Войны галлы германцы славяне вооружение. Германские народы, в которых славянской крови больше всего

Извечные соперники, а в очень редкие и короткие исторические отрезки - союзники, славяне и германцы часто кажутся народами-антагонистами.
Давайте разберемся, что у нас общего, а в чем мы совсем не схожи.
Из-за специфики аудитории, за славян мы будем принимать восточных славян, в том числе русских.
Начнем структурировано, по пунктам.

История: когда разошлись наши пути.

Именно в этом пункте мы максимально схожи ибо имеем общих предков!
5-6 тысяч лет назад, славяне и германцы входили в единую индоевропейскую семью народов, наряду с широким диапазоном других: от кельтов до тохаров и от армян до .

Вся эта многочисленная семья народов проживала на огромной территории степной зоны Евразии (что более вероятно, согласно курганной гипотезе), либо в Анатолии (что ныне подвергается сомнению).
К началу 2 тысячелетия до н.э., индоевропейцы приручили лошадь, освоили производство колесниц, луков и оружия и вооружившись всеми этими изобретениями, в буквальном смысле, начали экспансию в более процветающие земли.
Индоиранцы (называемые часто ариями) сокрушили царства нынешней Индии и Ирана, армяне осели на Кавказе, тохары ушли куда-то далеко на восток, на границы нынешнего Китая, греки двинулись на Балканы, а за ними фракийцы.
Даже будущие кельты и италики, не подозревая о смертельной вражде в будущем, дошли до Альп и разошлись в разные стороны.
А вот германцы, славяне и балты, оставались на своих местах, где-то в Центральной и Восточной Европе и не имели меж собой существенных различий.
И только в бронзовом веке, из самой западной группы этой единой общности, начинают формироваться германские племена, в условиях естественной природной изоляции лесов Германии и Ютландии.

Здесь германцы истребили или ассимилировали какие-то аборигенные племена неиндоевропейского происхождения, после чего двинулись на север к Скандинавии, где также век за веком теснили местные племена саамов на крайний север полуострова.

Археологи обнаруживают в найденных останках германцев следы постоянного голода и сражений, эти земли не давали достаточно пищи и мирной жизни для своего населения, что сформировало воинственный характер местного населения.

Античные авторы пишут, что германцы считают постыдной трусостью и ленью земледелие, ведь урожай нужно ждать целый год, когда как войной можно добыть все и сразу же!

Став единоличными хозяевами севера Европы, германцы оказались соседями кельтов, с которыми периодически вспыхивали конфликты, но, как пишут римские авторы, кельты не имели успеха в борьбе с германцами.

Цезарь пишет о галлах, что они не могли выдерживать дикий взгляд германцев

Но на юге Германии население было смешанным,кельто-германским, такое происхождение приписывают, например белгам, давшим название нынешней Бельгии.
Тем ни менее, кельты и германцы четко различаются, первые имеют более богатую культуру и предметы, большее разнообразие антропологических типов, в то время как германцы весьма сходны между собой и имеют довольно скудный инвентарь, исключая оружие, на котором они, вероятно, не экономили никогда.

Столкновение с Римом было делом времени.

Удивительно, но германцы напали первыми, нашествие тевтонов и кимвров, страшно напугало Рим!
И хотя многие видят в этих племенах как минимум союз кельтов и германцев, очевидцы удивлялись их мужеству, безрассудству в бою и суровости в быту, что резко отличается от легкого и вспыльчивого нрава кельтов.

Рассказывали, что суровые сыны севера шли через перевалы полуобнаженными, невзирая на снегопады. Подложив под себя свои огромные щиты, кимвры скользили на них по альпийским склонам. И обрушивались на римские города с тех сторон, откуда их совсем не ждали!

Разгромно проиграв несколько битв, римляне едва отстояли Италию и Рим!

Но затем уже Рим перехватил инициативу и в ожесточенных войнах, постоянных стравливания одних племен с другими, он прижал германцев в морю, заняв значительную территорию их земель.

Но ответ германцев, под руководством Ариовиста в Тевтобургском лесу, снова ошеломил Рим!
Долгая политика ассимиляции, приручения германской элиты, ослабления самых сильных племен помогая боле слабым, а затем уничтожая обоих - все должно было дать плоды для Рима! Но вышло иначе...
Оказалось, что германцы четко понимают свои племенные интересы и способны объединяться, несмотря на интриги римлян, найм же их в римскую армию приводит не только к победам империи, но и к быстрому обучению германцев их приемам войны!
И скорому их применению против самих римлян.
В дальнейшем, Рим только сдавал позиции, медленно, от века к веку, получая все более мощные удары: сначала император Деций погиб вместе с войском отражая переселившихся на Украину из Скандинавии готов, затем алеманы и гепиды отняли у Рима земли в Галлии и Фракии, затем уже франки и алеманы забрали всю Галлию, а в 410 году вестготы Аллариха уже захватывают сам Рим!

Империя явно катится под откос, а германцы, как волки, терзают добычу.
Рим еще брали готы и вандалы, устроив вошедший во все анналы эпический погром, германские наемники Одоакра свергли последнего римского императора, а франки Хловдига уничтожили последнее же римское королевство Европы.
Германцы разрушили античный мир и построили на его обломках свой собственный, который и стал средневековой Европой.

История славян была менее блестящей.

После ухода и обособления германцев, славяне и балты еще долго продолжали жить в едином сообществе. Есть мнение, что славянский язык имеет балтскую основу, сильно измененную многочисленными заимствованиями от кочевников степи.

Сначала этими влиятельными кочевниками считали скифов и сарматов, но оказалось, что иранских слов в славянских языках чрезвычайно мало. Поэтому вопрос повис в воздухе.

Фактически, до времен Аварского каганата, само существование отдельного племени славян, имеет недостаточную доказательность.
Вероятно, славяне были в составе державы скифов, абсолютно точно были вассалами царства сарматского царя Фарзоя. Они фигурируют как «венеды» в сочинениях готского историка Иордана, чей народ прошел от Балтики до Днепра, огнем и мечем, принуждая к покорности аборигенов.

Снова германцы и славяне соприкоснулись во времена Готского царства, на землях нынешней Украины.
Священная земля Ойум, куда стремились готы двух царских родов Амалов и Балтов, была заселена народами, над которыми германцы взяли власть.

На этой территории находят многочисленные клады римских серебряных монет, захоронения высокомилитаризированых групп людей, скандинавского типа, которых связывают именно с готами.

Затем империя готов пала под ударами гуннов, растоптанная копытами их лошадей слава германского оружия была забыта, а в ставке Аттилы, по описаниям дипломатов, находят очень узнаваемые вещи: рубленные избы, водящие хороводы девушки, поднесение гостям хлеба и соли и хмельной напиток «медос» .
Но имя славяне и 100% узнаваемые признаки мы встречаем лишь в греческих хрониках времен Аварского каганата, где славяне соприкасаются с греками, гепидами, саксами, баварами и франками, выступая в незавидной роли аварских данников.
Попытки отечественных историков удлинить датировку славянства включая в его состав антов, польских венедов, нервиев Геродота имеет больше сомнительных доводов, чем доказательств.

Тем ни менее, именно славяне больше всех выиграли от Великого переселения народов: вся Скифия опустела, готы, гунны и сарматы взаимно истребляя друг друга ушли на запад или сгинули. Восточная Германия и Польша лишились своего воинственного германского населения из вандалов, англов, гепидов и бойев, все они ушли обживать теплые окраины бывшей Римской империи.
А славяне получили возможность почти мирно занять эти земли!
И снова германцы и славяне стали территориальными соседями, но не самые радостные моменты этого , омрачали всю историю взаимных отношений.

Генетика славян и германцев

Здесь довольно много общего: у славян доминирует гаплотип R1A (более 50% населения), который маркирует индоевропейские племена сатемной (упрощенно «восточной») группы. Этот же тип имеется у германцев в примерно 30% случаев и указывает на происхождение из того же центра, что и славяне.
Помимо этого, среди германцев распространена группа R1B, это типично кельтский генотип, а также скандинавская I1 .
Скандинавская группа малораспостранена где-то еще кроме нордических стран, она результат длительной изоляции, которая привела к мутации породившей эту группу, но её фрагментарно можно найти в местах, где были обширные владения выходцев из Скандинавии: Новгородская область, Киевщина и Крым (потомки готов), Северная Италия (остроготы), Испания (визиготы), Румыния (гепиды).

Кроме того, у германцев отмечен эффект «бутылочного горлышка» - резкая унификация генотипа по отношению к прошлым периодам.
То есть, в какие-то древние времена, для германцев наступили катастрофические события, которые привели к резкому падению численности населения и разнообразия генофонда: голод ли, эпидемия или война.
Но что-то настолько сократило численность германцев, что едва не привело их к гибели.
После чего их потомки несут менее разнообразный генотип, чем было ранее.
Славяне такой практики в прошлом счастливо избежали.

Антропология

Тацит оставил классическое описание внешнего вида германцев: «Жёсткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела… вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление. ».

На высокий рост германцев указывают все античные авторы.
Это и не мудрено. Антропологический тип германцев сформировался из нескольких североевпроейских типов: нордид, трендер,западный балтид, фалид, борреби, а также на юге динарид. Все эти типы высокорослые, со светлой пигментацией кожи и глаз (кроме динаридов)

Славяне же, в древние времена почти не отличимые от германцев, со временем и смешением приобрели иные черты.
Антропологический тип славян, по типологической концепции составили следующие типы: нордид, восточный нордид, балтид, западный балтид, восточный балтид, понтид, лаппоид, а также многочисленные инвазии представители кочевых народов имеющих некоторую степень монголоидности, от легкой, до выраженной.

В целом, тип германцев больше выявляет европейских черт, а славянский условно «азиатских», это обусловлено разной этнической историей и метисацией.
Для германцев в кругу европейских народов, а для славян еще со времен бронзового века, с народами имевшими некоторую долю монголоидных признаков.
Так например долихоцефалия (длинная и узкая голова) а также сильно выступание носа характерна для большинства народов Европы, а вот от Урала и на восток идет доминирование брахицефалии (широкая голова), слабое выступание носа, с преобладанием вогнутой формы и низкого переносья.
Ранние славяне и германцы были долихоцефальны, но уже со средневековья, славяне стали смещаться в сторону средне- и широкоголовых типов, а процент выступающих носов стал ниже. Современные германцы имеют более значительную долю долихоцефалов, чем славяне, при распространенности всех вариаций у обоих народов.

Еще один «азиатский» признак - небольшой рост, обусловленный малой длиной конечностей относительно туловища. Германцы более высокорослы, чем славяне, но менее массивны, они более светлокожи, но более темноволосы. Среди них чаще русые оттенки, чем белокурость. Германцы имеют узкое и длинное лицо, а славяне широкое и среднее. Германцы при одинаковом росте со славянами имеют более длинные конечности, а славяне - более длинное туловище, более узкий и выступающий нос, а у славян часто бывает вогнутая форма.
Все это признаки бореализации - изменения тела человека, чьи предки на протяжении многих поколений проживали на территории с очень холодным климатом. Конечности становятся короче, рост понижается, зато возрастает массивность скелета, а обмен веществ становится более медленным, с тенденцией накапливать подкожный жир.
Это наблюдается у всех северных народов и даже у современных этнических русских Сибири.

Римские историки пишут, что гунны кажутся очень рослыми когда сидят на своих лошадях, однако спешившись они оказываются ниже среднего роста.

У мужчин-германцев обильнее растет борода и усы, а также сильнее оволосение тела.

Лингвистика

Несмотря на то, что сейчас на германских язык разговаривает огромное число людей - они вторые в Европе по распространенности, изначально на них говорила небольшая группа населения в центральной Европе. Причем не менее половины этой группы исчезла, вместе с «восточногерманскими языками» , носители которых: вандалы, готы, бургунды и гепиды погибли или ассимилировались, в ходе великого переселения народов.

Из общей балто-славяно-германской среды у нас остались многие сходные слова и даже целые выражения, но в германских языках обнаруживается поразительно большой пласт неиндоевропейских слов! Их связывают как раз с тем населением, которое встретилось германцам в Европе, когда вслед за кельтами они пришли туда из европейских степей.
Кто были эти люди, какова их судьба - неизвестно, но такой богатый вклад в германские языки мог быть только в результате масштабного культурного обмена и ассимиляции.
Из-за этого, неспециалистам сложно увидеть сходство германских и славянских языков, сами слова, способы звукоизвлечения очень разнятся и только грамматика показывает родство, даже неподготовленному человеку.
Именно грамматика в свое время и подсказала ученым идею о индоевропейском родстве, когда санскрит, германский, балтский и славянский языки выглядят так, как будто это разные диалекты одного наречия.

Судите сами:

Славянские языки - часть той же индоевропейской семьи и наиболее близки языкам балтов Сходство стало основой для «балто-славянской теории» согласно которой, из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский.
Однако многие учёные объясняют их особую близость длительным контактом древних балтов и славян, и отрицают существование балто-славянского языка.
А наиболее радикальные гипотезы вообще отрицают существование праславянского,называя его лишь южным вариантом балтийских языков, который претерпел сильное искажение и смешение с языками иранских и тюркских народов.

Эта особенно резко отличает германские и славянские языки, если у первых сравнительно немного заимствований, то славянские, а особенно русский, буквально состоит из заимствованных слов!
Каждый народ, с которым контактировали славяне, оставил свой след в языке. Не стали исключением и древние германцы - готы.
У нас до сих пор в ходу готские слова: блюдо, князь, люди, отвага, меч, броня, хлеб, лен, соль, город, холм, долг, двор и даже верблюд!
Хотя последние готы ассимилировались в Крыму не позднее 17 века, впрочем, они едва ли помнили своих предков.

Итак, в лингвистике германцы и славяне хотя и имеют общий корень, но уже не смогут понять друг друга, индоевропейская база в германских сильно искажена, а русские слова германского происхождения имеют корень в вымерших восточногерманских языках.

Национальный характер

Оба народа на раннем этапе своей истории столкнулись со смертельной опасностью: германцев пытался поработать Рим, а славяне постоянно терпели набеги кочевников из степей.
У германцев не оставалось места для отступления: окруженные ледяным морем, глухими лесами и воинственными кельтами на западе, германцы вынуждены были или дать отпор, или погибнуть.
И они сумели не только отбросить римские легионы назад, но и провести инверсию доминирования, разрушив римскую цивилизацию и став родоначальниками средневековой Европы, имевшей немного общего с античным миром.

Своеобразный естественный отбор, сделал германцев воинственными, агрессивными, крайне изобретательными технически, при этом они умеют сочетать личный индивидуализм с четким отстаиванием и пониманием общих целей.

Как в позитивном, так и в негативном ключе.
Это и высокие моральные качества и личный героизм, например Ариовиста, с одной стороны, и агрессивный садизм немецких солдат на Восточном фронте, с другой.

Славянский характер предпочел другой путь, бескрайние просторы, непроходимые леса и болота всегда давали место отступления. От сильного агрессора было проще уйти, чем противостоять ему в чистом поле.

Греки называли славян «спорами» - живущими рассеяно, мелкими группами вдоль рек, делая из жилища два выхода и зарывая в землю нехитрое добро. Грабителям не будет очень прибыльно нападать на такие поселения. А охотников за рабами, как например сарматов царства Фарзоя, останки которых находят даже на широте Москвы, всегда можно встретить в лесной чаще или отсидеться там же, когда силы не равны.
О презренных из-за слабости своего оружия, но страшных многочисленностью венетах пишет готский историк Иордан.

Поэтому максимой славянского характера стало стремление к свободной и уединенной жизни, малыми родовыми группами, которые не привлекут внимания агрессора.
Доверие также может иметь место только для близких родственников, а не для всех соплеменников.

Император Маврикий пишет о славянах, как о людях которые никогда не могут придти к общему мнению, так как питают недоверие друг к другу. А даже когда его достигают, спустя некоторое время тут же перестают ему следовать. Из-за чего для организованного и дисциплинированного войска такой разобщенный народ не опасен.

Конечно, ни о каком восстании людей, которые скорее уйдут от опасности и не захотят вместе отстаивать свои интересы не могло быть и речи.
Но при этом, если уж армия славян собралась сама, для грабежа, или их повели в бой варяги или авары - они страшный соперник!
Исключительно умелые воины в обороне и засаде, невероятно хитрые, быстро обучающиеся, тот же Маврикий пишет о них, что выучились воевать лучше самих ромеев!
И при этом, славяне у греков - крайне психологически двойственны, они могут отпустить всех пленников домой, или защищать гостя ценой своей жизни, а могут всех жителей взято города посадить на кол, многие тысячи, безо всякой на то причины.
Здесь кроется самое главное различие! Если германец предсказуем в своем стремлении к цели, расчетлив и смел, то славянин отличается переменчивостью, может придти к цели окольными путями, применив пресловутую "смекалку", может на время отложить свои планы и вообще жить не по расписанию.

Подводя итог, можно сказать, что хотя у нас и общая древняя история и предки, за тысячи лет проживания в разных условиях мы накопили огромное число различий, которые имеют как хорошую, так и плохую сторону и в этой разнице и состоит красота и разнообразие обоих этносов!

Германцы. Первые известия о германцах мы получаем от двух римских писателей: от Цезаря, который в своих "Записках о галльской войне" в половине I века до Р. X. сообщает о них краткие и довольно неясные сведения, и от знаменитого римского историка Тацита, написавшего в самом конце I века после Р. X., в начале царствования римского императора Траяна, свое сочинение о "Происхождении, нравах и народах Германии". Конечно, среди германцев за те 150 лет, которые отделяют Цезаря от Тацита, произошло немало перемен; но мы о них точно не знаем.

В те времена германцы занимали часть северной и средней Европы. В средней Европе они жили по течению рек Эльбы, Одера и Вислы. На западе и на юге их границы доходили до рек Рейна и Дуная, за которыми начинались владения римской империи. На севере германцы населяли Ютландский и Скандинавский полуострова. На востоке у них не было определенных границ; они заходили в пределы современной России, где сталкивались с другими народностями, особенно со славянами.

С т ρ а н а, в которой жили германцы, была покрыта бесконечными дремучими лесами и многочисленными болотами.

В течение долгого времени германцы вели кочевой образ жизни; главными занятиями их были скотоводство и о χ о т а; при частых передвижениях занятие земледелием было неудобно, а в тех случаях, когда приходилось обрабатывать землю, германцы, не имея представления об удобрении полей, доводили данный участок до совершенного истощения, бросали его и переходили на другое место. Дойдя до римской границы на западе и юге и не будучи в состоянии ни двинуться дальше, ни вернуться обратно, так как с востока напирали на них уже другие народности, германцы вынуждены были обратиться к оседлой жизни. Тогда земледелие должно было для них явиться уже одной из главных основ жизни. Но страна, покрытая лесами и болотами, представляла много трудностей для превращения ее почвы в пахотные поля; да и самые земледельческие орудия германцев, как, напр., их деревянный плуг, были очень первобытны.

Жили германцы в небольших деревянных избах, одевались в звериные шубы и употребляли простую и умеренную пищу. С малых лет они приучались к суровому образу жизни, увлекались войной и охотой. Женщина пользовалась у них уважением.

Обыкновенно германцы селились родами, семьями; часто несколько таких семей объединялись и составляли родовую группу или родовой союз, где каждая семья должна была жить уже интересами группы или союза; во главе рода стоял, по всей вероятности, родовой старшина. Соединение же нескольких родовых групп создавало подразделение племени, колено, во главе которого стоял окружной старшина. Совокупность колен составляла уже определенное племя.

Германцы делились насословия - свободных, вольноотпущенников и рабов.

Между свободными были просто свободные (ingenui) и знатные (nobiles), становившиеся иногда очень богатыми людьми. Богатство же в то время заключалось в скоте, рабах, а затем в землевладении; тогда уже были довольно крупные земельные собственники. Наиболее испытанные в боях и богатые воины собирали около себя дружину, которую они вооружали, содержали и с которой производили опустошительные набеги; для молодых людей считалось великою честью попасть в такую дружину. Обычно дружинники верно служили своим вождям, которые, имея в своих руках военную силу, пользовались большим влиянием при решении дел в народных собраниях.

Вольноотп уще н н и к и представляли собою сословие среднее между свободными и рабами. Положение рабов, главным источником которых была война, может быть названо сносным; хотя господин мог своего раба убить, продать, связать, тем не менее древний германец не переставал в рабе видеть человека. Иногда свободный германец делался рабом, проиграв свою свободу в кости.

Настоящегогосударственного устройства у древних германцев не было. Их племена, объединенные сознанием племенного единства, происхождением от общих предков и поклонением последним, особенно дружно выступали тогда, когда решался вопрос о войне. В таком случае все свободные германцы данного племени собирались вооруженными в народное собрание (вече), где обсуждали предстоящие военные действия и выбирали предводителя. Стуком оружия германцы выражали свое одобрение ораторам. Народному собранию принадлежала главная власть; кроме вопросов о войне и мире в его руках находилась и власть судебная.

Вожд е и для командования во время войны (duces) народное собрание избирало, вероятно, из наиболее выдающихся предводителей дружин. Иногда эти временные вожди превращались в постоянных, т. е. делались королями (reges). Но королевская власть у древних германцев не была сильна; король являлся лишь военным предводителем и, может быть, от лица своего племени исполнял некоторые обязанности жреца.

Религиозныеверования германцев выросли на общей арийской основе". Германцы поклонялись душам умерших предков и олицетворенным силам и явлениям природы. Главным божеством германцев был Вотан, первоначально бог воздуха, ветра, а позднее бог плодородия, войны и вообще культуры германцев. Затем почитались многие другие божества: Донар, или Тор, - бог грома и молнии; он же бог плодородия; Б а л ь дур - весеннего солнца; Л о к и - бог огня; Фрикка, жена Вотана, - богиня брака и покровительница домашних работ; " Арийцы, или арии, - название индийских и иранских народов, образующих индоиранскую ветвь индоевропейской группы языков, в которую входят славянские, германские, романские, латышский, литовский, древнегреческий и ряд других живых и мертвых языков.

В глубокой древности племена, говорившие на индоиранских языках, жили в непосредственном соседстве друг с другом. От слова "арии" происходит древнее название центральной части Индии Арьяварта ("страна ариев") и современное название "Иран". По вопросу о прародине ариев ученые не пришли к единому выводу, но многие помещают ее в степи Юго-Восточной Европы - от Днепра до Урала.

Φ ρ е й я - богиня любви и красоты и др. Германцы верили, что душа человека после смерти продолжала существовать. Павшие в сражении возносились валькириями, воинственными служительницами Вотана, в его дворец, называемый Валгаллой, где они жили вместе с богами. У германцев было также представление о мрачном подземном царстве.

Богослужение у германцев было очень просто; построенных храмов у них не было; поэтому их малочисленные жрецы, несложные обязанности которых мог, вероятно, исполнять всякий свободный германец, не превратились у них в сильное и влиятельное сословие. Святилища находились в священных рощах, где иногда приносились человеческие жертвы.

Германские племена. Мало-помалу отдельные небольшие племена под влиянием борьбы с внешними врагами, особенно с римлянами, соединялись в более значительные племенные группы и в IV веке образовали уже ряд более или менее крупных народов.

У устьев Рейна сидели фри зы, по нижнему Рейну - франки, по среднему и верхнему - аламаны, илиаллеманы; по Неккару, притоку среднего Рейна, жили бургунды; внутри страны, между средним Дунаем и Северным морем, на востоке от Рейна, обитали б авары, вандалы, лангобарды, саксы; на юго-востоке, от нижнего Дуная до Днепра (заходя таким образом в пределы современной России), жило большое племя готов, переселившееся, вероятно, во II веке по Р. X. с южного берега Балтийского моря к берегам Черного; готы делились на западных (вестготов) и восточных готов (остготов, или остроготов).

Славяне. Другим народом, имевшим в истории средних веков большое значение, были славяне. Древнейшее место их поселения неизвестно; может быть, оно находилось на побережье между Одером и Вислой, занимая на юге северный склон Карпатских гор". Около Рождества Христова славян надо видеть в имени венедов, живших у Балтийского моря. Передвинувшись в эпоху великого переселения народов на юг и восток, они заняли места готов, ушедших на запад; венеды делились на западных славян, которые так и назывались славянами, и на восточных - антов.

Живя в дремучих лесах, среди болот и на безграничной равнине, древние славяне рано перешли коседлойжизни; поэтому главным занятием их было земледелие; кроме того, они разводили домашний скот, были особенно известны своим пчеловодством, в лесах ловили зверей. Жили они в жалких хижинах и имели самые простые потребности в пище и одежде. Положение женщины у славян было почетное.

У древних славян замечается сильная родовая связь. Разросшаяся семья носит название домашней, хозяйственной общины; кровные родственники, из которых состоит община, ведут общее хозяйство, владеют общей собственностью, имеют одинаковые права; все они подчиняются выбранному ими старейшине. Иногда некоторые родичи отделялись от семьи и основывали свои новые поселения на общей же земле; но родовая связь с оставленными родственниками не прекращалась.

Из соединения таких родов - общин образовывались племена, во главе которых стояли князья; но сильной власти они не имели.

По словам одного историка VI века, славяне "не управлялись одним человеком, но издревле существовало у них господство народа". Земля, занятая племенем, называлась жупа, откуда и главари племени носили часто название жупанов. Общие дела решались на собраниях (вече). Подобно германцам, славянские предводители собирали вокруг себя дружину. Внутренние раздоры очень ослабляли славян.

Религиозныеверования славян были очень просты и грубы; на первом плане стояло олицетворение сил природы. Славянские племена так стояли далеко друг от друга, что не имели часто общих богов: каждое племя поклонялось своим богам. Наиболее известные боги были: С в а р о г - бог неба, иногда отождествлявшийся с хорошо известным у русских славян Пе р у н ом, богом грома и молнии; Даждь, бог солнца, известный, по-видимому, под другим названием "Хоре"; В еле с - бог скота, покровитель стад, и некоторые другие. Смерть олицетворялась в виде женского божества "Марены". Славяне поклонялись умершим предкам, которые становились хранителями семьи и рода.

Первоначальная славянская, нам почти неизвестная история протекала в условиях менее благоприятных, чем история германских народов. Славяне, стиснутые между германцами и дикими восточными, вышедшими из Азии народностями, не могли познакомиться с греко-римскою культурою, которую восприняли германцы, и должны были в течение долгого времени вести борьбу с варварами и с ними общаться; это обстоятельство остановило их государственное и культурное развитие не на одно столетие.

В VII веке славяне уже далеко продвинулись на запад и юг и делились на следующие три группы:славяне западные, южные и восточные. К славянам запад ным принадлежали славяне: 1) прибалтийские, жившие между Эльбой и Вислой (ободриты, лютичи, поморяне и нек. др.); 2) поляки, или ляхи, по средней и верхней Висле и по правым притокам Одера; 3) чехи с моравами и словаками, жившие в области, окруженной Богемскими горами", в Моравии и северной Венгрии. В состав южных славян входили: 1) словенцы - в современных австрийских провинциях Штирии, Каринтии и Истрии 2 ; 2) хорваты и сербы в северо-западном углу Балканского полуострова и по Драве и Саве; болгары (в VII веке еще не славянское племя) по нижнему ДунаюВ состав в о с т о ч ных славян входили русские.

Христианство у германцев. В IV веке христианство стало распространяться среди германцев, и первое племя, которое приняло христианство, были готы. Просветителем готов явился епископ Ул ь φ и л а (Вульфила), проживший некоторое время в Константинополе и следовавший учению Ария, осужденному, как известно, на Никейском соборе 325 года. Возвратившись в первой половине IV века в страну готов, Ульфила в течение нескольких лет оставался среди них, проповедуя христианство по арианскому обряду; чтобы готы легче могли ознакомиться с книгами Священного Писания, он при помощи греческих букв составил готскую азбуку и перевел на готский язык Библию. Этот перевод в своем полном виде до нас не дошел; но сохранившиеся отрывки его и до сих пор еще имеют очень важное значение для изучения древнегерманского языка. От готов христианство стало мало-помалу переходить к другим германским племенам, которые в большинстве случаев, подобно готам, принимали его по арианскому обряду. Это обстоятельство имело большое значение для эпохи поселения германских племен в пределах Западной Европы и основания там германских государств.

Единого мнения о точной дате этнографического самоопределения славян и германцев у современных ученых нет: обозначить четкие временные границы зарождения того или иного этноса – непростая задача даже для специалистов.

«Послепотопная» версия

Гипотеза Нестора Летописца, изложенная им в «Повести временных лет», в частности, говорит о «распределении территорий» между племенами после Всемирного потопа. География распространения славян в изложении Нестора – северные и западные страны - их около двух десятков - а в числе новых обитателей – представители порядка полутора десятков племен: литвы, чуди, перьми, печеры, мери и многих других.

Если сопоставить версию Нестора Летописца о практически допотопном существовании славян с научными гипотезами о возможной дате Всемирного потопа на земле (от 5,5 тыс. лет до 8,1 тыс. лет до н. э.), то, конечно, славяне этнографически будут постарше германцев.

Гипотеза Иордана

В трудах готского историка Иордана славяне называются склавенами. Этот византийский исследователь VI века считал, что предками их были венеты – именно из них славяне выделились в самостоятельный этнос. По этой версии, этнографическое самоопределение славян начало происходить в V-VI веках. А к XIII веку из полутора десятка восточнославянских племен сформировалась древнерусская народность.

Их открыл Юлий Цезарь

Впервые германцев как этнос признали римляне в I веке до н. э. благодаря завоеваниям великого полководца Юлия Цезаря, который, завладев Галлией, вышел к Рейну и там сражался с германцами. Постепенно продвигаясь по германским землям, в том же I веке римляне получили возможность наблюдать и впоследствии описывать географию расселения германских племен и особенности их жизни.

Однако о германцах упоминал еще во времена Александра Македонского (IV до н. э.) греческий мореплаватель Пифей, путешествовавший у берегов Средиземноморья. Соответственно, эти племена образовались еще раньше.

Существовали ли германцы вообще

В древности непросто было идентифицировать принадлежность к тому или иному племени. Римляне, к примеру, относили к германцам всех, кто не был похож на кельтов (галлов) или кочевников-сарматов. Древнеримский историк Тацит и вовсе причислял к германцам венетов по той простой причине, что те внешне смахивают на сарматов еще меньше. Он в этой связи выступил никудышным этнографом.

Вследствие этой этнографической путаницы ученые не раз задавали себе вопрос, а существовали ли вообще германцы как этнос? Однако установлено, что германцев от кельтов-галлов, тех, с кем в основном их путали, отличали определенные гаплогруппы: R1b-U106, I1a и R1a-Z284. Они встречаются в Ютландии и на юге Скандинавии – это ареал возникновения германского этноса.

Необходимо добавить, что славяне и германцы не жили обособленно друг от друга. Активно смешиваться между собой они начали особенно в IV- V веках - в это время славяне присоединились к германцам в походе на Западную Римскую империю.

Поскольку с общей картиной распределения генетических гаплогрупп по европейской территории мы в какой-то мере познакомились, теперь настала пора взглянуть более пристально и на отдельные страны континента с целью более подробно взглянуть на генетическую композицию и прочие аспекты некоторых очень известных национальностей.

Давайте начнем с немцев - самого многочисленного народа в Европе. По поводу происхождения немцев написаны многие тысячи трудов, основная суть которых сводится к тому, что, дескать, немцы - это прямые потомки ГЕРМАНСКИХ племен, некогда пришедших в Европу в эпоху "великого переселения народов". Что представляли собой эти "германские" племена и с какого бодуна они были вынуждены внезапно куда-то переселяться, историки предпочитают не уточнять. Тем не менее, взглянув на вопрос без эмоций, мы сразу же обнаружим, что "германским" племенам были свойственны те же культурно-социальные особенности жизнеустройства, которые были в ходу и у славян, а не у кого-либо иного. И те, и другие были прекрасными бесстрашными воинами и производили идентичные образцы оружия.
И тех, и других невозможно отличить один от одного на ранних средневековых гравюрах, изображающих битвы и сражения - настолько идентичной была их экипировка. И те, и другие плавили железо. И те, и другие умели пахать землю и выращивать скот. И те, и другие имели одних и тех же богов, имена которых лишь варьировались от места к месту. И те и другие умели строить города и создавать прекрасные памятники архитектуры. И те, и другие писали рунами и почитали свастику, как вечный символ жизни и счастья. Наконец, и те и другие были белыми европеоидами, что окончательно выделяет "германцев" и "славян" на фоне остального человечества. Даже этот скромный перечень нескольких взятых навскидку факторов позволяет нам выразить предположение, что говоря о германах и славянах - мы говорим об одном и том же народе. Предвижу, что некоторые из нас возразят, мол, славяне известны тем, что они говорят по-славянски, а немцы - по-немецки. Какое уж, тут родство! Хорошо. Давайте сперва подумаем над следующим примером. Вот вы, например, живете в России и говорите по-русски. Но вы знаете, что у вас есть родной брат, которого мать, развелась с вашим отцом 20 лет назад, младенцем увезла в Германию. Ну получилось так. Естественно, что ваш брат не говорит по-русски, поскольку он никогда не имел случая говорить на этом языке - детский садик, школа и т. д. - все на немецком. Как по-вашему, является ли ваш брат, проживающий в Германии, вашим братом? Абсурдный вопрос, не правда ли? Ясно, что ваш брат является вам братом, хотя вы и не говорите с ним на одном языке. А почему, все-таки, вы считаете его своим братом? Правильно! Потому что и вы, и он - одной крови. У вас общие родители, давшие вам жизнь. Т. е., ваше родство закреплено ГЕНЕТИЧЕСКИ - это сермяжная правда и против нее никуда не попрешь. У вас и вашего брата сходные композиции генетических маркеров. Вы - родные. Таким образом, как мы вынуждены согласиться, родство между людьми определяется не по языку, не по привычке есть ту или иную еду и даже не по цвету сарафанов, а по крови и ТОЛЬКО ПО КРОВИ.

Теперь давайте перейдем к более внимательному рассмотрению степени родственности между "германами" и "славянами". Чтобы не вертеться вокруг да около, я считаю наиболее подходящим решением взять в качестве типичного "германского" представителя именно немецкую нацию, проживающую, как известно, на территории нынешней ФРГ, а в качестве представителя от "славян" - рассудительных белорусов, населяющих Республику Беларусь.

Как я уже рассказывал в своем материале "Кто Такие Славяне", не только генетика, но и ряд лингво-культурных факторов убедительно подтверждает то, что немцы и славяне - это один народ. Я не стану здесь повторять весь перечень доказательств, поскольку он довольно обширен. Давайте ограничимся на сей раз рассмотрением топонимики Германии и хотя бы той же Беларуси. Мы знаем, что топонимы очень живучи. Они порой переживают целые тысячелетия сохранив свою первозданную форму.

Если мы бросим внимательный взгляд на карту Федеративной Республики Германии, то нам бросится в глаза большое количество странных, не свойственных немецкому языку названий. Я имею ввиду названия географических местностей и населенных пунктов в Германии, оканчивающиеся на -ов. Ну посудите сами: здесь тебе и Тетерев, и Ратенов, и Грабов… - всего, пожалуй, многие сотни названий, имеющих ярко выраженное славянское звучание. При этом, не только окончания названий не являются чуждыми нашему уху, но и их корни, которые очень часто имеют аналогичное значение и в том же русском языке.

Ясно, что эти названия населенным пунктам в Германии были даны много столетий если не тысячелетий назад именно Славянами, а не кем-то иным. В то же время, традиционный исследователь почему-то упорно не замечает на немецкой карте топонимов, которые заканчиваются на -ау. А ведь их намного больше, чем названий, оканчивающихся на -ов. Кто-то скажет, мол, ну и бог с ними, с этими -ау, дескать, какое отношение они имеют к нам, славянам. Тем самым совершается роковая ошибка, и делают эту ошибку как правило люди, которые не понимают ни одного славянского языка, кроме русского.

Итак, чем же должны для нас, славян, быть так привлекательны немецкие топонимы, заканчивающиеся на -ау? Тем, что окончание -ау на иных славянских языках значит то же самое, что и -ов на русском. Давайте убедимся в этом сами. Вот немецкий город Вернау. Корнем названия без всякого сомнения является частица "верн", указывающая на слово "верный", из которого, собственно, она и взята. Если бы название этому населенному пункту давали русские, то они назвали бы его "Вернов". Тем не менее, город называется не "Вернов", а Вернау.

Тот факт, что это не случайность и не искажение "славянского" окончания -ов подтверждается тем обстоятельством, что Вернау является далеко не единственным топонимом в Германии, который, имея славянский корень, оканчивается на -ау. Такие названия разбросаны по всей Германии и количество их - тысячи! Следовательно, речь здесь идет не о случайности, а о закономерности. Вот вам город Торгау на территории бывшей ГДР, или Страхау, или Дахау в Германии западной… Что это - случай? Нет, это не случай, поскольку, опять-таки, мы имеем дело со славянскими корнями в названиях.

Некто, пожалуй, заметит, мол, как же, корень "дах" в названии Дахау не является славянским. Дело в том, что является. Если вы знакомы с белорусским языком, то у вас и вопроса такого не возникнет. Слово "дах" в белорусском языке - это то же самое, что в русском "крыша". Так что "дах" в названии Дахау является тоже славянским корнем. В то же время, тот, кто, однако, со знанием дела найдет "неславянский" корень в немецком топониме, оканчивающемся на -ау, может быть по-своему прав.

Как видим, у "просвещенных латинян" были большие трудности со словарным запасом и они вынуждены были заимствовать подавляющее большинство слов из более развитых славянских языков. Но вернемся к "Фалькенау". Так вот, значит, приезжал в Германию некий латинянский "цивилизатор" по фамилии Фальке, наделенный Ватиканом мандатом неприкосновенности, строил свою усадьбу на славянской земле. А местные славяне-арии, в ответ на вопрос, мол, чей это дом, отвечали "Фалькенау", т. е., "Фалькенов". Вот и весь секрет происхождения топонимов Германии с "неславянскими" корнями. Тем не менее, наиболее частым прозвищем, которым местные Славяне в Германии одаривали внезапно селившегося среди них инородца, являлось слово НЕМЕЦ или НЕМИЦ, т. е., человек, не говорящий по-славянски. Слева я привожу карту Германии, на которой крестиками отмечены места с названиями НЕМЕЦ, которые в немецкой транскрипции принято писать, как NEMITZ. Как видим, слово "немец" известно не только нам - жителям нынешней "Славянии", но оно было уже широко известно в прошлом нашим славянским братьям в Германии, которые, как и мы, применяли это слово в отношении инородцев.

Таким образом, слово "немец" первоначально не относилось к названию представителей "немецкой" нации в привычном для нас смысле, поскольку "представители немецкой нации" сами широко употребляли это слово по отношению к чужакам, не говорящим по-славянски. Вот так-то! Скептически настроенный читатель все еще может возразить, дескать, ну а все-таки, почему немецкие топонимы с окончаниями на -ау - это славянские топонимы? За ответом на этот вопрос далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть хотя бы на карту Республики Беларусь, где "немецкие" названия, заканчивающиеся на -ау находят как бы свое продолжение. На белорусской карте, как и на немецкой, немерянное количество топонимов с окончаниями на -ау. Не верите? Проверьте сами. Здесь вы найдете и Крычау, и Турау, и Быхау, и т. д.! Те же родные корни и та же славянская схема построения принадлежности в словах.

В заключение рассмотрим и генетический аспект. Мы убедились, что славянские топонимы в Германии имеют два рода окончаний: окончания на -ов и окончания на -ау. При этом эти два вида окончаний могут встречаться и в одной местности. В чем здесь дело? Дело в том, что генетика немцев, как нетрудно убедиться, состоит не из одной славянской гаплогруппы, как это имеет место, скажем, в северной Индии, где преобладает славяно-арийская гаплогруппа R1а, а из двух славянских гаплогрупп. Помимо славяно-арийской R1а среди немецкого населения присутствует и славяно-варяжская гаплогруппа I. При скрупулезном изучении генетики, лигвистики и рассредоточения Славян по регионам нашей планеты, мне бросилась в глаза следующая закономерность: те славяне, которые являются преимущественно носителями славяно-варяжской гаплогруппы I, разговаривали и разговаривают с уклоном в сторону русинского произношения слов. Это именно им своиственно ставить в конце названий окончания -ов. В то же время, славяне, элитной гаплогруппой которых является славяно-арийская R1а, предпочитали (предпочитают) произносить слова на "белорусский" манер и ставить в конце названий окончания -ау, а не -ов. Как нетрудно убедиться из результатов генетических исследований, населению Германии своиственны, в основном, две генетические Y-гаплогруппы: Славяно-арийская R1а и Славяно-варяжская I. Точно такая же ситуация и в "славянской" Беларуси. где примерно 50% приходится на Славяно-варяжскую гаплогруппу I и столько же на Славяно-арийскую R1а. Именно это обстоятельство объясняет как в Германии, так и в Беларуси наличие как окончаний -ов, так и одновременно окончаний -ау.

Иными словами, как в Германии, так и в Беларуси, так и во многих других "белых" странах, список которых включает, главным образом, еще и Скандинавию, а так же Польшу и Северную Украину, с незапамятных времен проживали оба известных рода генетических славян. Из всего сказанного выше прямо и косвенно вытекает, что немцы не являются представителями некой отдельной "германской" либо "немецкой" расы, как мы привыкли слышать еще с детства от пропагандистов различного толка, ставивших и ставящих целью "развести" нас. Факты показывают, что в жилах немцев течет та же самая кровь, как и у славян, поскольку генетическая композиция гаплогрупп у немцев та же, что и у славян. Т. е., немцы по крови являются такими же славянами, как и сами славяне. И "признанные славяне", и "немцы" генетически являются единым народом Русо-Ариев, который некогда подвергся искусственному разъединению усилиями иудо-христианских вандалов, принесших в Мир Славян чужую религию, распри, войны и горе.

"Немцы" - это героическая самая западная часть славян, которая пусть даже ценой потери славянского языка сумела сдержать с запада и юга настырную ГЕНЕТИЧЕСКУЮ экспансию чужеродных народов внутрь остального славянского мира. Именно благодаря "немцам", которые приняли на свои плечи основную мощь чужеродного нашествия, мы, Славяне, до сих пор разговариваем на славянских языках и идентифицируем себя, как СЛАВЯНЕ.

Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега Цветков Сергей Эдуардович

Славяне и германцы

Славяне и германцы

Германцы, подобно славянам, поздно выделились этнографически в глазах античных людей из окружающей массы варварских племен. Собственно говоря, их существование как самостоятельного этноса, отдельного от кельтов, впервые письменно зафиксировал Посидоний (135-51 гг. до н. э.). В середине I в. до н. э. авторитет Цезаря ввел этноним «германцы» в литературную традицию, а спустя столетие обстоятельное этнографическое описание «Германии» сделал Тацит.

Достоверные археологические свидетельства о германцах не уходят глубже VII в. до н. э. (ясторфская культура на территории Ютландии и прилегающих к ней земель). В этническом отношении германцы, как показывают последние генетические исследования, обнаруживают весьма значительное смешение с доиндоевропейским населением Центральной и Северной Европы. Примерно в III в. до н. э. часть ясторфских племен продвинулась на правобережье Одера и дальше на восток, где, видимо, ассимилировала часть венетского населения. В результате этого смешения сформировалась специфическая ветвь восточных германцев, представленная готами и другими германоязычными племенами, позднее переселившимися в Северное Причерноморье.

Народное собрание у германцев

Во времена Цезаря большинство германских племен еще не перешло к полной оседлости, важную роль у них играло скотоводство. Земля всецело принадлежала общине, а земледелие было примитивным. Кое-как взрыхлив землю и собрав скудный урожай, племя на следующий год переходило с этой территории на новый участок. «Записки о Галльской войне» Цезаря свидетельствуют, что германцы питались в основном не хлебом, а молоком, сыром и мясом. Племенные вожди играли выдающуюся роль только во время войны.

Но столетие римского соседства не прошло даром, и в «Германии» Тацита германские племена в массе своей предстают уже оседлыми, живущими в поселениях, деревнях, на хуторах. Земледелие становится основным занятием, германцы старательно расчищают пустоши, вырубают леса. У них имеются тяжелый плуг и неплохие познания в кузнечном, гончарном и ткацком ремесле. Родовая знать старается присвоить лучшие земли и использует труд большого числа рабов.

Тем не менее родовой быт по-прежнему пронизывал всю общественную жизнь германцев. На войне родичи сражались плечом к плечу. Родовая месть была узаконена обычаем, уклонение от нее считалось позорным. На племенных собраниях заключались браки, происходили инициации молодежи, разбирались судебные дела.

Древнегерманские племена не имели собственного общего для всех самоназвания. «Германцы» - это не что иное, как псевдоэтноним. Первоначально германцами галлы называли одно из зарейнских племен и познакомили с этим названием римлян, которые перенесли его на все народы, обитавшие между Рейном и низовьями Дуная - таковы были границы античной Германии. Иначе говоря, для римских писателей германцами были все, кто не походил на кельтов (галлов) и ираноязычных кочевников (сарматов). Поэтому в германцы были поверстаны и многие славянские племена.

Причислению славян к германцам в немалой степени способствовало то обстоятельство, что те и другие зачастую вступали в военно-политические союзы. По словам Тацита, германские (то есть вообще варварские) племенные дружины постоянно пополнялись воинами из соседних племен. «Если племя, - пишет он, - в котором они родились, закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну…» Подобно германцам, славяне (у Тацита - венеды) отнюдь не отличались миролюбием. Тацит свидетельствует, что они «многое усвоили из их (германских. - С. Ц.) нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами», то есть земли между Дунаем и Восточной Прибалтикой.

Как явствует из слов историка, германские воины часто примыкали к славянам в их военных набегах на соседние земли. Любое варварское войско состояло в то время из двух частей: княжеской дружины и племенного ополчения. Главными доблестями дружинника считались преданность вождю и личная храбрость. По сути, это были профессиональные военные, каких в каждом племени было не так уж много. Поэтому дружинники зачастую набирались среди соседних племен, и бывало, что инородцы преобладали численно в дружине над сородичами князя. Германцы славились как отважные воины (Цезарь писал, что галлы настолько боялись своих восточных соседей, что не могли бестрепетно выносить даже одного их «острого взора»), и не вызывает сомнений, что они были широко представлены в дружинах славянских князей. Очевидно, их присутствие в славянских войсках, да еще в непосредственной близости к вождям, играло не последнюю роль в отождествлении германцев и славян в римской традиции, облегчая для последней головоломную классификацию бесчисленных варварских племен, появлявшихся возле римского лимеса примерно из одного и того же географического пространства. Мы уже знаем, как легко тогда было попасть в скифы; точно так же обстояло дело и с германцами. С другой стороны, германские дружины, разумеется, могли пополняться за счет славянских воинов.

Германский воин

Затем примем во внимание, что славяне (венеды), по выражению Тацита, «обезображивали» себя смешанными браками. Это значит, что славянские мужчины брали себе в жены германских женщин: «обезображивали» себя - то есть именно женились, а не выдавали замуж своих дочерей. Дети от таких смешанных браков, разумеется, вырастали славянами по языку и культуре; но по распространенному у всех варваров обычаю детям, родившимся от иноплеменных матерей, давали имена из именника того народа, к которому принадлежала их мать. Это важно помнить, сталкиваясь с обилием германских имен в античных и раннесредневековых источниках.

Смешение славян и германцев приобрело особый размах в эпоху Великого переселения народов, когда значительная часть славянских племен покинула висло-одерские земли, чтобы принять участие в германском штурме Гесперии - Западной Римской империи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Римская империя. Величие и падение Вечного города автора Азимов Айзек

Германцы На севере европейской части владений Империи была совершенно другая ситуация. Там не было ни необжитых пустынь, ни более или менее цивилизованных земель с их коренными жителями, с которыми можно было бы заключить мир, долгий или короткий. Вместо этого там

Из книги Королевство вандалов [Взлет и падение] автора Диснер Ганс-Иоахим

Германцы с I в. н. э. Готы в устье Вислы (затем между Дунаем и Доном)378 Битва при Адрианополе410 Завоевание Рима вестготами (Аларих)с 418 Возникновение королевства вестготов с центром в Тулузе439 Независимость вестготского королевства451 Победа над гуннами на Каталаунских полях

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги Варвары против Рима автора Джонс Терри

ГЕРМАНЦЫ Одним из любимых развлечений германских варваров было некое подобие танца с саблями, более похожее на реальный бой. В танце использовались мечи и копья, и был шанс доплясаться до смерти в буквальном смысле этого слова. Возможно, зрители держали мечи на разной

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Германцы в середине I в. до н Германские племена к началу нашей эры населяли территорию, отграниченную Рейном па западе и Вислой на востоке, Альпами и Дунаем на юге, Северным и Балтийским морями на севере. Они жили также в южной части Скандинавского полуострова. В бассейне

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Германцы Юлий Цезарь утверждал, что по Рейну проходит граница между местами обитания галлов и германцев; река оказалась удобной чертой, проведенной самой природой, за которой он более не завоевывал земель. Бесчисленные, агрессивные и весьма многочисленные германцы

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты»] автора Коггинс Джек

ГЕРМАНЦЫ

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

12. ГЕРМАНЦЫ О войнах римлян с германцами известно довольно много. Эти народы Рим так и не смог покорить и романизовать, в отличие от галлов и иберов. Именно германцы сказали последнее слово в разгроме Римской империи. Общее название этих племен впервые упоминается у

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Рим и германцы в IV в. В самом начале IV в. энергичные меры переустроенной в административном и военном отношении Римской империи (тетрархия) удалось очередной раз усмирить варварский мир. Римляне не отказались от контроля над германцами, но ввели новые элементы в систему

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Германцы Германцы были ближайшими соседями кельтов, поэтому античные авторы долгое время их отождествляли. Первоначальным местожительством германцев были Южная Скандинавия, Ютландия и побережье Балтийского и Северного морей между Везером и Одером. Постепенно

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ГЕРМАНЦЫ И РИМ Отношения между германцами и Римом складывались отнюдь не в историю бесконечных конфликтов и разрушений. Германцы и римляне встречались не только на поле боя. Уже на самых ранних этапах строительства своей империи римляне поняли, что иметь в соседях

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Германцы Сейчас мало кого удивляет многочисленные названия этого племени: дойчманы, немцы, алеманы, боши, каты и т.д. В период разнузданного гитлеровского фашизма стало укореняться название «арийцы». Сами себя они называют дойчманами, свою страну Bundesrespublik Deutschland. Сейчас

Из книги Варвары и Рим. Крушение империи автора Бьюри Джон Багнелл

Западные германцы и восточные германцы Во 2-м тысячелетии до н. э. германские народы жили в Южной Скандинавии, Дании и на прилегающих к ним землях между Эльбой и Одером. К востоку от них за Одером жили балты или летты - сегодня они представлены литовцами и латышами. Земли к

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. автора Крист Карл

Германцы в 3 в.н.э. Коренные изменения на соседних территориях по ту сторону римской границы на Рейне и Дунае в 3 в.н.э. становятся явными уже по названиям важнейших германских противников Империи. Вместо известных по тацитовскому описанию этнических единиц на первый план

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Том 2. ГЕРМАНЦЫ. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ Это третье издание отличается от второго издания, появившегося в 1909 г., лишь рядом небольших добавлений и исправлений, как, например, в отделе об организации военного дела у вестготов. Моя концепция в общем осталась

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: