Урок квадратный трехчлен и его корни. Конспект урока по математике "Квадратный трёхчлен и его корни"

Разделы: Математика

Цель урока. Обобщить знания учащихся по применению трехчлена и решению различных задач.

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Квадратный трехчлен.

а). Продолжите или дополните утверждение:

  1. Чтобы найти корни квадратного трехчлена ax 2 +…, надо решить уравнение вида …
  2. Дискриминант квадратного уравнения находится по формуле D=…

1 o) Квадратным трехчленом называется многочлен вида …,где х – переменная, … – некоторые числа, причем a…

2) а Корни квадратного уравнения находятся по формуле х=…

3) Корнем квадратного трехчлена называется значение переменной, при котором значения этого трехчлена …

4) Если известны х 1 и х 2 – корни квадратного трехчлена, его можно разложить на множители по формуле …

б). С/р с элементами тестирования.

Ответ: да, нет, не знаю.

  1. D<0. Уравнение имеет 2 корня.
  2. Число 2 является корнем уравнения х 2 +3х-10=0.
  3. Существуют ли такие значения t, при которых квадратный трехчлен 4t 2 -11t+16 принимает значение, равное 10?

Ответ: а) не сущ.; б) да; x 1 =3/4, x 2 =2; в) да; t 1 =-2, t 2 =-3/4.

  1. D>0. Уравнение имеет 2 корня.
  2. Число 3 является корнем квадратного уравнения х 2 -х-12=0.
  3. Существуют ли такие значения х, при которых трехчлены 2х 2 -7х-54 и х 2 -8х-24 принимают равные значения.

Ответы на задания написаны на тыльной стороне доски.

в) Разложите на множители квадратный трехчлен:

  1. х 2 -6х-7;
  2. 3х 2 +11х-4;
  3. х 2 +7х-8;
  4. 3х 2 -4х-4.

г) Сократите дробь:

д) Выделите квадрат двучлена:

  1. х 2 -2х-3;
  2. х 2 +6х+7.

3. Квадратичная функция, ее график и свойства.

  1. Какая функция называется квадратичной? Как называется график функции?
  2. Как проходит график квадратичной функции, если a<0.
  3. Ветви параболы направлены вверх. Каким является число a?
  4. В одной системе координат изобразите схематически график

5 а) Принадлежат ли графику y=20x 2 B(0,5;5), y=-50x 2 A(-0,2; -2).

5) Параболу y=2x 2 сдвинули вниз на 4 ед. и вправо на 3 ед., а ветви направили вниз. Напишите уравнение полученной пораболы.

6)С/р с элементами тестирования.

а) Запишите координаты вершины:

б) Построить график функции

y=-x 2 -8x-14; y=x 2 -6x+8;

4. Неравенства с одной переменной.

1) Решите неравенство:

I. -5a 2 +6a+8<0

II. 4x 2 +x-3≥0

2) Решите методом интервалов:

  • 2x 2 -18x>0
  • x 2 -0,25≤0
  • x(2x+9)(7-x)<0

3) Найдите области определения функции

.

Верно ли неравенство?

при x(-1; 2/5)

при x[-3; 1/2]

5. Решение уравнений и систем.

1) При каком значении а уравнение ax 2 +4x+4=0 не имеет корней?

2) Решите уравнение:

а) 2x 4 -19x 2 +12=0; б) ;

3) Изобразив схематически графики, выясните, сколько корней имеет уравнение

4) Решите систему уравнений наиболее рациональным способом.

Тема урока:

Цель урока:

    Систематизировать знания, умения учащихся по применению формул разложения квадратного трехчлена на множители. Научить применять формулы при сокращении дробей;

    Способствовать развитию наблюдательности, умение анализировать, сравнивать делать выводы;

    Побуждать учеников к самоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, карточки-тренинги, оценочные листы, сердечки, листы ответов, тесты.

Эпиграф урока:

    Три пути ведут к знанию:

    Путь размышления – это путь самый благородный;

    Путь подражания – путь самый легкий;

    Путь опыта – путь самый горький.

Конфуций .

План урока:

    Организационный этап.

    Сердечки

    Оценочные листы

    Эпиграф урока

    План урока

    Актуализация опорных знаний:

А) глоссарий: С какими терминами вы встречались на последним уроке?

Квадратный трехчлен…

Разложение квадратного трехчлена на множители… (формулу разложения квадратного трехчлена запишем на доске).

В) Устная работа:

На листах ответа записываем только ответы.

1. Чему равен квадратный корень числа:

2. Указать коэффициенты трехчлена

Квадратный трехчлен

3у 2 – 5у + 1

    Сократить дробь: а) (х + 6)(х – 1) б) х 2 + 3х + 2

Х 2 – 5х + 6 х + 1

(Проверим работу, поставим себе оценку за устную работу).

При решении какого задания у вас были трудности.

Ответ учащихся (последнее задание, надо было разложить на множители)

Отсюда вытекает тема урока: Разложение квадратного трехчлена на множители.

Сейчас каждый из вас поставит цель урока.

Ответы учащихся.

В тетрадях записали число, классная работа, тему урока.

3. Закрепительный этап:

1) Работа с учебником

Найдите на странице 79 уровень В. № 235 (1 и 2).Прочитаем задание. Как будем решать? (Разобрать полностью). Выполняем самостоятельно. Пишем в тетради, соблюдая правило записи решений.

Теперь обменялись тетрадями, проверяем правильность решения с решением на доске.

Квадратный трехчлен

Дискриминант

Корни квадратного трехчлена

Разложение квадратного трехчлена на множители

6х 2 – 5х + 1

х = ½, х = 1/3

6х 2 – 5х +1 =6(х-1/2)(х-1/3)

х = - 1/5, х = 1

5х 2 + 4х +1-5(х + 1/5) (х – 1)

Поставим оценку соседу, рядом пишем свою ф.и.

2) Физминутка (произвольные движения в такт музыке).

3) Работа в группах. (По цвету сердечек поделится нагруппы).

Перед каждым из вас карты-тренинги разноуровневых заданий.

Изучите. Выполняйте задания, соблюдая алгоритм разложения квадратного трехчлена на множители (выполняем, начинаю с самого легкого, переходя на более сложный уровень, помогаем друг другу)).

Выполнили, проверили с ответами на доске. Поставили оценку сообща, каждому члену группы.

4) работа в группах. № 237 (1-2). Выполняем быстро. Правильно. Красиво.

Первый выполнивший, записывает у доски. Какое свойство применяем.

(Основное свойство дроби.)

Оценки ставим сообща.

А сейчас все быстренько сели по местам.

    Итог урока:

Подвести итог урока нам поможет шоу-игра «Такси». Участвуют все учащиеся.

Правила игры: У вас 2 жизни и две подсказки.

Если вы допускаете две ошибки, то не получаете оценку за урок.

Две подсказки:

1 подсказка «Помощь одноклассника»

2 подсказка «Помощь учителя»

Тесты перед вами (3 мин).

Обменялись листами. Проверили ответы соседа.

В оценочный лист поставим оценку соседу. Ответы на доске.

5.Оценки

Теперь каждый сам себе поставит оценку за урок по оценочному листу (вывести среднее арифметическое оценок по оценочному листу). И передайте листы мне.

6.Д/З №235 (3-4), 237(4-6)

7.Рефлексия. Ответить на вопросы. Вопросы на доске

    Что вы взяли с урока?

    Что закрепили?

    Что такое квадратичная функция7

Что надо изучить на следующий урок.

А теперь каждый сам себе поставит оценку за урок по оценочному листу (вывести среднее арифметическое оценок за урок). И передайте листы мне.

Оценочный лист учени ___

Фамилия____________________

Имя _______________

Тема урока: «Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители».

Цель урока: закрепить знания учащихся по применению формулы разложения квадратного трехчлена на множители.

Задание

оценка

Ф.и. ученика, поставившего оценку

Устная работа

Работа в группе

по картам-тренингам

За активность

За правильность

За активность

За правильность

Итоговая оценка за урок

Тест для 8 класса.

Ф.и. ученика (цы)_____________________

Тема: Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители.

Цель урока: проверить знания учащихся по применению формулы разложения квадратного трехчлена на множители.

Правильный ответ подчеркните.

I. Теория

    Квадратным трехчленом называется….

А . …одночлен вида ах 2 , где х – переменная, а, коэффициент.

В. …многочлен вида ах 2 + вх + с, где х – переменная, а, в, с, коэффициенты, причем а≠0

С . …многочлен вида ах 2 + вх + с, где х – переменная, а, в, с, коэффициенты, причем а=0

Д. ... уравнение, которое раскладывается на множители

    Если квадратный трехчлен имеет корни, то …

А. …он раскладывается на множители.

В . …то его нельзя разложить на множители.

С . … то он имеет один корень.

Д . … то он многочлен.

3) Если квадратный трехчлен раскладывается на множители, то …

А . …он имеет один корень.

В . …то является одночленом.

С . … то он имеет корни.

Д. … то он многочлен.

II. Практика

    Разложите на множители квадратный трехчлен х 2 – 4х + 3

А . (х – 3)(х + 1)

В . (х – 5)(х - 1)

С . (х – 3)(х - 1)

Д . (х + 3)(х + 1)

    Какие из чисел являются корнями квадратного трехчлена

х 2 + 2х – 3

А . х 1 = 1; х 2 = 4

В . х 1 = 2; х 2 = -3

С . х 1 = -1; х 2 = 3

Д . х 1 = 1; х 2 = -3

3)Сократите дробь : х 2 + х - 42

А . х – 6 В . х - 6 С. х + 7 Д . х + 7

Тема урока «Квадратный трехчлен»

На указанную тему предполагается два дистанционных занятия по 45 минут.

Представляемый сценарий уроков «Квадратный трёхчлен» объединяет изучение разделов «Теория», «Практика» и «Контроль». Дистанционный урок проводиться, используя электронный учебник «Квадратный трёхчлен» в котором содержаться и теоретический и практический материал, а также итоговые тесты по данной теме. Раздел «Теория» дается перед каждым упражнением для самообучения и самоконтроля.

Если в разделе «Практика» (упражнения от 1-9 электронного учебника), ученик затрудняется выполнить самостоятельно какое-то упражнение, то он может вернуться назад и повторить теорию к данному практическому заданию.

Урок 1

Раздел «Теория»

В начале урока вспоминаем определение квадратного трёхчлена, квадратного уравнения, виды квадратных неравенств ax 2 + b х+ c >0 ; ax 2 + b х+ c ax 2 + b х+ c <0 ; ax 2 + b х+ c 0 , графическое изображение функции y = ax 2 + b х+ c , количество корней квадратного уравнения y = ax 2 + b х+ c , в зависимости от знака дискриминанта (D >, D <0, D = 0). Для этого учитель предлагает учащимся открыть электронный учебник и зайти в разделы «Введение», « D >», « D <0», « D =0», «Неравенства» , где дается краткая информация о квадратном трёхчлене, об условных обозначениях, используемых в заданиях, о роли коэффициентов a , b , с и коэффициента a . Учащиеся открывают каждый раздел, изучают тему, а учитель проводит консультацию и разъяснение по каждому разделу. В разделе «Неравенства» учитель поясняет учащимся,что для решения квадратных неравенств можно использовать геометрические модели. Нам в разделе даны 4 неравенства:1. ax 2 + b х+ c >0; 2. ax 2 + b х+ c 3. ax 2 + b х+ c <0; 4. ax 2 + b х+ c 0, учащиеся по данным геометрическим моделям квадратных трёхчленов учатся находить решения квадратных неравенств. Ученики нажимают на первое неравенство и на всех геометрических моделях появляются решения к нему. Потом таким образом находят решения на всех моделях по неравенствам 2, 3, 4.

Раздел «Практика»

Упражнение №1

D >0, D <0, D =0.

Упражнение №2

«Практикум» (самопроверка) «Нахождение графика функции квадратного трехчлена по заданной алгебраической модели» D >0, D <0, D =0.

Упражнение № 3

«Практикум» (самоконтроль). Проверяются умения применять знания о решении квадратных неравенств.

Упражнение №4

«Практикум» (самоконтроль). Нахождение количество корней квадратного уравнения, используя знания о дискриминанте и теоремы Виета.

Упражнение № 5

«Практикум» (работа с тестами). Даны неравенства, и три решения данного неравенства. Необходимо выбрать верное решение.

Упражнение № 6

Закрепление материала по нахождению количества корней квадратного трехчлена, применяя знания о знаках коэффициента а и D = b 2 -4 ac . Проводиться работа с алгебраическими и геометрическими моделями квадратного трёхчлена.

Упражнение № 7

«Практикум» и самопроверка. Нахождение количества корней квадратного уравнения, используя знания D >0 – 2 корня, D <0 – нет корней, D =0 – 1 корень. Устно по данным алгебраическим моделям квадратных уравнений находят дискриминант и делают выбор ответа. (Поясняем ребятам, что в данном упражнении специально допущена ошибка, ученики должны найти ее и обосновать)

Упражнение № 8 и 9

«Практикум» и самоконтроль. В упражнении № 8 и 9 ученики совершенствуют соотношение данных условий с геометрическими моделями квадратного трёхчлена. Эти упражнения-практикумы дают возможность обучающимся дать самооценку. Готовы ли они к итоговому тесту по данной теме или нет.

Урок 2

На этом уроке тоже предполагается работа с электронным учебником «Квадратный трёхчлен»

Раздел «Контроль»

В начале урока на 15 минут проводиться повторение изученного материала в электронном учебнике, ученики просматривают теоретический материал и отвечают на вопросы учителя.

Раздел «Контроль» состоит из двух итоговых тестов по всей изученной теме на оценку. Первый тест запланирован учащиеся выполняют без ограничения времени, а и сразу получает отметку. После этого приступает к тесту №2, который выполняется на время на него отводиться всего 15 минут, это делается с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9 классе по математике.

В качестве домашнего задания можно предложить прототипы для подготовки к ГИА по данной теме используя сайт решать задания В2, С1.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: