Правописание существительных. Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных Окончание ок ек правило после шипящих

Конспект урока по русскому языку

Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »

    Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

2.. Класс 3 « Б»

4. МБОУ «Бабушкинская СОШ»

5. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

6. Урок открытия нового знания

7. Представление о результатах УУД:

Личностные результаты : продолжить формировать

Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

Осознавать ценности природы, необходимости беречь её.

Регулятивные : - принимать и сохранять учебную задачу урока

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Адекватно оценивать свои достижения, воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассника.

Коммуникативные: - д оговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в паре)

Воспитание чувства товарищества

Предметные результаты:

    правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

Оборудование : презентация к уроку, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

    Оргмомент. Под музыку П. И. Чайковского («Времена года. Зима») дети входят в класс.

На улице лежит снежок

Зима опять настала.

А мы сейчас начнём урок

Не много и немало.

Снег летает и сверкает в золотом сиянии дня

Словно пухом устилает все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег - снежок.

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, так тихо сядем и мы. (с этими словами учитель опускает снежинку)

Будьте внимательны, послушны и наблюдательны.

Чтобы русский язык познавать.

Нужно серьёзно всё изучать.

Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?

Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова: « С малой удачи начинается успех!»

Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

Что необходимо для успешной работы на уроке? (внимательно слушать учителя и аккуратно и грамотно выполнять задания)

Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха.

    Актуализация знаний.

Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

А теперь посмотрите внимательно на доску.

Что за буквы составляют этот узор?

Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть?

Что это? (это суффиксы). Что такое суффикс?

Давайте понаблюдаем за суффиксом - ок

(на доске: снежок, башмачок, пушок)

Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

(дети делают вывод: во-первых, этот суффикс всегда ударный; во-вторых, звук -о- после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой -о-.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

« Написание суффикса -ок в существительных после шипящих».

Давайте поставим цель нашего урока, отталкиваясь от темы урока.

(« Научиться правильно писать суффикс - ок в существительных после шипящих»). Кому понятна цель?

Давайте составим план нашего урока:

1. Чистописание

2. Словарная работа

    Написание суффикса -ок в существительных после шипящих. Работа в парах.

    Гимнастика для глаз.

    Закрепление. Работа с обратным словарём.

    Обобщение. Родственные слова.

    Самооценка.

Кто согласен с таким планом урока?

3. Итак, чистописание. Запись в тетрадь: пропишите это соединение у себя в тетради суффиксов - ок, - ек, -ик.

4. Приступим к словарной работе. Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, кровать, трамвай, шофёр.

Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки? (проверяют по словарю « Пиши правильно» с 160

Кто написал без ошибок встаньте?

У кого 1, 2, 3, больше 3-х?

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий . Реализация построенного проекта.

Где мы можем узнать, правильный ли вывод мы сделали про написание суффикса - ок после шипящих. (учитель может рассказать, прочитать правилов учебнике с. 98)

Мы были правы?

Кто расскажет правило? (В суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква -о-, если суффикс стоит под ударением. Например: флажок, бычок.

Работа в парах: прочитайте внимательно задание и письменно сделайте его.

(Образовать от данных слов слова с суффиксом - ок)

Сапог - ... чердак- …

Бык-... кулак- ...

Пирог- … башмак- ...

Старик- … судак- ...

Друг- … стих- ...

Паук- … смех- ...

Снег- … пастух - ...

Корень- … пух- …

Справились, давайте будем проверять. Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

6. Молодцы. Устали, отдохнём. Гимнастика для глаз.

7. Закрепление.

С предыдущим заданием справились. А теперь я предлагаю вам следующее более сложное задание. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 96 упр. 108. Прочитайте задание и выполните его, но сначала составим алгоритм выполнения этого задания. (на доске). Дети выполняют упражнение, пользуясь обратным словарём) - посоветовались в паре (проверка от каждой колонки по представителю к доске) Например: красный флажок, вкусный пирожок, крутой бережок.

    Обобщение.

Кто любит животных? Какие животные живут у вас дома? Как вы о них заботитесь? А у кого есть хомячок?

Жил-был на свете один Хомячок.

Спать он ложился на левый бочок.

А просыпался - на правом боку.

Это не нравилось Хомяку.

Задание: выпишите из текста две пары родственных слов, поставив их в начальную форму. Подчеркни чередование в корнях. (проверка на слайде)

9. Итог . Самооценка. Давайте вспомним цель нашего урока. Как вы думаете мы её достигли?

Кто достиг цели и ему было всё понятно на уроке, поднимает зелёный сигнал.

У кого остались вопросы - жёлтый сигнал.

Кто не достиг цели - красный сигнал.

Что понравилось на уроке?

Что было трудным?(прикрепить красный сигнал в пункт плана)

Спасибо за работу! Кого можно похвалить за работу на уроке? Почему?

Д/з упр 111

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

Когда следует ставить буковку «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.

Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - дивана;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • куст - куста;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • лицо - лица;
  • мальчишка - мальчугана;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождь - дождя;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить буковку «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем приятные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орех - ореха;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусок - куска;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом -ок-

Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петух;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:

  • бережОк;
  • петух;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусок;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Методы образования слов с помощью суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
  • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
  • Место деяния (като?к).
  • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
  • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).

28. Существительные с суффиксами, которые имеют звуки шк , оканчиваются на -шка либо на -шко . В словах женского рода пишется на конце -шка: бабушка , землишка ; в словах среднего рода — -шко: пёрышко , письмишко ; в словах мужского рода, если они обозначают людей или животных, — -шка: дедушка , воришка , если же неодушевленные предметы, то — -шко: городишко , дворишко .

29. Суффикс -ичк- имеют только уменьшительные от слов на -ица: синичк а , сестричк а (от синица , сестрица ). Поэтому в случае сомнения, писать ли -ичка или -ечка , надо посмотреть, произведено ли это слово от слова на -ица или нет; в первом случае писать -ичка: лестничка (от лестница ), во втором -ечка: кошечка (от кошка ), Ванечка , Манечка (от Ваня , Маня ).

30. В ласкательных словах пишутся суффиксы -оньк- , -еньк-: берёзоньк а , лисоньк а , косоньк а , волосоньк и , Лизоньк а , реченьк а .

Примечание 1. Следует запомнить написание слов заи нька , паи нька .

Примечание 2. От существительных с ласкательным суффиксом -еньк- (реченьк а ) надо отличать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к- (телятинк а, горошинк а ), образованные от слов на -ина , обозначающих или мясо какого-либо животного (телятина ), или единичный предмет (горошина ), а также существительные, образованные от глаголов (завалить завалинк а ).

31. В словах башенка , песенка , вишенка , пашенка и т.п., произведенных от слов на -ня с предшествующим согласным (башня , песня и т.п.), не тот же суффикс, что в словах реченька , дороженька и т.п. В словах реченька , дороженька (от река , дорога ) суффикс -еньк- ; в словах же башенка и т.п. суффикс -к- , присоединяясь к основе на -ен (сравните р. мн. башен , песен ), образует новую основу на -енк . Поэтому в словах башенка , вишенка и т.п. буквы ь не надо писать.

32. Слова с суффиксом -ищ- имеют окончание , если они мужского или среднего рода: домище , старище , удилище , училище ; если же они женского рода, то окончание : бородища .

33. В словах, образованных от существительных среднего рода, пишется -ецо , если ударение на окончании (ружьецо́ , письмецо́ , пальтецо́ ), если же ударение не на окончании, то пишется -ице (пла́тьице , кре́слице , ма́слице )

34. После шипящих пишется под ударением суффикс -о́к , без ударения — -ек: бережо́к , скачо́к , петушо́к , но: овра́жек , вну́чек .

Буква о под ударением после шипящих пишетсся также в суффиксе -он , в котором о беглое: ножо́н (ножны ).

Примечание. Сюда же относятся слова горшо́к , корешо́к , облучо́к . В некоторых словах с затемненным корнем или суффиксом пишется ё (е ): решётка (решето́ ), печёнка (пе́чень ), бечёвка (бечева́ ), учёба (уче́нье ), а в некоторых — о: трущоба , трещотка .

35. В отглагольных существительных после шипящих под ударением пишется суффикс -ёвк-
(-евк- ): ночёвка (ночевать ), раскорчёвка (раскорчевать ), размежёвка (размежевать ) и т.п.

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.
  • Примеры слов с суффиксом -к-

    Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

    • бере­за - берёз к а;
    • печь - печ к а;
    • шап­ка - шапоч к а;
    • под­ко­ва - под­ков к а;
    • мар­ка - мароч к а;
    • курт­ка - кур­точ к а.
    • С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

    • поез­дить - поезд к а;
    • зана­ве­сить - зана­вес к а;
    • побе­лить - побел к а;
    • про­по­лоть - про­пол к а;
    • покра­сить - покрас к а;
    • заго­ро­дить - заго­род к а .
    • Примеры слов с суффиксом -ек-

      Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах:

    • бараш ек
    • венич ек
    • ларёч ек
    • боти­ноч ек
    • ореш ек
    • кар­маш ек
    • пла­точ ек
    • чело­веч ек
    • лепе­сточ ек
    • мешоч ек
    • горош ек
    • В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е» , если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

      бара́ш е к - нет бара́ш к а.

      Примеры слов с суффиксом -ик-

      Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

    • но́л и к - нет но́л и ка;
    • кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
    • ба́нт и к - нет ба́нт и ка.
    • Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

    • лист ик
    • холм ик
    • стол ик
    • куб ик
    • мост ик
    • дожд ик
    • хвост ик
    • каран­даш ик
    • луч ик
    • двор ик
    • сад ик
    • нос ик
    • шалаш ик
    • прут ик
    • рубл ик
    • дом ик
    • столб ик
    • ковр ик
    • ковш ик
    • час ик и.
    • Примеры слов с суффиксом -ок-

      В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

    • пры ж ок
    • гре­бе ш ок
    • зра ч ок
    • бор щ ок
    • При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

    • дру г - дру ж ок;
    • кру г - кру ж ок;
    • сне г - сне ж ок;
    • сапо г - сапо ж ок;
    • балы к - балы ч ок;
    • каб­лу к - каб­лу ч ок;
    • пу х - пу ш ок;
    • оча г - оча ж ок;
    • сто г - сто ж ок;
    • сун­ду к - сун­ду ч ок;
    • род­ни к - род­ни ч ок;
    • баш­ма к - баш­ма ч ок;
    • жу к - жуч ок;
    • бар­сук - бар­суч ок;
    • вол к - вол ч ок
    • Суффиксы существительных в русском языке

      Значение, которое придает суффикс слову.

      Правила написания суффикса.

      Исключения и примечания.

    • Пишется, если корень оканчивается на твердый согласный:
    • полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а)

    • Пишется, если корень оканчивается на мягкий согласный или шипящий:
    • заря – зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

      мам-еньк (а), пап-еньк (а)

      за-иньк (а), ба-иньк (и), па-иньк (а)

      горош-ин(а) – горош-ин-к (а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к (а), солом-ин(а)-солом-ин-к (а)

    • Уменьшительно-ласкательный.
    • вишня (вишен)-виш-енк (а), сосна (сосен) –сос-енк (а)

    • Придает оттенок пренебрежения
    • душа – душ-Онк (а)

    • Используется при обозначении детенышей животных.
    • Пишется, если гласная суффикса при склонении сохраняется (в род.падеже):
    • ключ-ик – ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

      замоч-ек – замоч(а), мешоч-ек – мешоч(а);

      кусОч-ек , оврАж-ек

    • Пишется под ударением:
    • волч-Ок , кулач-Ок

    • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
    • письмо – письм-ец (О), ружье – ружь-ец (О);

    • Пишется у существительных среднего рода, если ударение падает на основу слова (ударение предшествует суффиксу):
    • кресло – крЕсл-иц (е), масло – мАсл-иц (е);

      метель – метел-иц (а), красав-иц (а)

      лестница – лестнич-к (а), луковица – лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

    • в остальных случаях (не от слов с суффиксом –иц-):
    • Кол-ечк (а), Юл-ечк (а).

    • -чик- образует названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства;
    • -чиц(а) – названия лиц женского рода с тем же значением
    • Пишется после согласных д, т, с, з, ж :
    • кабак – кабат-чик , добыча – добыт-чик

      Но, в некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после т пишется –щик-:

    • Пишется только под ударением:
    • мор-ячк (а), сибир-ячк (а)

    • Обозначает лицо м.р. или ж.р., животное или предмет с оттенком ласкательности, иронии
    • хлеб-ушк (о), кум-ушк (а)

      бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);

      ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

      После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание:

        дом – дом-ищ (е), друг – друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

        После суффикса пишется:

          домищ Е, мужичищ Е

          окончание –А (в сущ. ж.р.):

          силищ А, ручищ А

        • ня
        • грузин-к (а), артист-к (а)

        • Обозначает лицо мужского пола по отношению к занятию, профессии, деятельности
        • Один из самых активных суффиксов:
        • лес-ник , школь-ник , уче-ник , суббот-ник

          крив-изн (а) от кривой),

          нов-изн (а)(от новый)

          шир-ин (а) от ширь,

          глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

          Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

          Суффиксы имен существительных

          Приведен список суффиксов существительных, их правописание, значение, которое они придают новообразованным словам.

          Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением (словообразовательные суффиксы).

          Значение, которое придает суффикс слову.
          Правила написания суффикса.
          Исключения и примечания.

          заря - зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

        • Пишется, в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом –ин(а) с помощью суффикса –к-:
        • снеж-инк (а), пуш-инк (а)

        • В словах не на –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):
        • беж-енк (а), монаш-енк (а), неж-енк (а), нещ-енк (а), француж-енк (а)

          Пишется в существительных, образованных от существительных на –ня, -на, у которых в Р.п. мн.ч. не пишется Ь на конце:

        • -онк- пишется после шипящих под ударением:
        • Пишется после шипящих под ударением:
        • волк – волч-Онок ()

          ключ-ик - ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

        • Пишется, если гласная суффикса при склонении выпадает (в родительном падеже):
        • Пишется без ударения:

        • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
        • Пишется у существительных мужского рода (при склонении е выпадает):

          молод-ец – молод(а), гор-ец – гор(а)

          Пишется у существительных женского рода:

        • при образовании слов от существительных женского рода с основами на –иц, -ниц:
        • лестница – лестнич-к (а), луковица - лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

          семя – сем-ечк (о), ложка – лож-ечк (а), утро – утр-ечк (о),

          в именах собственных:

          Образует существительные со значением лица.

        • -чиц(а) - названия лиц женского рода с тем же значением
        • развед-чик , лет-чик , подпис-чик , смаз-чик , перебеж-чик ; развед-чиц (а), подпис-чиц (а)

          Прим., чередование согласных к, ч /т перед суффиксом –чик-:

          кабак - кабат-чик , добыча – добыт-чик

        • Образует существительные со значением лица– названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства.
        • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от д, т, с, з, ж):
        • смен-щик , халтур-щик , дрессиров-щик .

          процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик.

        • Обозначает названия лиц женского пола по профессии, по месту жительства.
        • Пишется в словах среднего рода:
        • солн-ышк (о), дон-ышк (о)

        • Пишется в словах мужского и женского рода:
        • уменьшительно-ласкательное значение (иногда с пренебрежением)
        • Пишутся в словах всех трех родов:
        • бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);
          ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

          После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание :

            в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

          в сущ. ж.р. и одушевленных сущ. м.р – А:

        • Придает увеличительное значение.
        • дом – дом-ищ (е), друг - друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

          окончание –Е (в сущ. м.р. и среднего рода):

      • В уменьшительно-ласкательных словах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса –к-, буква Ь пишется, если она есть в родительном падеже множественного числа:
      • кухоньк а (кухонь), няньк а (нянь), песенк а (песен)

        В названиях лиц женского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства:

        Пишутся с буквой И

        крив-изн (а) от кривой),
        нов-изн (а)(от новый)

        шир-ин (а) от ширь,
        глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

        больш-инств (о) (от большой), старш-инств (о) (от старший)

        Пишутся с буквой О

        беготн я (от бегать)

        болтовн я (от болтать)

        добр-от (а) (добрый), красота

        трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость (доступный), нов-ость (новый)

        Пишутся с буквой Е

        нищ-ет (а)

        живуч-есть

        человеч-еств (о)

        -ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их,
        -ние (-ение), -ак, -ок, -ач, -лец, -тель

        Суффиксы для образования форм слов.

        темя- тем-ен (и), семя – сем-ен (и)

        мать – мат-ер -и, дочь – доч-ер -и;

        Неизменяемые суффиксы:

      • -от- :
      • крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от

        -ость- :

        зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()

        -есть- :

        -ни(е) [н’ий’] :

        -чик- :

        -тель- :

        -ени(е) [эн’ий’] :

        Чередующиеся суффиксы:

      • -ик-/-ек-
      • -иц-/-ец- и др.
      • Похожие темы:

        Комментарии (43)

        Здравствуйте!
        Разъясните, пожалуйста, доступным языком, когда выделяется суффикс ОЧК, а когда отдельно ОЧ К

      • звёзд-очк(а) образовано от звезд(а) , суффикс -очк- придает уменьшительно ласкательное значение. Проверка: ламп-очк(а), кофт-очк(а), лент-очк(а) - суффикс -очк- с уменьшительно-ласкательным значением.
      • булоч-к(а) - родственные слова: булк(а),(нет) булок(),булоч-н(ая) - здесь чередование к/ч в корне и беглая о, слов с корнем бул- нет, следовательно выделяем корень булоч-, окончание (а), остается суффикс -к- (-оч- - часть корня).
        Проверка существования такой морфемы: слова руч-к(а),нож-к(а)- суффикс -к- с уменьшительным значением.
        Аналогично: лавоч-к(а) (лавк(а)), тарелоч-к(а) (тарелк(а)), маеч-к(а) (майк(а)) .
      • дыр-оч-к(а) - родственные слова: дыр(а), дыр-к(а), вспоминаем про чередование к/ч в корне и беглую о и выделяем суффикс -оч-, суффикс - к- придает уменьшительное значение,т.е. дырочка - это маленькая дырка. Аналогично: чаш-еч-к(а) (чаш(а)-чаш-к(а)),труб-оч-к(а) (труб(а)-труб-ка)), тетрад-оч-к(а) (тетрадь()- тетрад-к(а)) .
      • ёл-оч-к(а) - родственные слова ель, ёл-к(а), ёл-оч-н(ый), следовательно выделяем корень ел’, суффиксы -оч- и -к-;
      • ласточк(а), сорочк(а) - очк - часть корня.
      • В каждом случае необходимо определять лексическое значение слова (смысл), часть речи, найти однокоренные слова.
        При выделении суффиксов в слове трудно определить их количество и границы.

        Алгоритм выделения суффикса

        На примере слова дневник

      • Выделить корень, окончание: дн-евник () - от день-дн(я)-дн(и) (др- - корень).
      • Перебрать родственные слова, которые имеют в своем составе оставшуюся часть слова -евник : дн-евн (ой) . Следовательно выделяем суффикс -евн- .
      • Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс.
      • Ответ: дн-евн-ик() - суффиксы -евн, -ик.
      • Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку - Морфемно-орфографический словарь.

        После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением.

        При ответе использовала книгу Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. (ISBN 978-5-8112-3912-2)

        Здравствуйте!
        Опять запуталась… не поняла я, почему в словах будоч-к(а), баноч-к(а), ватрушеч-к(а), веревоч-к(а) такие корни? как понять, что это не суффиксы очк и оч к? моя дочка учится в 3-ем классе, перешла в 4-й. Как можно это объяснить ребенку?

        спасибо
        с уважением
        Евгения

        Во всех случаях рассматриваем родственные слова для правильного выделения корня, окончания и других частей. Понимание того, от какого слова образовалось исследуемое слово, является важным для правильного определения морфем.

        Есть чередование к/ч : рук(а), руч-н(ой) -> корень -рук/руч- -> руч-к(а) .
        Есть беглые гласные : полк(а), (нет) полок(), полоч-н(ый) -> корень -полк-/-полок-/-полоч- -> полоч-к(а) ;

        Аналогично (-оч- - часть корня, суффикс -к-):
        булк(а), булок(), булоч-н(ая) -> корень -булк-/-булок-/-булоч- (нет слов c корнем -бул-) -> булоч-к(а) (-оч- -часть корня, суффикс -к-);
        веревк(а), веревок(), веревоч-н(ый) веревоч-к(а) -> корень -веревк-/-веревок-/-веревоч- -> веревоч-к(а)
        банк(а), банок(), баноч-н(ый) -> баноч-к(а)
        будк(а), будок() -> будоч-к(а)
        ватрушк(а), ватрушек(), ватрушеч-н(ая) -> чередование к/ч, беглая е в корне -ватрушк-/-ватрушек-/-ватрушеч- -> ватрушеч-к(а);
        куртк(а), курток(), курточ-н(ая) -> курточ-к(а);

        Случаи, когда в слове есть суффикс -оч- и суффикс -к-:
        Дюймово-оч-к(а) - уменьшительно-ласкательное к дюймов-к(а);
        дыр-оч-к(а): дыр(а), дыр(ы) -> корень -дыр-; есть родственное слово дыр-к(а) (суффикс -к-), так как дырочка - это небольшая дырка, то выделяется суффикс -оч- (цепочка образования слов: дыр(а) -> дыр-к(а) -> дыр-оч-к(а))

        Аналогично:
        рам(а) -> рам-к(а) -> рам-оч-к (а), но может быть рам(а) ->рам-очк (а);
        тетрадь -> тетрад-к(а) -> тетрад-оч-к (а), но может быть разбор тетрадь -> тетрад-очк (а)
        нить -> нит-к(а) -> нит-оч-к (а), но нить -> нит-очк (а)
        сеть -> сет-к(а) -> сет-оч-к(а);
        ел-к(а) -> ёл-оч-к (а), но ель -> ёл-очк (а);
        игла -> игол-к(а) -> игол-оч-к (а), но игла -> игол-очк (а)

        Трудность в том, что при морфемном анализе слова могут соотносится с разными производящими словами, а, следовательно, и морфемы выделяются по-разному.

        В слове - однозначно суффикс -очк-:
        кофт(а) -> кофт-очк(а), нет слова «кофтка»;
        лент(а) -> лент-очк(а)

        Другие примеры:
        лист-оч-к(и) Ольга

        объясните, пожалуйста, почему: ленточка - однозначно с суффиксои -очк-? а не оч+к? ведь ленточный= лент+оч? тогда ленточка= лент+оч+к?

        лент\очн\ый - -очн- суффикс прилагательного, привносит значение «обладающий указанным признаком, качеством», используется для образования прилагательных с этим значением, напр., один\очн\ый (от один), карт\очн\ый (от карта).

        спасибо. так как же это запомнить, когда разбираешь слова на составные части (егэ) , чтобы определить оч+к или очк?

        Чтобы понять из каких частей состоит слово, надо изменить форму слова, просмотреть родственные слова, подумать как образовалось слово. Тогда всё будет понятно.

        Напишите, пожалуйста, как разобрать пр составу слово хлебушек. Суффикс -ушек- ?

        Можно проверять правописание, смотреть толкование и морфологический разбор слов с помощью Яндекс-словарей: yandex.ru -> Словари.

        Здравствуйте, скажите,пожалуйста, какие или какой суффикс у слова собачонка и почему?

      • Изменяем слово: собаки, к собаке, у собаки - корень собак-; собач-ий - в корне чередование к/Ч.
      • собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-
      • Для проверки правильности выбора суффикса подбираем другие слова с таким же суффиксом: душонка (душа), ручонка (рука), т.е. такой суффикс -онк- существует и придает уменьшительно-уничижительное значение слову.
      • Ответ: собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-, окончание -а
      • По словарю морфем (Ефремовой):
        онк-(а). Суффикс; = -ёнк-(а), -ёнк-(и) Формообразовательная единица, образующая 1) имена существительные мужского и женского рода с уменьшительно-уничижительным или с уменьшительно-ласкательным значением (душонка, избёнка, лошадёнка, ручонка…)

        Здравствуйте! Есть слово «неверие». К нему нужно найти слово, образованное по той же словообразовательной модели, что и слово «неверие»: основа существительного + префикс не- и суффикс -и[j]- -> образуется существительное со словообразовательным значением «отсутствие того, что названо производящим словом» (производящее слово «вера»). Помогите пожалуйста.

        незнание, неумение, нежелание, непослушание, непонимание, неприятие

        Спасибо большое! Подошло одно слово - неприятие!

        Русский язык без проблем

        Об орфографическом разборе см. страницу

        Правописание суффиксов существительных

        но н ожичек , орешек

        а суф. -иц- а бывает только в словах ж.р.

        но платьице , креслице

        -енк- а пишется в словах, от сущ., с основой в род. пад. множ. числа на -ен

        льдин а – льдин ка;

        деревень – деревень ка, кухонь – кухонь ка

        -юшк- пишется также в словах ср.р. с мягкой основой;

        -ышк- – в словах ср.р. с твердой основой,

        -ишк- – в словах с мягкой основой;

        всегда пишется окончание в ж.р.,

        в муж.р. в одушевленных , в неодуш. –

        в ср.р. всегда пишется окончание

        поле – полюшк о

        горе – горюшк о

        солнышк о, перышк о

        воришк а, трусишк а головушка , волюшка сынишка , хлебушко стёклышко , крылышко

        в остальных случаях пишется -ечк- а

        -ёнок (-онок)

        в словах женского рода окончание

        мягкий знак пишется только после буквы л

        НЕСТАНДАРТНЫЕ СЛУЧАИ ОБРАЗОВАНИЯ

        МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

        опёнок опят, а маслёнок маслят а

        болгарин болгары , татарин татары

        -ов-, -й-

        имя имен а , чудо чудес а

        сын сынов [й’ а] лист- [л’ис’т’й’ а],

        grammatika-rus.ru

        Правописание суффиксов существительных

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

        Правописание большинства суффиксов существительных

        Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

        желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

        Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

        Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

        Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

        Например: ключ ключ а

        сарай – сарай а

        лист – лист а

        замоч – замоч а

        Правописание суффиксов —чик- / -щик-

        Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

        Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

        Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

        Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

        В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

        Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

        Правописание суффиксов —ец- / -иц-

        Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

        Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

        Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

        При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

        А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

        У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

        Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

        Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

        Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

        Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

        Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

        Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

        Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

        От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

        Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

        Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

        После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

        Домашнее задание

        1) Вставьте пропущенные буквы.

        В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

        Смаз. ик смазал колёса вагона.

        Фонар…ик зажёг старые фонари.

        Извоз…ик перевозит людей.

        Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

        Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

        2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

        3) Вставьте пропущенные буквы.

        Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    2 вариант

    1 . Укажите в каком существительном суффикс написан неправильно.

    а)дружок б) жучёк в) пастушок

    2. Укажите существительное, в суффиксе которого не пишется буква -о-.

    а)луж.к б) волч.нок в) ореш.к

    3. Найти ряд с пропущенной –о-:

    1) чулоч..к, петуш…к, горш..к

    2) прут..к, цвет..к, кирпич…к

    3) языч..к, стиш…к, горош…к

    4) луж…к, пастуш..к, снеж…к

    4. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется буква -о-.

    а)овраж.к б) жуч.к в) горош.к

    5. Укажите существительные с суффиксом –ок-

    а) старич…к, б) жуч..к, в) дубоч…к, г) кусоч…к,

    д) гребеш…к, е) ящич…к.

    1. К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.(например: маленький ученик, маленькое дерево, маленькая девочка, маленькие дети.)

    2. У прилагательных выделите окончания и определите число и род.

    Голубой –

    Красивый –

    Самостоятельная работа по теме:

    « Изменение имен прилагательных по родам и числа»

    1. Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу.

    2. Определи число и род прилагательных и выделите окончания.

    Яркое, ласковое, весеннее ____________.

    Мягкий, теплый, пушистый __________.

    Дальняя, трудная, незнакомая __________.

    Смешной, забавный, короткий ________.

    1 вариант

    А) и б) е в) ё г) о

    2. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

    А) и б) е в) ы

    3. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

    А) ы б) и в) е

    4. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

    5. В каком слове не выпал гласный звук?

    6. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

    7. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

    8. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

    9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

    Тест №17. "Гласные в суффиксах существительных ек и ик"

    2 вариант

    1.В суффиксах ек и ик при выпадении гласного следует писать букву:

    А) и б) е в) ё г) о

    2. В каком слове не выпал гласный звук?



    а) замоч...к б) ножич...к в) дождич...к г) куст...к

    3. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

    а) комоч...к б) мешоч...к в) диванч...к г) котёноч...к

    4. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

    а) зайч...к, чайнич...к б) дружоч...к, овальч...к

    в) чемоданч...к, мальч...к г) замоч...к, ореш...к

    5. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

    А) и б) е в) ы

    6. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

    А) ы б) и в) е

    7. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

    8. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

    а) шар...к б) сад...к в) цветоч...к г) зонт...к

    9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

    а) осколоч...к, внуч...к б) карманч...к, комоч...к

    в) фонар...к, горош...к г) ящич...к, листоч...к

    1 вариант.

    1. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

    На гладк…… льду______________________________________

    в дальн….. дорогу______________________________________

    сладк…… конфетку____________________________________

    син….. лента____________________________________________

    весенн….. солнышко_______________________________________

    стар…… рояль___________________________________________

    из перв…… ряда___________________________________________

    с маленьк…… братом_____________________________________

    перед ранн….. весной_________________________________________

    о нужн…… вещи_____________________________________________

    столов……. прибором________________________________________

    мягк…… диван___________________________________________

    под строг….. взглядом _________________________________________

    2. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

    В лесной () глуши звери и птицы живут спокойно. Рыжая () белочка ловко прыгает с дерева на дерево. Она ищет спелые () орешки и сладкие()ягодки. Деловито ползает по ели серый () поползень в поисках

    пищи. Стучит пёстрый () дятел по сухому() стволу старого() дуба.Течёт тихо и размеренно жизнь в лесной () чащобе.

    Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».



    2 вариант.

    1. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

    В чистом() небе горят звёзды. В августе звёздный () дождь часто падает на тёмную()землю. Обильная() роса играет в их свете. Полночную

    ()охоту начали совы. Маленькая() мышка поспешно шмыгнула в высокую() травку.

    2. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

    От давн… встречи____________________________________________

    на ранн… зорьке_____________________________________________

    о проезж.. человеке___________________________________________

    к растущ… ветке_____________________________________________

    на пахуч… ромашку___________________________________________

    в узеньк… окошко_____________________________________________

    неуклюж… животное___________________________________________

    под снежн… шубой____________________________________________

    о субботн… передаче___________________________________________

    син… ленту___________________________________________________

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: