Практики кастанеды. Сумеречный взгляд

Базовые практики (магические техники) К. Кастанеды

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа – это практики эргономии – добыванию, экономии и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки. Hеобходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки современного человека намертво фиксирована в некоторой, свойственной только человеку области, соответствующей восприятию обычного знакомого мира (точке «бедного деточки»), и для того, чтобы ее расшевелить, нужен запас свободной персональной силы.
2. Вторая группа – техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новой позиции.

👉Прекращение внутреннего диалога

Внутренний диалог – способ удержания точки сборки в положении, соответствующем восприятию обычного человеческого мира. Кроме того, внутренний диалог отвлекает на себя изрядную часть свободной энергии человека. Прекратив внутренний диалог, человек, во-первых, освобождает свою точку сборки от жесткой фиксации, во-вторых – высвобождает некоторое количество энергии. Поскольку внутренний диалог входит в привычку с самого раннего возраста, его нельзя остановить одним хотением; для этого есть много приемов, в основном сводящихся к неделанию в его разных видах. Hекоторые из них перечислены ниже.

👉HЕ-делание (Not-Doing)

Фокусиpование внимания на пpедметах миpа, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те, HЕ из котоpых складывается каpтина миpа. Hапpимеp pассматpивать не пpедметы, а тени от них, не листья, а пpосветы между ними, пока не сложится новая каpтина, составленная из HЕэлементов.
Вообще говоря, неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, не входящее в стандартный инвентарный список – например, совершая обычные действия не совсем обычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

👉Созеpцание (Gazing)

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо части видимого. При этом видишь все… и ничего конкретно. В модификациях может применяться в практике «неделания», например глядя на дерево, человек делает это дерево – находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те списочные элементы, из которых по его мнению должно состоять ДЕРЕВО. В практике «недеятельного созерцания» преследуется цель HЕ строить дерево, и в качестве хитрой уловки строить «изображение» не из привычных понятий. Hапример смотреть не на листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом получается некое «призрачное дерево», «антидерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных понятийных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому нарушается привычных ход внутреннего диалога.

👉Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking)

Скрючив пальцы, уделяя внимание pукам ходить, напpавляя взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновpеменно все пpостpанство впеpеди. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа с их отдельными описаниями в пpивычной ему «поштучной» манеpе, когда одному элементу соответствует одно описание. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.
Практически неделание можно приложить к любому мыслимому виду человеческой деятельности. Упоминания о разных видах неделания рассыпаны по всем девяти книгам Кастанеды.

👉Сновидение (Dreaming)

Практика использования естественного дрейфа ТС (точки сборки), происходящего во время засыпания и сновидений.
Использование естественного сдвига точки сборки во время засыпания. Вместе с уничтожением шаблонов и неделанием является столбовой дорогой к изучению новых путей восприятия мира. Дает воину возможность совершения совершенно невероятных действий и знание мира «сновидения». Самая доступная широким массам методика перемещения точки сборки. Требует очень большой концентрации намерения и безупречности, выражающейся в первую очередь в огромном терпении. Однако данная техника уже требует определенного запаса персональной силы.
Сновидение – практически единственный безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в магические миры. Кроме того – это своего рода полигон, где можно оттачивать управление намерением, поскольку в сновидениях ничто (кроме присутствующих там существ) не обладает собственной силой, волей и так далее. К примеру, стреляя во сне из пистолета, нельзя быть уверенным в том, что пуля вообще вылетит из дула, поскольку там она движима единственно только намерением стреляющего, а не «силой пороховых газов».
В колдовстве овладение искусством сноВидения имеет свое практическое значение – через него осуществляется как воздействие на какую-либо персону, так и получение необходимой информации о чем-либо в так называемом реальном мире.

👉Врата сновидения

Семь Врат Сновидения – это «энергетические уровни» персональной силы, по достижению которых приобретаются качественно новые возможности восприятия и осознания. Это отражается на «качестве» сновидения, и может быть отслежено по изменениям в них.

👉Избавление от чувства собственной важности (Losing Self-Importance)

Дpугой аспект ликвидации свойственной человеку манеpы жалеть себя. Самомнение, чувство собственной важности – один из главных энергетических «якорей» точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности вездесуще, многолико и всепроникающе, и изживание его – далеко нетривиальная задача. В книгах КК про это рассказано достаточно подробно.

👉Действие без пpивязки к pезультату

Действие пpоизводится не pади достижения чего либо, а пpосто потому, что пpоизводится действие.

👉Стиpание личной истоpии

Посредством стирания личной истории происходит изъятие оставленных в миpе «следов», делание себя недоступным в смысле высвобождения себя из ловушек чужого внимания. Это меpопpиятие способствует ликвидации чувства собственной важности, и самосожаления из своего миpа.
Человек связан с миром и обществом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество привязок – к людям, воспоминаниям, какие-то социальные завязки. Уничтожение привязок к внешнему миру, достижение недоступности освобождает из капкана чужого внимания. Это также является хорошим средством от жалости к самому себе, проявляющейся в виде синдрома «бедный деточка». Практикуется обычно с помощью следующих способов:

👉Перепроживание / перепросмотр (Recapitulation)

Используется для высвобождения силы, захваченной миpом. Пpоизводится посpедством восстановления пpошедших событий, возвpащения в те, пpошлые моменты жизни (что сдвигает ТС в пpежнее положение) где забиpается выпущенная сила, и возвpащается обpатно захваченная из миpа сила.

👉Пpекpащение «схематичности» поведения (Disrupting the Routines of Life)

Пpекpащение «схематичности» поведения – ликвидация пpивычек. Пpивычки – это то, что позволяет смеpти выслеживать нас. Как охотник, зная повадки своей дичи, знает где подстеpегать добычу.
Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания. Таким образом, разрушение обыденных привычек – это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире.

Пpинятие (на себя) ответственности (Assuming Responsibility)

Пpедполагает пpинятие на себя ответственности за все собственные действия вместо тpаты сил на поиск, якобы объективных пpичин, якобы вынудивших совеpшать (или не совеpшать) те или иные действия (то есть индульгирование).
Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всяческих сожалений по поводу его совершения и отрешенное принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу.
Данная техника ставится в противовес свойственной человеку политики неприятия ответственности на себя, предпочитая изображать принятие на себя чужой ответственности.

👉Сталкинг (Stalking)

1. Фиксация ТС в текущем положении, обеспечивающем устойчивое восприятия мира, специфичного для данного конкретного положении ТС.
2. Практика «отслеживания себя» во всех состояниях сознания, будь то в «повседневной жизни», в сновидении или где угодно еще.
Кратко – использование мира повседневной жизни как охотничьего угодья. По сути сталкинг – способ оставаться недоступным в мире вообще и в конкретной ситуации в частности, но при этом добиваться своих целей. Другое дело, что в общепринятом смысле у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.

👉Контролируемая (управляемая) глупость (Controlled Folly)

Сталкинг в практическом применении. Поскольку «человек знания» видит и знает, что нет ничего такого, что было бы важнее чего-то дpугого, не мотивиpует свою избиpательность в действиях важностью того или иного действия. Это вопpос контpолиpуемой глупости – действовать так, как будто это важно.
Человек знания «видит» и знает, что нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость. Иными словами, контролируемая глупость – это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде; при этом совершенно неважно, является практикующий её видящим или нет.

👉Использование Смеpти в качестве «наблюдателя» (Using Death as an Advisor)

Ко всякому действию относиться так, как будто это твоя последняя битва. Hеважно, выигpаешь эту битву, или пpоигpаешь – действуешь не опуская pyк. Это заменяет пpивычного «советчика», котоpым является жалость к собственной пеpсоне. Пеpед лицом Смеpти видно, что нету никакой вещи, котоpая была бы важнее дpугой вещи.
Величайший охотник в этом мире – смерть. Она может хлопнуть по плечу любого в любой момент. Поэтому наиболее разумная линия поведения – подход к каждому поступку как к последней битве. Hеважно, победишь ты или проиграешь – ты никогда не потеряешь себя, даже перед лицом смерти. Вашим советчиком вместо самосожаления должна стать смерть. Действия, подсказанные смертью как советчиком, исполнены силы. Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.

👉Hастроение Воина (Mood of a Warrior)

Устойчивое удержание точки сборки в позиции, обеспечивающей недоступность, отсутствие жалости к самому себе, отрешенность. Такое положение ТС имеет свое название «Место Без Жалости».
Осознавая свою Смерть как «наблюдателя», который в любое мгновение может хлопнуть по плечу, и сказать «Привет!», воин к каждому своему действию относится как к последнему, совершаемому им, как к последней битве на этой земле.
Смысл – недопущение пустой растраты энергии, максимально возможное в конкретной ситуации раскрытие каналов восприятия. Способ удержания и усиления настроения воина – сталкинг.

Список произведений:

1968 - Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки (англ. The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge)
1971 - Отдельная реальность (англ. A Separate Reality)
1972 - Путешествие в Икстлан (англ. Journey to Ixtlan)
1974 - Сказки о силе (англ. Tales of Power)
1977 - Второе кольцо силы (англ. The Second Ring of Power)
1981 - Дар орла (англ. The Eagle’s Gift)
1984 - Огонь изнутри (англ. The Fire From Within)
1987 - Сила безмолвия (англ. The Power of Silence)
1993 - Искусство сновидения (англ. The Art of Dreaming)
1997 - Активная сторона бесконечности (англ. The Active Side of Infinity)
1998 - Колесо Времени (англ. The Wheel of Time)
1998 - Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (англ. Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico)

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа — это практики по сохранению, добыванию, экономии, преумножению и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки (ТС). Необходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки обыкновенного человека намертво фиксирована в одной определенной позиции, соответствующей восприятию обычного повседневного мира, а для того, чтобы ее сдвинуть в другую позицию, нужен колоссальный запас энергии (личной силы).

2. Вторая группа — это техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новом положении.

Остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог способ удержания точки сборки в положении, которое соответствует восприятию обычного человеческого мира. Постоянная внутренняя болтовня забирает на себя большую часть свободной энергии человека. Остановив внутренний диалог, человек, во-первых, получает возможность сдвинуть свою точку сборки с жесткой фиксации, а во-вторых высвобождает большое количество энергии. Но так как внутренний диалог является нашей привычкой с самого раннего детства, его нельзя остановить только одним желанием: для этого существуют различные техники, в основном сводящихся к неделанию в его разных формах. Hекоторые из них перечислены ниже.

HЕ-делание (Not-Doing).

К неделанию можно отнести фокусиpование внимания на пpедметах ежедневного мира, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те элементы, из котоpых не складывается наша ежедневная каpтина миpа. Hапpимеp, вместо того, чтобы наблюдать предметы, можно pассматpивать их тени, не листья, а пpосветы между листьями, пока не сложится новая каpтина.
Неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, которое не входит в стандартный инвентарный список например, совершая обычные действия необычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking).

Это движение со скрюченными пальцами и вниманием на руках, при котором нужно напpавлять взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновременно все пространство перед собой. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, и он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.

Созеpцание (Gazing).

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо одной части видимого. При созерцании видишь все... и ничего конкретно. Созерцание может применяться в практике «неделания», например, рассматривая дерево, человек создает это дерево находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те ключевые элементы, из которых, по его опыту, должно состоять ДЕРЕВО. В практике «созерцания» можно смотреть не на сами листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом, получается некое «призрачное дерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных описательных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому меняется привычных ход внутреннего диалога, что само по себе сдвигает Точку сборки (ТС).

Осознанное сновидение ОС (Dreaming).

Практика использования естественного сдвига ТС (точки сборки), происходящего во время погружения в сон. Осознанное сновидение является возможностью восприятия новых миров. Дает воину возможность совершать невероятные действия в мире сновидений. Для того, чтобы начать практиковать ОС нужен не только запас Личной силы (ЛС), но и большое терпение. Без определенного запаса ЛС человеку не получится войти в осознанное сновидение. Сновидение практически единственный условно-безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в другие миры. Кроме того ОС это своего рода тренировочный полигон, где можно учиться управлять намерением, поскольку в сновидениях ничто (кроме присутствующих там существ) не обладает собственной силой и волей. К примеру, стреляя во сне из ружья, нельзя быть уверенным в том, что пуля вообще вылетит из дула, так как там она движима только намерением стреляющего, а не «силой пороха». В магии овладение искусством сновидения имеет свое практическое значение через него возможно, как воздействие на другого человека, так и получение необходимой информации о чем-либо.

Избавление от чувства собственной важности и чувства собственной жалости ЧСВ-ЧСЖ (Losing Self-Importance).

Один из ключевых аспектов, без которых вряд ли возможен любой духовный рост. Избавление от ЧСВ, ЧСЖ это осознание того, что у нас присутствует привычка жалеть себя для того, чтобы уменьшать, а затем и совсем искоренить эту привычку. Самомнение, чувство собственной важности один из главных энергетических «якорей» точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности многолико и всепроникающе, и его устранение далеко не простая задача. В книгах КК про это рассказано достаточно подробно.

Действие без пpивязки к результату.

Действие производится не pади достижения чего либо, а ради самого действия. В книгах Кастанеды написано очень много про так называемую «безупречность воина». Делать ради действия, движение ради пути и так далее.

Стиpание личной истоpии.

С помощью практик стирания личной истории происходит изъятие оставленных в миpе «следов». Это делает война недоступным и дает возможность освободить себя из ловушек чужого внимания. Эти техники способствуют освобождению от чувства собственной важности, и самосожаления. Человек связан с миром и социумом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество деструктивных привязок к людям прошлого, воспоминаниям, каким-то социальным завязкам. Уничтожение привязок к внешнему миру помогает достигнуть безупречности и свободы и делает война недоступным для чужого внимания.

Практикуется стирание личной истории (ЛИ) обычно с помощью следующих техник:

ПЕРЕпросмотр (Recapitulation).

Техника, которая позволяет окунуться и перепрожить события прошлого (вплоть до внутриутробного периода) и забрать свою силу, оставленную в тех событиях. Практикуется лучше всего в темном сжатом пространстве вместе с правильным дыханием. По факту техника используется для высвобождения силы, которая захвачена миpом. Помимо книг Кастанеды, очень подробно техника описана в книге В. Санчеза « Путь Толтеков. Перепросмотр » .

Пpекpащение «шаблонности (схематичности)» поведения (Disrupting the Routines of Life).

Пpекpащение «схематичности» поведения начинается прежде всего с ликвидации привычек. Пpивычки это то, что позволяет смеpти выслеживать нас. Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания и создавания. Таким образом, разрушение обыденных привычек это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире. Очень рекомендуем получить в подписке пока еще бесплатный семинар по теме освобождения от привычек (подписаться на него можно на главной странице нашего сайта внизу).

Взятие (на себя) ответственности (Assuming Responsibility).

Пpедполагает осознание полной ответственности за собственные действия и результаты, вместо тpаты сил на поиск, якобы объективных пpичин, которые помешали совершить правильно (или не совершать) те или иные действия (то есть индульгирование). Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всяческих сожалений по поводу его совершения и принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу. Данная техника помогает искоренить свойственную людям привычку обвинять других в своих проблемах .

Сталкинг (Stalking).

1. Фиксация ТС в текущем положении, обеспечивающем устойчивое восприятия мира, которое специфично для данного конкретного положения ТС.

2. Практика «отслеживания себя» во всех состояниях сознания, будь то в «повседневной жизни», в сновидении или где угодно. Сталкер использует мир повседневной жизни, как охотничье угодье. По сути сталкинг способ оставаться недоступным в мире, но при этом добиваться своих целей. Хоть в общепринятом смысле, у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.

Контролируемая (управляемая) глупость (Controlled Folly).

Сталкинг в практическом применении. Так как «человек знания» понимает, что нет ничего такого, что было бы важнее чего-то другого с помощью контpолиpуемой глупости он действует так, как будто это важно.
Человек знания «видит» и знает, что нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость. Другими словами, контролируемая глупость это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде, и при этом совершенно неважно, является практикующий её вИдящим или нет.

Использование Смеpти в качестве «советчика» (Using Death as an Advisor).

Ко всякому действию относиться так, как будто это твоя последняя битва. Hеважно, выиграешь ты эту битву, или проиграешь действуй никогда не опуская pyк. Этот метод заменяет пpивычного человеку «советчика», котоpым является жалость к себе.
Величайший охотник в этом мире смерть. Она может коснуться до плеча каждого из нас в любой момент. Поэтому, наиболее разумная линия поведения подход к каждому своему действию, как к последней битве. Действия, подсказанные смертью как советчиком, наполнены силой. Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.

Ты просто доверху набит всяким вздором! воскликнул он.
Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же еще не коснулась тебя!»

Настроение Воина (Mood of a Warrior).

Устойчивое удержание точки сборки в позиции, в которой нет жалости к себе, а есть безупречность. Такое положение ТС называется «Место Без Жалости».
Осознавая свою Смерть как «советчика», который в любое мгновение может коснуться твоего плеча, воин к каждому своему действию относится как к последнему как к последней битве на этой земле. Эти техники помогают накапливать энергию, не растрачивая ее попусту, как принято у обычных людей, и дает максимально возможное, в конкретной ситуации, раскрытие каналов восприятия. Сталкинг помогает усилить и удержать настроение война.

Дон Хуан определял состояние внутренней тишины, как состояние,
в котором повседневные мысли человека временно приостановлены
и он может действовать из другого уровня осознания, отличного от повседневного...

Карлос Кастанеда «Активная сторона Бесконечности»

Интервью взятое журналистом Александром Олимповым у Дмитрия Ерашова, ведущего Тенсегрити в обучении и ко-спонсора семинаров по Тенсегрити® в России.

На определенных жизненных этапах у каждого думающего человека возникает желание, зачастую непреодолимое, быть сопричастным к какой либо великой тайне. Сквозь повседневность и рутину, глубоко под землей в поезде метро, за рулем личного автомобиля, в толпе прохожих на Невском проспекте или перед монитором компьютера на работе, в сознании человека все настойчивей начинают возникать вопросы о смысле жизни. И чем старше мы становимся, тем громче голос, задающий эти вопросы внутри нас. Есть мнение, что это страх смерти, пугающая бездна которого вводит в мистический трепет человеческие существа. Со временем, к старости, чувство страха притупляется и человек уходит в мир иной, так и не ответив себе на главный вопрос зачем он жил. Незавершенный духовный поиск одна из главных проблем современного человечества.

Ответить на эти вопросы самостоятельно задача практически неразрешимая, поэтому стремление обрести свою внутреннюю гармонию кого-то приводит в православный храм, кого-то усаживает в позу лотоса для медитации. Иногда метания человеческого духа могут забросить нас и вовсе в экзотические места, например в Древнюю Мексику к местным шаманам. О духовных практиках последних и пойдет речь в этой статье. Тот факт, что такие древние знания стали доступны нам, неразрывно связан с именем Карлоса Кастанеды.

Биография Кастанеды окутана множеством тайн и загадок. Антрополог с докторской степенью, мифотворец и мистификатор, автор бестселлеров с миллионными тиражами - это то что известно. Остальное, начиная с места и даты рождения (у Кастанеды их два), повод для различного рода домыслов и спекуляций. Неразбериха эта вполне объяснима если принять во внимание тот факт, что Кастанеда использовал по отношению к себе такую практику как стирание личной истории (включающую в себя в том числе и запрет на любые фото, видео и аудиозаписи с его участием), и тем самым по сути провоцировал рождения слухов о себе. Кастанеда оставив после себя сакральное знание индейского племени Яки, полученное писателем в процессе обучения у шамана Дона Хуана Матуса и впоследствии изложенное в 12 книгах, превративших Кастанеду в культовую фигуру.

В своих книгах Кастанеда описал принципиально иную картину мира, новый тип системы восприятия не известный раннее ни в среде духовных мистиков, ни в среде академического сообщества. Дон Хуан Матус учил писателя, что та часть реальности, которую воспринимает человек, лишь малая доля великой и непостижимой вселенной. Загнанное в социальные рамки, сознание человека базируется на сотнях стереотипов и тысячах неосознанных действий. Информация которая поступает к нам из внешнего мира пропускается через фильтр такого сознания и является сильно урезанной. Однако, как считает дон Хуан Матус, способность к восприятию можно значительно улучшить если следовать определенным жизненным правилам, названным им Путем воина. Путь воина - это многоаспектная система по духовному самоусовершенствованию конечной целью которой является превращение человека в чистое сознание. Дон Хуан и Карлос Кастанеда называли этот процесс сгоранием в огне изнутри.

Наше тело, согласно пониманию Дона Хуана, обладает энергетической оболочкой в форме сильно вытянутого яйца, из которого и в который входят и выходят множество энергетический волокон связывающих нас с миром. Воин следит за здоровьем как своего физического так и энергетического тела. Инструментами помогающими нам в этом нелегком деле служат, согласно учению, сталкинг, искусство сновидения и магические пассы Тенсегрити, на которых мы остановимся подробней. Вообще, концепция изложенная Кастанедой, довольно таки сложна для обычного человека. Воспринимать ее рационально было бы неверно, потому что основана она больше на ощущениях а не на вычислениях и формулах. Поэтому чтобы разобраться как это работает мне пришлось обратиться, что называется, к специалистам. Порывшись в интернете я нашел группу практикующих учение Дона Хуана в Санкт-Петербурге и договорился о интервью с человеком, который представился как Дмитрий Ерашов. Карлоса Кастанеду я читал еще в студенчестве. Мир шамана Дона Хуана Матуса в то время меня влюблял и завораживал. Кастанеда вытащил на свет божий очень яркую и интересную традицию и описал ее с такими подробностями, от которых иногда волосы вставали дыбом. Невероятные приключения Кастанеды и Дона Хуана будоражили мое юношеское воображение и заставляли глубоко дышать. Со временем впечатление от книг поблекло, но чувство красивой сказки в которой возможно чудо осталось, поэтому, когда я шел на встречу с ведущим Тенсегрити Дмитрием я с одной стороны был полон журналистского скепсиса, а с другой в тайне надеялся, что в мире еще осталось место для вышеупомянутого чуда.

Дмитрий оказался мужчиной среднего возраста, с крепким рукопожатием и волевым римским профилем.
- Я могу просто понаблюдать за вашим занятием или мне лучше в нем участвовать?

Конечно участвовать, иначе так вы ничего не поймете, давайте я провожу вас в раздевалку, когда переоденетесь поднимайтесь на верх в зал - Дмитрий еще раз пожал мне руку и ушел готовиться к занятию. Переодевшись я поднялся на верх в небольшое помещение, скорее комнату, нежели зал. Рядом с окном, на табурете стоял ноутбук, над ноутбуком склонился Дмитрий.

Налаживаем связь, мы проводим свои занятия и онлайн тоже.- и обращаясь уже к ноутбуку Дмитрий добавил, - друзья сегодня с нами на занятии присутствует журналист Александр Олимпов, давайте его поприветствуем. Динамик прозвучал многоголосым "здравствуйте", я поздоровался в ответ. Вскоре подошли остальные участники группы семеро мужчин и одна девушка. С виду вполне себе обычные люди, единственное, что всех их объединяло это удивительно светлые лица. Компания была немногословной, но отчего-то комфортной.

Александр, с вашего позволения мы будем начинать, вы готовы?

А что мне делать? - такой резкий поворот событий чуть сбил меня с толку.

Ничего сложного нет, просто расслабьтесь и повторяйте движения либо за мной, либо за любым другим участником группы. Вы готовы?

Да, давайте попробуем, - сказал я слегка волнуясь.

То что происходило дальше походило на какой-то безумный танец. Забегая вперед хочу сказать, что занятие продолжалось полтора часа, и поначалу мне все это действо показалось каким-то чудовищным розыгрышем. Все движение которые делали участники группы, виделись мне бессмысленными по содержанию и гротескными по форме. Для человека, который мог бы наблюдать нас со стороны все происходящее выглядело бы еще более странно. Другие участники группы выполняли эти движения старательно, а некоторые даже с какой-то особой решительностью и упорством, что выражалось в более резких па. По истечении примерно 30 минут ведущий Дмитрий попросил всех взять ручку и бумагу и написать о том, что волнует нас в нашей жизни. "Что это?" - подумал я, странная гимнастика с элементами психологического самоанализа? Я пытался объяснить происходящее в понятных мне терминах.

Все закончили писать? - Дмитрий оглядел присутствующих,- давайте продолжим делать магические пассы.

На этот раз я решил отнестись к занятию серьезней. Магические пассы которые мы делали, периодически дополнялись комментариями и советами Дмитрия. Прислушиваясь к советам ведущего, и как можно старательней выполняя движения я почувствовал приятную тяжесть в конечностях и непонятное тепло в районе солнечного сплетения. Когда мы останавливались, приятно гудело в висках. Затем Дмитрий попросил нас вернуться к своим записям, открыв свой ежедневник я вдруг понял как поразительно пусто в моей голове. Я записал первое, что возникло в этой пустоте. Но важно не то что я записал, важно то, что я почувствовал определенный эффект от магических пассов, в возможность которого пол часа до этого мне верилось с трудом.

Чувство, которое я испытал в тот момент было чем-то похоже на состояние после просмотра хорошего фильма (В стиле Ванильного неба или Эффекта Бабочки) или прочтения хорошей книги. Что касается меня, в голове в такие моменты воцаряется относительное молчание, будто бы все понятно но в тоже время непонятно ничего. Разница лишь в том, что состояние вызванное магическими пассами более устойчиво и отчетливо.

Собственно под впечатлением от этого открытия я и провел оставшиеся пол часа занятия. Честно говоря я был несколько озадачен произошедшим, и придя домой попытался найти при помощи интернета разумное объяснение данному явлению. В объяснении, которое меня устроило говорилось, что во время занятий магическими пассами активно включена в работу кинестическая память, и затихание внутреннего диалога следствие именно этой нагрузки на участки мозга отвечающие за моторику. Плюс эффект от чередования прерывистого дыхания, с дыханием с глубокими вдохом и выдохом. Но об этом я узнал чуть позже. А пока, в прекрасном расположении духа, по окончании занятия я решил поговорить с Дмитрием о том, что же все таки скрывается за этим непонятным словом Тенсегрити.

- Дмитрий, что такое Тенсегрити и зачем им нужно заниматься?

Тенсегрити это современная версия того, что Дон Хуан, учитель Карлоса Кастанеды, называл Путем Воина. Как современная практика шаманизма, Тенсегрити означает приспособление к своей собственной энергии и энергии окружающих. Это искусство для современных людей, живущих в современном мире, прийти к своей полноте. То есть научиться слышать самих себя, чувствовать себя и мир вокруг. Тенсегрити - это структура, это как клетка, как живая взаимосвязанная вселенная, а ведь мы и есть вселенная, состоящая из множества других вселенных. Мы взаимосвязаны, все наши мысли и действия влияют друг на друга на всех уровнях. Тенсегрити помогает нам разобраться не только с личными проблемами, которые, к сожалению, есть у каждого современного человека, - это и отношения, и здоровье, и финансы, и сейчас появилось такое понятие, как депрессия, - но еще это проблемы взаимодействия в обществе. Мы часто жалуемся, что нам чего-то не хватает, например, когда я шел на эту встречу, я услышал фразу, проходя мимо девушки, она говорила по телефону: "меня не устраивает моя жизнь". Таких примеров очень много. Я бы посоветовал заниматься Тенсегрити, потому что наше путешествие по этой Земле, к сожалению, очень коротко, а Тенсегрити - это детальный план действий, разработанный Карлосом Кастанедой для современного человека в современном мире, чтобы отправиться в бесконечность.

- Есть ли какие-либо противопоказания или ограничения при занятиях Тенсегрити?

Специальных ограничений нет. Мы просто прислушивается к себе и делаем упражнения так, чтобы находиться в гармонии с собой.

- Чем современные Тенсегрити отличается от канонической, старой системы знаний?

Это знание берет свое начало в древней Мексике. Карлос Кастанеда был наследником этого знания и вместе со своими соратниками адаптировал его для современного человека. В древние времена это знание передавалось из поколения в поколение, оно было известно небольшим группам мужчин и женщин, и фактически, было закрыто. Сейчас все изменилось, знание видящих древней Мексики открыто для всех, кто только пожелает прикоснуться к этому.
Другое существенное отличие между древними и новыми видящими, что древние видящие не пересматривали и не сдерживали свое эго и большую часть времени одержимо стремились к невероятным физическим достижениям. Тогда как новые видящие стремятся к достижению понимания и глубокого осознания своего внутреннего "я" - своей психики, привычек и шаблонов.

- Что такое Путь Воина?

Путь воина - это эффективный способ жить. Многие читатели книг Карлоса Кастанеды, придерживаются взглядов и концепций, описанных в его книгах, но многие вещи интерпретируют неправильно. Идти по пути воина - означает выслеживать самого себя, свои привычки, свои реакции, свои эмоции, а также повторяющиеся действия, которые мы совершаем неосознанно, чтобы вырасти из состояния "детского сада". Воин принимает решение и действует в соответствии с этим решением. Можно сказать, что практикующие Тенсегрити уже на этом пути, т.к. они делают перепросмотр и меняют свою жизнь, свое восприятие. Но самое удивительное, что может сделать воин - найти свой путь сердца и этот поиск может продлиться всю жизнь.

- Сколько человек практикует Тенсегрити в мире и сколько в России, и какова численность вашей группы?

В нашей группе Созвездие, постоянно занимаются больше 25 человек. На первых семинарах, которые проводил Кастанеда, собиралось больше тысячи человек. Сейчас эта цифра поменьше. Но Россия лидирует по числу практикующих Тенсегрити, а в Санкт-Петербурге в 2001 году состоялся первый семинар в нашей стране, который открыл дверь в Тенсегрити для всей России.
Что касается практикующих Тенсегрити в мире, эта цифра составляет порядка 10 тысяч.

- Вы видели Кастанеду?

Да, я видел Кастанеду когда был на его семинарах. Присутствие этого человека завораживало всех. Это был бесконечно веселый человек, он мог рассказывать смешные истории одну за другой и весь зал сгибался от хохота. Каждая смешная история, была историей о том, как мы живем. О связи человека с Духом. И одна моя сторона смеялась вместе со всеми, а другая хотела плакать. Он произвел на меня очень сильное впечатление, я никогда не видел человека с таким огромным количеством энергии.

- Расскажите о вашей организации Cleargreen?

Cleargreen - это организация, которую основали четыре ученика Дона Хуана Матуса: Карлос Кастанеда, Кэрол Тиггс, Тайша Абеляр и Флоринда доннер Грау. Целью этой организации является распространение и продвижение Тенсегрити, знания видящих древней Мексики. Поэтому, Cleargreen проводит семинары в США, Мексике, Южной Америке, Европе и, конечно, в России. Главный офис Cleargreen находится в Лос Анджелесе. В России есть представители Cleargreen, но нет офиса, потому что на данный момент в этом нет необходимости.

- Что такое перепросмотр?

Перепросмотр - это искусство исследования и осознания нашей жизни. Мы выслеживаем поток энергии и эмоций в нашем ежедневном опыте, для того, чтобы осознать и понимать наши шаблонные реакции настолько хорошо, чтобы не застревать в мыслях и эмоциях, когда они к нам приходят снова. Перепросмотр - это способ вернуть энергию, которую мы оставили в прошлом, а также это мощнейшая практика, которая меняет восприятие нашего собственного прошлого, а, следовательно, и все наше существо, и соответственно, наше будущее. Практика перепросмотра может выполняться двумя способами: первый - это практика со свидетелем или, другими словами, пересказ своей жизни. Второй - это упражнение, когда мы в одиночестве можем, погружаясь в те или иные сцены нашей жизни, перепроживать их по-новому, делая выметающее дыхание, которое помогает нам вернуть энергию, оставленную в ситуации, и освободиться от энергии, оставленной в нас.

А для чего человеку перепроживать, как вы выразились свою жизнь? Что это дает? Ведь это в прошлом, зачем теребить старые раны?

Перепроживание дает нам новое понимание самих себя. Мы извлекаем новый опыт и новый смысл из того, что происходило с нами в прошлом. Мы начинаем понимать, что наша жизнь состоит из каждодневно повторяющихся действий. Мы находим в перепросмотре новые способы распознавать и менять собственные шаблонные реакции, привнося в них осмысленность и рациональность. Мы учимся быть умнее и взрослее в нашей ежедневной жизни.

Например, если в детстве мама говорила вам, что вы бездарность, вы носите это в себе всю жизнь и даже не задумываетесь, что продолжаете слышать голос мамы, сердиться, не соглашаться и ненавидеть ее за это. Это отражается на всей вашей жизни так, что вы живете в борьбе с внутренним диалогом внутри себя: Я докажу, что я лучший, или Я ни на что не способна, я бездарность и т.п. И когда вас кто-то критикует, вы реагируете точно так же, как реагировали на маму. И наша жизнь выстраивается в соответствии с нашими мыслями и нашим диалогом. Мы состоим из внутреннего диалога, мы попросту это не осознаем. Перепросмотр дает нам возможность вернуться в ту ситуацию с родителями и увидеть, что мама не монстр, она любит вас и вы любите ее. У вас появляется энергия видеть и контролировать суждения. И, о чудо.... теперь ваша мама любит вас, нет старого диалога и нет старой ситуации. Но появляется уважение, любовь, понимание, а также любовь к самому себе. Перепросмотр помогает нам увидеть это, и мы можем сделать осознанные шаги. Мы начинаем жить осознанно днем, и даже ночью, когда к нам приходят осознанные сновидения.

Часто люди, приходящие в нашу группу, очень быстро добиваются результатов в перепросмотре, но продолжать перепросмотр бывает не всегда легко, поэтому мы собираемся и делаем это упражнение все вместе. А магические пассы способствуют остановке внутреннего диалога, и, когда в состоянии тишины мы смотрим на мир вокруг и на жизнь, которую мы ведем, мы понимаем, что в ней нужно менять, а что нет. Мы делаем это для того, что бы начать взаимодействовать без этого прошлого. Если мы хотим видеть больше, нам нужна энергия. Так делаю перепросмотр я, и он мне помогает. Делать перепросмотр - это тяжелая работа. Смотреть на себя со стороны не всегда бывает приятно.

Чем Тенсегрити принципиально отличается от буддийских практик и йоги? Вы черпаете энергию из одного источника?

Мне сложно сравнивать эти практики с Тенсегрити, так как это подразумевает их доскональное знание. Как и Тенсегрити, эти практики очень древние. Источник нашего знания берет свое начало более 10 000 лет назад в древней Мексике. Всех, кто практиковал это знание, интересовала свобода восприятия, т.е., восприятие мира без интерпретации данных органов чувств. И это не уход от мира, совсем наоборот. Цель практик Тенсегрити - осознание и как следствие - благополучие, прекрасное самочувствие, хорошие отношение с окружающим миром, людьми и с самим собой. В любом случае нас всех объединяет то, что на эту Землю мы пришли со звезд и вернемся к звездам.

- Почему йога более популярна, чем Тенсегрити?

Тенсегрити появилось сравнительно недавно. Первые семинары по Тенсегрити Карлос Кастанеда проводил в начале 90-х годов. Действительно, многие люди сейчас увлекаются йогой и хорошо, если это приносит им пользу. Думаю, что скоро люди больше узнают о Тенсегрити и будут применять знание видящих древней Мексики в своей жизни.

Как занятия Тенсегрити влияют на физическое и эмоциональное состояние человека? Что это за энергия, откуда она берётся, как ей воспользоваться.

Это очень просто, представьте что у вас появился настоящий друг, который помогает вам, радует вас, веселит вас и делает вам комплименты, он верит вам и вы верите ему.... Тенсегрити дает нам такой эффект - состояние уверенности в себе, состояние радости здесь и сейчас. Магические пассы перераспределяют энергию, это дает нам возможность воспользоваться энергией раннее недоступной для нас. Сейчас все говорят о энергетическом и экономическом кризисе, но первое, что мы должны сделать - это прекратить кризис внутри самих себя, потому что у нас нет недостатка энергии. Все что нам требуется - задействовать то, что у нас уже есть.

Нам говорили, что из-за нашего образа жизни, привычек, реакций, эгоизма и повторяющихся неосознанных действий, энергия перемещается из центра, на периферию нашей светящейся сферы и становится недоступна нам. Чтобы вернуть эту энергию и задействовать ее, мы делаем магические пассы и другие упражнения Тенсегрити.

Есть серия магических пассов, которая так и называется: "12 базовых движений для накопления энергии и хорошего самочувствия", попробуйте попрактиковать эти движения в течение недели, возможно вы увидите результат. Что касается эмоционального плана, здесь тоже наблюдается прогресс: у вас появляется возможность контролировать себя, свои эмоции, желания и это помогает многим при строительстве собственной жизни.

- Запрещает ли что-нибудь Тенсегрити?

Если говорить о каких-то ограничениях в еде, отношениях, взглядах, предпочтениях - я не знаю никаких запретов, мы просто осознанно выбираем чему есть место в наших жизнях, а чему нет на основе собственных предпочтений, базирующихся на индивидуальной энергетической конфигурации каждого из нас. Наоборот, Тенсегрити разрешает нам посмотреть на мир по-новому. Видеть то замечательное, ту красоту, на которую мы даже не обращаем внимание.

- Несколько слов нашим читателям.

Уважаемые читатели, я хочу пожелать вам быть уверенными в себе и вы можете сделать для этого простое упражнение, которое часто делаем мы. Перед сном, войдите в состояние покоя и тишины, вспоминая весь прошедший день и делая вдохи и выдохи. Также вы можете говорить спасибо всему, что привлечет ваше внимание, во время этого путешествия. Это упражнение можно делать как вечером, так и днем. И это первый шаг к перепросмотру, а делая перепросмотр вы сможете видеть энергию или другими словами, сможете видеть мир таким, какой он есть.

- Что даст это упражнение?

Это упражнение может дать вам силу изменить свою жизнь, изменить свое прошлое, настоящее и будущее. И как результат наполнить свою жизнь, жизнь ваших близких и мир вокруг вас - радостью.

Автор одиннадцати книг по эзотерике Карлос Кастанеда приобрёл колоссальную популярность. В наши дни существуют многочисленные кружки, поступая в которые любой желающий может обучиться Тенсегрити - магическим пассам мексиканских шаманов (разумеется, за определённую плату).

Вдумчивый читатель не нуждается в пояснении, что большинством таких кружков управляют люди, столь же сведущие в оккультных науках, как средневековые рыцари в устройстве вертолёта. Вся необходимая информация изложена в доступной форме самим Кастанедой, и чтобы практиковать Тенсегрити, неделание или другие методики нет необходимости искать себе мудрого гуру.

Хотя почему именно Тенсегрити? В книгах автора есть подробное описание других, не менее интересных магических практик Кастанеды, которые я попытаюсь систематизировать и изложить в этой статье. Кстати, для того чтобы упражняться, вам не придётся ехать в Сонору или глотать шарики пейотля. Достаточно только запастись терпением - без этого в оккультном развитии не достичь видимых успехов. По всей видимости, быстрого прогресса тоже не последует - мне так и не удалось превратиться в ворону, посетить параллельный мир или сделать ещё что-либо в духе мексиканских . Утешением может послужить тот факт, что все практики Кастанеды (например, неделание) и сами по себе достаточно интересны.

Стираем "личную историю"

Что такое "личная история "? Это любая информация о вас, которая известна близким или посторонним людям. "Стирать" личную историю, согласно Кастанеде, следует для того, чтобы стать свободным от чужого мнения и навязчивых представлений о себе. Человек без личной истории высвобождает достаточное количество энергии для занятия оккультными практиками, например посещения (встреча с неизвестным).

Как может современный человек стереть свою "личную историю"? Для того чтобы применять эти практики Кастанеды, вам не придётся порвать на клочки паспорт и, удалившись в пустыню, стать монахом - отшельником (хотя можно попробовать и такой вариант, если есть желание). Начинать следует с малого - делать что-либо, и не сообщать окружающим об истинной цели своих действий. Например, можно в рабочее время посещать этот сайт под видом переговоров с клиентами. Но, если говорить серьёзно, стереть свою личную историю - значит стать непредсказуемым и неизвестным.

Сам Карлос Кастанеда настолько преуспел в стирании личной истории, что практически не содержит точных сведений о нём. Даже дата рождения писателя осталась загадкой, равно как и его национальность. Такое достижение нелегко далось Кастанеде - для этого ему пришлось порвать отношения со всеми друзьями.

Особое состояние сознания - Видение

Видение (с ударением на первый слог) - это непосредственное восприятие тех аспектов мира, которые в обычном состоянии сознания остаются незамеченными. Не следует путать видение с восприятием инфракрасного диапазона или высокочастотного звука - речь идёт о постижении совершенно иных сторон привычной жизни, не доступных даже самым совершенным приборам. Для того чтобы достичь видения, следует остановить "внутренний диалог", т.е. мысленные разговоры с самим собой. Иначе говоря, осуществить «неделание» этого мира.

Сложно дать какие-либо рекомендации по остановке внутреннего диалога. Сам Кастанеда потратил много лет, чтобы выполнить эту задачу. Для этого он применял специальную технику - подгибал пальцы рук во время ходьбы и добивался расфокусировки зрения. Подробнее узнать об этой технике можно из книги "Путешествие в Икстлан", но этот способ не единственный и не самый быстрый. Альтернативой технике, описанной Карлосом Кастанедой, служит .

Остановке внутреннего диалога, а, следовательно, достижению состояния видения в немалой степени способствует путь воина - чёткая система самоконтроля, применяемая Кастанедой для оккультного развития. Путь воина предполагает стирание личной истории, устранение жалости к себе, а также чувства собственной важности. Исполнять практики Кастанеды - путь воина, сталкинг и другие могут только самые решительные и настойчивые искатели тайного знания.

Неделание - занятие для лентяя?

Оказывается иногда не делать значительно сложнее, чем делать что-либо. Под термином "делание" Кастанеда подразумевает процесс создания упорядоченного мира из вселенского хаоса. Согласно его учению, именно сознание человека формирует весь окружающий нас мир, превращает дерево в дерево, а скалу в скалу. Форма, цвет, размер и прочие характеристики какого-либо объекта - всё это результат его "делания".

Что же в таком случае является "неделанием"? Разрушение установленного порядка и возвращение хаоса в первоначальное состояние. Читатель может задаться вопросом - для чего же это может понадобиться? Но, не разрушив привычный мир, невозможно выстроить новый - иными словами, отправиться в параллельную реальность. Неделание - это очень сложная практика, как для выполнения, так и для осознания.

Приступить к выполнению этих практик Кастанеды можно следующим образом. Для этого нужно выполнять бессмысленную работу, например, искать какую-либо вещь, в отсутствии которой вы не сомневаетесь. Смысл этого упражнения состоит в том, что вы полностью осознаёте, что выполняете бесцельную работу, но выполняете её таким образом, как будто в этом есть смысл. Кастанеда называет это "неделанием" или "управляемой глупостью". Конечная цель такой практики - полное разрушение привычной картины мира.

Сталкинг - практика настоящего война

Действительно загадочная практика, овладев которой человек обретает удивительные способности. Учитель Кастанеды - дон Хуан Матус - по собственному желанию мог стать безумным, а затем вернуться в нормальное состояние, а собственный его учитель - Нагваль Хулиан - становиться стариком либо молодым человеком. Мастер сталкинга может принять любой облик по собственному желанию.

Из книг Кастанеды можно понять, что сталкинг, практика которого до некоторой степени схожа с актёрским мастерством, это сложное занятие. Для того чтобы практиковать его, следует перевоплотиться в другого человека, причём не просто притвориться, а стать им. Начать можно с одежды - тот, кто предпочитает спортивный стиль, может одеться в строгий деловой костюм, и наоборот.

Смысл такой практики Кастанеды состоит в том, чтобы почувствовать себя уютно в новом образе. Со временем следует научиться по желанию изменять манеру поведения, но следует не заниматься имитацией, а почувствовать себя другим человеком и стать им. Сталкинг, практика которого не каждому под силу - это неделание самого себя.

Сновидение

Эта практика словно специально разработана для тех, кого интересует вопрос И во сне можно заниматься оккультными упражнениями. Но Кастанеда под осознанным сновидением понимал не астральные полёты, а некую практику, посредством которой можно попасть в параллельный мир - реальность неорганических существ и прочего. По словам самого Кастанеды, во время одного из таких путешествий он чуть было не остался в том мире навсегда. Назвать такое путешествие астральным полётом нельзя по той причине, что неорганическим сущностям каким-то непостижимым образом удалось выдернуть физическое тело Кастанеды из этого мира.

С чего начинается практика осознанного сновидения? Да именно с осознания того, что спишь... Кастанеда рекомендовал для этих целей найти свои руки во сне. После того, как эта задача будет выполнена, человек до некоторой степени обретает контроль над происходящим, и может направлять свой сон по собственному желанию. Кастанеда не рекомендует надолго задерживать взгляд на одном предмете, иначе он потеряет свою форму, а осознанное сновидение сменится обычным сном.

Вторым этапом практики осознанного сновидения будет поиск той сущности, что Кастанеда называл "лазутчиком". Определить "лазутчика" довольно просто - достаточно заметить какой - либо несуразный элемент, который проявится во сне. Это может быть что угодно - летающая собака, пачка банкнот, превратившаяся в груду бумаги, одним словом, что-то совершенно не согласующееся с нашими представлениями о реальном мире. После того, как лазутчик обнаружен, он начнёт исчезать, а вам останется только выкрикнуть своё намерение последовать за ним - в альтернативную реальность.

Медитация - это основа в познании истинных знаний. Без этой практике мы общаемся лишь с иллюзиями и чужими знаниями и откровениями".

Мартынов В.В., мастер международного класса по воинскому искусству Вин Чун, президент Всероссийской Федерации Вин Чун.


Особенности сознания человека


Сознание как категория, отличная от психики, была выделена в философской концепции, созданной Декартом и Локком. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме,» - писал Локк, тем самым отделяя сознание от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функции психического.


Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, тех рамках, в которых происходит осознание человеком окружающей действительности. Современная психология рассматривает данную проблему в свете культурно-исторической концепции происхождения высших психических функций (Л.С. Выготский). Развитие психики, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества Высшие психические функции формируются в результате интериоризации - преобразования внешних средств управление поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этю функций, сознание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово" своим значением опосредует процесс непосредственного чувственного внутреннего отражения мира. Индивидуальное сознание по своей природе общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные i обществе значения.


Итак, индивидуальное сознание воспринимает и осмысливает реальность в той мере, в какой позволяют ему способности, сформированные этой же социально и культурно обусловленной реальностью. Мы воспринимаем реальность не такой, какой она является на самом деле, а через некую призму, созданную воспитанием и окружением. Это так называемая «реальность по соглашению», модель мира, которая существует в нашем сознании и, вообще говоря, является искажением действительности. Любой из нас замечал, как настойчиво наша психика отторгает нежелательные, неприятные ситуации, происходящие с нами. В дальнейшем мы либо забываем их, либо пытаемся интерпретировать события таким образом, чтобы они укладывались в нашу «систему координат», не пугали и не огорчали нас. Это так называемый феномен «перцептуальной защиты» или выборочное™ восприятия. Он выражается в том, что люди в большей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они полагают нежелательным.
Безусловно, такое восприятие окружающей действительности налагает ряд ограничений на психические способности человека. Для автора, как и для любого творчески мыслящего человека, представляет интерес попытка выхода за рамки ограниченности собственного сознания и мышления, открытие огромных возможностей для творчества во всем его многообразии. Одним из способов обнаружения и развития скрытых возможностей психики человека является медитация.

Медитация как метод изменения сознания

Медитация как метод раскрытия нестандартных возможностей человека, как метод духовного развития и самосовершенствования, использовался в восточной культуре с древнейших времен. Данная работа не ставит целью рассмотрение всего многообразия восточных практик; поэтому мы ограничимся описанием общих черт медитации на примере буддийского учения дзэн. Одно из значений слова «дзэн» - медитация.
В то же время дзэн-буддизм интерпретирует слово «дзэн» как Конечный Абсолют или Высшую Реальность, «которая находится по ту сторону слов». Этот мистический опыт, который приобретает практикующий медитацию, «вспышка постижения вне времени и вне ограничений индивидуального сознания»(1, стр.24), именуется пробуждением, «сатори». В дзэн-буддизме существует много путей достижения сатори; мы выделим два основных подхода: дзэн Так Приходящего и дзэн патриархов.


В дзэн Так Приходящего упор делается на достижение состояния одноточечной направленности ума посредством концентрации и созерцания. Этот вид медитации именуется «медитацией внутри традиции». В дзэн патриархов упор делается на слияние с пустотой посредством опустошения ума. Обычно этот вид медитации отсутствует в буддийских сутрах, поэтому часто именуется медитацией вне традиции. Дзэн патриархов (в данном случае означающий дзэн инспирированной вспышки осознания Космической Реальности) передается от учителя к ученику, «от сердца к сердцу».


Некоторые современные исследователи предлагают ошибочную трактовку учения дзэн, как некой секты, где в процессе обучения преподаватели позволяют себе избивать и оскорблять учеников, якобы с целью достижения просветления. Данная трактовка создана в процессе неправильной интерпретации коанов - коротких поучительных историй, в которых иносказательно объясняются основные принципы учения дзэн. На самом деле, чтобы позволить ученику выйти за рамки обыденного сознания, учитель дзэн намеренно пытается поставить ученика в нестандартную ситуацию, требующую нестандартного же решения. Таким образом ученик достигает пробуждения.


Во всем многообразии подходов к медитации можно выделить основные характерные черты. Начало любой медитации - концентрация, соседоточенность ума, отрешенность от всех внутренних, посторонних мыслей и переживаний. Начиная со средоточия ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нем, сливается с ним - объект заполняет пространство сознания. На этом этапе доминируют чувство энтузиазма, удовлетворения, иногда возникают светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации наступает момент, когда обыденное сознание исчезает, полностью развеиваются ощущения и посторонние мысли. На наиболее глубоком уровне медитации практикующий испытывает чувство восторга и блаженства, сознание бесконечного.

Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник

Очень ярко все этапы медитативной практики описываются в трудах Карлоса Кастанеды. По сути, его произведения - дневник исследователя, практикующего измененные состояния сознания, подробно описывающего и анализирующего свой индивидуальный опыт. Основная предпосылка, сделанная Кастанедой в его работах - это идея реальности, состоящей из энергетических полей («эманации Орла»); человеческое существо также является энергетической структурой, взаимодействующей с окружающим миром (что уже доказано современными научными исследованиями). То, что определяет, какие именно эманации будут отобраны в данный момент восприятия, называется точкой сборки. Точку сборки можно определить как свойство осознания отбирать соответствующие эманации для обеспечения одновременного восприятия всех элементов, образующих в данный момент мир. Как утверждает Кастанеда, главная цель практикующего данную психотехнику - развитие способности сознательно перемещать точку сборки, чтобы выйти за рамки обыденного восприятия действительности. На это ориентируется учение дона Хуана.


Основным механизмом фиксации осознания человека является особое внутреннее состояние, которое называется внутренним диалогом. Внутренний диалог представляет собой мысленный разговор, который мы постоянно ведем сами с собой, и является непосредственным выражением реальности, воспринимаемой каждым из нас. Его главная задача -защищать общепринятое описание реальности, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и способствуя совершению поступков, укладывающихся в данную интерпретацию реальности. Задача практикующего - остановить внутренний диалог. Дон Хуан говорит об остановке внутреннего диалога как о ключе, открывающем дверь между мирами, том самом прорыве из области обыденного к глубинам подсознания. Важным этапом для прорыва к подсознанию является «стирание личной истории». Дон Хуан говорит: «Всю личную историю следует стереть для того...чтобы освободиться от ограничений, которые накладывают на нас своими мыслями другие люди».
По сути, это и есть описание практики медитации - освобождение от навязанных извне установок и образов, видение мира таким, какой он на самом деле.

Одна из центральных тем книг Кастанеды - путь к Личной Силе или путь воина. Воин находится в постоянной борьбе с собственной слабостью и ограничениями, борется против сил, которые препятствуют росту его знаний и Личной Силы, причем силы эти порождены нашей личной историей и внешними обстоятельствами. С помощью воли, которая является эманацией собственного «Я», воин познает мир и активно воздействует на него» Дон Хуан призывает воина «открыться Силе» и обрести свободу. Свобода и есть выход в другую реальность.. Дон Хуан указывает два пути, ведущие к смещению точки сборки:
искусство сновидения и искусство сталкинга. Искусство сталкинга применяется в повседневной реальности; оно состоит в чрезвычайно осторожном и компетентном обращении с обычной реальностью, при этом конечной целью сталкера является выход в другую реальность. Воин
или сталкер превращает повседневный мир в поле боя, где каждый его поступок, каждое взаимодействие с другими людьми становится частью
стратегии. Дон Хуан говорит: «Воин настроен на выживание, и он выживает, выбирая наиболее оптимальный образ действия».


Сталкинг - это стратегия управления нашим собственным поведением. Его область действия - взаимодействия между людьми в повседневной реальности. Поэтому сталкер не избегает общественной жизни, он погружается в нее и пользуется ею для воспитания духа, приобретения энергии и выхода за пределы ограниченного сознания. Дон Хуан говорит: «Намерение воина непоколебимо, его суждения -окончательны, и никому не под силу заставить его поступать вопреки самому себе»(4, стр.569). Поступки сталкера основываются на наблюдении, а не на том, что он думает, не на мнениях других людей. В результате восприятие им действительности расширяется, поскольку смещается точка сборки. Неделание - основная стратегия, которую воин использует для вхождения в другую реальность. Неделание собственного «Я», т.е. отказ от чувства собственной важности - одно из важнейших задач воина, поскольку это чувство поглощает большую часть его энергии. Из-за чувства собственной важности мы учимся воспринимать мир так, что оказываемся перед постоянной необходимостью защищать свою личность (эго). Достигая Личной Силы, воин высвобождает огромное количество энергии, которую направляет на новые свершения.

Одно из двух основных направлений в практике воина -контролируемые сновидения. Сновидения или медитации - лучший путь к обретению Силы. Дон Хуан говорит: «Сновидение становится реальностью тогда, когда человек обретает способность фокусировать глаза на любом объекте. Тогда нет разницы между тем, что делаешь, когда спишь, и тем, что делаешь, когда бодрствуешъ»
(4, стр.546). Во время сновидения происходит плавное смещение точки сборки, она становится подвижной, тогда как в состоянии бодрствования человек принудительно фиксирует свою точку сборки в привычном положении. Во время медитации практикующий смещает свою точку сборки, оставаясь при этом бодрствующим, контролируя процесс смещения и направляя его.

Медитативные практики. Применение

Стрессовые ситуации, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы - это далеко не полный список «подарков», которые ежедневно преподносит человеку современная цивилизация. К сожалению, технические достижения современной науки не способствовали развитию духовной составляющей человека. Проблема развития человека как мыслящего, одухотворенного существа, проблема духовного роста остается актуальной и приобретает новые аспекты в свете кризиса технократической цивилизации.

Медитационные психотехники и их составляющие широко используются европейскими учеными для лечения психических заболеваний, снятия нервнопсихического напряжения, вывода из депрессивных состояний. Независимо от идейной подоплеки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять собой, своим сознанием, что приводит к улучшению памяти, внимания, приобретают чувство внутреннего спокойствия, учатся релаксации, улучшают психическое функционирование, что ведет к улучшению общего соматического состояния. Люди, занимающиеся медитацией постоянно, легче справляются со стрессами, меньше вступают в конфликты. Воздействию медитации подвержена также сердечно¬сосудистая система человека; во время медитации замедляется ритм сердечных сокращений, снижается кровяное давление. Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных ее модификациях, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции.

Динамическое медитативное состояние хорошо знакомо профессиональным спортсменам. Это состояние собранности и готовности к предстоящему состязанию. Обычно это состояние характеризуется как внутренний покой, отсутствие каких-либо посторонних мыслей кроме доминирующего образа цели, ощущение спокойной, радостной уверенности в себе, в своих силах и возможностях на фоне легкого приятного возбуждения.

Медитации широко практикуются людьми, изучающими восточные единоборства (к ним относится и автор реферата). Некоторые школы практикуют медитацию в начале и конце каждой тренировки, сочетая ее со специальными дыхательными упражнениями. Другие направления связывают медитацию с самостоятельными занятиями ученика. В процессе медитации практикующий учится контролировать свои чувства, эмоциональные и двигательные реакции, мгновенно и адекватно воспринимать внешние импульсы, управлять своей внутренней энергией. Медитативные практики являются необходимым и очень важным этапом в развитии ученика, формировании его личности и самопознании.

Все перечисленные эффекты медитации, безусловно, важны. Но главная цель медитации - это достижение состояния «сатори»-цросветления, прозрения, выхода за рамки обычного восприятия, прорыв в бессознательное, к глубинным пластам своего существа. Практикующие медитацию постоянно открывают в себе огромные возможности как физического, так и ментального плана; появляются способности к ясновидению, телепатии, целительству, высвобождается огромный резерв для творчества и познания. Дон Хуан говорит: «Воин - это безупречный охотник, который охотится за силой. Если его охота будет успешной, он может стать человеком знания».

В применении к творческому процессу это явление соотносится в психологии с наступлением инсайта, или озарения. Инсайт -кратковременный кульминационный момент процесса творчества, момент поступления в сознание творца решения проблемы. Автор считает возможным сделать предположение, основанное на собственных наблюдениях и подтвержденное свидетельствами людей, испытавших это состояние: используя медитативные психотехники, человек может вызывать и контролировать состояние творческого озарения, направляя его в нужную сторону для достижения желаемого результата. Все зависит от подготовленности сознания к восприятию и запоминанию образов, диктуемых подсознанием. И конечно, необходимо искреннее желание самого человека!

В свете всего вышесказанного, представляется очень интересным и многообещающим практическое применение медитативных практик для духовного и физического развития человека, в целях самосовершенствования, творчества и познания мира.

Администрация «ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» благодарит Деменовау Снежану Анатольевну за предоставленные материалы для статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: