Дифференциация с ц задания. Речевой материал на дифференциацию звуков "С"-"Ц

Разделы: Начальная школа , Школьная психологическая служба

Цели:

  1. Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.
  2. Совершенствование фонематических процессов, навыков звукобуквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти.
  3. Уточнение и активизация словаря.

Оборудование: Зеркала, картинки, в названии которых есть звуки С-Ц, карточки с буквами С-Ц, фишки.

ХОД ЗАНЯТИ

1. Организационный момент.

Ученики стоят у двери. Логопед на ухо перечисляет звуковые цепочки каждому ученику и просит их запомнить. Ребенок проходит на свое место.

Каждый ученик называет с места свою цепочку.

К-Г-Д-Ф. и т. д.

Логопед: что вы сейчас произносили?

Ученики: звуки.

2. Повторение темы: “Гласные, согласные звуки. Их дифференциация”.

Логопед напоминает о различии при образовании гласных и согласных звуков (о наличии или отсутствии преграды).

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержать дыхание. Сконцентрировать дыхание на середине ладошки (ощущение “горячей монетки). Медленный выдох на звук У. Выдыхая, одновременно рисуем перед собой обеими руками геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

а) Звуком Э поём мелодию песни “В траве сидел кузнечик”.

б) Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание) , “Маляр”, “Лошадки”.

4. Повторение новой темы Различение звуков и букв С-Ц.

Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: пис-пис- писсссс.

Хозяйка цыплят не нашла и искать пошла цып-цып-цып-ццц.

Ребята, как птичка пропищала? Писс.

Как хозяйка цыплят звала? Цып.

Сообщение темы урока.

Логопед: Сегодня мы будем продолжать учиться различатьсогласные С-Ц. Возьмите зеркала и произнесите эти звуки С, Ц. Чем они похожи? Чем звуки отличаются?

Как образуется звук С?

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в “улыбке”. Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке “И”. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

Когда произносим звук “С” струя воздуха плавная и холодная.

Как образуется звук Ц?

При этом звуке зубы обнажены в “улыбке”, сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подаетсяна передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

Дифференциация С, Ц в слогах, словах.

а) Воспроизведение слоговых рядов:

б) Преобразование слогов, слов.

в) Логопед: Устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой, если в слове содержится соответствующий звук. (Цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник.)

г) Логопед: Поднимите карточку с буквой С , обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите её в тетради. Поднимите карточку с буквой Ц, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите в тетради.

Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Дифференциация С Ц в слогах, словах на письме.

д) Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Ребята, вставьте пропущенные буквы с или ц в слова.

Насо…, зая…, пылесо…, скворе…, кузне…, матро…, ква…, ледене…, колоде…, боре…, пару….

Хлеб-хлебни…а, суп-супни…а, конфета-конфетни…а, сахар-сахарни…а, сухарь-сухарни…а.

Логопед: Как можно объединить некоторые слова? Назовите их обобщающим словом. (Посуда.)

Проверяем.

Логопед: Напишите названия картинок: цыпленок, сосна, цапля, сова.

Проверка в парах.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Сосна.)

5. Физминутка.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, дети потягиваются- руки вверх, потом то же, на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад.)

Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседание.)

Мы размялись от души иза парты поспешим.

(дети садяться за парты.)

6. Закрепление изученного. Работа у доски

Логопед: Назовите картинки (картинки с изображением птиц) и разложите их под буквами С и ц. (Дети выполняют задания на местах и у доски.) Как можно разложить на две группы эти картинки? Каким, одним словом можно назвать картинки? (Птицы.) Запишите под диктовку слова с буквами С Ц в первый столбик, с букваой С во второй столбик. Определите на слух место изучаемых звуков в словах: Цапля, синица, сойка, скворец, сова, снегирь, сверистель.

Развитие чувства ритма.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и добавьте в рифму недостающее слово (подчеркнуто для учителя) с учетом стихотворного размера.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло .
Где летом пели зяблики
Сегодня посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири .

7. Физминутка: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук С, дети разводят руки в стороны, если Ц - хлопают в ладоши.

Овца, часы, кольцо, компас, сосна, пыльца, сыр, полотенце, колесо, кусты. (Дети садятся).

8. Итог

Логопед:ребята, вы сегодня проговаривали слоги и слова, производили замену звуков и букв в слогах и словах, раскладывали картинки.

Зачем мы это всё делали?

Мы учились различать звуки и буквы С и Ц.

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: - Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

Ход занятия

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по - очереди повторяют:
СА - СА - ЦА
ЦА - СА - СА
СУ - ЦУ - ЦУ
ЦЫ - ЦЫ - СЫ
СО - СО - ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.



6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность (свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по - очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва - …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц - двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.

(01.03.2016 г.)

Учитель-логопед: Некрасова Н.В.

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте.

Цель: Дифференцировать звуки С-Ц.

Задачи:

Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Посмотрите на картинку. Какие буквы зашифрованы? Назовите звук.

Пропишите букву в тетради.

3. Прочитайте слоги (на карточках):

СА – СА – ЦА, ЦА – СА – СА, СУ – ЦУ – ЦУ, ЦЫ – ЦЫ – СЫ, СО – СО – ЦО.

Запишите их в тетрадь.

4. Развитие фонематического слуха:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

5. Игра «Магазин». Определить звук в слове, положить картинку в определенную сумку.

Картинки:

6. Упражнение «Четвертый - лишний». Помоги Медведице. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо, курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ц.

7. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
дво рец ста нок за яц тик кус ме сяц ве сы сан ки ули ца
Придумайте предложение с любым словом. Запишите в тетрадь.

8. Игра: «Внимание» (на карточках)
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.

Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса

Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед,
поставила, сахарницу, Соня;
Сима, на, ходит, танцы;
Проверяем.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Гиацинт.

А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

11. Итог урока.

1. СА – СА – ЦА, ЦА – СА – СА, СУ – ЦУ – ЦУ,

ЦЫ – ЦЫ – СЫ, СО – СО – ЦО.

2. Найди лишнюю картинку в каждой строчке. Назови.

3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.

Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса

4. Составьте и напишите предложения, используя данные слова:

за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед,
поставила, сахарницу, Соня;
Сима, на, ходит, танцы;

5. Прочитайте текст. Подчеркните букву С - одной чертой. Букву Ц – двумя:

Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Дво рец

Ста нок

За яц

тик Кус

Ме сяц

Ве сы

Сан ки

Марина Труфанова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] - [ц]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи .

Тема : «Дифференциация звуков [с] , [ц]» .

Программное содержание :

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с] , [ц] на слух и в собственной речи , отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками .

2. Упражнять в определении позиции звука в слове .

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса , совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование : магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки : слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы : огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка» .

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

С какого звука начинается слово «слон» ? (с)

А теперь произнесите звук с протяжно . На что похоже? (на звук сдувающегося шарика )

- Давайте покажем : вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с .

Придумайте слова, в которых есть звук с . (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

А теперь послушайте другую загадку :

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

С какого звука начинается слово «цапля» ? (ц)

Попробуйте громко произнести звук ц . (Произносят)

На что похож этот звук ? (Как стрекочет кузнечик)

Давайте все пострекочем, как кузнечики.

Придумайте слова со звуком ц .

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц .

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

С каким звуком чистоговорка ? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

С каким звуком чистоговорка ? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц . А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах . На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол» .

Пальчиковая гимнастика «Ножницы» .

Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы» .

Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки

В слове стол где находится звук звук с ? (в начале слова)

(в первое)

Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

Ребята, отгадайте загадку :

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В слове заяц где находится звук ц ? (в конце слова)

Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка .

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек» .

А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек» . У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц . Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

Послушайте и повторите скороговорку :

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

12. Подведение итогов :

С какими звуками мы сегодня работали ?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш .

Аннотация: Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях» во 2 классе школы V вида. Лексическая тема: «Птицы».

Логопедическая тема : Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Лексическая тема : Птицы.

Грамматическая тема: Составление деформированного предложения.

Цель :

  • Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Задачи :

Образовательные :

  • Учить различать звуки [с] — [ц] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные :

  • Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
  • Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
  • Научить дифференцировать понятия «правый» — «левый».
  • Развитие конструктивной деятельности.
  • Становление графо-моторных навыков.
  • Развитие языкового анализа и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Птицы».
  • Развивать диафрагмальное дыхание.
  • Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:

  • Развитие навыка самоконтроля.
  • Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.
  • Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование :

  • Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением птиц, магнитные фишки синего цвета, буквы С — Ц (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы, презентация.

Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу и огорчения. Вдох – выдох, вдох – выдох.

Начнём занятие!

2. Развитие временных представлений. Слайды о весне.

А сейчас внимание на экран компьютера. После просмотра скажите, о каком времени года идёт речь.

О каком времени года шла речь? (О весне) Картинка

Назовите весенние месяцы по порядку? (Март, апрель, май)

Назовите самый короткий месяц весны по названию? (Май)

Назовите второй месяц весны? (Апрель)

Введение и сообщение темылогопедического занятия

Весна. Время возвращения птиц из тёплых стран, после продолжительной зимы, в свои родные места.

Каких перелётных птиц вы знаете?

О какой перелётной птице идёт речь в загадке?

На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как? (Скворец) Картинка.

Верно. Скворцы — одни из первых птиц, которые возвращаются с юга.

С какого звука начинается слово -СКВОРЕЦ? (Со звука[С])

На какой звук заканчивается слово? (На звук [Ц])

Проблемный вопрос:

Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О различении звуков [С-Ц] и буквы, которые они обозначают)

Вывод: — Верно. Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [с] — [ц] и буквы, которые они обозначают.

Для чего нам это нужно? (чтобы правильно читать и писать)

3. Артикуляционная гимнастика.

Скворец поет красивые весенние песни, поднимая людям настроение. Предлагаю и вам спеть как скворец?

Но сперва выполним артикуляционную гимнастику.

Разбор артикуляции:

Возьмите в руки зеркала, понаблюдаем за работой органов артикуляции.

Улыбка – Заборчик
Птенчик — Лопаточка
Чистим зубки – Часики
Качели – Прокати карандаш

4. Характеристика звуков[С] — [Ц].

Гимнастику мы выполнили. А теперь произнесите правильно звук [С]. Для этого:

Губы вытяни в улыбочку.
Зубы сближены, но не сомкнуты
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Воздушная струя плавная, холодная.

Произнесите звук [С].

Слышите свист? Поэтому звук называется «свистящим».

Звук простой.

– Уточним произношение звука [Ц].

Артикуляция губ, зубов, кончика языка такая же, как и у звука [С], но передняя спинка языка поднята к верхним деснам,
при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не включается).

Звук «сложный», состоит из двух звуков т+с.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

Произнесите звук [Ц].

Характеристика звука. Работа у доски (по схеме).

По схеме дайте характеристику звуку [С].

Звук [С]- согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

По схеме дай характеристику звуку [Ц].

Звук [Ц] – согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

Какой фишкой мы обозначим звук [Ц]? (Синей).

Выбери и прикрепи. Прикрепляем фишку.

5. «Графический диктант». Работа на листочках.

Скворцы оставляют на земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий, зарисуем этот узор.

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

Звук [С] мы отметим длинной чертой, т.к произносится долго, протяжно.

Звук [Ц] – короткой чертой, т.к произносится быстро, отрывисто.

Слова: птица, цапля,аист, ласточка, яйцо, сова

Проверка выполнения.

6. Дифференциация С -Ц в слогах, словах. Развитие фонематических процессов.

Скворца называют пересмешником. Это значит, он может повторить услышанные звуки. Услышит какой — нибудь звук и точно его копирует.

Попробуем и мы скопировать звуки.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ацАс-ас-ац
Ос-оц Ос-ос-оц
Ус-уц Ус-уц-ац
Ис-ицЦок-сок

Са-ца
Со-цо
Су-цу
Сы-цы

7. Буквы С — Ц.

Какой буквой на письме обозначается звук [С]?(Буквой эС).Прикрепляю написание буквы

Какой буквой на письме обозначается звук [Ц]?(Буквой Це).Прикрепляю написание буквы

8. «Буквенная мозаика».

(Детям раздаются индивидуальные таблицы для мозаики)

Сейчас мы с вами будем фотоохотниками.

Кто такие фотоохотники? (это люди, которые фотографируют животных)

А мы с вами настроим глазки, сфотографируем ими буквы эС и Це и «Зачеркнём карандашом синего цвета все буквы эС, (Це), которые встретятся в задании». (по вариантам)

Посмотрите, на какую цифру похож ваш рисунок? (на цифру 5).

Я уверена, что все задания сегодня вы выполните на 5.

9. Дифференциация С – Ц на уровне слова.

(1) Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.

У скворца много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С и Ц.

Хотите узнать, кто это?

Посмотрите на силуэты птиц, наложенных друг на друга.

Задание:Называем по очереди тех птиц, которых вы узнали. У того, у кого на парте изображение птицы, выходит к доске и прикрепляет справа или слева от нужной буквы, называя звук в этом слове.

Задание: Запишем слова на листочек в 2-а столбика. Слова с буквой эС и слова и бувой Це.

Проверяем.

Прочитайте слова первого столбика, прочитайте слова второго столбика.

сова, аист, ласточка, сорока, цапля

(2) Птицы, которых вы записали — проголодались.

Подумайте, что мы им можем предложить? (мошек, лягушек, овес, крошки хлеба, пшеницу)

Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зёрна: на них написаны слова.

Задание: Превратите каждое слово в другое, заменив букву эС на Це или наоборот.

Сок – … ок
Свет – цвет
Лиса – лица
Рассвет – расцвет

Объясните значение слов.

10.Формирование лексико-грамматического строя речи. Работа по грамматическому оформлению предложений.

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы … (Скворечник) Прикрепляю скворечник

Что такое скворечник? (Домик для птиц)

Апрель — лучшее время, чтобы начать вешать скворечники. Вешать у жилья домики-скворечники - является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам, и радуют нас своим видом и пением.
Делая удобные скворечники, мы помогаем птицам обрести комфортное жильё, чтобы свить там уютное гнездо, и вырастить здоровых птенцов.

(1) Работа с деформированным предложением.

На доске слова, прочитайте их:

скворец, из, вылетел, скворечника

Как вы думаете, какое я хочу вам предложить задание?

Составьте предложение из данных слов.

Запишите предложение.

Подчеркните грамматическую основу.

Найдите родственные слова, выделите корень.

11. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня сравнивали? (С – Ц)

Какие буквы они обозначают?

Припомните названия птиц со звуками [с], [ц]?

Какое задание вам понравилось выполнять?

12. Рефлексия.

В заключении, я предлагаю вам заселить скворечник жильцами, который соответствовал бы вашему настроению на уроке.

Если вам на занятии все понравилось, и вы не испытывали затруднений при выполнении заданий, то отсчитайте5 птиц из конверта и прикрепите к скворечнику.

Если вам на занятии все понравилось, но возникали трудности при выполнении заданий, то прикрепите 4 птицы.

Если ничего не понравилось, конверт не понадобится.

Спасибо за работу!

Физкультминутка для глаз по слайду презентации.

Физкультминутка (стихотворение).

Стая птиц летит на юг
Небо синее вокруг
Чтоб скорее прилетать
Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться
На поляне все садятся
Предстоит им долгий путь
Птичкам надо отдохнуть.

И опять пора в дорогу
Пролететь им надо много
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Брисюк Е.А.,
учитель начальных классов, логопед

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: