Что сократ называл добрым демоном. Эволюция философско-психологических учений о гении

Что такое демон? Этот вопрос, пожалуй, задает себе каждый, кто увлекается мистицизмом или эзотерической литературой. В широком понимании это сверхъестественные духи или существа, которые занимают низшее место относительно богов. Интересно, что в мировой религии и культуре можно встретить как добрых, так и злых демонов.

Определение демона

Отвечая на вопрос «Что такое демон?», следует обратиться к древнегреческой философии. В ней рассказывается, что в незапамятные времена, еще до нашей эры, существовало такое понятие, как Даймоний. Многие видные философы, среди которых Сократ, Платон, а также стоики и большинство их последователей, сравнивали Даймония с внутренним миром или голосом человека. По сути, так они обозначали нашу совесть.

А вот в римской мифологии, например, к демонам относились несколько иначе: так называли гениев. А в христианстве Даймониями величали ангелов-хранителей.

Существовало слово «демон» и у древних славян. Оно было синонимичным понятию «бес». С XI века на Руси так стали называть всех языческих богов вскоре после того, как по настоянию князя Владимира Красное Солнышко была крещена Русь.

При переводе Библии с греческого на церковнославянский язык слово «демон» так незаметно и трансформировалось в понятие «бес». При этом смысл остался прежним.

Демоническая природа

Ответ на вопрос «Кто такой демон?» искали многие народы в самых разных религиях. Широко эти мистические существа были распространены в Древней Греции. Расскажем поподробнее о том как их представляли в народе.

В античные времена связь между такими понятиями, как «бог» и «даймон» практически никогда не прослеживалась. В то же время и самих «даймонов» в этот исторический период не ассоциировали только с силами добра или зла. Философы тогда считали, что они изначально могут иметь любую природу, даже смешанную. Поэтому имели возможность творить не только зло, но и добро. Причем приблизительно в равных пропорциях.

Много сведений о даймонах содержится в знаменитом произведении Платона под названием «Диалоги», а также трудах Сократа. Он, в частности, утверждал, что все, что им делается, угодно его «доброму демону», который всячески отвращает автора от зла и наставляет на истинный путь.

Позже этот даймон Сократа у многих ассоциировался с Богом у Платона. Римский последователь этого философа Апулей подробно описал, кто такой демон, в своей книге «О боге Сократа». В нем он пространно рассуждает о наличии промежуточных существ между людьми и самим богом.

Подробно эта тема описана и у Платона в трактате «Послезаконие». Философ называет даймонов одной из разновидностей воздушных существ, которые входят в иерархию духов, занимая определенное место после богов и звезд. Они являются чем-то средним между людьми и богами, поэтому их желательно особенно почитать в различных молитвах. Платон был убежден, что даймон приставлен к человеку с самого его появления на свет и сопровождает его до самой смерти. При этом некоторые даймоны могли теоретически выступать в роли божеств в различных культах.

Стоики, которые считают себя последователями Платона, проводили параллель между даймонами и душами человека, считая, что они возвращаются в свою стихию после смерти.

Демоны в иудаизме

Что такое демоны, обсуждалось и в иудаизме. Хотя им не отводили самостоятельной роли, но упоминания об их существовании встречаются еще в эпоху таннаев. Согласно Талмуду, демонов создал сам Бог. Случилось это в сумерки, накануне первой субботы. Интересно, что прежде чем он успел их доделать, настала ночь, поэтому демоны остались без тел.

Иудаизм на вопрос «Что такое демон?» отвечает: эти существа занимают промежуточное положение между людьми и ангелами, проводят время в пространстве между луной и землей. При этом преимущественно предпочитают пустынные и нечистые места.

Христианское представление

Определение «Что такое демон?» в христианском представлении стало звучать так же, как сегодня, только в XI века. Именно тогда на Руси произошла масштабная эволюция термина. Уже после нее демонами стали называть не только практически всех сверхъестественных существ, но и богов, которым поклонялись во времена язычества. К этой же категории древние славяне относили всяческих зловредных духов и всевозможных мифических существ.

Христианство утверждает, что те духи, которые не стали отрицать бога, позже превратились в ангелов.

Спустя время появилось представление о падших ангелах, которое получило наибольшее распространение в католичестве. Это были ангелы, которые со временем утратили благосклонность бога и покинули небо.

Слуги Сатаны

Христианские священники, отвечая на вопрос «Что значит демон?», утверждают, что это слуги Сатаны, который живет в аду. Но при этом они способны бродить по свету в поиске душ, готовых к падению.

Интересно что и демоны, и ангелы играют важную роль в магической традиции, особенно в католицизме. Всевозможные культы тоже часто проникнуты демонологией, и бо́льшая часть из них восходят к каббале и гностицизму. В магической литературе можно встретить печати, имена и подписи духов. А также способы их вызывания, возможности и даже обязанности, которые они должны исполнять.

Значение слова

Значение и толкование слова demon происходит от древнегреческого слова, которое в первом варианте обозначает «дух» или «божество», а во втором - «распределяю» (в смысле судьбу).

Морфологически существует три значения этого понятия. Первое - религиозное. В этом смысле под демоном понимается падший ангел или дьявол.

Второе значение этого слова - мифологическое. В данном случае разговор идет о сверхъестественных существах или полубогах, которые занимают промежуточные состояния между богами и людьми, а также имеют возможность влиять на жизнь людей, народов и даже судьбы отдельных личностей.

Есть и книжное значение этого слова. Демоном обозначают что-то мрачное или тягостное, обычно бесконтрольно овладевающее человеком. Например, часто можно слышать о демоне алкоголизма.

Иерархия

Иерархия демонов подробно описана в специализированной литературе. Так, в средневековой Европе и среди оккультистов демонов делили на девять чинов. Первым это описал голландский врач и последователь учения по имени Иоганн Вейер в своей оккультной книге, которая была издана в 1588 году. В ней он привел подробную и скрупулезную классификацию демонов, а также дал всем желающим инструкции по вызову их в наш мир.

В эзотерической литературе можно встретить и другие описания иерархий демонов. По большому счету, их можно разделить на несколько групп.

Одна из них - демоны-гении. Они считаются хранителями, которые приставлены к каждому человеку, а также местности или предмету. Сюда же причисляют персонажей фольклора. Например, если говорить о славянской традиции, то это водяные, лешие и домовые. У других народов нимфы, дриады, шеду (хранители дворцов древних культур).

Отдельное место в этой иерархии отводится духам, не привязанным к какому-то конкретному месту. Это гномы, эльфы, русалки, черти, сатиры и суккубы.

Важная роль и у архонтов, которые занимают место персонифицированных природных сил. Они обязаны содержать в порядке естественный строй вещей, а также служить бессмертными прототипами всем живущим существам. Это роднит их с понятиями архетипа и различными идеями в философии. Яркий пример таких существ - деканы.

Демоны в культуре

В культуре образ демона используется достаточно часто. Один из последних примеров - фильм 2016 года «Демон внутри», снятый Андре Овредалом.

Картина начинается с обнаружения неопознанного трупа женщины в подвале дома. Ее убили, причем очень жестоко. На место происшествия прибывает офицер полиции, который выясняет, что преступник не оставил практически никаких следов. Вывод напрашивается сам собой: очевидно, это вторжение. К тому же полицейский начинает подозревать, что жертва пыталась покинуть дом.

Тогда он обращается к опытному патологоанатому по имени Томми Тилден, чтобы тот определил точную причину смерти. Сын доктора решает остаться, чтобы помочь отцу со вскрытием. Так как личность жертвы так и не удается установить, они называют ее между собой Джейн Доу. Это вышедший из употребления юридический термин, который обозначал женскую сторону в судебном процессе. В результате такая завязка приводит к увлекательному, не укладывающемуся в традиционное понимание, сюжету.

Что такое «демон», «демоний», или «даймон» Сократа, какова сущность его «Даймониона», было неясно уже ученикам и друзьям философа, не говоря о более поздних античных авторах — Цицероне, Плутархе, Апулее, высказывавшихся на этот счет. О демонии Сократа говорили христианские писатели, причем для одних (Тертуллиан, Лактанций), враждебно настроенных к «языческому» миру, сократовский демоний был существом сатаническим, а для других (Климент Александрийский, св. Августин), придерживавшихся в отношении античности умеренной и примирительной позиции — своего рода ангелом-хранителем.
Писатели нового времени также посвятили не мало исследований для решения загадочного вопроса о «демоне» Сократа, голосу которого он приписывал свои предсказания, и который руководил его поведением, удерживая от неразумного и вредного. Древние, как и сам Сократ, приписывали этот голос божеству; Сократ принимал участие в неудачной битве под Делием и во время отступления не захотел вместе с прочими бежать по одной из трех дорог, но выбрал совершенно иную. На вопрос почему он так делает, Сократ отвечал, что его не пускает демон; те, которые бежали другой дорогой, наткнулись на неприятельскую конницу.

«Сократ . Благодаря божественной судьбе с раннего детства мне сопутствует некий гений - это голос, который, когда он мне слышится, всегда, что бы я ни собирался делать, указывает мне отступиться, но никогда ни к чему меня не побуждает. И если, когда кто-нибудь из моих друзей советуется со мной, мне слышится этот голос, он точно таким же образом предупреждает меня и не разрешает действовать. Я могу вам представить тому свидетелей. Вы знаете ведь того красавца Хармида, сына Главкона; однажды он советовался со мной, стоит ли ему пробежать ристалище в Немее. И не успел он начать говорить о своём желании состязаться, как я услышал голос и стал удерживать его от этого намерения такими словами: «Когда ты говорил, - сказал я, - мне послышался голос моего гения: тебе не следует состязаться». «Быть может, - отвечал он, - голос указывает тебе, что я не одержу победу? Но даже если я не стану победителем, я использую время для упражнения». […]

Все это я сказал тебе к тому, что великая сила этого божественного знамения распространяется и на тех людей, что постоянно со мною общаются. Ведь многим эта сила противится, и для таких бесед со мной нет никакой пользы, ибо и я не в силах с ними общаться. Многим же она не препятствует проводить со мной время, но они из этого не извлекают никакой пользы. А те, кому сила моего гения помогает со мною общаться, - их и ты знаешь - делают очень быстро успехи. И опять-таки из этих занимающихся с успехом одни получают прочную и постоянную пользу, а многие другие, пока они со мной, удивительно преуспевают, когда же отходят от меня, снова становятся похожими на всех прочих. […]

Вот, мой Феаг, с чем сопряжено общение со мной. Если божеству будет угодно, ты добьёшься весьма больших успехов, и быстро, если же нет, то - нет. Так что смотри, не безопаснее ли тебе учиться у кого-либо из тех, кто сами владеют пользой, приносимой ими людям, чем у меня, где всё это подвержено случаю.

Феаг. А по-моему, Сократ, нам надо поступить таким образом: давай испытаем твоего гения, общаясь друг с другом; и если он будет к нам благосклонен, тем лучше. Если же нет, мы тотчас же тогда посоветуемся, что нам делать: обратиться ли к другому человеку или же попытаться умилостивить являющееся тебе божество мольбами, жертвоприношениями и всеми средствами, указанными прорицателями.

Демодок. Больше не возражай, мой Сократ, на слова мальчика: хорошо ведь сказал Феаг. Сократ. Что ж, если вам представляется это верным, так и поступим».

Платон, Феаг / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1990 г., с. 122-124. В одном из диалогов Сократ разделяет источники вдохновения:

«Сократ. Божественное неистовство, исходящее от богов, мы разделили на четыре части: вдохновенное прорицание мы возвели к Аполлону, посвящение и таинства - к Дионису, творческое неистовство - к Музам, четвёртую же часть к Афродите и Эроту - и утверждали, что любовное неистовство всех лучше». Платон, Федр / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1993 г., с. 175.

О ДЕМОНЕ СОКРАТА

Участники диалога: Архидам и Кафисий (Отрывки)

Фабула небольшого диалога состоит в рассказе Кафисия Архидаму (и его друзьям) истории переворота в Фивах в 379 году, когда демократы во главе с Пелопидом убили олигархов. Собственно речь больше касается тайного заговора демократов и потому рассуждений о предзнаменованиях и предчувствиях. В этом контексте возникает разговор о демоне Сократа, который представляет для нас интерес. Все действующие лица - из числа заговорщиков; из них для приведенного фрагмента существенен Симмий Фиванский, судя по всему, ученик Сократа, один из персонажей некоторых, диалогов Платона.

9… "Клянусь Гераклом, как трудно найти человека, свободного от суеверного чада. Одни подвержены этому против своей воли, вследствие необразованности или душевной слабости, другие же, чтобы казаться какими-то особо выдающимися по богобоязненности, на каждом шагу ссылаются на божье волеизъявление, на сны, видения и тому подобный вздор, прикрывая этим то, что у них в действительности на уме. Кто причастен к политической деятельности, тому, пожалуй, небесполезно иногда прибегнуть к узде суеверия, чтобы направить на нужный путь суетную толпу или отвратить ее от чего-либо; для философии же такой ход мысли не только не приличествует, но и прямо противоречит ее обязанностям, если она, пообещав рассуждением научить нас доброму и полезному, обращается к богам как началу всех действий, словно пренебрегая всяческим рассуждением; презрев доказательство, свое основное отличие, она прибегает к гаданиям по снам и видениям, которые посещают одинаково и доблестного, и подлого. Потому-то, думается мне, ваш Сократ избрал более философский характер образования и речей, простой и бесхитростный, как более приличествующий человеку свободному и стремящемуся к истине, а весь этот философский дым и чад отбросил, предоставив его софистам". - "Что же, Галаксидор, - заговорил тут Феокрит, - значит, и тебя убедил Мелет в том, что Сократ пренебрегал верой в богов? Ведь именно в этом он обвинил Сократа перед судом афинян". "Отнюдь не верой в богов, - ответил тот. - Не восприняв от Пифагора, Эмпедокла и других философию, преисполненную мифов, призраков и суеверия, он как бы вывел ее из состояния вакхического опьянения и обратил на искание истины посредством трезвого рассуждения".

10. "Хорошо, - сказал Феокрит, - но как же мы, дорогой мой, оценим демона Сократа - как ложную выдумку или иначе? Среди преданий о Пифагоре я не назову ничего, что так походило бы на мантику и суеверие: без преувеличения, подобно тому как Гомер представил Афину "соприсущной во всяком труде" Одиссею, так демон Сократа явил ему некий руководящий жизненный образ, "всюду предтекший ему, подававший совет и могучесть", в делах неясных и недоступных человеческому разумению: в этих случаях демон часто вступал в собеседование с Сократом, сообщая божественное участие его намерениям. Узнать об этом больше можно от Симмия и других товарищей Сократа. Но вот однажды, когда мы направлялись к гадателю Евтифрону - ты помнишь это, Симмий, - Сократ прохаживался наверху, у Перепутья и дома Андокида, ведя философскую беседу с Евтифроном, и подвергал его, по своему обыкновению, шутливому разгрому. Вдруг он остановился и так оставался некоторое время погруженным в себя, а затем свернул в сторону и пошел по улице Коробовщиков, подозвав к себе и тех спутников, которые уже отошли вперед, и сославшись при этом на полученное им указание от демона. Большинство, в том числе и мы с Евтифроном, пошли вслед за ним, но несколько юношей продолжали идти вперед, как бы желая изобличить демона Сократа, и увлекли за собой флейтиста Харилла, который приехал вместе со мной в Афины к Кебету. И вот, когда они проходили по улице Ваятелей мимо судебной палаты, им навстречу выбежало тесно сплоченное стадо покрытых грязью свиней. Посторониться было некуда, так что свиньи одних сбили с ног, других обмазали сплошь грязью. Пришел домой и Харилл весь в грязи, так что после этого случая мы всегда со смехом вспоминали, как всегда заботится о Сократе его демон".

11. "А как ты думаешь, Феокрит, - спросил Галаксидор, - имеет ли демон Сократа какую-то свою особую силу или же это просто частица тех общих необходимых условий, которые, определяя жизненный опыт человека, сообщают ему в неясных и не поддающихся разумному учету случаях толчок, направляя его поведение в ту или иную сторону? Подобно тому как малый груз сам по себе не отклоняет коромысло весов, но, добавленный к одному из уравновешенных грузов, уводит все в свою сторону, так чихание или тому подобный знак, хотя бы и ничтожный, может повлечь за собой решение, касающееся важных действий: когда встречаются два противоборствующих соображения, то, присоединившись к одному из них, такой знак разрешает безысходность, устранив равновесие, и отсюда возникает движение и сила". Это подхватил мой отец: "А ведь и в самом деле, Галаксидор, я слышал от одного мегарца, а он от Терпсиона, что демон Сократа - это не что иное, как чихание, свое ли собственное или чужое. При этом, если кто-либо другой чихнул справа, или сзади, или спереди, то это побуждало к действию, если же слева, то заставляло воздерживаться; собственное же чихание утверждало в намерении совершить намеченное действие, но удерживало от завершения того, что уже было начато. Странным мне кажется, однако, если он, в действительности исходя из чихания, говорил товарищам о каком-то побуждающем или сдерживающем демоне: было бы, друг мой, нелепой суетностью из-за какого-то внешнего шума - чихания - отказываться от заранее обдуманного действия, и это совершенно противоречило бы образу человека, которого мы считаем поистине великим и выдающимся среди людей своей мудростью. Все поведение Сократа отличалось целеустремленностью и решимостью, как бы исходя из единого твердого изначального суждения. Всю жизнь он провел в бедности, тогда как мог бы воспользоваться тем, что ему с радостью готовы были предоставить его друзья; он не поступился философией, пренебрегая всеми препятствиями; наконец, когда товарищи подготовили ему обеспеченный побег из тюрьмы, он не склонился на все их настояния, чтобы уйти от верной смерти, а встретил ее с непоколебимой твердостью решения, - все это свойственно не человеку, изменяющему свои намерения под влиянием случайных шумов или знаков, а тому, кто следует высшему устремлению, ведущему к добру. Говорят, что и гибель сицилийского похода афинян Сократ предсказал некоторым из своих друзей; а еще ранее был такой случай. Периламп, сын Антифонта, раненый и взятый в плен после поражения афинян в битве при Делии, узнав от послов, прибывших из Афин с мирным предложением, что Сократ вместе с Алкивиадом и Лахетом благополучно вернулись, совершив переход у Регисты, превознес Сократа похвалами и горько сокрушался о тех своих товарищах и соратниках, которым довелось, избрав после битвы путь возвращения, отличный от указанного демоном Сократа, пасть под ударами нашей конницы. Думаю, что и Симмий слыхал об этом". - "Слыхал нередко и от многих, - отозвался Симмий, - ведь именно этот случай особенно прославил в Афинах демона Сократа".

12. "Что же, Симмий, - сказал Фидолай, - позволим мы Галаксидору шутя сводить это высокое пророчество к чиханию и приметам, которыми забавляются по пустякам невежды? Ведь где налицо действительная опасность и трудные обстоятельства, там уже, по Еврипиду, Железом, а не шуткой спор решается".

Галаксидор, однако, возразил: "С Симмием, если он сам слышал это от Сократа, я так же согласен, как и вы, Фидолай и Полимний, но то, что вы сами сказали, нетрудно опровергнуть. Подобно тому как во врачевании биение пульса служит малым знаком, много говорящим о состоянии больного, и как для кормчего крик морской птицы или прохождение темного облачка предвещает бурный ветер и жестокое морское волнение, так для вещей души гадателя чихание или голос, вещь сама по себе ничтожная, может быть знаком чего-то важного: ведь ни в каком мастерстве не забывают о том, что малое может предзнаменовать великое, и малочисленное - многое. Человек, незнакомый со смыслам письменности, видя немногие и невзрачные по форме начертания, не поверил бы, что знающий грамоту может извлечь из них сведения о великих войнах, происходивших у древних народов, об основаньях городов, о деяниях и судьбах царей, и сказал (5ы, что какой-то демон развертывает перед ним повествование обо всех этих делах исторического прошлого, и мы весело посмеялись бы над неразумном этого человека; смотри же, друг, как бы мы, не зная силы тех данных, которыми располагает мантика для суждений о будущем, стали неразумно выражать неудовольствие, если осведомленный в мантике человек делает из них выводы, касающиеся будущего, и при этом утверждает, что его действиями руководит не чихание и не голос, а демон. Тут я обращаюсь к тебе, дорогой Полимний. Ты удивляешься, что Сократ, более чем кто-либо из людей очеловечивший философию устранением из нее всякой напыщенной темноты, для этого своего знака избрал название не чихания и не голоса, а какого-то трагического демона. А вот я, наоборот, удивился бы, если бы такой мастер диалектики и владения словам, как Сократ, сказал, что получает знак не от демона а от чихания; это то же самое, как если бы кто сказал, что его ранило копье, а не посредством копья метнувший это копье человек; или что тот или иной вес измерен весами, а не сделавшим взвешивание человеком посредством весов. Ведь действие принадлежит не орудию, а человеку, который пользуется орудием для этого действия…

20. Те продолжали углубленное исследование важного вопроса, поднятого Галаксидором и Фидолаем, - какова сущность и сила так называемого демона Сократа. Что ответил Симмий на речь Галаксидора, мы не слышали. Но нам он сказал, что как-то сам спросил об этом Сократа, но, не получив никакого ответа, больше не допытывался. Однако ему часто доводилось быть свидетелем того, что Сократ людей, говоривших о том, что им было явлено божественное видение, признавал обманщиками, а к тем, кто говорил об услышанном ими некоем голосе, относился с уважением и внимательно их расспрашивал. Это наблюдение побуждало нас при обсуждении между собой занимающего нас вопроса подозревать, что демон Сократа был не видением, а ощущением какого-то голоса или созерцанием какой-то речи, постигаемой необычным образом, подобному тому как во сне нет звука, но у человека возникают умственные представления каких-то слов, и он думает, что слышит говорящих. Но иные люди и во сне, когда тело находится в полном спокойствии, ощущают такое восприятие сильнее, чем слушая действительную речь, а иногда и наяву душа едва доступна высшему восприятию, отягченная бременем страстей и потребностей, уводящих ум от сосредоточения на явленном. У Сократа же ум был чист и не отягчен страстями, он лишь в ничтожной степени в силу необходимости вступал в соприкосновение с телом. Поэтому в нем сохранялась тонкая чувствительность ко внешнему воздействию, и таким воздействием был для него, как можно предположить, не звук, а некий смысл, передаваемый демоном без посредства голоса, соприкасающийся с разумением воспринимающего как само обозначаемое. Ведь когда мы разговариваем друг с другом, то голос подобен удару, через уши насильственно внедряющему в душу слова; но разум более сильного существа ведет одаренную душу, не нуждающуюся в гаком ударе, соприкасаясь с ней самим мыслимым, и она отвечает ему, раскрытому и сочувствующему, своими устремлениями, не возмущаемыми противоборством страстей, но покорными и уступчивыми, как бы повинующимися ослабленной узде. И не следует удивляться этому, видя повороты тяжелых кораблей под воздействием малого кормила, или движение гончарного круга, которому сообщается равномерное вращение легким касанием оконечностей пальцев: предметы неодушевленные, но гладкие и подвижные по своему устройству, покорствуют движителю при каждом его толчке; а душа человека, напряженная бесчисленными устремлениями, как натянутыми струнами, гораздо подвижнее любого вещественного орудия. Поэтому она чрезвычайно расположена к тому, чтобы под воздействием умственного прикосновения получить в своем движении уклон в сторону задуманного. Ведь именно здесь, в мыслящей части души, начала страстей и устремлений, которые, вовлекаемые в ее движение, когда она поколеблена, уводят за собой и самого человека. Отсюда легко понять, какую силу имеет мыслительная часть: кости бесчувственны, жилы и мышцы наполнены жидкостью и вся масса составленного из этих частей тела лежит в покое, но как только в душе возникнет мысль и порыв к движению, тело пробудится и, напрягаясь во всех своих частях, словно окрыленное, несется к действию. И нет причин полагать, что трудно или невозможно постигнуть способ, каким мыслящая душа увлекает за своим порывом телесный груз. Подобно тому как мысль, даже и не облеченная в звук, возбуждает движение, так с полной убедительностью, как мне кажется, могли бы мы предположить, что ум следует водительству более высокого ума и душа более божественной души, воздействующих на них извне тем соприкасанием, какое имеет слово со словом или свет со своим отблеском. В сущности мы воспринимаем мысли друг друга через посредство голоса и слов, как на ощупь в темноте: а мысли демонов сияют своим светом тому, кто может видеть и не нуждается в речах и именах, пользуясь которыми как символами в своем взаимном общении люди видят образы и подобия мыслей, но самих мыслей не познают - за исключением тех людей, которым присущ какой-то особый, божественный, как сказано, свет. Если кто отнесется к этому с недоверием, то может почерпнуть некоторое дополнительное подтверждение в том, что происходит при звучании речи: воздух, оформленный в виде членораздельных звуков и превратившийся полностью в звучащие слова, доносит до души слушающего некую мысль. Что же удивительного, если воздух при своей восприимчивости, изменяясь сообразно с мыслями богов, отпечатывает эти мысли для выдающихся и божественных людей? Подобно тому как удары ведущих подземные работы, доносясь из глубины, улавливаются медными щитами в форме отголоска, а помимо этого затухают незамеченными, так речи демонов, разносясь повсюду, встречают отголосок только у людей со спокойным нравом и чистой душой; таких мы называем святыми и праведниками. Простой же народ думает, что божества вещают людям только в сновидениях, если же это происходит с бодрствующими и находящимися в полном сознании, то это считают странным и невероятным: подобно тому как если бы кто считал, что музыкант, играющий на дурно настроенной лире, не сможет вовсе и прикоснуться к ней, когда она будет настроена правильно, эти люди не видят истинной причины кажущейся странности; заключается же она в их собственной настроенности и смятенности, от которой был свободен наш товарищ Сократ, как свидетельствует оракул, полученный его отцом, когда Сократ был еще ребенком; он гласил: предоставить мальчику делать все, что ему вздумается, ни в чем не насиловать и не ограничивать его наклонностей и молиться за него Зевсу Покровителю и Музам, а в остальном не беспокоиться о Сократе, ибо он в себе самом содержит лучшего руководителя жизни, чем тысячи учителей и воспитателей.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Разговор Сократа У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:«Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?» -

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

37. Плутарх и Петрарка Исследователи творчества Петрарки отмечают непонятную для них странность. Петрарка написал много писем к своим современникам. И вот, в своей латинской переписке, Петрарка старался - якобы специально - ЗАТУШЕВЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

37. Плутарх и Петрарка Исследователи творчества Петрарки отмечают непонятную для них странность. Петрарка написал много писем к своим современникам. И вот, в своей латинской переписке, Петрарка старался – якобы специально – ЗАТУШЕВЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Тайны смутных эпох автора Миронов Сергей

О «ДЕМОНЕ РЕВОЛЮЦИИ» «Демоном революции» называли Льва Давидовича Троцкого. И действительно, его роль в российской революционной смуте была в значительной степени демонической, зловещей. Об этом приходится говорить потому, что в последние годы стало модным

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Плутарх Третьим крупным представителем наличной традиции является Плу­тарх, грек из Херонеи, родившийся в середине I в. н. э. Он занимал видное положение в имперской администрации при Траяне и Адриане и был чрез­вычайно образованным и плодовитым писателем. Для историка

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.6.5. За что убили Сократа? Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью - повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых

Из книги Игры, угодные богам автора Куринной Игорь Игоревич

Плутарх Плутарх был греком времён римского господства. Жил он якобы около 47 – 120 годов н.э. Прославился тем, что составлял сравнительные жизнеописания выдающихся исторических деятелей Греции и Рима. Впрочем, собственно история не была его целью. Он нигде не вводит точных

автора Стадничук Борис

«Мыслильня» Сократа Школа Сократа, если верить Аристофану, находится непосредственно в его доме. Во всяком случае Сократа можно застать здесь в любое время суток. Здесь же ночуют и все его ученики, причем страдают от клопов и блох, но ни за что не сходят в баню

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Несколько уроков Сократа Но, конечно, гладкими человеческие отношения бывают только на бумаге. Конфликты в таком деле, как командование десятитысячной армией, неизбежны. Особенно если речь заходит о снабжении. Понятно, что ни одно племя, ни один народ, через территорию

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Афоризмы Сократа * * *Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.* * *Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.* * *Бывают ситуации, когда совесть важнее сохранения собственной жизни.* * *Быть довольным – это наше природное богатство, роскошь –

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Изречения Сократа * * *Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав

Из книги Древние германцы автора Коллектив авторов

Плутарх Плутарх (??????????) жил приблизительно между 46 и 120 годами. Он родился в богатой греческой семье в беотийском городе Херонее. Получил хорошее философское образование. Многократно бывал в Риме и однажды в Египте, пользовался влиянием и при римском дворе, и у себя на

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Согласно легенде, Демоном Сократ называл внутренний голос, наставлявший его в мудрости.

БЕСЕДЫ СОКРАТА С ТЁЩЕЙ, ДЕМОНОМ И ДРУГИМИ

Тёща с утра: не забудь кислых огурцов, а то, то того нет, то этого…
Сократ вздыхает.
Демон: А кто заставлял женится, кто заставлял то?
Сократ успокаивается.
Тёща вечером: А же просила купить лука, неужели трудно было купить лука.
Сократ тёще: вы ведь просили огурцов.
Тёща Сократу медленно раскаляясь: Я просила лука и огурцов причём повторила дважды, луууука и огурцов.
Сократ вздыхает.
Демон Сократу: Кто то выворачивал руки? Кто то приходил и говорил и выворачивал руки де не женишься - труба, поставим на счётчик. Было такое?
Сократ Демону: Не было.
Демон Сократу: ну кого терь винить то?
Сократ успокаивается.
Чуть позже жена Сократу играющему в Doom II: Я тя прошу выключи уже звук, невозможно это вытерпеть.
Сократ выключает звук, чудища подкрадываются сзади и сжирают Сократа. Он проиграл важный раунд, расстроен…
Демон Сократу: Ну хорошо. Был ты свободный молодой человек, вдруг попалась женщина и тут же нужно было на ней женится, ну зачем, за каким хреном. Это же не секундное дело, было ж время и подумать и посмотреть и осмыслить ситуацию…Делал ты это?
Сократ демону: Нет. (успокаивается)
Ночью все спят, Сократ играет в Doom II: Ну ещё разочек, нужно быстрее отходить и не жалеть патроны…проигрывает. Ну ещё разочек, щас точно выиграю…
Под утро глядя на звёздное небо: Царь Соломон не просил у Бога денег, удачи, или силы; только мудрости, только умения правильно поступать…я прошу того же. Господи, дай мудрости…
С утра тёща не выспавшемуся Сократу: И купи что то уже, холодильник пустой.
Сократ тёще: рыба есть, мясо есть, курица есть, овощи есть, что купить то, говорите уже яснее.
Тёща Сократу распаляясь: всю ночь играет в детские бирюльки, не высыпается а потом хамит. Чо ты хамишь то, мне что ли это всё нужно, купи уже детям на бутерброд что то положить, хам!
Сократ вздыхает.
Демон Сократу: Ну хорошо, скажи, Сократ, кто то тебя с женитьбой надувал, кто то тя околдовывал, яблоки там отравленные заставлял жрать, опаивал тя кто то? Карлики там всякие, гномы?
Сократ Демону: Не было ни карликов, ни колдовства. Успокаивается, идёт на работу.
Тёща вдогонку кидая пластиковый мешок с мусором: Выкини по дороге, хоть это сделай…
Сократ вздыхает.
Чуть позже жена по телефону: Я хочу купить ковёр.
Сократ жене: У нас уже есть ковёр.
Жена Сократу: Это старый ковёр, я хочу новый, что бы у нас всё было красиво.
Сократ жене: У нас уже красиво, не покупай ковёр.
Вечером Сократ грустно смотрит на новый ковёр.
Тёща дочке: Отличный ковёр, надо же и в кредит дали, плати себе понемногу каждый месяц, отличная покупка.
Демон Сократу: Если в кредит, то всегда получается дороже…
Сократ Демону: заткнись.
Тёща чуть позже: Выключите уже свет, невозможно заснуть. Свет горит, а потом жалуются, что денег нет.
Под утро Сократ глядя на звёздное небо: Ницше говорил, что всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Где, это сила, бля, где сила то…
С утра тёща не выспавшемуся Сократу: не покупай больше бананов, они гниют, их никто не ест.
Демон Сократу: ну а под ногти иголки кто то те загонял?
Сократ вздыхает.
Чуть позже Сократ на работе студентам: Моральный подвиг человека бесполезен, в нем только скрытые страхи, незнание и боязнь себя.
Рыжая студентка в первом ряду: Можно вопрос?
Сократ Демону, разглядывая розовую студентку: А может вот на этой женится…
Демон вздыхает…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: