Проведите исследование одного из природно антропогенных комплексов. Анализ ландшафтной структуры природно-антропогенных комплексов каргалинских рудников

Урок 28 (экскурсия) «Составление описания природного комплекса своей местности». Цель: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задачи:

- образовательные: способствовать формированию понятий «природный комплекс, компоненты природного комплекса»

- развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы.

- воспитательные : развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе; показать красоту природы своей местности и продолжить воспитание любви к своей Малой Родине.

Место проведения : работа проводится на местности – на опушке дубравы с прилегающим лугом и болотом.

Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.

Ход работы:

I Организационный момент.

II Проверка знаний

Перечислите природные компоненты.

Что такое природный комплекс?

Приведите примеры природных комплексов нашей местности.

III Изучение нового материала

Актуализация знаний.

Могут ли природные компоненты существовать изолированно от других природных компонентов природного комплекса?

Сегодня мы должны будем научиться находить связь между компонентами природного комплекса и составлять описание комплекса.

Для этого мы должны сравнить три природных комплекса: участок дубравы, участок луга и болото.

2.Составить описание природных комплексов своей местности.

Задачи : используя типовой план, дать описание природного комплекса.

Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.

План описания природного комплекса.

1. Географическое положение. Направление от школы.

2. Характер поверхности и тип почвы.

3. Воды, их расположение.

4. Растительность и животный мир.

5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

6. Охрана природных компонентов комплекса.

Во время проведения экскурсии ребята знакомятся с различными природными комплексами своей местности (участки леса, луга и болота).

Первая часть экскурсии. Учащиеся разделяются на три группы, каждая группа выбирает природный комплекс для описания: участок леса; участок луга или участок болота.

Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней. Учащиеся изучают природный комплекс, который они выбрали, по предложенному плану.

В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, почвовед, геолог, гидролог.

Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются (лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы (рыхлая, уплотненная); живые организмы (черви) и остатки организмов; влажность почвы.

Для того чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.

Учащиеся — ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной; видовой состав деревьев и трав. Учащиеся-зоологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.

Учитель обращает внимание на выявление связей между компонентами природного комплекса. Вначале ребята учатся различать (выявлять) компоненты природного комплекса. Затем их необходимо подвести к понятию «природный комплекс» и взаимосвязи его компонентов.

Вторая часть экскурсии – описание природного комплекса по плану. После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану

Цель работы – закрепление знаний, полученных во время экскурсии в природу.

Описание комплекса должно быть небольшим, но желательно, чтобы учащиеся показали взаимосвязи в природном комплексе.

3. Сделайте выводы.

- Какое влияние оказывают рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?

Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов, неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т.п.

-Какое влияние оказывают почвы на растительный и животный мир комплекса?

На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т.п.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществах. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.

- Как влияют друг на друга растительный и животный мир?

К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т.п.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.

Ребята, послушайте замечательные слова поэтаН. Рыленкова, которые станут итогом нашего урока.

Всё в тающей дымке;

Холмы, перелески.

Здесь краски неярки и звуки не резки,

Здесь медленны реки,

Туманны озёра и всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть -

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце,

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть задумчивой русской природы

(Н. Рыленков)

IV . Домашнее задание.

Каждому учащемуся составить описание одного из изученных природных комплексов.

Чурляев Ю. А

Оставьте свой комментарий, спасибо!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ульянова Валентина Владимировна. Изучение природно-антропогенных комплексов города в курсах географии основной школы (На примере г. Благовещенска) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2002 222 c. РГБ ОД, 61:02-13/980-4

Введение

Глава 1. Система знаний о природных комплексах города в науке и в школьной географии

1 Система знаний о ПТК города в науке 13

2. Преобразование природных компонентов в условиях существования большого города и отражение знаний о них в школьной географии 36

3 Структура и характеристика природных и измененных комплексов города Благовещенска

Глава 2. Методика изучения городских ландшафтов в школьных курсах географии 87

1. Образовательно-воспитательная роль знаний о городских ПТК 88

2. Совершенствование структуры и содержания знаний о городских ландшафтах в курсах географии основной школы 96

3. Опыт изучения ПТК города в практике работы основной школы... 108

4. Методические условия изучения городского ландшафта в школь ном курсе географии 117

4.1. Формирование понятия о городском ландшафте 118

4.2. Методы географических исследований антропогенных ландшафтов применительно к школьной географии 129

4.3. Подготовка учителя географии к изучению ПТК города в школе 140

Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности методики ландшафтного изучения города 155

1. Условия организации эксперимента 156

2. Итоги констатирующего эксперимента 159

3. Результаты обучающего эксперимента 166

Заключение 167

Список литературы 170

Приложение 1

Введение к работе

Современные задачи в области образования и воспитания школьников направлены на его модернизацию: на значительное усиление внимания к развитию личности в процессе обучения, на активизацию творческих сил и способностей учащихся. Успех решения поставленных задач определяется многими факторами, важнейший среди них - содержание образования, характеризующееся повышенной требовательностью к совершенствованию материала с учетом современных научно-технических достижений, системно-структурного, страноведческого и экологического подходов.

Значительные перспективы в решении перечисленных задач открывают возможности совершенствования системы знаний о природных территориальных комплексах (ПТК), которые общепризнанно считаются фундаментальным теоретическим ядром географической науки и широко представлены в школьной географии. Обладая высоким научным потенциалом, эти знания играют важную роль в решении многих задач современности и в первую очередь задач, возникающих в системе «Общество - Природа».

В современных условиях, в связи с нарастающим антропогенным воздействием на природные комплексы, надо констатировать, что на Земле практически не осталось ландшафтов, которые не испытывали бы прямого или косвенного техногенного воздействия . Проблема интенсивности антропогенного воздействия на состояние ПТК, признана одной из основных в научных исследованиях и рассматривается с различных аспектов. Решение этой проблемы в географическом аспекте составляет социальный заказ географической науке: «... вопросы рационального природопользования, оптимального размещения промышленного производства, сельского хозяйства, населения, в связи с этим анализ и прогнозирование развития природно-техничес-ких геосистем выдвигается на передний план». Именно этот круг проблем принадлежит современной географической науке. Деятельность человека при этом рассматривается как воздействие территориально - организованного фактора, поэтому учет состояния территории, прогнозирование тенденций ее развития основывается на изучении природных комплексов.

Самым крупным из них является географическая оболочка Земли. Географическая оболочка делится на природно-территориальные комплексы разного ранга. Основной ступенью этого деления является ландшафт. В свою очередь, взаимодействие общества и природы в географии принято рассматривать на глобальном, региональном и местном (топологическом) уровнях. Несмотря на всю значимость крупных региональных и глобальных проблем человечества, мы считаем, что ключ к их пониманию лежит на топологическом уровне. Воздействие природной среды на общество трансформируется местными условиями, так что, человек взаимодействует не с природой вообще, а с природными условиями конкретных ландшафтов.

Однако сегодня изучаемая в школе система знаний о ПТК не полностью согласуется с представлениями современной географии о природном районировании, в котором учитывается специфика городских территорий.

Анализ нормативных документов, свидетельствует об усилении внимания к региональному компоненту базового географического образования . Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов не только является стимулом для изучения своей местности, но и придаёт ей государственное значение. Поэтому при дальнейшем совершенствовании краеведческих знаний в школьной географии необходимо обратить внимание на локальный его уровень, то есть на город, село, в котором проживают школьники что, обусловлено современной экологической ситуацией, необходимостью учета и контроля антропогенной дифференциации территории.

Непрерывный рост городов и городских агломераций охвативший в настоящее время всю планету, способствует увеличению числа городских школьников. Однако в условиях большого города, организация учащихся для изучения природно-территориальных комплексов встречает большие трудности, так как непосредственная взаимосвязь с естественной природной средой затруднена. В результате строительного освоения местности, на которой располагается город, а также весьма сильно сконцентрированной хозяйственной деятельности, природно-географические условия подвергаются

значительным изменениям. Таким образом, городские школьники поставлены в особые условия изучения ПТК своей местности, что предусмотрено требованиями традиционной программой по географии для общеобразовательных учреждений .

Для подавляющего большинства городских школьников «природа» начинается за пределами города. В результате в сознании учащихся складывается ложное представление о том, что взаимосвязи между компонентами природы, экологические проблемы существуют где-то в отдалении от них, вне пределов города. Следовательно, большинство сложных геоэкологических понятий носит умозрительный, абстрактный характер.

Но города растут, занимая все большую площадь, осваивая разные высотные уровни, широтные зоны, типы рельефа, преобразуя природные компоненты. И, тем не менее, в городах имеются горные породы и рельеф, климат, текут реки, сохраняется растительный и животный мир, то есть присутствуют все компоненты природы. Поэтому, как показало проведенное исследование, для городских школьников так важно изучение ПТК города, их антропогенные изменения в процессе изучения своей местности. Ведь город, как правило, располагается в пределах нескольких природных комплексов, каждый из которых характеризуется не только своими природными свойствами, но и различной способностью к самоочищению и устойчивости к антропогенным нагрузкам. Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод о существовании противоречия между значимостью изучения городских ПТК и отсутствием их в системе ПТК в курсе географии основной школы.

В связи с этим актуальными являются вопросы разработки методики изучения природных комплексов города учащимися в курсе географии основной школы, что не нашло еще отражения в специальном исследовании.

Цель исследования: Разработка методики изучения городских ландшафтов в курсах географии основной школы (6-8 классов).

Анализ научных публикаций о ландшафтах города, школьных программ, учебников, методических руководств и знакомство с учебным процессом позволило выдвинуть следующую рабочую гипотезу: уровень знаний

учащихся городов о природных комплексах, их антропогенном преобразовании, а также их воспитательная роль будут выше, если; в систему знаний о ПТК ввести понятие «городской ландшафт»; знания о городских ландшафтах будут представлены в системе и будут определены методические условия их формирования. Достижение поставленных целей и проверка гипотезы выдвигает необходимость решения ряда задач:

1.Определить содержание знаний о городских ландшафтах в современной науке и их отражение в школьной географии.

    Выявить объем необходимых для школьников знаний о городских ландшафтах на примере г. Благовещенска.

    Разработать систему усложнения знаний о городских ландшафтах применительно к географии в основной школе.

4. Установить наиболее эффективные методические условия форми
рования у школьников знаний о городских ландшафтах и экспериментально
их проверить.

Объект исследованиях процесс формирования знаний о природных комплексах, и их антропогенном изменении (на примере г. Благовещенска).

Предмет исследования: система знаний о городских ландшафтах.

Методологическую основу исследования составляют: диалектическая теория познания; дидактика общего образования; педагогическая и возрастная психология; концепция географического образования.

Теоретической основой исследования стали работы: по изучению сущности педагогического процесса: В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.; исследования, посвященные географическому краеведению: А. В. Даринского, К. Ф. Строева, М. А Никоновой, К. В. Пашканга, А. 3, Сафиуллина, и др., труды, раскрывающие вопросы теории и методики преподавания географии: Т. П. Герасимовой, И.С. Матрусова, Н. Г.Павлюк, Л. М. Панчешниковой.

Для решения поставленных в исследовании задач, на различных этапах работы использовались методы теоретического и эмпирического уровней, Теоретические методы включали анализ географической (труды по

физической географии, городскому ландшафтоведению), психолого-педагогической и методической литературы по проблемам исследования: содержания образования, краеведения и методики преподавания, анализ нормативных документов по проблеме исследования с целью обоснования ее актуальности, определении исходных оснований и выделения основных направлений экспериментальной работы. Эмпирические методы включали целенаправленное наблюдение за процессом обучения, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных работ. Проведение констатирующего, поискового и обучающего эксперимента. На эмпирическом уровне проводились полевые наблюдения в городе Благовещенске и его окрестностях.

Этапы исследования: исследование проводилось с 1998 по 2001 годы и включало три этапа. Стартовой, а в дальнейшем и корректирующей, позицией для исследования явились результаты анализа собственного педагогического опыта автора (работа: с 1995г. - в общеобразовательной школе - учитель географии, с 1997 - в лицее - учитель краеведения, руководитель краеведческого кружка, одновременно работа на кафедре географии в Благовещенском государственном педагогическом университете.)

На первом этапе (1998 -1999) - констатирующем, были определены цели и задачи исследования, разработаны экспериментальные материалы. Изучалось состояние проблемы в практике преподавания учителей: путем посещения уроков, анализа статей в журнале «География в школе». С этой целью было проведено анкетирование учителей и учащихся школ гг. Благовещенска, Белагорска, Зеи, Сковородино, Свободного, Тынды, Шимановска. Была подтверждена актуальность, проблема, гипотеза исследования и его направление, а также сформулированы основные положения гипотезы исследования, представленной выше. Проводился сбор информационных данных по географии г. Благовещенска.

Второй этап (1999 - 2000гг) имел поисковый характер. В ходе эксперимента проверялись наиболее эффективные методические условия изучения приро дно-антропогенных комплексов города и городских ландшафтов в

школьном курсе географии. Уточнялась гипотеза исследования и сформулированы основные теоретические положения, представленные в диссертации.

Третий этап (2000 - 200 1гг). Проведение обучающего эксперимента, в ходе которого была выявлена эффективность методики изучения природно-антропогенных комплексов города на основе широкой апробации в практике массовой школы. Результаты исследований обобщались в публикациях и тексте диссертации. В эксперименте приняли участие автор исследования, учащиеся и учителя следующих школ (см. таблицу 1).

Таблица 1

На этом этапе проведен анализ результатов эксперимента и коррекция теоретических положений исследования. Сделаны выводы о необходимости изучения городских ландшафтов в системе знаний о ПТК в курсе географии основной школы и условия методики их изучения.

Всего в эксперименте за три года приняло участие одинадцать учителей и 2051 учащийся из школ городов: Благовещенска, Белагорска, Зеи, Сво-

бодного, Сковородино, Тынды, Шимановска. Это позволило судить о достоверности полученных выводов с точки зрения репрезентативности выборки экспериментальных классов.

Информационной базой исследования ландшафтной характеристики города Благовещенска послужили данные АМУРКНИИ, Государственного геологического предприятия «Амургеология», гидрометеообсерватории, комитета по земельным ресурсам г. Благовещенска, комитета по охране природы Амурской области, работы Г.В. Коротаева, а также личные наблюдения автора со школьниками и со студентами во время полевых практик

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые в методике географии дано обоснование и проведено усовершенствование структуры и содержания системы знаний о ПТК посредством включения в эту систему нового понятия «городской ландшафт». Выявлено оптимальное сочетание методов, приемов и средств обучения, используемое при формировании знаний о городских ландшафтах в каждом курсе. При этом особая роль в учебном процессе принадлежит: конкретно - образному мышлению, сравнению, обобщению, работе с комплексными планами и приро дно-техно генным и профилями, опоре на краеведческие знания и смежные предметы, различные виды наглядных пособий, обеспечивающие систематизацию знаний и более полное раскрытие сущности «комплексности природы», «взаимосвязи природы и общества».

Практическая значимость и внедрение исследования. В систему знаний о ПТК введено новое понятие, которое необходимо включить в программы и учебники; применение разработанной методики изучения городских ландшафтов в практике обучения позволит наиболее успешно формировать у школьников экологическое мышление, понять суть взаимосвязи «Природа - Общество»; разработана система практических заданий по изучению природно-антропогенных комплексов города; на основе результатов исследования разработана программа, предназначенная для изучения городского ландшафта в 8 классе. Материалы исследования могут быть использованы в процессе работы по повышению квалификации учителей го-

родских школ, а также в подготовке студентов- географов педагогических вузов.

Апробация работы и публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических и научно-методических конференциях Благовещенского государственного педагогического университета (1998-2001 гг.). Межвузовской научно- практической конференции «Профессиональная направленность в обучении и воспитании студентов» (г.Благовещенск, февраль, 1999), межвузовской научно- практической конференции «Молодежь ХХЇ века: шаг в будущеее» (г. Благовещенск, апрель, 2001г.), а также на методической секции XIV молодежной Всероссийской научной конференции «Географические идеи и концепции как инструмент познания окружающего мира» (г.Иркутск, 17-19 апреля, 2001г.), международной конференции по краеведению, посвященной 150 - летию краеведческого музея им. Г.С.Новикова -Даурского в г. Благовещенске, на курсах усовершенствования учителей школ Амурской области. По материалам исследования в течение четырех лет для студентов БГПУ проводились практические занятия в курсе краеведения. Различные аспекты проблемы исследования отражены в 9 публикациях.

На защиту выносится методика изучения городских ландшафтов, которая состоит в усовершенствовании системы знаний о ПТК посредством формирования понятия «городские ландшафты» в ходе выполнения наблюдений и практических работ на местности.

Структура диссертации отражает логику исследования и включает: введение, три главы, заключение, список литературы, включающий 246 источников и 2 приложений. Изложение материала проиллюстрировано таблицами, схемами, рисунками и диаграммами. Объем текста без списка литературы и приложений составляет 169 страниц. Объем приложения 2 составляет 125 страниц.

Система знаний о ПТК города в науке

Еще пол века назад ученые географы призывали «подняться от анализа отдельных компонентов к закономерностям развития городского природного ландшафта как целого». Как утверждал, ВВ. Покшишевский : - "ландшафты городов не исчезают, они сильно преобразованы, но все равно не перестают развиваться по законам природы, следовательно, необходимо физико-географическое изучение городов" [с. 177- 191]. В его трудах предлагался план изучения природных условий городов, не утративший своего значения и в настоящее время. Природный комплекс города оценивался им не только как «материнский» естественный ландшафт, но как комплекс природных компонентов, сильно измененных в результате деятельности человека. Однако, в начале они не получили развития, так как в 30-е, 40-е годы бытовало мнение некоторых экономико - географов о городе, как точке на карте. Толчок работам по физической географии города дали труды Н.Н. Баранского о географическом положении, в которых излагается мысль, что мало сказать, где расположен город, нужно еще показать, как он расположен относительно объектов природы. Большую роль в постановочном плане сыграла статья Н.И. Ляликова , в которой он ставит вопрос о взаимовлиянии городских и природных факторов и призывает ученых к изучению этого особого вида взаимодействия природы и общества. Он считал» «городские ландшафты» - ((внешними материальными формами жизни города».

Эти идеи нашли своих последователей, благодаря которым городское ландшафтоведение к середине 60-х г.г. оформилось как одна из ветвей ланд-шафтоведения, изучающая города, как особые природно-территориальные комплексы, которые являются продуктами социально - исторической обстановки, возникают и развиваются в конкретных физико-географических условиях. Разрабатывается теория городского ланд шафтоведения, физико-географическая классификация городов, о чем свидетельствуют труды ученых . Изучением городов среди физи-ко-географов занимались: А.И.Климов , А.И.Крюков , Ф.И. Мильков , ФВ. Тарасов , и другие.

На необходимость изучения природы городов указывал и Д.Л.Арманд : «нас окружают не только естественные предметы, но и произведения рук человеческих: технические сооружения и химические материалы... нельзя не признать, что технические сооружения во многих отношениях влияют на окружаюгцую природу и людей..., если мы не признаем технические сооружения частью природы, то придем к абсурдному выводу, что все городское население живет вне природы и она на него никак не влияет» [с.6].

Отдельные статьи первых исследователей городских ландшафтов А.С. Крюкова , Я.Р. Дорфмана , Ф.Н. Милькова , А.Г. Исаченко , Ф.В. Тарасова , предлагали городские ландшафты считать культурными и порожденными технической цивилизацией. Первая попытка комплексной характеристики города была предпринята в диссертации А.С. Крюкова и его статье , в них же прослежены изменения природного комплекса под влиянием человека. Появляется целый ряд работ прикладного характера в характеристике отдельных компонентов: в области инженерной геологии - Ф. В. Котлова , В. Р, Крогиус , Р.Леггет городской климатологии - Б. П. Алисов , И. И. Коваленко, Л. Н.Орлова , И.А.Шевчук , Л.А. Раменского , Г.Е. Ландсберга . Изучению городских почв, и их эрозии в зависимости от типа земельно-хозяйственного освоения территории посвящены работы А.Д.Джерралд , Е.Т. Мамаевой , М.Н.Строго-новой и других.

В семидесятых годах, появляется все больше работ рассматривающих город как тип ландшафта, в котором наиболее ярко выражено взаимодействие природы и человека. Например, в работе Ф.Н. Милькова «Человек и ландшафт» , B.C. Преображенского «Современные ландшафты как при-родно-антропогенные системы» . В эти годы определилась общегеографическая концепция изучения города (А. В. Лепин, 1970; Р. Леггет, 1976; Ф. В. Котлов, 1977), позднее - эколого-географическая (И. П. Герасимов, 1976; В. Б. Сочава, 1978; И. П. Герасимов, А. Г.Доскач, 1987), Последняя концепция предусматривает не только аналитическое изучение городских ландшафтов, но и их картографирование с применением космической съемки. Эти направления составили теоретическую основу учения о ландшафтах городов, определив городской ландшафт как «крайнее выражение» культурного ландшафта , под которым понимается любой природный ландшафт, где взаимные связи между его компонентами изменены человеческой деятельностью .

Иными словами, это ландшафт, утративший первоначальный облик природного комплекса. Природа городов настолько изменяется что, некоторые географы говорят об исчезновении, уничтожении в городах ландшафтов . Но это ошибочная точка зрения. В этом не трудно убедиться при рассмотрении ландшафтной карты г. Черновцы составленной Я.Р.Дорфманом , для архитектурно - планировочных работ. На карте четко видны в пределах города четыре различных ландшафта, которые вовсе не «исчезли» в результате строительства города. Они даже подчеркиваются размещением определенных функциональных частей города, типами застройки, которые различны в разных ландшафтах. Следовательно, прав В.В. Покшишевский, который утверждает что ландшафты городов не исчезают, они сильно преобразованы, но все равно не перестают развиваться по законам природы, а следовательно необходимо физико-географическое изучение городов.

Исторически сложилось несколько концепций при изучении городского ландшафта, описание которого определяется развитием научного географического знания в целом и взглядами самих ученых на объект исследования. Среди этих концепций Э.Г. Коломыц предлагает выделить четыре основные, природную; природно-социальную; экологическую и ланд-шафтно-геохимическую. Вопрос раскрытия содержания понятия «городской ландшафт» в них рассматривается с разных сторон.

Образовательно-воспитательная роль знаний о городских ПТК

Обучение в современную эпоху призвано формировать личность, оно должно не только обучать, но еще воспитывать и развивать, то есть, должно быть, единство взаимообусловленных функций образования, развития и воспитания. Поэтому, одной из задач нашего исследования было определить образовательно-воспитательную роль изучения городских ландшафтов.

Обновление содержания образования на современном этапе связывается во многом с такого рода изменениями, которые позволяют превратить его из механизма трансляции знаний и формирования умений и навыков в средство развития личности, обладающей эвристическим, географическим (комплексным), экологическим мышлением, оперативностью, целеустремленностью, инициативностью и креативностью в решении проблем и нестандартных задач как в учебной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, сопровождаемое овладением новыми мыслительными техниками, выработкой собственного мировоззрения.

Личностное развитие неразрывно связано с его взаимодействием с окружающим миром. Не случайно, поэтому в последнее время теоретики и практики образования усилили внимание к специфике локальных территорий, а одной из ведущих целей образования на современном этапе, по мнению многих исследователей, является включение и практическая подготовка подрастающего поколения к жизни в определенном пространстве своей местности.

Как отмечают исследователи, региональность в учебно-воспитательном процессе выступает как результат и как средство достижения целей географического образования. Являясь средством обучения, городской ландшафт обладает рядом дидактических (обучающих, развивающих и воспитательных) функций в учебно-воспитательном процессе школы. Под функциями ("функция" от лат. - исполнение, осуществление) в дидактике понимают назначение, возможности того или иного средства, компонента учебного процесса в достижении целей обучения. Выявление дидактических функций городских ландшафтов определяет, таким образом, последующее содержание данного параграфа.

Необходимо отметить, что в педагогических исследованиях доказана дидактическая ценность изучения ПТК своей местности в целом, но она не преломлена на предмет городских ландшафтов. В этой связи необходимо определить: 1) какую роль играют городские ландшафты в учебно-воспитательном процессе школы вообще и изучении ПТК, в частности; 2) какую особую, присущую только ему роль выполняет национально - региональный компонент (НРК) в изучении городских ландшафтов.

Анализ деятельности учителей, результаты анкетирования, собственный педагогический опыт показывают, что многие учителя географии имеют достаточно одностороннее представление о функциях изучения городов. Современные исследователи проблемы методики изучения природы городов (Н.И. Родзевич, И.Б. Шилина и другие) указывают на геоэкологическую функцию городов, как одного из важнейших путей воспитания школьников. Однако развивающие, обучающие и воспитательные возможности городских ландшафтов значительно шире.

С образовательной точки зрения изучение ПТК города помогает конкретизировать знания учащихся о природно-территориальных комплексах, об их изменениях, дает возможность учащимся глубже осознать взаимообусловленность отношений между компонентами природного комплекса, а так же природой и обществом. Формирование представлений о территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия общества и природы, на основе конкретного географического материала формируют систему принципов и взглядов, учащихся по отношению к Земле как естественной среде обитания . На примере городского ландшафта школьники наглядно определяют роль человека в формировании современных ландшафтов.

Традиционная образовательная система основана на разделении учебного процесса на отдельные предметы, в результате чего мир в воображении школьника оказывается разорванным на факты, гипотезы, теории, законы, концепции, "зачастую плохо связанные между собой и не имеющие для ребенка никакого значения". В этих условиях изучение ПТК в условиях города способно интегрировать предметные поля и формировать новое мышление учащегося на основе целостного представления о мире, природе и человеке . "Полипредметность" в изучении городских ландшафтов позволяет осуществлять межпредметную координацию в процессе обучения составленню ландшафтной характеристики городских ПТК. Школьники учатся системно использовать знания разных учебных предметов при выполнении заданий комплексного, антропогенного характера. Несомненно, хорошее знание своей местности - это составной элемент целостной географической картины мира, формирование которой, является одной из главных образовательных задач современной школы. В процессе изучения городских ПТК на стыке предметов естественно научного и гуманитарного цикла формируются представления о научной картине мира (природы и общества), о законах их развития.

Формирование научного миропонимания следует рассматривать, как составную часть интеллектуального и нравственного развития учащихся.

В связи с этим необходимо отметить, что специфика города в качестве объекта изучения определяет особенности его познания и оценивания школьниками. Человек познает окружающий мир с самого раннего детства. Это познание осуществляется стихийно, не в логике науки, а в логике жизни человека через личное повседневное наблюдение и коммуникативную деятельность, дополняясь школьным обучением. Поэтому знакомство с природой города часто ограничивается уровнем эмоционального восприятия, фрагментарным, бессистемным знанием. Необходим комплексный, интегрированный подход, нацеленный на то, чтобы привести в систему личностных ориентации сумму тех разрозненных сведений обо всем многообразии воз-можных форм и способов взаимодействия человека с природной средой, которыми уже располагает школьник. Именно городские ландшафты, в силу своей специфики, обладают особой способностью интегрировать самые разнообразные региональные сведения, полученные на различных уроках в течение предыдущих лет обучения, а также добытые новые, что позволяет ему стать организующим предметом изучения ПТК, в котором возможно слияние нескольких дисциплин в одну на региональной основе: "Город является своеобразным интегратором, в котором запечатлены все результаты изменения природных ландшафтов".

Условия организации эксперимента

С целью проверки эффективности разработанной методики был организован педагогический эксперимент, проводившийся в 1998-2002 гг. в несколько этапов и охватывающий около 2051 учащихся. Это наиболее эффективный способ внедрения новаций в педагогике, который представляет собой "наблюдение педагогического явления в созданных и контролируемых условиях" .

Целью педагогического эксперимента диссертационной работы является проверка гипотезы, о том, что изучение "городских ландшафтов" в системе знаний о ПТК повышает уровень знаний учащихся городов о природных комплексах, их антропогенном преобразовании, а также их воспитательную роль. При разработке общих и частных вопросов организации педагогического эксперимента нами использовались, требования, предъявляемые к нему, обоснованные в работах СИ.. Архангельского, Ю.Г. Бабанского и других . С целью получения достоверных данных в организации эксперимента были учтены ряд требований:

1. Предварительная постановка целей наблюдения для определения исходных данных с целью уточнения гипотезы исследования;

2. Создание оптимальных условий и организации для экспериментальной работы;

3. Разработка самой процедуры эксперимента;

4. Учет и точное фиксирование фактов в ходе наблюдения за экспериментом;

5. Организация систематической регистрации полученных данных известными науке способами: таблицы, анкеты и др.

7. Обработка полученного материала путем теоретического анализа и методов математической статистики, с целью получения объективных результатов;

8. Учащиеся экспериментальных классов имели примерно одинаковый уровень обученности и обучаемости, в эксперименте участвовало не менее 2000 школьников, учителя географии имели длительный опыт работы.

В эксперименте участвовали учителя школ г. г. Благовещенска, Бела-горска лСвободного, Тынды, Зеи, Шимановска. Одновременно эксперимент проводился диссертантом в школах № 5, 15 и педагогическом лицеи при БГПУ (см. таблицу 1).Это позволило судить о достоверности полученных выводов с точки зрения репрезентативности выборки экспериментальных классов.

Для проведения педагогического эксперимента в экспериментальных классах была специально разработана методика типичных уроков, практических работ на местности, зимний (1 день) и летний (7 дней) краеведческие практикумы в соответствии с целями и задачами исследования. В контрольных классах уроки проводились по обычной методике.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа: констатирующий и обучающий эксперименты.

Констатирующий эксперимент.

Цель: отбор содержания и формирования системы изучения городских ландшафтов в курсе географии основной школы.

Своеобразие констатирующего эксперимента состоит в анализе недостатков в процессе передачи учащимся теоретических знаний, реализация которых призвана способствовать усовершенствованию структуры и содержания системы знаний о ПТК.

В процессе эксперимента решались следующие задачи:

Определить содержание материала для изучения "городских ландшафтов", а также методические условия их изучения. Выявить уровень знаний учащихся о ПТК своей местности в условиях большого города, обучающихся по традиционной программе и по предлагаемой экспериментальной программе.

Для решения поставленных задач на этом этапе эксперимента использовались следующие методики диагностики: педагогическое наблюдение автора исследования; беседа, интервьюирование и анкетирование учителей и учащихся; анализ диагностирующих контрольных работ на выявление теоретических знаний и практических умений учащихся, обучавшихся у разных педагогов, обобщение педагогического опыта; статистические методы обработки данных.

Участникам эксперимента были подготовлены разнообразные учебно-методические материалы: анкеты, задания для проведения диагностирующих контрольных работ, методические разработки, рекомендации по проведению практических работ на местности в условиях города. Важным для обеспечения работы участников эксперимента стали предложенные диссертантом: программа изучения городских ландшафтов и система практических работ на местности в курсе географии основной школы..

Исследование природно-антропогенного комплекса Казанцевский Мыс

Ефремов Родион 7 класс

Филиал Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Зюзинской средней общеобразовательной школы Казанцевская основная общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области

Рукводитель: Чабанова Наталья Витальевна,

учитель географии высшей категории.

д. Казанцево

2017 год

План работы.

1.Введение 2-3

2.Теоретичекое обоснование 3

3.1.Географическое положение Казанцевского Мыса 4

3.2. Климат 4

3.3.Характер поверхности и тип почв 4-5

3.4.Воды, их свойства 5-6

3.5. Растительный и животный мир 6

4.Заключение 6

5.Список использованной литературы 7

Приложение: 1.Казанцевский Мыс 8

2. Экскурия в Казанцевский Мыс 9

3. Температурные данные за 2016год 10

4.График годового хода температур 11

5. Направление ветров за 2016год и роза ветров 12

6. Закладка почвенных профилей 13

7. Бланк описания почвенного профиля луга 14

8. Бланк описания почвенного профиля березового леса 15

9. Бланк описания почвенного профиля соснового леса 16

10. Морфологические свойства почв Мыса 17

11. Почвенные профили 18

12. Озеро Чаны 19

13. Соленость воды озера Чаны 20

14. Определение РН-среды озерной воды 21

15. Доказательство принадлежности озера Чаны к водоемам хлоридно-натриевого класса22

16. Определение жесткости воды 23

17. Растения, обитатели Казанцевского Мыса 24

18. Классификация растений, обитателей Мыса 25

19. Лекарственные растения Казанцевского Мыса 26

20. Животные -обитатели Казанцевского Мыса 27

21. Классификация животных, обитателей Казанцевского Мыса 28

22.Растения и животные, занесенные в Красную Книгу НСО 29

23.Изменение природы человеком 30

1.Введение.

В 125-ю годовщину образования г. Барабинска, который является центром Барабинского района, мы решили особое внимание уделить внимание удивительному памятнику природы Новосибирской области полуостров - Казанцевский Мыс, который хорошо известен не только в нашем районе, но и за пределами Новосибирской области.(Приложение 1) На берегу озера Чанов в Мысу можно увидеть и отдыхающую молодежь, и рыбаков любителей, поставленные палатки приезжих гостей. Это любимое место отдыха местного населения. Красивое озеро, удивительная растительность Мыса, состоящая из сосен, дубов, берез, ягодные поляны с дурманящим ароматом цветущих полевых трав, летающие чайки над озером, чистое голубое небо в солнечные дни-всё это всегда привлекало человека, невольно заставляло любоваться неброской красотой природы.

Нам стало интересно, почему только в Мысу можно увидеть сосны, дубы, ведь в других лесах нашей местности они не произрастают. Росли они здесь всегда, или были посажены человеком. Поэтому мы решили изучить Казанцевский Мыс как природный комплекс и выяснить, является он действительно природным или природно-антропогенным, заново созданным человеком на природной основе.

Цель работы: исследовать характерные природные особенности полуострова Казанцевский Мыс.

Задачи работы:

    Выяснить географическое положение Казанцевского Мыса и историю его происхождения.

    Изучить основные природные компоненты: почвы, растительность, животный мир, внутренние воды, климат.

    Дать оценку экологического состояния Казанцевского Мыса.

Рабочая гипотеза : Казанцевский Мыс является природно-антропогенным комплексом.

Предметом исследовательской работы является –природа полуострова Казанцевский Мыс

Объектом исследовательской работы является – полуостров Казанцевский Мыс.

Материалы и методика исследования: летом 2017года мы изучили литературу по данной теме и заложили три почвенных профиля в Мысу- в березовом лесу, в сосновом лесу и на лугу, изучили климат, свойства воды озера Чаны и обитателей Мыса.

Методы исследования :

1.Теоретический (изучение и анализ литературы, встреча с работниками лесхоза, постановка целей и задач).

2. Экспериментальный (Забор проб донного грунта и определение его обитателей, проведение химического анализа проб воды

3. Эмпирический (наблюдения, описания и объяснения результатов исследований)

Новизна исследования заключается в том, что мы впервые провели исследование природы Казанцевского Мыса и сделали вывод о его экологическом состоянии, так как при подготовке работы мы нигде не нашли подобной информации.

2.Теоретическое обоснование

Взяв за основу работы Беручашвили МГУ , 1997, Авессаламова И. А. "Экологическая оценка ландшафтов " М.: МГУ, 1992. Авессаламова И. А. "Экологическая оценка ландшафтов " М.: МГУ, 1992. , Кучер Т.В. География для любознательных., М., Дрофа, 1996г мы установили, что о сновным объектом изучения физической географии является географическая оболочка нашей планеты как комплексная материальная система. Она неоднородна как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. В горизонтальном направлении географическая оболочка подразделяется на отдельные природные комплексы. Природный комплекс это территория, которая отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Природные компоненты- это рельеф и горные породы, климат, внутренние вода, почвы, животные, растения.

Каждый природный комплекс имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся в его внешнем облике(озеро, болото, лес, луг).

Все природные компоненты в природном комплексе переплетены друг с другом.

Природные комплексы бывают разных размеров. Самые большие природные комплексы-материки и океаны. В их пределах выделяют менее крупные комплексы-части материков и океанов. В зависимости от количества тепла и влаги, т.е от географической широты, бывают природные комплексы экваториальных лесов, тропических пустынь, тайги и др. примерами мелких природных комплексов могут служить овраг, озеро, лес. А самым большим природным комплексом является географическая оболочка.(1, стр 88)

Все природные комплексы испытывают на себе огромное влияние человека. Многие из них сильно изменены деятельностью человека. Человек создает антропогенные природные комплексы-парки, сады, поля, города.(9, стр 87)

План изучения природного комплекса(4, стр317)

1.Географическое положение.

2.Климат

3. Характер поверхности и тип почвы.

4. Воды, их расположение.

5. Растительность и животный мир.

6. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

3.Основная часть «Исследование природно-антропогенного комплекса Казанцевский Мыс»

Летом 2017года мы совершили экскурсию по полуострову Казанцевский Мыс(Приложение2)

3.1. Географическое положение.

Казанцевский мыс – это природный памятник Новосибирской области, который расположился на берегу на одноименном полуострове .Находится на юге Западно-Сибирской равнины, в Новосибирской области, Барабинском районе, на территрии Зюзинской сельской администрации. Был основан как памятник природы 17 сентября 1997 г. Общая площадь составляет 185 га. Границы памятника природы областного значения "Казанцевский мыс" четкие и определяются с северной, западной и южной сторон береговой линией полуострова Казанцевский мыс озера Чаны, с восточной стороны - пограничными знаками (предупредительными и информационными знаками щитами) в 3 км 750 м к востоку от западной оконечности полуострова.( 12 ) . Мы встретились с жителем нашей деревни Денисовым А.Н, который работал лесником и примерно в 1980г они занимались посадками в Мысу. В то время были посажены дубы, сосны, черемуха, бояышник, акации. До этого времени растительность мыса была представлена березами и осинами.

    1. Климат.

По данным календаря наблюдений за погодой за 2016г мы получили следующие температурные данные.(Приложение 3)

Среднегодовая температура +6,45 С

Среднегодовое количество осадков 330мм.

Построили график годового хода температур(Приложение 4)

А так же определили направление ветров за 2016год и построили розу ветров(Приложение 5). Таким образом климат континентальный. Территория удалена от Тихого и Атлантического океанов. Из-за открытости территории к северу, наша местность доступна вторжению арктических воздушных масс, которые отличаются низкими температурами и низкой влажностью воздуха.

3.3.Характер поверхности и тип почв.

Проанализировав физическую карту НСО, мы пришли к выводу, что в морфоструктурном отношении территория Мыса обладает равнинным рельефом. Расположена в пределах Барабинской низменности (Бараба) с высотами 90-150 м. (7, стр46-48. ) Территория полуострова располагается в лесостепной природной зоне, для которой характерны поля, луга, березовые и березово-осиновые перелески и рощицы (колки) и самые плодородные черноземные почвы. На территории Мыса мы заложили три почвенных профиля - в березовом лесу, сосновом лесу и на лугу.(Приложение 6)Зарисовали профили, составили бланки описания профилей,(Приложение 7-9) определили свойства почв при помощи традиционных методик (3, стр 631)(Приложение 10)

Как видно из таблицы, существенно отличается мощность горизонта А гумусовый горизонт аккумуляции органического вещества за счет отмирающей биомассы зеленых растений. В почвенном профиле березового леса слой гумуса-12 см - 4-8%, а на лугу- 21 см – 6-10%, в сосновом лесу гумусово-эллювиальный горизонт-5 см, а затем идет подзолистый горизонт.(5, стр 42)(Приложение 11) Таким образом, мы сделали вывод, что на лугу почвы черноземные, в березовом лесу- серые лесные, в сосновом лесу - дерново-подзолистые почвы.

3.4.Воды, их свойства.

Полуостров Казанцевский Мыс с северной, южной и западной стороны омывается водами озера Чаны.(Приложение12)

Озеро Чаны бессточное озеро, расположенное в Барабинской низменности на территории Новосибирской области, самое крупное озеро в Западной Сибири. Озеро Чаны располагается на высоте 106 метров над уровнем моря. Озеро имеет 91 километр в длину, 88 километров в ширину.(11, стр 350) Площадь озера непостоянна и в настоящее время по различным оценкам составляет от 1400 до 2000 км². Котловина озера плоская. Озеро мелководное, глубины до 2 метров составляют 60 % общей площади озера. Мы определили соленость, химический состав воды, жесткость воды.

Соленость воды мы определили методом выпаривания-5 грамм соли на 1 литр воды. Так же мы отследили изменение солености в зависимости от выпадения осадков и таяния снега.(Приложение 13)

Таким образом, мы установили, что соленость воды в озере Чаны изменяется от притока пресных вод.(обильные осадки-07.08.2017, таяние снега -27.04.2017г).

Мы определяли РН среду озерной воды двумя способами тест –системой для экспресс-анализа воды и индикатором метилоранжем . Цвет контрольной полоски определил показатель РН -7, что соответствует нейтральной среде. Метилоранж в озерной воде сохранил оранжевую окраску, что так же соответствует нейтральной среде.(Приложение 14)

Проанализировав работу О.А. Алекина Основы гидрохимии Л, Гидрометеоиздат, 1970, мы узнали, что озеро Чаны относится к водоемам Хлоридо-натриевого класса. (2, стр 31) Мы решили доказать это экспериментальным путем.

1.Взяли медную проволочку и обожгли ее в пламени спиртовки. После того, как она покрылась черным налетом, опускали ее в озерную воду и затем снова внесли в пламя. По мере испарения воды наблюдали изменение окраски пламени, которое приобретет ярко-желтый цвет. Это подтверждает наличие иона натрия в воде озера Домашнее.(

Для определения наличия иона хлора мы воспользовались тест-системой. Результат получился 1,2 мг на 1 литр воды. Таким образом, мы доказали, что ионы натрия и хлора имеются в воде озера и оно относится к водоемам хлоридно-натриевого класса.(Приложение 15)

Мы определили жесткость озерной воды методом размыливания.(Приложение 16) На поверхности воды появилось большое количество мыльной пены, которая с трудом смывалась с рук и из которой легко выдувались мыльные пузыри. Таким образом, вода в озере мягкая.

    1. Растительность и животный мир.

Используя литературу, мы определили некоторые растения,(6, стр 12-32) (Приложение 17)которые произрастают на территории Мыса и классифицировали их.(Приложение 18). Так же мы узнали, что в Казанцевском Мысу произрастает много лекарственных растений.(10, стр 200-231)(Приложение 19)

Во время экскурсий и в беседе с жителями деревни мы узнали, что в Мысу обитают следующие представители животного мира: косуля, лось, лиса, заяц беляк, еж, лягушка, ящерица, из насекомых мы видели паука - крестовика, бабочку -крапивницу, из птиц-дятла, лебедей. В озере Чаны обитают рыбы-окунь, сазан, судак, язь.(Приложение 20) Данных животных мы так же классифицировали (6, стр 12-32) (Приложение 21).

Проанализировав Красную Книгу Новосибирской области, мы так же узнали, что В Казанцевском Мысу много растений и животных, находящихся на грани исчезновения и подлежащих охране(8) А во время пеших экскурсий по Мысу мы увидели полное безответственное отношение человека к природе: вырубленные деревья, кучи мусора, смрад от гниющих свалок, выгоревшие участки от костров(Приложение 22)

4.Заключение.

В ходе нашей работы мы изучили природные особенности полуострова Казанцевский Мыс: выяснили особенности его географического положения, рассмотрели основные природные компоненты - почвы, растительность, животный мир, внутренние воды, климат. Установили, что территория Мыса сильно загрязнена человеком.

Мы подтвердили рабочую гипотезу-Казанцевский Мыс является природно-антропогенным комплексом. Данный вывод мы сделали на основе сравнения видового разнообразия растительности Мыса и окружающих деревню лесов- нигде больше не встречаются дубы и сосны, значит они были посажены человеком, что и было подтверждено в беседе с работниками лесхоза.

Список литературы

1.Авессаламова И. А. "Экологическая оценка ландшафтов " М.: МГУ, 1992. 88 с.

2.Алекина О.А. Основы гидрохимии Л, Гидрометеоиздат, 1970, 31с.

3.Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др Лесная энциклопедия: В 2-х т., т.2/Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.:. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.-631 с., ил.-почвы 4.Беручашвили Н. Л., ЖучковаВ.К., "Методы комплексных физико-географических исследований". М.: Изд-во МГУ , 1997. 317 с.
5.Добровольский В. В. География почв с основами почвоведения. М.: 1989. 42 с.

6.Козлова М.А., Олигера И.М. Школьного атлас-определитель, М, Просвящение, 1988, 12-32с.

7.Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. – Новосибирск: ИНФОЛИО – пресс, 2003. 46-48с.

8.Красная Книга НСО
9.Кучер Т.В. География для любознательных., М., Дрофа, 1996г, с 87

10. Пименова М.Е. Связева О.А.). «Атлас ареалов и ресурсов лекарственных

растений СССР», 200-231.

11. Поползин А. Г. Озера юга Обь-Иртышского бассейна. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. 350с

12.Интернет источники: )

Приложение 1.

Казанцевский Мыс

Приложение 2

Экскурия в Казанцевский Мыс

Приложение 3

Температурные данные за 2016год

Приложение 4

График годового хода температур

Вывод: Самые низкие температуры отмечены в январе -19,7 С, самые высокие – в июле-+24 С.

Приложение 5

Направление ветров за 2016год и роза ветров.

направление

С-з

С-в

Ю-з

Ю-в

124

Роза ветров

Вывод: больше всего зарегистрировано ветров западных, северо-западных, юзо-западных направлений- 128.

Приложение 6

Закладка почвенных профилей

Приложение 7

Бланк описания почвенного профиля луга.

Приложение 8

Бланк описания почв березового леса

Приложение 9

Бланк описания почв соснового леса

Приложение 10

Морфологические свойства почв Мыса.

Морфологические свойства

Березовый лес

Сосновый лес

Луг

Строение почвенного профиля

Лесная подстилка до 5 см

Гумусовый горизонт-12 см

Горизонт вымывания10 см

Горизонт вмывания-12 см

Материнская порода

Лесная подстилка до 3 см

Гумусово-эллювиальный гориз-5 см

Подзолистый-10 см

Горизонт вмывания-12 см

Материнская порода

Лесная подстилка-7 см

Гумусовый гориз-15 см

Гориз вымывания 12 см

Гориз вмывания 13 см

Материнская порода

Окраска

изменяется от серого до светло-серого цвета, далее почва приобретает бурый оттенок вкрапления. Ниже следует материнская порода желто-бурого цвета

Изменяется от светло серого до белесого,затем идет бурый цвет

Окраска почв профиля луга от темно серого до черного цветов. Ниже следует материнская порода желто-бурого цвета .

Влажность

свежую в верхних слоях и влажную в нижних слоях

от свежей в верхних слоях до сухой в глубоких слоях.

Механический состав

почва глинистая

глинистая

Почва глинистая

Структура

ореховатая.

слоеватая

комковатая

Сложение

рыхлая

плотная

Рыхлая

Пористость

Почва мелкотрещенноватая

Не имеет трещин

Почва тонкотрещенноватая

Биологические новообразования

червоточины - извилистые ходы червей;

корневины

дендриты

корневины - сгнившие крупные корни растений;

дендриты - узоры мелких корешков на поверхности структурных горизонтов.

червоточины - извилистые ходы червей;

дендриты - узоры мелких корешков на поверхности структурных горизонтов.

Включения

(корневища, луковицы, остатки лесной подстилки

корни и другие части растений различной степени разложения

корни и другие части растений различной степени разложения (корневища, остатки лесной подстилки и т.д.) .

Характер перехода горизонтов

переход ясный, языковатый

переход заметный, слегка волнистый

Тип почв

Серые лесные

Дерново-подзолистые

черноземы

Приложение 11.

Почвенные профили

Сосновый лес Березовый лес

Луг

Приложение 12

Озеро Чаны

Приложение 13

Соленость воды озера Чаны

Дата

Соленость

27.04.2017

4 промиле

18.06.2017

5 промиле

16.07.2017

5 промиле.

07.08.2017

4 промиле

Изменение солености воды в озере Чаны

Вывод: соленость воды в озере Чаны уменьшается в следствие притока пресных вод - обильные осадки-07.08.2017, таяние снега -27.04.2017г.

Приложение 14.

Определение РН-среды озерной воды.

Приложение 15.

Доказательство принадлежности озера Чаны к водоемам хлоридно-натриевого класса.

Доказательство присутствия иона натрия в воде озера Чаны.

Доказательство присутствия иона хлора в воде

Приложение 16.

Определение жесткости воды.

Приложение 17

Растения, обитатели Казанцевского Мыса

Папоротник орляк Мох сфагнум Дуб чешуйчатый

Сосна обык Боярышник кроваво-красный Тимофеевка луговая

Клевер луговой Чина луговая Береза повислая

Приложение 18.

Классификация растений, обитателей Мыса

Приложение 19

Лекарственные растения Казанцевского Мыса

Название раст

Область применения

1

Боярышник кроваво-красный

Препараты (настойка цветов, жидкий экстракт плодов) используют как кардиотоническое средство при функциональных расстройствах сердечной деятельности, сердечной недостаточности, слабости при перенесенных тяжелых заболеваниях, при ангионеврозах, начальной форме гипертонических болезнях, бессонице и гепертиреозе с тахикардией.

2

Береза

Применяется настой и отвар почек березы в качестве мочегонного и желчегонного средства, а также как наружное при порезах и нарывах. Препарат из очищенного угля используется в качестве адсорбента при травлении ядами и бактерийными токсинами, а также при метеоризме.

3

Крапива двудомная

Применяется как кровоостанавливающее, усиливающее сократительную деятельность матки, повышающее свертываемость крови. Листья способствуют увеличению содержания гемоглобина.

4

Малина обыкновенная

Плоды малины применяют как сильное потогонное и жаропонижающее средство при простудных заболеваниях.

5

Одуванчик лекарственный

Корни применяют для возбуждении аппетита, улучшения деятельности пищеварительного тракта и в качестве желчегонного средства, а также легкого слабительного при хронических запорах

6

Подорожник большой

Препарат, изготовленный из водного экстракта листьев применяют при хроническом гипацидном гастрите, а также язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишке.Сок свежих листьев заживляет раны. Экстракт листьев оказывает успокаивающее и снотворное действие

7

Полынь горькая

Препараты полыни используют как ароматическую горечь для возбуждения аппетита и стимулирования пищеварения, нормализующее средство для секреции желудочного сока, потере аппетита, бессоннице, заболеваниях печени и желчного пузыря.

8

Черемуха обыкновенная

Настой и отвар ягод применяется в качестве вяжущего средства. Свежие плоды, листья, цветки, кора и почки обладают бактерицидным, фунгицидным, протистоцидным и инсектицидным действием.

9

Тысячалистник обыкновенный

Трава обладает противовоспалительным и бактерицидным средствами. Применяется в виде настоев, отваров, экстрактов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта

10

Шиповник

Используют как поливитаминное средство при авитаминозах.

Приложение 20

Животные -обитатели Казанцевского Мыса .

Паук-крестовик Еж обыкновенный Бабочка -крапивница

Косуля сиб Лиса-огневка Дятел

Лебедь-шипун

Приложение 21.

Классификация животных, обитателей Казанцевского Мыса

так же

Семейство крапивные – Vrticaeceae.

Приложение 22.

Растения и животные, занесенные в Красную Книгу Новосибирской области

Ирис сибирский - Iris sibiria Ковыль перистый - Thalictrum petaloideum Колокольчик крапиволистн

Campanula trachelium

Лебедь шипун Cygnus olor Чернозобая гагара Gavia arctica

Гуменник Anser fabalis fabalis Аполлон обыкновенный - Parnassius apollo

Приложение 23.

Изменение природы Казанцевского Мыса человеком .

4. Изучение функционирования природных и природно-антропогенных геосистем

4.1. Ландшафтно-геохимические методы исследований

Одним из важнейших методов изучения функционирования геосистем является метод сопряженного геохимического анализа (СГА).

Сопряженный анализ - это специфический метод исследования в геохимии ландшафта, заключающийся в одновременном изучении химического состава всех компонентов ландшафта (горных пород, коры выветривания, поверхностных и подземных вод, почв, растительности) и геохимической связи между ландшафтами.

Метод СГА представляет собой способ познания объекта через нахождение эмпирических зависимостей дифференциации химических элементов в ландшафте и является основой теоретических положений геохимии ландшафтов.

В целом развитие метода связано с изучением дифференциации химических элементов, раскрытием механизма этой дифференциации на уровне геохимических процессов и эколого-геохимической оценкой качества окружающей среды.

Основные понятия . Основным в геохимии ландшафтов выступает понятие элементарного ландшафта (ЭЛ) или элементарной геохимической системы (ЭЛГС). Сменяющие друг друга ЭЛГС от местного водораздела к местной депрессии представляют собой геохимически сопряженный ряд – геохимическую катену или каскадную ландшафтно-геохимическую систему (КЛГС). Термин местный геохимический ландшафт употребляется для обозначения территории, на которой наблюдается повторение определенных ландшафтных катен.

Сопряженный анализ выявляет характерные для элементарных ландшафтов химические элементы и позволяет проследить их миграцию внутри комплекса (радиальная миграция), и от одного комплекса к другому (латеральная миграция).

Важнейшим фактором дифференциации веществ в ландшафтах являются геохимические барьеры, представления о которых являются одним из основополагающих принципов изучения миграции и концентрации химических элементов в ландшафтах.

Геохимические барьеры – это такие участки ландшафта, где на малом расстоянии происходит резкое уменьшение интенсивности миграции химических элементов и, как следствие, их концентрация.

Геохимические барьеры широко распространены в ландшафтах, на них нередко образуются аномально высокие концентрации элементов. А. И. Перельман выделяет два основных типа барьеров - природные и техногенные. Каждый тип подразделяется на три класса ландшафтно-геохимических барьеров: 1) биогеохимические; 2) механические; 3) физико-химические. Последние возникают в местах изменения температуры, давления, окислительно-восстановительных, щелочно-кислотных и других условий. Морфологически геохимические барьеры делятся на радиальные и латеральные.

Радиальная геохимическая структура . Радиальная геохимическая структура отражает миграцию элементов внутри элементарного геохимического ландшафта, и характеризуется рядом ландшафтно-геохимических коэффициентов.

Коэффициент радиальной дифференциации показывает отношение содержания химического элемента в генетическом горизонте почвы к его содержанию в почвообразующей породе.

Коэффициент биологического поглощения показывает, во сколько раз содержания элемента в золе растения больше, чем в литосфере или горной породе, почве.

Коэффициент водной миграции отражает отношение содержания элемента в минеральном остатке воды к его содержанию в водовмещающих породах.

Графической моделью выражения рассмотренных зависимостей являются геохимические диаграммы. Критерием контрастности радиальной дифференциации могут служить значения вариьирования распределения элемента в почвенных горизонтах относительно почвообразующей породы.

Латеральная геохимическая структура. Латеральная геохимическая структура характеризует отношения между компонентами элементарных ландшафтов в ландшафтной катене.

По условиям миграции Б. Б. Полынов выделял автономные и под-чиненные элементарные ландшафты. К автономным, называемым элювиальными , относятся поверхности водораздельных пространств с глубоким залеганием уровня грунтовых вод. Вещество и энергия поступают в такие ландшафты из атмосферы. В понижениях рельефа образуются подчиненные (гетерономные) ландшафты, которые подразделяются на супераквальные (надводные) и субаквальные (подводные). М. А. Глазовской выделен ряд промежуточных групп элементарных ландшафтов: в верхних частях склонов - трансэлювиальные , в нижних частях склонов и сухих ложбинах – элювиально-аккумулятивные (трансаккумулятивные), в пределах местных депрессий с глубоким уровнем грунтовых вод – аккумулятивно-элювиальные элементарные ландшафты.

Коэффициент местной миграции показывает отношение содержания элемента в почвах подчиненных ландшафтов к автономным.

Типизация катен проводится на основе полученных аналитических данных по содержанию элементов в почвах и почвообразующих породах. Литологически монолитные катены являются наиболее удобными в методическом отношении объектами для изучения латеральной миграции элементов.

Техногенная миграция элементов в ландшафтах. Главным следствием антропогенного воздействия на природную среду является образование аномальных концентраций химических элементов и их соединений в результате загрязнения различных компонентов ландшафта. Выявление техногенных аномалий в различных средах является одной из важнейших задач эколого-геохимических оценок состояния среды. Для оценки загрязнения природной среды используется опробование снежного покрова, почв, поверхностных и подземных вод, донных отложений, растительности.

Одним из критериев аномальности эколого-геохимического состояния служит коэффициент техногенной концентрации (К с) , представляющий собой отношение содержания элемента в рассматриваемом техногенно загрязненном объекте к его фоновому содержанию в компонентах природной среды.

Техногенные аномалии имеют полиэлементный состав и оказывают комплексное интегральное воздействие на живые организмы. Поэтому в практике эколого-геохимических работ часто используются так называемые суммарные показатели загрязнения, характеризующие степень загрязнения целой ассоциации элементов относительно фона.

Качество природных сред может быть определено с помощью системы эколого-геохимических показателей: индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), индекса загрязнения воды (ИЗВ), суммарного показателя загрязнения почв (Z c), коэффициента техногенной концентрации (K c) и др. Каждый из индексов имеет собственную методику расчета. Общий методический подход состоит в том, что при расчете учитываются классы опасности загрязняющих веществ, стандарты качества (ПДК) и средние уровни фонового загрязнения.

Схема эколого-геохимического исследования включает три этапа: 1) ландшафтно-геохимический анализ территории; 2) эколого-геохимическую оценку состояния природной или природно-антропогенной среды; 3) ландшафтно-геохимический прогноз.

Эколого-геохимическое исследование состоит из периода подготовки к полевым работам, собственно полевого периода, важнейшую часть которого составляет сбор образцов на точках наблюдения, и камерального, включающего аналитическую, графико-математическую и картографическую обработку полевых материалов, их объяснение и написание отчета.

Этап ландшафтно-геохимического анализа территории. На стадии подготовки к полевым работам составляется программа, выбираются методы исследований и оптимальный режим выполнения, анализируются общегеографические и отраслевые аналитические и картографические материалы.

Методика проведения полевых ландшафтно-геохимических исследований зависит от целей, задач и масштабов работы. Однако независимо от этих вопросов в основе геохимического изучения ландшафтов лежит выделение и типология элементарных ландшафтов. Итогом исследований является представление о радиальной геохимической структуре вертикального профиля элементарного ландшафта и анализ катенарной геохимической дифференциации каскадных систем.

Этап эколого-геохимической оценки современного геохимического состояния территории включает геохимическую индикацию состояния окружающей среды. Здесь существуют два подхода. Один из них связан с выявлением и инвентаризацией антропогенных источников загрязнения: структуры, состава и количества загрязнителей. Эти данные получают путем анализа выбросов, стоков, твердых отходов (эмиссии). Другой подход заключается в оценке степени и характера реального распределения (имиссии) загрязняющих веществ в природных средах.

Анализ геохимической трансформированности природных ландшафтов под влиянием техногенеза, заключается в изучении перестройки радиальной и латеральной структур ландшафта, направленности и скорости геохимических процессов и связанных с ними геохимических барьеров. Результатом этих исследований обычно является оценка совместимости или несовместимости природных и техногенных геохимических потоков, степени изменчивости и устойчивости природных систем к техногенезу.

Этап ландшафтно-геохимического прогноза. Задача этого этапа заключается в предсказании развития изменения природной среды на основе изучения прошлых и современных природных и природно-антропогенных состояний. Подобные исследования базируются на представлениях об устойчивости природных систем к техногенным нагрузкам и анализе их ответных реакций на эти воздействия. Такой подход отражен в представлениях М. А. Глазовской о технобиогеомах – территориальных системах со сходной ответной реакцией на однотипные антропогенные воздействия.

4.2. Ландшафтно-геофизические методы исследований

Особое место в геоэкологии занимает метод балансов , представляющий собой совокупность приемов, позволяющих исследовать и прогнозировать развитие геосистем путем сопоставления прихода и расхода вещества и энергии. Основой метода служит баланс (балансовая матрица, модель), в котором содержится количественная оценка движения вещества и энергии в пределах системы или при ее взаимодействии с окружающей средой. Метод балансов позволяет прослеживать динамику суточных и годовых циклов, анализировать распределение потоков вещества и энергии по разным каналам.

Основанные на методе балансов научные исследования включают следующие этапы: 1) составление предварительного списка приходных и расходных статей; 2) количественное измерение параметров по статьям прихода и расхода; 3) составление карт и профилей распределения параметров; 4) учет соотношения приходных и расходных частей и выявление тенденций изменения системы.

Метод балансов в исследованиях природных геосистем. В физико-географических исследованиях широко используются уравнения радиационного, теплового, водного балансов, баланса биомассы и др.

Радиационный баланс представляет собой сумму прихода и расхода потоков радиации поглощаемой и излучаемой атмосферой и земной поверхностью.

Тепловой баланс рассматривается как сумма потоков тепла, приходящих на земную поверхность и уходящих от нее.

Водный баланс определяет разность между привносом и выносом влаги в геосистеме, с учетом переноса влаги по воздуху в виде паров и облаков, с поверхностным стоком, с грунтовым стоком, в зимнее время – со снегопереносом.

Баланс биомассы определяет динамику биомассы и ее долю в структуре геомасс ПТК. Например, балансовое уравнение древесной части леса имеет две статьи прихода: долговременный прирост - древесина и сезонный – листья; и три статьи расхода: опад и поедание, потери на дыхание и опад листьев. Биомасса определяется в сыром весе, в весе абсолютно сухого вещества или зольности. Для определения энергии биомассу пересчитывают на калории, выделяющиеся при сжигании каждого отдельного организма.

Количественные соотношения между продуктивностью растительности и ресурсами тепла и влаги определяются с использованием показателей радиационного баланса за год, атмосферных осадков за год и радиационного индекса сухости.

Энергетический баланс в изучении геосистем является одним из немногих подходов, дающих возможность проводить анализ состояния и функционирования природных и природно-антропогенных систем в единых единицах измерения. Теоретической основой энергетического баланса является концепция открытых термодинамических неуравновешенных систем. Энергия поступает в природную геосистему главным образом от солнечного излучения, а в природно-антропогенную систему из двух источников - солнечного излучения, которое превращается в химическую энергию тканей растений; и от искусственной энергии в виде топлива, товаров и услуг, определяемой накопленной энергоемкостью. В пределах рассматриваемой системы только незначительная часть энергии (менее 1 %) используется для удовлетворения потребностей людей, остальная часть подвергается разнообразным преобразованиям, которые сопровождаются потерей тепла. Конечный этап этих преобразований - определенное количество энергии, накопленное в первичной продукции растений и в определенных товарах. Универсальность энергетических характеристик обеспечивает их применение к сложным природным и природно-антропогенным геосистемам, что превращает использование метода энергетического баланса в эффективное средство исследования проблем окружающей среды.

Ландшафтно-геофизические исследования направлены на выделение вертикальной структуры и функционирования геокомплекса. В качестве основного объекта рассматривают стексы – суточные состояния структуры и функционирования ПТК.

Изучение геокомплексов проводится главным образом при стационарных наблюдениях, где изучают трансформацию солнечной энергии, влагоооборот, биогеоцикл, вертикальную структуру ПТК . Многолетняя апробация методики позволила проводить ландшафтно-геофизические исследования не только стационарным, но и экспедиционным маршрутным методом, с опорой на базу стационарных наблюдений в регионе исследований.

Первоначально в ПТК выделяют геомассы, по их соотношению - геогоризонты. Геомассы и геогоризонты являются системообразующими элементами вертикальной структуры геокомплекса, а ведущим процессом рассматривается изменение вертикальной структуры.

Геомассы выделяют по однородности агрегатного состояния, близким значениям удельной массы и специфическому функциональному назначению. Например, в почве имеются педомасса различного мехсостава, литомасса (включения), гидромасса (почвенная влага), фитомасса корней, мортмасса (подстилка, торф), зоомасса (почвенная мезофауна).

Геогоризонты – сравнительно однородные слои в вертикальном профиле геокомплексов. Каждый геогоризонт характеризуется специфичным набором и соотношением геомасс. Геогоризонты легко выделяются визуально, их набор изменяется в течение года в отличие от ярусной структуры растительности или генетических горизонтов почв.

Индексация геогоризонтов построена на следующих правилах: в индексе горизонта классы геомасс указываются в порядке их убывания (по массе); после класса геомасс через запятую указывают все виды; после индекса указывается его граница относительно поверхности почвы (в метрах). Прирост или убыль геомасс показывается стрелками вверх или вниз, а индексы фотосинтезирующих фитомасс, находящихся в пассивном состоянии зимой, даются в скобках.

Стационарные наблюдения позволили обосновать индикацию стексов по вертикальной структуре геокомплексов. Суточное состояние выделяется по сочетанию следующих трех групп признаков: термического режима, увлажнения и изменения вертикальной структуры.

Человек и природно-антропогенные комплексы

Различные вопросы, касающиеся формирования и функционирования природно-антропогенных комплексов, или антропоэкосистем, обычно изучают в рамках прикладного, ландшафтоведения. В связи с большим разнообразием интересующих исследователей аспектов выделяют:

  • сельскохозяйственное,
  • инженерное,
  • медицинское,
  • рекреационное,
  • архитектурно-планировочное ландшафтоведение.

Замечание 1

Наиболее общей целью всей этой группы научных дисциплин является разработка научных основ проектирования природно-антропогенных комплексов. Советский географ Ф.Н. Мильков, подчеркивая важность этой задачи, предложил называть данный раздел ландшафтоведения конструктивным ландшафтоведением.

Особенности формирования природно-антропогенных комплексов

Антропоэкосистемы формируются во всех случаях постоянного присутствия и хозяйственной деятельности человека в тех или иных естественных экосистемах. Наиболее общие особенности их формирования – это рост мозаичности среды, возникновение некоторого дисбаланса связей между компонентами природы, утрата значительной доли биоразнообразия, включение синантропных и прочих интродуцированных организмов, т.е. унификация биоты.

Замечание 2

При создании природно-антропогенных комплексов всегда, тем или иным образом происходит природно-хозяйственная и социально-экологическая адаптации. Как правило, она двустороння, т.е. каждый компонент одновременно приспосабливает к себе все остальные и сам приспосабливается к ним. Такая адаптация может происходить стихийно (в течение всей истории человечества) и на основе специального моделирования (локально, последние несколько десятилетий).

Современные подходы к практике проектирования природно-антропогенных комплексов

В теории градостроительного и ландшафтного проектирования обычно термин «природный» понимают как нечто исходно существовавшее на данной территории и противопоставляют его застройке, технической инфраструктуре и т.д., причем такое противопоставление касается и природных элементов антропогенного происхождения (лесопарки, водоемы, сады, иные островки природы). В этой связи система взаимных связей природной и техногенной компоненты рассматривается как второстепенная, подчиненная позиция проектирования, тогда как она должна быть исходной и решающей.

В последние несколько десятилетий было разработано и локально внедрено большое количество технических проектов, направленных на поддержание более сбалансированных, чем это традиционно бывает, взаимосвязей между техническим и природным компонентами природно-антропогенных комплексов. Однако значительная часть из них, позиционируемая как «экологичные» может являться таковыми лишь с большими оговорками. Например, использование современных материалов для строительства (позволяющих озеленять кровли, автодороги и т.д.) действительно экологично само по себе.

Предприятия, где такие материалы изготавливаются, служат существенным источником воздействия на окружающую среду, требуют отчуждения больших территорий. Поэтому реальный эффект намного меньше декларируемого.

Применение технологий, позволяющих застраивать овраги и другие неудобья, лишает город последних островков естественной природы. Вместо них в природообустройстве приняты регулярные парки и водоемы с облицованными берегами, которые не могут осуществлять аналогичную функцию, хотя весьма популярны у экологически малограмотного населения.

В результате, существующие на данный момент проекты природообустройства не выполняют основной своей функции. Ситуация в перспективе может быть изменена к лучшему за счет широкого развития качественного экологического образования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: