Конспект логопедического занятия на тему: Звуки П-ПЬ. Буква П."

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласных звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развитие слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

○○○○○…

○○○…

▲○▲○▲…

Задание 3 . Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:

Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП...

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; an, оп, ум...;

Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка,..

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп...

Задание 8 . Работа с картинками: - четко назвать все картинки в ряду

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало? »;

Ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которыхнет звука [П];

Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

Помнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П]

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

Задание 12 . Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком [П"].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок )

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?» Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если слышишь звук [П"]»

пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги корова...

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, Запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17 . Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...;

ПЕ: -рец, -чень, -карь...

Задание 18 . Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи — пирожок купи.

Задание 19 . Дифференциация звуков [П] —[П"].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук )

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка )

Подобрать слова со звуками [П] и [П"].

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.

Задание 20 . Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков),

Составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв.

Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 63 VIII ВИДА

Урок

на тему:

«Звуки [п], [п"], буквы П,п»

для 1 класса

Составитель:

Учитель начальных классов

Хуснутдинова Анна Андреевна

Цели: познакомить со звуком [п], буквами П, п, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышление, речь, память; воспитывать умение слушать друг друга

1.Оргмомент

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Этот урок не совсем обычный, так как в гостях у нас учителя. Принимать гостей всегда очень приятно. Посмотрите на это солнышко, улыбнитесь так, как оно улыбается, посмотрите на гостей, улыбнитесь им и с хорошим настроением начинаем наш урок. (Слайд №1)

Отвечать будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

Артикуляционная гимнастика

Сегодня, к нам в гости пришел Винни - Пух. (Слайд №2) Что больше всего любил кушать Винни - Пух? Мёд. Покажите, как он облизывался, когда его кушал. Сначала по часовой стрелке, а теперь против часовой стрелки.

Лошадка (Слайд №3)

Кошка - лакает молоко (Слайд №4)

Молодцы!

2. Повторение пройденного материала

Какой урок у нас? Урок чтения. На уроке чтения чем мы занимаемся? Изучаем звуки и буквы.

А теперь повторяем изученные нами буквы.

Что за звуки, словно песни

Вы их быстро назовите.

Гласные А,У,О,Ы. Молодцы!

Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим. (Слайд № 5- 8)

Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.

Какой стишок знаете о гласных звуках и буквах.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Молодцы, ребята. Вспомним о других звуках. М, Л, Н, Ш, Х, С, К, Р. Какие они звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим. Буквы мы видим и пишем (Слайд № 9- 16) Читаем хором

Чем мы занимались, ребята? Повторили изученные буквы.

Повторим слоги из букв, которые мы знаем! (составляем и читаем слоги из разрезной азбуки)

3.Изучение нового материала

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой. Я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно, и скажите, какой звук повторяется во всех словах.

Парта, палка, пух, пол. Звук П.

Правильно, это звук П. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой П. (Слайд № 17)

4. Уточнение звука [п] и характеристика

Взяли зеркала и произноси звук [п].

Есть ли преграда, когда мы произносим звук [п]. Да. Где воздух встречает преграду? Губы. Значит какой звук [п] - согласный. Дрожит ли при произношении горлышко? Горлышко не дрожит, связки отдыхают. Значит звук - глухой.

Запомните: Звук [п] - согласный, глухой, твердый.

5. Соотнесение звука [п] с буквой

Наденем на звук [п] платье, и наш звук станет буквой (Слайд № 18).

На что похожа буква П? Перекладину (Слайд № 19)

На хоккее, на футболе,

Буква П - ворота в поле.

Буквой П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,-

Подойди и подтянись.

6. Составление из палочек

Составим букву п из палочек. (Слайд № 20)

Но буква п бывет разной, посмотрите. Печатная, письменная заглавная и строчная. (Слайд № 21-22)

7. Работа над слогами

Буква П дружит с гласными буквами, и составляют они вместе слоги. Чтение слогов. (Слайд № 23- 30)

8. Работа над словами

А если наши слоги встанут рядом, то у нас получатся слова, Давайте, попробуем прочитать их. (Слайд №31)

Папа, лапа, Паша

9. Работа над предложением

Наши слова, когда встают рядышком, получаются предложения. Прочитаем предложение! (Слайд №32)

10. Физкультминутка

11. Работа с учебником

Букварь - это начало начал. Мы должны его беречь, обращаться аккуратно.

(Слайд № 33)

12. Итог урока

Какая буква была именинницей на уроке?

С какой буквой познакомились? (С буквой П)

Какой звук она обозначает? (Буква П обозначает звук П)

Дайте характеристику этих звуков. (Согласный глухой твердый).

Молодцы! (Слайд № 34)

1. Предложите ребенку послушать, как пыхтит чайник "П! П! П!"

2. Закрепите! [П] - это согласный звук. Когда мы его произносим, во рту есть преграда. Его нельзя петь. Он произносится отрывисто.

3. Игра "Самый внимательный "

Взрослый произносит звук [П] и другие изученные звуки, если ребенок услышал звук [П] - ему нужно присесть.

4.Прочитайте ребенку стишок, поросите назвать слова со звуком [П], которые встретились в этом стихотворении :

Поля Павлику петрушку

Положила под подушку.

5. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, на-чинающихся со звука [П] (палка, полка, пушка, пальма, попугай).

6.Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, названия которых начинаются со звука [П].

7.Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»

Предложите подумать, что получится, если

    сначала произнести звук [А], а потом звук [П]

    сначала произнести звук [И], а потом звук [П]

    сначала произнести звук [П], а потом звук [У]

    сначала произнести звук [П], а потом звук [О]

8. Найдите на картинке слова со звуком [П]

9. Игра на сочетание речи с движениями

Мы попрыгаем немножко и похлопаем в ладошки.

Дет ивыполняют соответствующие движения.

Чайник на плите пыхтит: «П-п-п»,

Приседания.

Чай нам пить скорей велит: «П-п-п».

Наклоны в стороны.

Пышки мама испекла

Имитация лепки пышек.

И к столу всех позвала.

Приглашающий жест.

10. Рассмотрите букву П. На что она похожа?

11 . Выучите стихотворение:

Подходящие ворота,
Проходи, кому охота.

Г. Виеру

12 . Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы П п из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы П п на бу-маге и в воздухе. Пусть ребенок слепит букву П п из пластилина.

В пособие входят 17 постепенно усложняющихся заданий для работы со звуками П и Пь (от изолированного произношения до фразовой речи, заданий по обучению грамоте). Ко всем заданиям подобран иллюстративный материал, художественное слово.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безуглая И.Л., логопед II категории ДДНЗ № 8 города Авдеевки, 2012г.

Система работы по автоматизации звуков П и Пь.

1 задание «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П: а, с, у, п, т, и, м, п, к.

2 задание «Отбери картинки». (Приложение 1)

Логопед показывает и называет картинку, ребёнок отбирает себе картинку, если в её названии есть звук П (или Пь), и оставляет логопеду, если такого звука нет.

3 задание «Подражаем звукам». (Приложение 2)

Логопед вместе с ребёнком изображают, как пыхтит каша в кастрюле: п – п – п – п, паровоз выпускает пар: П – П – П.

4 задание «Читаем слоги и слова». (Приложение 3)

Логопед читает слоги, указывая на них пальцем. После трёхкратного повторения «читает» слово-картинку. Затем эту же строку повторяют вместе с ребёнком.

а) па – па – па – палка, па – па – па – папа, па – па – па – палатка,

По – по – по – поле, пу – пу – пу – пуля, пы – пы – пы – пыль;

б) уп – уп – уп – суп, оп – оп – оп – лоб, ап – ап – ап - краб;

В)шап – шап – шапка, лап – лап – лапка, тяп – тяп – тяпка,

Кап – кап – кпаля, кеп – кеп – кепка, зуб – зуб – зубки.

5 задание «Чистоговорки». (Приложение 4)

По – по – по – песню пой.

Па – па – па – мелкая крупа. Пы – пы – пы – вытри пыль.

Пу – пу – пу – купили мы крупу. Пу – пу – пу – летит пух.

Пы – пы – пы – желтые снопы. Уп – уп – уп – готовлю суп.

6 задание «Закончи слово». (Приложение 5)

Ребёнку предлагается закончить слово, добавив слог ПА, затем повторить слово целиком: па-(па), лам-(па), кру-(па), лу-(па), ла-(па), тол-(па).

7 задание «Один - много» . (Приложение 6)

Логопед показывает и называет картинку с одним предметом, а ребёнок называет эти предметы во множественном числе (в первый раз ребёнок просто повторяет оба варианта за логопедом):

Папа – папы лампа – лампы крупа - крупы

Лупа – лупы лапа – лапы толпа – толпы

8 задание «Продолжи слово». (Приложение 7)

Ребёнок рассматривает, а логопед называет все предложенные картинки. Затем логопед называет первый слог слова, а ребёнок должен выбрать и назвать (показать) те картинки, название которых начинается на этот слог.

ПА – павлин, папка. ПУ – пушка, пуля. ПО – поле, полка. ПЫ – пышка, пыль.

9 задание «Чего нет?». (Приложение 7)

Логопед закрывает карточкой одну из картинок, ребёнок должен сказать, чего не стало.

Павлина, папки, пушки, пули, поля, полки, пышки, пыли.

10 задание «Что делают?» (Приложение 8)

Ребёнку предлагается назвать действия по картинкам. Логопед помогает вопросами: - Дети что делают? – Плавают.

Глаголы: плавают, поют, прыгают, путешествуют, плачет, пылесосит, просит, спят, топают, купаются, копают, пишут.

11 задание «Твёрдые - мягкие»

А) логопед вместе с ребёнком поёт песенку твёрдых губ: П – П – П и мягких губ: Пь – Пь – Пь (при необходимости во время произношения звуков можно приложить к губам палец).

Б) повторяем слоги с твёрдым, затем с мягким звуком. Можно поиграть с мячом: логопед говорит слог с твёрдим П и бросает мяч, ребёнок возвращает мяч, называя этот же слог с мягким звуком. И наоборот.

Па-па-па – пя-пя-пя пы-пы-пы – пи-пи-пи

По-по-по – пё-пё-пё пу-пу-пу – пю-пю-пю

12 задание «Читаем слоги и слова». (Приложение 9)

Задание проводится аналогично работе с твёрдым звуком.

Пя – пя – пя – пятки пи – пи – пи – пирог

Пю – пю – пю – пюре пе – пе – пе – песня

Пё – пё – пё – пёс пе – пе – пе - печка

13 задание «1 – 2 – 5 » (Приложение 10)

Одно платье – два платья – пять платьев.

Одна лампа – две лампы – пять ламп.

Один компьютер – два компьютера – пять компьютеров.

Один паровоз – два паровоза – пять паровозов.

Один паук – два паука – пять пауков.

Один пингвин – два пингвина – пять пингвинов.

Одна цепь – две цепи – пять цепей.

Одна черепаха – две черепахи – пять черепах.

Одна парта – две парты – пять парт.

Один пароход – два парохода – пять пароходов.

Одно пальто – два пальто – пять пальто.

Один поросёнок – два поросёнка – пять поросят.

Одна пушка – две пушки – пять пушек.

Один гриб – два гриба – пять грибов.

Одна печь две печи – пять печей.

Один сапог – два сапога – пять сапогов.

14 задание «Звуки П и Пь» (Приложение 11)

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть и назвать картинки, а затем накрыть их фишками разного цвета: картинки, в названии которых есть звук П – синими, а картинки, в названии которых есть звук Пь – зелёными фишками.

Слова со звуком П : платье, лапти, паук, черепаха, капуста, кепка, парашют, поросёнок, пузыри.

Слова со звуком Пь : компьютер, пирог, пингвин, цепь, перец, пистолет, петух.

15 задание «Делим слова на слоги» (Приложение 12)

Логопед предлагает ребёнку поделить каждое слово на слоги и провести от картинки линию к домику с таким числом этажей, сколько слогов оказалось в слове.

Односложные слова: зуб, гриб.

Двусложные слова: пальма, тюльпан, капли.

Трёхсложные слова: пеликан, попугай, капитан.

16 задание «Скороговорки и стихи» (Приложение 13)

Скороговорки разучиваются медленно, ритмично.

Пекарь пёк пироги в печи. Пошла поля полоть в поле. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

В поле Фрося полет просо.

Расскажите про покупки.

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

17 задание «Определяем место звука в слове» (Приложение 14)

Логопед знакомит ребёнка со схемами расположения звука в слове (начало, середина, конец) и предлагает подобрать слова к каждой из схем.

Слова, где звук П в начале: пылесос, парта, пароход.

Слова, где звук П в середине: лопата, топор, капуста.

Слова, где звук П в конце: гриб, сноп, укроп.

Предварительный просмотр:

Приложение № 1. Слова: папка, лапа, сова,пальма, капуста, дом, гриб, паук, кукла, пирамидка, пеликан, самолёт, пистолет, цветок, петух, пылесос, попугай, сноп, яблоко, кот.

Предварительный просмотр:

Приложение № 2.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Па-па-па – мелкая крупа Пу-пу-пу – купили мы крупу

Пы-пы-пы – жёлтые снопы

Приложение № 4.

По – по – по – песню пой. Пы – пы – пы – вытри пыль.

Пу – пу – пу – летит пух. Уп – уп – уп – готовлю суп.

Предварительный просмотр:

– ПА

– ПА

– ПА

Приложение № 5. Слова: папа, лампа, крупа.

– ПА

– ПА

– ПА

Слова: лупа, лапа, толпа.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Найди слова, начинающиеся на заданный слог.

ПА

ПУ

ПЫ

ПО

Приложение № 7. Слова: павлин, полка, папка, пушка, поле, пышка, пуля, пыль.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ПЯ – ПЯ – ПЯ

ПИ - ПИ - ПИ

ПЮ – ПЮ – ПЮ

Приложение № 9. Слова: пятки, пирог, пюре.

ПЕ – ПЕ – ПЕ

ПЁ – ПЁ – ПЁ

ПЕ – ПЕ – ПЕ

Слова: песня, пёс, печка.

Предварительный просмотр:

Приложение № 10. Слова: платье, лампа, компьютер, паровоз, паук, пингвин, цепь, черепаха,

Пароход, кепка, пальто, поросёнок, пушка, гриб, печь, сапог.

Предварительный просмотр:

Положи на каждую картинку, в названии которой есть звук П,

Синюю фишку, а на те картинки, в названии которых есть звук Пь –

Зелёную фишку.

Приложение № 11. Слова: платье, лапти, компьютер, пирог, паук, пингвин, цепь, черепаха,

Капуста, кепка, парашют, поросёнок, перец, пистолет, пузыри, петух.

Предварительный просмотр:

Посели каждую картинку в свой домик: односложные слова – в одноэтажный

Домик, двусложные – в двухэтажный, трёхсложные –в трёхэтажный.

Приложение № 12. Слова: пальма, зуб, тюльпан, пеликан, гриб, попугай, капитан, капли.

Предварительный просмотр:

Приложение № 13.

Скороговорки и стихи для автоматизации звуков П и Пь.

* * *

– П, П, П! – пускает пар

полный чая самовар.

Каша на плите пыхтит,

Из-под крышки пар летит.

Паровоз пары пускает,

путь по рельсам пробегая.

Плавно по реке плывет,

паром пышет пароход…

П! – мы губы сложим вместе.

П! – мы выдохнем порезче!

П, П, П! – пыхтим мы глухо,

* * *

Нарисуй подъезд, портал,

Парус, павильон, пенал,

Постамент, плакат, планшет,

Папку, поручни, пакет –

Всюду буква П видна,

Просто пишется она:

Палка, палка, потолок –

П нарисовал мелок!

* * *

Говорил попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Поле-то не полото,

Поле-то не полито,

Просит полюшко попить –

Нужно полюшко полить.

Полосатые тигрята

От рожденья полосаты.

Есть полоски у енота,

И у зебры их без счета.

Есть полоски на матрасе,

И полоски на матроске.

У шлагбаума полоски,

И полоски на березке.

Есть красивые полоски

У рассвета и заката.

Но встречаются ребята –

Все от грязи полосаты…

Не хочу про них писать

В полосатую тетрадь.

Г. Сапгир.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

В. Берестов.

Топ-топ-топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ежик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет песик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха на песке.

Топ-топ-топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

Начинаю жить по плану.

Завтра я послушным стану,

Послезавтра, так и быть,

Перестану я грубить.

Хорошо себя вести на уроках буду.

И в квартире пол мести тоже не забуду…

Все я сделал честь по чести:

План висит на видном месте.

Пункты бабушка читает…

Подметает и вздыхает…

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

– Кто из вас желает паутинки?

Б. Заходер.

Две девчонки говорили:

– В нашей школе день продлили!

– Я люблю продленье дня.

Запишите и меня!

Записали тут же нас.

Повели в продленный класс.

Там в окно продленное

Солнце удивленное.

А потом обед продленный –

Борщ, сметаной забеленный.

А потом – внимание! –

Во дворе гуляние!

А потом – продленный срок,

Чтобы выучить урок.

Только вечер очень-очень

Был в тот вечер укорочен.

Л. Фадеева.

Попугай.

Спорить попугай устал.

Сел на ветку, задремал.

Я его портрет в тетрадь

Захотел нарисовать.

Вот головка, хохолок,

Чуть прикрыт во сне глазок.

Получился как живой,

Остроносый спорщик мой.

Е. Карельская.

Подарки от пони.

Пони бегала по полю.

Пошалила пони вволю!

Перенюхала цветы,

Перепрыгнула кусты.

Прискакала к зоопарку,

Принесла всем по подарку:

Пуме – желтенький цветок,

Павиану – василек.

Первоцвет – для перепелки.

Прочим птахам – по метелке

Проса, ковыля, овса.

Пусть щебечут у крыльца!

Е. Карельская.

Павлин своей торговлей горд:

«У нас товары – первый сорт!»

На полках выставил повсюду

Из хрусталя, стекла посуду.

Е. Карельская.

Целый день играют в прятки

С Парамошею перчатки.

– Эй! Не видел их никто?

– Посмотри в своем пальто!

Е. Карельская.

Ёжик.

Нашли в лесу мы ежика

И принесли домой.

Пускай по кухне бегает,

Колючий и смешной!

Пускай ворчит сердито,

Пыхтит, как паровоз,

Пускай сует повсюду

Свой круглый черный нос!

И. Пивоварова.

Как я собирала грибы.

Пошла я за грибами –

Корзинку потеряла.

Пока ее искала –

Косынку потеряла.

Пока ее искала –

Ленту потеряла.

Пока ее искала –

Тапочка пропала.

Чтоб мама не ругала,

Пойду искать сначала!

Пока искала тапочку,

Нашла в траве косынку.

Пока искала ленточку,

Нашла в траве корзинку.

А вот и лента с тапочкой,

А рядом – три волнушки,

Два беленьких, два рыжика

И три больших свинушки!

И мама не ругала.

И. Пивоварова.

Наша острая пила –

Не пила, а пела.

Не пила, не ела,

Ни разу не присела.

Звонко пела, как могла,

Развеселая пила.

Я. Аким.

Пилы.

На рассвете, на заре

Пилят пилы во дворе.

Пилят пилы без умолку,

Пилят пилы дуб и елку.

Л. Квитко.

Отец работать научил

Смышленого Данилку.

Отец купил, купил, купил

Данилке пилку, пилку.

А. Шибаев.

Петуха спросили дети:

– Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

– Хорошо умею петь я.

И. Коньков.

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: – Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

Приложение № 14. Слова: гриб, лопата, пылесос, парта, топор, сноп, пароход, капуста, укроп.


Цели:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Познакомить с понятиями мягкий, твердый.
  • Формирование фонематического слуха.
  • Развитие фонематического анализа.
  • Развитие памяти.

Материал:

  • Картинки на заданный звук
  • Кружки красного, зеленого и синего цвета, счетные палочки.

Занятие:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кого я назову ласково.

2. Повторяем гласные звуки (АУ, АУИ, УОЭ).

Это какие звуки? (гласные)

Почему? (потому что их можно петь)

Каким цветом мы их обозначаем? (красным)

3. Знакомство с новым звуком.

Показ картинок (папа, поросенок, поганка, пакет, помидор, пингвин, пирожок, пушка)

На какой звук начинаются все эти картинки? (на звук П)

Звук П согласный (петь его нельзя), П твердый (произносим грозно), дружит с синим мальчиком.

ПЬ мягкий (произносим ласково) дружит с зеленым мальчиком.

4. Дидактическая игра «Внимательные ушки».

Я буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук П.

А П И М В У О

Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком П.

ПА ГА ДА ПИ

5. Повтори за мной, не ошибись:

ПЯ ПЯ ПА
АП АП УП

5. Звуковой анализ слогов.

Я буду называть слог, а вы на парте выкладываете кружочки, соответствующие звукам.

ПА (синий и красный)
ПИ (зеленый и красный)
ЭП (красный и синий)

6. Дифференциация П-Пь.

У каждого мальчика есть свои картинки. У синего мальчика картинки которые начинаются на звук П, а у зеленого на звук Пь.

Кому отдадим папу? (синему), а пирожок? (зеленому).

7. Знакомимся с буквой П.

Посмотрите, что я написала на доску (это БУКВА П), вот так она пишется, звуки мы слышим, а буквы пишем.

Давайте каждый соберет букву П из счетных палочек. И все вместе прочитаем ее.

8. Дидактическая игра «Назови ласково».

Я показываю картинку на звук П, ПЬ, а вы называет ласково.

9. Дидактическая игра «Посчитай до 5″.

Я Вам раздам картинки, а вы посчитаете то, что изображено.

1 помидор, 2 помидора, 3 помидора и т.д.

Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня познакомились? (с П-Пь), вспомните, какие картинки были у меня на звук П-пь?

Юшина Светлана Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Гимназия 1519

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: