Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко

«Бароккко в Италии» – презентация по мхк, которая познакомит с творчеством выдающихся итальянских живописцев, скульпторов, архитекторов и их замечательными творениями.


Барокко в Италии

Что значит «барокко»? Чем этот стиль отличается от искусства Ренессанса? Посмотрите на этих Давидов: Донателло, Микеланджело и Бернини, и вам всё станет ясно!

Три Давида

При сравнении сразу бросается в глаза особая экспрессия, динамика, характерные для Давида Лоренцо Бернини. Именно движение является наиболее яркой отличительной чертой искусства барокко.

Ещё один способ погружения в тему – слайд-шоу «Барокко» :

После просмотра можно предложить составить синквейн или подобрать как можно больше эпитетов, характеризующих увиденное.

«Странный, причудливый»

Именно так переводится с итальянского слово «барокко». ХVII век подарил европейскому искусству два больших стиля: барокко и классицизм. Рождение стиля барокко связано с изменением мировоззрения и мироощущения человека конца ХVI – ХVII века, которое, в свою очередь, является следствием перемен в экономике, науке. На смену уверенности в безграничных способностях человека приходит понимание, что человек всего лишь «мыслящий тростник», а Вселенная, в которой он теперь ощущает себя песчинкой, на самом деле безгранична.

Очень ярко это мироощущение выразил в поэтической форме выдающийся английский поэт, мыслитель, учёный, философ Джон Донн:

Все новые философы в сомненье.
Эфир отвергли — нет воспламененья,

Исчезло Солнце, и Земля пропала,

А как найти их — знания не стало.

Все признают, что мир наш на исходе,

Коль ищут меж планет, в небесном своде

Познаний новых… Но едва свершится

Открытье — все на атомы крушится.

Все — из частиц, а целого не стало,

Лукавство меж людьми возобладало,

Распались связи, преданы забвенью

Отец и сын, власть и повиновенье.

И каждый думает: «Я — Феникс-птица»,

От всех других желая отвратиться…

Гармония, уравновешенность, характерные для искусства Ренессанса, уже в позднем творчестве Микеланджело сменяются экспрессией, динамичностью, стремлением к масштабности.

Барокко

Лоренцо Бернини – гений барокко

Наибольшее распространение стиль барокко получил в странах, находящихся под властью католической церкви. Именно она была главной заказчицей художников барокко. Родиной этого стиля стала Италия. В моей презентации «Барокко в Италии» я представляю наиболее выдающихся итальянских художников и их творения. Пожалуй самым выдающимся среди них был Лоренцо Бернини , которого можно назвать главным архитектором Рима. Для его творчества характерно стремление к созданию ансамблей. В них он объединяет архитектуру, скульптуру с пространством, используя в качестве выразительных средств воздух, свет, воду.

Фонтаны Бернини

Фонтаны Рима

«Фонтан – своеобразный и давний жанр монументально-декоративной скульптуры – привлёк внимание Бернини и в силу чисто римской традиции, отводившей источникам воды большое место в жизни города, и по более глубоким творческим мотивам. В этом жанре связь скульптурных начал с архитектурными особенно тесна. К синтезу этих двух начал присоединяется третье: живая природа, непосредственно участвующая в художественной композиции фонтана в виде потоков, струй, брызг, взлётов и падений воды. Бернини работал над фонтанами как над серьёзной и глубокой художественной темой».

  • Энциклопедия для детей, том 7, Искусство. – М.: «Аванта+»,
  • Малая детская энциклопедия «Искусство». – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  • Энциклопедия знаний «Искусство». – М.: ООО Издательство «Астрель», 2001.
  • Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. Москва, ОАО Издательство «Радуга». 2000.
  • Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – Москва «Искусство», 1990.
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В.,Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. – СПб.: Питер, 2006.
  • Муратов П.П. Образы Италии. – Москва, Издательство «Республика», 1994.
  • Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Удачи!

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

5.2. Эпоха Барокко

5.2.1. Общая характеристика

«Эпоха Барокко» – одно из самых полемичных историко-типологических определений художественной культуры. Различные значения, вкладываемые в понятие эпохи Барокко, объясняют различный круг явлений художественной культуры, попадающий в ее рамки, различные хронологические границы.

1. Стилевая концепция эпохи Барокко. Для нее базовым является понятие стиля как исторически сложившейся устойчивой общности образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленной единством идейного содержания (мировоззрения). На рубеже XIX–XX вв. сформировалось понятие эпохи Барокко как комплекса мировоззренческих оснований, питавших стиль барокко – один из двух великих стилей искусства Нового времени (Г.Вельфлин, Б.Р.Виппер, И.Н.Голенищев-Кутузов, Н.Брунов). Социокультурные предпосылки стиля барокко связывали с процессами Контрреформации, с идеологией светской и церковной власти. В этом случае одновременно с эпохой Барокко существует эпоха Классицизма, социокультурными основаниями которой считаются авторитет античной традиции, становление философских систем Нового времени. В художественной культуре Нового времени рядом с барокко и классицизмом существовали иные формы художественного языка, названные реализмом и внестилевыми явлениями со своими мировоззренческими основаниями – идеологией протестантизма и гражданского общества, апологией опыта и научного эксперимента.

С позиции стилевой концепции художественного пространства некорректно называть XVII столетие эпохой Барокко. В этом случае правильнее говорить об эпохе великих стилей (а также не менее великих внестилевых течений ). Хронологически эпоха великих стилей выходит за рамки XVII в. Ее историческое время – XVII–XVIII столетия. Наиболее ранней границей исследователи считают вторую половину XVI в., связывая со стилистикой барокко творчество Микеланджело, Шекспира, Сервантеса, Монтеверди. Верхней границей эпохи великих стилей можно считать первую треть XIX в. и стиль ампир , олицетворением которого стало творчество К.Росси, Ж.-Л.Давида.

Полистилистическое художественное пространство является важным этапом в становлении личностно-креативного типа культуры, оно кардинально отличается от моностилевого облика традиционной культуры и переходной эпохи Возрождения. Само наличие нескольких стилей и художественных направлений свидетельствует о множественности способов художественного высказывания и об осознании права творческой личности на выбор системы художественных средств, о растущей роли автора художественного произведения в формировании художественной картины мира.

В искусстве стиля барокко выражены представления о безграничности мира и изменчивости материи, о драматической сложности, конфликтности мироздания. В искусстве стиля барокко сочетаются духовный порыв и земное, чувственное начало, иррациональность мистического порыва и живое ощущение натуры, красоты реальности. Искусство барокко связывают с активным новаторством в области художественного языка и формы. Стиль барокко родился и достиг яркого расцвета в Италии, получил распространение в странах, где господствующими социальными силами были дворянство и католическая церковь (Испания, Фландрия). К XVIII столетию барочная стилистика охватила страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, где сформировалось «ультрабарокко» . Ведущими представителями стиля барокко в архитектонических искусствах считаются Л.Бернини, Ф.Борромини, Г.Гварини, П. да Кортона, П.Рубенс, А.Ван Дейк, Ф.Халс, Тьеполо; в литературе – Дж.Марино, Э.Тезауро, Б.Грасиан, Л.Гонгора, Т. де Молина, П.Кальдерон, Ж.Лафонтен; в музыке – А.Корелли, Дж.Фрескобальди, И.С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди. Стиль барокко важен для характеристики художественной культуры России c конца XVII в. до 1760-х гг. Исследователи выделяют историко-региональные разновидности стиля барокко: «нарышкинское» барокко, петровское барокко, елизаветинское барокко, столичное и провинциальное барокко, украинское барокко, сибирское барокко. Выразителями барочной стилистики в русской культуре считаются С.Полоцкий, К.Растрелли, Ф.-Б.Растрелли, С.И.Чевакинский, Д.Ухтомский, В.К.Тредиаковский, М.Ломоносов, Д.Бортнянский.

Стилевую систему классицизма связывают со стремлением противопоставить несовершенной и противоречивой действительности идеал разумного мироустройства. Классицизм интерпретируют как художественно-эстетическую аналогию рационалистической философии Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница. Искусство классицизма связывают с культом порядка, нормы, системы правил и авторитетов. Родиной классицизма считается Франция, ведущими представителями в архитектонических искусствах – Н.Пуссен, К.Лоррен, К.Перро, Ж.-Ф.Блондель, в литературе Ф. д"Обиньяк, П.Корнель, Н.Буало, в музыке – Ж.-Б.Люлли. Исследователи отмечают, что в художественной культуре Западной Европы XVII в. барокко и классицизм находились в сложном переплетении, оттого крупнейшие памятники художественные культуры получили стилистически неоднозначные определения. Дворцово-парковый комплекс в Версале определен как памятник «барочного классицизма», драматургию Расина и Мольера, музыкальные сочинения Д.Фрескобальди и Г.Перселла относят в равной степени и к барокко, и к классицизму.

Представители классицизма в художественной культуре России XVIII – первой трети XIX в: Ж.-Б.Валлен-Деламот, Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, Ф.Алексеев, Ф.Толстой, М.Козловский, Ф.Гордеев. Стилистически неоднозначные определения получило творчество М.Ломоносова, В.Тредиаковского, А.Сумарокова.

Реализм в художественном пространстве XVII–XVIII столетия представлен творчеством голандских художников, названных впоследствии «малыми голландцами» (Г.Тербох, В.Клас, П. де Хох, Ян Стен). К этому же направлению относят творчество итальянского художника Караваджо, французского гравера А.Босса, братьев Ленен, писателя Ф.Сорреля, драматургов Ж.-Б.Мольера, Скаррона. Основным критерием реалистичности выступает содержание их произведений, обращенных к современной жизни в ипостаси повседневности.

Внестилевую линию развития связывают с индивидуальными творческими концепциями и особенностями художественного языка, которые, как считают исследователи, более сильно проявились в регионах, свободных от абсолютистской власти монарха и господства католической церкви. Наиболее яркими явлениями внестилевой линии художественного процесса стало творчество Рембрандта, Вермеера. В то же время яркую художественную индивидуальность, несводимую к барочной или классицистической стилистике, представляет творчество Веласкеса, работавшего при испанском королевском дворе. Обозначение линии развития как внестилевой подразумевает наличие магистральной линии художественного процесса и ее периферии и заключает в себе определенный парадокс. Парадокс заключается в том, что вне генеральной линии оказались едва ли не самые яркие художественные личности XVII в. Внестилевая линия трактуется как наиболее «аванградная», устремленная в будущее, в котором индивидуальных творческих манер будет столько же, сколько творческих личностей.

Слайд 1

Слайд 2

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

«Экстаз Святой Терезы»

Слайд 3

Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала алтарная композиция «Экстаз Святой Терезы» для римского собора Сайта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой: «В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз в мое сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно».

Слайд 4

Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, поэтому скульптурная группа была задумана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удается представить их парящими в облаках.

Слайд 5

Нереальность происходящего подчеркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Ее веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создается впечатления неестественности ее чувств. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь желтое стекло окна собора.

Слайд 6

Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск». К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил Рим. Самые известные из них - фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648-1651) - блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.

Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек. Фрагмент. 1648-1651 гг. Рим

Слайд 7

Живопись барокко

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.

Слайд 8

Слайд 9

Гиацинт Риго. Портрет Людовика 14. 1701г. Лувр. Париж.

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Слайд 10

Ни один придворный живописец конца XVII - начала XVIII в. не мог пройти мимо жанра парадного портрета. «Все они создавали огромные портреты с изображением поколенным или в рост, где зритель попадал в царство пышных занавесей и торжественных колонн, переливчатого шелка, тяжелого бархата, расшитой золотой парчи, громоздящихся складок, необъятных мантий, гигантских париков и взбитых, как пена, кружев, блеска декоративных лат, орденских цепей, звезд, лент, сияния драгоценных камней, самоуверенных лиц и поз, указующих перстов, жезлов, скипетров, атрибутов могущества, ранга, титула, нагромождаемых в таком изобилии, что от них начинает кружиться голова... Это был роскошный театр власти, достигшей полного самоупоения и вполне разучившейся отличать видимое от реального, показное от действительного, а точнее, верящей только одной желаемой, льстящей ей видимости» (В. Н. Прокофьев)

Слайд 11

Сколько напыщенности и самолюбования в портрете Людовика XIV, выполненном французским художником Гиацинтом Риго (1659-1743)! Поразительны театральность и вычурность позы, высокомерный и снисходительный взгляд «короля-солнца», чрезмерная роскошь одеяния, богатство торжественных драпировок и атрибутов королевской власти. Картина, первоначально предназначавшаяся в качестве подарка племяннику испанского короля, так понравилась заказчику, что он пожелал оставить оригинал у себя. В Испанию была отправлена копия.

Слайд 12

Рубенс - король живописи

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (1577-1640), фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т.Верхахта, А. ван Норта, О.Вениуса (ван Вена). В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

Слайд 13

Слайд 14

Питер Пауэл Рубенс (1577-1640) принадлежит к числу выдающихся художников мира. Один из биографов так писал о значении его творчества: «История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа».

Слайд 15

Питер Пауэл Рубенс, Автопортрет с Изабеллой Брапт. 1609-1610 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Посмотрите а его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.

Слайд 16

Питер Пауэл Рубенс. Битва амазонок с греками. 1615-1619 гг. Старая Пина котека, Мюнхен

Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника. В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Его заказчиками были французская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...

Слайд 17

Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шел в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на каких-то элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и еще столько же в сотворчестве с учениками - невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к словам Делакруа: «Рубенс - Бог!»

Слайд 18

Питер Пауэл Рубенс, Союз Земли и Воды. 1618 г. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду - бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степуринская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко»

МБОУ «Степуринская СОШ»

Инжеватова Светлана Борисовна

2014 г.

Тема 10 – 13 уроков: «БАРОККО»

Тема урока: «Новое мировосприятие в эпоху барокко и её отражение в искусстве»

Цель урока:

    выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений

    формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов

Задачи урока:

    выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.

    систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;

    формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

    способствовать развитию творческих навыков;

    стимулировать развитие способностей к самообразованию.

Форма урока : комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

Методы обучения: 1)эмоционально-образное погружение; 2)активизация восприятия воображения, творческого мышления; 3) создание проблемной ситуации.

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Музыкальный ряд: произведение А. Вивальди

Оборудование:

1. Учебник.

2. Компьютер с мультимедийным проектором.

3. Раздаточный материал

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний.

Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – европейской культуре, которая оказала огромное влияние на развитие культуры в нашей стране. Поэтому нам необходимо систематизировать знания о европейской культуре и проанализировать основные понятии, оцениваться на уроке будет результат творческой работы..

    Фронтальный опрос:

Назовите эпоху, с которой познакомились на прошлых уроках? (Эпоха

«Возрождение»)

Вспомните из курса МХК 10 класса о каком Новом искусстве Западной

Европы изучали? (Арс Нова)

    Повторение. Введение в тему урока.

Работа с таблицей (сл. 2)

Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили

искусства европейской культуры.

Стиль искусства

Проверка: Выделение важных особенностей стилей.

Какие опорные слова помогли вам восстановить последовательность развития эпохи Ренессанс. (Сл. 3)

Вывод:

Итак, какую эпоху мы проанализировали. Сделайте вывод об особенности эпохи Ренессанса европейской культуры.

    Определение темы урока. Целепологание и мотивация

Назовите, с особенностями какого стиля мы незнакомы? (Барокко)

Определите и назовите тему цикла уроков. («Барокко»)

Запись темы урока на доске и в тетрадях: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве» (Сл. 4)

Наметьте цели и задачи урока. (Сл. 5-6)

Учащимся раздаю , которую заполняем в процессе изучения темы.

    Изучение нового материала

    Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.

Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.

Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

/сл.№7/

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

{Перевод О. Румера)

О чём свидетельствуют эти строки?

Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось, / Сегодня движется вперед без передышки»,- восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.

О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера: /сл.№8/

Возьми в свою святую длань

Поводья, мой Господь,

У нашего кормила стань,

Чтоб волны побороть.

Прямее паруса поставь

И в этот грозный час

Нас на надежный путь направь

И якорь брось за нас.

(Перевод О. Румера)

Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? (Его разрешение искали в Боге)

Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко.

    Запуск проектов.

Посмотрите на экран, попробуем сравнить два предложенных стиля в архитектуре и в искусстве. /сл.№9-11/. Определите какие явные черты отличия вы заметили?

Работа с понятием «Барокко»

Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко , прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином . Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.

(Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 69 – 70. и , сформулировать ответы на поставленные вопросы)

/сл.№12/

    пояснить термин «Барокко »

    объяснить когда и почему он возник

    В чем заключается особенность стиля?

Проверка /сл.№13-14/

Словарная работа (Сл. № 15-21)

Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.

Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…

- Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери.

- Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки?

- Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

- Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?

- Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?

Вывод учителя: . Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады , изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты , большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры .

Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Характерные детали барокко – теламоны , кариатиды, маскароны .

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Групповая работа .() 1группа. Используя словарь основных понятий, найдите на карточках и подпишите основные архитектурные элементы барокко.

2 группа. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко.

Представления работы групп.

Работа с текстом учебника с.69-70.

Задание: Определите характерные черты барокко.

Характерные черты барокко : (Слайд 22) (Запись в тетрадь)

    масштабность, контрастность, обилие декора,

    напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,

    стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

    совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);

Посмотрите на экран /сл.№23/.

Иллюстрации показывают разнообразие направлений, которые подверглись изменениям. Перечислите.

Составьте схему в тетрадях

Барокко

архитектура живопись наука и литература музыка и театр

Итак, выясним, чем они отличаются друг от друга, в чём их особенности, чтобы уметь определять стиль Бароко из большого разнообразия стилей художественной культуры.

Я предлагаю вам это сделать самостоятельно, о каждом направлении рассказано в учебнике уроки 10 - 13.

Каждый из вас посмотрите на слайд /сл.№24/ и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш индивидуальный проект, он будет краткосрочным, над ним вы поработаете на следующих уроке и дома. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал)

    Архитектура и скульптура эпохи барокко.

    Живопись эпохи барокко.

    Наука и литература эпохи барокко

    Музыка и театр эпохи барокко.

    Русское Барокко

Запишите в тетрадь выбранную тему и параграфы (10 - 13), среди них вы найдете нужный вам параграф, где рассказано именно по той теме, которую вы выбрали.

Помимо того, что вы изучите каждый свой параграф, разберётесь в своей теме, я ещё предлагаю каждому из вас поработать в библиотеке и использовать возможности Интернет. (Раздаю список литературы отдельно по каждой теме проекта) Предупреждаю сразу, вы должны приготовить свой индивидуальный проект.

Итак, каждый из вас выбрал тему индивидуального проекта. Что будем делать дальше? С чего начнём? Давайте составим

(Учащимся предлагается проранжировать алгоритм работы над проектом – работают парами)

Проверка правильности выполнения задания Слайд 25

    Определить тему проекта

    Поставить цель

    Определить задачи(Изучить параграф, найти примеры, поработать с другими средствами информации)

    Собрать нужную информацию для проекта

    Оформление проекта

    Представление проекта (Обсудить каждый пункт алгоритма)

Самостоятельная работа учащихся : Составление плана индивидуальных проектов и формулировка гипотезы.

Проверка выполненного планирования и гипотезы. Выставление отметок.

Критерии:

Критерии

Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.

    Рефлексия.

Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы. (Сл. №26)

    Что изучали сегодня на уроке?

    Чему вы научились?

    Что понравилось на уроке?

    Что получилось?

    В чём были проблемы?

Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

Вопросы для обсуждения:

- Сохранило ли барокко черты Возрождения?

- Появилось ли что-то действительно новое?

Высказывания учащихся, дискуссия.

В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

    сложные криволинейные планы;

    мощная пластика стен;

    создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;

    создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;

    обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;

    богатая игра цвета и света.

Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

    Записываем дом. задание: работа над индив. проектом – подготовить информацию

    Подводим итог урока

Список литературы:

    Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

    Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

    Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

    Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Т.2. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - С.53-84.

    Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. - Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. - С.7-104.

    Герман Вейс . История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005

    Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. - С. 280. - .

    Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990.

    Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004.

    Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009.

    Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004.

    Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. Москва, «Наука», 1978.

    Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970.

    Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002.

    Замки. Дворцы. Вед. ред. Е. Ананьева. Москва, «Аванта», 2003.

    Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. Москва, «Высшая школа», 1984.

    Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.

    Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. Ленинград, Издательства АН СССР, 1957.

    Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982.

    Мески Жан. Замки. Москва, «Астрель АСТ», 2003.

    Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер с чеш. В.К. Иванова. Москва, «Стройиздат», 1987.

    Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков. Москва, «Стройиздат», 1987.

    Талепоровский В. Русские архитекторы. Москва, Ленинград, Детгиз, 1953.

    Шёрбер У. Замки и дворцы Европы. Пер. с нем. Москва, БММ АО, 2003.

    Эрмитаж. История и архитектура зданий. Ленинград, «Аврора», 1

Интернет-ресурсы:

  • mou41.togliatty.rosshkola.ru

  • slovari.yandex.ru

    ru.wikipedia.org

    Презентация к уроку Подготовила учитель МХК и ОПК МБОУ «Степуринская СОШ» Инжеватова Светлана Борисовна

    Тема: «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко

    Повторение. Введение в тему урока. Работа с таблицей Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили искусства европейской культуры

    Стиль искусства

    Особенности

    Возрождение

    Проверка

    Стиль искусства

    Особенности

    Проторенессанс – время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, где целиком сохранялась традиционная религиозная подоснова и связь с поздней готикой.

    Возрождение

    Ренессанс – особый комплекс культуры, основанный на соединении идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью.

    Постренессанс - отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил

    Барокко

    Тема урока: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве»

    Цели урока:

    • выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений
    • формирование умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов
    Задачи урока:
    • Выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
    • Систематизировать знания по теме, дополнив их новыми сведениями;
    • Формировать навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
    • Способствовать развитию творческих навыков;
    • Стимулировать развитие способностей к самообразованию.
    • Запустить индивидуальный проект
    Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд и в области планет, На атомы Вселенная крошится, Все связи рвутся, все в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Все стало относительным для нас. {Перевод О. Румера) Возьми в свою святую длань Поводья, мой Господь, У нашего кормила стань, Чтоб волны побороть. Прямее паруса поставь И в этот грозный час Нас на надежный путь направь И якорь брось за нас. (Перевод О. Румера)
    • Лоренцо Бернини
    • Собор Св. Петра
    • Филиппо Брунеллески Собор Санта-Мария дель Фьоре
    Возрождение Возрождение Барокко

    Екатерининский дворец

    ЦАРСКОЕ СЕЛО

    Церковь Сантиссимо Аннунциата.

    Сравните стили. Возрождение Барокко

    Рубенс Питер Пауль

    Марс и Рея Сильвия

    Рафаэль Санти «Святое семейство под дубом» Ответьте на поставленные вопросы

    • пояснить термин «Барокко»
    • объяснить когда и почему он возник
    • В чем заключается особенность стиля?
    Понятие и происхождение
    • Барокко (От итал. barocco - причудливый, странный) - один из больших стилей. Главенствовал в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
    Особенности стиля Барокко
    • Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера - увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы.
    • Все это отвечало новой картине мироздания - изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

    …Но перед красотой и зданья и фасада

    Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

    …В орнаменте витом увидишь тут и там

    Победоносный шлем и вазы фимиам,

    Колонны, капитель, пилястры и аркады

    Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,

    Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

    И головы ягнят, увитые шнурком,

    И статую найдешь в великолепной нише,

    В узорах и резьбе карниз под самой крышей

    ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

    • Грандиозность
    • Пышность и динамика
    • Интенсивность чувств
    • Пристрастие к эффектным зрелищам
    • Обилие декора
    • Совмещению иллюзорного и реального,
    • Сильные контрасты масштабов и ритмов материалов и фактур, света и тени.
    1. Живопись

    4. Архитектура и скульптура

    3. Наука и литература

    2. Музыка и театр

    Темы проектов:

    • Архитектура и скульптура эпохи барокко.
    • Живопись эпохи барокко.
      • Наука и литература эпохи барокко
    • Музыка и театр эпохи барокко.
    • Русское барокко
    План работы над проектом 1) Определить тему проекта 2) Поставить цель 3) Определить задачи 4) Собрать нужную информацию для проекта 5) Оформление проекта 6) Представление проекта Рефлексия
    • Что изучали сегодня на уроке?
    • Чему вы научились?
    • Что понравилось на уроке?
    • Что получилось?
    • В чём были проблемы?
    • - Сохранило ли барокко черты Возрождения?
    • - Появилось ли что-то действительно новое?
    Список источников 1. Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990 2. Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004 3.Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996. 4.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999. 5.Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005 6.Герман Вейс . История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005 7.Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009. 8.Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002. 9. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982 10. Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.

    Интернет-ресурсы:

    1. www.rusedu.ru

    2. mou41.togliatty.rosshkola.ru

    3. imc.rkc-74.ru

    4. www.rusedu.ru

    5. www.openclass.ru

    6. www.arhitekto.ru

    8. slovari.yandex.ru

    10. www.citywalls.ru

    11. ru.wikipedia.org

    12. arx.novosibdom.ru

    13. zodchestwo.info

    14. www.facade-project.ru

    15. viimiracula.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: