Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? Необходимо ли людям сочувствие и сострадание.

Притча «Окно»

Светланы Копыловой


«Нужны ли людям

сочувствие и сострадание?»

Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л. Андреева


Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не влияют на нее года,

Добрым надо быть всегда.


«МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердечность».

В.И. Даль


Милосердие – это готовность помочь

кому-нибудь, простить

кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сергей Ожегов.


«Заботясь

о счастье других,

мы находим свое собственное счастье».

Платон


« Человек,

который думает

только о себе

и ищет во всем пользу, не может быть добрым».

Сенека


«Любовь

да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру».

апостол Павел


Помощь, внимательность,

ненависть, сострадание,

злость, сочувствие,

забота, зависть,

благодарность, корысть, милосердие,

жадность, любовь,

чуткость, душевность.


«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его

к действиям».

А. Платонов









«В рассказе «Кусака»

героем является собака,

ибо всё живое имеет

одну и ту же душу,

всё живое страдает

одними и теми же страданиями и в великом безличии

и равенстве сливается воедино перед грозными

силами жизни».

Л. Андреев


Мы в ответе

за тех,

кого

приручили


  • Возлюби ближнего, как самого себя
  • Не убий
  • Будь добрым, отвечай добром на добро
  • Помогай всем, кому требуется помощь
  • Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе
  • Люби животных, заботься о них

В ноябре 1854 года была создана

Крестовоздвиженская община

сестер милосердия.



«Будьте добрее, когда это возможно.

А это возможно всегда».

Далай-лама


«Будьте милосердны. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии.

Это общечеловеческое дело, единое условие

для выживания человеческой расы».

Далай-лама


Милосердие

Сочувствие

Альтруизм

Сострадание

Доброта

Человеколюбие

Уважение

Гуманность


СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ -любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.


Делайте людям добро, а не зло,

разделяйте с ними

и радость, и беду,

любите, уважайте

друг друга .

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка

В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь. Сострадание к людям или к животному показатель того, что ты не черствый, что ты человек. Сострадание сестра любви и дружбы. Если есть любовь к миру, ко всему живому, то будет и сострадание.

Рассказы Андреева "Кусака" и Платонова "Юшка", казалось бы очень разные, но речь в них идет об одном и том же. Каждое живое существо нуждается в любви, ласки, принятии и сострадании. Собака и человек не будут исключением. Юшка хороший и добрый человек. Он еще не стар, но очень изможден болезнью, поэтому выглядит дряхлым. А ведь ему всего около сорока лет. Для всех жителей деревни он кукла для битья. Местные жители, обижая Юшку, снимают стресс и вымещают негативные эмоции. Так он и погибает, впервые в жизни вступившись за себя, сказав слово в свою защиту.

Оказывается, что жил он и работал ради одной девочки, не имевшей родителей. Не ел сытно, не пил чая с сахаром этот мужчина, чтобы вырастить и обучить сироту. Сострадание рождает сострадание. Девушка эта, выучившись на доктора, приезжает в его село и лечит жителей, не требуя платы. А Кусака простая дворовая собачка. Боль и обида поселились в ее душе, поэтому она стала злой и кусачей. Но появляются добрые люди и топят лед ее брошенной души. Она их полюбила, доверилась. Но лето закончилось и дачники уезжают, оставив Кусаку снова одну. Они ее предали. Нужно ли было сострадание в этом случае, если оно принесло только боль маленькому собачьему сердцу? На мой взгляд, эти "добрые" люди поступили еще хуже того пьяного прохожего, который приманил Кусаку, а потом ударил ее. Ведь они подарили ей веру в любовь, подарили мимолетное счастье, она верила им. Верила, что нужна. А они ее бросили, особенно не задумываясь о ее судьбе.

Я уверена, что сострадание просто необходимо. И человек, лишенный сострадания, не может быть человеком в полном смысле этого слова. Но оно должно быть истинным и с умом. И если ты растопил ожесточенное сердце, приручил его к себе, то будь за него в ответе. И речь идет не только о животных.

Сочинение для 7 класса по литературе.

Сочинение сочувствие и сострадание в рассказе Юшка

Вопрос "нужности" человека, особенно если он всех раздражает, важный и всегда актуальный. Это вопрос сострадания и сочувствия...

В этом рассказе всем почему-то мешал несчастный Юшка. На самом деле звали героя Ефим. Просто был он такой слабый из-за чахотки, такой тихий (помогал кузнецу), что над ним вся деревня смеялась. Как гооврится, и стар, и млад. Находили смехотворным то, что в сорок лет он выглядит, как будто старик, что Юшка очень пунктуален, по нему можно часы сверять. Слишком слаб он был, чтоб за себя постоять, а защитников не нашлось. Дети кидали в него камнями, взрослые на него ругались без причины. Каждое лето он уезжал куда-то, каждый раз называя разный адрес. Все подозревали, что он ездит к свей дочке. Еще Юшка, казалось, на себя совсем денег не тратил. Предполагали, что он все отсылал той самой дочке.

И вот в один день Юшка совсем ослабел. И как назло, к нему подошел пьяный прохожий. Стал зло смеяться, мол, зачем такой неприятный человек миру нужен, что он полезного делает, чем людям помог... Впервые Юшка не выдержал и ответил. Он сказал, что раз живет, хотя и трудно ему, то, значит, так миру нужно. И вообще, никому плохого не делает, никого не трогает! Что же он всем мешает? Тут пьяный разозлился на такую правду, толкнул Юшку в грудь, тот упал и больше не поднялся.

Хоронил его кузнец, а все обидчики пришли на похороны. Теперь не на кого сливать свое зло, стали в деревне больше ругаться.

Через некоторое время приехала девушка - искать Ефима. Даже отчество его называла. Но никто не понимал, что ищет она Юшку. Догадались в итоге, объяснили... Оказалось, что девушка ему никто, она сирота, которую он устроил в пансион и деньги ей пресылал. Теперь она выучилась на врача, хотела благодетеля вылечить. Но поздно. И осталась она в деревне, чтобы помогать местным.

Сочувствие и сострадание в рассказе Юшка

Сочувствие и сострадание – это добрые душевные качества, которые необходимо иметь каждому человеку. Сочувствие – это отзывчивость к чужому горю, когда ты не проходишь мимо него, а стараешься утешить или помочь. Сострадание – умение понять страдание, беду, печаль, горе другого человека и выразить его самому. Но к большому сожалению, не каждый из нас хранит в своей душе эти благородные качества.

Тема сочувствия и сострадания хорошо раскрыта в рассказе Андрея Платонова «Юшка», где нам показана негативная сторона жизни, когда люди лишены этих добрых черт. Главный герой – Ефим Дмитриевич, которого и прозвали Юшкой, работал в кузнице помощником. Его внешний вид был непривлекательный: он невысокий, худой, с белыми всегда мокрыми глазами. Жил Юшка бедно: автор обращает внимание на то, что герой постоянно ходит в одной и той же поношенной одежде, не пьет чай, а только лишь воду, не покупает сахар.

Зато Юшка был трудолюбивым: он работал с утра до вечера, и по его появлению на улице узнавали, когда пора приниматься за работу, а когда можно отправляться на покой. Но никто из людей не хотел иметь такую жизнь, как у Юшки. Взрослые даже пугали ребят несчастной судьбой этого бедного человека. Он еще был мишенью: окружающие выливали на него весь свой гнев и злобу, обижали его. Их смущало его странное поведение: он жил обособленно, был не такой как все, ни с кем не разговаривал и ничем не отвечал на их грубости. Его били, потому что считали виноватым во всех своих бедах, еще больше ожесточаясь на его кротость и безответность, и это помогало злым людям на какое-то время забыть свою печаль.

Даже дети, следуя примеру взрослых, оскорбляли старика, на что он мягко просил их прекратить, веря почему-то в любовь детей, в то, что он им нужен и не безразличен для них. Он считал, что таким образом дети неумело проявляют к нему любовь и внимание. Сам Юшка любил людей и был к ним доброжелателен. А они погрязли в злобе и жестокости, постоянные пьянки отнимали их разум – и такая жизнь давно стала для них нормальной, даже правильной. Юшка же любил природу, наблюдал, вникал, понимал все ее явления, и это чувство переросло в любовь к людям. Для него было дорого каждое живое существо, он не представлял себе жизни без всего, что его окружало.

И когда Юшка впервые в жизни «осерчал на веселого прохожего», люди поняли, что черствость и жестокость души может стоить жизни. Произошло это потому, что окружающие героя люди отказывались понимать, что все люди одинаковы: и богатые, и бедные, и кроткие, и смелые, и добрые, и злые, и всем одинаково нужен воздух и свет. У людей не оказалось веры в Бога, все лучшее, человеческое в них было утеряно. Душа проснулась в них только тогда, когда главный герой оказался при смерти – люди, мучимые совестью, приходили просить прощения. И только когда Юшки не стало, все поняли, что он значил для них. От окончательного ожесточения людей спасла сиротка, которая напомнила всем несчастного старика – тихая, кроткая, милая и очень добрая.

Только в этом эпизоде, к концу рассказа, в людях просыпаются сочувствие и сострадание. Через жизнь Юшки автор пытается донести до нас, какой ужасной и бесчеловечной становится жизнь при отсутствии этих качеств. А в самом главном герое нам открывается бесценный кладезь примеров душевной доброты и благородства. Да, он погиб, но лишь благодаря ему люди научились быть людьми, научились проявлять сочувствие и сострадание, без которых так тяжело прожить.

  • Сочинение Дружба и вражда между Дубровским и Троекуровым

    Написание романа «Дубровский» было окончено в 1833 году. Он был написан в авантюрно-приключенческом жанре. В основу романа был положен сюжет дружбы, которая переросла во вражду двух, как казалось, заклятых друзей.

  • Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

    За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл.

  • Ромашов в рассказе Поединок Куприна образ и характеристика сочинение

    Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

  • Сочувствие - это благородная эмоция, которой подвергаются люди доброй души. Такие люди не думают о своей симпатии к человеку, ими движет порыв помочь. Несмотря на неприязнь, конфликты, они готовы поддержать, выслушать и помочь советом или делом.

    Признак сочувствия - это проявление уважения, чувство долга помогать, если это в силах человека. Многие жертвуют собой, своим положением, материальными благами, но помогают неприятному им человеку. В трудной ситуации, которая кажется безвыходной, даже слово утешения может помочь и внушить надежду. То, что кажется пустяком, для других людей - неподъёмная ноша. Оценив свои возможности и шансы, нужно приступать к действиям, забыв про свои эмоции и трезво оценить проблему.

    Сочувствие - это добро. Даже просто высказавшись, человеку станет легче. Именно о таких ситуациях повествуют нам литературные произведения. Писатели показывают житейскую истину, что нужно сочувствовать, несмотря на антипатию. Рискнув своей жизнью, совершив самопожертвование, будут спасены другие жизни. Важна сама ситуация и исход, а не ее участники.

    Тема сочувствия поднимается в романе Достоевского «Преступление и наказание». Образ стал народным и запал в душу многим читателям. Она жила с отцом и мачехой. У семьи трагичная судьба. Отец пил, а мачеха болела, обязанность обеспечивать семью легла на плечи молодой девушки. Несмотря на внешнюю худобу и сравнение ее с призраком, потому что она была настолько бледна, она была сильной по характеру.

    Разве она испытывала к ним симпатию? В своей судьбе мачеха винила Соню, попрекала ее лишним съеденным куском и своими причитаниями вынудила девушку торговать своим телом. Соня, конечно, испытывала к ним сострадание и именно поэтому отважилась на такой шаг. Она не осуждала их, не смела воспротивится, а сочувствовала этим двум заблудшим и потерянным душам.

    Таким образом, сочувствие проявляется к любым людям. Нравятся они или нет, но нужно помочь. Ведь, возможно, они не виноваты в сложившейся ситуации и им неоткуда ждать помощи. Именно ты их последняя надежда, шанс на светлое будущее. В беде многие люди открываются с новой стороны и нет такого понятия, как ненависть к человеку. Есть ситуация и есть выход из неё. И если ты в силах помочь, почему бы это не сделать? Возможно, сочувствуя таким людям, на них можно взглянуть и с другой стороны и беда сплотит и поменяется отношение к ним.

    Сострадание - это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется; сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие - это очень хорошая тема для сочинения по русскому языку.

    Зачем писать сочинение о милосердии?

    Именно поэтому школьники получают задания подобного рода. В процессе работы они могут более детально проработать тему сопереживания ближнему, понять, чем является милосердие на самом деле и каким образом оно выражается. Сочинение «Что такое сострадание?» - хороший способ и самому пишущему осознать это качество в себе, стать более милосердным к ближним. Какие же моменты можно упомянуть в своей работе?

    Чем же является сопереживание?

    Сострадание - это умение человека ощутить то, что чувствует ближний так, как если бы он сам испытывал те же переживания. Оно отличается от сопереживания - ведь сопереживать другому человеку можно не только в боли, но и в радости, веселье, тоске или скуке.

    Сострадающий и сочувствующий человек способен понять то, что творится на душе у другого. Считается, что если человек способен сострадать, то значит, у него действительно есть сердце и душа и он способен любить. Способным к состраданию является духовно богатая личность. Она способна вспомнить нечто из своего опыта, когда встречается с несчастьем ближнего, оказать ему помощь и поддержку, поскольку ей самой известно, как трудно быть в подобной ситуации.

    Подмена понятий

    Однако не всегда сострадание в действительности проявляется как положительное качество. Существует немало вариаций сострадания, и одно из них - это жалость. Такой тип отношения к людям очень распространен на постсоветском пространстве. Зачастую люди не заботятся о своем здоровье, не занимаются спортом, не ценят себя самих, собственные жизни. Однако при этом общественная мораль запрещает бросать тех, кто сам своими действиями лишил себя этого здоровья.

    Классический пример - это супруги алкоголезависимых людей, которые остаются рядом со своими слабохарактерными мужьями, даже когда их страсть к выпивке сделала из них инвалидов. Может показаться, что такая женщина действительно испытывает настоящее сострадание: «Как же теперь он без меня проживет? Совсем погибнет». И она кладет на алтарь «спасения» своего супруга-слабака целую жизнь.

    Жалость или милосердие?

    Однако такой тип отношений вряд ли можно назвать состраданием. Вдумчивый школьник, пишущий сочинение «Что такое сострадание?», поймет: в подобном поведении просвечивается только одно чувство - жалость. И более того, если такая женщина, коих очень много в России, не думала бы только лишь о самой себе и своих чувствах, она выбрала бы совершенно другую модель поведения. Истинно сострадая своему безвольному и ленивому супругу и желая ему добра, она бы как можно скорее прекратила с ним взаимоотношения - и, возможно, тогда бы он осознал, что его образ жизни разрушителен как для его собственных тела и ума, так и для семьи.

    О сопереживании в диких племенах

    В сочинении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и некоторые интересные факты. Например, не во всех культурах милосердие или сопереживание воспринимается так, как в России, или, к примеру, в Америке.

    В диких лесах Амазонки живет необычное племя екуана. Оно довольно многочисленно, состоит из порядка 10 тыс. членов. Проявление сострадания у представителей екуана существенно отличается от привычного для нас. Например, если ребенок ушибется, родители не проявляют никаких признаков сопереживания, даже не пытаются его пожалеть. Если малышу не нужна помощь, то они ждут, пока чадо поднимется и догонит их. Если кто-нибудь из этого племени заболеет, то другие члены племени будут делать все, что в их силах, чтобы его вылечить. Екуана будут давать своему соплеменнику лекарства или же вызывать духов, чтобы они вернули ему здоровье. Но они не будут жалеть больного, а тот своим поведением не станет беспокоить других членов племени. Это достаточно необычный вид проявления сострадания. Однако необходимо помнить, что племя екуана находится на ступени первобытнообщинного строя. Подобное отношение для западного человека вряд ли будет приемлемо.

    Необычный вид помощи

    В сочинении «Что такое сострадание?» можно привести различные примеры проявления милосердия, а также описать и разные виды этого чувства. В психологии есть и такой вид сопереживания, который называется опережающим. Его смысл состоит в том, что человек (чаще всего это психолог) помогает человеку, которому плохо, необычным образом: он сам идет просить у него совета.

    Обычно люди удивляются, что кто-то не пытается им помочь или утешить, а сам просит у них совета. Однако, как утверждает психолог Р. Загайнов, работающий в сфере спортивных достижений, этот способ всегда «срабатывает» - человеку становится лучше после того, как он сам помог другому. В сочинении на тему «Сострадание» можно упомянуть и такой необычный способ помощи ближнему.

    Антипод милосердия

    В сочинении-рассуждении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и о противоположности этого чувства, а именно равнодушии. Считается, что оно - самый страшный порок, который только может быть свойственен человеку. Этого мнения придерживалась мать Тереза, и оно же прописано в Библии.

    Писатель Бернард Шоу говорил о том, что самое страшное преступление, которое только может совершить человек по отношению к другим людям, заключается не в том, чтобы ненавидеть их, а в том, чтобы относится к ним равнодушно. Равнодушие означает полное отсутствие каких-либо эмоций. Человек, которому все равно, что происходит вокруг, не испытывает ни положительных, ни отрицательных переживаний. И если последнее еще может пойти на пользу его здоровью (ведь, как известно, негативные эмоции разрушают клетки человеческого организма изнутри), то отсутствие позитивных переживаний абсолютно бесполезно.

    Об этом же говорил и известный русский писатель А. П. Чехов. Он называл равнодушие «параличом души» и даже «преждевременной смертью». Если задуматься, то во многом великий писатель прав - ведь равнодушный человек безразличен ко всему миру вокруг него. Он похож на зомби, который имеет внешнюю оболочку, но внутри абсолютно лишен чувств. В сочинении «Сочувствие и сострадание» школьник может описать этот вид душевной черствости более подробно, рассказав, например, о случае из жизни. Ведь каждый наверняка видел, как проявляется равнодушие по отношению к старикам, беременным женщинам, больным людям.

    Как написать хорошее сочинение?

    Задание на данную тематику требует соблюдения всех правил написания школьной работы: она должна быть грамотной, содержать в себе введение, основную часть, в которой будут расписаны основные тезисы по пунктам, а также заключение. Без этого вряд ли можно рассчитывать на хорошую оценку по сочинению. Нужны сочувствие и сострадание или нет - школьник решает в своей работе сам. Он может придерживаться любой точки зрения, и это не повлияет на результат. А вот отсутствие доводов, орфографические или пунктуационные ошибки, недостаточный объем сочинения - все это может отразиться на оценке сочинения. Конечно, скорее всего, большинство учащихся согласятся, что без этих качеств тяжело жить не только тем людям, которые окружают черствого человека; и ему самому тяжело жить с таким жестоким сердцем.

    Нужно ли милосердие - решение каждого

    Однако быть милосердным или жестоким, каждый также решает сам. Нужно ответить самому себе на вопрос: а мне самому нужны ли сочувствие и сострадание? Сочинение лишь помогает натолкнуть на такие рассуждения. Человек, которому не хватает сострадания к людям и ко всему живому, может постепенно развивать в себе эти качества. Как это сделать? Самый простой способ - добрые дела. Можно начать помогать сначала родственникам и друзьям, которые нуждаются в этом, затем незнакомым людям. Сейчас немало различных социальных учреждений нуждаются в помощи. А на Западе опыт благотворительности или волонтерства является весомым плюсом при приеме на работу.

    Урок развития речи. Литература.

    "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

      Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

      Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

      Развитие устной и письменной речи.

      Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

    Оборудование : мультимедийная презентация PowerPoint

    Ход урока

      Стадия вызова.

      Прием – Мозговой штурм (цель: сталкивание разных суждений для принятия самостоятельных решений)

    Сегодня мы с вами поработаем в группах. Каждая группа должна будет создать небольшой проект, который поможет Вам в написании сочинения.

    На первой странице подпишите, пожалуйста, свои фамилии.

    Эпиграфы:
    Научи меня молиться,
    Добрый ангел, научи,
    Уст твоих благоуханьем
    Чувства чёрствые смягчи!
    Да во глубь души проникнут
    Солнца вечного лучи,
    Да в груди моей забьются
    Благодатные ключи.(П.Вяземский)

    Верю я, придёт пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)

    Я счастлив счастием мне чуждым,
    И грустен горестью чужой;
    Чужим несчастиям и нуждам
    Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)

    «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)


    «Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)


    Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку и запишите в свои проекты. И объясните, как его понимаете.

    - 2.Постановка цели и задач.

    Ребята, давайте вспомним материал уроков русского языка.

    Тип речи рассуждение. Что вы о нем знаете?

    Как строится текст типа речи рассуждение?

    Работаем в группах.

    Найдите, пожалуйста лексическое значение слов сочувствие и сострадание. Запишите их в проект.

    Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

    Сочувствие-

    1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

    2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

    Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание ?

    Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию .

    Из проделанной работы скажите, пожалуйста, чем мы будем заниматься на уроке, для чего мы вспомнили типы речи рассуждения

    Правильно итогом нашей работы будет написание домашнего сочинения

    А как вы думаете, какова тема этого сочинения? Из проделанной словарной работы.

    "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" Обратите внимание тема со знаком вопроса, значит, мы должны ответить на эти вопрос. А как вы думаете нужны? Зачем?

    Какие произведения мы с вами недавно прочитали, в которых затронута проблема человеколюбия, сострадания?

    Давайте вспомним рассказы Л. Андерева «Кусака» и А. Платонова «Юшка».

    У вас перед глазами таблица заполните ее, пользуясь учебником.

    Вопрос

    Текст

    Какие чув при этом испы

    Кто такой главный герой?

    Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

    Самопожертвование

    Как относились взрослые к Юшке?

    Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

    Жестокость

    Кротость

    Как относились дети?

    Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

    Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

    Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

    Злость

    Сочувствие

    Любовь

    Всепрощение

    Куда уходил Юшка каждое лето?

    Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

    Забота о других

    Смерть Юшки.

    Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

    Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

    Юшка первый раз в жизни сердился:

    А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

    Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

    Злоба

    Смерть

    Гостья Ефима Дмитриевича.

    Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

    Любовь

    Доброта

    Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

    Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

    Любовь к природе и людям

    Почему умер Юшка?

    Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полон людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

    Отсутствие сочувствия и сострадания

    Как приняли окружающие смерть Юшки?

    Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

    Без добрых людей жить трудно

    Л.Андреев «Кусака»

    Кто такая Кусака?

    Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать, где она находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась.

    Жалость

    Как взрослые и дети относились к Кусаке?

    Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали

    Жестокость

    Почему собака не доверяла людям?

    Один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он сегодня всех любил и всех жалел, пожалел он и собаку, грязную и некрасивую. Когда собака подошла к нему и легла перед ним на спину, настроение его изменилось. С размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и убегала, а иногда со злобой накидывалась, пытаясь укусить.

    Жестокость, злоба

    Как у собаки началась новая жизнь?

    Наступила весна, и тихая дача, на которой поселилась собака, огласилась громкими голосами, топотом, смехом и пением людей. Приехавшие дачники были добрыми людьми, дышали воздухом, видели все вокруг себя беззлобным, это делало их еще добрее.

    Надежда на счастье

    Кто дал собаке имя?

    Хорошенькая девушка в коричневом платье – Лёля. Леля говорила: Я люблю тебя, Кусачка, очень люблю. Ты не веришь мне, Кусачка?

    Вера

    Как изменилась собака?

    Всей своей собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить. Она изменилась до неузнаваемости: длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

    Счастье

    Преданность

    Что случилось осенью?

    Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, стали пустеть дачи. Пришли незнакомые люди и стали вывозить вещи. Кусака, смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда глядела на террасу. Леля пошла на вокзал. Кусака бежала за ней. И только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.

    Предательство

    Почему выла Кусака?

    Кусака долго металась по следам уехавших людей. В комнатах было пусто. Отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Наступила ночь. Собака завыла жалобно и громко. звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и понесся над обнаженным полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама темная ночь. Собака выла.

    Отчаяние

      Составление кластера в проектах. какие чувства испытывают герои

    Юшка Кусака

      Прием – толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)

    От чего страдают главные герои – Юшка и Кусака?

    Чем похожи Юшка и Кусака?

    Чего не хватает окружающим их людям?

    Кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?

    - для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?

    Посмотрите на эпиграфы. Которые вы выбрали. И на эту цитату. «… ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. К.И.Чуковский.

    вывод:

    напишите в своей работе . Выслушаем.

    Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

    Это и будет тезисом вашего сочинения.

    Вторая часть это доказательство. Мы привели с вами аргументы из рассказов, воспользуйтесь ими в своей работе.

    Вывод. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».

    А это запишите в качестве вывода в своем сочинении.

    Итак, давайте составим план в тетрадях

      Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).

      Доказательства:

    Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

    А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

    Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

    К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

    А) Смерть Юшки.

    Б) Новое разочарование Кусаки.

    3. Вывод. Что было бы если бы в нашем мире не было сострадания и сочувствия.

    3. Стадия рефлексии

    Ребята, что вы поняли на сегодняшнем уроке.

    Все ли цели урока достигнуты.

    Ситуации ( цель: рождение нового знания , соотнесение содержания с жизненными задачами)

      Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

      Нужно ли проявлять милосердие к людям улицы: лицам без определенного места жительства, пьяницам?

      Как вы считаете, нужно ли чем-то жертвовать ради помощи другим людям?

    Перед вами лист самооценки.

    Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем группа пусть обсудит и поставит вам оценку.

    Продолжите фразу

    Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

    После этого урока я постараюсь _____________________________________

    Мне понравилось __________________________________________________

    Смайлики Урок понравился,

    урок не понравился

    Милый, славный, добрый друг!
    В мире много есть наук.
    Нам их надо все познать,
    Чтобы человеком стать!
    Выбор сложный предстоит,
    Что важней, определит
    Сердце чуткое в груди,
    С ним сквозь тернии иди.
    Человека возлюби!
    Благо ближнему дари!
    Честь, достоинство и вера –
    Вот земных желаний мера.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: