Понятие речевой деятельности речь. Деятельность человека и её основные формы Преобразовательная направленность

1. И деятельности человека, и поведению животных свойствен признак:

а\ присваивающий характер
деятельности;

Б\ целенаправленная преобразовательная
деятельность;

В\ создание орудий труда.

2. С социальной сущностью человека связана потребность в:

а\ познании законов природы; б\ получении пищи;

Культура в широком смысле слова?

1) все, что создано
человечеством в сфере
искусства
2) набор знаний, верований и
поведений человека
3) уровень воспитанности
определенного человека
4) вся преобразовательная
деятельность человека и ее
результаты

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей

жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой

это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке

новое сопротивление природы. Видимо,
в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь

оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

(По материалам интернет-издания)

1)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2)Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте? 3)С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества? 4)Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры
в преодолении этих барьеров. 5)Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора. 6)Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора. 7)Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.)

ПОМОГИТЕ!!!

1. Гуманизм - это:

А) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;

Б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;

В) сентиментальность;

Г) особый вид деятельности.

2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:

А) нравственность;

Б) культура;

В) общечеловеческие ценности;

Г) общественное сознание.

3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:

А) философия;

Б) мировоззрение;

В) наука;

Г) социология.

4. В наиболее полном виде мораль - это:

А) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

Б) наука о правилах хорошего тона;

В) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

Г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:

А) искусства;

Б) науки;

В) морали;

Г) права.

6. К морали в отличие от права относятся:

А) любой закон;

Б) Конституция государства;

В) устав общественной организации;

Г) определенные принципы, нормы поведения.

7. Мораль в отличие от права:

А) опирается исключительно на поддержку общества;

Б) содержит нормы поведения людей;

В) возникает на основе исторического опыта людей;

Г) находится в развитии.

8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?

А) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

Б) сделать вид, что тебя это не касается;

В) выразить соболезнование тому, кого обидели;

Г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?

А) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;

Б) сделать вид, что ничего не произошло;

В) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;

Г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).

10. Критерии духовности человека:

А) активная жизненная позиция;

Б) обладание высшим образованием;

В) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.

11. Мировоззрение в жизни человека - это:

А) ориентир для его деятельности;

Б) укрепление его жизненного опыта;

В) связь с религией и наукой.

12. Уровень развития духовной культуры измеряется:

А) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;

Б) качеством духовной продукции;

В) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;

Г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

13. Мировоззрение человека зависит от:

А) исторических условий;

Б) жизненного опыта;

В) от уровня образования;

Г) внутренней культуры.

14. Моральные качества человека:

А) заложены от рождения;

Б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;

В) формируются обществом целенаправленно.

15. Культура в широком смысле - это:

А) все виды преобразовательной деятельности;

Б) все, что связано с искусством;

В) производство духовных ценностей;

Г) образованность человека.

16. К продуктам материальной культуры не относятся:

А) небоскреб;

Б) музыка;

В) автомобиль;

Г) телевизор.

17. К духовным ценностям относится:

А) микроскоп;

Б) компьютер;

В) научное открытие;

Г) видеокассеты.

18. Верно ли суждение?

А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.

Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.

А) верно только А;

Б) верно только Б;

В) верно А и Б;

Г) оба неверны.

19. Накопление культурных ценностей по вертикали связано:

А) с появлением новых произведений искусства;

Б) углублением знаний о культуре;

В) передачей культурных ценностей от поколения к поколению;

Г) реставрацией памятников культуры.

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, форма общения, опосредованная языком.*

Речь выполняет ряд функций:
- обозначения – каждое слово, предложение имеют определенное содержание;
- сообщения – передача сведений, знаний, опыта;
- выражения – интонационное построение, ударение, использование сравнений, обнаружение чувств, потребностей, отношений;
- воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.

Функции речи по-разному проявляются в различных ее видах.

Для психологии представляет интерес место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Психологи рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней речевых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь).**

Выделяют следующие виды речевой деятельности : внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя речь-это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. Внутреннюю речь подразделяют на три основных типа: внутреннее проговаривание (лишена фонации-произнесения звуков, типична для решения мыслительных задач), собственно речь внутренняя (выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи), внутреннее программирование (формирование и закрепление в речевого высказывания).

Устная речь – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.***

Устная речь бывает диалогической и монологической .

Диалогическая речь-это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные и контекстуальные диалоги - непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом.

Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Письменная речь отличается от устной речи не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.* Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, поэтому ее развитию требуется уделять особое внимание в процессе обучения в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или большими отрывками, восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Виды речи можно представить в виде схемы:

Общая характеристика речевого развития младших школьников

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния. С помощью речи дети изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга. Чем активнее учащиеся совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарный запас, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры. Как отмечает Р.С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения».* Расширяются сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми , особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником получения знаний. «Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь»,- пишет в своих трудах Л. Зеньковский.** Процесс обучения способствует формированию произвольной развернутой речи, учит ее планировать. На уроках учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопросы, составлять рассказ по определенному плану, не повторяться, говорить грамотно, связно пересказывать большой по объему материал. Рассказы, выводы, формулировка правил строится как монолог. «В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью».***

Ребенок школьного возраста употребляет слово точнее по его значению, чем ребенок младшего возраста, все лучше систематизируются семантические знания. Взрослея, ребенок все лучше может объяснить значение слова. Вначале ребенок характеризует слово, обозначающее предмет, по его функциям или внешнему виду, позже – характеризует более абстрактно, употребляя синонимы, разделяет предметы по категориям.

Дети младшего школьного возраста в среднем употребляют около 5000 новых слов. Слова, усваиваемые детьми, делятся на две группы.

Первая - это активный запас, в нее входят слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно использует в своей речи. Вторая - пассивный запас - включает слова, которые ребенок понимает,но не включает в свою речь. «Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что…новое предлагаемое слово пополнит активный словесный запас детей только в том случае , если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать слухом и сознанием возможно чаще»**** «Каждое новое слово, выученное ребенком, кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни слова связаны с другими, его словарь быстро увеличивается».*****

Письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. К 8 годам в устной речи ребенок имеет примерно 2500слов, а в письменной-1600 слов. Но по данным исследования М.Д. Цвиянович уже к 3-му классу в письменной речи учащихся становится выше процент существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений и союзов, засоряющих устную речь. В речи присутствуют простые распространенные предложения (71%). * -

Письменные работы короче, в них меньше слов-повторений, не так часты однообразные соединительные союзы. Следовательно, уже к 3-4-му классу письменная речь учащихся в некотором смысле превосходит устную, приобретая форму книжной, литературной речи. К 12 годам количество слов устной речи составляет 2400, а письменной – уже 2700слов.

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом, грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования разных психологов, А.Ф. Обухова сделала вывод о том, что у младшего школьника постепенно «повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание… К концу начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции».* Автор пишет, что при обучении анализу состава слова , подбирая однокоренные слова, изменяя смысл слова путем подстановки различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.

Психолог А.А. Люблинская считает, что «развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т.е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности».** Однако осмысленное чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками.

П.П.Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про себя, т.е. интериоризация чтения, в результате которого выделяют несколько форм речевого поведения детей:


  • развернутый шепот - отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости;

  • редуцированный шепот- проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных;

  • беззвучное шевеление губ - действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса;

  • невокализированное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз;

  • чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых.
Психолог И.Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. «От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно- логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат».***

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

* - А.Ф.Обухова Детская психология. Москва, 1995г., с.257

Особенности связной речи учащихся

Связная речь -раздел, который всегда выделяется как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества. В методике наименование «связная речь» употребляется в трех значениях:


  • это процесс, деятельность говорящего, пишущего;

  • продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

  • название раздела работы по развитию речи.
Уже « в первые три года жизни…ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов».* Интенсивное развитие речи в дошкольном возрасте объясняется унаследованными речевыми способностями, повышенной пластичностью коры, благодаря чему ребенок уже с первого года усваивает такой сложный механизм, каким является язык (речь). Именно поэтому лучше всего использовать, как считают многие психологи, для работы по развитию речи языковые способности ребенка до 10 лет. Что же представляет собой связная речь детей, как они овладевают умением создавать текст, строить речевое произведение?

*- М. Кольцова Ребенок учится говорить. Москва, 1973г., с.5

Рассмотрим связную речь учащихся с точки зрения присущих ей характеристик.

Функции речи.

Вначале речь ребенка выступает в двух социальных функциях – как средство установления контакт а с людьми и как средство познавания мира. Затем в 3-7 лет возникает и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности. В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых.

Формы речи .

Ребенок овладевает вначале устной речью. До трех лет его устная речь ситуативная. Но наряду с этой речью постепенно появляется контекстная речь. Однако контекстная устная речь детей даже 6-7 лет развита меньше. Письменной речью ученики овладевают в школе, при этом не только устная речь является опорой для становления письменной, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка.

Функционально-стилевые типы речи .

К 6-7 годам ребенок в основном овладевает разговорным стилем. В школе ученики осваивают книжный стиль письменной речи, его публицистическую, официально-деловую разновидность, больше всего научный стиль изложения, что связано с характером ведущей деятельности учащихся - усвоением ими основных наук. Виды речи (диалог и монолог). Сначала ребенок пользуется диалогической речью. Затем (уже в 2-3 года) появляются элементы монологической речи. Одновременно развивается и диалог: в нем появляются элементы оценки , мотивации, указание на то, что и как делать, чтобы согласовать действие (например, во время игры). В школе диалог и монолог получают дальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основных наук.

Типы текстов, композиционные формы.

Уже в 3-4 года ребенок пытается рассказать о том, что с ним произошло, что он делал, чем занимался. В его повествованиях встречаются элементы описания (например, игрушки) и рассуждения (например мотивировка того, почему нужно поступить так, а не иначе). Ребенок пытается пересказывать тексты повествовательного характера (сказки, рассказы, фильмы). Многие дети сочиняют и рассказывают различные истории. Это говорит о наличии определенного замысла высказывания, о стремлении его реализовать. В начальной школе ученики овладевают таким типом текста, как повествование (устное и письменное) с элементами описания. Изменение в общем развитии школьников, в их способности наблюдать , сравнивать, обобщать отражаются на содержательной стороне высказываний, на том, что и как пишут и говорят дети. Вместе с тем, очевидно, что без целенаправленной специальной работы многие ученики не только не овладевают отдельными композиционными формами высказываний (например, заметка в стенгазету, доклад и т.д.), но и такими умениями, как умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение его планировать.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы о развитии связной речи детей:

1. В дошкольном возрасте связная речь в своем развитии идет от диалога к монологу, от ситуативной к конкретной речи, к использованию ее не только в функции общения и познания, но и в функции планирования, координации деятельности;

2. В процессе обучения в школе связная речь детей получает дальнейшее развитие: она используется ими в процессе обучения как средство приобретения, сохранения и передачи знаний. Как средство самовыражения и воздействия;

3. Ученики овладевают письменной формой литературного языка.

Развитие связной речи проявляется в овладении школьниками различными типами и формами высказываний, а также формирует у детей коммуникативно-речевые умения : -


  • понимать тему текста и определять ее границы; -

  • отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью; -

  • прогнозировать содержание текста по его названию, а также

  • озаглавливать текст в соответствии с содержанием; -

  • делить текст на логически законченные части; -

  • выделять главную мысль и составлять план текста; - выделять ключевые слова, словосочетания и предложения; -

  • пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка; -

  • распознавать значения незнакомых слов.
Одним из направлений развития связной речи учащихся является работа, проводимая учителем на уроках русского языка, для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной формах, пользуясь нужными языковыми средствами, в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Теперь остановимся на некоторых формах работы по развитию речи учащихся. Одна из таких форм – работа над словом . Наш язык – это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словами или сочетаниями слов. Люди «выражают свои мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка».* Вот почему словарная работа занимает важное место в общей системе работы по развитию речи . Выделяется следующий минимум признаков, характерных для слова :

1. наличие одного словесного ударения;

2. фонетическая выраженность;

3. отнесенность к определенной части речи и грамматическая оформленность;

4. непроницаемость, то есть невозможность произвольных вставок и изменений внутри слова;

5. наличие значения.

*- Р.А. Будагор Человек и его язык. Москва, 1974г., с.6

В начальной школе «слово» изучается со всех сторон, но хочется особо остановиться на работе над его лексическим значением . «Общеизвестно, что слово является не только названием предмета или предметов, но и выражением значения, а иногда и целой системы значений».* Лексическое значение является частью содержательной стороны слова. Известно, что слово - самостоятельный компонент лексической системы языка, но оно и также является членом системных словарных объединений: синонимических рядов, рядов антонимов, тематических и лексико-семантических групп.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Этот вид деятельности может преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторые философы, не только "переделку" природы под себя, но и "Жизнепоток природы - это движение для человека гармоник всего сущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать". При преобразовании общества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом на самого себя, на его "Я", с целью физического или духовного совершенствования. "Саморазвитие человека связано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности". Один и тот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект.

Основными типами преобразовательной деятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность, имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества, взятого в целом.

Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь в воображении (словами К. Маркса, "практически-духовная").

Преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказывается разным.

Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможности своего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления.

Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой.

ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Еще более ста лет тому назад Ф. Энгельс писал: "Теперь уже не нужно проповедовать как нечто новое, что количество движения (так называемая энергия) не изменяется, когда она из кинетической энергии (так называемой механической силы) превращается в электричество, теплоту, потенциальную энер­гию и т.д., и обратно; мысль эта служит добытой раз и навсегда основой гораздо более содержательного отныне исследования самого процесса превращения, того великого основного про­цесса, в понимании которого находит свое обобщение все по­знание природы" .

В этом рассуждении сделано гениальное философское обобщение эволюционного процесса преобразования природы и живущего в нем общества людей.

Физический, химический, биологический, судебный, пси­хологический, педагогический, политический, управленческий и т.д. - все это разновидности великого всеобъемлющего эво­люционного процесса преобразования вещества, материалов, энергии и информации.

Вещество, энергия и информация претерпевают измене­ния вследствие взаимодействия внутри процесса и преобразу­ются в новую форму, чтобы вступить в последующий процесс преобразования. Нет ничего в мире вне этого процесса. Даже время и пространство не существуют без процессов взаимодей­ствия.

Схематично это положение можно представить в сле­дующем виде:

Энергия в процессах преобразуется из одного вида в дру­гой, и общая сумма энергии до и после преобразования сохра­няется.

Информация порождается процессами преобразования вещества и энергии, свидетельствует о формах и количестве преобразований и накапливается в соответствующих формах на носителях.

В отличие от вещества и энергии информация не только сохраняется количественно, но и имеет тенденцию к накопле­нию. Тенденция накопления информации есть всеобщий прин­цип эволюционного развития.

Процесс преобразования может быть эволюционным или революционным, определяться естественным путем или по­средством целенаправленной деятельности человека.

Рассмотрим структуру процесса преобразовательной дея­тельности.

Процесс (лат. processus - происхождение, продвижение) - последовательная смена состояния, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий изменения или развития, представляющих непрерывное единое движение.

Процесс преобразовательной деятельности включает в се­бя следующие структурные компоненты: потребность, мотива­ция, цель, организация, технологические операции и переходы, результат и его оценка.

Рассмотрим каждый из этих компонентов.

Потребность в преобразовательной деятельности - это психологическое состояние индивида, создаваемой испыты­ваемой им нуждой в предметах, необходимых для его сущест­вования и развития, и выступающее источником его активно­сти . Потребность людей как функция их преобразовательной деятельности является следствием развития производства. С помощью орудий труда человек изменяет объекты, приспособ­ляя их к собственным потребностям. Тем самым потребности людей получают возможность к развитию. Потребности чело­века могут быть материальными и духовными. Они во многом обусловлены уровнем его воспитанности, поэтому воспитание потребностей является одной из центральных задач формиро­вания личности.

У человека должны быть сформированы разумные по­требности в преобразовательной деятельности, которая бы не наносила вреда естественной природе, обществу и самому че­ловеку. В этом смысле поучителен пример с намерением неко­торых бывших руководителей нашей страны изменить естест­венное течение некоторых рек, повернуть их вспять, что приве­ло бы к непредсказуемым отрицательным последствиям.

Потребности человека обнаруживаются и проявляются в мотивах и целях деятельности.

Мотив (от лат. moveze - приводить в движение, толкать) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением по­требностей человека . Мотивом может быть материальный или идеальный предмет деятельности, ради которого они осущест­вляются. Мотивы определяют выбор направленности преобра­зовательной деятельности и активизируют ее.

Развитие мотивов происходит через изменение и расши­рение круга деятельности, преобразующей предметную дейст­вительность. Изучение мотивационно-смысловой сферы со­ставляет центральную проблему психологии личности.

Есть разные полходы к классификации мотивов деятель­ности. Можно выделить социальные, личностно значимые и корыстные мотивы преобразовательной деятельности человека.

Как правило, преобразовательная деятельность человека определяется и стимулируется не одним, а системой мотивов, выстроенных в определенной последовательности. Эта система мотивов называется мотивацией деятельности.

Преобразовательная деятельность направлена на дости­жение определенной цели , под которой понимается образ пред­восхищаемого результата Основой формирования цели у чело­века является его предметно-материальная, трудовая деятель­ность, направленная на преобразование окружающего мира. Любая преобразовательная деятельность человека имеет кон­кретную цель. Приведем некоторые примеры.

Вид преобразовательной деятельности

Цель

Обучение и воспитание подрастающего поколения
Формирование всесторонне развитой личности
Научная деятельность
Открытие законов развития природы, общества и человека
Выращивание сельскохозяйственных культур
Получение высокой урожайности
Художественная деятель­ность
Создание высокохудожественных произведений искусства
Производство товаров потребления
Создание качественных товаров, пользующихся спросом у населения
Предпринимательская деятельность
Получение прибыли

Следующим структурным компонентом процесса преоб­разовательной деятельности является организация этой дея­тельности, которая включает в себя планирование, подготовку необходимой документации, кадров, производственно- технической базы, заготовку сырья, поиск рынков сбыта про­дукции и т.п.

Приведем некоторые примеры организации преобразова­тельной деятельности. Так, учителя составляют планы подго­товки и проведения уроков и внеурочных мероприятий, ученые разрабатывают планы проведения исследовательской работы. Для нормальной организации производства составляется опре­деленная технологическая документация, перечень которой ус­танавливается государственными стандартами, единой систе­мой технологической документации (ЕСТД).

Основными видами технологической документации яв­ляются маршрутные и операционные карты.

В маршрутных картах отражается технологический про­цесс по всем операциям, приводятся данные об оборудовании, оснастке, применяемым материалам, а также некоторые сведе­ния нормативного характера.

В операционных картах более подробно описывается вы­полнение каждой отдельной операции по переходам. В них указываются также рациональные режимы работы оборудова­ния, применяемые контрольно-измерительные инструменты и приборы.

Сама преобразовательная деятельность осуществляется в виде технологических операций, под которыми понимаются за­конченные части технологического процесса. Технологическая операция осуществляется с помощью различных средств, мето­дов, приемов, действий. Например, урок может включать в себя следующие операции: опрос, объяснение нового материала, за­крепление, домашнее задание. В процессе производства авто­мобиля совершаются такие технологические операции, как разметка, изготовление деталей, сборка, покраска и многие другие.

Операции делятся на переходы, под которыми понимают­ся законченные части операции, выполняемые с помощью од­ного метода, приема, инструмента, средства. Например, при объяснении нового материала учитель может использовать рас­сказ, показ таблиц, демонстрацию кинофильма и т.д. Это и есть технологические переходы.

Схематично технологический процесс можно представить следующим образом:



Каждому изделию присущи особые свойства, характери­зующие его качество. Например, для автомобиля - это ско­рость, расход топлива, грузоподъемность и т.д.; для ткани - плотность, несминаемость, расцветка и т.д. Общими для всех изделий признаками качества являются надежность, долговеч­ность, удобство, красота.

Поэтому обязательной частью технологического процесса является контроль качества продукции. На производстве вво­дится комплексная система контроля качества, которая преду­сматривает входной контроль (проверка соответствия материа­лов и полуфабрикатов установленным технологическим требо­ваниям), проверку технологической надежности оборудования, приспособлений, инструментов и итоговый контроль на выходе готовой продукции на предмет соответствия ее Государствен­ным стандартам.

Таким образом, процесс преобразовательной деятельно­сти схематично можно представить следующим образом:


В процессе преобразовательной деятельности человеку необходимо соблюдать правила техники безопасности. Техника безопасности - это комплекс мероприятий по предохранению работников от различного рода травм и вредных воздействий, связанных с условиями труда. В этих целях принимается систе­ма законодательных мер, разрабатываются подробные правила по охране труда по каждой специальности, обязательные для соблюдения всеми работниками. За соблюдением правил охра­ны труда и техники безопасности устанавливается специальный технический контроль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: