Минин и Пожарский – мифология. Тема: «Кто такие Минин и Пожарский? Кто написал минин и пожарский

Марина Катакова
Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»

Цель : Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей, пробуждать интерес и уважение к жизни предков. Дать понятие «смутных времён» . Познакомить с подвигом Минина и Пожарского . Расширение представления детей о национальных праздниках. Познакомить детей с государственным праздником «День народного Единства» . Развивать желание изучать историю своей Родины, любознательность. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. Воспитывать патриотические чувства : любовь к родине, родному краю. Активизация словаря : памятник, грамота, «смутные времена» , «лихолетье» .

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте ребята. Недавно мне посчастливилось побывать в столице нашей Родины. Скажите, как она называется? (ответы детей) В Москву я приехала, чтобы побывать на Красной площади. (Показ слайда) Скажите мне, пожалуйста , почему эта площадь называется «Красной» ? (ответы детей) . Да, правильно. В старину слово «красная» означало «красивая» . На Красной площади находится Кремль, где работает наше правительство, но мне сейчас хотелось бы обратить ваше внимание вот на этот памятник. (Показ слайда) . Он так же находится на этой площади. Почему, как вы думаете, на самой главной площади он находится? И, может кто-нибудь знает, кому поставил его наш народ? Обратите внимание на надпись на памятнике «Гражданину ». А благодарят этих людей за то, что они являются народными героями, защитниками земли русской.

2. Слушаем. Сегодня мы с вами откроем ещё одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового. На Русь нападало много врагов : и монголо-татары, и шведы, и немцы. Вот и поляки решили нашу родную землю захватить, разграбить, уничтожить наши храмы и поставить своего царя.

Родина наша в то время очень страдала и от хитрости и от коварства поляков, и от предательства некоторых русских. Да, ребята, бывает и так, что ни родная земля, ни вера предков для них не важны, а на первом месте власть и богатство.

Москва была занята поляками, по всей земле царили беспорядок, разруха и горе. Поляки решили захватить и уничтожить сердце России – Троице-Сергиеву Лавру. (Показ слайда) . Они понимали, что, уничтожив веру наших предков, народ не поднимется с колен никогда.

Это были «смутные времена» . (Показ слайда) . Россию ждали тяжёлые времена и большие беды. Появились новые искатели российских земель и богатств. Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя.

В то же время русский народ был очень разъединён. Существовали поморские, сибирские, смоленские, московские и другие русские. Все они были уверены, что только именно они – настоящие русские. Властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями.

Русская земля была занята врагами-поляками В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников) . Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем» . Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества.

Окружив Лавру, целый год не пропускали поляки обозы с продуктами, но и войти в монастырь им так и не удалось. Стойко и мужественно боролись и монахи и простые люди. Сам преподобный Сергий Радонежский являлся в видениях и помогал измождённым людям.

В старинном русском городе Нижнем Новгороде проживал купец Кузьма Минин . (Показ слайда) . Он был человек благочестивый, верующий. И вот, во сне явился ему преподобный Сергий Радонежский и сказал : «Собирай казну, ратников и иди на Москву освобождать город от иноземцев» .

Русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вот в такое время монахи стали рассылать грамоты (то есть письма) во все концы земли Русской с призывом вставать на защиту своей Родины.

Одно такое письмо пришло и в Нижний Новгород. Зазвонил большой колокол. Собрался народ к главной церкви и прочитали письмо монахов. (Показ слайда) . Вскочил на церковное крыльцо Кузьма Минин и сказал громким голосом : «Вера и отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Пришла пора помочь родимой Руси, спасём нашу милую Родину! Для избавления Москвы продадим свои дома и выкупим из беды Отечество наше. Не пожалеем своего имущества , отдадим последнее и соберем войско на борьбу с врагом! Бог даст – и мы прогоним их!»

Гибнет Москва от поляков,

а Москва есть основание России;

не забудьте, что если крепок

корень, то и дерево крепко;

не будет корня, на чём

оно будет держаться?

Нижегородцы в один голос воскликнули : «Умрём за Русь святую!» . Весть о призыве Минина быстро разнеслась во все концы Руси. Народ понёс всё, что было : кто жемчуга срезал со своих нарядов, кто украшения свои нёс, кто закладывал дома. Богатые люди приносили Минину свое имущество , каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. (Показ слайда) . Стало собираться ополчение к Нижнему Новгороду.

Кузьма Минин был рассудительным спокойным человеком и отвечал за сбор налогов, за снаряжение русской армии. (Показ слайда) По его просьбе нижегородцы стали повально продавать и дарить все, что было у них ценного.

Осенью в Нижнем Новгороде с помощью Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью - князя Дмитрия Михайловича Пожарского . (Показ слайда) . Военную службу князь начал в 15 лет при дворе Бориса Годунова. Дмитрия Пожарского отличало удивительное миролюбие. Он был настолько скромным, что многие и не признали бы в нем князя, если бы не одеяние. По всей видимости, он с юности готовил себя к монашеству. (Показ слайда) . В ответ на просьбу нижегородцев Пожарский принимает командование ополчением. Вместе с Мининым он закупает оружие и продовольствие для ополчения, морально готовит его к боям. И князь, и староста имели к тому времени богатейший опыт ведения боевых действий. И это мастерство помогало им быстро обучать ополченцев. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву . С собой взяли икону «Казанской Божьей Матери» , которая с давних времён сопровождала и защищала воинов. (Показ слайда) .

