Значение слова «послание. Лексикон прописных истин Что такое Послание, что означает и как правильно пишется Понятие послание в литературе

Послание - один из жанров лирического стихотворения. Оно ведет свою историю еще от поэтов Древней Греции и Рима. В русской литературе жанр послания представлен очень широко. Их писали Г. Державин. В. Жуковский, В. Одоевский, А. Пушкин.

Жанр делится на "дружеское" и "высокое послание".

Отличительными особенностями послания является его адресность - связь с определенными историческими или биографическими событиями. Иногда послание имеет и конкретного адресата, к которому обращается автор.

По форме послание - монолог, состоящий из обращения, основной части и заключительного призыва. Поэт обращается к своим друзьям, единомышленникам с призывами к совместной борьбе. Поэтому голос поэта звучит в послании непосредственно, не прикрываясь образом лирического героя.

Русское классицистическое послание складывается на пересечении собственно русской традиции (апостолическое письмо, древнерусское публицистическое послание как духовного, так и светского характера) и традиции европейской. Последняя проникала в Россию тремя путями: через собственно греческие и римские эпистолярные тексты, получившие в XVII-XVIII веке популярность в России; через европейскую поэтическую эпистолу, возникшую в подражание древним и отмеченную чертами европейского классицизма; наконец, через польские трактаты об искусстве и собственно вирши, где специфика европейской эпистолы дополнялась "славянским колоритом" и некоторыми чертами барокко. Общим для всех источников являлось наличие адресата и своеобразие диалога: беседа-спор [Пронин В.А. Теория литературных жанров - М.: Проспект 2009 С.90].

Русское классицистическое послание складывается на пересечении собственно русской традиции (апостолическое письмо, древнерусское публицистическое послание как духовного, так и светского характера) и традиции европейской. Последняя проникала в Россию тремя путями: через собственно греческие и римские эпистолярные тексты, получившие в XVII-XVIII веке популярность в России; через европейскую поэтическую эпистолу, возникшую в подражание древним и отмеченную чертами европейского классицизма; наконец, через польские трактаты об искусстве и собственно вирши, где специфика европейской эпистолы дополнялась "славянским колоритом" и некоторыми чертами барокко. Общим для всех источников являлось наличие адресата и своеобразие диалога: беседа-спор или беседа [Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики -М.: Интер -книга 1995]

В веке девятнадцатом роман в письмах пошел на убыль. Пушкинский замысел эпистолярного романа о судебном процессе над Марией Шонинг и Анной Гарлин остался неосуществленным, сохранилось только начало переписки героинь. Однако эпистолярные фрагменты входят в контекст романов Бальзака, Стендаля, Мюссе, Диккенса. Как правило, в письмах речь идет о поворотных событиях в сюжете, вспомним письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне, письма Германа к Лизе в "Пиковой даме", переписку Алексея с Акулиной в "Барышне-Крестьянке".

В давние времена письмо - важное событие в духовной жизни того, кто его писал и кто его получит. Письмо в идеале обладало искренностью исповеди, и вместе с тем посланию свойственна отстраненность, ибо общение между автором и адресатом не совпадает по времени и в пространстве.

Впрочем, в истории русской литературы есть диковинное явление - "Переписка из двух углов". В предисловии от издательства "Алконост" сказано: "Письма эти, числом двенадцать, писаны летом 1920 года, когда оба друга жили вдвоем в одной комнате в здравнице для работников науки и литературы в Москве" [Зинина Е.А. Жанры лирики: Лирическое стихотворение. Ода. Романс, песня. Послание. Элегия.-М.: Дрофа 2009].

Послание могло быть любовным, дружеским и сатирическим, но жанровая специфика послания - в подразумеваемой диалогической форме с реальным или воображаемым собеседником ("Разговор книгопродавца с поэтом" Пушкина, "Разговор с фининспектором о поэзии" Маяковского, "Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым" Багрицкого).

Перечисленные примеры заставляют обратиться к генезису поэтического послания. Источника жанра два: христианский и языческий - античный. В Новый завет вошло 21 письмо, из которых наиболее авторитетны послания апостола Павла. Авторы других писем - неизвестные или предполагаемые авторы. От посланий апостола Павла к римлянам и коринфянам возникла традиция поиска истины и справедливости, благочестия и любви к ближнему в эпистолах.

С другой стороны, Квинт Гораций Флакк ознаменовал завершение своего творческого пути созданием в гекзаметрах двух книг "Посланий" (в 20 и между 19 и 14 гг. до н. э.). Первая книга включает двадцать посланий философского и сатирического звучания. Вторая книга состоит из трех посланий "К Августу", "К Флору" и "К Писонам". В послании "К Августу", выражавшему желание получить письмецо от самого прославленного поэта, который, как он понимал, обессмертит его имя, речь идет об архаической и современной поэзии. Во втором послании к юному поэту Флору Гораций размышляет о быстротечности времени и роли поэта в сохранении памяти о прошлом. Но особенно значимо послание к знатным братьям Писонам. Оно вошло в историю литературы под названием "Искусство поэзии" ("Ars poetica"). В нем сформулировал Гораций цели и принципы лирической поэзии, оно послужило образцом для многих последующих эстетических манифестов. Один из наиболее часто обсуждаемых вопросов в дружеских посланиях - о цели и назначении искусства. В послании "К Писонам" Гораций рассмотрел всю историю античной поэзии от Гомера до современности.

Уже из посланий Горация ясно, что, несмотря на указания, кому они адресованы, в сущности эти письма без адреса, так как они обращены к любому заинтересованному читателю и могут стать ему известны. В посланиях Горация, а вслед за ним и других поэтов обсуждаются не частные вопросы, а общечеловеческие проблемы. Жанр послания в лирике по-своему уникален, потому что в нем зримо представлено индивидуальное и всеобщее. Неслучайно в лирике распространены стихотворения под названием "Читателю" или "Поэту", а иногда во множественном числе. Автор лирического послания в этих стихах обращается ко всем сразу, иногда предваряя тем самым последующий текст [Артёмова СЮ. Об особенностях жанра лирического послания ("Одиссей Телемаку" И. Бродского) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 2002. С. 129-130].

Поздний римский поэт Авсоний (IV в.) написал цикл стихотворений "Домашние стихи" - о своих предках и внуках. Однако интимность тематики кажущаяся. Большинство стихотворений написаны в жанре посланий. Открывается цикл пространным обращением "К читателю", в котором Авсоний говорит о своей генеалогии. А в итоге подчеркнуто:

Вот я, Авсоний, каков; не будь же высокомерен,

Добрый читатель, приняв эти писанья за труд.

Поэтическое послание XVIII века имеет две модификации: "высокое" гражданское послание и послание дружеское. Обе модификации зарождаются в классицизме. Но если пик популярности гражданского послания приходится на конец XVIII века, то дружеское развивается и становится популярным к 20-м годам XIX века, именно тогда формируется его жанровая специфика, и стихотворения Жуковского, Пушкина, Дельвига, Батюшкова, Вяземского и многих других могут считаться классическими образцами дружеского послания. Высокое и дружеское послания представляют собой две разновидности одной жанровой модели.

В XIX веке возрастает роль автора и "авторского мира". Поэтому вариации жанра послания соотносятся не только с традицией канонического жанра, но и с авторской установкой. В этом случае появляется возможность проследить, как та или иная вариация жанра становится "традиционной" на определенный период и для определенного круга писателей.

лирический послание жанр литература

Что такое "Послание"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Послание ПОСЛАНИЕ. - письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte po?tica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к жене, дочери, друзьям, Августу, - из места своей ссылки у Черного моря („Ex Ponto“ также „Tristia“). В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро. Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю. За ним выделился ряд авторов посланий (Скаррон и др.), но особенно Буало (в конце 17 века), давший двенадцать посланий, написанных под сильным воздействием Горация. В 18 веке прославились послания Вольтера, отличающиеся блеском изящества и остроумия. Он писал их Фридриху II, Екатерине Вел., своим друзьям и врагам, даже вещам (к кораблю) и покойникам (к Буало, к Горацию). Известны были также послания Ж. Б. Руссо, М. Ж. Шенье, Лебрен и других. В 19 веке послания писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго и др. В Англии знамениты четыре послания Попа (начало 18 века), составляющие его «Опыт о человеке», и обработанная им в стихах переписка Абеляра и Элоизы. В Германии послания писали Виланд, Шиллер, Гете, Рюккерт и мн. др. В Италии известны послания Киабреры, введшего эту форму в поэзию, и Фругони (18 в.). В русской литературе 18 века послания были также в ходу, как подражания французским. Их писали Кантемир, Тредьяковский, Петров, Княжнин, Костров, Сумароков, Ломоносов (знаменитое письмо в стихах Шувалову: «О пользе стекла»), Капнист, Фонвизин («К слугам моим»), Державин и мн. др. В первой половине 19 века были также распространены послания. «Мои пенаты» (1812) Батюшкова (к Жуковскому и Вяземскому) вызвали ответ Жуковского: «К Батюшкову», а затем (в 1814 г.) и подражание Пушкина «Городок». Замечательны еще послания Батюшкова: «К Д-ву», «К Н.», «К Жуковскому». Из посланий Жуковского замечательнейшие: к Филалету, к нему же: А. И. Тургеневу, Марии Федоровне («отчет о луне» - два посланья), Вяземскому, Воейкову, Перовскому, Оболенской, Самойловой и др. Во многих из этих посланий Жуковский поднимается на вершины своего творчества. Знамениты многочисленные послания Пушкина: к Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Юсупову (к Вельможе), Козлову, «В Сибирь» декабристам, ряд любовных посланий; еще - «К Овидию». У Лермонтова послания: Хомутовой, «Валерик» и др. У Козлова одни из лучших стихотворений: послания Жуковскому, Хомутовой («Другу весны моей...») и нек. др. Далее послания писали Баратынский, Тютчев (главным образом, из отдела политических стихотворений), А. Толстой (И. Аксакову и ряд юмористических), Майков, Фет, Полонский, Некрасов, Надсон. После Пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи (Вяч. Иванов и нек. др.). Иосиф Эйгес.

Послание - (литерат.) (epitre, Epistel) - литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах.... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Послание - эпистола (греч. epistole) литературный жанр - стихотворное письмо. В европейской поэзии впе... Большая Советская энциклопедия

Послание - ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому-н., письмо. Послание, полное яду. А... Толковый словарь Ушакова

Послание - ср. 1. Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное). // Официальное обращение госуда... Толковый словарь Ефремовой

Послание - ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному ли... Современная энциклопедия

Послание - ПОСЛАНИЕ - поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному л...

ПОСЛАНИЕ ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности ("Наука поэзии" Горация) до середины 19 в. ("Послание Цензору" А.С. Пушкина); позднее лишь единичные стихотворения. Прозаичное послание дидактического содержания - характерный жанр средневековой литературы (Послание отцов церкви).

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПОСЛАНИЕ" в других словарях:

    1. Стихотворное письмо или обращение философско теоретического, дидактическо публицистического, любовного или дружеского характера популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30 х гг. XIX в. Зачинателем его… … Литературная энциклопедия

    ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой. «Я получил твое посланье.» Лермонтов. Любовное послание. 2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому нибудь … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Послание - ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (“Наука поэзии” Горация) до середины 19 в. (“Послание Цензору” А.С. Пушкина);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В церковной литературе письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового … Википедия

    Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, Наука поэзии) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее единичные стихотворения (В. В.… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОСЛАНИЕ, я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какому н. важному государственному, политическому вопросу. П. президента… … Толковый словарь Ожегова

    - (epitre, Epistel) литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1 й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно отфилософских размышлений до сатирических картин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Послание - ПОСЛАНИЕ. письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к… … Словарь литературных терминов

    Послание - ■ Благороднее, чем письмо … Лексикон прописных истин

Книги

  • Послание , Хант А.. Каждому человеку Бог дает шанс получить прощение, но не все готовы принять его. Как используют свой шанс герои "Послания", вы узнаете, прочитав глубокую, полную драматизма историю, которую…

Жанр послание в лирике русских поэтов. Авторы проекта: Шадрина Дарья и Качурова Яна, учащиеся 6 «Д» класса. Учитель: Ворошнина Елена Анатольевна. Январь 2016

Введение.

На уроках литературы мы изучали жанр послание.

Нас заинтересовала эта тема, и мы решили узнать о ней побольше.

Введение.

*Узнать, что такое послание в художественной литературе.

*Выяснить, кто из русских поэтов использовал данный жанр в своих произведениях.

*Проанализировать, используется ли жанр послание в современной литературе.

Цели и задачи.

Жанр послание

*ПОСЛАНИЕ(от греч. Epistole)-литературный жанр в поэзии и публицистике;

стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу(лицам).

*ПОСЛАНИЕ- это текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.

Из истории жанра

Возникло в античной поэзии, у Горация . Квинт Гораций Флакк- древнеримский поэт «Золотого века» римской литературы.

Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо об искусстве поэзии.

«Послание» Гораций Флакк

«Сам не творя, покажу я, в чем дар, в чем долг стихотворца, Что ему средства дает, образует его и питает, Что хорошо, что нет, где верный путь, где неверный»

2) В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро.

Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю.

3)В эпоху романтизма послание из письма конкретному лицу превращается в письмо обобщённому адресату (напр., «Послание цензору» А. С. Пушкина ).

После пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи.

В дальнейшем развитии послания теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений.

«Рассказ о себе»

На весну моей юности безумной

Я был похож на ласточку,

Перелетавшую с места на место:

Юность бесстрашно и беззаботно толкала меня туда Куда меня влекло мое сердце.

«В альбом к Пущину»

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья…

Послание в пушкинскую эпоху:

А) Послания А.С. Пушкина

Б) Послания В.А. Жуковского

В) Послания К.Н. Батюшкова.

А.С.Пушкин

Самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С. Пушкина - дружеское послание. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний –признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание «К Чаадаеву». Поэт посвятил Чаадаеву три послания, четверостишие «К портрету Чаадаеву» и более десятка писем.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - русский поэт, драматург и прозаик.

Отрывок из послания «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой…

В.А.Жуковский

ПОСЛАНИЕ К ПЛЕЩЕЕВУ

В день светлого воскресенья

Ты прав, любезный мой поэт!

Твое послание на русском Геликоне,

При русском мерзлом Аполлоне,

Лишь именем моим бессмертие найдет!

Но, ах! Того себе я в славу не вменяю!

А почему ж? Читай. И прозу и стихи

Я буду за грехи

Марать, марать, марать и много намараю,

Шесть томов, например (а им, изволишь знать

Готовы и титул и даже оглавленье)

Потом устану я марать…

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

К.Н.Батюшков.

О ты, который средь обедов,

Среди веселий и забав

Сберег для дружбы короткий нрав,

Для дел - характер честный дедов!

О ты, который при дворе,

В чаду успехов или счастья,

Найти умел в одном добре

Души прямое сладострастье!...

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) - русский поэт.

Послание «К Тургеневу».

Жанр послание в литературе ХХ века

В современной литературе существуют 6 признаков послания.

Во-первых, возникают послания, где содержанием письма становится разговор о самом письме. Так, например, стихотворение Павла Васильева «Чтоб долго почтальоны не искали…»

Во-вторых, послания к адресату обобщенному (в ХХ веке их количество резко возрастает; это связано с тем, что советская поэзия стремится к большей просвещенности).

В-четвертых, варьируется отправитель. Специфика отправителя обнажается в ролевой лирике, где автор послания скрывается под маской героя. В 40-е годы частотными становятся ролевые послания, как, напр., «Письмо по радио» М.В. Исаковского

В-третьих, наряду с дружескими появляется немалое количество сатирических посланий. Скажем, такая разновидность, как открытое сатирическое письмо (К. Симонова «Открытое письмо» 1943 г.):

В-пятых, варьируется контакт. «Тело письма» в ХХ веке все более осознается как условность. Возникает множество посланий «на смерть», но, в отличие от стихотворений, посвященных памяти адресата, содержат диалог с умершим как с живым. Примером такого послания может служить стихотворение А. Ахматовой «Памяти В.С. Срезневской», заглавие которого не позволяет провести различие между посланием и стихотворением по случаю смерти, но уже первая строка демонстрирует продолжение диалога с адресатом как с живым человеком.

В-шестых, варьируется контекст. В ХХ веке появляются послания, в которых текст, лишенный внешних признаков жанра, воспринимается именно как послание из-за знания читателями затекстовой ситуации. Иногда адресат стихотворения «прочитывается» через знание определенных культурных фактов, указание на которые дается в тексте или в заголовочном комплексе. Так, например, стихотворение Д. Бедного «Любимому» на первый взгляд лишено конкретного указания адресата, его имени нет ни в заглавии, ни в тексте.

Жанр послание в литературе 21века.

В «дружбе» литературы и жанра «послание» в 21 веке практически ничего не изменилось.

Люди также пишут дружеские и лирические послания, но жанр стал использоваться реже.

Примеры современных посланий:

П.Березкин

Hallo,родная моя hallo

Я знаю много значений слов. Не знаю, где ты и с кем. «Hallo,родная моя,hallo», - осталось на языке. Смотри: чтобы это письмо дошло, я марки наклеил две. Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет. Я оказался в том месте, где слова мои - белый шум. Я вижу лица других людей, но писем им не пишу. Я вместо карточки голубой сжимаю жетон в горсти. Мне жаль, что я не уехал с тобой. Прости, родная, прости. С тех пор человеческое тепло - заряженный пистолет. Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет. Летаю Берлин-Петербург-Берлин, не схватишься за крыло. Я здесь, родная моя, один. Hallo,родная,hallo. Здесь оказалось не так светло, во все пределы мело, и, чтобы увидеть свет - «Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет».

А.Невзлюбцкий

Нинка,Нинка

Нинка,Нинка,

Ты замуж собралась, а мне так дико,

Ну чем тебя привлек твой генерал,

Ведь он же старый, чем тебя он взял.

А ты надела на пальцы побрякушки,

И ты смеешься, завидуют подружки,

И в белой шубке ходишь по двору,

Ну как снегурка, возьму да украду.

И мне так душно, жить твоим обманом,

Ты раньше была глупой, а сейчас подавно,

Ну кто тебя тебя услышит там вдали,

Со старым мужем, без денег на мели.

Анкетирование среди учеников школы №79

  • 90% учащихся нашей школы выбрали ответ а)
  • 88% учащихся знают поэтов, писавших в этом жанре
  • 50% учащихся не считают послание актуальным в наше время
  • 46% учащихся считают жанр актуальным.

Таким образом, послания ХХ века демонстрируют вариацию признаков классической модели жанра. Видимо, с этим связана вариативность заглавий: «Послание друзьям», «Письмо любимой Молчанова, брошенной им», «Ответ поэту», «Разговор с матерью». Послание, сохраняя жанровую доминанту и варьируя признаки, выявляет изменение статуса коммуникации в культуре ХХ века: катастрофическая нехватка общения обуславливает диалог в его маргинальных вариантах – с умершими, условными или фиктивными адресатами.

2) Жанр послание в нашей современной литературе не угас, но его стали использовать гораздо реже.

Спасибо за внимание!!!

Послание, эпистола это литературный жанр: стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появляется у Горация (например, послание к Пизонам «Наука поэзии»), продолжает существовать в латинской новоязычной поэзии Средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма 17-18 веков (Н.Буало, Вольтер, А.Поуп, А.П.Сумароков). В эпоху романтизма послание теряет жанровые признаки (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, «Послание цензору», 1822, А.С.Пушкина), а к середине 19 века перестает существовать как жанр. Формальный признак послания - наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевания и пр. Содержание по традиции (от Горация) - преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между посланием и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков послания стиралась, поэтому многие послания близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (Поуп), лирическим стихам неопределенного жанра («Во глубине сибирских руд», 1827, А.С.Пушкина).

Послания в Древней Руси

В Древней Руси послания это один из жанров публицистики , получивший особое распространение в творчестве писателей-полемистов 15-17 веков. От собственно художественного жанра публицистическое послание отличается наличием непосредственной связи его содержания с конкретными, как правило, синхронными времени написания фактами, проблемами и явлениями действительности; существованием конкретного адресата и определенной установки. Генетически это явление в древнерусской литературе связано с посланием апостолов (Новый Завет), «отцов церкви» и византийской публицистикой. В средневековой Европе жанр также был достаточно распространен: в публичной богословской полемике широко применялась межмонастырская переписка. На Руси, где форма открытой публичной дискуссии не была развита, полемическое ораторство осуществлялось посредством послания и писем, рассчитанных на копирование и распространение. Примеры публицистических посланий - переписка Ивана IV Грозного с князем А.М.Курбским; послание старца Филофея; Иосифа Волоцкого и его оппонента Вассиана Патрикеева; Фёдора Карпова (16 век), протопопа Аввакума (17 век).

Слово эпистола произошло от греческого epistole.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: