Сообщение на тему царский трон ивана 4. Костяной трон

Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик Носовский Глеб Владимирович

24. Мы обнаружили зодиак на троне Ивана Грозного Выясняется, что Иван IV родился 9 февраля 1526 года, то есть на четыре года раньше, чем сегодня считается

24. Мы обнаружили зодиак на троне Ивана Грозного

Выясняется, что Иван IV родился 9 февраля 1526 года, то есть на четыре года раньше, чем сегодня считается

24.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в оружейной палате кремля, изображен зодиак с гороскопом

До настоящего времени сохранилось очень мало личных вещей Ивана Грозного. Пожалуй, наиболее известная из них - походный царский престол в виде кресла с подлокотниками и подставкой для ног, целиком покрытый резными пластинами из слоновой кости. Престол хранится в Оружейной Палате Московского Кремля, рис. 2.83. Согласно описям Оружейной Палаты, он принадлежал Ивану Грозному и сам царь сидел на нем. Исследователи полагают, что костяной престол изготовлен в Западной Европе и привезен в Москву лично для Грозного , с. 365.

Мы внимательно изучили все изображения, покрывающие костяной престол Грозного и неожиданно обнаружили среди них весьма откровенный зодиак с гороскопом. Как мы обычно делаем, сокращенно обозначим этот зодиак двумя латинскими буквами - PG. Таким образом, на престоле Грозного записана некая дата, которую, как мы убедимся, можно однозначно восстановить с помощью астрономических расчетов. Зодиак с датой расположен в трех нижних клеймах на передней стенке основания престола. Это - стенка, спускающаяся вниз от сиденья к подставке для ног, рис. 2.90 и 2.91. Содержание клейм с зодиаком следующее.

Рис. 2.90. Передняя стенка основания костяного престола Ивана Грозного. В нижнем ряду - три клейма, в которых изображен зодиак с гороскопом царя Ивана IV. Фотография сделана нами в 2006 году с точной копии престола, выставленной в музее Александровской Слободы (город Александров, Московская область).

Рис. 2.91. Три клейма с зодиаком на костяном престоле Ивана Грозного. Слева направо: 1 КЛЕЙМО - Козерог, на котором стремительно мчится всадник (Луна). 2 КЛЕЙМО - Водолей, возле которого сидит птица-Солнце. 3 КЛЕЙМО - Рыбы, где показаны остальные пять планет. А именно, Сатурн в виде бородатого Крона, изрыгающего двух младенцев; Венера в виде Реи, протягивающей руки к Крону; Юпитер в виде молодого мужчины, отвернувшегося от Крона и лежащего на свинье с закрученным хвостиком; Марс и Меркурий в виде младенцев, которых изрыгает Крон. Фотография сделана нами в 2006 году с точной копии престола, выставленной в музее Александровской Слободы.

В ПЕРВОМ КЛЕЙМЕ изображен Козерог, на котором сидит стремительно мчащийся всадник. Плащ всадника развевается по ветру, подчеркивая скорость движения. Таким образом, в Козероге показана очень быстро движущаяся планета. Это, очевидно, Луна, которая перемещается по небу в несколько раз быстрее всех остальных планет. Других символов, которые могли бы изображать Луну, на данном зодиаке нет. Следовательно, ЛУНА показана в Козероге.

ВО ВТОРОМ КЛЕЙМЕ изображен полулежащий обнаженный мужчина с рогом изобилия и ветвями в руках. У него подчеркнуто выделяется грудь, похожая на женскую. На одно плечо накинут плащ, складки которого напоминают потоки воды. Это - Водолей, соседнее с Козерогом созвездие Зодиака. В данном случае Водолей представлен в виде Диониса. Отметим, что такая же фигура Водолея - обнаженный мужчина с женской грудью, - часто встречается и на египетских зодиаках. См. наши книги «Новая хронология Египта» и «Звезды», где подробно обсуждается старинная астрономическая символика Водолея. С учетом этого обстоятельства фигура Водолея на престоле Грозного узнаётся однозначно. Рядом с Водолеем сидит птица. Символ птицы на старинных зодиаках нам тоже уже хорошо знаком. Чаще всего так изображали Солнце, см. нашу книгу «Новая хронология Египта». Более того, птица в Водолее - единственная подходящая фигура для Солнца на данном зодиаке (см. ниже). Итак, СОЛНЦЕ изображено в Водолее.

В ТРЕТЬЕМ КЛЕЙМЕ мы видим изображение созвездия Рыб в виде двух рыб, сомкнувшихся ртами. Хвост одной из рыб поднимается вверх, закручиваясь кольцом в левом верхнем углу клейма и охватывая фигуру младенца. Всего в этом клейме изображено пять человеческих фигур - ровно столько, сколько остаётся пока еще не отождествленных планет. В самом деле, из семи планет древности две «планеты» - Солнце и Луну - мы уже отождествили. Осталось найти на зодиаке еще пять планет - Юпитера, Сатурна, Марса, Венеру, Меркурия. В данном случае, поскольку все пять недостающих фигур изображены в Рыбах, с чисто астрономической точки зрения уже не столь важно - какая именно фигура изображает ту или иную планету. Тем более, что все они показаны переплетенными в единый клубок, без определенного порядка, который можно было бы учесть в вычислениях.

Отметим, что фигуры в этом клейме ИДЕАЛЬНО соответствуют недостающим пяти планетам древности. А именно, здесь изображена известная сцена из «древне»-греческой мифологии: бог Крон (он же Сатурн), будучи принужден своим повзрослевшим сыном Юпитером (Зевсом) и женой Реей, изрыгает проглоченных им младенцев - братьев и сестер Юпитера. Напомним краткое содержание мифа. «Воцарившись вместо отца, Крон взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын. Поэтому, как только у Реи рождались дети, Крон тотчас их проглатывал… Однако Рея обманула Крона, подложив ему вместо младшего сына Зевса запеленутый камень, который и был проглочен Кроном. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите. Возмужав, он… опоил Крона волшебным питьем, благодаря которому Крон изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса» , с. 299.

Сообщается, что Рея также прямо участвовала в заговоре против Крона: «Зевс… посетил свою мать Рею и попросил сделать его виночерпием Крона. Рея изъявила готовность помочь ему в деле отмщения. Она достала горчицу и соль, которые Метида посоветовала подмешать в медовый напиток Крона. Хлебнув напиток, Крон сначала изрыгнул из уст камень, а потом и всех старших братьев и сестер Зевса» , т. 1, с. 52.

Вновь обратимся к третьему клейму на троне Грозного. Нетрудно догадаться, что здесь, наряду с Рыбами, изображен именно миф о том, как Крон-Сатурн изрыгает своих проглоченных детей. Сразу узнаётся Сатурн - бородатый мужчина, крепко сжавший в руках младенца. Еще один, уже выплюнутый им младенец, показан рядом, а именно, в загнутом хвосте одной из Рыб. Справа от Крона мы видим женщину (Рея), протягивающую руки к спасенным младенцам. Рядом с ней стоит большой сосуд, из которого высовывается пучок травы и, по-видимому, два дубовых листа - зелье, приготовленное Зевсом и Реей для Крона. Дубовые листья, вероятно, намекают на Рею, «священным деревом которой считался дуб» , т. 1, с. 51.

Левее Крона показан молодой мужчина, отвернувшийся от Крона и лежащий на спине животного, похожего на свинью с хвостиком, завернутым колечком. Эта свинья тоже известна из мифологии, а хвостик ее может изображать, кроме прочего, и потерянную пуповину Зевса: «Говорят также, что Зевса вскормила СВИНЬЯ, ВОЗИВШАЯ ЕГО НА СПИНЕ, и что он потерял свою ПУПОВИНУ у Омфалиона, неподалеку от Кносса» , т. 1, с. 51.

Таким образом, в третьем клейме совершенно определенно узнаются САТУРН-Крон и ЮПИТЕР-Зевс. Напомним, что «в римской мифологии Крон известен под именем Сатурна» , с. 299, а Зевс - просто другое имя Юпитера: «Зевсу соответствует римский Юпитер» , с. 221.

Планета Венера также отождествляется однозначно. В самом деле, Венера - «женская» планета. Она постоянно изображалась на старинных зодиаках в виде женщины [НХЕ]. Значит, ВЕНЕРА представлена здесь в виде Реи - женской фигуры в правой части клейма. Итак, неотождествленными остаются лишь два одинаковых младенца, которых изрыгает Крон. Методом исключения получаем, что они символизируют в данном случае планеты МАРС и МЕРКУРИЙ.

Заметим, наконец, что в под прильнувшими друг к другу головами Рыб, примыкая к ним, видна голова какого-то животного. Что она означает в данном случае не очень ясно. Не исключено, что это - голова Овна (ягненка), соседнего с Рыбами созвездия. Но тогда некоторые из представленных в третьем клейме пяти планет могут оказаться не только в Рыбах, но и в Овне. В наших расчетах мы рассматривали такую возможность. Впрочем, присутствие планет в Овне, скорее всего, не должно было быть здесь слишком значительным. Иначе трудно объяснить, почему Овен не показан в полном виде, а только одна голова от него. В окончательном решении так и получилось. Лишь одна из планет (Юпитер) оказалась в Овне, причем все равно достаточно близко к Рыбам.

Из книги Иван Грозный и Петр Первый [Царь вымышленный и Царь подложный] автора

1.3. Иван IV родился 9 февраля 1526 года - на четыре года раньше, чем считается Итак, мы получили две возможных даты для зодиака на костяном престоле Грозного - более вероятную (1526 год) и менее вероятную, но все же возможную (1289 год).Примем теперь во внимание, что зодиак

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года В 1714 году Петр I, одержав важную победу над Шведским флотом при Аландских* островах, сказал в своей торжественной речи по этому поводу следующие примечательные слова: «Природа

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

7.8.5. Дата на зодиаке «RS»: 4…5 февраля 1289 года н.э. или 20…21 февраля 1586 года н.э. Мы нашли все решения для этого гороскопа на интервале от 3000 года до н.э. до 2000 года н.э. Их оказалось всего

автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Зодиак Ивана Грозного (зодиак «PG»): царь родился 9 февраля 1526 года, на четыре года раньше, чем считается 2.2.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в Оружейной палате Кремля, изображен зодиак с гороскопом До настоящего времени сохранилось очень мало личных

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в Оружейной палате Кремля, изображен зодиак с гороскопом До настоящего времени сохранилось очень мало личных вещей Ивана Грозного. Пожалуй, наиболее известная из них - походный царский престол в виде кресла с

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.3. Царь родился на 4 года раньше, чем полагают историки Выше мы получили две возможных даты для зодиака на костяном престоле Грозного - более вероятную (1526 год) и менее вероятную, но все же возможную (1289 год). Однако, если принять во внимание, что зодиак изображен не

автора Носовский Глеб Владимирович

24.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в оружейной палате кремля, изображен зодиак с гороскопом До настоящего времени сохранилось очень мало личных вещей Ивана Грозного. Пожалуй, наиболее известная из них - походный царский престол в виде кресла с

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

24.3. Царь родился на четыре года раньше, чем полагают историки Итак, мы получили две возможные даты для зодиака на костяном престоле Грозного - более вероятную (1526 год) и менее вероятную, но все же возможную (1289 год). Однако, если принять во внимание, что зодиак изображен не

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного Светоний сообщает, что Гальба был, «бесспорно, муж великой знатности, из видного и древнего рода… сделавшись императором, выставил у себя в атрии

Из книги Краткая история спецслужб автора Заякин Борис Николаевич

Глава 21. Разведка от Ивана Грозного до октября 1917 года Русский царь Иван Васильевич Грозный, продолжил борьбу с наследниками ордынских ханов и в 1549 году создаёт Посольский приказ, в функции которого входило ведение политической и военной разведки, а также создает

автора Носовский Глеб Владимирович

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного) 20.1. Что известно о митрополите Филиппе Колычеве и его борьбе с Грозным Напомним вкратце данные из нашей

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

1. Почему историки сегодня пытаются «оторвать» имя Ивана Грозного от его известного трона В книге «Раскол Империи», гл. 2:24, мы показали, что Иван IV Грозный родился 9 февраля 1526 года, то есть на четыре года раньше, чем сегодня считается. Этот важный вывод мы смогли сделать

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

Четыре года, четыре месяца и четыре дня правления «грозного метеора» Утром 11 марта во двор Михайловского замка к графу Кутайсову подошел неизвестный человек и просил принять от него бумагу «с важным сообщением для государя». Кутайсов бумагу принял, но передать ее

Из книги Краткая история военной разведки России автора Заякин Борис Николаевич

Глава 7. Военная разведка от Ивана Грозного до октября 1917 года Русский царь Иван Васильевич Грозный, продолжил борьбу с наследниками ордынских ханов и в 1549 году создаёт Посольский приказ, в функции которого входило ведение политической и военной разведки, а также создает

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 На мозаиках Рафаэля в капелле Киджи церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (зодиак МР) изображен слегка измененный зодиак Астрономии Астрономически на нем записано либо 23–25 августа ст. ст. 1785 года, либо 11–12 августа ст. ст. 1843 года 3.1. Церковь святой Марии в тополях


Зал 7. Витрины 47,48,49,51.

Древнейший парадный трон середины XVI века является образцом ренессансной культуры. Белоснежный, подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован пластинами из слоновой и моржовой кости. Резные орнаменты соединяют разнообразные сюжеты, изображения в целостную композицию. Среди сцен исторического, геральдического и бытового содержания выделяются пластины с картинами из жизни библейского царя Давида, глубоко почитавшегося в Древней Руси. Предполагают, что трон предназначался для первого русского царя - юного Ивана IV венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте семнадцати лет, и был выполнен западными мастерами.

Здесь же представлен трон восточной работы конца XVI века. Он подарен персидским шахом Аббасом I царю Борису Годунову в 1604 году. Трон имеет типично восточную форму с низкой спинкой и подлокотниками. Мастер использовал любимые на Востоке украшения: золотое басменное тиснение, голубую бирюзу и красные рубины. Спинка сиденья, подлокотники и весь трон снизу были обиты золотым иранским бархатом. В 1742 году, при подготовке трона к коронации, ветхий бархат был заменен на новый, французский.

Трон Михаила Федоровича - первого царя из династии Романовых - был сделан в начале XVII века из старого трона Ивана Грозного восточной работы. Так как его переделывали русские мастера, то они придали трону форму древнерусского кресла с высокими спинкой и подлокотниками, но в украшении оставили восточные мотивы. Трон облицован золотой басмой (на облицовку потребовалось тринадцать килограммов золота). Его украшают бирюза, рубины, хризолиты, топазы и жемчуг.

Одним из самых богатых тронов в коллекции является так называемый Алмазный трон, подаренный царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении в Иране с прошением торговать без пошлины на территории России. В вознаграждение за трон, купцам пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью. Трон выполнен из сандалового дерева, облицованного золотыми и серебряными пластинами. Причудливый растительный орнамент прочеканен на пластинах. Резная полоса с крупным узором, изображающим процессию слонов с восседающими на них погонщиками, окаймляет низ трона. На спинке трона в картуше с жемчужной обнизью шитая надпись: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659». Всю поверхность трона покрывает сложная мозаика из бирюзы и алмазов (их около девятисот), делая его поистине бесценным.

В русской истории в конце XVII века сложилась уникальная ситуация, когда на престол венчали сразу двух царевичей. После смерти царя Алексея Михайловича осталось три сына. Старший, Федор Алексеевич, царствовал недолго и неожиданно в 1682 году умер. По обычаю, престол должен был унаследовать его брат, следующий по старшинству пятнадцатилетний Иван, но тот не отличался ни умом, ни здоровьем. Тогда и были венчаны на престол одновременно Иван (Иван V) и младший его брат - десятилетний Петр (Петр I).

Специально для этого случая и был изготовлен громадный двойной серебряный трон. Не вполне доверяя государственному уму малолетних монархов, бояре предусмотрели за спинкой трона тайное место - для наставников царей. Чаше всего его занимала их старшая сестра, двадцатипятилетняя Софья, для своего времени особа весьма образованная: она знала латинский и греческий языки, играла на многих музыкальных нструментах. Во время приема иностранных послов Софья из тайника через окошко, покрытое ковром, подсказывала Петру, наиболее смышленому мальчику, ответы на вопросы заморских представителей. Послы не раз дивились сообразительности десятилетнего русского царя.

Среди разнообразных украшений этого трона выделяются серебряные и золоченые пластины с чеканными фигурами фантастических грифонов, единорогов, барсов и львов. По средневековой символике это знаки силы и власти.

Древнюю коллекцию тронов XVI-XVII веков дополняют тронные кресла. Они использовались при коронациях и в других торжественных случаях. Наибольший интерес представляют тронные кресла XVIII века - императрицы Елизаветы Петровны (1742) и императора Павла I (1796). Образцом искусства нового этапа (переход от барокко к рококо) служит тронное кресло Елизаветы Петровны. Сохраняя величавую торжественность, оно очень элегантно и живописно. Гнутые ножки и подлокотники украшают не только резные цветы и травы, но и прелестные женские головки. Официальное назначение кресла подчеркивает великолеп­ое декоративное шитье спинки кресла с изображением государственного герба и вензеля Елизаветы Петровны. Соединение символов власти с легкостью и воздушным изяществом прихотливых завитков орнамента как бы воплощает принадлежность трона женщине.

Расскажи друзьям:

Ранним из сохранившихся русских тронов считается украшенный резной слоновой костью трон последнего представителя династии рюриковичей — царя Ивана IV Грозного. Согласно легенде, трон привезла из Византии вторая жена Ивана Третьего и племянница последнего византийского императора Софья Палеолог.

Известные документы об этом троне восходят лишь к тому времени, когда “стул костяной” принадлежал Ивану Грозному. Возможно он был изготовлен по заказу к венчанию Ивана Грозного на царство в 1547 году и с тех пор получил название «Трон Ивана Грозного».

Среди специалистов нет единого мнения о мастерах его создавших. Одни полагают, что это работа немецких мастеров, другие — итальянских. Кресло сплошь оклеено пластинами слоновой кости, с выразительными пластическими композициями на темы библейских сюжетов, фигур мифологических животных, характерных для рельефной резьбы эпохи Возрождения. Большинство изображений рассказывает о добротетели, мудрости и храбрости библейского царя Давида. Пластины с батальными сценами были добавлены, возможно, в 1642 году при реставрации трона.

Вместе с тем, существует другая версия….

Встречавшийся с отцом Ивана Грозного автор исторических «Записок по московитским делам» Сигизмунд фон Герберштейн писал, что принял его во дворце Василий Третий, восседавший на троне из слоновой кости. Его свидетельством подтверждено существование костяного трона в московском Кремле задолго до коронации Ивана Грозного.

Если наблюдательный Герберштейн адекватно воспринимал происходившее, не обознался, приняв говорившего с ним московского князя за Василия третьего, отца Ивана IV, и отличал обычное дерево от резного слонового бивня, то ему можно поверить, что он видел костяной трон в Кремле ещё до венчания царевича Ивана на царство, и тогда «западно-европейская» версия окажется сомнительной. К тому же не следует забывать, что при рюриковичах резной трон из слоновой кости на Руси появился тогда не впервые. Пленённый татарами мастер Кузьма за двести лет до приезда византийской княжны изладил костяной трон, покрыв его резьбой, восхитившей папского нунция, повидавшего на своём веку только в Италии немало художественных шедевров. И если бы не орда, поработившая мастера, то вполне возможно, что уже в середине 13-го века такой трон мог поражать заезжих гостей в княжеской гриднице очередного рюриковича.

Историю вершат правители, опора любого правителя не только люди, но и трон, на котором он должен величественно восседать. Это имидж, говоря современным языком.

Самым древним русским троном, который дошел до наших дней, считается костяной трон Ивана IV Грозного. Есть версия, что это творение привезла на Русь Софья Палеолог, бабка Грозного, как подарок на венчание Василия III и Елены Глинской, родителей Ивана IV. На троне даже зодиакальная дата их свадьбы «9 февраля 1526 года», торжество произошло 21 января 1526, так что не исключено, что византийцы, которые были приглашены на свадьбу за несколько месяцев, решили таким образом запечатлеть эту дату на память. Но по каким-то причинам дату свадьбы потом, возможно, изменили. Точного объяснения, почему на троне выгравированно это число, все же нет.

Впрочем, вышеописанной версии есть даже подтверждение. Встречавшийся с отцом Ивана Грозного автор исторических «Записок по московитским делам» Сигизмунд фон Герберштейн писал, что принял его во дворце Василий Третий, восседавший на троне из слоновой кости. Его свидетельством подтверждено существование костяного трона в московском Кремле задолго до коронации Ивана Грозного.

Но все же некоторые ученые считают, что с Василием III трон никак не связан и что достался в дар он именно Ивану. Потому что документы с упоминанием «стула костяного» восходят к времени правления самого Грозного. Возможно, он был изготовлен по заказу к венчанию последнего представителя рода Рюриковичей на царство, после чего и получил название «Трон Ивана Грозного».

История вещь очень запутанная, и не ясно, прав ли сам Герберштейн, не обознался ли он, приняв говорившего с ним московского князя за Василия III и отличал ли обычное дерево от резного слонового бивня.

Нет и окончательного мнения о том, кто трон создавал. Кто-то считает, что это дело рук византийцев, кто-то говорит о немцах, а кто-то об итальянцах. Каркас кресла деревянный, он украшен пластинами слоновой кости, с изображениями библейских сюжетов и мифологических животных, такие композиции были характерны для эпохи Возрождения. Большинство из них рассказывает о добродетели, мудрости и храбрости библейского царя Давида. А пластины с батальными сценами, возможно, были добавлены в 1642 году при реставрации трона.

Однако не стоит забывать, что при Рюриковичах резной трон из слоновой кости на Руси появился тогда не впервые. Плененный татарами мастер Кузьма за двести лет до приезда византийской княжны Софьи изладил костяной трон, покрыв его резьбой, восхитившей папского нунция, повидавшего на своем веку только в Италии немало художественных шедевров. И если бы не орда, поработившая мастера, то вполне возможно, что уже в середине 13-го века такой трон мог поражать заезжих гостей в княжеской гриднице.

Иван IV Васильевич Грозный
при вступлении на престол — Иоанн IV)
Годы жизни: 25.08.1530-18.03.1584.
Годы правления: 1547-1574, 1576-1584

Великий князь московский и всея Руси (1533-1547)
Первый царь всея Руси (1547-1574 и с 1576)
Князь Московский (1574-1576).
Православный мыслитель.

Первый русский царь

Из династии Рюриковичей, сын Василия III и Елены Васильевны Глинской .
Внук Софьи Палеолог .

Иван IV, прозванный впоследствии Иваном Грозным, родился в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был очень желанным ребенком, и его рождения ожидала вся страна. Перед его появлением юродивый Домитиан объявил Елене Глинской, что она будет матерью Тита, широкого ума. Писали, что в момент рождения Ивана земля и небо подверглись неслыханным громовым ударам, что было воспринято как добрый знак.

После смерти Василия III в 1534 году власть перешла к Елене Глинской. Но в 1538 году и она умерла, отравленная боярами. Детство осталось в памяти маленького Ивана как время обид и унижений. Особенно были ненавистны Иоанну Грозному князья Шуйские, которые захватили власть после смерти великой княгини Елены.
В 1543 году 13-летний царь впервые показал свой характер, восстав против бояр и отдав на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским — Михаилу и Юрию, дядям Ивана Грозного, которые устраняли соперников ссылками и казнями, играя на жестоких инстинктах юного Ивана. Не зная семейного тепла, страдая от насилия в окружавшей среде, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха во всех церемониях и придворных праздниках. Он много времени проводил в библиотеке, читая труды великих, за ним закрепилась репутация самого начитанного человека XVI века и богатейшей памяти.

Главной идеей царя, осознанной уже в ранней юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Царский титул позволил занять ему другую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Русский самодержец Иоанн встал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

С конца 1540-х годов Иван Грозный правил с участием Избранной рады (А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр). При нем начались созывы Земских соборов, составлен Судебник 1550 года, который подтвердил право свободного перехода крестьян. Были проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1549 году созван 1-ый Земский собор, в 1551 году Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-1556 гг.Иван IV Васильевич отменил кормления и принял Уложение о службе. Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам раскладки податей и надзора за порядком а также право самоуправления.

В 1565 году после измены князя Курбского, была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553 год), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552 год) и Астраханское (1556год) ханства. В 1558-1583 гг. шла Ливонская война за выход к Балтийскому морю и упорная борьба против крымских татар (Русско-крымская война 1571-1572 годов), началось присоединение Сибири (1581 год).


На время правления Ивана IV пришлось множество войн.

Казанские походы.
После того, как в Казанском ханстве воцарился хан Сафа-Герай, враждебно настроенный к Московской Руси, Иван IV Васильевич решил устранить угрозу и совершил 3 похода на Казань:
поход 1547-1548 годов был неудачным, был прерван, так как на Волге под лед ушла вся осадная артиллерия и часть войска;
поход 1549-1550 годов — Казань не взята, но при отходе русского войска неподалеку от Казани, поставили крепость Свияжск, которая послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода в 1552 г.;
поход 1552 года (июнь — октябрь) — взятие Казани штурмом.

Астраханские походы.
Астраханское ханство в нач. 1550-х годов являлось союзником крымского хана.
Для подчинения Астраханского ханства было совершено несколько походов в 1554, 1556 годах. Позже Крымский хан Девлет I Герай совершал попытки отвоевать Астрахань.
В 1550-е годы в зависимость от царя Иоанна Грозно также попали сибирский хан Едигер и Большие Ногаи.

Войны с Крымским ханством.
При княжении Ивана IV набеги войска Крымского ханства продолжались.
В 1541, 1555, 1558, 1559 гг. крымский хан Сахиб I Герай потерпел поражения от русских войск. После захвата Иваном Грозным Астраханского и Казанского ханств Девлет I Герай поклялся вернуть их. В 1563 и 1569 гг. вместе с турецкими войсками он вновь потерпел поражение при нападении на Астрахань.
Однако вскоре совершил еще 3 похода в московские земли:
1570 г.- разорительный набег на Рязань;
1571г. — поход на Москву, ее сожжение;
1572 г. — последний поход крымского хана в царствование Ивана IV Грозного , закончился поражением крымско-турецких войск в битве при Молодях.

Война со Швецией 1554-1557гг.
Была вызвана спором о приграничных территориях. После взаимных осад, в итоге в марте 1557 года в Новгороде было подписано перемирие сроком на 40 лет, согласно которому русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, Швеция возвращала всех пленных русских с захваченным имуществом, а Русь возвращала шведских пленных за выкуп.
В 1553 г. устанавливаются торговые отношения с Англией на Белом море.

В январе 1558 г. Иван IV Грозный начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Русские войска взяли Нарву, Дерпт, Нейшлосс, Нейгауз, а к весне 1559 года армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена и Орден фактически перестал существовать.

В 1563 году войска овладели Полоцком, который был на то время крупной литовской крепостью. Но уже в 1564 году царя предает командующий западной армией князь Курбский, который принимает литовское подданство. Русские войска терпят серьезные поражения от поляков на р. Ула, под Полоцком и под Оршей.

Измена князя Курбского и нежелание бояр участвовать в борьбе против Литвы и Польши приводят царя к мысли об установлении личной диктатуры и разгроме боярства. В 1565 году он объявил о введении на Руси опричнины. Страна делилась на 2 части: территории, которые не вошли в опричнину, стали носить название «земщина». В опричнину попали северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Опричники приносили клятву на верность царю и обязывались не общаться с земскими, одевались в черную одежду.

С помощью опричников, освобожденных от судебной ответственности, Иван IV насильственно проводил конфискацию боярских вотчин, при этом передавал их дворянам-опричникам. Крупным событием опричнины стал новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение царя в том, что Новгорода желает перейти к Литве. лично руководил походом и репрессии обрушились обрушены на новгородскую купеческую знать.

В 1572 г. царь отменил опричнину по причине военной несостоятельности во время нашествия на Москву в 1571 г. крымского хана Девлет-Гирея. В результате этого набега, согласованного с польским королем, погибли десятки тысяч людей, более 150 тыс.взяты в плен; были разорены южные русские земли, была сожжена вся Москва.

Итоги правления Ивана Грозного

Конец царствования Ивана IV Грозного сложился крайне неудачно. Южные области страны были разорены крымско-татарскими нашествиями. Войсками польского короля Стефана Батория в 1579 г. взят Полоцк, а после и др. русские города. Засуха и торговая блокада со стороны Швеции и Польши привели Русь к повсеместному голоду и эпидемиям. Конец 1560-х и начало 1570-х годов были ознаменованы страшными стихийными бедствиями: гибель урожая, эпидемия чумы. Ливонская война завершилась крахом и потерей исконно русских земель. С 1578 г. царь Иван Грозный перестал казнить, в завещании 1579 года каялся в содеянном.

После изучения останков Ивана Грозного существует версия, что его отравили ртутью и очевидно, что из-за ртутной интоксикации царь не контролировал свое психическое состояние, страдал от сильных болей. Периоды покаяния сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1581 года царь Иван Грозный случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла Ивана Грозного в отчаяние, он отправил в монастырь на помин души сына большой вклад.

Жёны Ивана Грозного:

  1. Анастасия Романовна
  2. Мария Темрюковна
  3. Марфа Собакина
  4. Анна Колтовская
  5. Анна Васильчикова
  6. Василиса Мелентьева
  7. Мария Нагая

Точное количество жен Ивана Грозного неизвестно. Возможным объяснением многочисленности его браков, не свойственной для того времени, является возможно то, что несмотря на любвеобильность, царь в то же время был большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и стремился обладать женщинами только как законный муж. Сам Иоанн Грозный в духовной грамоте признавал за собой и «блуд», и «чрезъестественные блужения».

Дети Ивана Грозного:

  • Дмитрий Иванович (1552-1553гг.) — наследник отца был уронен случайно в реку в младенчестве.
  • Иван Иванович (1554-1581гг.) — по одной из версий погиб во время ссоры с отцом, по 2-й версии, умер в результате болезни.
  • Фёдор I Иоаннович;
  • царевич Дмитрий.
  • Мария

Вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал богословской эрудицией, феноменальной памятью. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста к службе праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь активно способствовал организации книгопечатания и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе, был хорошим оратором.

В последние годы жизни у царя усилились боли в позвоночнике (мощные соялные отложения), он перестал ходить.

18 марта 1584 царь умер. Перед смертью, согласно летописным источникам, Иоанн Грозный завещал младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами.

Спор о результатах правления царя Ивана Васильевича Грозного продолжается уже 5 веков. Некоторые современники считали его грубым, но праведным судьей, богочестивым человеком, проницательным правителем.

Многие российские историографы описывают Грозного, как великого и мудрого царя в 1-ю половину царствования и беспощадного тирана во 2-ю. Иностранные деятели отмечали создание им хорошей русской артиллерии, укрепление самодержавия и искоренение ересей.

В конце ХХ века обсуждался вопрос канонизации Грозного, но эта идея встретила категорическое осуждение церковного священноначалия и патриарха.

Образ Ивана Грозного отображен в искусстве: в живописи (Илья Репин, «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»), в кинематографе («Иван Грозный» (1944), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Царь Иван Грозный» (1991), «Ермак» (1996), «Иван Грозный и митрополит Филипп» (2008).

4 октября 2016 в городе Орле был торжественно открыт первый в России памятник Ивану Грозному

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: