Италия во Второй мировой войне (кратко). Италия Италия после 2 мировой войны

Особенности политического и социально-экономического развития первой республики. Переход ко 2-й республике. На референдуме о форме правления - за республику или монархию (2 июня 1946) - около 55% высказалось за ликвидацию монархии. 22 декабря 1947 была принята конституция Итальянской республики, в разработке которой активно участвовали левые партии. В 1948 Италия приняла помощь США по так называемому плану Маршалла, в 1949 вступила в НАТО. В Италии были размещены военные базы НАТО и США. В 1948 И. достигла довоенного уровня в промышленном производстве, а в 1950 - и в сельском хозяйстве. Ведущие итальянские монополии ("ФИАТ", "Фальк" и др.), используя средства, полученные по плану Маршалла, полностью обновили оборудование; В 1951 Италия подписала договор о Европейском объединении угля и стали, а в 1957 о Европейском экономическом сообществе ("Общий рынок").

Новые промышленные центры возникали на юге Италии, в Сицилии, К концу 60-х гг. по запасу золота и валюты Италия вышла на пятое место в западном мире. Иностранные капиталы вкладывались преимущественно в машиностроение, химическую и нефтеперерабатывающую отрасли.. Размер государственных инвестиций в земельную реформу за 12 лет составил 638 млрд. лир, полимерная промышленность, объем производства которой за эти годы увеличился в 6 раз. На втором месте по темпам развития находилось точное машиностроение, здесь ведущее место занимала фирма "Оливетти", затем - добыча и переработка нефти и газа и автомобильная промышленность. 80 % автомобильного производства приходилось на фирму "Фиат".

В экспорте стали преобладать готовые изделия (автомобили, суда, металлорежущие станки, полимеры, сельскохозяйственные машины, обувь, текстиль, бытовая техника), а также продукты сельского хозяйства, как оливковое масло, рис, вино, фрукты. В импорте большой удельный вес занимало сырье - нефть, железная руда и продукты животноводства - мясо, молочные продукты. К характерным чертам послевоенного экономического развития Италии следует отнести сочетание большого государственного сектора и множества мелких и средних предприятий к началу 70-х гг. государству в Италии принадлежали 95 % производства чугуна, 60 % стали и проката, 80 % судостроения, 40 % моторостроения, почти 97 % в добыче нефти и газа, 65 % морского пассажирского флота, вся электроэнергетика, радио, телефонная сеть и почти вся авиакомпания. Разрыв в уровнях развития Юга и Севера не только сохранился, но даже углубился, так как северные города развивались куда более быстрыми темпами. Политическая жизнь Италии в 50-60-х гг. продолжала оставаться достаточно напряженной. Среди выдвинутых после войны на политическую авансцену различных партий продолжали явно преобладать два главных антагониста - ХДП и ИКП. 50-х годов был осуществлен ряд социальных реформ, в том числе пенсионная, были снижены налоги, продолжены аграрные преобразования. 70-е гг. были, в известной степени, переломными в послевоенной Италии и в области социально-экономического и политического развития страны. Закончился период "экономического чуда" Повышение цен на сырую нефть в начале 70-х гг. больно ударило по итальянской экономике, которая на 80 % зависит от внешних источников энергии. 70-е гг. в Италии "свинцовым десятилетием": с 1969 по 1980 гг. В Италии возникло множество подпольных и полулегальных "боевых групп" ("Молодая Италия", "Новая Европа", "Национальный авангард" и др.), наиболее опасными стали так называемые "Красные бригады". Италия, начиная с 1983 г., пережила несколько лет экономического подъема. В стране к началу 90-х гг. сложились 3 вида экономической модели:


1. Северо-западная Италия (Милан, Турин, Генуя), где производятся автомобили, компьютеры, авиационная техника, химические продукты. Это регион крупных промышленных предприятий.

2. Северо-восток и центр (Тоскана, Флоренция, Венеция, Эмилио-Романья). Здесь господствовали узкоспециальные фирмы, производящие керамику, одежду, обувь, трикотаж.

3. Южная Италия, где преобладает аграрный сектор. Особенностью социально-экономической структуры.

Италии в 80-е гг. продолжало оставаться сочетание громадного государственного сектора с мелким и средним предпринимательством. Если в конце 70-х гг. ее государственный долг составлял 40% ВВП, то в начале 90-х он достиг 108 %. Осенью 1992 г. Италия подписала Маастрихтский договор о создании Европейского экономического и валютного союза, хотя условия в нем были очень жесткие: дефицит государственного бюджета - не более 3 % ВВП, государственный долг - не более 60% ВВП, годовая инфляция - не выше 1,5 %. В первой половине 90-х гг. они сводились прежде всего к проведению политики жесткой экономии: существенное сокращение расходов на социальные нужды, усиление налогового пресса и ужесточение мер по сбору налогов, свертывание государственных программ по медицинскому обслуживанию и пенсионному обеспечению.

Полной или частичной приватизации подверглось более 30 крупнейших предприятий госсектора - Парламентские выборы 1992 г., в сущности, были последними выборами Первой республики, а выборы 1994 г. отразили совершенно новый расклад сил. На политическую авансцену вышли такие организации, которые раньше были не слишком заметны или же вообще не существовали: ИСД - Национальный альянс, Лига Севера (ЛС) и образованная буквально накануне выборов известным телемагнатом и предпринимателем Берлускони новая партия "Вперед, Италия!". 1991-1993 переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной; операция «Чистые руки» и кризис традиционных правительственных партий. Резкое усиление коррупции во всех звеньях власти привело к изменению избирательной системы. 4 августа 1993 был одобрен новый закон о парламентских выборах. 1994 год и победа на парламентских выборах блока правых партий («Вперёд Италия», Лига Севера и Национальный Альянс) 1996 год и победа на выборах левоцентристской коалиции «Олива» 1996-2001 год левоцентристы у власти (правительства Р. Проди, М. Д. Алемы, Дж. Амато).

В период с 17 мая 2006 года и 21 февраля 2007 Романо Проди занимал пост премьер-министра Италии после победы узкой его L"Unione коалиции над Каса делле Либерта во главе с Сильвио Берлускони в в апреле 2006 года итальянским выборов. После правительственного кризиса, Проди подал в отставку 21 февраля 2007 года. Три дня спустя он попросил президента Италии, Джорджо Наполитано, чтобы остаться на посту премьер-министра, и он согласился сделать это. 28 февраля 2007 года Проди едва выжил сенате вотума недоверия. Позже, 24 января 2008 года Проди II Кабинета прошел новый кризис, потому что министр юстиции, Клементе Mastella, отказался от поддержки кабинета. Следовательно Проди Кабинета потерял доверие и президентом Джорджо Наполитано называемых новых всеобщих выборов. Выборы на фоне две новые партии, Демократической партии (основана в октябре 2007 года Союз демократов левого и демократии является свобода-Daisy) во главе с Вальтером Вельтрони, и Народ свободы " (Федерация Forza Italia, Национальный Альянс и другие стороны) во главе с Сильвио Берлускони. Демократическая партия в союзе с Италией значений, в то время как Народ свободы "заключил союз с Lega Nord и Движения за автономию. Коалиция во главе с Берлускони победил на выборах и лидер правоцентристской создан Берлускони IV кабинета.

Для Италии Вторая мировая война завершилась полным поражением. Финал наступил фактически уже в 1943 г.. Баланс военной авантюры итальянских фашистов был неутешительным - 450 тыс. Убитых. Производство в 1945 г.. Составило лишь 30% довоенного. В стране насчитывалось 2 млн. Безработных. Следствием острой социальной ситуации, антифашистской борьбы было полевении итальянского общества. Авторитет левых партий подкреплялся их активным участием в движении Сопротивления - ИКП насчитывала 1700000. Членов, Итальянская социалистическая партия (ИСП) - 900 тыс. Под влиянием левых находилась Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ, 6 млн. Членов). До 1947 г.. Коммунисты входили в состав правительства. Само же итальянское общество после войны не отмечалось стабильностью. Причиной такого положения была прежде всего слабость среднего класса, а следовательно и итальянской буржуазии. И только пребывание оккупационных войск демократических стран и разногласия между социалистами и коммунистами препятствовали последнее решиться на захват власти и установление коммунистической диктатуры. Серьезной преградой тоталитаризма была также католическая церковь во главе с Ватиканом.

Центром консолидации демократических сил была Христианско-демократическая партия (ХДП), созданная в 1943 г.. На базе "пополяри". Лидером партии стал Альчиде де Гаспери. Партия, о религиозных ориентирована, в католической Италии имела достаточно широкую социальную базу, которую составляли верующие из разных слоев населения: значительная часть трудящихся, интеллигенция, предприниматели, чиновники и др. Об этом свидетельствовал, в частности, тот факт, что в послевоенные годы партия набирала больше, по сравнению с другими политическими объединениями, количество голосов, входила во все послевоенные правительства, по своей деятельности и характером поведения была партией центра. В ХДП консенсусно сходились интересы представителей различных социальных групп итальянского общества. Общественно-политическим кредо партии провозглашались рыночная экономика, частная собственность, парламентская республика, демократия, сотрудничество с различными социальными группами и христианство как высший нравственный закон. Намерения демохристиан осуществить аграрную реформу, добиться участия рабочих в управлении предприятиями (в том числе и из-за акций и кооперативное строительство) получили широкую поддержку среди итальянского общественности.

В 1945 г.. Де Гаспери сформировал коалиционное правительство, в состав которого в течение двух последующих лет входили коммунисты и социалисты. 18 июня 1946 Италия стала республикой.

10 февраля 1947 правительство де Гаспери подписал мирный договор со странами антигитлеровской коалиции, согласно которому Италия потеряла все колонии, передавала соседям - Франции и Югославии - некоторые территории, вынуждена была выплачивать репарации СССР, Югославии, Греции и Албании.

Правительства де Гаспери к маю 1947 пришлось сдерживать атаки крайне левых. Коммунисты, опираясь на комитеты национального освобождения (КНИ), которые оказали значительное влияние на местах, особенно на Севере Италии, требовали проведения национализации крупных монополий, введение народного контроля над производством через советы управления трудящихся, осуществление аграрной реформы, установления порядка "прогрессивной демократии". Что стояло за этими "прогрессивными" лозунгами, видно из слов лидера коммунистов Пальмиро Тольятти. "Мы хотим, - заявил он, - чтобы Италия, как и все цивилизованные народы, развивалась в направлении к социализму".

Менее склонными к такому повороту были итальянские социалисты. Относительно тактики и программных задач в ИСП шла борьба между двумя политическими линиями, которые представляли П. Нэнни и Дж. Сарагат. Первый отстаивал сохранение единства с коммунистами, заявлял, что разделяет принципы пролетарского интернационализма, придерживается программных установок партии, сформулированных в период войны, и выступал за солидарность итальянского рабочего класса с СССР, считая его опорой социалистического движения в Европе. Однако часть партии во главе с Сарагат занимала умеренную позицию. Поддерживая программные положения партийного большинства (социальные реформы, идею республики и Учредительного собрания), Сарагат и его сторонники под социализмом понимали парламентский демократический строй английского или скандинавского типа, считая эту модель "социализма" вполне приемлемой для Италии.

Промышленно-финансовые круги и их партии, заручившись поддержкой социал-демократов, которые в 1947 г.. Откололись от ИСП и образовали Итальянскую социал-демократическую партию (ИСДП) во главе с Сарагат, однозначно выступили против социализации Италии.

Следует заметить, что, без ведома Сталина, итальянские коммунисты еще в 1944 г.. Взяли курс на осуществление социалистической революции в Италии. Под руководством коммунистов на Севере Италии КНИ, в которых преобладали коммунисты, социалисты и их единомышленники из Партии действия, конфисковывали и брали под свой контроль предприятия, владельцы которых были осуждены по закону о чистке от фашистских элементов. На заводах и фабриках создавались совета управления из представителей рабочих и заводской администрации как органы контроля над капиталистическим производством. Однако совета управления не были признаны американскими военными властями и не получили законодательного утверждения со стороны итальянского правительства. Сами КНИ были отменены после выборов в местные органы власти в начале 1946 Однако это не остановило левых, а их лидер Пальмиро Тольятти как министр юстиции всячески потакал бесчинствам, произволу и насилиям, совершенные коммунисты на Севере Италии, особенно в "красном треугольнике ": Модена-Болонья-Эмилия. Коммунисты, сделав ставку на силовые методы, без суда и следствия убивали бывших фашистов, капиталистов, священников, заявляя при этом, что выполняют свой гражданский долг. Они действовали в соответствии с азбуки своей идеологии, к тому же в расчете на поддержку социалистических стран. Коммунисты, в частности, просили югославов помочь им осуществить революцию на

Севере Италии. Последние отказали, понимая, что американцы не допустят прихода левых к власти. В 1947 г.. Отбой дал и Сталин, придя к выводу, что большая война за Италию не принесет успеха.

Все же коммунистам многое удалось осуществить в плане национализации частной собственности, поскольку еще недавно 54% собственности в Италии принадлежало государству, создавало определенные трудности в развитии экономики.

В 1947 г.. Коммунисты, категорически выступали против принятия Италией "плана Маршалла", вынуждены были выйти из состава правительства. Это, в частности, настаивало американское руководство, угрожая даже лишить Италию финансово-экономической поддержки. Американцы уже тогда понимали бесперспективность финансирования государственной экономики.

Движение Сопротивления - главная причина того, что Италия - союзник фашисткой Германии, не утратила своей государственности. Итальянцам было предоставлено право восстановления демократического режима. Складывалась многопартийная система, что объяснялось социальной пестротой общества, историческими, политическими причинами и идеологическими традициями (республиканцы, либералы, монархисты, социалисты и т.д.). С апреля 1944 г. до мая 1947 г. у власти находилось правительство национального единства (с участием ИКП и других антифашистских партий).
2 июня 1946 г. прошел референдум по вопросу о форме государственного устройства, который принес победу сторонникам республики.
Одновременно прошли выборы в Учредительное собрание. Итоги: ХДП получила 35% голосов, ИСП - 20%, ИКП - 19%. ИКП (П. Тольятти) выступила за диктатуру пролетариата, но признавала возможность парламентского пути к новому обществу. ИКП - член Коминформа с сентября 1947 г. Осуществлялось сотрудничество ИКП с ИСП. ИСП стояла на классовых позициях, но выступала против диктатуры пролетариата. ХДП предложила социально-экономические преобразования под религиозными лозунгами. ХДП поддерживал Ватикан. В политике Пия XII росли антикоммунистические тенденции. На внутриполитическую жизнь оказывал влияние внешний фактор - холодная война. О росте крайне правых сил свидетельствовало возникновение Итальянского социального движения.
В 1947 г. была принята новая конституция - конституция парламентской республики. Глава государства - президент, избирался парламентом (палатой депутатов с сенатом). Обе палаты избирались по пропорциональной системе представительства. Женщины получили впервые право голоса. Конституция помимо политических прав декларировала социальные права (на труд и др.). Она вступила в силу 1 января 1948 г.

2. Внутренняя и внешняя политика правительства де Гаспер. Кризис политики "центра".

В мае 1947 г. не без вмешательства США происходит удаление коммунистов из правительства. В апреле 1948 г. на первых парламентских выборах ХДП вышла на первое место (48% голосов), ИКП и ИСП получили 31%. Правительство возглавил де Гаспери (ХДП). В него вошли ХДП, либералы и республиканцы.
В 50-60-х гг. наблюдается "итальянское экономическое чудо". За 2 десятилетия страна превратилась из аграрно-индустриальной в развитое промышленное государство. Причины: ликвидация корпоративной системы, автаркии, помощь США по плану Маршалла, использование достижений НТР, вступление в ЕЭС, относительно низкие военные расходы. Важную роль в экономике играло государство. ИРИ - один из центров внедрения новейших технологий.
Сохранялась региональная специфика: Северо-Запад - крупная промышленность с передовой технологией, Северо-Восток и Центр - мелкие и средние фирмы с традиционными производствами (керамика, одежда, обувь), Юг - отсталый, застойный регион. Отсюда - демократия на Севере, клиентеллизм и мафия на Юге, коррупция, терроризм, преступность, внедрение в политику мафии.
В послевоенные годы (1948 - 1962) выявилась и сохранялась доминирующая роль ХДП, получавшей на выборах 45 - 50% голосов. Либералы, республиканцы и другие были фактическим придатком ХДП. ХДП представляла центристское течение. Справа от нее стояли ИСД (неофашисты) и монархисты, слева - ИКП, ИСП.
"Центризм" ХДП выражался в балансировании, колебании между социальным консерватизмом и социальными уступками. Правительство возглавлял с 1948 г. по 1953 г. А. Де Гаспери. На предприятиях внедрялись идеи патернализма. В 1950 г. приняты 3 частных аграрных закона для Центра, Юга и Сицилии. Большая часть латифундий ликвидирована, но аграрный вопрос в целом решен не был. Принят закон о создании "кассы Юга" - финансирование общественных работ по созданию инфраструктуры.
В 1949 -1952 гг. наблюдается движение рабочих против свертывания нерентабельных предприятий, "забастовки наоборот", захваты крестьянами помещичьих земель. Расправы с демонстрантами, использование моторизованной полиции - ответ ХДП на выступления трудящихся.
Происходит раскол в ВИКТ: еще в 1948 г. создается свободная конфедерация итальянских трудящихся (с 1950 г. - ИКПТ), в 1950 г. - ИСТ.
Во внешней политике идет сближение с США. С апреля 1949 г. Италия - член НАТО. На ее территории размещаются военные базы США.
Избирательный закон 1952 г., дающий право партии (блоку), получившей 50% + 1 голос, иметь 2/3 мест в парламенте, 7 июня 1953 г. был провален.
Политика центра переживала кризис. В правящих кругах шла борьба - за реформы или за наступление на позиции "левых сил". В августе 1953 - июне 1955 г. у власти стояло правое крыло ХДП, с июля 1955 до 1960 г. - умеренное крыло. Полицейские репрессии, судебный процесс по делу об убийстве девушки В. Монтези вскрыл картину коррупции в правящих кругах ХДП. Усиливается полицейская цензура в сфере искусства, идет "чистка" госучреждений от членов ИКП. Умеренные правительства (1955-1960 гг.) приняли закон, облегчающий сгон арендаторов с земли.
На фоне спада рабочего движения ИСП в октябре 1956 г. разорвала пакт о единстве действий с ИКП, заменив его соглашением о взаимных консультациях.
VIII съезд ИКП принял тезисы "об итальянском пути к социализму" - через борьбу за демократию, "структурные реформы".
Во внешней политике Италии наблюдаются: поддержка вступления ФРГ в НАТО, вступление Италии в ЕЭС (1957 г.), оживление торговых связей с СССР.
Весна 1960 г. - создание однопартийного правительства во главе с Ф. Тамброни (ХДП). Оно пыталось опереться на союз с ИСД, что вызвало недовольство левого крыла ХДП и демократической оппозиции. Недовольство политикой Тамброни усилилось, когда неофашисты пытались провести съезд ИСД в Генуе, городе, награжденном золотой медалью Сопротивления. Общенациональный протест привел к формированию 4-х партийного кабинета А. Фанфани (ХДП, либералов, республиканцев, социал-демократов) - переходного кабинета к коалиции "левого центра". Правительство выделило средства на сельское хозяйство, предоставило кредиты крупным аграриям.
21 февраля 1962 г. создан кабинет А. Фанфани на основе союза ХДП с СДП, республиканцами. Кабинет косвенно поддерживала ИСП. Правительство провело ряд реформ, распространивших пенсии на крестьян, батраков, домохозяек, были выделены средства на бесплатное медицинское обслуживание.



3. Переход к политике "левоцентризма". Кризис "левоцентризма" в середине 70-х г.ов, убийство Альдо Моро.

После выборов 1963 г. создано левоцентристское правительство А. Моро (союз ХДП - центра с ИСП - левыми). Вхождение Ненни и Ломбарди (ИСП) в правительство вызвало раскол в ИСП. В январе 1964 г. левое крыло ИСП образовало ИСППЕ. ИСП с 1966 г. объединилась с СДП в ОСП (глава П. Ненни). 1969 г. - раскол ОСП - образование УСП. ИСППЕ в 1964 г. слилась с ИКП.
Правительства "левого центра" действовали в условиях окончания "экономического чуда". Проведена национализация целой отрасли электроэнергетики (1962 - 1965). В 1967 г. введен пятилетний план. Развернулось строительство "Автострады Солнца". В конце 60 - начале 70-х гг.в принят новый закон о социальном обеспечении, 1972 г. - закон о браке, разрешающий развод. В ХДП возникла оппозиция закону. Принят закон об областном управлении (1970).
Во внешней политике продолжался "атлантический курс", но расширялись связи с СССР (строительство автозавода в Тольятти, участие в строительстве в СССР 7 крупных предприятий и др.). Италия 1 августа 1975 г. подписала Заключительный акт Хельсинки.
Ответом на политику "левого центра" была активизация террористической деятельности ИСД, мафии. Усилилась коррупция в правящих кругах ХДП. В 1975 г. представители ИСП вышли из правительства. "Левый центр" распался. Суть кризиса левоцентризма: Италия без участия главной левой силы - ИКП не могла решать сложные социальные проблемы.
На выборах в июне 1976 г. ИКП получила 34,4% голосов, почти столько, сколько ХДП (35%). Лидер ХДП А. Моро выдвинул идею "третьего варианта" (т.е. после центризма и левоцентризма), которая предполагала участие ИКП в управлении страной. В ИКП высказывалась идея "исторического компромисса" (поиск союзников в левом крыле ХДП).
В июне 1977 г. подписано соглашение 6 партий. Представители ИКП в правительство не вошли, но поддерживали его.
Политика разрешения политического кризиса была сорвана провокацией левацких организаций - "красных бригад": похищением 16 марта 1978 г. А. Моро и его убийством 5 мая 1978 г..
Возник правительственный кризис. Правительство ушло в отставку. ИКП перешла в оппозицию. Последующие многочисленные правительства формировались на основе коалиций 5 партий, без участия ИКП.
Конец 70-х - начало 80-х гг. ознаменовались углублением политического кризиса, волной терроризма (похищение судейских чиновников, убийство генерала карабинеров, взрыв на вокзале в Болонье, дело масонской ложи П-2), бездействием правительства во время землетрясения 1980 г.
Во внешней политике - ориентация на НАТО, поддержка курса на размещение в Италии "евроракет", но сохранение экономических отношений с СССР.

Участие многих итальянцев в движении Сопротивления — глав-ная причина того, что Италии — союзнику фашистской Германии было разрешено сформировать собственное правительство. До мая 1947 г. у власти находилось правительство Национального единства (с участием всех антифашистских партий, включая коммунистов). 2 июня 1946 г. референдум утвердил республику в качестве формы государственного устройства.

Конституция 1947 г. признала независимость государства и церкви друг от друга, что было крайне важно для Италии, большинство населения которой являлось католиками. Основной закон гарантировал невозможность отказа от республиканской формы правления и запрещал восстановление фашист-ской партии. В отличие от многих европейских конституций, итальянская ука-зывала, что республика основана «на труде». Были закреплены ограничение рабочего дня и равная оплата за равный труд, право трудящихся на ежене-дельный отдых, ежегодный оплачиваемый отпуск, социальное обеспечение, свобода профсоюзов, право стачек (в рамках регулирующих его законов). Свобода частной хозяйственной инициативы признавалась, но с оговоркой, что она не должна приходить в противоречие с общественной пользой.

Политика Италии в 1944-1960-е годы

Экономика и промышленность Италии в 1944-1960-е годы

В 1950-е гг. промышленное развитие страны резко ускорилось, и по темпам роста Италия стала обгонять все западноевропейские страны и США. В основе итальянского «экономического чуда» лежа-ли масштабные капиталовложения со стороны компаний, получив-ших кредиты по «плану Маршалла », и активная роль государства в экономике. Государственные инвестиции в строительство жилья, транспорт, телевидение, телефонную сеть и сельское хозяйство привели к бурному росту этих отраслей. В 1957 г. Италия стала од-ной из основательниц общего рынка, за счёт отмены таможенных тарифов стал расти итальянский экспорт. Автомобильная компания «Фиат» превратилась в преуспевающее промышленное предприя-тие. Хорошо известны всей Европе стали и другие предприятия — «Оливетти», «Пирелли», «Сниа Вискоза», «Монтекатини». Но про-цветание на севере по-прежнему контрастировало с застоем эконо-мики южных областей. Пропасть между самыми богатыми и самыми бедными провинциями Италии лишь увеличивалась.

В соответствии со своими предвыборными обещаниями прави-тельство национализировало электроэнергетическую промышлен-ность. Обучение детей в возрасте до 14 лет стало бесплатным и обя-зательным. Реформа пенсионного обеспечения привела к увеличе-нию размеров пенсий. Но в 1963 г. пришёл конец быстрому росту промышленности, основанному на низкой зарплате и обильных ин-вестициях. Кризис промышленного производства вызвал подъём рабочего движения. Вновь возросло влияние коммунистов, собрав-ших на выборах 1968 г. почти 27 % голосов. Под давлением народных выступлений был принят новый Статут прав трудящихся (1970 г.), зафиксировавший постепенное введение 40-часовой рабочей неде-ли, узаконивший рабочие ассамблеи и фабрично-заводские советы и их право участвовать в решении производственных вопросов.

На этой странице материал по темам:

  • Каковы были причины популярности в послевоенной итаоии

  • Италия во второй половине 20 века кратко

  • Италия после второй мировой войны

  • Италия после второй мировой войны кратко

  • Каковы были причины популярности в послевоенной италии левых партий

Вопросы по этому материалу:

Италия подошла к XX веку капиталистической страной, в которой начал формироваться итальянский империализм.

К концу XIX века Италия была уже единым государством. Италия в течение длительного времени была раздробленной и состояла из многочисленных городов-государств. На её территории располагались государства (королевства), находящиеся под властью Франции и Австрии. Рим находился под властью пап.

Это позволило создать единый национальный рынок, устранить таможенные барьеры между отдельными областями, ввести единую денежную систему, ускорило развитие промышленности и таких её отраслей как хлопчатобумажная, шерстяная, горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная. В стране ещё много было ремесленников и кустарных предприятий. Развитие промышленности привело к увеличению численности населения в городах.

В стране стали появляться отечественные и зарубежные банки, железнодорожные компании. Развернулось строительство железных дорог, росла сеть шоссейных дорог, увеличился объем морских перевозок и тоннаж торгового флота.

Капитализм проникал и в сельское хозяйство. В Италии сохранились крупные помещичьи хозяйства. Сельское хозяйство северных провинций Италии было более прогрессивным. Здесь использовались машины, агротехника, производились продукты, идущие на экспорт: рис, продукты мясного и молочного животноводства, вина. В южных сельскохозяйственных районах использовался малопроизводительный крестьянский труд, поэтому сельскохозяйственная продукция была не конкурентно способна.

Одной из ведущих для развития экономики Италии проблем стала большая миграция населения в другие страны мира, особенно из южных провинций. Большой проблемой в стране оставалась и внутренняя миграция, из южных в северные провинции.

Развитие различных отраслей промышленности, строительство промышленных предприятий, рост численности городов, и разорение крестьян привели к росту промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. К началу XX века в стране было свыше 1 млн. промышленных рабочих и около 2,5 млн. сельских пролетариев. В Италии отсутствовало какое-либо социальное законодательство. Имела место жестокая эксплуатация труда не только мужчин, но и женщин и детей: рабочий день продолжался 15-16 часов, сохранялась натуральная система оплаты труда, практиковалась принудительная покупка продуктов в лавке предпринимателя и т.д. Жизненный уровень трудящихся был весьма низким.

Таким образом, в конце XIX века Италия оставалась все ещё аграрной страной. И капиталистическим государство, в котором произошел промышленный переворот. В стране формировался пролетариат из рабочих и крестьян. Появились первые политические организации: ИРП и ИСП. Италия имела колонии в Северо-Восточной Африке. По своему государственному строю, она являлась королевством.

1.Италия после Второй Мировой войны (1945-1999гг.)

Фашистская диктатура существовала в Италии двадцать лет. Этот период получил название «Черное двадцатилетие». Фашистская диктатура и война нанесли Италии глубокие раны: сотни тысяч молодых людей погибли или стали инвалидами, было вывезено из страны оборудование многих предприятий, произведения искусства и т.д. Италия утратила треть национального богатства. В стране не хватало продуктов питания, что вызывало спекуляцию и «черный рынок», быстро росла инфляция, безработица охватила почти два млн. человек, страна была оккупирована англо-американскими войсками. В это время необходимо было решить вопрос о государственном устройстве страны.

После войны Италия все ещё оставалась монархией. Король Виктор Эммануил III, находившийся на престоле с 1900 г., в начале 20-х годов передал власть Муссолини и поддерживал фашистов, что вызывало недовольство народа..

По конституции законодательная власть в стране принадлежит парламенту, избираемому на пять лет всеобщим голосованием. Парламент состоит из двух палат: палата депутатов и сенат. Во главе правительства стоит представитель той партии, которая набрала наибольшее число голосов при выборах парламента. Он же формирует и все правительство. Президент избирается на совместном заседании обеих палат, сроком на семь лет.

Таким образом, уже в первые послевоенные годы Италия стала республикой (1946г.), в которой действовала уже новая конституция (1948г.).

после войны Италия нуждалась в финансовой помощи, которая ей была обещана США, при условии, что в правительстве не будет коммунистов и социалистов. Поэтому они в 1947 году и были выведены из правительства. Первоначально в Италию ввозились продукты питания, а затем начался импорт промышленного оборудования. Общий объём поставок по плану Маршалла составил вначале 1,5 млрд. долл., причем США контролировали расходование поступавших средств. В последствии финансовая помощь США составила свыше 3 млрд. долл. Для восстановления хозяйства Италии использовались и внутригосударственные средства.

Бурный экономический рост в 50-60 годах позволил Италии войти в семерку наиболее передовых индустриальных государств мира. Об Италии стали говорить, как о «стране благоденствия». Однако, с конца 60-х годов экономическая ситуация ухудшается: «экономическое чудо « прошло, темпы роста итальянской экономики замедлились, а в середине 70-х годов Италия оказалась в тисках мирового экономического кризиса. Рост производства почти полностью прекратился, поднялись цены, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Все это потребовало проведения структурной перестройки производства: внедрение наукоемких технологий, сберегающих материалов, использование микропроцессоров, роботов, информатики, автоматизации систем управления. Это привело к тому, что Италия стала выходить из кризиса. Начался экономический подъем, который продолжался до 90-х годов.

Особенностью политической жизни Италии является её нестабильность. Экономические кризисы сочетаются с кризисами политическими. Италия является многопартийной страной.

В 90-е годы Италия вступила как развитая индустриальная держава, занимающая пятое место в капиталистическом мире по производству валового внутреннего продукта (ВВП). Одной из ведущих отраслей ее экономики стало машиностроение.

Для итальянской экономики характерно господство монополистического капитала, а также участие иностранного капитала. В стране много государственных объединений и частных монополий.

Италия занимает шестое место в мировой торговле. Она вышла на мировые рынки как крупный экспортер автомобилей, мебели, стройматериалов, сельскохозяйственной техники, готового платья, обуви, электротехники, медицинского оборудования, а также фруктов и вин. Италия ежегодно производит 4 тыс. промышленных роботов.

Таким образом, Италия вошла в XX век аграрной страной. В этом столетии она прошла свой экономический путь от аграрного к аграрно-индустриальному, индустриальному и вступила в постиндустриальный период своего развития. Особенностью ее экономики является господство монополистического капитала в виде государственных и частных монополий. Экономика Италии на протяжении всего XX столетия претерпевала как мировые экономические кризисы, так и спады производства, связанные с внутренними причинами.

Характерной особенностью Италии является высокая активность трудящихся в отстаивании своих прав и свобод, что выражается в забастовочном движении, которое усиливается в годы социальных потрясений (кризисы, войны и др.). Трудящиеся выдвигают не только экономические, но и политические требования, что отмечается и в настоящее время.

Политической особенностью Италии является ее многопартийность, с нестабильностью и частыми расколами внутри партий, что приводит к частым политическим кризисам и сопровождается сменами кабинета правительства.

Италия является страной, где процветает терроризм и мафия, и борьба с этими явлениями не является пока успешной. По масштабам коррупции Италия не имеет равных в мире.

Между Россией и Италией существуют дружественные партнерские отношения. Расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В апреле 2002г. во время визита в Москву премьер-министра Италии Сильвио Берлускони подписан протокол о взаимопонимании в области технического сотрудничества, а также меморандум о взаимопонимании между соответствующими космическими институтами двух стран, о совместных исследованиях в области космоса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: