Урок и презентация разряды частиц формообразующие частицы. Разряды частиц

РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ. ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели:

1 . формирование понятия о функциях формообразующих частиц;

2.показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие;

3.формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;

4.формирование у учащихся умения работать в группах.


Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок.


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр

Арбитр - судья в некоторых видах спорта.


ИГРА «ПОЙМАЙ ЧАСТИЦУ!»

Бежит дорога.

Ты написал сочинение.

Голубушка, ты хороша!

Ты придумал предложение.

Здравствует солнце!

В нашем лесу росли ель, сосна.

Сильнее грянет буря.

А вот бежит дорога.

Неужели ты написал сочинение?

Голубушка, как ты хороша!

Ты придумал бы предложение.

Да здравствует солнце!

В нашем лесу росли ель да сосна.

Пусть сильнее грянет буря!

Подклеить, закрасить,


НАЙДИ ЧАСТИЦЫ!

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.


Исследовательская работа

Если бы он много занимался, он бы добился успехов.

Да перестаньте вы болтать!

Каждому хотелось бы побывать на Олимпиаде.

Эта выставка более интересная, чем прошлогодняя.

Ехал бы далече, да болят плечи.

Давайте говорить друг другу комплименты.


ВЫВОД

Формообразующие частицы служат для образования: условного наклонения - БЫ (Б) ;

повелительного наклонения: ДА, ДАВАЙ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ



Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.


От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом условного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:

Образец:

Писать – давай пиши, давайте пишите, писал бы, писали бы;

Говорить -…

Молчать - …

Думать - …

Бежать -…


АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».


Работа с текстом

Задания к тексту:

- Найдите грамматическую основу в первом предложении,

во втором предложении прямую речь.

- В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

- С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?


Коллективная работа.

а) Щепотки волосков Лиса не пожалей, остался б хвост у ней (И.Крылов);

б) Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я.

в) Нет такой платы, которая была бы велика за веру в человека.

(не) годующий; (не) выполнен, (не) записанный, (не) зависевший от обстоятельств, (не) вырубленный


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 63, стр.169 (выучить правило); упражнение № 362

Составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»


Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Cлайд 1

Разряды частиц Урок русского языка в 7 классе. Гимназия № 33 г. Ульяновск. Учитель: Князькин Владимир Николаевич

Cлайд 2

Цели урока: 1. Мы должны научиться различать и правильно определять разряды частиц. 2. Должны правильно научиться употреблять их в речи. 3. Должны углубить знания о частице как части речи.

Cлайд 3

Проверка домашнего задания Грянет (буря) – глагол, т. к. отвечает на вопрос что сделает? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: грянуть; II.Пост. морф., признаки: невозвр., сов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед. ч.. III. Буря (что сделает?) грянет. Здравствуют – глагол, т. к. отвечает на вопрос что делают? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: здравствовать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., несов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., мн. ч.. III.

Cлайд 4

Проверка домашнего задания Здравствовать - глагол, т. к. отвечает на вопрос что делать? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: здравствовать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., несов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед. ч.. III. Растопчет - глагол, т. к. отвечает на вопрос что сделает? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: растоптать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., сов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед.ч.. III.

Cлайд 5

Значения частиц: 1. Значение отрицания (не таким толстым слоем); Какие ещё частицы? 2. Значение уточнения (почти рядом со мной; как бы рассёк надвое); Какие ещё частицы? 3. Значение смягчения требования (Дай-ка друг мне лапу...); Какие ещё частицы? 4. Значение вопроса (разве это для вас?); Какие ещё частицы? 5. Значение обобщения (как ни старались; куда ни кинь взор); Какие ещё частицы?

Cлайд 6

Значения частиц: 6. Значение усиления утверждения (я не мог не замереть); Какие ещё частицы? 7. Значение усиления (всё-таки это была мёртвая зарплата); Какие ещё частицы? 8. Значение усиления отрицания (ни одного цветка); Какие ещё частицы? 9. Значение ограничения (почти весь этот асфальтовый лоскут). Какие ещё частицы?

Cлайд 7

Проверь себя... 1. Ужель (та самая Татьяна) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение вопроса; 2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.

Cлайд 8

Проверь себя... 1. Неужели (все сгорели) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение вопроса; 2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово. краткое содержание других презентаций

«Предложения с деепричастным оборотом» - Деепричастие с зависимыми словами. Образуйте словосочетания. Лингвистическая разминка. Деепричастие. Деепричастные обороты. Доброта зарождается в детстве. Деепричастный оборот. Зарождаясь в детстве. Доброта живёт. Философ Сенека. Работа с предложением. Запятые при деепричастном обороте.

«Сжатое изложение» - Пушкин – море! Море – Лермонтов. Образец рассуждения. Рассуждение. Словарная работа. Повествование с элементами описания. Средства сжатия текста. Образец изложения. Т у к а й начал изучать русский язык. Работа над текстом. Цель урока. Этапы урока. Беседа по содержанию текста. Сжатое изложение. План изложения.

«Морфология и орфография» - В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь. Безударная проверяемая гласная корня. Чернец. Листок контроля. Морфология и орфография. Речевая ошибка. Буква И. Добрый человек. Знаки препинания. Буква. Обобщение повторения. Дефис. Напишите номер предложения. Глупость одной минуты. Тестовые задания. Прочитайте текст.

«Предлог как часть речи» - Вместо точек ставьте недостающий предлог. Спишите словосочетания. Предлог как часть речи. Дайте определение предлога. Проверка. Спишите, определите часть речи. Назовите части речи, известные вам. Письмо по памяти. Перепрыгнуть через лужу. Запишите текст, ставя слова в скобках в нужном падеже. Закончите высказывание.

«Слова-деепричастия» - Темно-синий свет. Октябрь. Вечер догорает, горы золотя. Пословицы. Озимь. Лес зеленый. Аргументы. Что-то шепчет камыш. Лексическое значение. Деепричастие. Тихо вечер догорает. Немного погодя. Осень. Молодые березки. Художник. Лес. Огромная туча. Ветер. Камыш. Крепыши-маслята. Воспоминания о Волкове. Лексическая работа. Пейзажи Е. Волкова. Промчался дождь.

Проверочный диктант. Наблюдение за языковым материалом. Алгоритм отличия союзов. Правописание союзов. Языковая зарядка. Закрепление учебного материала. Изучение нового материала. Запомни сочетания. Графический диктант. Работа с учебником. Урок русского языка.




Давайте прочитаем правило. По значению частицы делятся на два разряда: формообразующие и смысловые. К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий. Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.







В каждом из этих предложений имеются частицы. Ваше задание определить с помощью каких частиц, что образовано. Давайте восклицать, друг другом восхищаться! Я хотел бы подняться в ракете выше всех высоких туч. Озеро Байкал – самое глубокое в мире. Этот предмет надо знать более глубоко. А) Повелительно наклонение глагола. Б) Условное наклонение глагола. В) Степени сравнения наречий и прилагательных.




Проверка. Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. Применяя данное правило рассуждайте так: в предложении Как хорошо играла наша команда! слово как усиливает значение словосочетания хорошо играла. Значит, слово как – частица.

Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы.

Цели урока:

I.Образовательные:

1.Формирование представления о частице как служебной части речи. Формообразующие частицы.

2.Формирование умения отличать частицы от других частей речи.

II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку.

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III.Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3.Расширение кругозора, познавательного интереса.

4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Тип урока: усвоение и закрепление материала.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение творческих заданий.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование урока:

1.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2.Таблица «Служебные части речи. Частицы».

3.Мини-тест. Карточки.

4.Презентация урока.

Ход урока.

Оставить строчку для даты.

I.Лингвистическая разминка.

Записать в течение пяти минут слова на тему «Семья». Используя эти слова составить простые и сложные предложения, выделить сочинительные и подчинительные союзы.

(Семья – самое ценное, что есть у человека).

II . Первую строку запишем необычно:

Сегодня оди нн адцатое апреля.

(один на десять)

Предлагаю вам преобразовать первую строку, используя по одному дополнительному слову, чтобы строка получила различные дополнительные значения, а именно:

1. Удивление, что сегодня одиннадцатое апреля (уже).

2. Уточнение, что сегодня одиннадцатое, а не какой-то другой день (именно).

3. Вопрос – удивление: одиннадцатое апреля? (неужели).

4. Высказать отрицание, несогласие, что сегодня одиннадцатое апреля (не).

Скажите, употребляются ли эти слова в предложении самостоятельно, без других слов?

Эти слова являются служебными и называются частицами.

Сегодня мы начинаем изучение частицы как служебной части речи. Запишем это утверждение как тему урока.

Тема: Частица – служебная часть речи. Формообразующие частицы.

Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на первом уроке.

Краткая историческая справка. (Сообщение ученика).

Познакомимся со службой частиц (Стр.).

Выделите ключевые слова в определении.

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.

Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Разряды частиц:

1.Формообразующие.

2.Смысловые (модальные).

3.Отрицательные.

Поговорим о формообразующих частицах (Стр.164).

Формообразующие частицы образуют форму слова: условного и повелительного наклонения.

Формообразующие частицы:

Бы(б), бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай.

Более, менее, самый.

Физкульт минутка.

(мобилизация внимания).

«Слепой и глухой».

1.Давайте объясним глухому, что воровать нельзя!

2. Пусть каждый из вас объяснит глухому, что бить по голове нельзя!

3. Пускай кто-нибудь объяснит глухому, что нельзя курить!

4.Объясните слепому, что пить спиртное - самая вредная для здоровья привычка.

III . Закрепление.

    Составить предложения на тему «Мир и дружба», употребив глаголы повелительного наклонения с частицами пусть, да, давайте, - ка и используя, где возможно, обращение. Например:

Пусть никогда не будет войны!

Да здравствует дружба народов!

Ребята всех стран, давайте дружить!

Споём-ка, друзья, песню о дружбе и мире. И др.

Какие это предложения по интонации? Какое значение имеют глаголы повелительного наклонения с частицами давайте, -ка?

    Учащиеся пишут полные ответы на вопросы, используя глаголы условного наклонения.

* Кем бы ты хотел стать и почему?

* С кем бы ты хотел дружить и почему?

Что обозначает условное наклонение? Как оно образуется? Как пишется частица бы ? Какие союзы вы употребляли, чтобы ответить на вопрос почему?

    СМС – сообщение, используя частицы. «Приглашение на свидание…». (Звучит вальс Е.Доги).

Сетикет.

(основные правила поведения в сети Интернет)

    Важно не забыть, что собеседник не скоростной компьютер, а вполне реальный человек.

    Прежде чем написать что-либо, реши, реально ли сказать тот же текст человеку при личной встрече.

    Будь кратким и пиши исключительно по сути.

    Помни, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение.

Является ли частица членом предложения?
- Частица – это самостоятельная часть речи? А какая?
- Какие это частицы: бы, б, пусть, пускай?
- Форму какого наклонения глагола образуют частицы бы, б?
- Форму какого наклонения образует частица пусть?
- Что такое частица?
- Для чего служит частица?

IV . Рефлексия.

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне было легко…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Литература.

1. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; М., Просв., 2009
2. М.В.Федорова. Уроки русского языка в 7 классе; М., Просв., 2002
3. Зверева И.М. Практическая дидактика для учителя; М., 2001
4. А.В.Малюшкин «Таблицы по русскому языку. 5-11класс»; М., «Сфера», 2006.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: