальтонизм

Вы подумайте немножко: Кто я - кот?! А может кошка? Решить задачу

Окраска кошек, сцепленная с Х-хромосомой Х В Х В- черная кошка Х В У- черный кот Х в Х в – рыжая кошка Х в У - рыжий кот -

Черепаховая окраска кошек (Х В Х в)

Определите пол котят Р: ♀ Х ♂ F 1:

Н а с л е д о в а н и е Х Х ГЕНЕТИКА ПОЛА Н а с л е д о в а н и е:

сын отец Х Y XY мать Дочь Н а с л е д о в а н и е Х X Гомогаметный пол Х Y Гетерогаметный пол ГЕНЕТИКА ПОЛА Половые хромосомы Х Y Аутосомы Н а с л е д о в а н и е: Законы Менделя Носитель ♂ ♀

Домашнее задание - § 30 (27), - вопросы 2-4, стр. 111;

Факторы определяющие здоровье


Адреногенитальный синдром. Нарушение выработки гормонов. Двойственное строение половых органов. У большинства животных пол определяется генетически. Гермафродитизм – наличие у особи половых желез обоих типов. У человека большую роль играет одежда, макияж, парфюм и пр. Механизмы определения пола. Примеры определения пола факторами среды. Примеры ложного гермафродитизма (псевдогермафродитизма). Размножение – свойство живых организмов воспроизводить себе подобных.

«ПЦР» - Последовательность ДНК. Кэри Мюллис. Элонгация. Компоненты реакции. Этапы ПЦР-исследования. Детекция продуктов амплификации. Амплификация. Некоторые разновидности ПЦР. Детекция. ПЦР в реальном времени. Преимущества метода ПЦР. Использование интеркалирующих агентов. Схема удвоения фрагментов ДНК. Отжиг. Процесс. Молекулярно-генетические методы диагностики. Стадия. Кривые плавления. Недостатки метода ПЦР.

«Генетическая эпидемиология» - Ряд исследователей. Эффективность. Классификация популяций. Археологи. Сегодняшние этнические группы Кавказа. Аул. Изоляты. Генетическая эпидемиология в популяциях человека. Изоляты человека. Дагестанские изоляты. Малые популяции. Современные большие города. Проблемы и перспективы. Поиск изолятов.

«Прикладная генетика» - Азотфиксация. Методы получения трансгенных животных. В каждой из 100 трилионов клеток человека есть ядро, в котором 46 хромосом. "Кто первый крикнет ура?". Генная инженерия бактерий. Можно ли вмешиваться в природу? Трансгенные организмы – генетически перестроены с помощью методов генной инженерии. 1-2 % экспериментальных зародышей превращались во взрослых лягушек. Получившиеся животные – ХИМЕРЫ (содержат разные типы клеток).

«Методы генетического анализа» - Кариотипы человека и гуппи. Законы Менделя. Генетические задачи. Анализ второго поколения. Признак. Основы генетического анализа. Число образующихся типов. Алгоритм генетического анализа. Кирпичников Валентин Сергеевич. Основной принцип генетического анализа. Число образующихся типов и комбинаций гамет. Экспериментальная работа. Необходимо выбирать гомозиготных по исследуемым признакам родителей. Кариотип.

«Хромосомы» - Инверсии. Каждая хромосома содержит наследственные инструкции. Хроматида. Кариотип. Pаскладка хромосом. Хромосомы типа ламповых щеток. Гигантские хромосомы. Виды хромосом. Структура и функции хромосом. Политенные хромоосмы. Значение делеции. Все хромосомы человека. Нарушения структуры хромосом. Диплоидный набор хромосом. Значение центромеры. Потеря внутреннего участка. Хромосома. Гигантские хромосомы из клеток слюнной железы.

Определение (детерминация) пола Биологический процесс, в ходе которого
развиваются половые характеристики
организма.
Большинство видов имеют 2 пола, но
имеются и виды – гермафродиты
Биологический
пол

это
совокупность генетически детерминированных при
знаков
особи,
определяющих
её роль в процессе оплодотворения.

1. Прогамное определение пола
осуществляется до оплодотворения в
процессе оогенеза и пол определяется
свойствами яйцеклетки
Изучается на
коловратках и тлях

Прогамное определение пола

Два сорта яйцеклеток:
Из крупных диплоидных
крупные, диплоидные
яйцеклеток тоже
и мелкие, гаплоидные.
развиваются самки, но в
этом случае их развитие
Из гаплоидных
идет партеногенетически, то
неоплодотворенных
есть без оплодотворения.
развиваются самцы, а
если гаплоидный самец Таким образом пол
оплодотворит
диплоидной яйцеклетки
гаплоидное яйцо, то
определяется на стадии
родится самка
развития, а мелкой – от того
будет она оплодотворена
или нет.

Классификация механизмов полоопределения

2. Эпигамное определение пола – пол
зародыша устанавливается после
оплодотворения и зависит от факторов
окружающей среды, что может
рассматриваться как модификационная
изменчивость
3.Сингамное определение пола происходит
при оплодотворении, и пол определяется
генетически

Эпигамное определение пола

У морского червя (Bonnelia
viridis) самки крупнее м
раздвоенным хоботком, а самцы
– микроскопические.
Личинка может стать как
самцом, так и самкой. Если она
попадает на хоботок самки, то
под влиянием гормонов,
выделяемых самкой, становится
самцом.
А если ведут свободный образ
жизни, то становятся самкой.

Температурозависимое определение пола

У всех крокодилов, большинства черепах, некоторых
видов ящериц и гаттерий. При t< 27 из яиц
вылупляются особи одного пола, при t>30 – другого
пола.
У черепах при низких температурах самцы, у ящериц
– самки.
У миссисипского аллигатора только самки рождаются
при t< 30, а только самцы при t>34. Половых
хромосом у крокодилов вообще нет.
Существует гипотеза, что температурная
детерминация была характерна для динозавров,
что и явилось одним из факторов их вымирания.

Сингамное определение пола

Аутосомы – одинаковые хромосомы
самца и самки
Половые хромосомы – отличающаяся
пара
Гомогаметный пол – имеет
одинаковые половые хромосомы
Гетерогаметный пол – имеет разные
половые хромосомы

1 тип

ХХ,
ХУ
Тип Дрозофилы
Характерен для
млекопитающих, в
том числе для
человека,
некоторые отряды
насекомых,
ракообразные,
земноводных,
большинства рыб,
растений

2 тип

ХУ
ХХ
Тип Шелкопряда
(ZW и ZZ) –старая
нумерация
Характерен для
птиц,
пресмыкающихся,
некоторых видов
растений, рыб,
некоторых
насекомых
(чешуекрылых)

3 тип

ХX
Х0
Тип Кузнечика
(0 обозначает
отсутствие
хромосом)
встречается у
некоторых
насекомых
(прямокрылые)

4 тип

Х0
ХX
Тип Моли
Встречается у
некоторых
насекомых
(моль)

Гаплодиплоидность (n-2n)

Сущность в том, что генотипы самцов и самок
различаются на геномном, а не хромосомном
уровне.
Гаплоидный организм отвечает за самца, а
диплоидный за самку.
Встречается у отряда Перепончатокрылые
(пчелы, муравьи).

Другие системы определение пола

Улитки – могут менять пол, самец может становиться
самкой
У рыб-клоунов – доминирующая особь становится
самкой, а другие остаются самцами
Обыкновенная пецилия (карпозубообразное) –
половые хромосомы X, Y, W. WY, WX и XX – самки,
а YY и XY – самцы
Зеленый меченосец – способен менять пол
Золотистый спар (окунеобразное) – молодые рыбы
сначала нерестятся как самцы, а потом могут менять
пол на женский (протандрический гермафродитизм)

Наследование признаков, сцепленных с полом

В половых хромосомах
имеются гены, не только
отвечающие за определение
пола, но и контролирующие
обычные признаки.
Поскольку пара половых
хромосом отличается по
величине и форме, то
аллели генов могут быть
только в X-хромосоме, а в
Y- отсутствовать
Наследование какоголибо гена, находящегося
в половых хромосомах

Признаки, определяемые этими генами, наследуются сцепленно с полом

Такой характер передачи признаков называют
наследованием «крисс-кросс» (крест-накрест), то
есть признаки от матери передаются сыновьям, а от
отца к дочерям.
Ген, который находится в X-хромосоме
гетерогаметного организма в одинарной дозе,
проявляет себя полностью и называется
гемизиготным, а организм – гемизиготой.

Признаки, сцепленные с полом (наследуются через X- хромосому)

Доминантный признак
Рецессивный признак
человек
Нормальная свертываемость крови
Нормальное цветное зрение
Нормальное развитие потовых
желез
Гемофилия
Дальтонизм
Отсутствие потовых желез
дрозофила
Серая окраска тела
Красный цвет глаз
Желтая окраска тела
Белый цвет глаз
Тутовый шелкопряд
Белые яйца
Черные яйца
Домашняя кошка
Черная окраска шерсти
Рыжая окраска шерсти, у гибридов
черепаховая (пестрая)

Признаки, сцепленные с полом

Есть гены, которые находятся только в Yхромосоме.
Это гипертрихоз (ген волосистости ушной
раковины), развитие перепонки между
вторым и третьим пальцами ног.
Есть частичное сцепление с полом
(геморрагический диатез)
Геморрагический диатез – это склонность к
кровотечениям, связанный с нарушениями в
системе крови

Признаки, контролируемые и ограниченные полом

У мужчин ген облысения в
Гормон тестостерон
гетерозиготном состоянии
находится в аутосоме, а генпроявляет себя как
стимулятор – в Yдоминантный, а у женщин он
хромосоме.
рецессивный и проявляет себя
только в гомозиготном
Именно он регулирует
состоянии
развитие мужских половых
признаков. Если генстимулятор в Y-хромосоме
отсутствует, то у организма
XY развитие идет по
женскому типу (трансгендер)

Определение пола

Р ♀
×

XY
XX
гаметы
F1
X
XX

XY

Генотип
X
X
1:1
Y
XX

Фенотип
XY

1:1

Задачи

Черная кошка принесла котят, у двух из
них черепаховая окраска шерсти у двух
других – чёрная. Что можно сказать о
генотипе котят и о том, каков их пол?
(23 слайд)
Какие котята получатся от скрещивания
черепаховой кошки и чёрного кота?
Определите их пол. (24 слайд)

Р ♀
гаметы

×
X
X
В
В
XbY
X
b
Y
F1
XBY
Генотип
1:1
Фенотип
XBY
1:1

Наследование признаков сцепленных с полом

Р ♀
гаметы

×
X
X
В
b
XBY
X
B
Y
F1

XbY

Смирнова З. М.


Генетика пола

  • Хромосомный комплекс женщины 44 аутосомы + ХХ гетерохромосомы.
  • У мужчины – 44А + ХУ= 46.
  • Пол определяется в момент оплодотворения и зависит от сочетания половых хромосом в гамете. Поскольку гаметы с Х- и Y-хромосомами образуются у мужчин в процессе мейоза в равном количестве, то и отношение полов составляет 1:1
  • Пол, особи которого имеют одинаковые половые хромосомы и образуют 1 тип гамет, называется гомогаметным, гетерогаметным называют пол, особи которого имеют разные половые хромосомы и образуют 2 типа гамет

P XX x XY

G X X Y

F1 XX XY

Гомогаметный пол Гетерогаметный пол


Половые хромосомы определяют развитие первичных и вторичных половых признаков

Первичные половые признаки – половые железы и органы, принимают непосредственное участие в процессах воспроизведения (гаметогенез, осеменение, оплодотворение).

Вторичные половые признаки не принимают непосредственного участия в репродукции. Развиваются под воздействием половых гормонов

(у человека в 11-15 лет). Это особенности скелета, подкожной жировой клетчатки, волосяного покрова, тембра голоса, поведения.


Наследование, сцепленное с полом

  • Половые хромосомы имеют гомологичные участки (наследование

генов, находящихся в них, не отличается от аутосомного).

  • Но в Х-хромосоме и Y-хромосоме есть и негомологичные участки.

Признаки, сцепленные с Х-хромосомой – обусловлены генами, расположенными в негомологичном участке Х-хромосомы

(дальтонизм, гемофилия и др).

Голандрические признаки - обусловлены генами, расположенными в негомологичном участке Y-хромосомы (ихтиоз, обволошенность средних фаланг пальцев рук и др.).

Участок, не имеющий гомолога в Y-хромосоме

Участок не имеющий гомолога в Х- хромосоме

Гомологичные участки половых хромосом


Наследование, сцепленное с полом

  • Половые хромосомы, помимо генов определяющих пол, содержат гены,

не имеющих отношение к полу. Признаки, определяемые ими называются признаками сцепленными с полом.

  • Если ген сцеплен с Х – хромосомой и является рецессивным- X h (гемофилия, дальтонизм), то у женщин он может проявляться только в

гомозиготном состоянии (X h X h ).

  • У мужчин второй Х- хромосомы нет, а в Y- хромосоме нет гомологичного участка Х- хромосоме, поэтому у мужчин эти гены проявляются всегда и являются для них доминантными (X h Y).
  • Явление, когда ген (гемофилия, дальтонизм у мужчин) имеется у особи не в

форме пары аллелей, а в единственном числе называется гемизиготным состоянием.

  • Мужчины являются гемизиготными по генам, расположенным в

Х-хромосоме. Поэтому рецессивные наследственные заболевания, обусловленные такими генами, как гемофилия, дальтонизм, чаще встречаются у мужчин.


Наследование, сцепленное с полом

  • Если ген находится в Х-хромосоме (ген гемофилии, дальтонизма и др.).

Он может передаваться от отца только дочерям.

  • От матери в равной степени распределяется между дочерями и сыновьями.

X H X h

x X H Y

X H

X H

X h

F 1

X h Y

X H Y

X H X H ;

X h X H ;

X h Y

X H X h

X H Y;

X H X H

Х- сцепленный рецессивный ген

Доминантный ген (норма)

Доминантный ген (норма)

Больные

Здоровые

Носители

X h X H ;

X h X H ;

X H Y;

X H Y ;

X h X H ;

X h Y

X H Y;

X H X H


Гемофилия

X H X h

X H X h x X H Y

X H

X h

X H

X H X H ; X H Y; X h X H ; X h Y


Признаки, сцепленные с полом

Нормальное цветоощущение

цветовая слепота

X d X d

дальтонизм

X D Y – норма

X d Y

X D X d

или норма

X D X D


Признаки сцепленные с полом

Если ген сцеплен с У-хромосомой (волосатые уши, перепонка между пальцами), то он может передаваться от отца только сыновьям , т.к. сперматозоид с У-хромосомой, оплодотворяя яйцеклетку с X половой хромосомой, определяет развитие зародыша по мужскому типу.

XX x XY Z

Y Z

Разделы: Биология

Класс: 9

Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом.

Задачи:

образовательные:

  • актуализировать ранее полученные знания;
  • систематизация теоретических знаний по теме “Взаимодействие неаллельных генов”;
  • изучить хромосомный механизм определения пола;
  • знать особенности наследования признаков, связанных с полом;
  • рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах;

развивающие:

  • продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;
  • выработка умений самостоятельного составления блок-схемы;
  • способствовать пониманию необходимости знания истории своей семьи;
  • развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии;

воспитательные:

  • повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
  • формирование коммуникативной компетенции.

Вид учебного занятия: урок.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Межпредметные связи:

  • обеспечивающие учебные дисциплины: информатика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, история, математика;
  • обеспечиваемые дисциплины: различные сельскохозяйственные науки, медицина, селекция.

Наглядные пособия, раздаточный материал:

  • опорный конспект (для заполнения для каждого ребёнка.)
  • Приложение 2. Разноуровневые карточки для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время;

Программное обеспечение:

  • Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point,
  • Технические средства обучения: мультимедийный проектор,
  • Интерактивная доска, флеш-анимации с электронного пособия образовательного комплекса 1с:школа 9 класс (к УМК И.Н.Пономарёвой Издательский центр "Вентана-Граф")

Используемая литература:

основная:

  1. Биология 9 класс
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.– М. “ Вентана - Граф”,2011г.
  3. дополнительная для учащихся:
  4. Докинз Р. Эгоистичный ген: Пер. с анг.-М:Мир,1993г.
  5. Ланцман М.Н. Большой медицинский справочник: Новейшая версия. :РИПОЛ классик,2005г.
  6. Медников Б.М. Биология:формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.-М:Просвещение,1994г;
  7. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Т.1;-М.: “Советская энциклопедия”,1987г.
  8. Трибис Е. Законы живой природы.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002г;
  9. Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Что вы знаете о своей наследственности?- Новосибирск:Наука., 1991г;
  10. Франк-Каменецкий М.Д.Самая главная молекула-2-е изд., перераб. И доп.- М.:Наука.,1988.

для учителя:

  1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Общая биология” в 10-11 классах. Поурочное планирование в 2-х ч.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2005г.
  2. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В. Школа молодого учителя, в 2-х ч.- Волгоград: Учитель, 2007г.
  3. Гаврилова А.Ю. Биология.10: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П.М.Бородина в 2-х ч.-2-е изд., стереотип.-Волгоград:Учитель,2008г.
  4. Галеева Н.Л.Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе диагностики личностно-ориентированного образовательного процесса.-М.:5 за знания, 2005г;
  5. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие.- М.:Дрофа, 20078г.
  6. Сухова Т.С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения.-М.:Вентана-Граф,2005г.-112.

интернет-источники:

Нормативно-техническая документация:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии;
  2. Программа по биологии среднего (полного) общего образования линия Пономарёвой И.Н. и др.
  3. Техника безопасности в кабинете биологии.

ПЛАН УРОКА.

I. Организационный момент (2 мин)

Проверка личного состава учащихся и визуальной готовности класса к уроку.

Актуализация знаний

Я рада вас приветствовать на уроке. Мы сегодня будем работать вместе и надеюсь, говорить на одном языке – языке удивительной науки биологии. В конце урока вы сами оцените степень своего участия в обсуждении и изучении материала.

II.Фронтальная беседа (5 минут) (Слайд № 1)

Вопросы:

1. Назовите три закона Г. Менделя?

2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?

3. Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?

4. Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?

5. Какое название получило это явление?

6. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.

7. Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?

8. Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?

9. Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?

Молодцы! С этим этапом работы Вы справились

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой. “Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось”. Станислав Ежи Лец (слайд № 2)

В этом шуточном определении известного польского писателя – юмориста есть и вполне серьезная мысль: генетика – наука о наследственности.

Это наука сравнительно молодая, в этом году ей исполняется всего 110 лет, но можно смело утверждать, что она произвела революцию в биологии и стала основой всех биологических наук. От Менделевской и Моргановской генетики человечество пришло к геномике.

Объявляется тема, цели урока и примерный порядок работы (слайды №3 – 4)(записывают тему в опорный конспект).

II. Изучение новой темы (25 минут)

Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами . Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы . (Слайд №5 ) (записывают в опорный конспект). Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома.

В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина - Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто(слайд № 6).

Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.

Детерминация развития пола. (Слайд №7).

1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным - мужской пол.

2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным - женский пол (ХУ). Половые хромосомы у этих видов иногда обозначают буквами W и Z, при этом самцы обозначаются символами ZZ, а самки WZ.

3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным - мужской пол (ХО).

4. Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом: самки - это диплоидные особи, а самцы - гаплоидные.

5. У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. (Слайд №8 ).Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.

Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом. (Слайд №9 ).

Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У человека на У-хромосоме располагается ряд генов, регулирующих сперматогенез, проявления антигенов гистосовместимости, влияющих на размер зубов и т. д. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах). У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. Следовательно, для генов, содержащихся только в У-хромосоме, характерно голандрическое наследование, т. е. они передаются только от отца к сыну и проявляются у самцов.

Х-хромосома несет много различных признаков. Описано более 370 болезней сцепленных с ней. В женском организме (XX) каждый признак по генам, будет являться либо гомо-, либо гетерозиготным. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.

У человека некоторые патологические состояния наследуются сцеплено с полом. К ним относится, например, гемофилия (повышенная кровоточивость), дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвета). (Слайд №10 ). Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин (тест на дальтонизм слайд № 11 ). (записывают в опорный конспект).

Гемофилия - сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови. (Слайд презентации №12 ). (записывают в опорный конспект).

Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния - подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Эта патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея. (Слайд №13 ). Молекулярный дефект в Х- хромосоме способен самым жестоким образом распоряжаться жизнью многих поколений его потомков. Гемофилия А поражает почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.

Рассмотрим родословную потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей (слайд №14).

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с генами

Флеш - анимация с использованием образовательного комплекса 1с: школа (к УМК И.Н.Пономарёвой Издательский центр "Вентана-Граф") (Слайд 15-16). (записывают обозначения и решение задачи в опорный конспект)

III. Закрепление (5 минут)

1. (Слайд 17-18) Раскройте плутовство

За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки (Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы)

2. Работа с аналогичными заданиями ГИА. Выбрать один правильный ответ из четырех (Слайд 18-26)

А.1 Какой тип определения пола характерен для млекопитающих?

XX - женский организм, XY - мужской организм

А.2 Какой генотип имеет мужчина, страдающий дальтонизмом (d)?

1) XY 2) X d Y 3) X D Y 4) Dd

А.3 Какой тип определения пола характерен для птиц?

XX - женский организм, XY - мужской организм

XY - женский организм, XX - мужской организм

XX - женский организм, ХО - мужской организм

ХО - женский организм, XX - мужской организм

А.4 Какой генотип имеет женщина - носитель гена гемофилии (h)?

1) Х Н Х Н 2) Hh 3) X H X h 4) X h Y

А.5 Какой генотип имеет самка бабочки капустной белянки?

1) XY 2) Х0 3) XX 4) 0Y

А.7 Какой фенотип имеет мужчина с генотипом X h Y?

1) страдает дальтонизмом 2) здоров

3) страдает гемофилией 4) носитель гена гемофилии

IV. Рефлексия.

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2) Больше всего мне понравилось_________ .

3) Самым интересным сегодня на уроке было

4) Самым сложным для меня сегодня было

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял____________

7) Сегодня я научился_________

8) Сегодня я задумался_________

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

V. Подведение итогов проведенного урока (1 мин.)

VI. Разноуровневые задания для самостоятельной работы во внеурочное время (2 мин.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: