Тема Родины в творчестве В. В

Тема Родины волновала русских поэтов еще со времен Ломоносова и Державина. Они хотели видеть свою страну сильной и могучей, любовались и гордились ею. Для них понятия страны и государства были единым целым, пусть сегодня их пытаются разделить. Как будто бывает страна без формы государственного устройства…

О «странной любви» к Отечеству первым заговорил , а подхватил Некрасов. Именно с него берет начало двойственное восприятие России – страны и убогой и обильной, и могучей, и бессильной одновременно, которую каким-то образом возможно так глубоко ненавидеть и так бескорыстно любить.

В творчестве А.Блока тема Родины проявилась далеко не сразу. Он вошел в литературу певцом Прекрасной Дамы. И только спустя несколько лет Блок увидел страну и людей. Нет, он тоже далеко не всем восхищался. Однако поэт умел находить особое очарование в красоте среднерусского пейзажа, в «разбойной» красе «нищей» России, где среди серых изб и ветровых песен, среди «острожной тоски», среди бескрайних лесов и полей вдруг испытываешь вдохновение, не сравнимое ни с чем. Блок быстро ушел от романтизации языческой Руси, которая «с болотами, и с журавлями, и с мутным взором колдуна», с «разноликими народами», ведущими хороводы. «Заплаканную и древнюю красу» России поэт берег в душе до последних дней. Показательно стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» Картина, нарисованная в нем, откровенно неприглядна, но очень она русская – с глубокого похмелья человек кается, потом грешит снова и заваливается в тяжелый сон. Наверно, Блок, как никто, умел любить Россию такой, какая она есть – со всеми язвами и уродствами, да и за них тоже.

Первым, к кому пришел совсем еще юный в Петербурге, был именно Александр Блок. И Блок отметил для себя певучесть и чистоту ранних есенинских стихов. Есенин никогда не стеснялся откровенно и незамысловато признаваться в любви к родному краю, Рязанщине, а через него – выходить к широким поэтическим обобщениям. Он был уверен, что чувство Родины необходимо любому поэту. Без этого чувства большой поэт состояться не может. Вот почему позднее Есенин решительно разошелся с имажинистами. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» — что может быть безыскуснее и трогательнее этого признания?

Образ Родины в стихах Есенина почти всегда неотрывен от природных реалий. Девушка-березка, подгулявший клен, ветер-отрок, заря-котенок – этот метафорический ряд можно продолжать очень долго. Природен человек и человекоподобна природа.

И пусть некоторые стихи Есенина чересчур риторичны, например, знаменитая концовка стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», где содержится противопоставление рая и земной Родины и выбор поэта однозначен – «дайте Родину мою!», но какая поэзия обходится без риторики?

Наконец, Владимир Маяковский, который долго не мог выбрать между поэзией и живописью. Футурист и авангардист в галстуковой рубашке и рубашковом галстуке желтого цвета. Человек, ворвавшийся вместе с другими футуристами в литературу на волне скандала и вызова. Было ли в нем чувство Родины и как оно проявлялось?

«Я не твой, снеговая уродина!» — такое шокирующее признание можно найти в одном из ранних стихотворений . И пусть последнее слово все-таки рифмуется с «родиной», но читатель понимает: никакого поклонения, трепетной любви от Маяковского ждать пока не приходится. Он весь находится в стихии борьбы, неприятия того, что существует, и ждет перемен. И вот они происходят – сначала Февраль, потом Октябрь.

«Землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть» — это написано о голодных годах, проведенных в Петрограде. А затем наступает время мирного строительства, и Маяковский включается в этот процесс вместе со всеми. «Пою мое Отечество, республику мою!» Он, как когда-то Ломоносов с Державиным, опять сопрягает понятия государства и страны. Он считает за честь называться советским человеком. И самоубийство в 1930-м году произошло на личной почве, а не из-за разочарования в идеалах. Маяковский искренне отдал всю свою силу поэта «атакующему классу», добился того, чтобы «к штыку приравняли перо». И все-таки большинство его стихов советского периода остались в своем времени. Они недостойны пера Маяковского, писались на злобу дня, по конкретному поводу.

А тема Родины – «вечная» тема. Она не стареет. Можно не сомневаться – профессиональные поэты и самодеятельные стихотворцы еще немало напишут на эту тему. Не всегда умело, лишь бы совершенно искренне. Чтобы могли повторить вслед за С.Есениным: «Я сердцем никогда не лгу».

как весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,

мое отечество,

республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его сти-хах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мне-нию, это не только «народа водитель», но и «народный слу-га». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопро-сы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям со-ветских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно кон-кретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещан-ством, эгоизмом. Перо — грозное оружие поэтов, и Мая-ковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти — живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишени-ям во имя достижения дели, самоотречение вселяют в серд-це поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города-сада»:

Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды». По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно ак-тивно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалис-тической войны и в первые годы после революции.

Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей но-вой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворе-нию Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает ис-креннюю радость:

Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвя-тил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого пат-риотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему. Материал с сайта

...главное в нас это — наша Страна Советов. Советская воля, советское знамя, советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его совре-менников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество — это великое, бо-жественное дело, а творчество совместное для Маяковско-го было не только необходимым, но и священным.

Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • маяковский стихи о родине анализ
  • найти в творчестве маяковского крылатые выражения
  • сочинение по теме родина в творчестве маяковского
  • родина в творчестве маяковского кратко
  • сочинение на тему родина в творчестве маяковского

Одними из самых известных и всеми любимых поэтов 20 века являются Сергей Александрович Есенин и Владимир Владимирович Маяковский. Поэты жили в непростое для России время: первая мировая война, затем революция и гражданская война. Всё это происходило на глазах граждан страны, всё переживали эти страшные годы. Тонкая душевная организация поэта не могла не откликнуться на эти важные события и не отразить их в творчестве.

С октября 1917 года резко меняется тональность стихотворений Маяковского, начинается новый этап его творчества.

Патетика стихотворений приобретает иные оттенки, отрицание враждебной к человеку реальности сменяется пылким принятием революции и начавшихся перемен. Стихотворения Владимира Владимировича отрывают для нас другую Родину. "Левый марш", "Потрясающие факты" показывают веру Маяковского в силу нового мира и ожидания светлого будущего. В "Стихах о советском паспорте" Маяковский говорит:

"Читайте, завидуйте,

Я- гражданин Советского Союза!"

В этих строках звучит такая неподдельная гордость за свою страну, что не возникает сомнений в глубоком чувстве патриотизма, живущем в сердце поэта.

Сергей Есенин иначе воспринял революцию, для него она стала силой, разрушающей его "голубую Русь". Сергей Александрович, родившись в селе, любил больше всего Русь деревенскую, простую. Про неё он говорит:

"Несказанное, тихое, нежное

Тих мой край после бурь, после гроз

И душа моя- поле безбрежное,

Дышит запахом мёда и роз."

Даже душа Есенина- часть его Родины. Изменения. произошедшие в стране пугают поэта, он не чувствует себя необходимым стране, но всё равно пишет:

"Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь"."

Как мы видим, Есенин и Маяковский совершенно по-разному воспринимали свою Родину и происходящие с ней изменения. Маяковский воспевал революцию и "новую" советскую Россию, ждал светлого будущего для граждан великой страны и неимоверно гордился ей. "Гражданин села", в свою очередь, чувствует себя лишним, но всё равно его душа навеки принадлежит России. Поэтов 20 века - В.В. Маяковского и С. А. Есенина объединяют чувство патриотизма и безграничная, хоть и такая разная, любовь к Родине. Это прекрасно отражается в творчестве писателей, и благодаря им мы можем переживать то же, что и когда то вся страна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: