Объект институциональной экономики. Контрольная работа: Контрольная по институциональной экономике

Институт как базовое понятие институционализма.

ТЕМА 2

ИНСТИТУТЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Центральной категорией институциональной экономики является понятие «институт». Существует множество подходов к определению этого понятия, из которых формируется наиболее полное представление о его содержании.

По мнению основоположника институциональной экономики Т. Веблена институты - это определенные правила поведения, обычаи, определяющие экономические отношения и все социально-экономическое развитие общества. К институтам Веблен относит, прежде всего, сложившиеся в обществе правила, управляющие поведением человека. Деятельность людей будет успешна только в том случае, если институты находятся в гармонии с основными врожденными инстинктами поведения человека.

Один из ведущих институционалистов Д. Норт рассматривает институты, как совокупность правил и норм поведения, структурирующих и облегчающих взаимодействия между людьми. Он трактует институты, как «правила игры», созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения людей.

Один из ранних американских институционалистов Дж. Коммонс подходит к определению института с позиции коллективных действий людей. Он считал, что в центре экономической деятельности находится «действующий коллективный институт», корректирующий привычки и представления каждого индивидуума. Отсюда институт Дж. Коммонс определяет как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У. Гамильтон определяет институт как распространенный и неизменный способ мышления или действия, который укоренен в привычках группы или в обычаях народа.

В экономической науке используется и более широкая трактовка институтов, согласно которой их можно разделить на две группы: как принятые в обществе нормы и правила поведения и как сложившиеся формы коллективного действия, такие как предприятие, домохозяйство, государство. С точки зрения научного анализа это важно, так как дает возможность раскрыть институциональную природу экономических субъектов как на уровне микро-, так и макроэкономики.

Современная российская экономическая наука проявляет глубокий интерес к институциональным проблемам общества. Появляются новые научные работы и учебные пособия, авторы которых рассматривают институциональные аспекты современной российской экономики.

В подходах российских авторов к понятию «институт» есть определенные различия. Так, С. Г. Кирдина считает, что ««институты» - это устойчиво воспроизводящиеся модели взаимодействия между людьми и организациями, правила и нормы социальной жизни, проявляющие себя даже тогда, когда никто не заставляет их соблюдать».



В.И. Кушлин определяет институты как «созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, другие установленные правила. Существуют и неформальные - это неписанные правила, обычаи, традиции и принципы». Развивая это положение, ряд авторов трактует институты как совокупность правил игры и правил контроля.

Достаточно ёмкое определение экономического института дает А. Е. Шаститко, характеризуя его как «ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением этих правил» .

Обобщая все отмеченные подходы, дадим следующее определение института. Институт - это созданная человеком система правил и норм поведения, организующая взаимоотношения людей.

Само понятие «институционализм» произошло от латинского слова institutuo (институт или институция), которое означает образ действия, обычай, указание, традиция.

Институты определяют рамки поведения, гармонизируют отношения между индивидами, их группами и обществом в целом. Институты способствуют разрешению противоречий между субъектами и достижению согласия в обществе. Изучение институтов и их влияния на деятельность людей - основная задача институциональной экономики, предмет ее исследования.

Итак, предметом институциональной экономики является изучение институтов и их воздействия на экономическое поведение человека. Под институтами мы понимаем нормы, обычаи, традиции, законы, а также предприятия, государство, домохозяйства и другие формы, влияющие на экономическую деятельность людей.

Институты как система, определяющая взаимоотношения индивидов, выполняют следующие методологические функции:

1) организующая - институты снижают неопределенность во взаимоотношениях, позволяют достигнуть единства и согласия во взглядах, способствуют преодолению конфликтов и оппортунизма в поведении партнеров;

2) ограничительная - институты ограничивают деятельность людей, устанавливая формальные (закон, кодекс, правила) и неформальные (традиция, обычай, социальная норма) рамки, за нарушение которых предусматривается система наказаний;

3) координирующая - если институты в виде законодательно закрепленных норм и правил поведения строятся на основе общепризнанных традиций и обычаев, то в обществе формируются условия, способствующие снижению трансакционных издержек, связанных с заключением рыночных сделок;

4) информационная - эффективно действующие институты повышают информированность участников сделок о состоянии рынка и экономики в целом и тем самым снижают издержки на поиски информации, рационализируют деятельность индивидов;

5) регулирующая - институты как носители правил и норм регулируют правовые отношения в обществе и тем самым создают атмосферу безопасности и уверенности человека в гарантированности его прав и свобод. В результате высвобождаются материальные и интеллектуальные ресурсы людей для их использования с максимальной эффективностью;

6) распределительная - институты оказывают непосредственное воздействие на распределение экономических ресурсов. Так, эффективно действующие институты рыночной инфраструктуры (биржи, банки, налоговая система) не только экономят ресурсы, но и направляют их в те сферы, где они могут быть использованы с максимальным эффектом;

7) стимулирующая - соблюдение законов, норм и правил во взаимоотношениях людей является гарантией и стимулом повышения эффективности деятельности, создает благоприятные предпосылки для максимализации их доходов.

Методы исследования институциональной теории как науки, выросшей из неоклассики, во многом являются общими с методами экономической теории. Однако их использование в институциональных исследованиях имеет свою специфику. Кроме того, институциональная теория имеет и собственные методы исследования, отличные от неоклассических. Основным методом исследования остается диалектический подход, рассматривающий институциональные процессы в их постоянном движении. Как и неоклассика, институциональная теория использует метод научных абстракций, благодаря которому сформировался весь категориальный аппарат институционализма. В использовании этого метода Т. Веблен отдавал предпочтение принципу эмпирических наблюдений различных форм человеческой деятельности, а не построению абстрактных схем. Это отличает институциональное использование метода научных абстракций от неоклассического.

Широкое применение в институциональной теории находит метод анализа и синтеза. Аналитические методы исследования включают в себя количественный, качественный, функциональный и другие виды анализа. Особенно часто используется метод сравнительного анализа, который, не претендуя на абсолютную точность, позволяет выявить тенденции развития институциональных структур. Так, анализируя данные бухгалтерской отчетности, можно сравнить уровни эффективности той или иной формы предпринимательской деятельности. Сравнение трансакционных издержек лежит в основе ординалистской теории, использующей метод экспертных оценок этих издержек по разным формам предприятий. Другие методы здесь малоприменимы, так как трансакционные издержки не поддаются точному измерению и не имеют денежного выражения. Анализ во всех своих формах дает возможность изучить отдельные стороны данного явления, а затем на основе синтеза все полученные знания объединяются в единое целое. На роль синтеза в институциональном исследовании указывал В.Гамильтон: «...институционализм - единственная теория, которая может объединить экономическую науку, потому что она показывает, как отдельные части экономической системы соотносятся с целым» .

Как и неоклассика, институционализм использует принцип историзма, который дает возможность далее прийти к важным логическим выводам. Таким образом, для институциональной теории применим метод соотношения исторического и логического принципов познания.

Важное место в институциональных исследованиях принадлежит методу индукции и дедукции. Метод индукции характерен в основном для старого институционализма, который шел от частных случаев к обобщениям. В тот период этот метод был единственно верным, так как способствовал формированию институциональной теории. Неоинституционализм, напротив, использует в основном метод дедукции, то есть изучает институты на базе уже сформировавшейся единой теории.

Как и неоклассика, институционализм использует позитивные и нормативные методы исследования, определяя тем самым возможности перехода от имеющихся институциональных форм к более совершенным. Существуют разные мнения по поводу того, какие институты являются наиболее совершенными, то есть единая нормативная база институционализма еще не сложилась.

Большое внимание уделяется многоуровневому методу исследования, прежде всего изучению институциональных проблем на уровне микро- и макроэкономики. Эти два уровня заложены в самой природе институтов, в определениях которых прослеживаются понятия как микро- (обычаи, привычки, традиции), так и макро- уровня - в лице основных субъектов макроэкономики.

Основополагающую роль в институционализме играет эволюционный принцип исследования. Он рассматривает экономику как открытую эволюционирующую систему, вовлеченную в обширные социальные, культурные и политические отношения. Это дает институционализму возможность использовать данные других наук - социологии, психологии, политологии.

Институционализм в большей степени, чем экономическая теория, использует метод социальной психологии, который через социологические опросы, анкетирование, экспертные оценки позволяет определить психологический настрой общества по отношению к происходящим институциональным изменениям.

Наиболее важным методом институционализма в отличие от неоклассики является использование теории игр. Неоклассика, исходя из своей научной парадигмы, чаще всего использует математические методы исследования как наиболее точно характеризующие ситуацию макроэкономического равновесия. Институционалисты считают такую ситуацию абстрактной, нереальной, но признают существование различных видов частичного равновесия. Для их характеристики используется теория игр, которая дает возможность определить различные виды стратегий индивидов в повторяющихся играх. Методологическая база институционализма как молодой науки еще окончательно не сформировалась, она находится в процессе своего развития и совершенствования.

Сущность понятия «экономика»

В настоящее время широко применяется термин «экономика». Но оказывается, что данный термин использовался еще во времена Древней Греции. Дословно он обозначает искусство ведения домашнего хозяйства или управления имением. В наши дни этот термин имеет несколько иное значение.

Определение 1

Экономикой называют систему производства, реализации и распределения материальных и духовных благ и совокупность отношений, которые возникают при этом.

В то же время, экономика - это отрасль науки, которая занимается изучением закономерностей формирования производства и реализации продукции, ее распределения, управления хозяйственной деятельностью и прогнозированием путей развития хозяйства.

Экономика решает проблемы удовлетворения растущих потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов. Важность экономики состоит в том, что она является материальной основой развития общества. Чем выше уровень развития хозяйства страны, тем выше благосостояние ее населения, больше объем национального богатства. Это значит, что общество имеет больше возможностей более полного удовлетворения потребностей как отдельных граждан, так и общества в целом.

Понятие «институциональная экономика»

Институциональной экономикой называется отрасль экономической науки (школа экономической теории), которая исследует эволюцию социальных институтов (государства, права, морали, традиций и т.п.) и степень их влияния на формирование экономического поведения.

Данный термин появился в экономической науке в начале ХХ века благодаря работам Торстейна Веблена и Уолтона Хамильтона. Данная отрасль экономической науки стала отраслью неоклассической экономической теории. Она включает в себя следующие теории:

  • теорию прав собственности;
  • теорию трансакционых издержек;
  • теорию оптимального контракта;
  • теорию общественного выбора;
  • теорию новой экономической истории.

Одним из основных предметов изучения институциональной экономики является система структур управления государством. Составляющими структурными элементами системы управления являются различные организации (институты), система хозяйствования и структура общества. Институты рассматриваются в качестве условия рационального поведения организации (экономического агента) и в качестве средства экономии на рациональности.

Особенности методов институциональной экономики

Как и любая наука, экономика имеет свой набор средств познания предмета изучения. Важной составляющей этого набора является методология.

Определение 2

Методологией называется раздел науки о методах научных исследований различных объектов и явлений.

Методы институциональной экономики являются составной частью совокупности методов экономического анализа.

Определение 3

Методами экономического анализа называется совокупность способов, приемов и средств, с помощью которых исследуются экономические явления и процессы на всех уровнях экономики.

Методология институциональной экономики обладает следующими признаками:

  • больше внимания и значения уделяется пониманию, чем прогнозированию;
  • учитывается неизбежность неопределенности;
  • ограниченность возможного предсказания будущего по сравнению с моделированием;
  • экономическая теория воспринимается как сочетание дедукции и индукции;
  • экономика рассматривается не как статическое образование (механизм), а как целостная система, эволюционирующая во времени;
  • значение в создании базиса для решения проблем придается инструментализму и прагматизму, а не научно-фантастическим проектам;
  • обуславливается неизбежность использование нормативов экономической теории и экономического значения государства;
  • предполагается открытое демократичное высказывание оценок и суждений, дискуссии и критика, а не использование неявного (скрытного) оценивания;
  • предполагаются призывы к моделированию паттернов вместо ограниченного причинно-следственного объяснения;
  • поддерживается методологический коллективизм, допускается его сочетание с неидеологизированным индивидуализмом.

Методы институциональной экономики (институционализма) имеют некоторые отличия от методов экономики менстрима. Отличие заключается в меньшей зависимости от экономических проверок гипотетических обобщений. Они больше основаны на сравнительных методах и обобщениях исследований социальных групп и их экономической активности.

Среди методов институциональной экономики можно выделить такие наиболее применяемые, как:

  • социологические исследования;
  • индукция;
  • изучение предыдущего опыта;
  • исследование локальных явлений и процессов и формулировка общих выводов;
  • исследование субъективных показателей;
  • использование межпредметных (междисциплинарных) связей.

Социологические исследования позволяют изучить формы межличностных отношений, которые возникают в процессе экономической деятельности. Изучается также их влияние на различные общественные и властные институты. Применение указанных выше методов происходит с использованием личностного, группового и социометрического подходов.

Личностный подход позволяет выявить роль и место отдельного человека в современной экономике, взаимодействие и взаимовлияние человека и производства. Кроме того это позволяет получить «обратную связь» о восприятии человеком степени эффективности деятельности тех или иных институтов. Групповой подход позволяет анализировать роль и место социальных групп как в экономике, так и в обществе. Благодаря данному подходу можно прогнозировать развитие многих процессов в обществе.

На основе субъективных оценок граждан можно получить качественные показатели в ходе применения социометрического подхода. Это отличает институциональную экономику от индустриальной, где субъективное мнение людей не принимается во внимание. На самом же деле обобщение субъективных мнений позволяет выяснить реальное отношение широких общественных масс к различным экономическим и социально-политическим процессам и явлениям.

Тема: Контрольная по институциональной экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.98K | Скачано: 63 | Добавлен 24.02.14 в 16:34 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

  1. Предметом институциональной экономики является:

а) производительные силы общества;

б) экономические ресурсы;

в) институциональные экономические отношения.

Термином институциональная экономика обозначают, совокупность тех направлений современной экономической теории, которые объединяет два общих свойства, а именно:

1. расширение предметной области экономической теории;

2. модификация базовых допущений, образующих метод исследования.

Расширение предметной области связано с двумя дополнительными и тесно связанными сферами анализа:

а). сторонами общественной жизни и человеческого поведения, которые непосредственно не связаны с действием рыночного механизма.

б). институтами, которые не принято изучать в рамках неоклассической теории.

Институт - это любой механизм, обеспечивающий координацию и эффективную мотивацию экономического поведения. Таким образом, смысл существования институтов заключается в состыковке планов (координация) и состыковке стимулов (мотивация).

Институты - распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Следовательно, правильный ответ: в) институциональные экономические отношения.

  1. Какие трансакционные издержки особенно велики в российской экономике с точки зрения теории соглашений?

а) поиска информации;

б) Мониторинга и предупреждения оппортунизма;

в) Измерения;

г) Ведения переговоров;

д) Заключение контракта.

Теория соглашений обращает внимание на неоднородность экономической среды как главный фактор роста трансакционных издержек. В российской экономике соотношение соглашений чрезвычайно нестабильно, что мешает экономическим агентам действовать на основе общепринятых «правил игры».

Основную часть трансакционных издержек в России несут сами экономические агенты и именно их запретительно высокая величина в расчете на одну трансакцию. Ведь даже учитывая, что и приблизительные количественные расчеты величины трансакционного сектора в России отсутствуют, его значительные размеры предполагаются тремя подходами к объяснению природы трансакционных издержек:

1) Теория трансакционных издержек обращает внимание на отсутствие рынка информации и искаженность ценовых сигналов в силу высокой степени монополизации рынка и структурных диспропорций.

2) Теория общественного выбора делает акцент на незавершенности формирования рынка и связанной с ней трудности найти замену контрагенту по сделке, на размерах национального рынка и большом числе его участников.

3) Теория соглашений объясняет высокий уровень трансакционных издержек нестабильностью соотношений различных соглашений.

Следовательно, правильный ответ: а) поиск информации и б) мониторинг и предупреждения оппортунизма.

  1. Каковы основные положения неоинституциональной теории? В чем их отличие от базовых основ неоклассической теории?

Общим для всех неоинституционалистов является следующие положения:

Социальные институты имеют значение;

Институты поддаются анализу с помощью стандартных инструментов микроэкономики.

К числу основных предпосылок в целом относится:

  • методологический индивидуализм;
  • концепция экономического человека;
  • деятельность как обмен.

Методологический индивидуализм. В условиях ограниченности ресурсов каждый стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.

Основная предпосылка неоинституциональной теории состоит в том, что люди действуют в любой сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и социальной сферы или политикой.

Концепция экономического человека. Второй предпосылкой неоинституциональной теории выбора является концепция «экономического человека». Согласно этой концепции, человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Его поведение рационально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все люди руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (выгоды и издержки, связанные с принятием решений).

В неоинституциональной теории рассматриваются еще и трансакционные издержки, т.е. издержки связанные с обменом прав собственности. Это произошло потому, что любая деятельность рассматривается как обмен.

Деятельность как обмен. Сторонники неоинституциональной теории рассматривают любую сферу по аналогии с товарным рынком. Государство, например - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Неоинституционалисты более реалистично оценивают особенности этого обмена, учитывая, что людям присуща ограниченная рациональность, а принятие решений связанно с риском и неопределенностью.

Отличия базовых основ от неоклассической теории:

Во - первых, «старые» институционалисты (например, Дж. Коммонс) шли к экономике от права и политики, пытаясь изучать проблемы современной экономической теории методами других наук об обществе; неоинституционалисты идут прямо противоположным путем - изучают политологические и правовые проблемы методами неоклассической экономической теории, и прежде всего, с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр.

Во - вторых, традиционный институционализм основывался главным образом на индуктивном методе, стремился идти от частных случаев к обобщениям, в результате чего общая институциональная теория так и не сложилась; неоинституционализм идет дедуктивным путем - от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни.

В - третьих, «старый» институционализм, как течение радикальной экономической мысли, обращал преимущественное внимание на действия коллективов (профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида; неоинституционализм же ставит во главу угла независимого индивида, который по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.

  1. Основное содержание неоинституциональной теории заключается:

а) в попытке подойти к анализу экономических проблем при помощи методов других наук;

б) в попытке использовать методы неоклассической экономической теории для анализа политических, правовых и других проблем;

в) в разработке новых, не связанных с неоклассической теорией положений?

Особенности НИЭТ можно сформулировать в несколько положений:

Во-первых, рассматривается более широкий спектр форм собственности и контрактных форм, на основе которых осуществляется обмен.

Наряду с частной собственностью анализируются коллективная, государственная, акционерная формы собственности и сопоставляется их сравнительная эффективность в обеспечении сделок на рынке. Такова исследовательская программа теории прав собственности и теории оптимального контракта. Теория государства, ответственного за установление и эффективную защиту прав собственности, теорию общественного выбора.

Ее специфика заключается в комбинировании элементов как неоклассической теории общественного выбора, так и «теории порядка», являющейся составной частью «старого» институционализма.

Во-вторых, в неоклассическую модель вводится понятие информационных издержек, т. е. издержек, связанных с поиском и получением информации о сделке и о ситуации на рынке. Хотя теория информации и не относится напрямую к неоинституционализму, она оказала значительное влияние на его развитие.

В-третьих, наряду с производственными, или трансформационными, издержками неоинституционалисты допускают существование трансакционных. Под этим термином, центральным для теории трансакционных издержек, понимаются все издержки, возникающие при совершении сделки. Новая экономическая история возникла в результате применения теории трансакционных издержек и теории прав собственности для исторического анализа.

Основные характеристики новой институциональной экономической теории как формирующейся исследовательской программы, очерчены характеристики и обозначены возможности рабочей модели человека в неоклассической теории. Исследованы содержание и значение трансакционных издержек, соотношение с трансформационными издержками, предложено объяснение динамики количественной оценки трансакционных издержек.

Рассмотрены вопросы, касающиеся условий возникновения прав собственности, обеспечения соблюдения правил, сравнительных преимуществ различных систем собственности; внешних эффектов и институциональных альтернатив, обеспечивающих интернализацию данных эффектов; способов решения проблемы управления поведением исполнителя; типов контрактов, институциональных соглашений, а также институциональных изменений.

Следовательно, правильный ответ: в) в разработке новых, не связанных с неоклассической теорией положений.

  1. К какому направлению институциональной теории относится теория трансакционных издержек Р. Коуза:

а) старому институционализму;

б) неоинституциональной теории;

в) новой институциональной теории?

«Теорема Коуза», изложенная в его статье «Проблема социальных издержек» (1960 г.), относится к числу наиболее общих положений новой институциональной теории. Она посвящена проблеме внешних эффектов. Так называют побочные результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц.

Сегодня теорема Коуза считается одним из наиболее ярких достижений экономической мысли послевоенного периода.

Из нее следует несколько важных теоретических и практических выводов.

Во - первых, она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии (т.е. расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.

Во - вторых, теорема Коуза отводит обвинения рынка в «провалах». Путь к преодолению экстерналий лежит через создание новых прав собственности в тех областях, где они были нечетко определены. Поэтому внешние эффекты и их отрицательные последствия порождаются дефектным законодательством. Теорема Коуза по существу снимает стандартные обвинения в разрушении окружающей среды, выдвигаемые против рынка и частной собственности. Из нее следует обратное заключение: к деградации внешней среды ведет не избыточное, а недостаточное развитие частной собственности.

В - третьих, теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.

В - четвертых, теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты - недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае высоких - далеко не всегда экономически оправданно. Действия государства сами сопряжены с положительными трансакционными издержками.

Влияние Коуза на развитие экономической мысли было глубоким и разноплановым. Из его работы выросли целые новые разделы экономической науки (экономика права). В более широком смысле его идеи заложили теоретический фундамент для развития неоинституционального направления.

Следовательно, правильный ответ: в) новой институциональной теории.

  1. Эмпирические расчеты показывают, что при прочих равных условиях доля теневого сектора в экономике более богатых регионов (с более высоким GRP - валовым региональным продуктом) оказывается ниже. Как можно объяснить подобный факт?

Теневая экономика - это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются, и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика — это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг.

Определяющими признаками теневой экономики являются уклонение от официальной регистрации сделок и предприятий или умышленное искажение условий их выполнения.

В состав теневой экономики входят следующие сегменты.

Неформальная экономика («серый рынок») - в принципе законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно - строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов.

Криминальная экономика («черный рынок») - экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.

Фиктивная экономика - предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей.

Масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения. Обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности.

7. «Представим: Пустырь. На одном его краю - карета. На другом - десять человек. Сигнал! - они бегут к карете. Кто же поедет в ней? - тот, кто лучше правит? Нет - тот, кто быстрее бегает. Кто сумел обогнать, растолкать всех; а ездить он может весьма плохо». Неэффективность какого механизма распределения прав собственности иллюстрирует данный отрывок?

а) «Первым пришел первым воспользовался».

б) Свободный обмен правомочиями в условиях высоких транс- акционных издержек.
в) Отсутствие каких бы то ни было исключений из доступа к ресурсу.
г) Свободный обмен правомочий в условиях близких к нулю трансакционных издержек.

Ответ. а). В описываемой ситуации право собственности получает тот, кто первым получает доступ к ресурсу. Все остальные потенциальные собственники исключаются из отношений собственности.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

1.2 Нормы, правила, их структура и виды

1.3 Институт: сущность, функции и типы

1.1 Понятие институциональной экономики, её предмет и значение для современного экономического анализа

«Занимаясь экономической деятельностью, мы не знаем ни потребностей других людей, ни источников получаемых нами благ. Практически все мы помогаем людям, с которыми не только не знакомы, но о существовании которых и не подозреваем. И все мы живем, постоянно пользуясь услугами людей, о которых нам ничего не известно. Все это становится возможным благодаря тому, что, подчиняясь определённым правилам поведения, мы вписываемся в гигантскую систему институтов и традиций: экономических, правовых и нравственных»

Фридрих Август фон Хаек

австрийский экономист и философ,

Лауреат Нобелевской премии по экономике

«Ни в одной стране мира не бывает оптимальной системы правил»

А.Аузан

российский экономист, д. э. н.,

декан экономического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова

Институциональная экономическая теория расширяет микроэкономический анализ, вовлекая в него факторы, неучитываемые классической микроэкономической теорией: факторы неполноты информации, неопределенности прав собственности, факторы неопределенности (ожидания) и, наконец, факторы неких коллективных действий в ситуации коллективного выбора, которые отличаются от действий в ситуации индивидуального выбора, рассматриваемых традиционной микроэкономикой.

Вработах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

Институциональная экономика - отрасль экономики, которая изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами. Корнейчук В.В. отмечает, чтоИнституциональная экономика – это теория, в которой эмпирической основой, экономической детерминантой выступает институт – исторически сформированная общественная традиция.

Институциональная экономика изучает механизм индивидуального выбора экономических агентов, методы, с помощью которых в нем могли бы быть использованы различные наборы институциональных ограничителей.

Нормы и традиции в обществе не только являются ограничителями поведения индивидов, но и используются как инструменты, побуждающие экономических субъектов действовать в соответствии с определенными в обществе правил, норм поведения и предоставленных прав

Институционализм в качестве предмета исследования выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития.Объект исследования – формальные и неформальные институты

Понятие институционализма включает в себя два аспекта :«институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и«институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Под институтами в современной теории понимаются "правила игры" в обществе или, "созданные человеком" ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение (enforcement). Они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь.

С
мысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Институциональная экономика это - синтез экономических процессов и явлений общественной жизни, описываемых гуманитарными науками.

Определение института

Институт - принятые в обществе правила взаимодействия индивидов, сложившиеся в процессе развития культуры и определяющие привычный способ организации той или иной сферы общественной жизни.

Отдельный институт устанавливает способ организации некоторой ограниченной сферы общественной жизни, а все имеющиеся институты совместно характеризуют способ организации общественной жизни в целом. Институты, определяющие способ организации хозяйственной жизни, называют экономическими.

Приведенное выше определение института включает в себя несколько частных определений, каждое из которых является неполным, т.е. отражает лишь какой-либо один аспект рассматриваемого явления. Каждое такое определение формулируется в рамках частного подхода к определению института. Рассмотрим эти подходы.

Нормативный подход. Институт рассматривается как навязанное извне правило, регламентирующее поведение человека. В данном случае институт выступает в качестве некоторого внешнего ограничителя свободы выбора человека. Формы регламентации обычно различают по степени жесткости и по степени формализованности. Жесткость регламентирующего правила характеризуется значимостью для индивида внешних негативных последствий, наступающих в результате нарушения данного правила. Формализованное^ регулирующего правила характеризуется степенью участия властных структур общества в процессе регулирования поведения индивида и его наказания. Институты, обладающие высокой степенью формализованное™, называют формальными, а институты, обладающие низкой степенью формализованное™, - неформальными. Наиболее известным примером формального института являются правила функционирования системы государственной власти, закрепленные в соответствующих законах. Негативные последствия, возникающие из-за нарушения формальных регламентирующих норм, обычно принимают форму административного или уголовного наказания. Примером неформального института служит традиция здороваться со знакомыми людьми. Нсгатавные последствия, возникающие в результате нарушения неформальных регламентирующих норм, обычно имеют форму общественного осуждения.

Этический подход. Институт рассматривается как этическая (моральная, нравственная, ценностная) позиция человека, которая влияет на его выбор одной альтернативы поведения из множества доступных альтернатив. Этическая позиция позволяет человеку расположить имеющиеся в его распоряжении альтернативы поведения по степени предпочтительности и выбрать наиболее приемлемую из них, т.е. «самую лучшую». При этом предполагается, что помимо этических воззрений человека никакие другие факторы не влияют на его выбор. Этическая позиция человека является, по сути, его внутренним ограничителем при выборе вариантов поведения. В этом смысле этический подход к определению института близок к нормативному подходу, рассмотренному выше. Однако между этими подходами имеется принципиальное различие: норма поведения навязана человеку внешней средой, а этачсская позиция есть внутренний ограничитель человека, которому он следует добровольно. Если по какой-либо причине человек вынужден совершить поступок, противоречащий его этической позиции, то он испытывает негативные последствия этого шага в форме психологического дискомфорта, обусловленного его совестью. Чем сильнее воздействие психологического дискомфорта, тем большее влияние на поведение человека оказывают его этические воззрения. И, наоборот, отсутствие у человека совести равносильно отсутствию у него этических воззрений.

Между внешними нормами и этической позицией человека существует тесная связь. В процессе исторического развития многие внешние нормы доказывают свою общественную полезность, постепенно принимаются людьми в качестве этических воззрений и выполняются добровольно. Этот процесс называется институционализацией внешней нормы. Наоборот, усвоенные людьми этические нормы в ходе развития культуры нередко обретают форму внешних норм, и тогда нарушение этических принципов человеком влечет уже не только наказание в форме «угрызений совести», но и внешнее наказание в форме общественного осуждения, тюремного заключения и пр.

Информационный подход. Институт рассматривается как специфическое знание, которое выработано многими поколениями людей, усвоено ныне живущим поколением и содержит рекомендуемые нормы поведения. Во все времена люди анализировали различные образцы поведения, сравнивали их между собой и выбирали наиболее предпочтительные с их точки зрения. Такого рода анализ, проведенный каким-либо конкретным человеком, представляет собой личностный информационный продукт его высшей деятельности. В ходе общественной истории происходили накопление, систематизация и обобщение таких информационных продуктов, в результате чего создавалось знание - информационный продукт многих людей, обладающий высокой общественной значимостью и постоянно воспроизводимый культурными механизмами общества. Институт, рассматриваемый как знание, есть не просто перечень норм поведения, выработанных в процессе общественного развития. Он обычно содержит также некое обоснование целесообразности предлагаемых образцов поведения. Это обоснование может иметь различный характер: от слепой веры и заблуждения до научно доказанного факта. Например, необходимость чистить зубы имеет научное обоснование. А необходимость стучать по дереву, чтобы избежать неприятностей, обосновывают с помощью укоренившегося предрассудка.

В рамках рассматриваемого информационного подхода к определению института центральную роль играет понятие культуры - общественного механизма обмена, хранения, воспроизводства и отбора информационных продуктов. Посредством культуры человеком институционализируются нормы поведения, выработанные предыдущими поколениями. В то же время личностный информационный продукт, попав в культурную среду, может пополнить запас специфических знаний об организации общественной жизни и тем самым привести к изменению общественных институтов. Таким образом, между индивидом и культурной средой общества происходит взаимообмен информацией, приводящий в конечном итоге к их взаимовлиянию и взаимоизменению. Этот процесс схематически представлен на рис. 1.1. Сплошные вертикальные стрелки изображают процесс институционализации индивидами А и В сложившихся институтов. Пунктирные вертикальные стрелки показывают влияние, которое могут оказать эти индивиды на формирование общественных институтов посредством своих личностных информационных продуктов.

Горизонтальные стрелки изображают процесс межличностного взаимодействия индивидов.

Рис. 1.1.

Эволюционный подход к определению института является развитием информационного подхода, рассмотренного выше. Каждый действующий институт рассматривается как продукт исторического процесса естественного отбора институтов, т.е. процесса их эволюции. Концепция эволюции институтов заимствована из общей биологии и подразумевает, что институт подобен гену животного организма: он характеризуется большим объемом наследственной информации, которая может изменяться и передаваться в форме новых институтов в ходе взаимодействия с другими институтами, носящего характер борьбы за выживание.

В настоящее время эволюционный подход используется в основном для анализа поведения хозяйственных субъектов. Общим термином для всех нормальных и предсказуемых образцов поведения хозяйственных субъектов служит рутина - совокупность «внутренних» институтов хозяйственного субъекта. В эволюционной теории рутины играют ту же роль, что гены в биологической эволюционной теории. Они - неотъемлемые характеристики хозяйственного субъекта и определяют его возможное поведение (хотя фактическое поведение обусловливается еще и окружающей средой). Они наследуются в том смысле, что у хозяйственных субъектов завтрашнего дня многие характеристики те же, что и у породивших их субъектов сегодняшних. Рутины подвержены отбору в том смысле, что хозяйственные субъекты с определенными рутинами могут функционировать лучше других, и если это так, то их относительная значимость в популяции (отрасли) возрастает со временем. Концепция изменения рутин представляет собой очевидный аналог мутации в биологической эволюционной теории.

Игровой подход. Институты рассматриваются как правила некой игры, которую индивид ведет с другими индивидами. Игровой подход основан на нескольких упрощающих предположениях. Во-первых, поведение каждого индивида нацелено на максимизацию определенного количественного показателя. Во-вторых, в каждый период времени поведение индивида выражается в выборе им одного варианта поведения из заданного множества возможных вариантов, которое он не может изменять. Выбранный вариант поведения называют ходом игрока. В-третьих, индивиду известны все возможные ходы индивидов, ведущих с ним игру. В-четвертых, индивид осуществляет выбор хода в условиях неопределенности, т.е. ему неизвестны заранее ходы его соперников. В-пятых, обычно рассматривают игру с двумя игроками. Данные предположения не являются реалистичными, но тем не менее они позволяют проводить теоретический анализ некоторых аспектов функционирования институтов с использованием математической теории игр, широко применяемой в современной экономической науке. Достаточно сказать, что за работы в области применения теории игр к анализу экономических явлений Нобелевская премия по экономике в 1994 г. была присуждена Д. Нэшу, Д. Харшаньи и Р. Зелтену.

Таблица 1.1

Определение института: различные подходы

Трансакционный подход. Согласно этому подходу сфера действия правил общественного поведения ограничивается дороговизной характеристик или атрибутов, позволяющих судить о том, были ли соблюдены соответствующие правила или имело место их нарушение. Надзор за соблюдением правил государство (принципал) возлагает на агентов (полицейских, судей и т.д.), труд которых требует оплаты. Издсржки такого рода, связанные с обеспечением функционирования институтов, называют трансакционными. Такое название эти издержки получили в связи с тем, что в рамках данного подхода рассматриваются преимущественно рыночные институты, при этом в качестве важнейшей формы социального взаимодействия выступает рыночная трансакция, т.е. сделка (от англ, transaction - сделка).

Механизм обеспечения соблюдения правил обычно бывает несовершенным по двум причинам: оценивание стоит слишком дорого, и интересы принципалов и агентов не совпадают. Высокая стоимость оценивания влечет за собой необходимость сопоставления предельного выигрыша от усиления контроля с сопутствующим ему приростом трансакционных издержек. Если люди верят в незыблемость правил, они будут воздерживаться от попыток обмануть, украсть и т.д., и трансакционные издержки будут относительно невелики. Если, наоборот, люди не верят в незыблемость правил, считают их несправедливыми или просто следуют исключительно корыстному интересу, трансакционные издержки будут относительно велики.

В рамках трансакционного подхода изменения институтов объясняются фундаментальными изменениями в структуре цен. Схематически этот процесс можно представить следующим образом. Участвующие в обмене (политическом или экономическом) начинают понимать, что им было бы выгоднее изменить условие соглашения с учетом изменившихся цен. Если перезаключение договора требует внесения изменений в какое-либо фундаментальное правило, один или оба участника обмена могут пойти на дополнительные затраты ради того, чтобы это правило изменить. Но бывает и так, что с течением времени устаревшее правило теряет свою силу - его начинают игнорировать или не следят за его соблюдением. Изживший себя институт исчезает.

Впервые трансакционный подход к исследованию институтов применил Р. Коуз (род. 1910). В 1991 г. он получил Нобелевскую премию по экономике за работы по проблемам трансакционных издержек и прав собственности.

Контрактный подход. Институт рассматривается как многостороннее соглашение (контракт) между членами общества. Это соглашение может быть как обязывающим, так и не обязывающим. Оно может быть как формализованным, так и неформализованным. При данном подходе поведение человека определяется главным образом его обязательствами перед обществом, которые заложены в системе действующих многосторонних контрактов. «Контрактный человек» - это человек, стремящийся исполнить возложенные на него обязательства как общественного, так и частного характера.

Создателем контрактного подхода к исследованию общественных явлений считается французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо (1712-1778). В своем трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул доктрину общественного договора, объясняющую возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от не обеспеченного защитой естественного состояния к гражданскому состоянию.

Социологический подход основан на убеждении, что социология есть наука, изучающая наиболее общие свойства явлений взаимодействия людей, отдельные стороны которых исследуются специальными общественными науками, в том числе экономикой. В этом смысле экономическая наука является частным разделом социологии. Если бы экономист ограничился рассмотрением только экономических явлений, игнорируя явления неэкономические, то вместо законов, отражающих действительные отношения экономических явлений, он сформулировал бы лишь воображаемые законы, не способные объяснять реальные экономические процессы. Ему волей-неволей приходится быть уже нс только специалистом-экономистом, но и социологом, координирующим отношения основных форм социальной жизни. Сторонники рассматриваемого подхода говорят о существовании тенденции «социологизирования» общественных наук. Последние все больше проникаются общесоциологическими принципами и понятиями.

Постулируя главенство социологии над экономикой, сторонники социологического подхода рассматривают проблему экономических институтов с общесоциологических позиций. При этом в качестве центральной категории выступает социальное взаимодействие. Утверждается, что вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. В то же время, комбинируя различные процессы взаимодействия, можно получить любой сложнейший общественный процесс, любое социальное событие. Процессы взаимодействия - индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидарные и антагонистические и т.д. - являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческого сообщества. Из совокупности взаимодействующих индивидов можно составить любую социальную группу, любое «общество», начиная с «трамвайной» публики и кончая такими коллективами, как государство. Таким образом, взаимодействие индивидов выступает как родовое понятие социальных явлений; оно может служить моделью последних. В силу этого введение специального термина «институт» лишено существенного смысла. Институт есть лишь форма социальных взаимодействий.

Одним из основоположников социального подхода к исследованию экономических институтов является П. Сорокин (1889-1968) - русский и американский социолог.

Организационный подход рассматривает институт как организацию, т.с. как форму внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия отдельных частей социальной среды. Термин «организация» обозначает широкий спектр объектов исследования - начиная от простых правил индивидуального поведения и заканчивая системами правил в виде коллективных институтов: предприятие, политическая партия,государство.

В современной экономической науке организационный подход развивается главным образом в рамках экономики согласований , созданной французскими институционалистами во главе с Л. Тс вено. В основе этой теории лежит идея о множественности способов форм координации хозяйственной деятельности. Между различными «мирами» возникает напряжение, несоответствие, а предприятие служит механизмом достижения компромисса между ними. Оно вступает в отношения, которые отнюдь не обязательно носят рыночный характер, а скорее обусловлены доверием, технологическими требованиями, иерархией и т.д. В целом признание особой активной роли организаций идет вразрез с доминирующей неоклассической традицией. Экономику согласований нередко относят к экономике организации, различия между которыми весьма расплывчаты в силу того, что сами понятия «организация» и «институт», согласно англо-американской традиции, часто употребляются как синонимы. Поэтому экономику согласований обозначают как «теория институтов - французская версия».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: