Презентация на тему "общество в социальной философии". Презентация на тему: Социальная философия

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные понятия и предмет философии Основы философии

учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира Философия (phileo и sofia)

Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек - природа Человек - мир Ч Е Л О В Е К ОБЩЕСТВО ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 10 Ф И Л О С О Ф И Я 1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру 3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Философия С В Я З И

Структура философского знания: Онтология (ontos и logos)-учение о бытии. Гносеология (gnosis и logos)-учение о познании. Философская антропология (antropos и logos) -учение о человеке. Этика – философская теория морали и нравственности. Логика – учение о последовательном, непротиворечивом и доказательном мышлении. Аксиология – учение о ценностях. Эстетика – учение о прекрасном, его законах и нормах др.

Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции культуры оценка всех видов человеческой практики и принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. 11

это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Мировоззрение -

Тип ы мировоззрения Мифологи ческое Религ иозное Философ ское формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа

Основной вопрос философии Онтологическая сторона основного вопроса Гносеологическая сторона основного вопроса Что первично: материя или сознание? Познаваем ли мир? 1. Первичная материя – материализм («линия Демокрита ») 2. Первично сознание – идеализм («линия Платона») 3. Материя и сознание являются равными и независимыми основами бытия – деизм. 1. Мир познаваем А) Эмпиризм (Ф.Бэкон) – «нет ничего в мыслях (разуме), чего до этого не было бы в чувствах и опыте» Б) Рационализм – (от лат. rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. 2. Мир непознаваем А) Агностицизм (И. Кант) – существуют загадки и противоречия, которые не будут разгаданы человечеством никогда (например, существует ли Бог) Б) Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ? (ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

Философия Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни Обучить принципам « мудрой жизни » (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.) Укрепить внутренний духовный « стержень » и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности (никогда не сдаваться). Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее Научить познанию будущего Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил

Домашнее задание Объясните, к ак Вы понимаете выражение – "найти философский камень"? Откуда пришло это выражение? "Философия…одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют" (Р.Декарт). Что такое "философствование"? В чем смысл этого понятия?


Раздел философии, занимающийся изучением общества, называется социальной философией. Раздел философии, занимающийся изучением общества, называется социальной философией. Эта философская дисциплина тесно связана с наукой социологией, но намного древнее её Эта философская дисциплина тесно связана с наукой социологией, но намного древнее её Социальная философия изучает общество умозрительно в качестве некоей целостности. В основной социальная философия изучает вопросы, связанные с сущностью общества и закономерностями его развития, не сосредотачивая внимания на частных вопросах общественной жизни. Социальная философия изучает общество умозрительно в качестве некоей целостности. В основной социальная философия изучает вопросы, связанные с сущностью общества и закономерностями его развития, не сосредотачивая внимания на частных вопросах общественной жизни.


Самым главным вопросом социальной философии является проблема определения общества. Самым главным вопросом социальной философии является проблема определения общества. Общество понимается в социальной философии крайне широко как совокупность всех форм совместной деятельности людей. Это определение общества охватывает всю историю человечества, начиная с выделения людей из животного мира. Общество понимается в социальной философии крайне широко как совокупность всех форм совместной деятельности людей. Это определение общества охватывает всю историю человечества, начиная с выделения людей из животного мира. Общество является особой сферой реальности, высшим, самым сложным уровнем бытия, следующим за биологической реальностью. Общество является особой сферой реальности, высшим, самым сложным уровнем бытия, следующим за биологической реальностью. Совершенством общественной реальности обусловлена сложность изучения общества. Совершенством общественной реальности обусловлена сложность изучения общества. Каждый человек вписан в общество и не может безразлично, нейтрально относиться к происходящим в обществе процессам. Каждый человек вписан в общество и не может безразлично, нейтрально относиться к происходящим в обществе процессам.природаОБЩЕСТВО


С общественной реальностью по этическим соображениям нельзя проводить экспериментирование. С общественной реальностью по этическим соображениям нельзя проводить экспериментирование. При изучении социальной реальности намного труднее делать обоснованные предсказания, поскольку детерминация социальных процессов, связанных с субъективной сферой, менее определённа, чем в мире природы. При изучении социальной реальности намного труднее делать обоснованные предсказания, поскольку детерминация социальных процессов, связанных с субъективной сферой, менее определённа, чем в мире природы. В социуме сам факт предсказания может кардинально изменить ход процессов (например, предсказание финансового кризиса может вызвать или предотвратить этот кризис в реальности). В социуме сам факт предсказания может кардинально изменить ход процессов (например, предсказание финансового кризиса может вызвать или предотвратить этот кризис в реальности).


Все предшествующие социальному уровни бытия объединяются термином «природа». Все предшествующие социальному уровни бытия объединяются термином «природа». Природа является основой для возникновения и функционирования общества. Именно из сферы природы человек берёт материал для преобразования в процессе своей деятельности. Общество не может существовать без природной основы. Природа является основой для возникновения и функционирования общества. Именно из сферы природы человек берёт материал для преобразования в процессе своей деятельности. Общество не может существовать без природной основы. Однако натиск общества на природу и её неразумное и чрезмерное использование для нужд человека и общества порождает экологические проблемы, принявшие в наше время глобальный характер. Однако натиск общества на природу и её неразумное и чрезмерное использование для нужд человека и общества порождает экологические проблемы, принявшие в наше время глобальный характер.


Общество представляет соединение объективных и субъективных моментов. Общество представляет соединение объективных и субъективных моментов. Объективными (независящими от сознания человека) являются природно- географические условия функционирования общества, а также уровень развития производительных сил. Объективными (независящими от сознания человека) являются природно- географические условия функционирования общества, а также уровень развития производительных сил. К субъективным факторам относятся мысли, желания, стремления, чаяния людей. К субъективным факторам относятся мысли, желания, стремления, чаяния людей. Понять общество можно только учитывая обе данных разновидности факторов. Не случайно русские мыслители- народники так отстаивали роль субъективного фактора в жизни общества и настаивали на субъективном методе изучения общества. Понять общество можно только учитывая обе данных разновидности факторов. Не случайно русские мыслители- народники так отстаивали роль субъективного фактора в жизни общества и настаивали на субъективном методе изучения общества.


Общество как сложную систему принято подразделять на 4 подсистемы (сферы): экономическую, политическую, социальную, духовную. Это подразделение было введено американским социологом Т. Парсонсом. Общество как сложную систему принято подразделять на 4 подсистемы (сферы): экономическую, политическую, социальную, духовную. Это подразделение было введено американским социологом Т. Парсонсом. Экономическая сфера отвечает за процессы обеспечения общества всем необходимым и включает в себя процессы производства и обмена (торгово-финансовый сектор). Экономическая сфера отвечает за процессы обеспечения общества всем необходимым и включает в себя процессы производства и обмена (торгово-финансовый сектор). Политическая сфера обеспечивает управление обществом и осуществление властных полномочий. Политическая сфера обеспечивает управление обществом и осуществление властных полномочий. Социальная сфера ответственна за взаимоотношения между различными слоями общества. Социальная сфера ответственна за взаимоотношения между различными слоями общества. Духовная (культурная) сфера занимается духовным производством и продуцированием смыслов и значений. Все сферы жизни общества взаимосвязаны между собой, и появившиеся в одной сфере кризисные явления негативно сказываются на процессах в других сферах. Духовная (культурная) сфера занимается духовным производством и продуцированием смыслов и значений. Все сферы жизни общества взаимосвязаны между собой, и появившиеся в одной сфере кризисные явления негативно сказываются на процессах в других сферах. Т. Парсонс.


Процесс развития общества называется историей, поэтому одной из важнейших частей социальной философии является философия истории (историософия). В отличие от истории историософия занимается не изучением конкретных исторических событий, их причин и следствий, а более масштабными вопросами: есть ли у истории смысл? какова цель истории? Какие существуют движущие силы исторического процесса? Является ли история случайным набором событий или ей присуща определённая закономерность? При философском рассмотрении исторического процесса также достаточно чётко проявляются, заложенные в трёх главных направлениях философии: объективном и субъективном идеализме, а также в материализме. Философия истории


Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием». Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием». Вся история есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага. Вся история есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Аврелий Августин


Каждое событие следует рассматривать с финальной точки зрения – конца мира и страшного суда. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Каждое событие следует рассматривать с финальной точки зрения – конца мира и страшного суда. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям. Страшный суд


Нерелигиозным вариантом объективно- идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля. Нерелигиозным вариантом объективно- идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля. В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре. В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего совершенствования. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего совершенствования. Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот), в античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство. Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот), в античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство.


Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этого, исторические деятели выполняют предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этого, исторические деятели выполняют предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены.


Субъективный идеализм о ходе истории Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются признанием того, что история зависит от сознания людей и определяется им. Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются признанием того, что история зависит от сознания людей и определяется им. Одной из форм субъективно- идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей. Одной из форм субъективно- идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей. Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером. Н. К. Михайловский


Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю») утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими и носящий объективный характер закономерностями. Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю») утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими и носящий объективный характер закономерностями. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение. Г. В. Плеханов – критик волюнтаризма


Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Среди историков уже несколько веков бытует шутка: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Среди историков уже несколько веков бытует шутка: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Попытайтесь аргументировано согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Попытайтесь аргументировано согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения. Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения.Клеопатра


Особый интерес представляют историософские размышления Толстого на страницах его романа «Война и мир». Особый интерес представляют историософские размышления Толстого на страницах его романа «Война и мир». Путём создания художественных образов исторических деятелей и отвлечённых рассуждений Толстой подвергает резкой критике распространённые представления о решающей роли выдающихся личностей в развитии исторического процесса. Путём создания художественных образов исторических деятелей и отвлечённых рассуждений Толстой подвергает резкой критике распространённые представления о решающей роли выдающихся личностей в развитии исторического процесса. История детерминирована некими закономерностями, проявляющимися в действиях больших масс людей – народа. И в историософских размышлениях Толстого ярко выражено его подчёркивание преимуществ народа и исторических деятелей, выражающих его волю. История детерминирована некими закономерностями, проявляющимися в действиях больших масс людей – народа. И в историософских размышлениях Толстого ярко выражено его подчёркивание преимуществ народа и исторических деятелей, выражающих его волю. Кадры из фильма «Война и мир».


Л. Н. Толстой был одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории. Он критиковал, в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. В таком случае, иронизирует Толстой, спасителем России должен быть объявлен камердинер, забывший подать французскому императору непромокаемые сапоги. Л. Н. Толстой был одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории. Он критиковал, в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. В таком случае, иронизирует Толстой, спасителем России должен быть объявлен камердинер, забывший подать французскому императору непромокаемые сапоги. По-настоящему великий исторический деятель полагается на ход событий и не стремится изменить естественный порядок событий. В этом суть противопоставления Кутузова и Наполеона как исторических деятелей. В истории господствует строгая необходимость и предопределённость, в истории нет места случайности.


Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук. Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства. Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства.


Материалистическое понимание истории Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей. Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества.


Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье. Шарль Монтескье.


Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей. Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей. Общественное бытие будет всегда предшествовать общественному сознанию. Общественное бытие будет всегда предшествовать общественному сознанию. К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (к ним относятся сам человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом. К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (к ним относятся сам человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом.


На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис. На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис. К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, что в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки на новые, соответствующие новому уровню производительных сил. К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, что в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки на новые, соответствующие новому уровню производительных сил. Тип общества, основывающийся на определённых производственных отношениях, называется Марксом формацией. Выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией. Тип общества, основывающийся на определённых производственных отношениях, называется Марксом формацией. Выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией.

отметить, и прямо противоположная философская установка, основывающаяся на учете угрозы развитию человечества на Земле из-за роста народонаселения и в то же время преследующая гуманные цели: сохранение жизни (даже воскрешение из мертвых) и переселение части населения Земли на другие планеты космоса (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский). Экономический детерминизм – одно из крупнейших направлений в социальной философии, утверждающее экономический фактор в качестве главного фактора развития общества. Он возник еще до К. Маркса, хотя некоторые специалисты склонны однозначно соотносить экономический детерминизм с марксизмом. Одним из крупных его представителей был английский экономист Р. Джонс (1790-1855). С его точки зрения, основой всякого общества является способ производства и распределения общественного богатства. Изменения этого способа производства, по его мнению, определяют так или иначе все другие изменения в обществе. Он писал, что изменения в экономической организации общества сопровождаются крупными политическими, социальными, моральными и интеллектуальными изменениями, затрагивающими те обильные или скудные средства, при помощи которых осуществляются задачи хозяйства. Эти изменения неизбежно оказывают решительное влияние на различные политические и социальные основы соответствующих народов, и влияния эти распространяются на интеллектуальный характер, обычаи, манеры, нравы и счастье народов. Экономический фактор является, по Р. Джонсу, ведущим, главным фактором развития общества. Экономический детерминизм К. Маркса опирался на признание производственных отношений как лежащих в основании смены всех форм общественного устройства. Вслед за изменением производительных сил, по К. Марксу, рано или поздно меняются производственные отношения, которые должны прийти в соответствие с характером производительных сил. Производственные отношения детерминируют всю надстройку, состоящую из системы взглядов и теорий (политических, правовых и др.) и аналогичных учреждений. Антагонистические противоречия в классическом капитализме пронизывают как способ производства, так и отношения между ним и надстройкой. Движущей силой, разрешающей (или преодолевающей) это противоречие, является классовая борьба рабочего класса с буржуазией и революция угнетенных против угнетателей. Классовую борьбу К. Маркс называл "локомотивом истории". Проблему соотношения таких движущих факторов истории, как народные массы и личность, К. Маркс решал, исходя из положения в системе производства эксплуатируемых и эксплуататоров: на первый план выдвигались "рабочие массы", которые считались главной движущей силой общества. В связи с этим утверждалось, что идеология тоже становится "материальной движущей силой" (правда, лишь постольку, поскольку "овладевает" массой). Цели, провозглашаемые К. Марксом, особенно в первый период его научной деятельности, были по существу своему гуманными. Но теоретический анализ проблемы отчуждения привел его к необходимости исследования частной собственности, а углубленное ее (политэкономическое) исследование - к выводу о том, что экспроприаторов надо экспроприировать. Политэкономия сомкнулась с политикой. Итак, у К. Маркса - ряд факторов или движущих сил общественного развития, но основным пунктом его теоретических построений оказывалось представление о производственных, экономическо-политических отношениях.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Презентацию на тему "Социальная философия. Общество" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 37 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Лекция «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ» (часть 1).

Слайд 2

Рассматриваемые вопросы:

1.Понятие общества. 2.Общество и его структура. 3.Специфика социальной реальности. 4.Состав социальной реальности. 5.Гражданское общество и государство. 6.Развитие общества.

Слайд 5

1.Понятие общества

В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. Общество - это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности («феодальное общество»). Или круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество»). Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо цели («общество филателистов»). Та или иная среда людей, компания («попасть в дурную компанию»).

Слайд 6

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Общество - не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Социальная реальность (Эмиль Дюркгейм) отличается от природной реальности и несводима к последней. Но она столь же «реальна», как и природа, хотя и имеет свою специфику. Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощённой в человеческих индивидах. Ведь человек, с его биологической и психической организацией, может существовать только в условиях общественной жизни.

Слайд 7

ОБЪЁМЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО»

Во-первых, под обществом могут пониматься разные по своим масштабам социальные организмы: Отдельное общество, имеющее место на некоторой территории в течение определённого исторического времени (древнегреческое общество, современное российское общество и т.п.). Региональное объединение нескольких отдельных обществ (социокультурный мир). Например, западноевропейское общество, мусульманский мир. Человеческое общество – множество всех отдельных обществ, рассматриваемое как единое исторически развивающееся целое.

Слайд 8

СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО»

Во-вторых, понятие «общество» обретает разный смысл в зависимости от уровня абстракции, на котором рассматривается общество: На первом уровне понятие общества отражает конкретный исторически образовавшийся социальный организм – отдельное общество, социокультурный мир, человеческое общество как целое. На более высоком уровне абстракции это понятие означает определённый тип общества: первобытное общество, индустриальное общество и т.п.

Слайд 9

«ОБЩЕСТВО ВООБЩЕ»

Наконец, на высшем уровне имеется в виду «общество вообще». Оно строится путём абстрагирования от специфических особенностей, которыми различные социальные организмы отличаются друг от друга, и фиксируют лишь такие черты и признаки, которые присущи любым типам общества. Иначе говоря, в этом понятии отражаются свойства социальной реальности вообще.

Слайд 10

2.Структура (устройство) общества.

К подсистемам или социальным структурам общества относят различного рода социальные общности, группы, организации, - такие, как семья, этнос, нация, классы и др. Здесь внимание привлекают вопросы, касающиеся их природы, их взаимосвязи, их социальных функций, их места и роли в развитии общества, эти вопросы будут рассмотрены позже.

Слайд 11

ТРИ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:

во-первых, производительную, утилитарную деятельность, связанную с удовлетворением жизненных потребностей; во-вторых, организационную, управленческую деятельность, призванную обеспечить согласованность коллективных действий, общественный порядок; в-третьих, информационную деятельность, состоящую в накоплении, сохранении и трансляции знаний, ценностей и норм поведения.

Слайд 12

3.Специфика социальной реальности

Социальная жизнь - это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надиндивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Социальная реальность складывается из явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами. Это особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они содержат в себе какую-то исходящую от людей духовность, которой нет в физических, химических, биологических фактах.

Слайд 13

4.Состав социальной реальности

Выделим некоторые важнейшие компоненты социальной реальности. Сами люди, их объединения, отношения, действия – это главная составляющая социальной реальности, созидающая её сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. И это «двухслойное» - материальное и духовное – содержание социальной реальности в человеческом мире.

Слайд 14

Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке. Общаясь с помощью языка, люди приписывают звукам устной речи (или буквам письменной речи) смыслы, которыми они физически – как колебания воздуха (или какие-то закорючки) – сами по себе не обладают.

Слайд 15

АРТЕФАКТЫ

Мир материальных артефактов. Артефактами (от лат. арте – искусственный и фактуз – сделанный) в широком смысле слова называют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путём. К артефактам относятся сделанные руками людей вещи, рождённые в их головах мысли, найденные ими средства и способы действий, формы совместной жизни и пр.

Слайд 16

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

вовлечённые в сферу социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл – ценность, пользу и т.д. – также и в естественно возникших её явлениях. Так, например, нефть, не имевшая когда-то никакого отношения к социальной реальности, вошла в неё и превратилась в общественное богатство страны.

Слайд 17

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют и общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э.Дюркгейм назвал их «коллективными представлениями». Они существуют в головах людей, но не зависят от личной природы индивидов.

Слайд 18

5. Гражданское общество и государство.

Особое место среди всех социальных организаций занимает государство. Конфуций уподоблял государство большой семье и считал, что опорой государственной власти служит нравственность, любовь и уважение младших к старшим. Против этого выступала школа фацзя («законников»), которая утверждала, что государственная политика несовместима с моралью и власть должна строиться не на нравственных принципах и совести, а на законе и страхе наказания.

Слайд 19

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

1. Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления (парламент, правительство, министерства и т.д.) и принуждения («силовые» органы: армия, полиция др.). 2. Система правовых норм, юридических законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе, юридические законы устанавливаются государством и реализуются благодаря его силе).

Слайд 20

3. Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе, государство объединяет своей властью и защищает всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени). 4. Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, а также организаций и людей, находящихся на государственном обеспечении (в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения), и для осуществления функций, которые государство должно выполнять.

Слайд 21

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

1. Охрана правопорядка – обеспечение соблюдения законности всеми лицами государства, борьба с правонарушениями, охрана прав и свобод граждан. 2. Экономическая – регулирование хозяйственной жизни страны через систему налогообложения, регулирования цен, поддержку приоритетных отраслей экономики и т.д.

Слайд 22

3. Социальная – защита нетрудоспособного и малоимущего населения, создание условий для развития здравоохранения, образования, общественного транспорта и т.д. 4. Культурная – обеспечение деятельности учреждений науки, искусства, религии, средств массовой информации и т.д. В современных условиях всё большее значение приобретает 5. экологическая функция государства.

Слайд 23

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

1. Оборона страны или военная экспансия в отношении других стран. 2. Внешнеполитическая деятельность – проведение интересов государства в международных отношениях с другими государствами. 3. Внешнеэкономическая деятельность – торгово-промышленные и финансовые контакты с другими государствами. Среди внешних функций в современном мире важное место занимает 4. международное сотрудничество в сфере социально-гуманитарного, культурного, технического, научного взаимодействия и обмена.

Слайд 24

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Ныне государства обычно различают по формам правления, государственного устройства и политического режима. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: власть передаётся по наследству; власть принадлежит властителю (монарху) бессрочно. Различаются монархии неограниченные и ограниченные. Признаки республики: выборность власти; выборность на определённый срок. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Особой формой считают диктатуру.

Слайд 25

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА:

1.Полновластие народа, то есть единственным источником власти в стране является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 2.Верховенство права во всех сферах жизни и наличие эффективных форм контроля за реализацией законов. 3.Незыблемость прав и свобод личности, её правовая защищённость, взаимная ответственность граждан и государства друг перед другом.

Слайд 26

4.Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 5.Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. 6.Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти.

Слайд 27

Слайд 28

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Одним из феноменов современной демократии является гражданское общество. Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Становление его концепции относится ко второй половине 18 – началу 19 веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость чёткого различия между государством и гражданским обществом, отдавали приоритет государству (особенно Гегель).

Слайд 29

ПРИОРИТЕТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Напротив, в философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теориях утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Слайд 30

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:

1. Полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей; 2. Защита частных сфер жизни людей; 3. Рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства; 4. Стабилизация общественных отношений и процессов.

Слайд 31

6.Развитие общества

Говоря о развитии общества, зададим себе вопрос: действуют ли в человеческой истории законы, определяющие поведение социальных систем и подсистем - этносов, классов, государств и человечества в целом? Или же исторические явления уникальны и неповторимы, а, следовательно, как писал С. Франк, здесь нет места для закономерности?

Слайд 32

ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Уникальность исторических явлений – несомненный факт. Но она не абсолютна. При всех различиях существует и сходство, их повторяемость, в которой и заключается историческая закономерность. Между событиями истории существуют объективно обусловленные зависимости, которые никакая свобода воли не может изменить. Подобные зависимости – это и есть законы истории.

Слайд 33

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Ныне развёртывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идёт одновременно в двух основных направлениях: 1. становление нового типа общества в наиболее развитых странах; 2. образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).

Слайд 34

«ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»

Новый тип общества который приходит на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество» (Дж.Белл, Дж.Гэльрейт); «сверхиндустриальная цивилизация» (О.Тоффлер); «информационное общество» (М.Маклюэн, Е.Масуда); «технотронное общество»(З.Бжезинский). Постиндустриальное общество – продукт НТР 20-21 веков.

Слайд 35

Литература:

Аристотель. Политика. Соч.6 в 4-х т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.,1993. С.23. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории /Общественные науки и современность. 1999, № 6. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. – М.: Политиздат,1990. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Философия. - СПб.: Издательство ДНК. 2001. Гл. 7. Социальная философия. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову, 28 дек. 1846 г. //Маркс К.Энгельс Ф. Соч., т.27. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997. С.303-304. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

Слайд 36

ЛИТЕРАТУРА:

Ф.А Хайек. Дорога к рабству // Вопросы философии,1990. №10, 11, !2. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. – М.,1992. С.220. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. С.24. Статья «общество». Платон. Государство /Платон. Диалоги. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. С.86-98.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
    • Слайд 1

      Тема 1. Мировоззрение: понятие и проблемы. Общественно-исторический характер мировоззрения Мифогенная и гнесеогенная концепции происхождения философии Многообразие областей философского осмысления действительности Проблема предмета философии. Две стороны основного вопроса философии и его решение Специфика философского знания. Функции философии

      Слайд 2

      Мировоззрение: понятие, структура, уровни

      мировоззрение Теоретический уровень - миропонимание знания Обыденно-практический (житейский) – мироощущение (житейская философия, здравый смысл) верования убеждения Ценности и нормы навыки эзотерия Традиции. обычаи идеалы деятельность оценки

      Слайд 3

      Общественно-исторический характер мировоззрения

      человек мир мировоззрение мифологическое религиозное философское Миф – предание, сказание. Синкретичный взгляд на мир Удвоение мира – естественный, сверхъестественный, главный компонент -вера Любовь к мудрости, проблема взаимоотношения человека и мира Общественно -исторические типы

      Слайд 4

      Проблема происхождения философии

      Философия – не только учение о величайших вопросах, способных волновать человека, она сама – одна из труднейших проблем, которые пытается разрешить Мифогенная концепция происхождения философии Гносеогенная концепция происхождения философии Мифотворчество – как основная предпосылка философии Зачатки научного знания – как предпосылка философии проблема Не объясняет философский рационализм Не объясняет умозрительную метафизику первых философских школ

      Слайд 5

      Специфика философского знания

      мифология Мифология Художественно-образное освоение мира Философия Понятийно-логическая форма мышления и освоения мира Понятия, категории Методы. принципы Теории, системы Главные вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек? (И.Кант) Ответ на них: Не может быть найден экспериментальным путем Имеет ценностную окраску, ориентирован на человеческое присутствие, человеческий интерес и оценку

      Слайд 6

      Многообразие областей философского осмысления мира

      онтология гносеология диалектика методология

      Слайд 7

      Проблема предмета философии

      проблема взаимоотношения человека и мира (в широком смысле) 1. Не локализован в конкретной области действительности 2. Исторически подвижен и конкретен (решение зависит от достигнутого уровня общественно-исторической практики: уровень развития материального и духовного производства, уровень развития научного знания) Для того, чтобы судить о философии надо жить ею и тот кто не может жить философским предметом обязан воздерживаться и от суждений и о самой философии и о ее предмете (Ильин И.А.)

      Слайд 8

      Основной вопрос философии

      бытие сознание дух материя «Я» «НЕ-Я» Основной вопрос философии Онтологический аспект (1-я сторона) Гносеологический аспект (2-я сторона) Что первично? Бытие или сознание Познаваем ли мир? (проблема тождества мышления и бытия)

      Слайд 9

      Решение основного вопроса философии

      Решение 1-ой стороны овф Решение 2-ой стороны овф Что первично: бытие или сознание познаваем ли мир (природа, общество) монизм дуализм Мир познаваем Достоверное познание мира невозможно Материя первична сознание вторично Материя зависит от духовного начала Материальное и духовное начало существуют независимо (Декарт) Агностицизм (Д.Юм.И.Кант) Оптимизм (материалисты, некоторые идеалисты) скептицизм материализм, (Гераклит, Демокрит, Дидро, Маркс) идеализм Субъективный (Беркли,Юм, экзистенциализм,неопозитивизм) Объективный (Платон, Гегель, неотомизм)

      Слайд 10

      Основные философские направления и классические представители

      материализм идеализм субъективный объективный Античность: Платон Средние века: Фома Аквинский Немецкая классическая философия: Гегель Античность: Сократ Новое время: Беркли, Юм, Кант. Фихте

      Слайд 11

      материализм идеализм метафизический диалектический Атомистическое учение Демокрита (античность) (допускает движение атомов в пустоте) Механистический материализм Нового времени: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ламетри, Гольбах (абсолютизация принципов механики) Философия марксизма: К.Маркс (признает возможность изменения, развития общества (природы), и как следствие мышления)

      Слайд 12

      ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

      ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - ЗНАНИЕ О ВСЕОБЩЕМ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИЧЕСКИ-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

    Посмотреть все слайды

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: