Мировая история: каким президентам объявляли импичмент. Свержение президента по конституционному праву: импичмент – что это такое Основания импичмента

С экранов телевизоров часто можно услышать слово «импичмент». Что это такое простыми словами? Кто был подвержен это процедуре и в каких странах?

Обычно, о нем вспоминают во время политического либо экономического кризиса. Подробнее об этом можно узнать из статьи.

Определение понятия

Слово имеет английские корни, оно переводится как «недоверие». Что такое импичмент? Это определение подразумевает специальную процедуру судебного порядка над должностными лицами с последующим отстранением их от занимаемой должности. Под должностным лицом подразумевается как министр, так и президент.

История возникновения

Значение импичмента возникло в четырнадцатом веке в Англии. получила право отдавать министров короля под суд лордов. Основанием служило уголовное дело. До этого подобное решение вправе был принимать только правящий монарх.

Со временем такая процедура закрепилась в законодательстве США. Импичменту могут быть подвержены судьи, губернаторы.

В законодательстве разных стран

Теперь понятно, что такое импичмент. Простыми словами это отстранение от должности государственного служащего. Существует подобная процедура в большинстве государств. В основном вопрос об импичменте решают на уровне правительства. Однако в Лихтенштейне процедуру отстранения от власти князя осуществляют на основе всенародного референдума.

В США вопрос об отрешении выдвигается в Палате представителей. Затем в Сенате должно набраться большинство голосов (две трети).

В Украине институт импичмента относится к должности президента. Это описано в третьей статье Конституции. Отстраняет его от власти Верховная Рада. Должно проголосовать 226 депутатов и больше. Причиной может стать либо другое преступление.

«Парад импичментов»

Чтобы лучше понять, что это такое простыми словами (импичмент) следует привести реальные примеры. В Европе случаев доведения дела до конца практически нет. Можно вспомнить только 2004 год. Паксас был обвинен в предоставлении гражданства бизнесмену Юрию Борисову в обмен на пожертвование в четыреста тысяч долларов. Роландас Паксас не признал своей вины, но был отстранен.

Гораздо интересней обстоит ситуация в государствах Южной Америки. Так в Бразилии Сенат выступил против президента. Фернанду Колора ди Мелу подал в отставку, но правительство решило довести дело до конца. Президенту был объявлен импичмент по обвинению в коррупции.

Подобное обвинение вынесло правительство Венесуэлы Карлосу Пересу. Президента отстранили от власти и на два года поместили под домашний арест.

В 1997 году начался процесс в Эквадоре против Абдалы Букарама. Его обвинили сразу по нескольким пунктам: незаконное применение вооруженных сил, неподобающее поведение и коррупция. В результате эквадорский «любитель танцев» эмигрировал в Панаму.

В 2000 году произошел инцидент в Перу. Президент сбежал из страны в Японию. Причиной тому стали массовые протесты, которые были спровоцированы коррупцией среди окружения Альберто Фухимори. Лидер Перу подал в отставку, но Конгресс не принял ее и довел процедуру импичмента до конца. Его обвинили в «стойкой моральной несостоятельности».

Иногда импичмент приводил к ухудшению отношений с другими странами. Так в 2012 году в Парагвае президента обвинили в ненадлежащем использовании своих должностных обязанностей. Парламент отстранил его, но многие государства Латинской Америки посчитали, что в Парагвае произошел государственный переворот, и отозвали своих послов.

В Соединенных Штатах было предпринято три попытки отстранения президента: Ричард Никсон, Но в двух случаях они были оправданы Сенатом, а Никсон ушел в отставку, не дожидаясь решения правительства.

В законодательстве РФ

В России также существует институт простыми словами понять сложно. Процедура описана в девяносто третьей статье конституции страны. Если президент совершил преступление, Государственная Дума выдвигает обвинение против него. Также свое подтверждение дает Верховный Суд и Совет Федерации.

Попытки сместить Бориса Ельцина

Значение импичмента заключается не только в отстранении президента либо высшего государственного лица от должности. Оно необходимо, чтобы привлечь его к суду. Хотя чаще всего о импичменте идет речь, когда президент и правительство не могут договориться. О том, что такое импичмент президента известно и в РФ.

В России было совершено три попытки проведения процедуры отрешения. Все они были направлены против Бориса Ельцина. В первый раз это случилось в 1993 году, но по решению всенародного референдума президент сохранил пост. В этом же году возникла еще одна конфликтная ситуация между лидером государства и представителями власти. Для ее разрешения пришлось применить оружие.

В 1998 году при Госдуме была создана парламентская комиссия. Она подготовила обвинения, по которым Ельцину грозил импичмент, но ни один из пунктов не набрал большинства голосов депутатов.

Каждое отстранение от власти несет за собой политические последствия. Даже если оно было сделано законным способом.

Президент страны, как любой участник исполнительной власти, несет ответственность за свои действия перед народом. В качестве меры, ограничивающей полномочия лидера государства, законодательство предусматривает механизм отрешения его от власти.

Точное определение

Что такое импичмент по отношению к президенту. Понятие impeachment появилось в юридической практике в 15 веке. Впервые процедура лишения полномочий была опробована в Англии. Она предусматривала следствие по делу о нарушении существующих законов, вменяемых должностному лицу.

Английское законодательство заимствовано североамериканскими партнерами, которые ввели понятие президентского импичмента. В конституции США детально прописан план действий при вынесении вотума недоверия. Предусмотрено действие механизма по отношению к руководителям разного уровня – общенационального и регионального.

Внимание! Термин происходит от латинского глагола «impedivi» — «воспрепятствовал, пресек».

Что такое импичмент должностного лица. Impeachment служит актом проявления максимального недоверия к державному лидеру. Это легитимный способ отстранения его от власти до завершения срока полномочий. Слово заимствовано из английского языка. В переводе impeachment значит «недоверие». Значение слова импичмент указывает на возникшие подозрения в отношении должностного лица.

Особенности законодательства России

В законодательство Российской Федерации определение impeachment внесено для обозначения действий по привлечению к президента страны.

Согласно установленным нормам Конституции, глава государства обладает юридической неприкосновенностью. С 1993 года в Основном законе РФ появилась статья 93, которая предусматривает импичмент в отношении главы государства в случае обвинения его в тяжких преступлениях (например, измена родине).

Обвиняющей стороной выступает Государственная Дума, которая инкриминирует высшему должностному лицу страны нарушения, обоснованные специальной комиссией. Обвинение должно быть поддержано не менее чем 30% состава депутатов нижней палаты парламента. Сбор голосов осуществляется при помощи бюллетеней путем тайного голосования.

Обязательным условием для привлечения главы государства к ответственности является доклад от лица Верховного Суда, обнаружившего в поступках действующего президента признаки состава преступления. На его основании Дума составляет постановление про вотум недоверия и направляет его в верхнюю палату парламента.

Процедура импичмента предусматривает голосование сенаторов по выдвинутому запросу. Для приведения его в действие необходима поддержка более 60% членов Совета Федерации. На рассмотрение документа отводится срок до 3 месяцев. По истечении этого времени иск утрачивает силу. Окончательное решение вступает в действие после того, как Конституционный суд подтвердит точность соблюдения регламента.

Важно! Механизм отстранения державного лидера от власти до завершения срока его полномочий использовался в истории России трижды: по отношения к президенту Борису Ельцину в 1993 году (2 раза) и в 1999 году.

В демократическом обществе соблюдение законов является краеугольным камнем существования социально-политической системы. Статус высшего должностного лица державы защищает лидера от судебных притязаний во время срока избрания, импичмент это позволяет делать, невзирая на властные полномочия.

Практика зарубежных стран

В зарубежных странах impeachment предусмотрен не во всех законодательствах. В случаях, когда возникает необходимость досрочного снятия полномочий с главы государства, используют плебисцит. Референдум осуществляется в 3 этапа. Во время его проведения происходит сбор подписей людей, проголосовавших за кандидатуру на выборах президента.

Перечислим эти этапы:

  • не менее 1% от общего числа избирателей;
  • не менее 20%;
  • не менее 50%.

Внимание! Существуют страны, где импичмент невозможен. Во Вьетнаме, КНДР, Узбекистане, Индонезии, Алжире руководителя нельзя лишить властных полномочий до истечения срока его легитимности.

Если половина избирателей выразит желание заменить руководителя государства, то процедура импичмента считается состоявшейся.


Описание процедуры

Снятие президента с занимаемой должности проводится по строгому регламенту, прописанному в законодательстве. Последовательность действий в данной операции предусмотрена в Конституции. За соблюдением всех требований наблюдает Конституционный Суд.

Процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Выдвижение юридических обвинений в нарушении законодательства через высший орган законодательной власти (парламент).
  2. Подтверждение Верховным Судом наличия состава преступления в действиях обвиняемого.
  3. Составление законодательного акта про лишение властных полномочий в нижней палате парламента (Государственная Дума в России, Палата представителей в США, Палата общин в Великобритании).
  4. Утверждение заключения о снятии страны с занимаемой должности происходит в верхней палате парламента (Совет Федераций в России, Сенат в США, Палата лордов в Великобритании).

Право обнародования заключительного вердикта принадлежит Верховному судье.

Причины для вотума недоверия

Законодательства разных государств определяет собственный перечень причин для вынесения вотума недоверия руководителю державы, исходя из трактовки того, что означает слово impeachment.

В большинстве стран серьезными правонарушениями считаются:

  1. Измена родине, поддержка враждебных государству сил.
  2. Взяточничество, коррупция.
  3. Лжесвидетельство, препятствие правосудию.
  4. Занятие предпринимательской деятельностью.
  5. Нарушение законов страны.
  6. Незаконный роспуск парламента.
  7. Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей.
  8. Посягательство на конституционный строй.

Голосование о вотуме недоверия в парламенте Румынии

Примеры из истории

Практическое использование законодательного механизма снятия руководителя с его поста происходило не часто. На рубеже 20-21 веков, что означает слово impeachment, узнало несколько президентов:

Страна Год Президент Сущность обвинения
Бразилия 1992 Фернанду Колор
Эквадор 1997 Абдала Букарам Умственная неполноценность.
Филиппины 2000 Джозеф Эстрада Получение взяток.
Перу 2000 Альберто Фухимори Преступления против народа.
Индонезия 2001 Абдуррахман Вахид Участие в коррупционной деятельности.
Литва 2004 Роландас Паксас Необъективность в принятии решений.
Бразилия 2016 Дилма Русеф Ошибки в управлении и покрытие расхищения государственных средств.

В Соединенных Штатах слово импичмент звучало по отношению к трем президентам :

  1. Эндрю Джонсону в связи с незаконной отставкой главы военного ведомства (1868 г.);
  2. Ричарду Никсону, по делу о тайной прослушке штаба демократической партии — Уотергейт (1974 г);
  3. Биллу Клинтону в связи с лжесвидетельством и препятствием правосудию (1998-1999 гг.).

Николсон сам подал в отставку, а по делам Клинтона и Джонсона были приняты оправдательные решения.

Полезное видео: что такое импичмент?

Пост державного лидера выдвигает жесткие требования к поведению человека, его соответствию занимаемой должности. Уклонение от выполнения правовых является основанием для выдвижения обвинений.

Главной новостью многих мировых новостей стала победа Трампа на выборах в США. Среди некоторых политиков и экономистов бытуем мнение, что он не сможет долго «усидеть» в Белом доме. У Американского Конгресса есть серьезный политический инструмент в руках - процедура отрешения президента от должности. Пока у власти однопартийные с Трампом республиканцы, возможно, опасаться нечего. Но что будет, если на выборах в Конгрессе победят враждебные демократы? Это остается загадкой. Размышляя об этом, наши граждане начинают интересоваться: существует ли у нас в стране процедура отрешения президента РФ от должности? Постараемся ответить на этот вопрос.

Отрешение президента от должности, или кто главный в стране

В нашей стране подобная мера предусмотрена в основном законе. Согласно Конституции, отрешение должности возможно при участии одновременно двух высших государственных образований - Федерального Собрания и Государственной Думы. Подробнее о том, как это происходит.

Порядок отрешения (импичмента)

Юридически законное досрочное снятие главы государства называется импичментом. Порядок отрешения президента РФ от должности следующий: Государственная Дума выдвигает обвинения в адрес главы государства.

По новому основному закону страны пост вице-президента упразднили, а новый орган под названием Государственная Дума стал иметь намного меньше полномочий. При оценке этих событий мы опираемся только на юридический аспект, не вставая ни на чью сторону конфликта. По сути, власть Ельцина была нелегитимна до декабря 1993 года. Но, как говорится, победителей не судят.

Кто придумал импичмент

Импичмент, или отрешение президента от должности, придумали в то время, когда такой должности и не существовало. Первой страной, где появилось данное понятие, стала Англия. Было это в далеком 14 веке. Однако процедуре импичмента подвергался не сам монарх, который, как известно, «от Бога», а его фавориты. Проблема была в том, что только король лично мог назначить себе министров. Следовательно, снять их с должности мог тоже только он. Такое положение дел не устраивало граждан, так как они подвергались беззаконию со стороны министров. Обращения к королю игнорировались. Тогда решительно взяла инициативу в свои руки и узаконила отстранение от должности министров без разрешения короля. Золотое время для фаворитов закончилось, а сама процедура стала называться импичментом.

Прецеденты в России

В новейшей истории России отрешение от должности президента никогда не практиковалось. Только в Советском Союзе в результате политического заговора один раз сняли с должности ЦК КПСС. Подумать только, в авторитарном режиме произошли демократические мирные процедуры импичмента, которых ни разу не было в «эталоне демократии» США.

В современной истории России такого также не происходило. Единственный состоявшийся импичмент Ельцину привел к расстрелу Съезда народных депутатов из танков. В результате чего последний был ликвидирован. В 1998-1999 годах была еще одна попытка процедуры импичмента Государственной Думой. Однако дальше голосования внутри законодательного органа страны дело не дошло.

Импичмент и «сексуальный скандал» в США

В истории США произошло только три случая, когда процедура импичмента была инициирована. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Злые языки шутят по этому поводу, что американских президентов предпочитают отстреливать, нежели отстранять.

Если первые две попытки провести импичмент были в далеком прошлом (1868 и 1974 года), то последняя состоялась относительно недавно - в 1998-1999 гг. Связана она с именем президента от демократической партии - Билла Клинтона. Палата представителей обвинила его в ложных показаниях по громкому уголовному делу.

Клинтона обвиняли в домогательстве к одной из сотрудниц аппарата администрации в 1991 году. Тогда будущий президент был в нем губернатором. В номере отеля предложил Поле Джонс (именно так ее звали) интимную связь. Спустя много времени девушка подала в суд уже на действующего президента за домогательства. История, может быть, так бы и осталась выдумкой, слухами, если бы не скандал с еще одной молодой девушкой из аппарата Белого Дома - Моникой Левински. В прессу просочились слухи, что она с Биллом имеет интимную близость. Сама Моника, а также Клинтон отрицали это. На суде под присягой оба признали, что не имели сексуальной связи друг с другом. Это подтвердили и заместители президента.

Однако спустя некоторое время Моника неожиданно отказалась от своих показаний и призналась в том, что имела близкую связь с президентом. В качестве подтверждения она продемонстрировала платье с биологическими следами Билла. Многие скептики не поверили, ведь прошло два года после этих событий. Однако ДНК показало, что семенная жидкость действительно принадлежит Клинтону.

В результате Сенат рассматривал дело об импичменте по обвинению в лжесвидетельских показаниях президента, так как в первый раз он заявил, что не имел половой связи с Моникой. Однако Клинтон мастерски «выкрутился» в суде. Видимо, профессия юриста даром не прошла. Он заявил, что оральный секс не считается половой связью. Как ни странно, но доводы его суд принял и оправдал, а Сенат не получил необходимое большинство.

Наиболее оптимальной мне представляются процедуры импичмента в США.

К этому выводу меня подтолкнуло изучение мнения юристов, которые считают американский опыт наиболее оптимальным и рациональным. Процедуру импичмента в США считают классической.

Именно поэтому я хочу подробней остановиться на этой модели, чтобы в дальнейшем было можно провести сравнительный анализ Российского и Американского опыта.

Основным видом правовой ответственности Президента США является отрешение его от должности (импичмент). Эта процедура рациональна и действенна, реализуется в два этапа: инициируется в Палате представителей Конгресса и заканчивается в Сенате, принимающем свое решение абсолютным числом голосов. Судебная власть также играет свою роль: глава Верховного суда США председательствует в ходе заседаний Сената, рассматривающего дело об импичменте Президента.

Изначально слово «impeachment» в английском языке означало сомнение или недоверие. Однако в контексте англо-американской правовой доктрины импичментом называется особая квазисудебная процедура привлечения к ответственности государственных должностных лиц, совершивших тяжкие правонарушения или проступки.

Обычно право инициирования процедуры импичмента принадлежит законодательной ветви власти: Палате представителей в США и Государственной Думе в России. Данное право - один из наиболее важных механизмов системы «сдержек и противовесов» в руках законодательной власти.

Основания для импичмента Президента США значительно шире аналогичных норм других конституций и включают в себя согласно разделу 4 статьи II Конституции США государственную измену, взяточничество или другие важные преступления и проступки. Несмотря на то, что понятие важные преступления и проступки не определяется американским правом, принято считать, что оно включает в себя любые серьезные правонарушения: от злоупотребления своими полномочиями до откровенной коррупции, от неуважения к другим ветвям власти до банальных растрат государственных средств или имущества и т.п.

Согласно ч. 2 разд. 2 ст. I американской Конституции исключительное право возбуждать импичмент (the sole Power of Impeachment) принадлежит Палате представителей. Регламент палаты, однако, не содержит каких-либо норм, регламентирующих данную процедуру. По традиции, импичмент может быть инициирован любым членом Палаты представителей, после чего соответствующее заявление поступает для изучения в юридический комитет палаты (House Judiciary Committee), который формулирует «статьи импичмента» (articles of impeachment). Палата представителей рассматривает статьи и в случае их принятия простым большинством от общего состава палаты, то есть при поддержке 226 депутатами, направляет их в Сенат. Если исключительное право возбуждать импичмент принадлежит нижней палате Конгресса, то, в соответствии с ч. 6 разд. 3 ст. I Конституции исключительное право рассматривать по существу такого рода дела (the sole Power to try all Impeachments) принадлежат Сенату.

Следует обратить внимание на неоднозначность формулировки разд. 4 ст. II Конституции США, согласно которой Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отрешены от должности после осуждения в порядке импичмента. Как видим, Конституция отделяет осуждение в порядке импичмента от собственно отрешения от должности, вызванного таким осуждением. Вероятно, это в совокупности с неимперативным термином «могут быть» (отрешены) дает дополнительную гибкость и основание Сенату, как конечной инстанции в процедуре импичмента, подходить к каждому такому делу индивидуально и в зависимости от тяжести предъявленного обвинения согласиться или нет с импичментом, уже вынесенным Палатой представителей какому-либо должностному лицу.

Статьи импичмента представляются в Сенате уполномоченными депутатами Палаты представителей, выступающими в качестве своего рода прокуроров. Существует два способа назначения уполномоченных: палата либо сама простым большинством голосует за их назначение, либо принимает особую резолюцию, определяющую число уполномоченных и наделяющую спикера палаты правом их назначения. По традиции, число уполномоченных не может быть четным и колеблется между пятью и одиннадцатью с участием депутатов от обеих партий, представленных в Конгрессе. Любой конгрессмен имеет право присутствовать при рассмотрении статей импичмента в Сенате, однако официальную позицию Палаты представителей вправе заявлять лишь уполномоченные.

Как и при обычном судебном рассмотрении какого-либо дела, Сенат заслушивает стороны, рассматривает свидетельские показания; субъект импичмента имеет право пользоваться услугами адвокатов, устраивать перекрестный допрос свидетелей и не обязан давать показания, которые могут быть использованы против него, и т.д. Дополнительное сходство с обычным судебным делом добавляет обязанность сенаторов принести присягу на Библии (Oath) или дать торжественное обещание (Affirmation) говорить только правду и ничего кроме правды.

Для избежание конфликта интересов Конституция уполномочивает не Вице-президента, а Главного судью США председательствовать в Сенате по делу об импичменте Президента, однако умалчивает, кто должен председательствовать в процессах с иными субъектами импичмента.

Процедура импичмента в США применяется не только на федеральном, но и на региональном уровне, что может представлять особый интерес для российского руководства, из-за схожести государственного устройства и проводимой политики по совершенствованию сложившегося механизма.

За всю историю США известно не менее двадцати случаев вынесения импичмента губернаторам штатов. В восьми из них губернаторы были отрешены от должности. Среди них губернатор штата Арканзас Клэйтон в 1871 году, губернатор штата Нью-Йорк Уильям Салзер в 1913 году, губернатор штата Техас Джеймс Фергюсон в 1917 году и другие.

Последним по времени был подвержен импичменту и отрешен от должности губернатор штата Аризона Ивэн Мичэм. По аналогии с процедурой импичмента на федеральном уровне, процедура импичмента в отношении губернатора штата Мичэма была возбуждена двумя третями голосов палаты представителей Законодательного собрания штата. 9 марта 1988 г. Сенат Аризоны был преобразован в суд импичмента, возглавляемый Председателем Верховного суда штата. Дело изначально включало в себя три статьи импичмента, одна из которых была отвергнута Сенатом. Согласно первому из обвинений (поддержали - 21; против - 9 сенаторов штата), Мичэм был признан виновным в сокрытии 350 тысяч долларов, полученных им в ходе избирательной кампании 1986 г. Суть второго пункта обвинения (поддержали - 26; против - 4 сенатора штата) состояла в том, что Мичэм противодействовал расследованию его финансовых злоупотреблений и приказал главе полиции штата не давать показания проводившему расследование Генеральному атторнею штата. Палата представителей легислатуры штата квалифицировала данные действия губернатора как особо опасные, судебно наказуемые должностные преступления, дающие основания для применения процедуры импичмента. 4 апреля 1988 г. суд импичмента счел предъявленные Мичэму обвинения обоснованными и отрешил губернатора от должности.

Именно этот пример нам наглядно иллюстрирует квазисудебный характер импичмента т.к. уголовное дело, возбужденное против Мичэма одновременно с процедурой импичмента и по тем же статьям обвинения, закончилось ничем в силу того, что уголовное расследование предполагает более жесткую систему доказательств вины обвиняемого.

Как известно, ни один из американских президентов не был отрешен от должности в порядке импичмента. За свою 200-летнюю историю США знают лишь три эпизода принятия статей импичмента против главы государства. Причем в двух случаях законодатели были достаточно близки к отрешению Президента от власти.

Прецедент был создан в 1868 г., когда субъектом импичмента стал 17-й Президент США Эндрю Джонсон. Для отрешения Президента от должности было достаточно основного обвинения - в принятии Президентом решения об отставке министра обороны Эдвина Стэнтона в нарушение принятого Конгрессом (впоследствии признанного антиконституционным) Закона о продолжительности пребывания в должности. Однако давно копившееся раздражение стилем правления своенравного Э. Джонсона привело к тому, что Палата представителей сформулировала и приняла не одну, а одиннадцать статей импичмента, включая обвинение Президента в том, что он обращался к Конгрессу без уважения и на повышенных тонах. Решение нижней палаты не было доведено до конца Сенатом, которому не хватило одного голоса по основному пункту обвинения для того, чтобы завершить процедуру импичмента отрешением Президента от должности.

Следующая попытка импичмента Президента была предпринята в июле 1974 года против Президента Ричарда М. Никсона. Президент обвинялся в том, что с его одобрения и согласия производились тайные выплаты денежных сумм для того, чтобы добиться молчания от свидетелей по уотергейтскому и прочим делам, в которых был лично замешан Никсон; в рамках аппарата Президента создал секретное сыскное подразделение, которое вело тайную и незаконную деятельность, нарушающую конституционные права граждан; предпринимал попытки использовать ЦРУ для воспрепятствования осуществлению правосудия; в нарушение конституционных прав граждан лично и через своих подчиненных предпринимал попытки получения конфиденциальной информации от Внутренней налоговой службы; предпринимал попытки вовлечения Федерального бюро расследований и Службы безопасности Президента в незаконную деятельность; использовал 17 миллионов долларов из общественных фондов для строительства частной виллы. В конечном итоге, Президент обвинялся в нарушении данной им при вступлении в должность присяги.

Не признавая свою вину ни по одному из пунктов обвинения и не желая доводить дело до голосования по импичменту на фоне катастрофического падения доверия со стороны граждан страны (с 91% в начале 1973 года - беспрецедентного показателя по крайней мере за предыдущие 50 лет! - до 26% уже к началу следующего года), 8 августа 1974 г. Никсон сложил с себя президентские полномочия. Ровно через месяц Вице-президент Джеральд Форд объявил о «полной и абсолютной» амнистии экс-президента за все совершенные им в должности преступления и проступки.

Третья попытка отрешения от должности Президента США на волне «моникагейта» и обвинений в махинациях с недвижимостью в период губернаторства Клинтона в Арканзасе была неудачной. Президент был осужден Палатой представителей в порядке импичмента, но не отрешен от должности Сенатом.

8 октября 1998 года Палата представителей принимает решение о возбуждении процедуры импичмента и изучения вопроса юридическим комитетом. 27 ноября Клинтон отвечает на 81 вопрос, направленный ему комитетом. 11-12 декабря юридический комитет формулирует четыре статьи импичмента, и еще через неделю две из них - о даче ложных показаний под присягой и попытках воспрепятствования осуществлению правосудия - одобрены на голосовании нижней палаты. Первое обвинение было поддержано 228 голосами против 208 при одном не голосовавшем; второе - 221 против 212 при двух не голосовавших. Поскольку, как уже отмечалось, Конституция отделяет осуждение в порядке импичмента Палатой представителей от собственно отрешения от должности Сенатом, голосование 19 декабря 1998 года означало вынесение импичмента второму Президенту в истории США. Сразу после рождественских каникул процесс продолжился в Сенате и завершился 12 февраля 1999 г. оправданием Президента. Вместо требуемых двух третей от списочного состава палаты, первая статья импичмента - дача ложных показаний под присягой, была поддержана 45 сенаторами против 55, вторая - воспрепятствование осуществлению правосудия, 50 против 50.

История США знает 15 случаев импичмента должностных лиц государства Палатой представителей в форме принятия ею статей импичмента. Помимо президентов Э. Джонсона (1867-1868 гг.) и У. Клинтона (1998-1999 гг.) и сенатора У. Блаунта, субъектами импичмента выступали Министр обороны Уильям Белкнэп (1876 г.) и 12 судей. Однако только против семи из должностных лиц (все они оказались судьями) Сенатом был вынесен обвинительный вердикт, и они были отрешены от должности.

Известно не менее 30 случаев возбуждения процедуры импичмента Палатой представителей и формулирования статей импичмента юридическим комитетом палаты. Помимо Президента Р. Никсона (1973-1974 гг.), статьи импичмента были также сформулированы против президентов Герберта Гувера (1933 г.) и Гарри Трумэна (1952 г.), Генерального атторнея Х.М. Догэрти (1922-1924 гг.), Министра труда Фрэнсиса Перкинса (1939 г.), Министра финансов Эндрю Меллона (1932 г.), посла США в ООН Эндрю Янга (1978 г.) и т.д. Ни в одном из этих случаев Палата представителей не набрала необходимого числа голосов для одобрения статей импичмента, а дело Никсона не дошло до голосования палатой по причине его добровольной подачи в отставку.

Пожалуй, наиболее любопытны обстоятельства попытки импичмента посла США в ООН Эндрю Янга, первого за историю США афроамериканца, назначенного на должность, приравненную к кабинетной, вскоре после избрания Президентом США Джимми Картера (1977-1981 гг.). Янг много сделал на своем посту для улучшения отношений США со странами «третьего мира», однако вызвал ярость правящей элиты своим известным заявлением, сделанным в 1978 г. в разгар шумной пропагандистской кампании о нарушении прав человека в СССР, о том, что в американских тюрьмах содержится не меньше политических преступников, чем в советских. Чашу терпения произраильских сил в администрации Картера переполнили несанкционированные контакты Э. Янга с руководством Организации освобождения Палестины, и в 1979 г. он был вынужден подать в отставку. Для того, чтобы не антагонизировать черное население страны, президент Картер принял политически корректное решение и назначил на место Янга другого афроамериканского дипломата Дональда Ф. МакГенри.

Еще примерно в 15 случаях Палата представителей возбуждала процедуру импичмента против высших должностных лиц государства, однако юридический комитет палаты, уполномоченный ее резолюциями рассмотреть дело и сформулировать статьи импичмента, не находил для этого достаточных оснований. Среди таких дел, не нашедших подтверждения комитетом, с точки зрения обоснованности предъявленных обвинений, были четыре дела, возбужденные против двух президентов США: Рональда Рейгана (1983 г. и 1985 г.) и Джорджа Буша (оба дела в 1991 г.), а также против послов США в Иране (1976 г.) и ООН (1977 г.), Генерального атторнея (1978 г.), Председателя Коллегии управляющих Федеральной резервной системы (1983 г. и 1985 г.) и т.д.

Таким образом, во-первых, возбуждение процедуры импичмента, проведение расследований в ее рамках и вынесение соответствующего решения является отнюдь не спящей прерогативой американской законодательной власти. Во-вторых, очевидна интенсификация применения данной процедуры против первых лиц государства. За последние 50 лет процедура импичмента была инициирована против пяти из десяти президентов США: Трумэна, Никсона, Рейгана, Буша и Клинтона, то есть против каждого второго президента страны!

Значение импичмента при этом определяется не столько числом должностных лиц, отстраненных от должности, сколько своего рода воспитательно-предупредительным эффектом данного механизма.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента .

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента - в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

Отрешение президента от должности Советом Федерации.

Обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.

Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Законодательная власть в Российской Федерации

Половина депутатов (225) избирается по одномандатным округам (территория России делится на 225 примерно одинаковых по численности избирателей округов (и не менее одного округа в одном субъекте федерации), от которых избирается один депутат, - мажоритарная система;

Другая половина (225) депутатских мандатов распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу поданных голосов - округом становится вся страна: чем больше голосов избирателей отдано за партию, тем больше депутатских мест она получит.

Во время выборов избиратель получает 2 бюллетеня : первый с именами кандидатов от округа, где он проживает; второй с названиями партий (блоков), участвующих в выборах стране в целом. Избиратель может голосовать только за одно кандидата в мажоритарном округе и только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.

Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.

Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Законодательство о выборах депутатов Госдумы не отличается стабильностью. За 10 лет существования Госдумы каждые новые выборы (1993, 1995, 1999 ГГ.) проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под» очередные выборы и менял правила их проведения. С 2007г. планируется избирать Госдуму только по пропорциональной системе (по партийным спискам) - соответствующие законопроекты уже внесены в парламент.

В мажоритарном округе избранным считается кандидат:

При условии, что в выборах приняло участие более 25% избирателей, зарегистрированных в округе (соблюден кворум);

За победившего кандидата подано больше голосов, чем "против всех".

К распределению депутатских мандатов (всего 225) в общефедеральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистрированные федеральные списки, которые:

Если списки, получившие 5 и более процентов голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также списки, набравшие менее 5% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;

Если менее чем за 3 списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 5% голосов, до того как общее число списков, допущенных к распределению, не достигнет 3.

Допущенные к распределению мандатов списки получают количество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.

Центризбирком признает выборы по общефедеральному округу не состоявшимися, если:

Ни один список не наберет 5 и более процентов голосов избирателей, пришедших на выборы;

В выборах примет участие менее 25% зарегистрированных избирателей;

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды. Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы. Из двух палат парламента именно Государственная дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс - это установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а так же взаимодействие всех участков законотворчества (рис.5.2).

4-й этап. Одобрение закона
Президент Российской Федерации в течении четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его
5-й этап. Предписание и обнародование законов

Рис. 5.2. Стадии законодательного процесса

1 этап - законодательная инициатива . Она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

2 этап - рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламентом Государственной Думы определен порядок рассмотрения законопроекта. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

3 этап - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450). В течении 5 дней передаются в Совет Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Заключительный этап законодательного процесса - промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента федеральный закон в течении 5 дней направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению; если в течении 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

Трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

Двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

Вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы невозможен :

В течение одного года со дня ее избрания;

В течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

С момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

В период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: