Какое образование после института. Как получить два высших образования одновременно? Нюансы, важные моменты

Сейчас, чтобы быть востребованным и материально обеспеченным, человек должен постоянно повышать уровень своего образования. Ведь эти знания при подъеме по карьерной лестнице обязательно придадут вам необходимое ускорение. Ниже приведены ответы на самые распространенные вопросы, касающиеся получения второго диплома.

1. В каком случае стоит получать второе высшее образование?

Многих людей не устраивает работа по специальности, записанной в их “первом дипломе”: одним денег мало, другим неинтересно стало, третьим просто срочно нужно полностью все в жизни изменить. А кто-то нашел неплохое место, вроде бы и по специальности, но на фоне образованной молодежи чувствует себя “как-то не очень”.

Второе высшее образование люди выбирают, если радикально меняют сферу своей деятельности и им необходимы фундаментальные знания в новой области.

2. По каким специальностям чаще всего получают «вторую корочку»?

В основном это специальности, которые более всего востребованы на рынке труда: экономика, финансы, менеджмент, маркетинг, управление, юриспруденция, иностранные языки, информационные технологии (при этом популярны специалисты как по программному, так и по аппаратному обеспечению). В последнее время увеличивается интерес ко второму высшему образованию в области социологии, политологии, психологии, рекламы, дизайна, индустрии туризма, экологии, биотехнологий, а растущее производство создало оживление на рынке инженерных специальностей.

Чаще всего наблюдается стремление получить экономические или юридические специальности. Действительно, спрос на квалифицированных юристов или экономистов остается стабильно высоким уже много лет. Заметим только, что не все вузовские дипломы котируются одинаково высоко. Например, юридические факультеты имеются сейчас не только в специализированных учебных заведениях, но и в университетах, ведомственных вузах и даже в большинстве непрофильных учебных заведений. Однако найти высокооплачиваемую работу выпускнику юридического факультета технического вуза очень непросто… Другое дело, если вы получили диплом МГЮА или МГУ.

3. Существуют ли возрастные ограничения?

В подавляющей части высших учебных заведений возрастных ограничений нет. Учиться можно до «седых волос». Однако некоторые вузы все же устанавливают верхнюю возрастную планку (чаще всего на рубеже 40-50 лет).

4. Надо ли платить?

В соответствии со статьей 5 Закона “Об образовании” государство гарантирует “на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые”. Это означает, что получение второго высшего образования, так же как и получение степени МВА, является платным. Платить может как студент, так и компания, в которой он работает. Бесплатно получить второе высшее образование могут лишь имеющие диплом военного вуза либо счастливые обладатели соответствующего гранта.

5. Какова стоимость второго высшего образования?

Она может быть разной: от $500 до $15 000. В основной массе вузов стоимость всего курса обучения лежит в пределах от $3000 до $5000. Дороже обойдутся программы престижных вузов, программы с участием западных университетов, дешевле — менее престижные специальности, вузы с “негромкими” названиями. Разумеется, дороже всего обойдутся модные ныне программы по экономике и, особенно, юриспруденции. Заметим также, что некоторые вузы предоставляют пришедшим за вторым дипломом льготы и скидки (имеющим «красный» диплом, сдающим сессии на отлично, военнослужащим и членам их семей и др.).

6. Сколько времени займет получение второго высшего образования?

Сроки обучения в основном зависят от специальности по первому диплому. Если содержание учебных дисциплин первой и второй специальности кардинально разные, срок обучения может доходить и до пяти лет. Решение о сокращении этого срока принимается учебной частью в каждом конкретном случае индивидуально и зависит от того, какие дисциплины и в каком объеме изучались при получении первого диплома. Обычно удается уложиться в два-три года. Есть вузы, предлагающие получение второго диплома менее чем за два года. Но учтите, что и в этом случае согласно Госстандарту продолжительность учебной программы должна быть не менее 500 часов.

7. Какова форма обучения?

Обычно предлагается одна из следующих форм: вечерняя, очно-заочная, занятия по выходным дням, заочная, экстернат, дистанционная. В некоторых вузах применяется модульная система: занятия проходят интенсивными блоками 2 раза в год (осенью и весной) по 2 недели в дневное время с отрывом от работы.

8. А трудно ли поступать во второй раз?

Как правило (бывают и исключения!), процедура поступления ограничивается предоставлением диплома о первом высшем образовании и собеседованием или тестированием по профилирующему предмету. Для зачисления необходимо предоставить в приемную комиссию, кроме документов об образовании, заявление о приеме, паспорт, копию свидетельства о браке (если менялась фамилия), 6 фотографий 3х4.

9. Важна ли первая специальность?

Специальность, записанная в первом дипломе, значения не имеет, хотя у специалистов в смежных областях есть некоторое преимущество.

10. Можно ли получить второе высшее, не имея первого?

В некоторых вузах по программе второго высшего образования могут обучаться не только специалисты (пять лет обучения в вузе) или бакалавры (четыре года обучения), но и люди с незаконченным высшим образованием или средним специальным (профильным) образованием. Кое-где существует и возможность так называемого параллельного обучения: для студентов 3-5-го курсов других вузов или факультетов.

11. Можно ли обучаться по индивидуальной программе?

Да. Большим преимуществом второго высшего образования является то, что многие вузы предоставляют студентам возможность составления индивидуальной программы обучения. В этом случае можно сосредоточить свои усилия на тех дисциплинах, которые в наибольшей степени нужны вам в вашей настоящей или будущей деятельности.

12. Предоставляется ли при получении второго высшего образования отсрочка от армии?

В соответствии со ст. 24 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется лицам, обучающимся в очной форме в «государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию... образовательных учреждениях... высшего профессионального образования на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ». Право на такую отсрочку «сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательные учреждения того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня)».

Что касается программ второго высшего, то, во-первых, в большинстве случаев они не являются очными. Во-вторых, наличие диплома о высшем образовании свидетельствует о том, что в предыдущем учебном заведении человек учился более трех лет, значит, отсрочка от армейской службы ему уже не предоставляется.

13. В чем разница между вторым высшим образованием и дипломом МВА?

Диплом МВА (Master of Business Administration) является лишь надстройкой над базовым образованием и по своей сути не имеет отношения к высшему образованию. Это общепризнанный и очень высоко котирующийся диплом в сфере управления бизнесом. Образно говоря, это «аспирантура для управленцев».

Программы МВА помогают освоить основы менеджмента, не углубляясь конкретно в какую-то определенную сферу. А специалистам лучше выбрать второе высшее образование: оно дает более фундаментальные знания.

14. Можно ли получить второе высшее образование за рубежом?

Для специалистов, нацеленных на международный бизнес, особый интерес представляют программы второго высшего образования, разработанные совместно с зарубежными вузами. В этом случае вы получите сразу два диплома: российского вуза и его зарубежного партнера. Получить диплом западного вуза можно, не выезжая в страну обучения и даже не выходя из своей комнаты. Дистанционное обучение в западном вузе — отличный вариант для людей, мечтающих о втором образовании, но не желающих надолго покидать Россию или просто не имеющих достаточно средств для проживания за границей. У потенциальных “дистанционных” студентов есть два пути. Поплутав по Internet, они могут выбрать программу любого западного вуза и связаться с ним напрямую. Второй путь — обращение к российским представителям программ западных университетов.

В качестве примера назовем некоторые совместные программы: «Английский язык и европейские исследования» (Факультет иностранных языков МГУ - Университет Ковентри, (Великобритания); «Международный менеджмент» (Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при Правительстве России - Высшая школа экономики Роттердамского университета); «International Hotel Management (IHM-Plekhanov)» (Центр международных образовательных программ Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова - Высшая школа Лиувардена, Голландия); «Международная торговля и коммерческое право» (Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт) - Университет Гилдхолл, Лондон).

Стоимость дистанционного обучения сравнительно с ценами на очные курсы в обычных западных вузах обычно невысока — от $2 500 до $5 000 в год. Сверх этого абитуриенту придется заплатить около $100 за сдачу теста на знание соответствующего языка как иностранного. Условием зачисления является, как правило, и оплаченный первый семестр. Большинство дистанционных вузов требует периодических приездов в страну для сдачи экзаменов. Именно поэтому специалисты рекомендуют, прежде всего, рассмотреть возможности, предлагаемые российскими представителями международных вузов: некоторые из них организуют сдачу экзаменов непосредственно в России.

Как видите, вариантов получения второго высшего образования много. Поэтому, если желание у вас имеется, - в добрый путь!

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

История

Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV -XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики . Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени - Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа - Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени - Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский , Л. Вивес, Ф. Рабле , М. Монтень - выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в в.

Михайловский - Инженерный замок. Где с 1823 года располагалось одно из первых высших инженерных учебных заведений России - Николаевское инженерное училище, сейчас вблизи него на месте основания расположен Военный инженерно-технический университет

Первые высшие Инженерные учебные заведения начали создаваться только после коренного инновационного перелома 1810 года, произошедшего в Главном инженерном училище Российской империи, когда офицеров стали продолжать доучивать дополнительные два года. Первым высшим инженерным учебным заведением России, после добавления старших офицерских классов, в отличие от всех других кадетских корпусов, стало в 1810 году Главное инженерное училище , а ныне Военный инженерно-технический университет , что сделало программу обучения инженеров пятигодичной и породило существующую до сих пор систему двухступенчатого разделения инженерного образования между старшими и младшими курсами. Как писал знаменитый ученый механик Степан Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», именно эта система Главного инженерного училища позволила обеспечить качественную теоретическую подготовку во время обучения на младших курсах, чтобы позднее приступать к более глубокому изучению инженерных дисциплин на старших курсах. В дальнейшем в течение всего девятнадцетого века продолжился переход наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего инженерного образования, сопровождавшийся дальнейшим её качественным развитием, прежде всего по причине того, что практически каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого программу своего собственного нового направления или специализации высшего инженерного образования, позитивно заимствуя передовой опыт других, по братски сотрудничая, обмениваясь инновациями и взаимо обогащая друг друга. Выдающимся организатором и символом этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев .

Главный корпус Казанского университета

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет . Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нём сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета - выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне ). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века , на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия - «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона .

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом . Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года , когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» , или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализации основных направлений Болонского процесса участвуют вузы России, Украины, Казахстана и всех стран СНГ и Европы.

Высшее образование по странам

Россия

Австрия

Основная статья: Высшее образование в Австрии

Высшее образование в Австрии трёхуровневое и длится от 3 до 9 лет.

Закон об университетском образовании 1966 года и Закон об университетах 1975 года заложили основу высшего образования. Федеральное министерство науки и исследований финансирует и контролирует университетское образования. 23 общественных и 11 частных университетов обладают высокой степенью свободы и предлагают широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии бесплатно. Но имеются и платные учебные заведения.

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования. Обучение бесплатно.

Болгария

Высшее образование базируется на Акте о высшем образовании от 1995 года и состоит из четырёх уровней. Сеть высших школ в Болгарии включает в себя университеты, специализированные высшие школы и колледжи.

Великобритания

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.

Профессиональное образование (Further education - FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education - HE) включает в себя программы по получению степени бакалавриата, последипломные программы (магистратура , докторская степень) и MBA . Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах , колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

Германия

Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов . Всего в Германии 409 вузов, из них 104 университета и 203 вуза прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. Плата за учёбу и её размер устанавливается федеральной землёй, например, в Баварии платным является даже первое высшее образование, а в Берлине высшее образование бесплатно. В других землях может взиматься плата со студентов, превысивших предписанный срок учёбы на несколько семестров ("несколько" опять же в каждой земле по разному) или делающих второе высшее. Общее количество студентов в Германии составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны были перестроить свои учебные программы по новому образцу.

Значительное число вузов - государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного - 69.

Египет

В Египте имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения . Государственное высшее образование в Египте бесплатное, студенты платят только регистрационный взнос. Частное образование обходится дороже.

Основные университеты Египта: Каирский университет (100 000 студентов), Александрийский университет, Университет Айн-Шамс, Университет Аль-Азхар (старейший ВУЗ Египта с 1000-летней историей).

Ведущие частные университеты Египта: Американский университет в Каире , Немецкий университет в Каире, Французский университет Египта.

Ирландия

Высшее образование в Ирландии называют «образованием третьего уровня» (Third Level education). По окончании ВУЗа выпускнику присваивается степень бакалавра (Bachelor Degree). Получение высшего образования возможно в государственных университетах, различных колледжах.

Италия

Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Система образования трёхступенчатая.

Кипр

Молодые люди посещают университеты, другие государственные высшие учебные заведения и колледжи, предлагающие различные программы обучения.

Мальта

Высшее образование на Мальте предоставляется только Мальтийским Университетом, имеющим огромное количество отделений, филиалов и представительств.

Монако

В Монако есть только одно высшее учебное заведение - Международный институт Монако.

Республика Корея

В высшие школы (고등학교, 高等學校 ) Республики Корея поступают в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Для студентов, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Расписание высших школ зачастую составлено так, что после интенсивной сессии «самообучения» в такой школе студенты возвращаются домой после полуночи. Учебная программа, которая включает около одиннадцати предметов, зачастую признаётся весьма тяжёлой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院 ), чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, различные общественные и естественные науки. Конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы к школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений.

В отличие от средней школы получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран.

США

Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США более трёх тысяч высших учебных заведений разных видов. В в них учились 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % - из Азии . Однако в последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится всё дороже. Плата за год обучения - от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде , и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов среднего класса, чьи семьи теряют пропорционально больше всего из своих доходов. С 2002-2003 по 2003-2004 учебный год плата за обучение в вузах штата выросла на 14 %, а в частных - на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются college , даже если они не колледжи, а университеты.

В последнее время на рынке рабочих мест наблюдается тенденция увеличения количества соискателей, имеющих два высших образования.

Действительно, чтобы получить престижную работу в крупной компании, порой недостаточно высшего образования, что получено после школы. Современный работодатель ищет универсального специалиста, обладающего глубокими познаниями сразу в нескольких областях и готов обладателю двух дипломов платить гораздо больше.

Причиной получения «второй вышки» может стать желание продвигаться по карьерной лестнице, стремление расширять знания в области своей профессии или даже просто личный интерес. Необходимость «переучиться» может появиться в любой момент: кто-то поступает во второй вуз сразу же после окончания первого, а кто-то становится студентом спустя много лет. Второй диплом дает нам возможность, уже имея один вузовский документ, получить еще одну новую специальность или профессию.

Где можно получить второе высшее?

Решение получить еще одну профессию обычно приходит к людям, которые уже осознали, что она нужна им на самом деле. Многие из них уже поработали по специальности и поняли, чего им не хватает для дальнейшего роста.

Сегодня шанс сесть еще раз на студенческую скамью имеют практически все желающие, без возрастных ограничений. С ростом их числа растет и количество вузов, предлагающих такую услугу. На сегодняшний день более 70 высших образовательных учреждений России могут дать возможность обучаться по «второму кругу».

Второе высшее образование в России имеет свои особенности:

  • обучение непременно платное;
  • в основном вступительных экзаменов не бывает, в некоторых вузах может проходить собеседование или профильное тестирование;
  • длительность обучения значительно короче, чем при получении первого образования. Оно обязательно зависит от формы обучения по первому диплому и составляет приблизительно 2,5 - 3,5 года.

Формы получения второго диплома

Российские вузы предлагают всем желающим получить возможность повторно стать специалистом с дипломом, используя одну из форм обучения:

  • дневную, при которой для студентов с дипломом создаются на курсе отдельные группы;
  • вечернюю, требующую посещения занятий несколько раз в неделю и по вечерам;
  • заочную, при которой в течение семестра студенты самостоятельно выполняют данные им ранее задания, а в сессию слушают лекции по отдельным предметам и сдают обязательные экзамены и зачеты;
  • дистанционную, когда студенты могут связываться с преподавателями и получать консультации через интернет;
  • периодическую, при которой студенты изучают только отдельные предметы, сдают по ним экзамены и получают подтверждающие сертификаты. При наличии определенного количества сертификатов выдают диплом о высшем образовании;
  • обучение по типу «выходного дня», которое организуется пару раз в неделю для работающих или занятых студентов;
  • экстернат - когда требуемые для студента дисциплины полностью выучены самостоятельно и по ним сдаются экзамены.

Плата за учебу

Оплачивать учебу может или сам студент, или направляющая его организация. Стоимость обучения зависит от:

  • количества и объема изучаемых дисциплин;
  • выбранной формы обучения;
  • времени выплат, которые осуществляются каждый семестр или бывают ежемесячными или единовременными.

Стоимость учебы может быть значительно снижена или полностью отменена для некоторых студентов-льготников.

Правила поступления

На второе высшее образование во многих вузах поступать можно в любое время, поскольку прием документов ведется круглый год. Для поступления на обучение по второй специальности необходимо предъявить те же документы (подлинники), что и для получения первого высшего. А именно:

  • стандартное заявление с просьбой о зачислении на имя ректора;
  • паспорт, а также документ, подтверждающий изменение фамилии, если такое произошло;
  • обычное фото размером 3х4.

Кроме этого надо представить:

  • диплом о высшем образовании;
  • приложение к диплому, где перечислены изученные ранее предметы.

Однако при поступлении в конкретные вузы перечень требуемых документов желательно уточнить.

Образование в современном обществе является неотделимым правом каждого человека. Юноши и девушки оканчивают школу, определяясь с дальнейшей профессией. Какой бы она ни была, необходимо разбираться в особенностях современных вузов. С 2011 года большинство из них перешли на ступенчатую систему обучения. И теперь абитуриентов и их родителей волнует вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет? И в чём его отличие от ставшего уже редким специалиста и недавно появившегося магистра?

Суть реформы высшего образования

Россия в 2003 году присоединилась к так называемому Болонскому процессу. Это дало импульс к дальнейшей модернизации системы высшего профессионального образования в сторону его приближения к европейским стандартам. Это же позволило начать переход к новым правилам и требованиям в обучении студентов. В 2011 году был принят новый государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавр стал теперь основной квалификацией выпускников. С этого времени специалист как учёная степень перестал существовать практически для всех учебных направлений. Исключение составили лишь врачи и некоторые инженерные специальности.

Тем не менее абитуриенты и их родители продолжают сомневаться: бакалавр - это высшее образование или нет? Такая особенность обучения противоречит советской школе с её более простым и понятным подходом. Однако настало время менять привычки и вписываться в европейские и международные стандарты обучения.

Суть бакалавриата в том, что это ступенчатое высшее образование. Два первых года студенты изучают общие предметы, потом начинается узкая специализация. Заканчивается учёба государственным экзаменом и присвоением степени «бакалавр». После этого выпускник получает диплом о законченном высшем образовании. Он может продолжить обучение в магистратуре, которая даёт большую теоретическую и научную базу, а может приступать к профессиональной деятельности.

Бакалавр - это полное высшее образование или нет?

Долгое время среди обычных граждан и работодателей бытовало мнение что бакалавриат - это ступень между среднеспециальным и высшим образованием. Таким образом, студенты, обучающиеся на этих направлениях, были дезориентированы и сомневались в своей будущей востребованности на рынке труда.

В настоящее время вопрос о том, бакалавр - это полное высшее образование или нет, уже не стоит. Специалистов упразднили в 2011 году, а в 2015-м университеты выпустили первый массовый набор студентов, обучающихся по новой системе. И большинство из них нашли достойное применение полученным знаниям. Согласно нормативным актам, неполным высшее образование считается тогда, когда студент находился в вузе половину отведённого времени. Раньше для специалистов этот срок составлял два с половиной года. Теперь для бакалавра это два года ровно. А вот отучившись четыре года, они получают диплом о законченном высшем образовании и могут либо поступать в магистратуру, либо идти работать.

Высшее образование: бакалавр, специалист, магистр. В чём разница?

Помимо сомнений, высшее ли образование бакалавр, абитуриентов волнует ещё один вопрос. А именно: чем отличаются между собой новые названия квалификаций? Что такое магистр и в чём его преимущества? Где остался специалитет и как на него поступить?

Основные отличия в сроках обучения и уровне подготовки:

  • Бакалавриат - первая ступень профессионального высшего образования, согласно Болонскому процессу. Срок обучения - четыре года.
  • Магистратура - вторая ступень высшего образования, предполагает более глубокий теоретический подход и дальнейшую научную деятельность. Срок обучения длится два года, после чего человек защищает диссертацию.
  • Специалитет сохранился лишь для небольшого числа профессий, непредполагающих смены деятельности. Срок обучения - пять лет.

Преимущество бакалавриата

Несмотря на постоянно возникающий вопрос, бакалавр - это высшее образование или нет, следует выделить его большие преимущества:

  • Ступенчатая форма образования позволяет молодёжи эффективнее реагировать на запросы рынка труда и выбрать специализацию в процессе обучения.
  • Возможность получить бесплатно фактически два образования - бакалавр и магистр.
  • Возможность прервать обучение на несколько лет, а потом продолжить его в любом вузе не только страны, но и мира.
  • Возможность перевода в любой университет мира, обучающий студентов по сходной программе.
  • Шанс найти работу в Европе.

Диплом бакалавра

По окончании обучения студенты готовятся и сдают государственный экзамен, защищают выпускную квалификационную работу. Так было со специалистами, аналогично теперь поступают и бакалавры. Все четыре года обучения они фактически готовятся к итоговой аттестации.

По окончании обучения выпускники получают документ о высшем образовании - диплом, в котором присутствует запись: «присуждена степень бакалавра» и далее следует наименование специальности. Безусловно, это является признаком законченного и полноценного высшего образования и подтверждает достаточную квалификацию для занятия профессиональной деятельностью. Выпускник может смело претендовать на достойную работу. И вопрос о том, что бакалавр - это высшее образование или нет, уже не должен волновать ни абитуриентов, ни работодателей.

Варианты дальнейшего образования бакалавра

Несмотря на то что бакалавр в России - это высшее образование, полноценное и законченное, многих студентов волнует возможность дальнейшего обучения. Как получить дополнительную профессию, повышение квалификации или научную степень?

Наиболее очевидной перспективой дальнейшего обучения для бакалавра является магистратура. Это вторая ступень образования. На этом этапе студенты углублённо изучают выбранное направление и получают диплом.

Преимущества такого двухступенчатого обучения в том, что научную и прикладную специальность можно сменить. Ведь так часто бывает: в процессе учёбы могут возникнуть другие интересы и выбранная специальность начинает мало интересовать. На выручку придёт магистратура.

Перспективы трудоустройства

Ещё один волнующий вопрос - как же быть с дальнейшей трудовой деятельностью? Куда идти работать бакалавру после защиты диплома? Стоит ли обязательно заканчивать магистратуру? И как отнесутся работодатели к молодому специалисту?

Практика показывает, что работодатели ценят в сотрудниках, прежде всего, умение качественно выполнять возложенные обязанности. Кроме того, ценится преданность делу и понимание стратегии компании. Всё это абсолютно доступно выпускнику бакалавру. Не бойтесь идти в ногу со временем. Получайте перспективное и актуальное образование. Если возникнет необходимость - закончите магистратуру. Ваша карьера от этого только выиграет.

? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста .

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ).

Не знаете свои права?

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения - бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры ).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр - это высшее образование или нет ?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет и магистратура.

Выпускники их получают, соответственно, степениспециалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: