Сила простоты. Тире между подлежащим и сказуемым тире между Сила простоты в жизни человека

Дата урока: 21.10

Предмет: русский язык

Класс: 8 А

Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели урока:

обучающие

    Углубить знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым

    Отработать навык правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым

    Отработать навык правильно выделять грамматическую основу

развивающие

    Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях

    Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас

воспитывающие

    Формировать у обучающихся интерес к предмету

    Прививать любовь к художественному слову

    Совершенствовать навыки общения

Тип урока: урок отработки навыков и умений

Вид урока: урок-практикум

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку

Рапорт дежурного

Орфографическая разминка.

Повторение орфограмм в окончаниях, суффиксы причастий, НЕ, НН –Н, написание слов через дефис.

Небольшой томик в серовато-синем переплёте; ало-сизые облака развеяны свирепым по-зимнему ветром; беседует по-домашнему непринуждённо; строящаяся взлётно-посадочная полоса; надеющиеся на официально-деловой приём; дышащий еле-еле; по-пустому молотящий языком; движущаяся по пустому шоссе машина.

Пишут под диктовку, объясняют орфограммы

Целеполагание

Тогда к чему мы будем стремиться на уроке? Какие цели и задачи себе поставим?

(углубить знания о постановке тире м/у П. и С., научиться правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым)

Новая тема урока

Давайте вспомним правило постановки тире между подлежащим и сказуемым (полные ответы).

Когда тире ставится?

Если П и С выражены Сущ или Числит в им.п .

Если оба главных члена выражены Неопр. формой Гл .

Если один главный член выражен Неопр. формой Гл, а другой - Сущ.

Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ, то тире ставится перед этой частицей.

Если логическое ударение падает на подлежащее.

Когда тире обычно не ставится?

Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами

Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ.

Если при сказуемом есть отрицат. частица Не

НО ПОСМОТРИТЕ

Я – фабрикант, ты – судовладелец.

В этом предложении, ребята, ставится тире потому что есть противопоставление.

Микро вывод: существуют особые случаи постановки тире м/у подлежащим и сказуемым, которые нам сегодня предстоит рассмотреть.

Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик..(Чехов)

Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).

Закрепление темы

Расставит тире между П и С

Простота - есть необходимое условие прекрасного (Л. Толстой)

Тире ставится

Дело художника - рождать радость. (К. Паустовский)

Хороший вкус - это прежде всего чувство меры (К. Паустовский)

Облака как причудливые замки .

Тире не ставится

Глаза будто вишни.

Старость не радость

Жизнь прекрасна и удивительна !

Контроль усвоения темы

Самостоятельная работа

Выполняют задание

Итог урока.

Чему научились?

Что нового узнали?

Теперь я предлагаю объяснить иностранцам когда же ставится тире между П и С.

Синтаксич. разбор : Простота - есть н еобходимое условие прекрасного (Л. Толстой)

Повеств., невоскл, простое, двусост, распр.

ВЫВОД: Те, кто справился с этим заданием 100%, т.е не допустил ни одной ошибки, может считать, что хорошо усвоил тему на данном этапе.

Те, кто выполнил 80% - 7 предложений правильно - внимательнее.

Менее 80% , обратите особое внимание на те предложения, в которых у вас ошибки. Чем выражено П, чем выражено С, повторите правило.

    Карточка №2. Задание: Устно: Перестройте предложения так, чтобы м/у подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены П и С? 3 мин

Проверка: сразу, на ходу - выслушивание получившихся предложений.

Дедушка - мой лучший друг .

С детских лет путешествия - мое любимое увлечение .

Поверхность озера - прозрачное стекло .

Дубровский - мститель за поруганную семейную честь.

(подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – фразеологическим оборотом).

Маяковский - первая скрипка среди футуристов.

    Понимать поэзию было чертовски трудно. (Дополните свою таблицу. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием; знак ставится при наличии паузы. В этом сл. Здесь тире выступает средством выразительности.

Понимать поэзию - чертовски трудно.

ВЫВОД: Теперь вы научились перестраивать предложения, чтобы в них было тире м/у П и С.

    Карточка №3. Работа в парах. Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены П и С.)3 мин самост+ 1,5 мин проверка = 5 мин

    Я - ученик. мест+сущ, не ставим тире

    Глаза - как небо, голубые… сравнит союз, не ставим тире

    нужно тире инф+ сущ

    Пятью пять двадцать пять. нужно тире числ+числ

    Герой этого спектакля – я. Прекрасный человек Иван Иванович. (инверсия, новый случай, дополните им таблицу).

Пример тому - он.

ВЫВОД: При написании различных работ (сочинений, эссе и т.д.) используйте предложения с тире м/у главными членами, они придадут вашим текстам большую выразительность.

Прочтем задание. Выписать ГО из предложения.

    Безумств о храбрых - вот мудрость жизни! (М. Горький) БЕЗУМСТВОМУДРОСТЬ

    Сто тысяч - громадная сумма … (М. Булгаков) СТОТЫСЯЧСУММА

    Бедность не порок . БЕДНОСТЬНЕПОРОК

ВЫВОД: если справились с этим заданием, правильно заполнили бланк ответа, то вы уже на шаг ближе к успешной сдаче ГИА. Если у кого-то не все получилось с первого раза, будьте внимательнее. Мы и в дальнейшем будем вести подготовку к ГИА.

Дополнительное задание (если останется время до звонка). Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.

1 ) Не думая, не целясь, говорить, стрелять. 2) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость. 4) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.

I вариант

1. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу.
2) Устройство выставок, конкурсов – всё это проходило через её руки.
3) В серой воде качались отражения пёстро раскрашенных - зелёных, жёлтых и синих - домов на набережной.
4) Ощущение жизни как непрерывной новизны - вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

2. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Их раздражала жара, пыльный сад санатория, лечебные процедуры - одним словом, всё.
2) На Поганое озеро бабы ходить опасались - около него были какие-то "зеленущие трясины".
3) Солотча - извилистая, неглубокая река.
4) Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна.

II вариант

3. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Плавание всегда приводит к неизвестной цели - к лесному озеру или к лесной реке, несущей чистую воду над хрящеватым дном.
2) Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.
3) От старого времени остался только дряхлый пес - никак не хочет умирать.
4) "Здравствуйте,- писал Вася.- Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать».

4. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника.
2) Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет.
3) Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями.
4) Мещёра - остаток лесного океана.

Задание 1. Распределить предложения в два столбика с тире и без тире, подчеркните грамматическую основу, указать, чем выражены подлежащие и сказуемые.

Дополнительное задание: синтаксический разбор выделенного предложения.

    Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой)

    Глаза будто вишни.

    Дело художника рождать радость. (К. Паустовский)

    Хороший вкус это прежде всего чувство меры (К. Паустовский)

    Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

    Облака как причудливые замки.

    Старость не радость.

    Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание 2. Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены подлежащее и сказуемое (надписать над словом)? Устно

    Дедушка стал моим лучшим другом.

    С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

    Поверхность озера словно прозрачное стекло.

    Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь.

    Маяковский словно первая скрипка среди футуристов.

Задание 3. Работа в парах. Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены подлежащее и сказуемое).

    Я - ученик.

    Глаза - как небо, голубые…

    Хорошо учиться вот наша задача.

    Пятью пять двадцать пять.

    Герой этого спектакля – я. Прекрасный человек Иван Иванович.

Задание 4. Выписать грамматическую основу из предложения. Задание ГИА

    Безумство храбрых - вот мудрость жизни! (М. Горький)

    Сто тысяч - громадная сумма… (М. Булгаков)

    Бедность не порок.

Простота хуже воровства.


Не бойтесь сложности Правды - бойтесь быть заложником Лжи!

М.Богородский


Есть трудности всегда и сложности повсюду.

Г.Александров


Недавно от Людмилы Евгеньевны Улицкой узнал, что в нашем мире книгочеи становятся rara avis - систематически читают книги только 7% землян, из коих только 7% способны одолеть сложные тексты. Иными словами, менее 0,5% людей способны одолеть Данте, Джойса, Элиота, Паунда, Пруста, Фриша или Маркеса.


Указанную цифру можно оспорить, потому что процент читающих разный в разные времена и в разных странах. Даже в США, где находится четверть (!) всех издательств мира (более 120 тысяч) и где в 2010 г. было издано 1.033.065 наименований книг (то есть на порядок больше, чем в России (92 тысячи наименований в 2014 году), и где книги продаются 2-3 миллиардами экземпляров, чтением охвачено лишь две трети населения.


Опрос, проведенный в России в августе 2012 года, показал, что 44% респондентов книг в принципе не читают и не прочли ни одной книги за год. Это почти вдвое больше, чем в США, где по данным того же источника (http://www.iarex.ru/interviews/37606.html), число не прочитавших в год ни одной книги - 23%.


Впрочем, здесь важно не то, сколько американцы или русские издают или читают (среднестатистический американец ежегодно читает 9-10 книг), - но то, ЧТО они читают. Хотя разные страты общества здесь и там читают разные книги, нет сомнений в том, что даже в самых читающих странах - Индии, Таиланде или Китае - «серьезную» литературу способно прочесть и понять незначительное количество интеллектуалов.


Я обратил внимание на связь между количеством таких читателей и уровнем интеллекта: доля людей, уделяющих много времени тренировкам ума и имеющим IQ на уровне 160 и более единиц (Общество тройной девятки и верхушка Общества Менса), - тоже около 0,5% (http://www.proza.ru/2012/12/07/586).


Если столь малое количество людей способно понять и освоить плоды высшей человеческой деятельности, то что же говорить о понимании мира божественного или постижении мироустройства?..


Эта информация прямой дорогой привела меня к размышлениям над проблемой сложности или простоты - уже не литературы, а самого бытия.


Леонардо да Винчи высказал гениальную мысль о нетривиальной связи сложности и простоты: «Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения». Да, это правда, что подкупающая простота часто создается неимоверным трудом, но ведь это никак не значит, что чем сложнее путь, тем проще дойти до цели…


Мнение да Винчи рождает лавину вопросов: Правда ли, что всё гениальное просто? Что простота - это понятная или понятая сложность? Или что сложнее всего постигается простота? Что простота дается сложным выбором лучшего из сложного? Что простота - основа мудрости? Что простота - дочь ума и благородства? Что с простотой дружит гармоничность, с упрощенностью - ущербность? Что, выбирая между простым и сложным, настоящий ум всегда предпочтет простоту? Что мире прост, пока человек его сам не запутает? Правильно ли, что теоретики ценят красоту теории и что сложность теории - первый признак ошибочности? Что ложь сложна, а истина проста? Что простота есть необходимое условие прекрасного? Эквивалентна ли простота красоте или совершенству? Наконец, правда ли, что простая и приемлемая ложь полезнее сложной и непонятной истины?


В философии принцип простоты получил наименование «Бритвы Оккама». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости». Блез Паскаль комментировал это следующим образом: «Надо по возможности сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного». А Альберт Эйнштейн уточнил: «Всё должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще».


В современной науке под бритвой Оккама обычно понимают общий принцип, согласно которому если существует несколько версий природы явления, то следует считать верным самое простое из объяснений. Иными словами, не надо вводить новые законы для объяснения нового явления, если это явление можно исчерпывающе объяснить старыми законами. На языке теории информации принцип бритвы Оккама гласит, что самым точным сообщением является сообщение минимальной длины.


Я бы отнес «Бритву Оккама» к классической науке, потому что, скажем, квантовая механика или теория струн - это не только новые научные парадигмы, но абсолютно новые языки, к тому же весьма непростые, отвечающие новым максимам: «За гениальной простотой всегда скрывается непростая сложность» и «мир, как яйцо - также хрупок, кажется простым, но сложен до безумия».


Недаром говорят: за внешней простотой ищи подвох или что наука - скорее непроходимый лес, нежели липовая аллея. Или что простыми решениями устлана дорога в ад…


Я убежден в том, что простыми вещи бывают только на первый взгляд. Мир сложен. Поэтому любовь к сложностям есть любовь к этому миру. Чем сложнее путь, тем меньше недостойных попутчиков. Чем проще смотришь на жизнь, тем быстрее жизнь тебя относит к простейшим.


Простота гениальна у гениев, а не у простаков. Простота восхищает, но быстро наскучивает. Если существует более сложный способ делать что-либо, кто-нибудь непременно его откроет. А кого Вы лично предпочитаете - простаков или мудрецов? Даже самый простой человек все еще остается существом необычайно сложным. А просто ли стать мудрым, талантливым, счастливым, любимым?


В книге «Непризнанные гении» я выяснил, что главная причина отверженности провозвестников - недоступность плодов гениальности для современников. Необходимы огромные времена для осознания прорыва, который они совершили.


Вот почему Альфред Уайтхед, британский математик, логик и философ, вместе с Бертраном Расселом написавший фундаментальный труд «Principia Mathematica», провозглашал: «Ищи простоты и не верь ей». Не случайно Г.Александров говорил, что в жизни всё как в математике: немалые сложности возникают при поиске больших простых чисел.


Простота, примитивность, однозначность - это нечувствительность-безразличие к бесконечности-многообразию-глубине природы и жизни.


Когда говорят, что гениальность простоты - в ее бесконечной символичности, то имеют в виду, что сложность - это не замысловатые хитросплетения, а полифоничность, символичность, многомерность и многомирность.


Простота зиждется на простодушных, доверчивых, чрезмерно наивных людях. Невежество нутром тянется к простоте и ценит примитивное, потому что сложное, виртуозное, многомерное ему просто недоступно. Ведь всё простое легко, а всё трудное сложно. Путь к избранному и утонченному лежит через высокое и изысканное.


К тому же, по словам Е.Ермоловой, большое знание не вываливают где попало. Потому невежество создает общественное мнение. И транслировать его - значит, быть популярным. Не потому ли тупое так энергично продвигается?


Сейчас многие заговорили о кризисе науки. Кризис этот связан не с тем, что наука приблизилась к своему концу, но с тем, что она явно забуксовала пред сложностью мироустройства. Наука как бы начала «мельчать» - ей остро не хватает Суперэйнштейнов.


Для иллюстрации сказанного приведу наглядный прикладной пример из той области науки, которой занимаюсь сам. На протяжении тысячелетий люди пользовались, в основном металлами чистотой 90-95%, затем для приготовления сплавов потребовались более чистые металлы - чистотой до 99,9-99,99%. Для изготовления полупроводников и электронной оптики потребовались вещества чистотой 99,9999-99,99999%, которые получают сложными, комплексными технологиями. Ныне возникают задачи получения еще более чистых металлов - вплоть до «десяти девяток». И здесь-то наука начинает серьезно «буксовать». Если невероятно сложно продвигаться по, казалось бы, простой шкале чистоты элементарных веществ, то что же говорить о движении вглубь материи или сознания?..


Обращаю внимание на относительную примитивность этого примера, слишком «мелкого» пред самим мироустройством.

Это стихотворение Пастернака продолжает крутится в голове:

Есть в творчестве больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверясь,
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,
Когда её не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.

В блоге о Пушкине я привел лишь вторую строфу. Но вот посмотрите, что там дальше:

Но мы пощажены не будем,
Когда её не утаим.

Как это понять? Мы будем наказаны за простоту? Кто нас не пощадит? Люди, которым она нужней всего? Но почему? Не потому ли, что простота правдива? А, сказано, что ничто так не оскорбляет людей как правда. Итак, за простоту, то есть за правду, не жди пощады...

Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.

Что "всего нужнее" - это так. Простота, то бишь правда (истина) конструктивна, ее вектор - развитие, движение в будущее.
Но почему же «сложное понятней» людям? Так ли это? Скорее, сложное им привычней, приятней. Так гуру говорит с учениками намеками, аллюзиями, притчами, не сталкивая с истиной (правдой) в лоб, ибо для некорепшего ума такое столкновение может оказаться смертельным.
То есть в сложном, как в мягкой обертке, как пузырчатой упаковке, купается наше человеческое дилетантство.

Вот некоторые афоризмы о простоте.

Не корчите из себя ничего; простота есть отпечаток гения.
К. Берне
Простота есть сознание своего человеческого достоинства.
П. Буаст
Простота есть ближайшая родственница ума и дарований.
Ф. Глинка
Простота всегда бывает следствием возвышенности чувств.
Ж. Д’Аламбер
Показная простота - это утонченное лицемерие.
Ф. Ларошфуко
Простота делает жизнь не только более приятной, но… и более чистой и прекрасной.
М. Монтень
Простота есть главное условие красоты моральной. Чтобы читатели сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели - возможные, слабости - необходимые…
Л. Толстой
Простота есть необходимое условие прекрасного.
Л. Толстой
Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.
Л. Толстой
Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.
Л. Толстой
Язык правды прост.
Сенека Ауций Анней (Младший)
Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Новый Завет. Евангелие от Матфея
Простота - это не только самое лучшее, но и самое благородное.
Теодор Фонтане
Чем проще человек выражается, тем легче его понимают.
Джеймс Фенимор Купер
В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота.
Генри Уодсуорт Лонгфелло
Нет ничего проще, чем величие; воистину, быть простым - значит быть великим.
Ралф Уолдо Эмерсон
Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.
Жорж Санд
Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а все простое стремится к сложности.
Михаил Михайлович Пришвин

И напоследок - отрывок из романа «Доктор Живаго»
Юрий Живаго: «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала».

Тире между подлежащим и сказуемым ставится Сущ. – сущ. (Ненависть – плохой советчик.) Числ. – числ. Н. ф. глагола - н. ф. глаг. (инфинитив) (Убить Россию – значит отнять надежду у Земли.) Сущ. – числ. Н. ф. глагола - сущ. (Находить приметы – увлекательное занятие)

НЕ ставится тире Мест. сущ. Сущ. НЕ сущ. Сущ. ВВОДНОЕ СЛОВО сущ. Сущ. КАК, СЛОВНО, сущ. БУДТО, ТОЧНО

Тире в простом предложении Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки в саду словно ручьи. Пески точно море. Жизнь как река. Наташины глаза что васильки. Путь в лесахкилометры тишины. Ненависть – плохой советчик. Женьшень - ценное и редкое растение. Речь- язык в действии. Вдохновение – строгое рабочее состояние.

Наше оружие наши песни. Июль как говорится макушка лета. Самочувствие отличное. Доброе начало только половина дела. 5. Но вы ничтожны. 6. Лететь первому страшно. 7. Наш долг защищать крепость до последнего издыхания. 8. Уметь любить значит всё уметь. 9. Конечно почтенная вещь рыбачить. 10. Село как село, сколько таких в России. 1. 2. 3. 4.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Грибы продукт скоропортящийся. Льды как льды, пустыни как пустыни. Война это прежде всего расставания. Славная вещь под окном в клетке держать соловья. Пятью шесть тридцать. Охранять природу значит охранять Родину. Мы друзья. Чтение вот лучшее учение. А наша-то жизнь не сон? Ночь как камень. Длина дистанции сто метров.

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Вдохновение- это строгое рабочее состояние. - Летний вечер тих и ясен. - Писать о лесах моё любимое занятие. + Простота есть необходимое условие прекрасного. -

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Жизнь нескончаемый экзамен. + Ещё холоден и сыр февральский вечер. - Дело художника – рождать радость. - Хороший вкус – это прежде всего чувство меры. -

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Облака как причудливые замки. - Очень важное проявление вежливости поздороваться первым. + Озеро словно зеркало. - Глаза будто вишни. -

4. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Фольклор устное народное творчество. - Деревья удивительная химическая фабрика, созданная природой. - Геология наука, изучающая строение и состав земной коры. - Для меня жить – значит работать. +

5. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Интеллигентность это способность понимать. - Изделия Фаберже подлинные произведения искусства. - Наша школа как корабль. + Красота – есть обещание счастья. -

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Площадь комнаты- двадцать пять квадратных метров. - Любовь- есть источник поэзии, добра и ненависти. + Пятью пять- двадцать пять. - Жить – Родине служить. -

7. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Автор рассказа молодой московский писатель. . - Английская орфография сложная + Волга полноводная река. - Ненависть плохой советчик. -

“ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой)

Мысль Л. Н. Толстого о том, что “простота есть необходимое условие прекрасного”, становится особенно близкой и понятной, когда любуешься красотой природы. Окружающий нас мир настолько гармоничен и прекрасен, что не перестаешь удивляться: кто он, творец всего живого, неведомый зодчий и неутомимый экспериментатор? Ночное звездное небо, солнечное великолепие дня, изысканная простота шумящей под дуновением легкого ветерка зелени, безумная бушующая стихия Мирового океана – человек замирает в немом восхищении, становясь свидетелем чудесной жизни. Недаром, раскрывая поэтические стороны действительности, писатели, художники, музыканты обращаются к эмоциональным описаниям природы.

А. П. Чехов в письме к Д. В. Григоровичу проникновенно заметил: “Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя”. В частности, Л. Н. Толстой всегда создает чарующие, проникнутые глубоким чувством

Описания природы, обстоятельные и точные, передающие картину во всех подробностях, с исчерпывающей полнотой. Так, в “Отрывке дневника 1857 года (Путевые записки по Швейцарии)” писатель отмечал: “Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, но когда я нахожусь в ней. Я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух…; когда вы не одни ликуете и радуетесь природой, когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, сцепившись ползут коровки, везде, кругом заливаются птицы”.

Эти слова выражают отношение Толстого к природе, бесконечную любовь к ней, огромный интерес к мельчайшим подробностям ее жизни, желание приблизиться к ней.

Человек – неотъемлемая часть природного равновесия и гармонии. Человек красив, в искусстве нередко подчеркивается это. Например, в рассказе “После бала” Л. Н. Толстой дает такое описание девушки, в которую был влюблен главный герой: она “была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.

Держалась она всегда необыкновенно прямо… и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид”.

Человек может абстрактно мыслить, сознательно ставить перед собой цели, строить планы, чтобы достичь их, затем приступает к работе, чтобы реализовать их, и находить удовлетворение в их осуществлении.

Чувство нравственности позволяет различать добро и зло, совесть укоряет человека, когда он заблуждается. Он находит счастье, когда окажется полезным кому-то, радость – когда он любит и любим. Человек может созерцать растения и животных, великолепие гор и океанов или простор звездного неба и ощущать свою незначительность. У него есть чувство времени и вечности, его интересует, куда он идет, он хочет понять, что стоит за всем этим.

Как видим, красота человека заключается не только во внешних данных, но и во внутренней гармоничной и плодотворной жизни.

Подражая прекрасному окружающему миру, стремясь выразить свой восторг красотой, человек создает гениальные произведения искусства. Однако не все так просто. Человеческая природа двойственна: там, где присутствует добро, обязательно появляется зло; в океан гармонии вливается ручеек дисгармонии. Причем чаша весов добра и зла не находится в равновесии.

Все наши поступки измеряются этими весами, вся наша жизнь. Если мы забудем об этом, то мы недостойны даже случайного упоминания о нас потомков.

Человек стремится “переиграть” природу, внести в существующую действительность свое понимание истоков прекрасного.

Научно-техническое развитие идет по восходящей. Вздымаются в небо гигантские небоскребы, небесную лазурь прорезают металлические тела самолетов, космических кораблей, недра земли уродуются в погоне за черным золотом. Ускоряется темп жизни – человек стремится достичь большего, лучшего.

Результат: “разрушительное существо” человек, “для поддержания своей жизни”, уничтожает разнообразные живые существа, растения, разрушает красоту природы, нарушает тонкое равновесие гармонии.

В интродукции к повести Л. Н. Толстого “Хаджи Мурат”, где описаны луга и летние полевые цветы, читаем: “Куст “татарина” состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку…

Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его”.

Этот изуродованный кустик “татарина” можно символично соотнести с результатами хозяйственной деятельности человека.

Природа, “перееханная колесом” цивилизации, не сдает своих позиций. Какую цену имеет самый благоустроенный город, в высшей степени приспособленный к жизни человека, по, сравнению с бескрайними полями, зелеными лесами?

Конечно, я прекрасно осознаю, что человек ни под каким предлогом не откажется от всех достижений цивилизации. Однако путь к прекрасному и, в равной степени, простому можно начать в любое время. Стоит только проанализировать свои мысли и поступки: если в твоей душе отсутствуют злые помыслы, порочные желания, недобрые устремления, можно считать, что ты на пути к первоистокам прекрасного.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. На сегодняшний день проблема экономической безопасности является одной из наиболее актуальных. В этом кроется основа не только возрождения нашей страны, но и ее существования в целом. Огромный недостаток, который мешает России занимать первые позиции на мировой арене, это отставание от лидеров в международных отношениях. Для того чтобы преодолеть этот разрыв, необходимо продумать точную стратегию. Одним […]...
  2. Бороться – добиваться чего-нибудь, Преодолевая препятствия… Ожегов С. И. “Словарь русского языка” Наступило сложное время, которое можно определить фразой “на пороге взрослой жизни”. Какой будет эта “взрослая жизнь”? С какими препятствиями и трудностями придется столкнуться на своем пути? Смогу ли я остаться человеком, выстояв и победив все невзгоды? Наверное, такие вопросы задает себе каждый из […]...
  3. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории России социального перелома – Октябрьской революции. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии. За двадцать […]...
  4. Если вдуматься, то большинство произведений литераторов повествуют о борьбе чего-то с чем-то. Герои борются с откровенным злом, отстаивают свои принципы, вступают в схватку за любовь, за идею, за высокие идеалы. Излюбленная тема Виля Липатова – борьба с мещанством. С вниманием естествоиспытателя, со страстью бойца исследует писатель различные виды социального эгоизма, все глубже вглядывается в современную […]...
  5. Стихотворение Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” раскрывает глубокий смысл и значение природы. С первых строк поэт с какой-то насмешкой обращается к тем, кто считает природу божьим слепком с бездушным ликом. Все произведение пронизано величием окружающего мира и твердой уверенностью в том, что природа есть результат эволюционных процессов, а никак не чьим-то […]...
  6. Искусство является неотъемлемой частью человеческой жизни. Можно сказать, что оно – естественное и обязательное проявление нашей природы. Ведь даже в первобытном обществе, когда люди еще не были людьми в современном понимании, их жизнь уже сопровождало искусство. На мой взгляд, именно в этой сфере человек может максимально выразить себя, поделиться своим “внутренним” с окружающим миром. Л. […]...
  7. Сочинение “Сколько прекрасного встретишь в человеке…” Сочинение на свободную тему Сочинение “Сколько прекрасного встретишь в человеке…” – сочинение-эссе. Автор, размышляя о положительных и отрицательных сторонах человеческой натуры, приходит к выводу о благотворном влиянии истинно художественных произведений на природу человека. Сочинение “Сколько прекрасного встретишь в человеке… ” дарит читателю надежду на возрождение духовности в современном мире. […]...
  8. На мой взгляд, высказывание Льва Николаевича Толстого верно, так как в наше время нельзя обойтись без русского языка и хорошего словарного запаса. С помощью слов можно поддерживать связь с окружающим миром, выражать богатство своих чувств и мыслей, полноту своего внутреннего мира. Однако во все времена выдающиеся мыслители предавали большое значение умению выражать свои мысли. И […]...
  9. Издревле люди бились над вопросом о смысле человеческой жизни. Для чего человек живет на этой земле, зачем приходит в этот мир и с каким багажом уходит? Есть ли высший смысл в его существовании? Что меняется в человеке на протяжении жизни, помимо внешности и физического состояния? Мудрецы разных эпох давали свои ответы на этот непростой вопрос. […]...
  10. В удивительных, но почему-то мало известных “Заметках о простоте и упрощенности” Достоевский дает характеристику “опрощенной”, или “упрощенной”, идеи, идеи, “попавшей на улицу”, идеи того времени, “когда страшно доставалось Пушкину и вознесены были сапоги”. “Простота взгляда” есть то, что Достоевского – по его собственному признанию – больше всего поражало в просвещенстве. Эта “простота взгляда” есть “стремительность […]...
  11. Любовь – прекраснейшее из человеческих чувств. По-моему, это утверждение настолько бесспорно, что вряд ли кто-то с ним не согласится. Мне кажется, что только в любви и через любовь человек становится человеком. А без любви он просто обделенное существо, лишенное подлинной жизни и не способное понимать другого человека. Я говорю о подлинной любви – о той, […]...
  12. Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному, высокому чувству – любви, которая возникала между двумя молодыми людьми. Начинается произведение с момента, когда отношения влюбленных уже продолжаются долгое время, но описывая начало этих отношений, автор уделяет внимание даже мельчайшим подробностям. Бунин […]...
  13. История создания Стихотворение в прозе Тургенева “Простота” было написано в июне 1981 г. и опубликовано только в 1929 г. по-французски. Это стихотворение нашел в конце 1920 гг. профессор Мазон в бумагах Тургенева, которые хранились в документах наследников Полины Виардо. Всего профессор нашел 31 стихотворение. Он упомянул о найденных стихотворениях в своей статье, напечатанной в 1927 […]...
  14. Вместе с бытием мира они теряют и свое собственное бытие. Отрыв от конкретности есть путь к смерти, к небытию. Не будем прослеживать такой же двойственности в иных сферах душевной жизни, вне сферы мысли. Может быть, это было бы даже и гораздо легче и результаты анализов были бы рельефнее. Остановимся, однако, еще на одном мотиве мировоззрения […]...
  15. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Так звучат строки великого поэта Ф. И. Тютчева, всем сердцем любившего природу и прославлявшего ее пленительную красоту в своих стихотворениях. Я тоже считаю, что природа – создание […]...
  16. У каждого времени свои идеалы. Однако высокие достоинства русской женщины признавали и русские писатели, и иностранцы во все времена. Взять хотя бы пример из XVIII века. О нем рассказывает С. Соловьев в “Истории России”. Графиня Наталия Шереметьева была обручена с князем Иваном Долгоруким, который в правление Анны Иоанновны впал в немилость. Князя ждала ссылка в […]...
  17. Античная литература привлекала и привлекает к себе высокими гуманистическими идеалами, героизмом, красотой слова, изысканностью формы. Она – вечный целебный, животворный источник, в определенной мере норма и пример – эталон прекрасного, животворная сила, которая, будучи творчески усвоенная на национальном почве, всегда помогала и будет помогать нам строить культуру современную и грядущую. Литература является отображением человеческой жизни. […]...
  18. Сочинение по произведению “Фауст”. “Фауст” – один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. “Фауст” есть один из важнейших произведений мировой литературы. Проблема этого произведения – проблема единства идеала и реальной жизни – для людей и стала отправной точкой раздумий над судьбой мира, общества. Герой Гете, ученый Фауст, ищет счастье в мире земных страстей […]...
  19. Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты XVIII века, оставил обилие европейских жанров, стараясь сказать свое слово не только в российской, но и мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских посланий соратникам по “цеху поэтов”. В этих стихотворениях поэт полушутливо говорит о своих солдатских буднях: Мне ли думать […]...
  20. Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого чистого искусства. Расцвет творчества Фета приходится на время, когда “чистое искусство” отвергалось, а декларировалось гражданственность поэзии. Для этого периода поэзия Фета была необычной, причудливой, утонченной. Она полна недомолвок, недоговоренностей. Критики нашли в ней необыкновенную мелодичность. Всю свою жизнь Фет отстаивал “чистую красоту”, был […]...
  21. Неоспоримой истиной является утверждение того, что любовь – это чувство достаточно противоречивое. Оно обладает способностью к спасению человека в сложный период его жизни, и одновременно, его окрылению. Хотя встречаются и такие ситуации, при которых это прекрасное чувство губит человека, наполняя его нестерпимой болью, незабываемой, даже с течением лет. Любовное чувство, возникшее между представителями противоположенного пола, […]...
  22. Виктория Токарева отличается от всех современных российских писателей прежде всего тем, что ее повести и рассказы наполнены жизнью, как комната наполнена музыкой, когда включаешь магнитофон. Когда читаешь ее произведения, создается впечатление, что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет занавесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь их […]...
  23. История создания Рассказ “Святая простота” был напечатан в “Петербургской газете” за 9 декабря 1885 г., в отделе “Летучие заметки”. Он подписан псевдонимом “А. Чехонте” и не был включен Чеховым в полное собрание сочинений. Эпизод с адвокатом, оплатившим стоимость целого спектакля, правдив. Известный адвокат Плевако, оказавшийся в провинциальном городе, уплатил сумму полного сбора и смотрел спектакль […]...
  24. А. Т. Твардовский – стихотворение “Есть имена и есть такие даты…”. Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими героями. Объек­тивно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом – судом духовным. Это человек большой совести, чес­тности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что […]...
  25. Честь – слово трудное для понимания, но, тем не менее, каждый представляет что – то свое, слыша его. Честь есть истинная и мнимая, они обе отличаются друг от друга, но, тем не менее, нередко многие люди заблуждаются с их определением, когда встречаются в жизни. Истинная честь идет от души человека, она нравственная. Данный человек сам […]...
  26. “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. (М. Горький) Трудно не согласиться с высказывание М. Горького, что “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. Автор поднимает вопрос о той важной роли, которую выполняет один из видов деятельности […]...
  27. План I. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова. II. Отшлифованность и завершенность творений поэта. 1. Афористичность стихотворений Некрасова. 2. Неприятие напыщенных, вычурных фраз. 3. Умение передавать язык народа. III. “Я лиру посвятил народу своему”. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности и […]...
  28. Е. Гофман – видатний прозаїк німецького романтизму. Його дотепні, химерні за змістом новели і казки, дивовижні перипетії в долі його героїв, приголомшливі переходи від реальності до фантастики відбивають збентеження і розгубленість романтичного письменника перед оточуючим світом і разом з тим трагедію великого художника, який задихається в тяжкій атмосфері феодально-міщанської Німеччини в сумну пору наполеонівської реакції. […]...
  29. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности И таинственности Блока, красочности Есенина… Но есть в ней нечто такое честное, настоящее, совершенное! Характерная черта его стихотворений – афористичность. Его фразы настолько метко подобраны, взвешены, отшлифованы, что к ним, как к истинным, завершенным творениям, […]...
  30. Маменька Маменька – мама главного героя повести Л. Н. Толстого “Детство”. О матери Николенька Иртеньев вспоминает с бесконечной любовью и благодарностью. Она для него была источником всего прекрасного. Каждое утро Николенька спускался в гостиную поздороваться с маменькой, и ему казалось, что нет в мире человека красивее и добрее этой женщины. К Отцу он также хорошо […]...
  31. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7” Левокумского муниципального района Ставропольского края Сценарий на тему “Сотрудничество семьи и школы – Важное условие успешности ученика” Подготовила: учитель биологии Первой квалификационной категории Краева Мария Александровна 2015 год “Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика”. Здравствуйте, уважаемые родители! Я, Краева Мария Александровна, проведу сегодня у […]...
  32. Педагогический совет по теме. “Коммуникативная культура учителя как условие Личностно-ориентированного обучения и воспитания” Цель: определить степень сформированности коммуникативных навыков у педагогов гимназии и оценить уровень коммуникативной культуры учителей в системе взаимодействия с учащимися. Задачи: – познакомить педагогов с понятиями “коммуникативной культуры учителя”, “коммуникативной компетентности учителя”; – используя диагностическую методику, определить состояние сформированности основных коммуникативных навыков […]...
  33. “Есть – люди, а есть – иные – и человеки…” (По пьесе М. Горького “На дне”.). В основе пьесы Максима Горького “На дне” (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и […]...
  34. Сюжет стихотворения И. А. Бунина “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…” заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные скитания в поисках “очага”. Произведение двусмысленно и содержит в себе как личную, так и общественную драму. Уход из семейного “гнезда” обусловлен взрослением молодого человека: он […]...
  35. В основе пьесы Максима Горького “На дне” – спор о человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костыле-вых – месте, как бы находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие-связи – социальные, профессиональные, духовные, семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников […]...
  36. Николенька Иртеньев Николай Петрович Иртеньев – главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство”, десятилетний мальчик из дворянской семьи. Это веселый, добрый и воспитанный мальчик, который растет в любви и заботе. В его воспитании принимают участие не только родители, но и няня Наталья Савишна, и учитель Карл Иванович. Он очень любит своих родителей и гордится ими. […]...
  37. В дни безграничных увлечений, В дни необузданных страстей Со мною жил превратный гений Наперсник юности моей. Е. Баратынский Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты XVIII века, оставил обилие европейских жанров, стараясь сказать свое слово не только в российской, но и мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских […]...
  38. Думаю, поэт Е. Баратынский, кому принадлежат эти строки, имел в виду не всю великую Россию, а “милую страну”, в смысле родную сторонку, то есть свой “угол на земле”. То, что сейчас называют “малой родиной”. Лучше всего, мне кажется, в далеком и роковом 1941 году об этом написал Константин Симонов в стихотворении “Родина”. Поэт-фронтовик рассказал в […]...
  39. Роман “Петр Первый” впервые публиковался в журнале “Новый мир”, с перерывами, с 1929 по 1945 год. В это время историческая романистика утверждается в советской литературе. Авторов исторических романов более всего волнуют те периоды в жизни России, которые связаны с коренной ломкой прежних устоев. Таковы историческая эпопея Вяч. Шишкова “Емельян Пугачев” (1938-1945), исторические романы А. П. […]...
  40. Действительно великая, философская мысль Л. Н. Толстого передана через рассказ о самых неинтересных, самых типичных обывателях того времени. Глубина этой мысли идет через весь рассказ грандиозным фоном для незначительного, маленького театра кукол, какими являются герои этого произведения. Член Судебной палаты Иван Ильич Головин, женившись в свое время без любви, но весьма выгодно для собственного положения, […]...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: