В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], бага[ш], разбе[к], запа[т], бага[ш], ко[ш]сырье, тра[ф]ка.
На месте глухих согласных перед звонкими, кроме в, произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д]бросить, во[г]зал.
В ряде случаев наблюдается так называемые ассимилятивное смягчение, то есть согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Это относится, в первую очередь, к сочетаниям зубных согласных, например: [з"д"]есь, гво[з"д"]ди, е[с"л"]ли, ка[з"н"], ку[з"н"]ец, пе[н"с"]ия. Встречаются два варианта произношения, например: [з"л"]ить, и[зл"]ить, по[с"л"]е и по[сл"]е.
Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д"в"]ерь и [дв"]ерь, [з"в"]ерь и [зв"]ерь. В целом регрессивная ассимиляция по мягкости в настоящее время идет на убыль.
Двойные согласные являются долгим согласным звуком обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например: гру[п]а, ма[с]а, програ[м]а. Если же ударение падает на следующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика.
Как произносятся иностранные слова
В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте букв о, в отличии от русской орфоэпической нормы, в безударном положении произносится [о], то есть без редукции: б[о]о, [о]тель, кака[о], ради[о]. Допускается двоякое произношение: п[о]эт и п[а]эт, с[о]нет и с[а]нет и др.
Произношение гласных.
1.В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко -мол[а]ко.
В остальных безударных слогах (т.е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произноси|ся очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близко к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: голова - г[ъ]лова, сторона - ст[ъ]рона, дорогой - д[ъ]рогой; город - гор[ъ]д, сторож - сто"р[ъ]ж, на дом - на д[ъ]м, на пол - на п[ь]л, молод - мо л[ъ]д.
Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [е] и [и]. Условно этот звук обозначается знаком [и]: пятак - п[и]так, перо - п[и]ро.
2.Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут - мед[ы]нститут, т искры - из[ы]скры, смех и горе - смех [ы] горе. При наличии паузы [и] не переходит в [ы]: и подошел и сказал, смех и горе.
4. Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Наиболее существенное из них - сохранение в произношении звука [о] в безударных и твердых согласных перед гласным переднего ряда [е].
В безударном положении звук [о] сохраняется, например, в таких словах, как м[о]дель, м[о]дерн, [о]азис, б[о]а, [о!тель, ф[о]нема, м[о]дернизм и в иностранных собственных именах: Фл[о]бер, В[о]льтер, Т[о]льятти, Ш[о]пен, М[о]пассан. Такое же произношение [о] наблюдается и в заударных слогах: кака[о], ради [о]. Однако большинство заимствованной лексики, представляющее собой слова, прочно усвоенные русским литературным языком, подчинятся общим правилами произношения [о] и [а] в безударных слогах: б[а]кал, к[а]стюм, к[а]нсервы, б[а]ксер, р[а]яль и др.
5. В большинстве заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т"]ет. па[т"]ефон, факуль[т"]ет, [т"]еория, [д"]емон, [д"]еспот, [н"]ервы, [с"]екция, [с"]ерия, му[з"]ей, [р"]ектор.
6. Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед [е] сохраняется: ш[тэ]псель, о[тэ]ль, с[тэ]нд, ко[дэ]кс, мо[дэ]ль, ка[рэ], [дэ"]миург, [дэ]мпинг, каш[нэ], э[нэ]ргия, [дэ]марш, мор[зэ], к[рэ]до и др. причём обычно в заимствованных словах сохраняют твердость перед [е] зубные согласные [г], [д! ],[с! ], [з"], [н"], [р! ].
Основные законы произношения согласных - оглушение и уподобление.
1.В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] - хлеб, са[т] - сад. смо[к] - смог, любо[ф"] -любовь и т.д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] - лег, поро[к! - порог и т. д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное: лё[х], поро[х]. Исключение составляет слово бог - бо[х].
2. В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму. Если первый из них звонкий, а второй - глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка - ложка, про[п]ка - пробка. Если первый - глухой, а второй -звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба - свобода, [з]губить - сгубить.
Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.
5. Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например: сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [ш ]: ни[ш ]ий - низший. вы[ш ]ий - высший, ра[ш ]уметься - расшуметься.
6. Сочетания сж и зж произноситься как двойной твердый [ж ]: ра[ж ]ать - разжать, разжать,
7. [ж ]изнью - с жизнью, сжарить - [ж]арить.
8. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий [ж"|. В настоящее время вместо долгого мягкого [ж"] все шире употребляется долгий твердый звук [ж ]: по[ж"]е, по[ж]е - позже, дро[ж"]и и дро[ж]и - дрожжи.
9. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш "], так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш "]астье - счастье
10.Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш "]: прика[ш "]ик - приказчик, обра[ш "]ик- образчик.
10. Сочетания тч и дч произносится как долгий звук [ч"]: докла[ч "]ик - докладчик, ле[ч "]ик - летчик.
11. Сочетания тц и дц произносится как долгий звук [ц ]: два|ц ]ать - двадцать, золо[ц ]е - золотце.
12. В сочетаниях стн. здн, стл согласные звуки [т] и [д]выпадают: пре- ле[сн]ый - прелестный, по[зн]о - поздно, че[сн]ый - честный, уча[сл]ивый - участливый.
В пении есть свои особенности произношения согласных звуков. Об этих особенностях мы и поговорим сегодня.
Разновидности согласных звуков
Все согласные делятся на несколько разновидностей:
глухие – П, Ф, Т, С, Ц, Ш, К, Х
звонкие – М, Б, В, Д, З, Н, Л, Р, Ж, Г
сонорные – Р, Л, М, Н
Сонорные согласные – звуки, имеющие протяженность и не прерывающие звучность: р-р-р, н-н-н. Остальные согласные звучность прерывают. Если в тексте преобладают гласные или сонорные согласные звуки, то этот текст — вокальный.
В зависимости от того, какая часть артикуляционного аппарата принимает участие в образовании звука, согласные делятся на следующие разновидности:
губные
– Б, П, М, В, Ф
языковые – Д, Т, Л, Н, Р
нёбные – К, Г, Х, Й
шипящие
– С, З, Ш, Щ, Ч, Ж, Ц
поющие – М, Л, Н, Р
Каждый звонкий согласный звук имеет парный
глухой:
Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С
.
Иногда в пении звонкие согласные заменяются глухими, так как для их произношения нужно меньше затрачивать усилий, чем для произношения звонких согласных.
Произношение согласных звуков в пении
Начинающему вокалисту следует помнить, что поются в пении гласные звуки, а согласные только произносятся. Но произносятся быстро и кратко, так как протяженность согласных ухудшает качество звука; четко и ясно, чтобы слушателю было понятно содержание произведения, потому что речь мы распознаем по согласным звукам. Определите, например, слово по таким гласным: ОАЫ, а по таким согласным – СГЛСНЙ? По последнему примеру мы с большей вероятностью можем прочесть слово СОГЛАСНЫЙ.
Можно сказать, что согласные – это скелет певческого процесса, его основа. Иногда начинающие вокалисты укорачивают гласный звук за счет последующего согласного звука, спешат перейти на этот согласный, в результате искажается значение слова.
Гласные звуки выполняют главную роль в пении, но это не значит, что согласные – второстепенные. Согласные – каркас слова, его основа.
Согласные должны произноситься коротко и четко. Для того чтобы добиться протяженности гласных и короткого произношения согласных, в пении есть правила произношения звуков. Эти правила отличаются от правил письма.
Правила произношения согласных звуков
Орфоэпия – правила произношения. Рассмотрим правила и особенности произношения согласных звуков в пении.
Правила заключаются в следующем:
— Согласный звук, которым заканчивается слово, переносится к началу следующего слова и произносится как единое целое:
текст: Красны от роз прибрежные долины
поется: Красны о – тро — сприбрежные долины
Это правило не применяется при пении на стаккато (скок, скок, поскок, молодой дроздок – поется коротко на стаккато: скок, скок, по-скок, мо-ло-дой дро-здок)
— Согласный звук, которым заканчивается слог, переносится к началу следующего слога и произносится вместе с этим слогом:
Текст: Красны от роз прибрежные долины
Поется: Кра-сны о-тро-спри-бре-жны-е до-ли-ны
Благодаря такому переносу гласные поются дольше, и появляется напевность в звучании.
— В некоторых словах при пении не произносятся отдельные согласные:
солнце – произносится в пении как со-нце, поздно – произносится как по-зно
— В некоторых словах происходит замена согласных звуков:
Что – што (Что это сердце – при пении произносится Што это серце), скучно – скушно (И скучно, и грустно – при пении произносится И скушко, и грусно), счастье – щастье (А счастье так близко было – при пении произносится А щастье так блиско было), счет – щет.
— Сочетание ТС, ДС произносится как Ц (городской – гороцкой)
— Сочетание букв ТЬСЯ – произносится как ЦЦА (должны произноситься – должны произносицца)
— Окончания ЕГО, ОГО – произносятся как ЕВО, ОВО (день рождения твоего – день рождения твоево), (для любимого дружка – для любимово дружка, а еще правильнее – для любимава дружка)
— Два одинаковых согласных, стоящих рядом, произносятся как удлиненный звук (от топота копыт – о-ттопота копыт)
— Звонкие согласные переходят в глухие звуки (садик свеж и зелен – сади-ксве-шы-зе-лен)
— Согласный звук произносится на той же высоте, что и последующий гласный, согласный формируется в той же позиции, что и следующий гласный звук.
— Звук Й в пении выступает в роли согласного звука и произносится коротко, ни в коем случае не удваивается при пении (синий, синий иней лег на провода – в пении произносится: си-ни-йси-ни-йине-йле-хна-про-во-да)
— В окончании слов СЬ произносится С без мягкого знака (распустилась в нем сирень – распустилас в нем сирень)
Значение орфоэпии
Знание и применение правил произношения гласных и согласных звуков создадут условия для профессионального исполнения, естественной координации дыхательных и звукообразующих органов, в звуке появится напевность.
У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат зажат и не активен, вялое произношение согласных звуков становится причиной затягивания темпа в пении.
Исправить дефекты произношения, освободить и развить артикуляционный аппарат можно только с помощью постоянной работы над дикцией. Но выполнять правила чисто механически нельзя, нужно понимать смысл исполняемой фразы, чувствовать характер и стиль произведения. Например, в маршеобразных произведениях слова произносятся подчеркнуто, утрированно, а в мелодичных, спокойных произведениях согласные произносятся внятно, но без излишней чеканности.
Ударные слова и слоги в слове следует петь громче, безударные – тише, аккуратно и мягко поются безударные окончания слов.
Для выработки правильной дикции рекомендуется выразительно произносить текст без музыки в темпе и характере музыкального произведения, предварительно определив кульминацию и главные смысловые слова, а также труднопроизносимые согласные и слова, над которыми следует поработать отдельно.
Хорошо для выработки правильной дикции подключить в работу записывающие устройства. Некоторые дети на указание преподавателя отвечают, что произнесли окончание слова и не понимают, что от них требуется. И лишь прослушав запись своего голоса, ученики слышат ошибки в произношении.
Для выработки правильной дикции следует применять в распевках и упражнениях сочетание согласных и гласных звуков. Например, для округлого звучания нам нужны гласные О, У и согласные К, Г, которые произносятся с помощью заднего отдела артикуляционного аппарата – ко, ку, го, гу. Для близкого светлого звучания нам необходимы гласные И, Е и согласные Д, Л, З, которые произносятся с помощью переднего отдела артикуляционного аппарата – ди, де, ли, ле, зи, зе.
У начинающих вокалистов есть недостаток при произношении согласных звуков – широкая дикция: слова произносятся не активным, твердым кончиком языка, а всем языком, и язык при этом вялый. Звук получается грубый, произношение согласных смазанное, нечеткое. Как результат – неточная интонация, отсутствие кантилены.
В вокальном произведении слово помогает слушателю понять содержание произведения. А на манеру произношения звуков влияет характер произведения. И здесь уместно поговорить о логике речи, выразительности слова и смысловых акцентах. Очень важно для вокалиста определить смысл произведения, его кульминацию, главные слова, прочувствовать произведение, найти верную интонацию и уметь донести до слушателя идею произведения, замысел композитора, содержание каждой музыкальной фразы. И все это должно подчиняться логике – и логике речи, и логике исполнения музыкального произведения, а также правилам орфоэпии.
Татьяна Вахлова
Произношение гласных и согласных звуков в пении
В русском языке принято различать два вида произношения: певческая дикция, и сценическая речь.
Сценическая речь-более яркая выразительная, более эмоционально окрашенная, подчинена правилам произношения, использует логические ударения. Изменение темпа речи и динамики.
Певческая дикция- близка к сценическому произношению. Но каждый звук имеет определенную высоту, слова ритмически строго организованы, дыхание более продолжительно и починено требованиям музыки.
Произношение и в сценической речи, и в пении является не только их внешней формой, но и важным выразительным средством, с одной стороны, актерской игры наряду с интонацией, жестом, костюмом, гримом, с другой, художественного воплощения, посредством агогики, тембра и пр. «Хорошо сказанное- на половину спето»,- говорил Ф. И. Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса.
Произношение гласных звуков в пении.
Все гласные звуки тянутся, а согласные являются как бы перерывами, они проговариваются, поэтому гласные максимально распеваются.
Все гласные округляются на манер буквы «О».
Всего 10 гласных из них 5 основных «А», «О», «У», «И», «Э»
Йотированные- когда перед основным добавляется «Й».
Звук «Ы» самостоятельный.
При пении йотированных гласных произносится очень быстро и мягко, а тянется основной звук.
Распетые гласные всегда звучат ясно и чисто.
Ударные гласные всегда звучат ясно и чисто.
Безударные гласные звучат по разному: чем длиннее безударный гласный, тем он более ясен, чем короче, тем более редуцирован.
Безударное «О», в большинстве случаев произносится как «А»
Безударная «Я», на конце слова всегда должна звучать чисто (поля, сверкая).
Безударная «А» и «Э» мало редуцируются, звучат менее ярко, динамически ослобляются.
Безударная «Е» - на коротких длительностях звучит с примесью «И», «Е».
Два гласных звука внутри слова или на стыках слов произносятся слитно, а на стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения два одинаковых звука на одной высоте поются раздельно.
Произношение согласных звуков.
Звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие или глухие, (наш паравос, вперет летит).
Зубные «З», «Д», «С», «Т» - перед мягкими согласными смягчаются например: (казни, песнь, гость).
«Н» или «НН» - перед мягкими согласными произносится мягко, перед «Л» твердая «Н».
Возратные частицы окончание мягче «СЯ» и «СЬ» произносится тверда как «СА» и «С».
В ряде слов считании «ЧН» и «ЧТ» и произносится как «ШН» и «ШТ», (скушно, грусно, што).
Сочетание «СЧ» и»ЗЧ» как долгое «Щ» (сщастье).
Все согласные произносятся коротко, четко, но аккуратно не нарушая мелодическую линию.
Согласные находящиеся в середине слова переносятся к следующему слову или слогу, но не в конце предложения.
Характер певческой дикции за висит от содержания и характера произведения, от его образности. При исполнение быстрых, легких по звуку произведений следует облегчать силу звука, слова произносить легко, близко и очень активно при минимальном движении артикуляционного аппарата. Драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно (крупная дикция). В спокойных распевных сочинениях - мягкая дикция.
Певцы хора должны постоянно учиться правильной, грамотной речи. Если они обладают правильным и хорошим произношением, то хор достигает высокого уровня певческой культуры. Это значит, что он умеет наилучшим образом строить и соотносить поэтическую и музыкальную фразы в соответствии с идеей и образной сферой хорового произведения, отбирая наиболее подходящие в каждом случае слова и музыкально-исполнительские средства.
Публикации по теме:
Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.
Игровая обучающая ситуация «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» (Закрепление гласных звуков, определение позиции звука) НОД в средней группе компенсирующей направленности.
Интерактивное пособие изготовлено вручную из пластика, магнитного листа, самодельных букв русского алфавита в двух вариантах (мягкий вариант.
Конспект индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками с РДА «Закрепление произношение гласных звуков» Задачи приоритетной образовательной области: Развивать зрительное восприятия, умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнение.
"Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.
Согласные звуки в русском языке четко произносятся только перед гласными. В остальных случаях они изменяются, следуя закону экономии речевых усилий.
Процессы, связанные с глухостью и звонкостью согласных
В русском языке согласные звуки делятся на глухие и звонкие.
ЗВОНКИЕ | [Б] | [Б’] | [В] | [В’] | [Г] | [Г’] | [Д] | [Д’] | [Ж] | [З] | [З’] |
ГЛУХИЕ | [П] | [П’] | [Ф] | [Ф’] | [К] | [К’] | [Т] | [Т’] | [Ш] | [С] | [С’] |
При этом нужно помнить, что существуют согласные, которые произносятся:
a) всегда звонко: [Л ], [ Л ’], [М], [М ’], [Н], [Н’], [Р], [Р’], [Й];
b) всегда глухо: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ].
1. Оглушение согласных. Процесс, когда согласный звук просто заменяется на парный ему глухой звук, следуя закону экономии речевых усилий. Это происходит:
- на конце слова
2. Озвончение (то есть замена глухого на звонкий) согласных происходит, если глухой согласный находится перед звонким.
Процессы, связанные с мягкостью и твёрдостью согласных
Согласные также делятся на мягкие и твёрдые. Таким образом, они составляют пары.
Твёрдые | [н] | [п] | [р] | [с] | [т] | [ф] | [х] |
Мягкие | [н’] | [п’] | [р’] | [с’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
Однако не все согласные образуют пары по твёрдости мягкости.
Всегда твёрдые:
[Ж], [Ш], [Ц]
Всегда мягкие:
[Й], [Ч], [Щ]
Мягкость согласных на письме обозначается с помощью мягкого знака (Ь) и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Перед гласными А, О, Э, У, Ы согласные произносятся твёрдо.
1. Смягчение согласных. Перед мягкими Т, Д, Н, Л, Ч, В, Щ согласные [С], [З], [Н] произносятся мягко.
2. Согласные Й, Ч, Щ произносятся всегда мягко, независимо от следующих за ними гласных или согласных звуков.
Произношение сочетаний согласных
1. Сочетание ЧН по нормам русского языка первой половины ХХ века должно было обязательно произноситься [ШН]. Сейчас эта норма уходит в прошлое и допустимо произнесение [ЧН]. Однако существуют слова исключения, в которых произнесение [ЧН] недопустимо (см. ниже)
3. Сочетания букв СЖ и ЗЖ произносятся как удлинённый звук [Ж]=[ЖЖ].
5. Сочетания букв СЧ, СЩ, ЗЧ, ЗЩ, ЖЧ произносятся как [Щ]
Пишем | Произносим |
Заказчик | [закащик] |
Счёт | [щот] |
6. Сочетания букв ДЦ, ТЦ, ТСЯ, ТЬСЯ = звуку [Ц]
8. В сочетаниях СТН, СТЛ, НТСК, СТСК выпадает звук [Т]
9. В сочетаниях ЗДН, НДСК, РДЦ выпадает звук [Д].
10. В сочетании ВСТ выпадает звук [В].