Ополчение по пути в Москву освобождало все захваченные города. Все члены нижегородской армии хотели только спасения России. В самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Польский гарнизон в Кремле отказывался сдаваться. Началась осада, у поляков настал голод. Русский полководец не хотел лишних жертв ни с той, ни с другой стороны и он предложил врагам выгодные условия капитуляции, но поляки надеялись на своего короля и сдаваться не хотели. Осада продолжалась два месяца. Изнурительным голодом и осадой гарнизон Кремля вскоре сложил оружие и сдался на милость победителей. (Показ слайда) .

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество

Встретились под Москвой русское и польское войско. И была жестокая битва. Много было перебито поляков, много погибло и русских воинов, но русские победили, а поляки сбежали.

С этого момента судьба России переменилась, и торжество поляков над бедными нашими предками закончилось. Москву освободили; поляки покинули нашу Родину побеждённые. Наш народ долго терпит, но за свою Веру, за Родину всё отдаст и даже жизнь.

С торжеством победы вступило русское войско в несчастную, разоренную Москву. Звенели праздничные колокола и русские люди с радостью обнимали друг друга и благодарили бога за свое спасение. А народным героям, Минину и Пожарскому , на Красной площади поставили памятник, чтобы люди русские, мы с вами, не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской. Автор памятника Минину и Пожарскому – скульптор Иван Петрович Мартос. Благодаря ему мы видим, какими были они – герои минувших лет

Силой народной поляки были изгнаны из Москвы, а потом и со всей земли русской. Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей : стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Поэтому 4 ноября весь российский народ отмечает праздник День народного единства. Это значит, что весь народ, не зависимо от национальности и веры объединился и освободил землю от врага. В этот день все православные почитают икону «Казанской Божьей Матери» . Просят у Царицы Небесной защиту от врагов и помощи в житейских делах.

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг через много лет народ собрал деньги на памятник. И поставили этот памятник на Красной площади, где была одержана победа, к нему несут цветы в знак благодарности за их мужество и любовь к Родине. (Показ слайда) .

3. Беседуем :

Ребята, скажите мне, пожалуйста , о ком вы узнали сегодня?

От кого освободили Москву Минин и Пожарский (от поляков) .

Кто они такие : купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский (Ответы детей) .

Мы с вами знаем, что на Русь нападало много врагов. Кого из них вы знаете? (Нашу страну хотели завоевать татаро - монголы, шведы, немцы) .

Что такое «смутные времена» ? (Это время, когда страна была разорена, не было царя, голод породил сотни банд грабителей).

Почему им поставлен памятник?

Ребята, на памятнике написано : «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия ». За что благодарит Россия Минина и Пожарского ? (За победу над врагами, которые захватили Москву, Кремль и жили в нём несколько лет. Они грабили, разоряли нашу землю).

Почему их помнит народ?

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского ? (Смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными) .

4. Обобщаем : Минин и Пожарский - защитники земли русской. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского , но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее. А вы, ребята,помните : нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды. Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушных в жизни, не нужно! Злобу, обиду из детсада гони!

Дети, многое пережили наши предки, и во все времена народ защищал свою Родину. Минин и Пожарский - народные сыны Отечества

5. Играем : Просмотр мультфильма по теме.

6. Творим, рисуем, радуемся. Рисование памятника Минину и Пожарскому .

7. Прощалочка : До свидания, мои хорошие и помните, что в единстве - сила.

Об этих именах написано столько, что любой русский человек может и должен знать их. Это обычные люди обычной эпохи, о которых никто и не узнал бы, если бы не страшная ситуация в нашей стране в начале 17 века.

Это время обычно описывается в общих словах. Но чтобы представить себе всю невероятную масштабность подвига Минина и Пожарского, нужно обновить в памяти события Смутного времени. Его главными причинами можно назвать гибель царевича Дмитрия Ивановича и извержение перуанского супервулкана. Если бы не был убит царевич, то и не было бы такого количество «воскресших Дмитриев». А взрыв вулкана породил в мире наступление многолетней зимы и длительный голод.

Голод породил сотни банд грабителей. Одичавшие от голода крестьяне хлынули нескочаемыми потоками в Москву, надеясь здесь найти пропитание. Положение русского государства стало шатким. А когда один за другим стали объявляться Лжедмитрии, и польско-литовские интервенты хлынули в Россию, она фактически перестала существовать. В каждом городе восседал и грабил какой-нибудь польский, литовский, немецкий, английский или даже французский князек со свои гарнизоном.

В то же время русский народ был очень разъединен. Существовали поморские, сибирские, смоленские, московские и другие русские сепаратисты. Все они были уверены, что только именно они – настоящие русские.

Тысячи казаков с Украины пришли на помощь полякам. Они грабили, убивали и насиловали еще более жестоко, чем интервенты.

Блестящий полководец Скопин-Шуйский умер от простуды в конце апреля 1610 года. И после этого русские войска везде и всюду терпели поражение. Так бездарный князь Дмитрий Шуйский кинул под копыта коней польских шляхтичей 40000 ополченцев и казаков. Практически все они погибли.

Надо понимать специфику тех лет. После официального признания РПЦ и Семибоярщиной власти Лжедмитрия, любые попытки переворота уже считались государственной изменой. Но когда власть идет против народа, ее свержение оказывается не только не изменой, но делом святым.

На фоне того времени возникали десятки предводителей ополчения. Они иногда выигрывали, иногда проигрывали в борьбе с захватчиками. Но всеми ими руководило не столько спасение России, сколько желание отбить Москву и посадить на престол подходящего кандидата. Народ это внутренне понимал и не желал имсодействовать. Поэтому все освободительные походы не оканчивались изгнанием интервентов.

Но в Нижнем Новгороде, единственном свободном крупном городе в Европейской России нашлись такие люди. В августе 1611 года в церквях и на площадях города читалось послание смещено Патриарха Гермогена, позже казненного. В этом послании старец четко определил самозваный статус Лжедмитрия и призвал народ России положить его царствованию конец.

Кузьма Минин (Кузьма Минич Захарьев-Сухорукой) являлся старостой в Нижнем Новгороде. Он отвечал за сбор налогов. И когда пришло письмо от Патриарха, он просто продолжал выполнять свой долг. По его просьбе нижегородцы стали повально продавать и дарить все, что было у них ценного.

Существует мнение, что Минин немало собранных денег прибрал к рукам. Но то, что ополчение очень быстро было создано и вооружено едва ли не лучше, чем польская шляхта, говорит как опровержение этого.

Известно о старосте немного. Его отец Мина Акундинов был нижегородским посадским человеком. А сам Кузьма владел соляным промыслом, но не был очень уж богатым купцом. Не был он и дворянином. это звание было присвоено ему после освобождения Москвы. По описаниям современников, Минин был рассудительным спокойным человеком. В нем сочетались категоричность и некий радикализм с простотой и неумением повышать голос.

В конце 1611 года Кузьма Минин выступает с предложением призвать в качестве военачальника князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Пожарский был отпрыском древнего Стародубского княжеского рода. Он родился 1 ноября 1578 года. Его дед был репрессирован царем Иоанном Грозным и сослан в нижегородские пределы.

Военную службу князь начал в 15 лет при дворе Бориса Годунова. После избрания царем Василия Шуйского присягнул ему. И ни одному из Лжедмитриев он никогда не подчинялся.

Дмитрия Михайловича отличало удивительное миролюбие. Он был настолько скромным, что многие и не признали бы в нем князя, если бы не одеяние. По всей видимости, он с юности готовил себя к монашеству.

В ответ на просьбу нижегородцев Пожарский принимает командование ополчением. Вместе с Мининым он закупает оружие и продовольствие для ополчения, морально готовит его к боям. И князь, и староста имели к тому времени богатейший опыт ведения боевых действий. И это мастерство помогало им быстро обучать ополченцев.

Четыре месяца шла подготовка к решающему походу. И в марте 1612 года ополчение выступило на Москву. Стоит описать московскую обстановку этого времени. Убийства и насилие в городе были делом обычным. А Семибоярщина писала не только королю Сигизмунду или великому гетману Желковскому, но и любому небольшому польскому предводителю льстивые прозападные письма. В них бояре просили выделить им надел или угодья взамен преданных городов. Власть в России окончательно потеряла свой вид и стала посмешищем для всей Европы.

Ополчение по пути в Москву освобождало все захваченные города. Все члены нижегородской армии хотели только спасения России. А какой будет царь, и кто он будет, их заботило меньше всего.

В пути к ополчению неоднократно пытались пристать различные отряды интервентов и бандитов. Они уже поняли боевую мощь нижегородцев, видели их непобедимость и хотели вместе с ними войти в Москву. Но князь Дмитрий Иванович и староста Минин решительно отказывали таким прихлебателям. А русские люди включались в число ополченцев совершенно свободно.

Когда ополчение подошло к Москве, у ее стен уже стояла армия князя Трубецкого. Они предпринимали безуспешные попытки выбить войска Речи Посполитой из города. И в конце концов осадили город. Поляки, бывшие в Москве, с голода дошли до того, что начали есть друг друга. Вводились даже судебные разбирательства, когда один ел родственника другого. И не потому, что тому было жалко родственника. А потому, что первый своего родственника должен был кушать пострадавший.

4 ноября 1612 года войска Минина и Пожарского отбили у поляков Китай-город и заставили их капитулировать. Существует об этом времени свидетельство невероятного единения душ князя и старосты.

Почти одновременно с Мининым и Пожарским в Москву вошла армия Трубецкого. Ее солдаты грабили, убивали и насиловали поляков так же, как те до того русских людей. А вот нижегородские ополченцы и примкнувшие к ним отряды даже без угрозы казни и не думали мародерствовать. Таков был авторитет их предводителей.

Когда после освобождения России пришла пора выбирать будущего государя, выбор сразу пал на Князя Пожарского. Но тот стал усиленно отказываться. Предлагая на место царя боярина Михаила Романова.

Новый царь сразу приблизил к себе руководителей освободительного восстания. Кузьма Минин был возведен в боярский чин и пожалован поместьями под Нижним Новгородом. Минин стал управляющим сбора налогов с купцов, занимающихся гостиным и суконным делом в Москве. В этом он сотрудничал с князем Пожарским. Тот был назначен царем на эту должность в 1615 году после освобождения войсками князя Брянска и Карачева.

Кузьма Минин умер в 1616 году. А вот его соратник пережил его на 26 лет. За это время Дмитрий Михайлович Пожарский превратился в одного из богатейших и влиятельнейших сановников государства Российского. Князь до самой смерти в 1642 году бы другом царя и непобедимым воеводой.

Гражданин Минин убеждает Князя Пожарского принять начальство над ратью, собранной в Нижнем Новгороде для спасения Москвы и отечества от врагов

Около четырех веков прошло с того времени, как Минин и Пожарский спасли Россию. О гражданине Минине и князе Пожарском благодарная Россия будет помнить всегда. Целых семь лет продолжалось тогда на Руси смутное время. Государя не было, патриарха Гермогена враги наши заточили в тюрьму.

За год до избрания в цари Михаила Федоровича Романова, в пору междуцарствования, в Нижнем Новгороде сошлись жители советоваться о том, как теперь быть и что делать? «Видим, говорили они между собой, Московское государство в разорении, всюду проникают злодеи, называя себя царским племенем. Враги покорили многие города русские, и иноверцы царствующим градом Москвой завладели. Как избавиться нам от насилия вражеского? Как помочь царствующему граду и всему государству?»

Тогда один нижегородский житель, Кузьма Минин, стал посреди собрания и громко сказал: «Братья! Великое дело хотите начать вы. Я верно знаю, что если мы заведем такое дело, многие города придут к нам в помощь. Но нам должно, ради веры православной, прежде себя не пощадить, а о пожитках нечего и слова говорить. Изыскав честного человека, кому привычно ратное дело, со слезами будем его просить, чтоб был нам наставником; во всем предадимся его воле».

И полюбился всем совет Минина, и стали изыскивать, кого бы выбрать себе наставником, кто был бы в таком деле искусен и никакой изменой себя не запятнал. И избрав, послали к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия и с ним других выбранных людей просить, чтобы приехал к ним и устроил у них ополчение. Князь Пожарский находился тогда в вотчине своей. Страдал он от ран, полученных под Москвой. Услышав о прошении их, Пожарский обрадовался их начинанию. «Рад я пострадать до самой смерти, только изберите между собой человека, который был бы у такого великого дела и собирал бы казну, чтобы было чем содержать и жаловать ратников».

И возвратились послы в Нижний Новгород, и горожане обрадовались ответу князя Пожарского; тут же стали просить Кузьму, чтобы взял на себя эту службу. Кузьма был служивым человеком, и это ему было за обычай. И вот стали собираться ополченцы в Нижнем Новгороде. И князь Пожарский прибыл туда. По пути многие люди просили его взять их в ополчение и их приняли с великой радостью. Вскоре так много ратников собралось в Нижнем Новгороде, что на жалованье денег стало не хватать. Тогда князь Пожарский стал писать во многие города, чтобы учинили помощь и прислали денег на содержание ополчения. И скоро откликнулись русские люди на его просьбу и из многих городов привезли казну в Нижний Новгород, и туда стали съезжаться вооруженные ратники из разных мест. Первыми прибыли жители Коломны, а за ними и рязанцы, жители дальних украинских городов, казаки, стрельцы, которых перед тем вытеснили из Москвы.

Двинувшись по Волге, ополчение нашло и денежную помощь, и новых ратников. Жители Костромы далеко провожали войско князя Пожарского и оказали существенную денежную помощь. Из Ярославля жители пошли навстречу ополчению. Ярославцы приняли князя с великой радостью и давали ему и Кузьме Минину дары. Но они даров не приняли. В Ярославль стали приезжать многие ратные люди. Между делом пришлось князю Пожарскому утихомирить несогласия в самом Ярославле, избавить Переславль Залесский от насилия казацкого.

Путь князя Пожарского, Кузьмы Минина и ополчения лежал на Москву. Захватившие Кремль поляки крепко держались, русские, бывало, ссорились, и никак не могли взять Кремль. Поляки ободрились, когда польское войско, шедшее им на помощь, подошло к Москве. Ополчение Пожарского не пропустило поляков к Кремлю.

Кузьма Минин, с которого началось великое дело – очищение земли Русской, пришел к князю Пожарскому и начал просить у него людей, чтобы пойти биться с поляками. Взяв людей столько, сколько нужно, Кузьма, переправясь за Москву-реку, напустился на польские роты – конную и пешую. Те испугались, бросились бежать, причём одна рота смяла другую. Видя это, русская пехота выскочила из засады и пошла также к польскому лагерю, а за ними двинулось всё конное ополчение. Поляки не смогли выдержать этого дружного нападения и отступили от Москвы.

Однако же еще более месяца продержались поляки в Кремле. 22 октября русские пошли на приступ, а через восемь дней сдались поляки. Наши ополчения двинулись в Кремль с двух разных сторон. Ополчения сошлись у Лобного моста; там Троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, — и вот из Спасских ворот из Кремля показался другой крестный ход: шел архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую. Народ ликовал, он уже потерял надежду когда-либо увидеть этот дорогой для всех русских образ. Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество. Потом из Москвы разосланы были грамоты городам с приглашением послать в Москву выборных для великого дела. Без государя государству нельзя. 21 февраля, в неделю православия, великим собором и всем народом был избран в цари юный царь Михаил Федорович Романов.

Минин видел плоды начатого им великого дела по спасению Отечества. Он присутствовал при царском венчании Михаила Федоровича.

Кузьма Минин стал думным дворянином. Он возвратился на родину и мирно проживал в Нижнем Новгороде. Важного для земли русской человека похоронили в Преображенском Нижегородском соборе.

В память об избавлении Руси от поляков сооружен в Москве Казанский собор. Икона Казанской Божьей Матери была неотлучно при ополчении князя Пожарского.

Труд Минина и победы Нижегородского ополчения под предводительством князя Пожарского наглядно демонстрируют нам целую палитру чувств: любовь к Отчеству, веру в себя, упорство, настойчивость, стремление к достижению благородной цели.

…Пошли люди в поход сами по себе, без приказа, без наряда, понесли в жертву все свое достояние и не для корысти, не для суетной славы, а для спасения своего дорогого государства.

В центре столицы, на главной площади нашей страны, установлен хорошо известный всем памятник, созданный в 1818 году скульптором И. П. Мартосом. На нём запечатлены достойнейшие сыны России — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, в тяжёлый для Родины час сумевшие организовать и повести на борьбу с захватчиками многотысячное народное ополчение. События тех давних лет стали одной из славных страниц нашей истории.

Молодой и предприимчивый нижегородец

Когда родился Кузьма Минин, точно не известно. Принято считать, что произошло это около 1570 года в приволжском городе Балахне. Сохранила история и имена его родителей — Михаила и Домники. Известно также, что были они людьми состоятельными, и когда сыну исполнилось одиннадцать лет, переселились в Нижний Новгород — один из самых крупных волжских городов. В те времена было принято, чтобы сыновья с ранних лет по мере сил помогали своим отцам добывать хлеб. Так и Кузьма привычку к труду приобрёл ещё в юности.

Когда же повзрослел, то открыл собственное дело. Недалеко от стен Кремля появились принадлежавшие Минину бойня для скота и лавка с мясным товаром. Дела пошли превосходно, что позволило построить собственный дом в посаде Благовещенской слободы, где селились по тем временам люди с достатком. Вскоре нашлась и хорошая невеста — Татьяна Семёновна, которая, став женой, родила ему двух сыновей — Нефёда и Леонтия.

Призыв земского старосты

Среди прочего посадского люда Кузьма выделялся умом, энергией и явными задатками лидера. Благодаря этим качествам жители слободы, у которых он пользовался авторитетом, избрали Кузьму своим старостой. Но по-настоящему заложенные в нём способности раскрылись в 1611 году, когда в Нижний Новгород была доставлена грамота Патриарха Гермогена, призывавшего все сословия русского народа подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Для обсуждения этого послания в тот же день собрался городской совет, состоявший из представителей городских верхов и духовенства. Присутствовал на нём и Кузьма Минин. Сразу после того, как грамота была зачитана жителям Нижнего Новгорода, он обратился к ним с призывая встать за веру и Отечество и для этого святого дела не пожалеть ни жизни, ни имущества.

Жёсткие требования войны

Жители города с готовностью откликнулись на его призыв, но для столь масштабного дела необходимы были энергичный и деловой хозяйственник, которому по силам было бы материально обеспечить войско, и опытный боевой командир, способный взять на себя командование. Ими стали Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, который не раз показал себя отменным воеводой. Теперь по всем вопросам, связанным с человеческими ресурсами и необходимыми денежными средствами, обращались непосредственно к Минину.

Используя данные ему полномочия и опираясь на поддержку войск Пожарского, он постановил, что каждый житель города обязан внести в общий фонд сумму, равную трети от всего своего имущества. В исключительных случаях эта сумма уменьшалась до пятой части от оценки всего, чем владел горожанин. Нежелавшие вносить положенную долю, лишались всех гражданских прав и переходили в разряд холопов, а все их добро полностью подлежало конфискации в пользу ополчения. Таковы суровые законы военного времени, и Кузьма Минин не вправе был проявлять слабость.

Формирование ополчения и начало боевых действий

Грамоты, подобные той, что получили в Нижнем Новгороде, были разосланы также и во многие другие города Руси. Очень скоро к нижегородцам примкнули многочисленные отряды из других районов, где жители с не меньшим энтузиазмом откликнулись на призыв Патриарха. В результате в конце марта на Волге было собрано многотысячное ополчение, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Базой для окончательного формирования войск стал многолюдный торговый город Ярославль. Отсюда в июле 1612 года ополченцы, в количестве более тридцати тысяч человек, выступили на перехват сил гетмана Яна Ходкевича, спешившего на помощь блокированному в Москве польскому гарнизону. Решающее сражение последовало 24 августа под стенами столицы. Численный перевес был на стороне интервентов, но боевой дух ополченцев лишал их этого преимущества. Князь Пожарский и Кузьма Минин руководили ходом сражения и своим личным примеров вселяли мужество в бойцов.

Осада Кремля

Победа была полной. Враги бежали, оставив в руках ополченцев богатые трофеи: шатры, знамёна, литавры и четыреста возов с продовольствием. Кроме того, было захвачено множество пленных. Гетман был отброшен от Москвы, но за кремлёвскими стенами оставались отряды польских полковников Струся и Будилы, которых ещё предстояло оттуда выбить. Кроме того, определённую силу представляли и их пособники — бояре, переметнувшиеся на сторону захватчиков. У каждого из них были свои дружины, с которыми также предстояло сражаться.

У осаждённых в Кремле поляков давно закончилось продовольствие, и они терпели страшный голод. Зная об этом, Кузьма Минин и Пожарский, во избежание лишних жертв, предложили им сдаться, гарантируя жизнь, но получили отказ. 22 октября (1 ноября) ополченцы пошли на приступ и захватили Китай-город, но сопротивление осаждённых продолжалось. От голода в их рядах началось людоедство.

Капитуляция поляков и вступление ополченцев в Кремль

Князь Пожарский смягчил требования и предложил захватчикам покинуть Кремль с оружием и знамёнами, оставив лишь награбленные ценности, но и на это поляки не согласились. Вышли только изменники - бояре со своими семьями, которых Кузьма Минин, стоя на Каменном мосту у ворот, вынужден был оберегать от казаков, горевших желанием тут же разделаться с предателями.

Понимая свою обречённость, 26 октября (5 ноября) осаждённые сдались и вышли из Кремля. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному. Повезло полку, которым командовал Будила: он оказался в расположении ополченцев Пожарского, и тот, сдержав своё слово, сохранил им жизнь, выслав впоследствии в Нижний Новгород. А вот полк Струся попал к воеводе Трубецкому и был полностью уничтожен его казаками.

Великим днём в истории России стало 27 октября (6 ноября) 1612 года. После молебна, совершённого архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, ополчение Кузьмы Минина и Пожарского под звон колоколов торжественно вступило в Кремль. К сожалению, до этого дня не дожил поднявший своим призывом русский народ на борьбу с захватчиками. За отказ подчиниться их воле поляки заморили его голодом в подвале Чудова монастыря.

Царская милость

В июле 1613 года произошло знаменательное событие, положившее начало трёхсотлетнему правлению Дома Романовых: на Российский престол взошёл первый их представитель — государь Михаил Фёдорович. Это произошло 12 июля, а уже на следующий день основатель монархической династии - в знак благодарности за его патриотические деяния - пожаловал Кузьме Минину чин думского дворянина. Это была достойная награда, так как в те времена этот чин был третьим по «чести», уступая лишь боярскому и окольничему. Теперь создатель ополчения имел право заседать в возглавлять приказы или быть воеводой.

С тех пор Минин пользовался безграничным доверием государя. Когда в 1615 году Михаил Фёдорович со своим ближайшим окружением отправился на паломничество в то охрану столицы поручил именно ему, так как знал, что, освободив Москву от прежних врагов, этот человек сумеет уберечь её и от будущих. И в дальнейшем государь часто доверял Минину ответственные поручения.

Смерть и загадка, связанная с останками героя

Кузьма Михайлович Минин умер 21 мая 1616 года и был погребён на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый Нижегородский Митрополит Филарет повелел перенести его прах в Спасо-Преображенский собор Кремля в Нижнем Новгороде. В тридцатых годах XIX века изрядно обветшавший к тому времени храм был снесён, и в 1838 году в стороне от него построили новый.

В его подземелье был перенесён прах Минина и ещё нескольких удельных князей. Через сто лет, проводя политику воинственного атеизма, большевики сравняли с землёй этот храм, и останки нижегородского ополченца попали в местный музей, а затем были перенесены в Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода. Его и принято официально считать местом погребения Кузьмы Минина.

Однако у исследователей есть на этот счёт некоторые сомнения. Существует предположение, что в Михайло-Архангельском соборе хранится прах совершенно иного человека, а останки прославленного героя до сих пор остаются в земле на том месте, где был разрушенный храм. Там теперь построено здание Нижегородской администрации и Городской думы, так что провести раскопки и подтвердить или опровергнуть сию гипотезу уже невозможно.

Благодарность потомков

После смерти Минина остался его сын Нефёд, который служил в Москве стряпчим — мелким чиновником в одном из государевых приказов. Помня заслуги отца, специальной грамотой закрепил за ним право вотчинного владения селом Богородским в Нижегородском уезде. Ему же принадлежал и участок на территории Кремля в Нижнем Новгороде.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский защитили Россию, и благодарные потомки в 1818 году установили в Москве памятник этим истинным патриотам своей Родины. Его автором был выдающийся скульптор И. П. Мартос, а создавался он на добровольные пожертвования граждан. Первоначально планировалось установить монумент в Нижнем Новгороде — колыбели но впоследствии решили перенести его в столицу, так как подвиг этих людей по своему масштабу выходит далеко за рамки одного города.

Минин и Пожарский - герои земли русский. Эта фраза, тиражированная в тысячах статей, отражает отношение общества к событиям почти четырехсотлетней давности. Последовательность событий в период, называемый Смутой, в России назвать смогут немногие, но, если спросить о Минине и Пожарском, почти каждый ответит: «Это те, кто освободил Москву от поляков». В памяти народа Минин и Пожарский - великие защитники Русской земли, вошедшие в национальную мифологию.

Память о Минине и Пожарском неразрывна, хотя они разного происхождения и различаются многим, кроме участия в спасении России. Что их объединяет – это порядочность. О Минине и Пожарском не было дурной славы, которая, как замечает И.Е. Забелин, всегда обойдет славу добрую - «добрая слава лежит, а худая бежит». Оба героя были высокопорядочные люди - поэтому им и верил народ.

Кузьма Минин

О Кузьме Минине известно мало. Первые письменные свидетельства о нем относятся к 1611 г., когда он был женат на Татьяне Семёновой и имел взрослого сына Нефёда. В Земском ополчении его считали пожилым человеком, что по тем временам означало возраст от 40 до 60 лет. Скорее всего Кузьма родился в конце 60-х - начале 70-х гг. XVI в. Минин заслужил уважение посадских людей и 1 сентября 1611г. был избран земским старостой. В Смутное время Минин принимал участие в ополчениях нижегородских воевод А.С. Алябьева и князя А. А. Репнина, отбивавших тушинцев, осаждавших Нижний. Вёл он себя достойно, иначе его в военные времена не избрали бы старостой.

О князе Пожарском до встречи с Мининым уже было известно. Предки Дмитрия Пожарского, вели начало от великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого. Ко времени Смуты Пожарские числились «захудалым» княжеским родом. Дед Дмитрия - Фёдор, служивший при дворе Ивана Грозного, в годы опричнины был лишен вотчины и сослан в Свияжск. Вскоре его вернули, возвратили часть земель и отправили на ливонскую войну в невысоком чине дворянского головы. Старшего сына, Михаила, князь Фёдор женил на Ефросинье Беклемишевой - дворянке знатного рода. 17 (30) октября 1577 г. в родовом тереме Пожарских в деревне Сергово, княгиня Ефросинья родила своего второго ребенка - сына, получившего крестильное имя Козьма и родовое Дмитрий. Вскоре семья переехала в Москву, где у Пожарских был фамильный дом.

Возвышением Пожарский был обязан матери. В 1602 г. княгиня Пожарская получила должность «верховной боярыни» при Ксении, дочери жены Годунова Марии Григорьевны. После смерти Бориса стольник Пожарский, как и все присягнул «Дмитрию Ивановичу». Пожарский не только сохранил чин стольника, но был назначен дворецким. После, когда Василия Шуйского избрали царем, князь Дмитрий ему присягнул и служил до конца. Здесь проявляется главная черта Пожарского - верность присяге царю. Пожарский присягал и верно служил новому царю, если его помазали на царство.

В 1610 г. Шуйский послал Пожарского в Зарайск воеводой. Когда москвичи свергли Шуйского, Пожарский отразил попытки сторонников Вора захватить Зарайск и выбил мятежников из Коломны. Об этом часто забывают, но Дмитрий Пожарский стоит у истоков не только Второго, но и Первого земского ополчения.

19 марта комендант Кремля Госевский, решив упредить Московское восстание, приказал рубить москвичей. Поляки перебили безоружных горожан в Китай-городе, но когда попытались захватить Белый город, наткнулись на жёсткий отпор. Пушкари доставили Пожарскому несколько пушек, и князь встретил врага пушечной стрельбой. Он выбил поляков обратно в Китай-город.Благодаря предательству Москва была подожжена. Люди, спасаясь от пожара, побежали из Москвы. Дольше всех держался Пожарский.

Второе земское ополчение

О начале земского ополчения, освободившего Москву, мало что известно. Дата знаменитой речи Минина неизвестна, также как и причины его выступления. Грамоты от духовенства не призывали к созыву нового ополчения. На Кузьму Минина влияла сама жизнь и настроение народа - возмущение, отчаяние и надежда на Бога.

Оставалось получить поддержку воеводы и высшего духовенства. Духовенство было настроено против поляков. Первый воевода, Василий Звенигородский смотрел в сторону Боярской думы.

Минин выступил перед народом в середине - второй половине октября 1611 г. Нижегородцы обязались жертвовать на ополчение по «пожиткам и по промыслам». Ответственным за сбор денег - «окладчиком», выбрали Минина. А вот воеводой нового ополчения нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского.

Ополченцы получали щедрое жалованье - от 50 до 30 руб. Летописец пишет, что Минин «жаждущия сердца ратных утолял, и наготу их прикрывал, и во всем их покоил, и сими делами собрал воинство немалое». По словам Забелина, «в этом и состояла главнейшая и великая заслуга Минина; в этом и обнаруживался его дальновидный, практический ум. Он хорошо понимал, что никакие диктаторские приговоры и никакие патриотические воодушевления не собрали бы ратных, если бы нечего им было есть, или скудно бы им было жить».

С самого начала между Пожарским и Мининым сложилось полное понимание и согласие. Один занимался военной стороной дела, другой - обеспечением войска.

Весной 1612 г. войско Пожарского очищает от шаек казаков Замосковье.

В мае 1612 г. ярославское посольство начало переговоры в Новгороде с митрополитом Исидором и шведским наместником Якобом Делагарди. Переговоры длились больше двух месяцев. 26 июля стороны договорились о подписании перемирия Московского и Новгородского государств.

Пожарский выступил из Ярославля 27 июля, на другой день после утверждения договора с Новгородом. Войско с пушками и обозом двигалось медленно и 29 июля ещё находилось в 29 верстах от города.

14 августа ополченцы пришли к стенам Троицы и были торжественно встречены архимандритом Дионисием с братией. Пожарский выступил от Троицы 18 августа.

Весь день 20 августа войско Пожарского обустраивалось, готовясь к приходу Ходкевича. Ополченцы расположились по валу западной стороны Земляного города или Скородома, кольцом окружавшего Белый город. Ходкевич не заставил себя ждать. 21 августа он разбил лагерь на Поклонной горе, в шести верстах от позиций Пожарского.

Битва за Москву

Рано утром 22 августа (1 сентября нов. стиля) Ходкевич перешел реку Москву у Новодевичьего монастыря и двинулся к Чертольским воротам. Впереди, ряд за рядом, шла польская кавалерия. Князь Дмитрий, тоже стянувший силы к Чертольским воротам, бросил навстречу лучшую свою конницу - смолян (в их числе вяземцев с дорогобужцами). Завязался бой. Не выдержав двойного удара, смоляне отошли в Земляной город. Здесь Пожарский приказал им спешиться и занять оборону на городском валу. После обеда Ходасевич бросил всю пехоту - наёмников и запорожцев, - на штурм Земляного вала по обе стороны от Чертольских ворот. После удара конницы ряды поляков смешались и они покинули Земляной город. Ходкевич отвел потрепанное войско на Воробьёвы горы.

24 августа сражение развернулось в Замоскворечье. Пожарский предвидел возможность удара с юга и половину войска переправил на правый берег реки. Сражение началось со стычек конницы. Снова смоленские дворяне приняли на себя главный удар. Пять часов они сдерживали натиск гусарских рот, ливонской пехоты и запорожцев. Прижатые к реке, ополченцы вплавь переправлялись на другой берег. Пожарский со своим полком прикрывал отступление.

Замечательна роль Минина в последней битве. Кузьма Минин пришел к Пожарскому и попросил у него воинов. Атака Минина привела к перелому в битве. В наступление двинулось всё войско Пожарского. Войско гетмана ночевало, не сходя с коней, на другой день отошло на Воробьевы горы, далее - к Можайску, а потом - за литовскую границу.

Битва под Москвой 22-24 августа (1-3 сентября нов. стиля) 1612 г. по своим результатам является важнейшей битвой в русской истории. Трудно сказать, что стало бы с Россией, если бы Ходкевич разбил ополчение Минина и Пожарского.

Оставалось взять Китай-город и Кремль. Пожарский написал письмо сидевшим в осаде полякам, предлагая сдаться, но они отказались. Пришлось продолжить осаду. К середине октября из трехтысячного гарнизона осталось не более полутора тысяч человек. 22 октября в русский лагерь был послан Будило, а Пожарский отправил заложником Василия Батурлина. Начались переговоры, поляки пытались выговорить уступки, но тут вмешался случай: казаки полка Трубецкого неожиданно пошли на приступ Китай-города и овладели им - случилось так называемое «китайское взятье». Теперь полякам оставалось лишь бороться за обещание сохранить им жизнь.

Сдача Кремля произошла не сразу, поляки взяли под стражу сидевших в Кремле бояр и за их головы выговорили жизнь. 27 октября (6 ноября по нов. стилю) 1612 г. состоялась сдача польского гарнизона.

После взятия Москвы. Пожарский и Минин приняли участие в работе Земского собора, выбиравшего царя. Первоначально называли восемь претендентов: в их числе были Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский. Сам Пожарский предлагал выбрать шведского принца Карла-Филиппа. 6 января 1613 г. Собор принял решение не избирать на престол иноземных королевичей. 21 февраля 1613 г. Земской собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. 11 июля состоялось царское венчание в Успенском соборе. Сразу после венчания царь пожаловал в бояре князя Ивана Черкасского (царского родственника) и князя Дмитрия Пожарского. На другой день царь пожаловал Кузьму Минина в думные дворяне (третий по значению чин в Думе).

Мифотворчество.

Из современников о 2-м земском ополчении писали многие - самые важные сведения приведены в «Новом» и «Пискаревском» летописцах и у Авраамия Палицына в «Сказании». В середине XVII в. троицкий келарь Симон Азарьев по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и добавил в него 35 глав о чудесах, случившихся в XV-XVII вв. Среди чудес, описанных Азарьиным, под цифрой девять идет глава: «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства».

В XVIII в. Пожарского и Минина знали и почитали, но писали о них немного. В «героической поэме» «Петр Великий» (1760) М.В. Ломоносов, повествуя об истории России, упоминает о Пожарском вместе с… Трубецким. Ломоносов не забывал о героях Смуты и дальше. В 1764 г. он подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 - Минину и Пожарскому. В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий», и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И.И. Виноградова) «Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина». В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму «Освобожденная Москва». Среди главных ее героев Пожарский и Минин.

О Минине и Пожарском в первой половине XIX в. В 1806 г. престарелый Державин публикует «героическое представление с хорами и речитативами» под названием «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), где делает попытку объединить оперу и трагедию.

Затем появляются поэма С.Н. Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), его же трагедия «Минин» (1809); поэма С.А. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасённая Россия» (1807), трагедия М.В. Крюковского «Пожарский» (1807) и исторические повести П.Ю. Львова «Пожарский и Минин, спасители Отечества» (1810) и «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1812). Все эти произведения, за исключением пьесы Крюковского, откровенно слабы.

Несложно понять, почему Минин и Пожарский пользовались особым расположением царствующего дома. Подвиг вождей нижегородского ополчения, сам по себе бесспорный и решивший судьбу России, создал предпосылки для выбора царя, и выбран был Михаил - первый царь династии Романовых. Иными словами, подвиг Минина и Пожарского представляет начало монархической мифологии династии Романовых. Важным шагом в её утверждении явилась установка памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса на Красной площади (1818). Памятник Минину и Пожарскому сразу перерос рамки романовского мифа и вошел в историческую мифологию как символ несломимой воли народа к борьбе с завоевателями.

Говоря об историках, писавших о Минине и Пожарском в первой половине XIX в., следует сказать, что Минин целиком, а Пожарский - по большей части принадлежат к «посткарамзинскому» периоду. Карамзин ушел из жизни, доведя «Историю государства Российского» до убийства Прокофия Ляпунова. Лишь «Записка о древней и новой России» (1811) содержит его оценку: историк называет Минина и Пожарского «спасителями Отечества».

В официальной мифологии вновь прославляют Минина и Пожарского. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ ввела общероссийский праздник День народного единства в честь «дня победы народного ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского» (впервые праздновали 4 ноября 2005 г.). В 2005 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому в виде уменьшенной копии памятника в Москве. Героев нижегородского ополчения ныне славят, но чествования официальные. Для народа связь времён прервана - Минин и Пожарский перестали быть народными героями, а стали героями историческими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: