Преподобный кассиан римлянин. Преподобный иоанн кассиан римлянин

13 марта (28 февраля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Вторник 4-й седмицы Великого поста . Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение - невареная постная пища без растительного масла (послабления в посте возможны, однако воцерковленным людям важно согласовывать их со своим духовником). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 10 известных по именам святых, а также празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Святой конца IV - первой половины V столетий , уроженец западного ветхого Рима, совершавший свои духовные подвиги на Христианском Востоке. Еще совсем юным будущий святой старец принял решение оставить мир и отправился на Святую Землю, где в Вифлеемской монашеской обители, близ места Рождества Христова, принял иноческий постриг и провел два года. После этого на протяжении семи лет молодой отец Иоанн странствовал по Фиваиде и различным скитам, где набирался монашеского опыта у старцев.

Около 400 года от Рождества Христова святой Иоанн оказался в Константинополе, где был принят святителем Иоанном Златоустом. Именно в это время он был рукоположен в диаконский сан. В 405 году диакон Иоанн находился в составе посольства к Римскому папе Иннокентию I, у которого верные святителю Иоанну Златоусту клирики искали защиты для ложно обвиненного архиепископа Константинопольского. Там же, у себя на родине, отец Иоанн был рукоположен в сан священника. Именно к этому периоду относятся большинство богословских сочинений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Вот, как об этом свидетельствует его Житие:

В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю"...

Также святой Иоанн в последние десятилетия своей земной жизни написал немало сочинений против еретиков, в частности, в 431 году - против ересиарха Нестория. Оставив после себя значительное богословское наследие и многих учеников, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин мирно отошел ко Господу в 435 году от Рождества Христова.

Преподобный Василий Исповедник . Святой первой половины VIII столетия , времени, когда немало православных христиан пострадало от еретиков-иконоборцев. В период правления еретичествующего императора Льва Исавра (царствовал в Ромейском царстве - Византии в 714-741 годах от Рождества Христова) святой Василий вместе со своим сподвижником и сомолитвенником преподобным Прокопием Декаполитом был подвергнут страшным пыткам и заключен в темницу, но стойко держался православного учения о святых иконах. После смерти нечестивого императора святые были освобождены. Преподобный Василий отошел ко Господу в 750 году от Рождества Христова.

Священномученик Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский . Русский христианский подвижник XVIII века , чье Житие является зримым символом сложности положения Русской Церкви в Синодальный период и, особенно, в годы царствования императрицы Екатерины II. Уроженец западнорусской Волыни, выходец из священнической семьи, ведшей род от польской шляхты, будущий митрополит Арсений в молодости был активным антистарообрядческим миссионером.

Священномученик Арсений (Мацеевич). Фото: www.pravoslavie.ru

В 1741 году он был рукоположен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, где многое сделал для христианского просвещения новокрещеных народов и их защиты от притеснений. Но уже вскоре был переведен в Ростов Великий, еще помнивший своего предыдущего преосвященного из малороссов - святителя Димитрия (Тупталу). Как и его великий предшественник, митрополит Арсений начал многое делать для просвещения Ростовской земли в духе западно-христианской учености. Именно в этот период святитель становится в оппозицию светской власти, пытающейся ограничить права Церкви, в частности, лишить ее значительной части монастырского землевладения.

Несмотря на западное происхождение, митрополит Арсений детально изучил историю Русской Церкви, и сделал вывод, что необходимо возродить Патриаршество и упразднить навязанную Петром I Синодальную систему. Об этом он открыто свидетельствовал перед власть имущими, в том числе подавая записки молодой императрице Екатерине II. В итоге владыка пошел на рискованный шаг, стоивший ему сана, свободы, а в итоге и жизни. Вот, что об этом говорится в житийных материалах:

9 февраля 1763 года Владыка в Ростове совершает "Чин отлучения" с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри", "принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения". В марте Владыка подал два донесения в Синод, который доложил Императрице о том, что Святитель Арсений является "оскорбителем Ея Величества". Екатерина предала его суду Синода, который длился семь дней: Владыка был осуждён, низведён в звание простого монаха и заточён в Карельский Николаевский монастырь…"

В ссылке митрополит Арсений резко выступал против императрицы, говоря о ее неправомерном занятии русского престола. За это в конце 1767 года 70-летний архиерей был лишен монашества и приговорен к "вечному заключению", где содержался под прозвищем "Андрея Враля". Святитель скончался в стенах Ревельского каземата 28 февраля (по старому стилю) 1772 года .

Священномученик Нестор, епископ Магиддийский . Святитель Церкви Христовой, пострадавший за активную проповедь Слова Божия в середине III века в разгар антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова. Святитель после долгих истязаний, подобному Самому Христу, был распят на кресте в 250 году от Рождества Христова.

Преподобные Марина и Кира . Малоазийские святые V столетия , совершавшие монашеские духовные подвиги в строжайшем затворничестве от внешнего мира. Прославились строгим постничеством и ношением тяжелых вериг. Отошли ко Господу около 450 года от Рождества Христова.

Преподобные Марина и Кира. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Протерий, Патриарх Александрийский, и с ним пострадавшие . Египетские святые V века , пострадавшие от еретиков-монофизитов. В ходе мятежа последних в канун Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней были зверски убиты как сам Патриарх Протерий, так и шестеро его приближенных. Это произошло в 457 году от Рождества Христова.

Священномученик Протерий, Патриарх Александрийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Иоанн Дамасский . Сирийский епископ V века , оставивший архипастырское служение ради отшельнического монашеского подвига и отошедший ко Господу в Египте, где в Нитрийской пустыне совершал эти духовные подвиги под именем старца Варсонофия.

Преподобномученик Феоктирист, игумен Пеликитский . Святой страдалец VIII столетия , принявший муки за православное исповедание веры при императоре-иконоборце Константине Копрониме, царствовавшем в Ромейском царстве (Византии) в 741-775 годах от Рождества Христова.

Блаженный Николай Саллос, Псковский, Христа ради юродивый . Псковский святой, взявший на себя тяжелейший подвиг мнимого безумия - юродства ради Христа. Юродивые всегда обличали пороки общества, не страшась ни усмешек, ни даже побоев. Ходатайством святого Николая Саллоса перед царем Иоанном Грозным в 1570 году от Рождества Христова был спасен от разгрома опальный город Псков. Блаженный старец отошел ко Господу в конце февраля (по старому стилю) 1576 года .

Блаженный Николай Саллос. Фото: www.pravoslavie.ru

Девпетерувская икона Божией Матери . Почитаемый в Русской Церкви чудотворный образ Пресвятой Богородицы, обретенный в 1392 году от Рождества Христова.

Поздравляем православных христиан с днем этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350-360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он Богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства в ней, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Здесь, слыша о славной подвижнической жизни Египетских отцов, он пожелал видеть их и поучиться у них. Для сего, согласившись с другом своим Германом, отправился туда, около 390 г., после двухлетнего пребывания в обители Вифлеемской.

Семь целых лет провели они там, живали и в скитах, и в кельях, и в монастырях, и среди отшельников, в уединении, все замечали, изучали, и самим делом проходили; и ознакомились подробно с тамошнею подвижнической жизнью, во всех ее оттенках. В свой монастырь возвратились они в 397 г.; но в том же году опять отправились в те же пустынные египетские страны и пробыли там еще до 400 года.

Оставив Египет, в этот раз, св. Кассиан с другом своим отправился в Константинополь, где они были благосклонно приняты св. Златоустом, который св. Кассиана посвятил в диакона, а друга его, как старшого, во священника (в 400 г.). Когда св. Златоуст присужден был к заточению, лица, ему преданные, послали (в 405 г.) по этому делу в Рим к папе Иннокентию некоторых ходатаев, в числе которых был и св. Кассиан с другом своим. Посольство это кончилось ничем.

Св. Кассиан, после сего, не возвращался уже на Восток, но отправился на родину и там продолжал свою подвижническую жизнь, по египетским образцам; прославился и святостью жизни, и учительской мудростью, и был посвящен во священника. Стали собираться к нему ученики один за другим и скоро составился из них целый монастырь. По примеру их недалеко устроился и женский монастырь. В том и другом монастыре устав был введен тот, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно в египетских монастырях.

Благоустройство этих монастырей в новом духе и по новым правилам и явные успехи подвизавшихся там обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Желая завести и у себя такие порядки, они просили св. Кассиана написать им иноческие уставы восточные с изображением и самого духа подвижничества. Он исполнил с охотою это прошение, описав все в 12 книгах постановлений и в 24 собеседованиях.

Из сих аскетических Писаний св. Кассиана в прежнее Добротолюбие

– 5 –

взяты восемь книг (5-12) о борьбе с восемью главными страстями и одно (2-е) собеседование о рассуждении, – то и другое в сокращенном извлечении.

Сему подражаем и мы. Главным заимствованием будут восемь книг о борьбе со страстями, в наиболее полном переводе, с присовокуплением в некоторых местах статей и из собеседований, где это подходит. Но, кроме того, сочтено нужным впереди их поместить несколько извлечений из собеседований, в коих показывается значение борьбы со страстями в духовной жизни, или место ее в течении подвижничества, выясняется необходимость сей борьбы и представляется общее очертание страстей и борьбы с ними; а после них приложить еще извлечения, в коих описываются другие две брани, – именно с помыслами, и скорбями от бед и напастей, как приложение к предыдущему изображению борьбы с восемью помыслами. В конце же всего прилагаются в виде прибавления нужные наставления о нескольких предметах, которые, хотя говорят о духовной жизни вообще, но близко касаются и духовной брани, таковы: о благодати и произволении, как деятелях в производстве духовной жизни, – о молитве, в коей они сходятся, – о степенях совершенства духовной жизни, по побуждениям к ней, – и конце покаянных трудов. – Почему эти прибавления не мешают нам все извлекаемое из Писаний св. Кассиана озаглавить так: обозрение духовной брани .

Таким образом, извлечения из св. Кассиана будут идти под следующими оглавлениями:

1) Цель и конец подвижничества.

2) Смотря на сию цель, надлежит определить и то, каково должно быть наше отречение от мира.

3) Борьба плоти и духа.

4) Общее очертание страстей и борьбы с ними.

5) Борьба с восемью главными страстями:

а) с чревоугодием;

б) с духом блуда;

в) с духом сребролюбия;

г) с духом гнева;

д) с духом печали;

е) с духом уныния;

ж) с духом тщеславия;

з) с духом гордости.

6) Борьба с помыслами и чрез них с злыми духами.

7) Борьба со всякого рода скорбями.

8) О Божественной благодати и свободном произволении, как производителях духовной жизни.

9) О молитве.

10) О руководстве в духовной жизни.

11) О степенях совершенства духовной жизни по побуждениям к ней.

12) О конце покаянных трудов.

________

Извлекаемые статьи заимствуются из книг постановлений и из собеседований. В цитатах первыми будут означаемы – кн., а вторые – cоб.

– 6 –

Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 5-6.

Согласно народным поверьям в году есть много не самых удачных дней. Одним из наиболее «тяжелых и на людей и на скотину» считается Касьянов день. Его отмечают 14 марта (28 февраля по с.ст.) в високосные и 13 марта (27 февраля по с.ст.) в невисокосные годы. Почему день носит название «Касьянов»? Дело в том, что указанная дата утверждена церковью как посвященная памяти христианского святого – преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. По какой причине наши предки наделяли избранника Божия в своем воображении отрицательными чертами, понять не трудно – они ведь были язычниками. Православные же христиане почитают данного святого за множество добродетелей, проявленных им при жизни, и за милость, оказываемую верующим даже после своей смерти.


Детство и юность праведника

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин был родом из «столицы мира» - Рима. Он появился на свет около 350-го г. в Галльской области, городе Марселе в семье благочестивых, знатных людей. Это была как раз та эпоха, что ознаменовалась в истории расцветом христианской письменности, духоборства и монашества на Востоке.


В указанные времена – IV-V столетия н.э. – Бог дал грешной Земле множество славных подвижников и талантливых богословов. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин являлся одним из них. Благодаря стараниям любящих родителей он получил отличное образование. Отрок достаточно рано стал интересоваться священными книгами и проявлять неподдельный интерес к наукам. Начал Кассиан с так называемых «светских» дисциплин: астрономии и философии, а затем углубился в изучение св. Писания. Спустя короткий срок юноша так преуспел в последнем, что снискал звание одного из выдающихся толкователей главной книги христиан своего времени.

Будущий святой Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин обладал многочисленными добродетелями. Этому способствовало, в первую очередь, стремление его во всем быть похожим на собственных благочестивых родителей. Как и они, Кассиан рьяно сохранял чистоту помыслов и души, жил в смирении, кротости и девстве. Чем более отрок развивал в себе озвученные качества, тем больше в нем крепло желание посвятить всего себя без остатка служению Господу Богу. В итоге Кассиан не смог далее противиться велению сердца и, будучи еще юношей, покинул отчий дом, родной край и отправился в Палестину, в Вифлеем. Там он ушел в Вифлеемский монастырь, где принял монашество и стал делать первые шаги в подвижничестве.

Кассиан и Герман

В святой обители юный праведник Иоанн Кассиан Римлянин познакомился с одним иноком по имени Герман. Между молодыми людьми завязалось близкое знакомство, быстро перешедшее в горячую, искреннюю дружбу. Кассиан и Герман жили в одной келии и практически не расставались. Братия монастыря относилась к дружбе двух монахов благосклонно, любя обоих за их кротость и добродетельное существование.


Так прошло два года подвижнического пути Кассиана и его друга Германа, сопровождавшегося беспрестанными молитвами и строгим постом. В молодых людях проснулось желание не останавливаться на достигнутом, и они, покинув монастырь, удалились в пустыню, где стали вести безмолвную жизнь. Но и этим подвижники не ограничились, затеяв через некоторое время паломническое путешествие по святым обителям. Иноки посетили все монастыри в нижнем и верхнем Египте, впитывая в себя, словно губка, духовные беседы с живущими в них другими старцами и подвижниками, запоминая образ жизни Божиих избранников.

Так неразлучные друзья провели целых семь лет. После Иоанн Кассиан Римлянин и Герман вернулись в Вифлеем, но очень быстро вновь отправились в Египет. Еще три года монахи внимали мудрости старцев Фиваиды и Скитской пустыни.

Подъем по духовной лестнице

400-й год стал очень важным для преподобного Иоанна Кассиана и Германа: они посетили византийскую столицу - Константинополь. Желание друзей побывать в Царьграде было продиктовано стремлением увидеть и услышать святителя Иоанна Златоуста. Оно исполнилось, мало того – знаменитый учитель Святой Церкви пожаловал Герману сан пресвитера, а Кассиану – диакона (он был несколько младше своего товарища). К сожалению, не все шло после данного события гладко. Трое святых жили в эпоху гонений на христиан, посему несчастливая участь не обошла наставника и благодетеля Кассиана и Германа. Чтобы предотвратить арест Иоанна Златоуста, представителями высшего духовенства была организована делегация с подвижниками в составе. Цель делегации, направленной в Рим, заключалась в ходатайстве о защите ни в чем неповинного страдальца-учителя. Увы, предпринятые действия не дали положительных результатов, напротив, - еще более усугубили ситуацию: святитель Иоанн Кассиан Римлянин оказался в ссылке, а друзья его – во вражеской опале.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин еще раз в эти страшные годы посетил святые обители Египта. А после он вернулся на родину, в город, где появился на свет. Там подвижник благочестия стал по благословению папы римского пресвитером, там же в 435 году мирно окончил свой земной путь. Но раньше преподобный Кассиан успел возвести близ города Марселя две первых обители: мужскую и женскую. Устав обоих монастырей был приведен в соответствие с правилами египетских и палестинских киновий. Таким образом, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по праву считается одним из первых основателей монашества в Галльской области Римской империи. Благодаря этой своей деятельности, послужившей образцом для западных монастырей в дальнейшем, святой удостоился звания аббата.

Преподобный Кассиан как богослов

Подвижник благочестия из Марселя, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, написал в период с 417-го по 419-й год 12 книг «О постановлении киновий палестинских и египетских». Его перу также принадлежат 10 бесед со старцами пустынь. Творения эти созданы были по просьбе епископа Аптского Кастора.

Труд «О постановлении киновий» («О постановлениях киновитян») содержит в себе сведения об устройстве внутренней и внешней жизни восточных обителей. Первая книга рассказывает о внешнем виде монаха, вторая – о чине ночных псалмов и молитв, третья описывает чин дневных молитв и псалмов, в четвертой говорится о чине отвержения от мира, книги с пятой по двенадцатую сообщают о восьми главных грехах. Преподобный Кассиан выделял восемь страстей, особенно губительных для души человеческой: чревоугодие, блуд, гнев, гордость, печаль, сребролюбие, уныние и тщеславие. Книги, которые он посвятил перечисленным выше порокам, содержат важные сведения: действие, причины и рекомендации по борьбе с каждым из пагубных грехов.

Что касается духовных бесед с подвижниками пустынь («Собеседования египетских отцов»), то в них вы найдете ценную информацию о цели жизни, о желаниях духа и тела, о молитве, о способах и ступенях отречения от мирского существования.

В 431 году преподобный Иоанн Кассиан Римлянин написал свой последний духовный труд. Он называется «О воплощении Христа против Нестория». Сочинение это имело полемический характер и в настоящее время рассматривается лишь как вещественная дань своему времени. Указанная книга является сборником суждений восточных и западных отцов Церкви, подвижников против ереси. Все три труда преподобного Иоанна Кассиана Римлянина сохранились до наших дней.


Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Преподобный родился на христианском Западе, но духовной отчизной называл православный Восток. Иночество святитель принял в Вифлеемской обители, которая располагалась недалеко от тех мест, где появился на свет Иисус Христос. Иоанн Римлянин много путешествовал, стремясь вдохновиться опытом христианских подвижников. Традиционно считается аскетическим писателем, богословом и зачинателем западного монашества.

Письменные свидетельства о жизни этого святителя чрезвычайно малы: информация сохранилась в текстах Г. Марсельского, патриарха Палладия, папы Григория I, Кассиодора и других.

Житие святителя

Происхождение святителя остается под большим вопросом, однозначного ответа найти не удается. Некоторые исследователи предполагали, что он родился в Галлии, другие - в Палестины или в Афинах. Г. Марсельский, как самый авторитетный источник, утверждает, что Иоанн являлся скифом, поэтому при упоминании о месте рождения принято говорить о территории современной Добруджи (север Балканского полуострова).

Сам Кассиан описывал свою родину как страну лесистую и холодную, обремененную распространением еретических воззрений и не имевшую совсем монастырей.

  • Предполагается, что имя Иоанн святитель получил при или во время пострига. Имя Кассиан в произведениях самого аскета не упоминается, но используется церковными писателями, которые занимаются его жизнеописанием. Прозвище Римлянин, закрепленное за ним на территории Руси и Византии, встречается у святого Фотия, предполагавшего, что Иоанн родился в Риме. Однако здесь ближе всего гипотеза о том, что Кассиан являлся латинским автором, а не греческим.
  • Святитель родился в состоятельной христианской семье и был воспитан по церковным канонам. В своих сочинениях Иоанн упоминал только сестру, которая приняла монашеский сан в монастыре, основанном самим Кассианом. Образование он получал через домашнего учителя, который преподавал классическую литературу Греции и Рима. Святитель отлично знал оба языка, ему легко давалась литература и общение.
  • В 380 г. Иоанн вместе с близким другом Германом принимает решение отправиться в Святую землю. Здесь они принимают монашество и поступают в Вифлеемскую обитель, расположенную недалеко от пещеры Рождества Спасителя. Находясь в Палестине, Кассиан знакомится с устройством аскетического общежития и набирается опыта подвижничеств. Вскоре Иоанн и Герман получают разрешение отправиться в Египет, чтобы ближе узнать распорядки здешних монастырей. Есть предположение, что к этому шагу они пришли после встречи с египетским подвижником по имени Пинуфий, настоятелем крупного монастыря в городе Манефисе (Эль-Манзала).
На заметку! Иоанн Кассий считается аскетическим богословом, ученым, который сумел систематизировать и популяризировать православную религию на христианском Западе. Его учения об устройстве монастырей, жизни аскетов и созерцании божественного принесли Римлянину колоссальную известность.

Однако большое значение святитель уделял и догматическим взглядам. Он рассматривал проблемы современного ему богословия, вопросы о состоянии души после грехопадения, спасительного движения свободной воли во спасение, а также учение о смысле искупления, совершенного Мессией. В основе его рассмотрения стояла полемика с разнообразными ересями.

Пребывание в Египте, Константинополе и Риме

Морем Иоанн и Герман достигли порта Танис, располагавшегося в восточной части дельты реки Нил. Вскоре они прибыли в монастырь настоятеля Пануфия, где познакомились с отшельниками, живущими на холмах рядом с солеными озерами. Спустя время они посетили пустыню, которая называлась Скит. Здесь святители встречали многих подвижников, навещали старцев и задавали им религиозные вопросы, слушали наставления и совершали ежедневную молитву, пока не вступили в общину.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

  • Только через семь лет сурового аскетического испытания Иоанн и Герман вернулись, как и обещали, в Вифлеем. Однако через некоторое время вновь отправились в Египет, где провели несколько лет. Кассиан собрал большой материал для собственных сочинений.
  • В начале V века на территории Египта разгорелись споры насчет сочинений Оригена. Все святители, симпатизировавшие древнему богослову, вынуждены были удалиться из страны и жаловаться на состояние императору и Константинопольскому патриарху И. Златоусту. Иоанн и Герман были в числе тех монахов, которых изгнали из Египта.
  • Константинопольский патриарх радушно принял изгнанников, дав убежище и своё покровительство. Вскоре Иоанн включил некоторых монахов в часть клира, Германа он сделал клириком, а Кассиана - диаконом. Последний неохотно принял сан, потому что усматривал здесь некое препятствие к созерцанию. Впоследствии Римлянин выказывал колоссальное уважение , выделяя его добродетельные качества и литературные таланты.
  • Вскоре Константинопольского патриарха обвинили в финансовых злоупотреблениях и отправили в ссылку. Кассиан и Герман отправились в Рим, где перед ликом императора пытались доказать невиновность святителя, вручив письмо и опись сокровищницы. Здесь они провели 12 лет, Иоанн получил чин пресвитера и встал на должность советника епископа.
На заметку! Наибольшую известность на христианском Западе Иоанн римлянин приобрел в XI столетии. Святитель представлялся как основоположник западного монашества и покровитель обители святого Виктора, который некогда был велик, но пал от рук вандалов.

Некоторые авторы утверждают, что Кассиан привозил сюда мощи Вифлеемских младенцев и первых свидетелей явления Мессии. Папа Урбан, благодетель монастыря святого Виктора, поместил честную главу Иоанна в серебряный и богато украшенный ковчег. Части мощей Римлянина хранились за главным алтарем. Тело же Иоанна похоронили в мраморном саркофаге, который поместили в крипту церкви.

Галльский период

Стремясь к уединению, преподобный Кассиан поселился в городе Массилия (Марсель), где приобрел доверие епископа Прокула. Спустя время Иоанн обосновал в галльских землях два монастыря. Женскую обитель, как предполагается, Римлянин создавал для родной сестры, а мужская пустынь расположилась на вершине горы, рядом с гробницей святого Виктора. Кассиан использовал опыт пребывания на христианском Востоке, создавая хорошо организованную монашескую общину.

Иоанн Кассиан Римлянин

  • Святитель отличался подвижничеством и умением давать верные духовные советы, в Южной Галлии он приобрел колоссальный авторитет. Здешние настоятели обращались к Римлянину с просьбой о том, чтобы он помог в организации монашеского общежития и составил письменное руководство. В начале V столетия Кассиан написал свои главные сочинения, которые повлияли на становление аскетичного бытия не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе.
  • Правила, обозначенные в книгах, имели корни из глубокой древности, времен Ветхого Завета, Спасителя и учеников. Законы эти непреложно соблюдались подвижниками на протяжении четырех столетий. Автор предстал прямым проводником аскетического учения, созданного отцами-пустынниками и подтвержденного их опытом.
  • По некоторым утверждениям, Иоанн Римлянин в 426 г., будучи занятым в написании своего труда «Собеседования», участвовал в полупелагианской полемике, рассматривающей вопросы божественной благодати и провидения. Кассиан вел скрытую борьбу с учением , что привело к некоторому отрицанию последнего в галльских областях.
  • Одновременно с этим Римлянин выступал против трактатов Нестория при помощи своей книги «О воплощении Господа». Это сочинение грешит догматическими неточностями и недостатками письма, что связывают с преклонным возрастом Кассиана и его слабым здоровьем на тот момент. Иоанн скончался в Массалии около 435 г, католическая церковь официально не канонизировала Кассиана, но он чтится как марсельский святой.

Жизнеописания других святых:

В своем учении Иоанн Римлянин признает Единородное Слово и Иисуса Христа тождественными. Истинная вера заключена в утверждении, что Сын Божий един во все времена. Все это произошло вслед за тем, как Бог соединился с человеком, и нельзя полагать, что Слово и Сын Божий были разделенными сущностями. Человеческая природа настолько сочетаемая с Господом, что невозможно отделить одно от другого во времени и страдании.

Исходя из его рассуждений, можно сказать: Сын человеческий спустился с небес, а Господь великой Славы был распят. По мнению Кассия, соединение произошло в момент зачатия Святым Духом Девы Марии.

Почитание на христианском Востоке

Среди православных монахов аскетические произведения Иоанна Римлянина возымели уважительное отношение. В Палестине его узнали посредством кратких изложений. Святитель Фотий, носивший чин Константинопольского патриарха, упоминал о четырех книгах на греческом языке.

  • Богослужения в честь преподобного впервые проходили в Византии, зачинателями являлись монахи Палестины. Имя Кассиана встречается в константинопольских памятниках X столетия. Святому предопределили церковную дату - 29 февраля, его почитают в качестве исповедника, учителя умиротворенной созерцательной молитвы. На богослужениях большое внимание уделяют его основным сочинениям. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 г.
  • В православной Церкви Кассиана почитают через иконографию, изображения встречались в монастырях XIII века. На сохранившихся образах святой предстает с седой бородой, треугольной формы, в монашеских одеждах. На одной иконе он - с головным убором, на другой - без него. На христианском Западе известно больше икон с изображением Иоанна Римлянина.
  • Память о нем появилась в месяцесловах, изданных в российской столице в 1689 г. Очерки дополняли сведениями, взятыми из латинских книг, исследователи указывали на том, что преподобный был учеником И. Златоуста. Здесь же говорилось: Кассиан написал текст-опровержение учения Нестория, а также организовал два монастыря.
  • В начале XXI почитание возродилось в Румынии, куда входит родина святителя - Малая Скифия. В 2001 г. организовали обитель в честь Кассиана, место для возведения выбрали близ города Тыргушора.

Преподобный Иоанн обрел славу почитаемого аскетического богослова, сумевшего систематизировать учения древних, где излагаются каноны монашеского общежития. Преподобный жил в странах христианского Востока и Запада, что помогло ему сблизить мировоззрения двух частей одной религии. Он отличался праведностью в поведении и стремлением развить идею монашества.

Важно! Сегодня имя Иоанна Кассиана прославлено, ему выделяют церковные богослужения, а его сочинения имеют большой вес в среде священства.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«…Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как завладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив их наперед от страха Божия, Божией памяти и духовного поучения, они потом смело нападают на них, как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых, и, наконец, устрояют себе в них жилище…»

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Ум наш по природе своей не может оставаться праздным — От нас зависит исправить качество помыслов — Троякая причина помыслов — «Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть» — Образ совершенного ума (властвующего над своими помыслами) — Преодоление помыслов возможно только с помощью Божьей — Непрестанное памятование о Боге — «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» — Дух может входить в общение с духом, и сокровенно влиять на него, внушая, что ему желательно — Различие в темных духах — Бесы не имеют власти вредить всякому человеку — У каждого — Ангел светлый и темный — О бесноватых

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (350-435): « Ум наш по природе своей не может оставаться праздным ; почему неизбежно ему, если не имеет в себе наперед предусмотрительно заготовленных предметов, над которыми упражнял бы он свои движения, и которыми бы постоянно занимался, – по своей подвижности убегать туда и сюда, и повсюду летать, пока долговременным упражнением и постоянным навыком, – что вы называете напрасным трудом, – из опыта узнает, какие надлежит ему заготовить в своей памяти материалы, чтоб около их вращаться в своих неутомимых полетах, и чрез неотступное пребывание в сем труде стяжать силу отражать противоположные им внушения врага, которыми развлекаем был прежде, и таким образом непоколебимо пребывать в том состоянии (невозмутимости и внутреннего покоя), которого желает.

Итак, не следует нам непостоянство безпорядочного блуждания помыслов приписывать человеческой природе, или Богу – Творцу ее. Ибо истинно слово Писания, что Бог сотворил человека правым, а сии (люди) взыскали помыслов многих (Еккл.7, 30). Следовательно качество помыслов от нас зависит . И Псалмопевец говорит: блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем положи (Пс.83, 6). Видите, что в нашей состоит власти полагать в сердцах своих или восхождения, т.е. до Бога достигающие помышления, или нисхождения, т.е. помыслы, ниспадающие долу, к вещам земным и плотским . Если бы помыслы не в нашей состояли власти, то Господь не упрекнул бы Фарисеев: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (Мф.9, 4)? И чрез Пророков не повелевал бы: удалите худые помыслы ваши от очей Моих (Ис.1, 16), – и: доколе будут медлить в тебе порочные мысли твои (Иер.4, 14)».

От нас зависит исправить качество помыслов

То правда, что многие суетные помыслы даже против воли нашей тревожат нас и почти без нашего ведения обольщают нас, входя в нас так неприметно и хитро, что мы но только не можем воспрепятствовать их входу, но и с великим трудом узреваем их; но принимать их, или отвергать, возможно всякому, кто при помощи Божией употребит на то свое старание и усилие. Как возникновение их не зависит от нас, так отвержение или приятие их состоит в нашей воле. Впрочем, и в самом приражении помыслов не все надобно приписывать набегу помыслов, или тем духам, которые стараются всеять их: но от нас зависит исправить качество помыслов , и сделать, чтоб в сердцах наших возникали духовные-святые помыслы вместо плотских — земных , если не всегда, то наибольшею частью. Когда кто разумно и тщательно поучается в Св. Писании, упражняется в псалмах и пении, пребывает в посте и бдении, непрестанно памятует о будущем, – о Царстве небесном, о геенне огненной, – и обо всех делах Божиих; тогда худые помыслы уменьшаются и появляются реже. Когда же кто напротив занимается мирскими заботами и плотскими делами, и вдается в суетные и праздные беседы, тогда худые помыслы умножаются в нас.

Деятельность ума нашего хорошо сравнивается с мельничным жерновом , который от стремительного течения воды быстро вертится кругом. Он никак не может перестать вертеться, движим будучи водою; но во власти приставника состоит, пшеницу ли молоть, или жито, или куколь растирать. Так и ум наш в течении настоящей жизни, будучи непрестанно приводим в движение устремляющимися на него отовсюду потоками впечатлений, не может быть праздным от волнения помыслов; но какие из них принимать или усвоять себе, это зависит от нашей воли и усмотрения. Если мы , как сказано, постоянно будем заниматься поучением в Св. Писании, память наполнять духовными предметами, питать желание совершенства и надежду на получение будущего блаженства; то от этого будут возникать духовные помыслы, и ум наш держать в непрестанном помышлении о тех предметах, в которые мы углублялись . Если же, по безпечности и нерадению будем заниматься предметами страстей и праздными беседами, или вдаваться в мирские попечения и суетные заботы; то по роду их будут потом рождаться и помыслы, как плевелы, и давать сердцу нашему работу зловредную, по изречению Господа Спасителя: где будет сокровище дел ваших и вашего внимания, там необходимо пребудет и сердце ваше (Мф.6, 21).

Троякая причина помыслов

Ведать подобает, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от дьявола и от нас. От Бога , – когда Он удостаивает нас посетить просвещением Св. Духа, возбуждая в нас или рвение к высшему преуспеянию, или сокрушение о малоуспешности и поблажках лености и безпечности; или когда открывает нам небесные тайны, и намерения наши обращает к лучшим делам. …От дьявола происходят помыслы, когда он покушается преткнуть нас, возбуждая чрез них страстное услаждение, или с лукавейшею хитростью представляет зло под видом добра, преобразуясь пред нами в ангела светла (2 Кор.11, 14). …От нас самих рождаются помыслы, когда естественно воспоминаем, что видели, слышали, или делали.

Эту троякую причину помыслов надлежит нам всегда иметь во внимании, чтоб по ним не обсуждать возникающие в сердце нашем помыслы и соответственно тому относиться к ним. В сем отношении нам надобно подражать искусным монетчикам (менялам), – которые умеют верно узнавать, – золото ли, и чистое ли золото в монете, или медь, похожая блеском на золото, – царское ли на ней изображение, и если царское, законно ли оно представлено, – имеет ли также монета и законный вес. Все подобное духовно должны мы делать относительно помыслов. Во-первых, обсудить, – истинно ли то, что вошло в сердца наши, или нет.


«Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть»

Например, если предложено какое либо учение, надобно рассмотреть, очищено ли оно Божественным огнем Святого Духа , или принадлежит к Иудейскому суеверию, или исходит от надменной философии мирской и носит только личину благочестия. Поступив так, мы исполним Апостольское наставление: не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть (1 Ин.4, 1); и будем безопасны от уклонения от истины. А которые не заботились исполнять это предостережение, те подвергались бедственному отпадению от веры. Сладкоречивые обольстители сначала привлекли их к себе некоторыми благочестивыми чувствами и умствованиями, согласными с св. Верою, как бы блестками золота; а потом научили и противным вере мудрованиям , которых они, обманувшись первою благовидностью, не подумали подвергнуть обсуждению, и, приняв, таким образом, медную ложную монету за золотую, впали в еретические заблуждения.

Во-вторых, надобно нам заботливо выяснять, не слышится ли нами ложное толкование Св. Писания, которое, подделываясь под чистое золото верного понимания Божественных словес, покушается видимостью сего драгоценного металла обмануть нас – принять его с смесью меди ложно придаваемого им смысла. Так сатана покушался искусить Самого Христа Спасителя. Так и всех нас искушает он, уже не безуспешно, как Господа нашего.

В-третьих, – всячески надобно всматриваться, как бы враг, извращая драгоценные изречения Св. Писания лукавым толкованием, не успел склонить нас сделать им не правое приложение и употребление , обманно прикрывая сие преданием, будто бы от старцев исходящим, как бы незаконно прилагая царскую печать к фальшивой монете. Это успевает он сделать, когда прельщает к неумеренному и непосильному нам труду, к чрезмерным бдениям, безпорядочным молитвам, к несообразному чтенью, и, маня добром, приводит к душевредному концу; или когда советует делать не нужные посещения, чтоб, изгнав из уединилища, лишить блаженного безмолвия; или когда внушает взять на себя попечение о благочестивых безпомощных женщинах, чтоб опутать гибельными заботами; или когда подстрекает желать священного чина, под предлогом назидания многих, отвлекая чрез то от смиренного нашего звания. Все такие внушения, прикрытые покровом милосердия, благочестия и высшего преуспеяния, вводят в обман неопытных. С виду они похожи на монеты истинного Царя; но они отчеканены не настоящими монетчиками духовными, – не православными опытными Отцами, а коварством бесов искованы на вред и пагубу. К ним совершенно приложимо изречение Приточника: суть путие мнящиися прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово (Притч. 16, 25).

Последнее (4-е) наблюдение опытного монетчика, относящееся к исследованию веса тяжести, в духовном нашем делании будет исполняемо нами, если когда помысел внушает нам что-либо сделать, мы, положив то на весы совести, со всею строгостью будем исследовать, имеет ли оно настоящий вес, – тяжело ли страхом Божиим , все ли в нем есть – по его смыслу и значению, не делает ли его легким показность и новизна, не уменьшило бы потом его веса тщеславие и не расхитила бы людская слава. Взвесив все это и определив свидетельствами Апостолов и Пророков, мы должны потом или принимать то, как согласное с ними, или со всею строгостью отвергать, как им противное и для нас пагубное.

Образ совершенного ума (властвующего над своими помыслами)

Так непрестанно должно нам осматривать все тайники нашего сердца, и с зоркой наблюдательностью замечать следы входящих, чтоб не прокрался туда же и какой-либо мысленный зверь, или сам лев и дракон, и, тайком напечатлев там пагубные следы свои, не проложил и другим пути для входа в изгибы сердца нашего, при нашем невнимании к помыслам. Возделывая таким образом ежечасно и ежеминутно землю сердца нашего Евангельским ораломт.е. непрестанным памятованием о кресте Господа, мы удобно возможем разорить логовища пагубных зверей, и норы ядовитых змей, – и выгнать их из себя.

Образ совершенного ума (властвующего над своими помыслами) прекрасно представляется в лице Евангельского Сотника . В сказании о нем, нравственная сила, – дающая возможность не всякими приходящими помышлениями увлекаться, но по своему рассуждению добрые принимать, а противные тому без всякого затруднения прогонять, – описана в следующих словах его, если их понимать иносказательно: ибо и я человек подвластный, но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет, и другому – приди, и приходит, и слуге моему: сделай то, и делает (Мф.8, 9). Если бы и мы мужественно сражаясь против беспорядочных внутренних движений и страстей, взяли силу подчинять их своей власти и своему рассуждению, воюющие в нашей плоти похоти погашать, беспорядочную толпу помыслов наших держать под игом власти разума, и спасительным знаменем креста Господня прогонять от пределов сердца нашего скопища злейших вражеских сил, то за такие торжества и победы были бы мы возведены в чин сотника в духовном его значении. А таким образом и мы, поднявшись на высоту такого достоинства, будем иметь такую же, как и тот, повелительную власть и силу, при коей не будем уже, какими не хотим, помыслами увлекаемы, но в тех, которыми духовно услаждаемся, получим возможность пребывать и к ним прилепляться, властно повелевая злым наущениям: отойдите, – и отойдут, а добрые помышления приглашая: придите, и придут, рабе же нашей – плоти – что потребно для целомудрия и воздержания, прикажем, и она без всякого прекословия исполнит то, не возбуждая уже противных духу вожделений порочных, но всякую ему изъявляя покорность.

Преодоление помыслов возможно только с помощью Божьей

Но как сего достигнуть? Это придет само собою, когда так преискренне соединимся с Богом, что Он будет действовать в нас . В этом удостоверяет Апостол, когда говорит: оружия воинства нашего не плотская, но сильна Богом, на разорение твердем, помышления низлагающе (2 Кор.10, 4). Чтобы мы ни предпринимали с целью преодоления помыслов, не будет действенно, пока не станет чрез то действовать Сам Бог по соединении с нами. Тогда же и наши немощные средства станут сильны и всепобедительны, – разорят твердыни вражеские и всякие помышления поразят и изгонят. И исполнится в нас слово пророческое: немощный да глаголет: яко могу аз (силен я), и кроткий да будет храбр (Иоиль 3, 10-11), – и то, что говорит о себе св. Павел: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор.12, 10). Ибо тогда сила Божия будет совершаться в нашей немощи . Итак всем желанием сердца да устремимся к соединению с Господом, пока и в нас совершится, что испытал блаж. Давид: прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя (Пс.62, 9), – и каждый из нас вместе с ним начнет петь: мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс.72, 28). Конечно это требует постоянного усилия и труда; но без этого ни в каком деле успеха не бывает. Тем же паче нельзя его ожидать в таком важном деле. Никакая добродетель не достигает совершенства без труда, – и до умирения помыслов никому нельзя достигнуть без крайнего преутруждения сердечного. Сюда прямо относится слово Господа: Царствие Божие с усилием вземлется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11, 12). Чтобы духу нашему придти в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова (Еф.4, 13), – и стать един дух с Господом (1 Кор.6, 17), необходимо ему с большим напряжением всегда бодрствовать и с непрерывным рвением потеть над этим. Достигши же сего он может уже с Апостолом торжественно взывать: вся могу о Укрепляющем мя (Фил.4, 13).

Непрестанное памятование о Боге

Почему все внимание наше должно быть всегда устремлено на то одно, – чтоб живо возвращать к памятованию о Боге помыслы от их блуждания и круговращения

Дух наш, если, утвердив в себе любительную память Божию, как некий неподвижный центр, не будет потом, из нее исходя, и с нею обходя в каждый момент все свои делания и труды, ею как пробою, определять качество помыслов и начинаний, чтоб одни принимать, а другие отвергать, и ею же, как верным циркулем, давать направление всему делаемому; то никак не построит, как следует, того духовного здания, коего архитектор есть Павел (1 Кор.3, 10), и не сообщит ему красоты того дома, какой, желая устроить Господу в сердце своем, блаженный Давид взывал: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс.25, 8), но не смысленно возведет в сердце своем дом некрасивый, Духа Святого недостойный и всегда готовый разрушиться, долженствуя не славу за то получить от чаемого, но не удостаившего зайти в такое жилище посетителя (т.е. Духа Святого), а плачевно быть подавленным под развалинами своего построения.

«Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире»

Чрез помыслы преимущественно действуют на нас темные силы , и конечно нам легче было бы управляться с ними, если бы нас непрестанно и не в малом количестве не окружали эти недоброжелательные нам враги , – но этого нечего ужасаться. Враги сии точно постоянно наветуют нам, но они только посевают и возбуждают злое в нас, а не принуждают к нему . Если бы им дана была власть не внушать только худое, но и насильственно влечь к нему, то какое бы ни захотели они возжечь в сердцах наших греховное желание, ни один человек не смог бы избежать греха по нему. Но видим, что как им дано позволение подстрекать нас, так и нам дарованы и сила отревать такие подстрекания, и свобода соглашаться на них. Чего же бояться? – Впрочем, если кто боится их насилия и нападков, тому мы, с противной стороны, предлагаем Божий покров и Божию помощь, которая могущественнее тех, как говорится: болий есть Иже в вас, нежели Иже в мире (1 Ин.4, 4), – Коего заступление с несравненно большею силою поборает по нас, нежели с какой восстает против нас вражеская сторона. Ибо Бог не только внушает добрые дела, но и покровительствует им и до конца доводит их; так что иногда без нашей воли и нашего ведома привлекает нас ко спасению . Итак решено, – что никто не может быть прельщен дьяволом, кроме того, кто сам восхочет дать ему своей воли согласие . Что Екклезиаст ясно выразил такими словами: яко несть пререкания бывающего творящим лукавое вскоре: сего ради уверися сердце сынов человеческих в них, еже сотворити лукавое (Еккл.8, 11). Очевидно посему, что всякий согрешает потому, что когда нападают на него худые помыслы, он не дает им тотчас отпора противоречием. Ибо сказано: противтесь дьяволу и бежит от вас (Иак.4, 7).

Дух может входить в общение с духом, и сокровенно влиять на него, внушая, что ему желательно

У иного может родиться недоумение, как эти злые духи входят в общение с душой , – не чувствительно разговаривают с нею, всевают в нее, что ни захотят, видят ее помышления и движения и пользуются ими к ее вреду. – Но в этом нет ничего дивного. Дух может входить в общение с духом, и сокровенно влиять на него, внушая, что ему желательно . Ибо между ними, как и между людьми, есть некое подобие и сродство по природе. Но чтоб они взаимно друг в друга входили и друг другом овладевали, это совершенно невозможно. Это может быть истиннейше приписываемо только Божеству.

Но как же духи нечистые знают наши мысли? – Они не прямо их в душе читают, а познают из обнаружения их во внешних чувственных признаках, т.е. из наших слов и действий. Но они никак не могут проникнуть в те мысли, которые еще не вышли из внутрь души. Даже и то, приняты ли, и как приняты внушаемые ими самыми мысли, узнают они не из самой души, и не по внутреннейшим, в ней вследствие того сокровенно происходящим движениям, а по обнаружениям того во вне души. Так, например, если, всеяв помысел чревоугодия, видят, что монах стал посматривать в окно и на солнце, или осведомляться, который час, то узнают из того, что им воспринято чревоугодливое похотение. И не удивительно, что воздушные силы так узнают сие и подобное сему, когда видим, что и людям умным тоже удается по глазам, лицу и другим внешним признакам узнавать состояние внутреннего человека. Тем конечно вернее могут узнавать это те, которые, как духи, без сомнения гораздо тоньше и проницательнее людей.

Различие в темных духах

Знать надлежит, что не все демоны все страсти возжигают в людях, но о каждой страсти прилежат известные духи; ибо одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотями, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные – тщеславием и гордостью, – и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какой сам особенно услаждается; но не все вместе возбуждают свои страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого.

И то ведать должно, что не все они в одинаковой мере злы и одинаково сильны . На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи , а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие, – и таким образом постепенно все более и более сильную брань должен бывает выдерживать воин Христов, по мере собственного его преуспеяния и умножения духовных его сил. И никто из Святых никак не мог бы выдержать злость таких и стольких врагов, или устоять против их наветов и свирепой ярости, если бы при нашем ратоборстве не был всегда присущ нам милостивейший заступник и подвигоположник Христос, не уравнивал силы борющихся, не отражал и не обуздывал беспорядочные набеги врагов, и не творил со искушением и избытия, яко возмощи нам понести (1 Кор.10, 13).

Бесы не имеют власти вредить всякому человеку

Что бесы не имеют власти вредить всякому человеку , это яснейшим образом доказывает пример блаженного Иова, которого враг не смел искушать больше, нежели сколько попущено ему было волею Божией, – свидетельствует об этом также и исповедание злых духов, внесенное в Евангельские сказания: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф.8, 31). Тем более надобно верить, что они не могут по своему произволу войти ни в какого человека, созданного по образу Божию, когда без дозволения Божия не имели они власти войти даже в нечистых и бессловесных животных. Да если бы дана им была власть искушать и озлоблять всякого человека по своему произволу, то никто, не говорю, из юных иноков, но и из мужей совершенных не мог бы ужиться в пустыне, будучи окружен таким полчищем и таких злых врагов.

У каждого — Ангел светлый и темный

Писание свидетельствует, что при каждом из нас неотлучно присущи два Ангела, – добрый и злой. О добрых Спаситель говорит: блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небесного (Мф.18, 10), – и блаж. Давид: ополчится Ангел Господень окрест боящихся его и избавит их (Пс.33, 8); свидетельствует о них и то, что в книге Деяний говорится о Петре: Ангел его есть . Об обоих Ангелах пространно говорится в книге: Пастырь. – Если рассудим и о том, кто испрашивал себе доступа к блаж. Иову, то ясно уразумеем, что это был тот, кто всегда ему наветовал, но никогда не мог склонить его к греху, почему и просил у Господа власти над ним, – исповедуя, что дотоле был побеждаем не добродетелью его, а заступлением Господа, всегда ограждавшим его Своим покровом. И об Иуде говорится также: и дьявол да станет одесную его (Пс.108, 6).

О бесноватых

Сказанному пред сим нисколько не противоречит то, что бывает с бесноватыми, когда они, одержимые духами нечистыми, говорят и делают, чего не хотят, и вынуждены бывают произносить слова, которых не понимают. Известно, что не все одинаковым образом подвергаются при этом влиянию духов. Некоторые так бывают ими овладеваемы, что нисколько не сознают, что делают или говорят, а другие сознают и после воспоминают . То и другое бывает от привтечения нечистого духа, – не так однако, чтоб он проникал самую субстанцию души, и, как бы слившись с нею и ею некако облекшись, произносил слова и речи устами страждущего. Никак этого делать они не могут. Это бывает так, что дух нечистый заседая в тех членах, чрез которые душа действует, и налагая на них невыносимую тяготу, страшным омрачением закрывает разуметельные чувства души и пресекает их деятельность (чрез такое подавление органов сей деятельности). Что, как видим, иногда приключается и от вина, также от лихорадки, от чрезмерного холода, и других болезней, привходящих со вне. Чтоб и блаженному Иову не замыслил это же причинить дьявол, получивший власть над его плотью, Господь особым повелением запретил ему это, говоря: вот я предаю его в твои руки, только душу его сбереги (Иов.2, 6), т.е. только не делай его безумным, расстроив седалище души, сделав нашествие на его рассудок и повредив орган разума, посредством которого ему (Иову) необходимо противиться тебе.

Впрочем, хотя дух таким образом некако срастворяется с этим грубым и твердым веществом, т.е. с плотью, – что может быть очень удобно; из этого однако не следует, что он и с душой, которая есть также дух, может соединяться так, чтоб и ее, подобно телу, делать вместилищем своего существа. Это возможно для единой Троицы, Которая всякое разумное существо не объемлет только, но и проникает. Один Бог весь есть везде, и во всем, так что видит и все помышления наши, и все движения внутренние, и все сокровенности душевные. Нет твари сокровенной от Него; но все обнажено и открыто пред очами Его (Евр.4, 13), – И Он праведно испытует сердца и утробы (Пс.7, 10)…

Известно также, что нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как завладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив их наперед от страха Божия, Божией памяти и духовного поучения, они потом смело нападают на них, как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых , и, наконец, устрояют себе в них жилище , как в предоставленном им владении. – Впрочем и то верно, что тягчае этих и чрезмернее бывают ими мучимы те, которые, не будучи одержимы ими телесно, пагубнейше бывают обладаемы ими в душе, – и именно те, которые опутались их страстями и похотями; ибо, по слову Апостола, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет.2, 19).

Добротолюбие, том 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: