Краткая биография бодлера. Бодлер Шарль - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Шарль Пьер Бодлер (1821-1867) – французский поэт и критик, эссеист и переводчик. Считается основоположником эстетики в декадансе и символизме. Его произведения относятся к классике в мировой и французской литературе.

Детство

Шарль Пьер Бодлер появился на свет 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, Франсуа Бодлер, происхождением был из крестьянской семьи, принимал участие в Великой революции, во времена правления Наполеона дослужился до должности сенатора.

Когда родился Шарль, его отцу было уже 62 года, а маме всего 27. Из-за большой разницы в возрасте Бодлер потом в своих стихах назовёт брак родителей «патологическим, старческим и несуразным».

Отец был человеком искусства, любил живопись, сам хорошо рисовал. С самого раннего детства он пытался привить любовь к творчеству и маленькому Шарлю. Франсуа водил мальчика на выставки, в галереи и музеи, брал с собой, когда шёл работать в мастерскую, знакомил с друзьями-художниками.

Но папы не стало, когда Шарлю едва исполнилось 6 лет. Спустя год мама вышла замуж второй раз. Отчимом маленького Бодлера стал военный полковник Жак Опик, позже он часто принимал участие в различных дипломатических миссиях в качестве французского посла.

Установить нормальные человеческие отношения с отчимом у Шарля не получилось. В детские годы он боготворил свою мать, даже как позднее признавался сам, был страстно в неё влюблён. Когда она вышла замуж второй раз, ребёнок возненавидел и её, и отчима, расценивая поступок матери, как предательство. Эта детская психологическая травма послужила поводом для того, что мальчишка стал вытворять шокирующие поступки, которые на самом деле выражали его негативное отношение к матери и отчиму. В это же время в его сознании зародилась мысль, что женщины – это низкие твари с бушующими в них животными инстинктами.

Всё это отложило отпечаток на формирование характера будущего поэта. Парень вырос противоречивый и неуравновешенный.

Учёба

Когда мальчику было 11 лет, семья уехала в Лион, где Шарль начал обучение в пансионе. Вскоре отсюда он был переведён в среднее общеобразовательное заведение – Лионский Королевский коллеж. У ребёнка постоянно наблюдались тяжёлые меланхолические припадки, вследствие чего учился он неровно. Сами учителя порой бывали в шоке: мальчик то прилежный и сообразительный, то полностью рассеянный и ленивый. Единственное, что страстно влекло его, ‒ это литература, особенно поэзия.

Парню было 15 лет, когда семья вернулась в Париж. Здесь он продолжил обучение в колледже Святого Людовика, где поступил на правовой курс.

В это же время он пустился в разгульную жизнь, посещал увеселительные заведения, постоянно брал в долг и тратил деньги, занимался любовью с женщинами лёгкого поведения и даже успел переболеть венерическим заболеванием. В результате такой бурной жизни Шарля выгнали из колледжа за год до его окончания.

В 1841 году с горем пополам он сдал экзамен на бакалавра и окончил учебное заведение. Отчим предложил ему построить юридическую или дипломатическую карьеру, но Шарль тогда заявил, что его ни к чему не тянет. Ну, разве что литература по-прежнему манила.

Творческий путь

Когда сын сказал, что хочет посвятить свою жизнь поэзии, мать и отчим отправили его путешествовать в Калькутту, дабы удержать от этого дурного, по их мнению, пути.

До Индии Бодлер так и не доплыл и через 10 месяцев после отъезда вернулся во Францию. Те красоты Востока, которые он успел повидать, поразили Шарля, и, пока след от этих впечатлений был свеж, он торопился воплотить их в художественные образы.

По возвращении из путешествия Бодлер вступил в права наследства и получил огромное состояние в 75 000 франков, которое когда-то принадлежало его родному отцу. И теперь он пустился во все тяжкие ещё больше: постоянные пирушки и застолья, публичные дома. А как ему нравилось эпатировать публику то своими стихами, то выходками. Он мог гулять по улицам Парижа, надев чёрное элегантное шерстяное пальто, взяв в руки трость и при этом выкрасив волосы в зелёный цвет. В общественных местах Шарль рассказывал о своих любовных связях с мужчинами или о том, что он является агентом на службе государства. Даже одному из своих стихотворных сборников он собирался дать название «Лесбиянки», но потом передумал.

Молодой скандальный поэт быстро приобрёл в Париже дурную славу. Но его это ни капли не смущало, а даже нравилось. Он стал завсегдатаем «Клуба гашишистов», втянулся в мир опиума и всё время проводил в обществе куртизанок. Потом у него появилась бредовая идея – подхватить какую-нибудь тяжёлую дурную болезнь, чтобы испытать ощущения, когда находишься на грани между жизнью и смертью. Ему это удалось: заболев сифилисом, он лечился потом от него до конца жизни, но безрезультатно.

В 1844 году мать с отчимом подали в суд иск, чтобы установить над Шарлем опеку. Суд принял решение передать наследство матери, а самому Бодлеру ежемесячно выдавать небольшую фиксированную сумму на карманные расходы. Всё было под строгим контролем у домашнего нотариуса. С этого времени Шарль постоянно нуждался в средствах, порою доходя до настоящей нищеты.

На этот период приходятся и первые издания его стихов. В журнале «Артист» были напечатаны:

  • «Дон Жуан в аду»;
  • «Даме креолке»;
  • «Малабарской девушке».

В 1857 году был издан самый знаменитый сборник его стихов «Цветы зла». Он шокировал читателей настолько, что цензоры наложили на Шарля штраф в 300 франков и потребовали выкинуть из сборника самые непристойные произведения. Но Бодлер обратился за помощью к критикам и добился признания. Ещё две поэтические книги с его стихами «Поэмы в прозе» и «Парижский сплин» вышли соответственно в 1857 и в 1860 годах.

История любви

Многих современников стихи Бодлера нередко повергали в шок, его лирику порой считали непристойной и грязной. Всё изменила встреча Шарля с молодой артисткой-мулаткой, в его сочинениях вдруг появились нежные нотки. Романтические строки французский поэт посвящал Жанне Дюваль, которая на долгие годы стала его мучительницей и музой.

До встречи с ней Шарль слыл женоненавистником, всех представительниц прекрасного пола он называл не иначе как «божественная грязь» и «омерзительные существа». Он презирал всех женщин, пока не встретил ту единственную, с которой познал искреннюю любовь. Жанна была не самой красивой и умной, далеко не благочестивой. Он называл её своей Венерой, дарил бесчисленные подарки и посвящал стихи. Почти за 20-летнюю историю их отношений женщина так и не ответила ему полной взаимностью, при этом всегда пользовалась случаем, чтобы изменить Бодлеру.

Мулатка с Гаити, актриса и балерина Жанна Дюваль, вела себя с Шарлем дерзко. Она никогда не дарила ему своих искренних чувств, крутила бесчисленные романы и потом рассказывала Бодлеру о страстных похождениях. Но вот именно этой своей порочностью, разгульным образом жизни, пренебрежительным отношением и грубостью она сводила с ума молодого поэта. Жанна манила его своей опасностью и креольской экзотической красотой.

К его творчеству она испытывала отвращение, при этом постоянно требовала денег и подарков. Шарль отдавал ей последнее, а Жанна нахально тратила деньги на развлечения и угощения других мужчин. По словам матери поэта: «Дюваль мучила его, как могла, вытряхивала всё до последней монеты». Семья вообще не приняла эту любовь Шарля Бодлера, Жанна постоянно становилась причиной скандалов, один раз поэт даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Несмотря на протесты семьи, отношения между поэтом и балериной не прекращались. Они не были женаты, жили раздельно, Дюваль относилась к нему всё с тем же презрением, но Бодлер по-прежнему любил эту женщину. В 1861 году Жанну парализовало, Шарль поместил любимую в самое лучшее медицинское учреждение, каждый день к ней приходил. Когда ей стало немного лучше, она сама приняла решение переехать в дом к Бодлеру. Его счастье было не долгим, вскоре Дюваль начала поправляться и вернулась к прежнему образу жизни.

На свои гуляния Жанна требовала немалых денежных средств, и Шарль, чтобы заработать, отправился в Бельгию, где занялся издательством своих книг и чтением лекций в университетах. Те, кто пригласил его, оказались не совсем порядочными людьми и платить стали гораздо меньше обещанной суммы. Часть денег он оставлял себе на проживание, остальное делил пополам и отправлял во Францию матери, которую он с возрастом стал жалеть за свою детскую ненависть, и Жанне Дюваль.

Болезнь и смерть

В Бельгии здоровье поэта стало быстро ухудшаться.

В 1865 году в Намюре во время службы в церкви Сен-Лу Шарлю стало плохо, сознание покинуло его, он упал, ударившись о каменные ступеньки. В 1866 году болезнь приняла тяжёлый характер. Его мучили приступы удушья, бросало в холодный пот, голова иногда кружилась, а иной раз сильно болела, мысли путались. Шарлю постоянно казалось, что он падает, вдобавок ко всему наступила непреодолимая апатия.

Его поместили в брюссельскую больницу, приехала мать, вид сына ужаснул её: рот перекошен, взгляд остановился, потерян дар речи. Через несколько недель он перестал вставать с постели, тело его ещё хоть как-то слушалось, а разум покинул поэта полностью.

Мать перевезла его во Францию, где определила в парижскую клинику для умалишённых. Здесь он скончался 31 августа 1867 года.

Похоронен Шарль на кладбище Монпарнас в одной могиле с отчимом, которого он ненавидел всю жизнь. Через четыре года в тесную могилу закопали и прах умершей матери поэта. На широком надгробии всего несколько слов: «Пасынок генерала Жака Опика и сын Каролины Аршанбо-Дефаи».

И лишь через 35 лет почитатель поэзии Бодлера проявил инициативу, и на могиле соорудили кенотаф. В 1902 году монумент открыли. Прямо на земле во весь рост лежит завёрнутая в саван фигура поэта, а со стороны головы огромная стела с Сатаной наверху.

Французский поэт и критик, один из писателей 19 в., определивших развитие современной поэзии. Родился 9 апреля 1821 в Париже.
Школьные годы Бодлера были ничем не примечательны и завершились конфузом: его изгнали из лицея Людовика Великого за мелкий проступок и приставили к нему репетитора, или опекуна. В 1839 Бодлер сдал экзамен на степень бакалавра. Поступив в Национальную школу Хартий, он погрузился в студенческую жизнь Латинского квартала, где наделал долгов. Встревоженная его расточительством семья терпела его в студентах два года. Отчим оплатил его долги, после чего его послали на два года в Индию. Побитый штормом корабль добрался только до острова Маврикий, где Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию, и в начале 1841 он был уже в Париже.
Через два месяца после возвращения, достигнув совершеннолетия, Бодлер вступил во владение наследством, которое составляло примерно 75 тысяч франков. В 1844 семья с ужасом обнаружила, что он растратил половину капитала. Для распоряжения оставшимися деньгами был приставлен назначенный судом советник. Вероятно, в том же году он познакомился с мулаткой Жанной Дюваль, работавшей статисткой в маленьких парижских театрах. Она стала первой из трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера, вдохновив его на создание лучшего из трех циклов Цветов зла (Les Fleurs du mal, 18 5 7). Около 1847 Бодлер познакомился с Мари Дебрен, второй своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в 1859 ознаменовался созданием прекраснейшего стихотворения Мадонна (вошло во второе издание Цветов зла, 1861). С точки зрения славы, а не хронологии, второе место среди подруг Бодлера принадлежит Аполлонии Сабатье, вдохновившей его на цикл Белая Венера.
В 1846 или 1847 Бодлер познакомился с некоторыми рассказами Э.По во французском переводе. После краткого увлечения политикой в 1848 и участия в баррикадных боях на стороне восставших Бодлер в течение следующих семи лет переводил рассказы По и публиковал эссе о писателях и художниках, завоевав репутацию самого тонкого критика своей эпохи.
Два тома эссеистики Бодлера – Романтическое искусство (L"Art romantique, опубл. 1868) и Эстетические редкости (Curiosit s esth tiques) – включают статьи о литературе и искусстве, написанные по случаю, с целью добыть денег на пропитание или отделаться от очередного кредитора. Столь же неровные, как и его стихи, они превосходят лучшие образцы своего времени благодаря гениальным прозрениям и умению проникнуть в самую суть проблемы, что обнаруживается в оценках романтизма и критических замечаниях о творчестве Гюго и Бальзака. С точки зрения психологии, большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах Рвота (Fus es) и Обнаженное сердце (Mon Coeur mis nu); подобно критическим статьям и поразительно длинному рассказу Фангарло (La Fangarlo), они в высшей степени способствуют пониманию его творчества.
В апреле 1857 скоропостижно умер его отчим. Через два месяца вышло первое издание Цветов зла, и Бодлера привлекли к суду как автора безнравственного сочинения. Согласно приговору, он должен был изъять шесть стихотворений и уплатить штраф в триста франков, позднее сокращенный до пятидесяти. При всем его презрении к буржуа Бодлер был потрясен вердиктом и попытался реабилитировать себя, выставив свою кандидатуру во Французскую Академию; позднее, по совету Ш.О.Сент-Бёва, он отказался от участия в конкурсе.
Цветы зла – не просто сборник стихотворений, но цельное поэтическое произведение, которое во втором издании было разделено на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. Первая и самая длинная глава, Сплин и Идеал (Spleen et Id al), показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса. Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или «сплина». Во второй главе, Парижские картины (Tableaux Parisiens), поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города. В третьей главе, Вино (Le Vin), он пытается найти забвение в вине и наркотиках. Четвертая глава, Цветы зла (Fleurs du mal) – это цикл искушений, бесчисленных грехов, перед которыми он не устоял. В пятой главе, Мятеж (R volte), брошен яростный вызов судьбе. Последняя глава, Смерть (La Mort), означает конец странствия. Движение сюжета отражается в составляющих книгу «главах», в образующих «главы» различных циклах и, наконец, в отдельных стихотворениях, которые, подобно всему сборнику в целом, часто тоже заключают в себе некий цикл. Символом освобождения предстает море, занимающее столь важное место в поэзии Бодлера; одновременно это символ бесконечного, изнурительного кружения, которое не может дать покоя и отдохновения.
Цветы зла оказали огромное влияние на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера – Ст.Малларме, А.Рембо, Т.Корбьер, Ж.Лафорг и др. – начинали с откровенных подражаний его манере. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве Р.М.Рильке, Г.фон Гофмансталя и Р.Демеля (Германия); Р.Дарио (Латинская Америка); А.К.Суинберна и А.Саймонса (Англия); Х.Крейна (США).
Второе издание Цветов зла появилось в 1861. Шесть осужденных стихотворений были изъяты, но среди заменивших их сочинений оказалось несколько шедевров. В течение какого-то времени Бодлер лелеял мечту переселиться в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка оказалась бедствием. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции окончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара. В апреле 1865 в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился удар. Частично парализованный, он лишился речи. Его перевезли в Париж и поместили в частную лечебницу, где он скончался 31 августа 1867.

Биография

БОДЛЕР, ШАРЛЬ-ПЬЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821−1867), крупнейший французский поэт 19 в.

Родился в Париже 9 апреля 1821. Сын Жозефа-Франсуа Бодлера (1759−1827), управляющего делами Сената, и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793−1871). Отец умер, когда сыну шел седьмой год. Его воспитывал отчим - офицер французской армии Жак Опик (1789−1857), сделавший впоследствии блестящую военную (генерал), дипломатическую (посол в Мадриде) и политическую (сенатор) карьеру. В 1832 семья переехала в Лион. В 1833 Шарль поступил в лионский Королевский коллеж; жил в пансионе. По возвращении семьи в Париж в 1836 продолжил образование в Лицее Людовика Великого; снова помещен в пансион, суровый режим которого отчим считал необходимым для воспитания непокорного пасынка. В 1837 написал свое первое стихотворение Несовместимость (Incompatibilit). В апреле 1839 исключен из Лицея за отказ выдать товарища, но уже в августе сдал экзамены на бакалавра. В 1839-1841 слушал лекции по праву в Сорбонне. Сблизился с парижской богемой. В июне 1841 отправлен родителями, желавшими оторвать его от этой среды, в морское путешествие в Индию, однако в сентябре прервал плавание и несколько месяцев прожил на о. Маврикий. В феврале 1842 вернулся в Париж. В апреле 1842, по достижении совершеннолетия, унаследовал отцовское состояние в 75 тыс. франков. C 1843 начал сотрудничать в литературных журналах, в первую очередь как автор обзоров и рецензий о культурной жизни Парижа. Познакомился с ведущими писателями и поэтами Франции Оноре де Бальзаком, Жераром де Нервалем, Теофилем Готье, Сент-Бёвом, Виктором Гюго и Пьером Дюпоном. Богемный образ жизни и страсть к коллекционированию живописи вовлекли его в огромные траты. За два года промотал треть отцовского состояния; в июле 1844 по решению семейного совета над ним была установлена опека. Остро переживал унижение; в июне 1845 совершил попытку самоубийства, в конце 1845 окончательно порвал с отчимом. В том же году состоялся его первый литературный дебют: в журнале Художник (Artiste) был опубликован сонет Даме креолке (A une dame crole), сочиненный еще в период его пребывания на о. Маврикий. Тогда же он заявил о себе как о тонком ценителе живописи, написав эссе о художественном салоне 1845; с этого времени стал одним из ведущих литературных и художественных критиков своего времени. В 1846 вступил в Общество литераторов; в январе 1847 опубликовал в издаваемом Обществом Бюллетене свою первую поэму в прозе Фанфарло (La Fanfarlo). Значительно расширил круг своих знакомств: помимо поэтов и писателей, в него вошли художники (Делакруа, Курбе, Домье, Мане), известный фотограф Надар и будущий издатель его поэтических сборников Пулэ-Маласси. Во время Февральской революции 1848 сражался на баррикадах против королевских войск. В дни государственного переворота Наполеона III (декабрь 1851) участвовал в уличных боях. В 1850-е активно пропагандировал во Франции творчество Эдгара По (переводы, исследования). 25 июня 1857 Пулэ-Маласси выпустил его поэтический сборник Цветы Зла (Freurs du Mal), вызвавший громкий скандал. По решению властей тираж был арестован. 21 августа 1857 «за оскорбление общественной морали» был приговорен трибуналом департамента Сена к штрафу в 300 франков и к запрету шести наиболее «безнравственных» поэм. В то же время Виктор Гюго горячо приветствовал «могучий талант» Бодлера. В конце мая 1860 было опубликовано собрание кратких художественно-философских эссе Искусственный рай (Paradis artificiels). В феврале 1861 вышло второе издание Цветов Зла, последнее при жизни поэта, в состав которого были включены тридцать пять новых стихотворений; оно удостоилось восторженного отзыва А. Ч. Суинберна. Однако попытка осуществить третье издание Цветов зла натолкнулась на отказ ведущих издательских домов Леви, Гарнье и Этцеля. В ноябре 1861 выдвинул свою кандидатуру во Французскую академию, но уже в январе 1862 снял ее, посчитав свой поступок недостойным поэта. В феврале 1864 журнал Фигаро (Figaro) опубликовал шесть поэм в прозе под заглавием Парижский сплин (Spleen de Paris). Спасаясь от кредиторов, в апреле 1864 у.е.хал в Брюссель, надеясь заработать чтением лекций о Делакруа, Готье и Искусственном рае, однако не имел успеха у бельгийской аудитории. Тяжело болел; в 1865 у него обнаружились явные симптомы паралича речи. После сердечного приступа в марте 1866 мать увезла его в Париж и поместила в больницу доктора Дюваля. 31 августа 1867 после долгой агонии скончался на ее руках. Похоронен 2 сентября на кладбище Монпарнасс в Париже. В последний путь его провожала лишь небольшая группа друзей (П.Верлен, Т. де Банвиль). В 1868 издательский дом Леви, приобретший у Пулэ-Маласси права на публикацию произведений Бодлера, выпустил третье издание Цветов Зла, дополненное его последними стихотворениями, и сборник статей об искусстве Эстетические редкости (Curioosit esthtiques), в 1869 - собрание литературных эссе Романтическое искусство (Art romantique) и Маленькие поэмы в прозе (Petits pomes en prose), а затем сделанные им переводы Эдгара По. Цветы зла Бодлера были реабилитированы только спустя восемьдесят два года после смерти поэта: Уголовная палата Кассационного суда 31 мая 1949 отменила приговор трибунала департамента Сена от 21 августа 1857. Бодлера называют «последним романтиком». Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу - основное содержание его произведений. Однако он существенно отличается от своих предшественников и современников. Его главная книга - Цветы зла - представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер бесстрашно погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования (смерть, ночные кошмары, унижающая нищета, запретная любовь, опьянение и пр.). Он не приемлет существующий порядок вещей и посягает даже на его основу - Бога, безразличного к страданиям людей; Бодлер желает разрушить этот порядок и ниспровергнуть установленные от века ценности (Отречение Св. Петра, Авель и Каин). Восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе (Литания Сатане). В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. Поэт - тот же изгой, «прклятый», «сосланный с небес на землю» (Альбатрос), чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине (Маяки). Бодлер открывает для поэзии не только новые области (а вместе с ними и «запретные» пласты языка), но и новый эстетический принцип: изображение «жестокой реальности» («atroce ralit») в совершенной поэтической форме; он стремится «извлечь красоту из Зла» («extraire la beaut du Mal»). Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма - сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать «красоту обработанного металла». Заглавие сборника Цветы зла предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем - отрицательной действительности и мира прекрасного - говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера. Бодлеру принадлежат также два прозаических сборника. В Искусственном рае он исследует проблему воздействия на человека возбуждающих средств - вина, гашиша и опиума; произнося хвалу вину, он в то же время осуждает использование наркотических возбудителей; художник, от природы одаренный поэтическим воображением, не нуждается в искусственном генерировании образов. Маленькие поэмы в прозе - экспериментальная книга, включающая как переводы на прозаический язык стихотворных текстов, так и оригинальные поэмы в прозе. В стремлении установить более интимное общение между поэтом и читателем Бодлер размывает «условные» просодические барьеры, расширяя тем самым поэтический инструментарий. Теоретические взгляды Бодлера представлены в Эстетических редкостях и Романтическом искусстве. Исследуя творчество близких ему по духу художников и писателей, в первую очередь Эжена Делакруа и Эдгара По, он формулирует свое понимание романтизма как «искусства современности», т. е. «самого актуального выражение прекрасного», характеризующегося «глубиной, духовностью и стремлением к бесконечному» («intimite, spiritualite, aspiration vers infini»); романтизм - не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования» («manire de sentir»). В истории французской литературы творчество Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии (символизм, импрессионизм, сюрреализм).

ШАРЛЬ-ПЬЕР БОДЛЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821−1867), очень известный французский поэт XIX в. Родился 9 апреля 1821 в Париже. Сын управляющего делами Сената, Жозефа-Франсуа Бодлера (1759−1827) и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793−1871). Когда ему было 6 лет, умер его отец. Воспитанием Бодлера занимался отчим - офицер французской армии Жак Опик (1789−1857), который со временем сумел сделать себе блестящую карьеру, был генералом, послом в Мадриде и сенатором. В 1832 году они всей семьей переехали в Лион.

В 1833 г. Шарль начал учебу в лионском Королевском колледже и стал жить в пансионе. Когда в 1836 году они вернулись в Париж, он продолжил свою учебу в Лицее Людовика Великого. Жить его снова поместили в пансион с очень суровым режимом, но отчим считал такой шаг просто необходимым для пасынка.

В 1837 г. Шарль написал первое стихотворение под названием "Несовместимость" (Incompatibilit). В апреле 1839 г. Бодлера исключили из лицея, потому что он отказался выдать своего товарища, но уже в конце лета сдал все экзамены на бакалавра. В 1839-1841 гг. прослушал курс лекций по праву в Сорбонне. В июне 1841 родители отправили его в морское путешествие в Индию, но уже в сентябре он прервал свое плавание на несколько месяцев и стал жить на о. Маврикий. В Париж Шарль вернулся в феврале 1842 г. Когда в апреле 1842, он достиг совершеннолетия, то унаследовал состояние своего отца - 75 тыс. франков.

В 1843 начал сотрудничество с литературными журналами, главным образом как автор рецензий и обзоров культурной жизни Парижа. Тяга к коллекционированию живописи и богемный образ жизни вовлекли его в очень большие затраты. Всего лишь за 2 года он потратил 1/3 часть отцовского наследства. В июне 1844 года на семейном совете был решено приставить к нему опеку, что очень унизило его, и в июле 1844 Бодлер совершил попытку самоубийства. В этом же году он порвал с отчимом.

В 1845 году в журнале Художник (Artiste), опубликован сонет "Даме креолке" (A une dame crole), что стало для него дебютом. В то же время он сумел заявить о себе как о тонком ценителе живописи, когда в 1845 г. написал эссе о художественном салоне.

Во французской литературе его творчество оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно сумело завершить прежнюю романтическую традицию и одновременно с этим дало мощный импульс развитию французской поэзии (символизм, сюрреализм, импрессионизм).

Французский поэт, критик, один из выдающихся классиков мировой литературы.

Родился будущий поэт 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, сенатор и художник по совместительству Франсуа Бодлер, с раннего детства водил сына по галереям и музеям, знакомил его со своими коллегами, прививал мальчику любовь к искусству. Франсуа скончался в возрасте 69 лет, оставив шестилетнего сына и молодую жену. Спустя год мать Шарля вновь вышла замуж, что наложило на характер мальчика тяжелый отпечаток. Не найдя общего языка с отчимом, Бодлер совершал такие поступки, которые шокировали не только его родных, но и все общество.

Вскоре семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион. После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он наделал массу долгов, заразился сифилисом, который в будущем станет причиной его смерти, и даже пристрастился к наркотикам. Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе.

Дабы наставить непокорного отпрыска на путь истинный и избавить его от «дурного влияния местной богемы», родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это плавание не прошло напрасно и оставило след в тонко чувствующей душе юноши. Тропические звуки, запахи, пейзажи, опасность морского путешествия – все это нашло отражение в величайших творениях поэта. Но все это будет немного позже.

Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы.

Бодлера такое поведение матери глубоко возмутило. Мало того, такое решение суда стало для него настоящей катастрофой: теперь молодой человек не мог выплачивать свои долги и вести нормальное существование!

Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера. Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843-44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида. А через несколько лет в печать вышли сборники «Парижский сплин» и «Искусственный рай», повествующий о влиянии наркотиков на жизнь и творчество.

В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла», изданного в июне 1857 года. Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф.


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821-1867)

Шарль Бодлер родился 9 апреля 1821 года. Был он очень поздним ребенком - отцу его Жозефу Франсуа Бодлеру, господину весьма обеспеченному, уже исполнилось шестьдесят два года, а матери Каролине - двадцать восемь лет. Как позднее говорил сам поэт, в этой разнице уже было нечто роковое, положившее начало внутреннему разладу его души. Усугублялось дело еще тем, что многие предки великого поэта были идиотами или маньяками и все отличались «ужасными страстями».

Раннее детство Шарля называют «ослепительно счастливым», ведь он стал долгожданным и единственным сыном. Но когда мальчику исполнилось пять лет, отец умер, оставив, правда, состояние, которое могло позволить сыну, ничего не делая, безбедно существовать всю жизнь.

Если верить исследователям, еще в раннем детстве Шарль стал испытывать к матери взрослую влюбленность. Страшной трагедией стало для ребенка второе замужество Каролины. Через год после кончины первого супруга она вступила в брак с Жаком Опиком. Шарль до самой своей смерти называл замужество матери «предательством», добавляя, что она не имела права выходить замуж повторно, «имея такого сына, как я».

Семья переехала жить в Лион, где тогда служил отчим. В 1831 году Шарля отдали в местный Королевский колледж. Через пять лет Опика повысили и перевели в Париж, где юношу определили в коллеж Людовика Великого. Там Бодлер написал свои первые стихи в духе модного тогда байронизма.

В 1839 году произошла какая-то невыясненная история, за которую его исключили из коллежа перед самым окончанием курса. С того времени молодой человек стал вести рассеянную жизнь, завязал отношения с литературной богемой и женщинами двусмысленного общественного положения, отказался продолжить образование и бывать в высшем свете. Когда Шарль объявил родителям, что решил посвятить себя литературе, они были поражены.


Видимо, толчком для такого решения стала дружба с Бальзаком. Рассказывали, что Бальзак и Бодлер случайно наскочили один на другого во время прогулки, и это комичное столкновение, вызвавшее у обоих смех, послужило поводом к знакомству: полчаса спустя они уже бродили, обнявшись, по набережной Сены и болтали обо всем, что приходило в голову. Бальзак стал литературным учителем Бодлера.

Беспорядочные связи с девицами легкого поведения принесли свои тяжкие плоды - осенью 1839 года Шарль заразился сифилисом и долго лечился.

Опик попытался образумить приемного сына и отправил его в заморское путешествие. В июне 1841 года Бодлер отплыл из Бордо в Калькутту. Едва молодой человек добрался до острова Бурбон, он отказался плыть дальше, ссылаясь на тяжелейшую ностальгию, и вернулся в Париж. Из десятимесячного путешествия, если верить его словам, Бодлер вынес только «культ черной Венеры» и стал утверждать, что не может более глядеть на белых женщин.

Через два месяца после возвращения домой настал день его совершеннолетия, и Шарль получил отцовское наследство - 75 000 франков, которое немедля принялся проматывать.

А вскоре судьба зло посмеялась над поэтом: Бодлер влюбился в статистку из небольшого парижского театра, мулатку Жанну Дюваль. Роковая связь с ней продолжалась более двадцати лет - всю жизнь поэта. В этой женщине не было ничего замечательного: ни особенной красоты, ни ума, ни таланта, ни сердца, ничего, кроме безграничного эгоизма, корыстолюбия и легкомыслия. Однако Бодлер считал долгом чести не покидать эту несчастную.

Жанна всячески обманывала его, разоряла, вводила в неоплатные долги, а поэт кротко и покорно выносил все капризы. Более того, Жанна была алкоголичкой и еще в молодые годы была поражена параличом. Бодлер поместил ее в больницу и, отказывая во всем себе, устроил там самым комфортабельным образом. Мулатка поправилась и поселилась в одной квартире с поэтом. В последние годы жизни Бодлер не переставал ей помогать. Когда он лежал уже на смертном одре, бывшая любовница еще заваливала поэта письмами, в которых требовала денег, денег, денег… После кончины Бодлера женщина впала в страшную нищету и вскоре умерла. С ее образом связана большая группа стихотворений, образующих в «Цветах Зла» «цикл Жанны Дюваль» (XXII - XXXIX).

К 1840-м годам относится начало литературной деятельности Бодлера. Впервые он заявил о себе как художественный критик, хотя к тому времени уже была написана значительная часть стихотворений, впоследствии составивших «Цветы Зла».

К середине 1844 года Бодлер уже активно потреблял наркотики и растранжирил половину своего наследства. Встревоженные родственники, собравшиеся по настоянию Опика на «семейный совет», решили ходатайствовать перед властями об учреждении над Шарлем официальной опеки. Опекуном стал друг дома, нотариус Нарцисс Дезире Ансель, который в течение двадцати трех лет честно следил за денежными делами Бодлера и выдавал ему месячное содержание.

Поэт остро переживал такой позор. Даже попытался покончить жизнь самоубийством, к счастью, неудачно.

Конец 1840-1850-х стал для Бодлера временем жадного увлечения поэзией Эдгара По. Сегодня французы знают американского поэта прежде всего по переводам Бодлера. Он же написал несколько биографических эссе о По.

Долго медлил Бодлер с обнародованием своих оригинальных стихотворений. Только летом 1857 года увидел свет его поэтический сборник «Цветы Зла». Автору шел тридцать седьмой год. Замысел сборника скорее всего созрел у Бодлера довольно рано. Уже в 1846 году он говорил о том, что намерен выпустить книжку стихов под названием «Лесбиянки». Первые восемнадцать стихов будущего сборника были опубликованы в 1855 году в журнале «Ревю де Монд», и уже они принесли Бодлеру известность в литературном мире.

В это время, одновременно с Жанной Дюваль, у Бодлера появилась новая возлюбленная - дама полусвета Аполлония Сабатье. Затем прибавилась третья - актриса Мари Добрен.

1857 год стал главным, мистическим годом в жизни Бодлера. В апреле умер Жак Опик. В июне вышли из печати «Цветы Зла», из-за которых прокуратура начала судебное преследование автора по обвинению в «оскорблении религии», хотя на самом деле сборник называли порнографическим. Накануне суда Бодлер признался Аполлонии Сабатье в любви, которую ранее скрывал, и был отвергнут.

«Цветы Зла» принесли Бодлеру скандальную известность, но не прочное литературное признание. Его стали воспринимать как жертву режима Наполеона III.

Дальнейшая жизнь Шарля Бодлера складывалась печально. В 1861 году он расстался с Жанной Дюваль, хотя и продолжал содержать ее. Больше постоянных любовниц у него не было.

Вторым шедевром Бодлера считаются пятьдесят «стихотворений в прозе», появлявшихся в периодической печати с августа 1857 по август 1867 годов. Отдельным изданием под названием «Парижский сплин» они вышли только в 1869 году, уже после смерти поэта.

Надо сказать, что Бодлер очень переживал из-за обвинительного приговора «Цветам Зла». Пытаясь реабилитироваться, в декабре 1861 года он неожиданно выдвинул свою кандидатуру в Академию. Эта попытка была явно обречена на неудачу, и у поэта хватило здравого смысла своевременно снять свою кандидатуру.

Менее чем через год после этого стали сказываться последствия сифилиса, который Бодлер перенес в молодости. У него начались мучительные постоянные головокружения, жар, бессонница, физические и психические кризы. Он уже был почти не в состоянии писать, в каком-то тряпье, целыми вечерами бродил среди нарядных парижских толп и затравленно рассматривал прохожих. Как-то раз поэт спросил у случайной девушки, знакома ли она с произведениями некоего Шарля Бодлера. Девушка ответила, что знает только Альфреда Мюссе. Поэт пришел в ярость и наорал на бедняжку.

В апреле 1864 года Бодлер уехал в Брюссель. Там он пытался продолжить работу над «Стихотворениями в прозе» и над дневником «Мое обнаженное сердце», но усилия его окончились полной неудачей.

4 февраля 1866 года, будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени. На следующий день врачи обнаружили у него первые признаки правостороннего паралича и тяжелейшей афазии, перешедшей позднее в полную потерю речи. Срочно приехавшая мать перевезла сына в Париж.

Поэт агонизировал у нее на руках еще четырнадцать месяцев!

Шарль Бодлер (1821-1867)

Уже само название знаменитой и главной книги Бодлера — «Цветы зла» — вызывает скандальные ассоциации, как будто этот поэт намеренно, чтобы эпатировать читателя или чтобы воспеть зло, исходя из неких, чуть ли не сатанинских, взглядов, утверждает совсем иную красоту, чем было принято веками, будто он порывает с традиционными ценностями…

Многие так и воспринимают поэзию теперь уже классика французской литературы. О поэте до сих пор ходит много мифов и легенд. Тем более он сам дал повод воспринимать его поэзию так: «Я не утверждаю, будто Радость не может быть соединена с Красотой, но Радость это — одно из тривиальнейших ее украшений, между тем как Меланхолия выступает как ее, если можно так сказать, блистательная спутница… я не могу себе представить (мой мозг не заколдованное ли зеркало) такой тип Красоты, в котором бы совсем отсутствовало Несчастье. Опираясь на такие мысли, а кто-нибудь прибавит: одолеваемый такими мыслями, я, как это видно, не могу не прийти к выводу, что совершеннейший тип мужской красоты, это Сатана — изображенный в духе Милтона». И действительно, Сатана, «изображенный в духе Милтона», это один из героев «Цветов зла». Но, конечно, не в каком-нибудь вульгарном смысле современной сатанинской секты. Нет, это скорее похоже на лермонтовского Демона. Это символ, это философия.

Говоря о Бодлере, можно сразу очень глубоко уйти в эти самые символы и философию. И можно довольно быстро заблудиться в литературоведческих лабиринтах. А можно подойти к поэту с другой стороны, вначале прочитать несколько его стихотворений и потом рассмотреть его мировоззрение, отразившееся в стихах.

Начнем с самого известного стихотворения, которое на русский язык переводили многие поэты:

Альбатрос

Когда в морском пути тоска грызет матросов,

Они, досужий час желая скоротать,

Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов,

Которые суда так любят провожать.

И вот, когда царя любимого лазури

На палубе кладут, он снежных два крыла,

Умевших так легко парить навстречу бури,

Застенчиво влачит, как два больших весла.

Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает

Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон!

Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает,

Тот веселит толпу, хромая, как и он.

Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья

Летаешь в облаках, средь молний и громов,

Но исполинские тебе мешают крылья

Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.

(Перевод П. Якубовича)

У Бодлера несколько стихотворений с характерным меланхолическим названием «Сплин». Приведем одно из них:

Сплин

Я словно царь страны, где дождь извечно льет.

Он слаб, хоть всемогущ, он стар, хоть безбород.

Ему наскучили слова придворной лести.

Он среди псов хандрит, как средь двуногих бестий.

Его не веселят ни звонкий рог в лесах,

Ни всенародный мор, ни вид кровавых плах,

Ни дерзкого шута насмешливое слово, —

Ничто не радует властителя больного.

Он спит меж лилий, гроб в постель преобразив,

И дамы (а для дам любой король красив)

Не могут никаким бесстыдством туалета

Привлечь внимание ходячего скелета.

Мог делать золото придворный астролог,

Но эту порчу снять с владыки он не мог.

И ванна с кровью — та, что по заветам Рима

Любым властителем на склоне лет любима,

Не согревает жил, где крови ни следа,

И только Леты спит зеленая вода.

Еще два лирических стихотворения:

С еврейкой бешеной простертый на постели,

Как подле трупа труп, я в душной темноте

Проснулся, и к твоей печальной красоте

От этой — купленной — желанья полетели.

Я стал воображать — без умысла, без цели, —

Как взор твой строг и чист, как величава ты,

Как пахнут волосы, и терпкие мечты,

Казалось, оживить любовь мою хотели.

Я всю, от черных кос до благородных ног,

Тебя любить бы мог, обожествлять бы мог,

Все тело дивное обвить сетями ласки,

Когда бы ввечеру, в какой-то грустный час,

Невольная слеза нарушила хоть раз

Безжалостный покой великолепной маски.

Вино одинокого

Мгновенный женский взгляд, обвороживший нас,

Как бледный луч луны, когда в лесном затоне

Она, соскучившись на праздном небосклоне,

Холодные красы купает в поздний час.

Бесстыдный поцелуй костлявой Аделины,

Последний золотой в кармане игрока;

В ночи — дразнящий звон лукавой мандолины

Иль, точно боли крик, протяжный стон смычка, —

О щедрая бутыль! сравнимо ли все это

С тем благодатным, с тем, что значит для поэта,

Для жаждущей души необоримый сок

В нем жизнь и молодость, надежда и здоровье,

И гордость в нищете — то главное условье,

С которым человек становится как бог.

Поэт тоски, мировой скорби, вечного сплина, хандры и меланхолии… Считалось, что с Бодлера началось в Европе крушение религиозных и нравственных устоев, а заодно и многовековых художественных устоев. У Горького в «Климе Самгине» одна героиня говорит, что «не следовало переводить Бодлера…».

А все дело в разладе со своим временем. Отпугивающие крайности поэта идут от неистовой жажды идеального — и в эстетике, и в политике. В дни Французской революции 1848 года Шарль Бодлер с оружием в руках поднимался на баррикады. Он говорил: «Жребий поэзии — великий жребий. Радостная или грустная, она всегда отмечена божественным знаком утопичности. Ей грозит гибель, если она без устали не восстает против окружающего. В темнице она дышит бунтом, на больничной койке — пылкой надеждой на исцеление… она призвана не только запечатлевать, она призвана исправлять. Нигде она не мирится с несправедливостью».

Героическое время революции закончилось 18 брюмера Луи Бонапарта. Все вернулось на круги своя, но еще бурно стали развиваться в Европе и особенно в Соединенных Штатах Америки буржуазные отношения. Бодлер увидел в буржуазности худший из возможных путей развития человечества. В черновом отрывке «Конец мира близок» поэт изобразил видение буржуазного будущего: «Машинное производство так американизирует нас, прогресс в такой степени атрофирует у нас всякую духовность, что никакая кровавая, святотатственная, противоестественная утопия не сможет даже сравниться с результатами этих американизации и прогресса… Все, что будет похоже на добродетель, что не будет поклонением Плутусу, станет рассматриваться как безмерная глупость. Правосудие, если в столь благословенные времена еще сохранится правосудие, поставит вне закона граждан, которые не сумеют нажить состояние. Твоя супруга, о Буржуа! твоя целомудренная половина, законность которой составляет поэзию твоей жизни… она, ревностная и влюбленная хранительница твоего сейфа, превратится в завершенный образец продажной женщины. Твоя дочь, созрев преждевременно, уже с детства будет прикидывать, как продать себя за миллион, а ты сам, о Буржуа, еще менее поэт, чем сегодня, ты и не станешь ей перечить… Ибо прогресс нынешнего времени ведет к тому, что из всех твоих органов уцелеет лишь пищеварительный тракт! Время это, может быть, совсем близко, кто знает, не наступило ли оно!..» Заключая этими размышлениями один из своих дневников, Бодлер записал: «…Я сохраню эти строки, ибо хочу запечатлеть мою тоску», — а потом поставил рядом с последним словом: «ибо хочу запечатлеть мой гнев».

Вот откуда у Бодлера разлад с действительностью, протест, сарказм, откуда его «Цветы зла». Он — поэт — как альбатрос со своими исполинскими крыльями смешон буржуазной толпе, но он все равно остается поэтом, хотя это почти невозможно в этом мире.

Я больше не могу! О, если б меч подняв,

Я от меча погиб! Но жить — чего же ради

В том мире, где мечта и действие в разладе!

Шарль Бодлер родился в Париже 9 апреля 1821 года. Отец его был выходцем из шампанских крестьян, он выбился в люди — стал воспитателем в знатном доме. Мать поэта была не тридцать пять лет моложе отца, поэтому после его смерти довольно быстро вступила в новый брак, которым был очень травмирован юный Шарль. Позже критики будут выводить трагическое мировосприятие поэта из «фрейдистской» ревности мальчика к отчиму, что все-таки нам представляется поверхностным и вообще неверным объяснением.

Бодлер учился в колледжах в Лионе и Париже. При неясных обстоятельствах он был исключен из лицея. Мог сделать административную карьеру благодаря связям отчима, но твердо объявил, что станет писателем. Отчим отослал Шарля как бы в ссылку — на работу в заокеанские колонии. Это было почти годичное плавание по Атлантике и по Индийскому океану. Печать океанических впечатлений навсегда осталась в творчестве поэта.

Потом было глубокое чувство к Жанне Дюваль — многие стихи «Цветов зла» отражают их отношения. Любовный цикл к Аполонии Сабатье считается чуть ли не самым возвышенным гимном во французской поэзии XIX века. Бодлер пишет статьи, переводит сочинения Эдгара По, все время возвращается и дополняет новыми стихами «Цветы зла».

Правительство Наполеона III восприняло «Цветы зла» как пощечину. Против Бодлера даже возбудили судебный процесс. В то время правительство во Франции принимало крутые меры против обличительной литературы. Бодлеру уголовный суд вынес обвинительный приговор за «грубый и оскорбляющий стыдливость реализм». За опубликование сборника автор был приговорен к штрафу в 3000 франков, к такому же штрафу приговорили двух издателей. Приговор предусматривал запрещение шести стихотворений, что по сути обрекало на уничтожение не распроданный еще тираж и угрожало поэту и издателям разорением.

Бодлер был ошеломлен. Мещанская печать над ним потешалась. Но пришло и неожиданное поздравление от Виктора Гюго: «Я кричу браво! Изо всех моих сил браво вашему могучему таланту. Вы получили одну из тех редких наград, которые способен дать существующий режим. То, что он именует своим правосудием, осудило вас во имя того, что он именует своей моралью. Вы получили еще один венок. Жму вашу руку, поэт».

Клеймо судебного приговора до конца дней сопутствовало Бодлеру, затрудняя его публикации. Ему ставили унизительные моральные условия. Закончил поэт свои дни в нищете. В марте 1866 года его разбил паралич, он лишился речи. 31 августа 1867 года Бодлер скончался.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: