Логопедическое занятие на тему слова признаки. Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы"

Латухина И.Г., учитель-логопед, г. Усть-Илимск Иркутской области.

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета.

Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие

вопросы отвечают, их графическое изображение). Учить задавать вопросы к

словам-признакам, находить их с помощью вопросов. Совершенствовать навыки

словообразования. Обогащать словарный запас.

2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать

психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать

собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать

жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход: I. Речевая разминка

Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость. * Краб крабу сделал грабли. * На прилавке булавки, на полке - иголки. *Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

II. Организационный момент

Игра "Вершки и корешки" (развитие межполушарных взаимодействий головного мозга)

У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку:

капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III. Повторение пройденного материала

Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV. Основная часть

1. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет яблоко.

Что у тебя в руках?

Скажи, какое оно по цвету? величине? вкусу? (педагог выставляет слова на доске)

К предмету - яблоко, мы подобрали слова, обозначающие слова этого предмета.

Что нам помогли узнать эти слова? (то, какой предмет).

по аналогии: груша, лимон

Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко, грушу, лимон? (выставляются вопросы на доску).

Сегодня, мы будем работать со словами, обозначающими признаки предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

У вас на столах находятся предметные картинки, со словами-признаками предметов и вопросы к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос и слова-признаки, подходящие к этому предмету. (проверка)

Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признаки предметов? (ответы детей)

В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным и подчёркивается волнистой линией.

3.Физ.минутка,пальчиковая гимнастика

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (словообразование)

Записать словосочетание из слов:

солнце + день, дом + уют, яблоко + сок, снег + баба

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами. Необходимо составить и записать предложения в правильной последовательности.

Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой. (проверка)

ТЕКСТ: 2. Учились они во втором классе.

1. В большом автобусе ехали Катя и Надя.

4. Катя уступила тёплое место бабушке.

3. В автобус вошла старенькая бабушка.

Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

V. Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Педагог "бросает" слово-предмет, ученик-слово, обозначающее его признак.

VI. Итог. Оценка.

Наше занятие подошло к завершению. С какими словами мы сегодня работали? На какие вопросы отвечали эти слова?

Все молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики" настроения. Какое у вас настроение после нашего занятия, такой смайлик и прикрепите на доску.

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия

В 1 классе «А» по теме

«Слова, обозначающие признак предмета»

Логопед Бушуева И.В.

Тема урока: « Слова, обозначающие признак предмета»

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Сформировать новое понятие о словах, обозначающих признак предмета;

Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам;

Учить графически обозначать слова, обозначающие признаки предмета;

Учить дифференцировать слова-признаки от слов-предметов и слов-действий;

Воспитание гуманного отношения к животным;

Развивать воображение, слуховое внимание и память;

Развивать мелкую моторику рук.

Личностные УУД:

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

Формирование у учащихся конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

Наблюдение

Слушание

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении;

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

Корректировать поведение;

Осуществлять контроль.

Оборудование: Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко, помидор; карточки с графическим изображением слов-признаков, рабочие тетради, карандаши.

Ход урока.

  1. Организационный момент .

Логопед и дети приветствуют друг друга:

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

П. Повторение материала предыдущих занятий.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего ученики занимают свои места.

Логопед: «Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово.

Летит, жужжит - ... . Мычит, жует - ... . Скачет, ржет - ... . Лакает, мяукает-... . Сторожит, лает - ... . Плавает, молчит - . . . . Блеет, жует - . . . . Хрюкает, чавкает - . . .

III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко,помидор. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, помидор спрашивает их:

«Какой по форме, цвету, на вкус?» (Овальный, зеленый, вкусный.)

«Какая по форме, цвету, на вкус?» (Круглая, желтая, вкусная.)

«Какое по форме, цвету, на вкус?» (Круглое, красное, сладкое.)

Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.

Логопед: «Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко,помидор. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное.»

Затем логопед дает задания ученикам:

1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно спрашивает каждого ученика.)

2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Логопед следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)

3) ) Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Образец: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая - к а к а я?

Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг... (преданный, верный, надежный, большой, любимый).

Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

Поведение... (хорошее, примерное, отличное).

Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

4) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой ? какая ? какое ?

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

5. Графическое изображение слов.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначающие признаки, изображаются волнистой линией. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый, смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое большое, голубое.

6. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

1)Из услышанного ряда слов поднимите карточку с графическим изображением признака предмета на соответствующее слово: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш, вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный.

2) Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы: Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Слон.

Слон был огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хвост длинный. Голова большая, шишковатая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.

(По Л. И. Куприну.)

Вопросы:

« Вы видели когда-нибудь слона? Где? Какой был слон? Какие ноги у слона? Какой хвост? Какая голова у слона? Какие уши? Какие глаза?» (Ученики называют только слова, обозначающие признаки.) Кого вы еще видели в зоопарке? Как нужно относиться к животным?

7. Итог урока. Рефлексия.

Логопед: «С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали? Что у вас вызвало затруднение? Нарисуйте в тетради то личико, которое соответствует вашему настроению».


Занятие № 10

Тема . Слово. Значение предметности, действия, признака.

Цель.

1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,

признака.

2. Учить различать значения слов по этим признакам.

3. Развивать сознательное восприятие речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».

    Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».

Коррекционно-развивающие задачи:

    Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.

    Развитие сознательного восприятия речи.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Формирование динамической организации двигательного акта.

    Коррекция проявления СДВГ.

    Совершенствование механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.

    Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.

    Воспитание навыков культуры поведения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, фланелеграф, символы для графического диктанта.

I. Орг. момент.

Дети садятся в последовательности, указанной логопедом.

II. Постановка цели занятия.

1. Вспомним слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.

2. Будем задавать вопросы и отвечать на них.

III. Повторение слов со значением предметности.

1. Какими бывают предметы? – Живыми и неживыми.

2. На доске картинки. Что не подходит? Почему?

Бабочка, петух, мяч , сова

Как мы спросим об этом предмете? – Что это?

Как мы спросим об остальных предметах? – Кто это?

3. Послушайте слова и скажите, какое слово не подходит? Почему?

Кот, дом , собака, воробей

Парта, доска, учитель , мел

4. Соревнование на флажок.

Дети, которые сидят в 1-ом ряду, придумают слова к вопросу «кто это?».

Дети, сидящие во 2-ом ряду, придумают слова к вопросу «что это?».

IV. Повторение слов со значением действия.

1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-действия.

    Летом по лесу гуляет ,

Зимой в берлоге отдыхает .

(Медведь)

    На чужих звонко лает

И хозяйку охраняет .

    Не моторы, а шумят ,

Не пилоты, а летят ,

Не змеи, а жалят .

    Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нём;

Там пишут и считают ,

Рисуют и читают .

2. Ответить с помощью картинок одним словом на вопрос «что делает?»

Шьёт, вышивает, пришивает, прыгает, летит, бежит, сидит…

3. Самостоятельно задать вопрос и ответить на него одним словом.

Водящий со стола логопеда берёт карточку картинкой к себе.

Дети задают ему вопрос «что делает?».

Водящий отвечает на вопрос одним словом и показывает детям картинку.

Выходит следующий ребёнок, и упражнение повторяется.

Рубит, купает, стирает, поливает, кормит, одевает…

4. Определение количества и последовательности слов.

Бежит, летит, скачет

Чирикает, каркает, стрекочет

5. Придумать два слова-действия.

IV. Динамическая пауза. Игра с мячом.

    змея – шипит мышка – пищит воробей – чирикает

корова – мычит кошка – мяукает утка – крякает

лошадь – ржёт ворона – каркает лягушка – квакает

собака – лает голубь – воркует петух – кукарекает

    рыба – плавает птица – летает лягушка – прыгает

змея – ползает машина – едет человек – идёт И т. п.

V. Повторение слов со значением признака.

1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.

    Сам алый , сахарный ,

Кафтан зелёный , бархатный .

Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?

Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус)?

    Рыжая , пушистая

По деревьям скачет,

Потом орешки прячет.

Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.

Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»

о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая...

Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.

    Вафельное и полосатое ,

Гладкое и мохнатое .

Всегда под рукою –

Что это такое?

(Полотенце)

2. Посмотреть на картинки.

Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).

3. Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).

Помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.

Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.

Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т.п.

VI. Графический диктант.

1. Дети слушают слова и обозначают их полоской цветной бумаги на

фланелеграфе.

Колючий, волк, крадётся, лес

Кот, молоко, пьёт, вкусное, пушистый

Большой, спелый, покупает, арбуз, мама

2. Подбор слов к графической цепочке.

VII. Итог занятия.

Встанет тот, кто придумает слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

Оценка работы детей.

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.

2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.

3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед - Загадывает детям загадки:

Сам алый, сахарный,

Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).

Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.

Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.

Логопед - Сравните два текста.

Наступила зима Наступила холодная зима

Выпал снег Выпал пушистый снег

Ударили морозы Ударили сильные морозы

Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река

Логопед - Какой текст удачнее?

Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.

Логопед - Для чего нужны эти слова?

Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.

2. Сообщение темы.

Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.

Сердце Золотая

Руки Золотое

Кольцо Золотой

Лист Золотые

Пшеница Золотое

Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?

Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»

Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).

Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Поставьте слова в нужную форму:

Добрый (утро, день, ночь)

Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?

Круглое, сочное, румяное (яблоко)

Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)

Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)

Белоствольная, кудрявая (березка)

Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.

Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая?

Физминутка.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили:

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три - уроним и сломаем!

4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.

К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?

Дом Шуба Платье Дни

Аквариум Книга Солнце Морозы

С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Подберите к словам, слова близкие по смыслу:

черствый хлеб - (несвежий)

легкая задача - (простая)

Подберите слова противоположные по смыслу:

черствый хлеб - (свежий)

легкая задача - (трудная)

5. Грамота.

Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».

Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.

Медведь (какой?) Лиса (какая?)

Заяц (какой?) Ворона (какая?)

Волк (какой?) Сорока (какая?)

Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.

Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.

Дождь, дождливый, дождит.

Слеза, слезный, прослезился.

Мороз, морозный, морозит.

Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?

Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.

6. Итог занятия.

Над какой темой работали?

Что запомнили?

Ещё по данной теме:

План-конспект логопедического занятия.
Тема: "Слова, обозначающие признаки предметов"
Цели:
1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.
3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.
Оборудование и материалы: средства обратной связи, картинки, зеркала, компьютер.
Ход занятия.
Артикуляционная гимнастика.
1. Организационный момент.
Логопед - Загадывает детям загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).
Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.
Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.
Логопед - Сравните два текста.
Наступила зима Наступила холодная зима
Выпал снег Выпал пушистый снег
Ударили морозы Ударили сильные морозы
Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река
Логопед - Какой текст удачнее?
Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.
Логопед - Для чего нужны эти слова?
Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.
2. Сообщение темы.
Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.
Сердце Золотая
Руки Золотое
Кольцо Золотой
Лист Золотые
Пшеница Золотое
Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?
Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»
Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).
Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Запись на доске и в тетрадях
Поставьте слова в нужную форму:
Звонкий (голос, пение, песня)
Добрый (утро, день, ночь)

Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?
Круглое, сочное, румяное (яблоко)
Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)
Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)
Белоствольная, кудрявая (березка)
Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.
Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая? Запись на доске и в тетрадях.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем!
4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.
К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?
Дом Шуба Платье Дни
Аквариум Книга Солнце Морозы
С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Подберите к словам, слова близкие по смыслу:
черствый хлеб – (несвежий)
легкая задача – (простая)

Подберите слова противоположные по смыслу:
черствый хлеб – (свежий)
легкая задача – (трудная) Запись на доске и в тетрадях.
5. Грамота.
Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».
Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.
Медведь (какой?) Лиса (какая?)
Заяц (какой?) Ворона (какая?)
Волк (какой?) Сорока (какая?)
Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.

Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.
Дождь, дождливый, дождит.
Слеза, слезный, прослезился.
Мороз, морозный, морозит. Запись на доске и в тетрадях.
Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?
Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.
6. Итог занятия.
- Над какой темой работали?
- Что запомнили?


Приложенные файлы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: