Стали известны подробности крушения грузового корабля «Прогресс. “Прогресс” вернулся ночью

Полеты на космических кораблях многоразового использования и космических станциях становятся частью современной жизни, космические ПУТЕШЕСТВИЯ уже почти доступны. И, как следствие этого, более распространенными становятся и сны о них. Сон такого рода- часто простое ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ, мечта увидеть мир из другой точки пространства. Однако это также может быть сном о БЕГСТВЕ, путешествии или поиске. Очевидно, что ключом к пониманию такого сна является цель путешествия. Еще один путь к пониманию значения сновидения касается способа путешествия. Вы были в космическом корабле или в чем-то более вам привычном (как, например, ваша машина)?

Сон о космическом путешествии является хорошим материалом для исследования. Вам может присниться, что вы потерялись и ощупью ищете что-то в безбрежном вакууме.

В сновидении вам действительно хотелось оказаться в открытом космосе или вы просто обнаружили, что очутились там? Находясь там, чувствовали ли вы себя в безопасности?

Толкование снов из Сонника Лоффа

Подпишись на канал Сонник!

Грузовой корабль «Прогресс», запущенный в четверг вечером с космодрома «Байконур», не смог выйти на расчетную орбиту и разбился на территории России. Ракета-носитель «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-04» стартовала с космодрома Байконур к Международной космической станции.

«Обломки упали, предположительно, в Туве, организованы их поиски»,

— рассказал источник агентству РИА «Новости». По словам другого источника, обломки «Прогресс МС-04» могли упасть на юго-востоке Сибири «недалеко от российско-монгольской границы».

Изначально о неполадках при запуске стало ясно из короткого сообщения «Роскосмоса»: «Сообщаем, что сегодня после пуска ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-04» с 383-й секунды пропала телеметрия».

По данным сайта russianspaceweb.com, вскоре после запуска жители Тувы сообщили о мощном взрыве в небе,

сотрясшем землю, после чего были видны падающие обломки.

Указанное время прекращения связи говорит о том, что нештатная ситуация произошла во время работы двигателя третьей ступени. Позднее «Роскосмос» официально подтвердил потерю грузового корабля. «До 382-й секунды полет ракеты-носителя проходил штатно. После 382-й секунды полета прием телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирование корабля на расчетной орбите», — говорится в сообщении. По предварительной информации, в результате нештатной ситуации потеря ТГК

произошла на высоте около 190 км над труднодоступной безлюдной гористой территорией Республики Тыва, и большинство фрагментов сгорели в плотных слоях атмосферы.

Планировалось, что грузовой корабль причалит к командному модулю «Звезда» в субботу и останется пристыкованным до апреля 2017 года.

«Прогресс МС-04» должен был доставить более двух тонн различных грузов, в том числе топливо, средства для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа 50-й долговременной экспедиции МКС, оборудование для поддержания станции в рабочем режиме, посылки для космонавтов и астронавтов.

Кроме того, в состав груза входил новый скафандр последней модификации «Орлан-МКС» для российских космонавтов, мини-теплица и экспериментальная установка для переработки воды и мочи. Теплица «Лада-2» предназначалась для долговременных экспериментов по выращиванию растений в условиях невесомости. Подобные исследования были начаты еще на советских станциях «Салют», а затем — на «Мире».

Неудача с запуском «Союза» стала первой в 2016 году аварией и первой после «неудачного» для российской космонавтики 2015 года.

В том году при запусках одна за другой были потеряны две ракеты, что стало причиной вала критики в адрес российской космической отрасли и поставило под вопрос надежность российских ракет. 28 апреля грузовой корабль «Прогресс М-27М» вышел и не смог доставить горючее, воздух, продовольствие и запчасти на МКС.

В мае потерпела с мексиканским спутником связи. Тогда неполадки возникли в третьей ступени на 497-й секунде полета — была зафиксирована нештатная работа двигателей.

Теперь «Прогресс МС-05», запуск которого планировался на февраль, может быть направлен к МКС раньше срока в случае утери корабля «Прогресс МС-04».

Ракета «Союз-У» самая старая из летающих «Союзов», и это был ее предпоследний пуск, напомнил «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев. «Она летает давно, на ней запускали пилотируемые корабли и «Прогресс». Есть более мощная модификация «Союз-ФГ» с более мощными двигателями и самые свежие модификации «Союз-2а», «Союз-2б» и легкая ракета «Союз-2.1в», — напомнил эксперт. - «Союз-У» планировали снять с производства и плавно переходить на «Союз-2». К концу действия Федеральной космической программы должны летать уже только «Союз-2». Самое главное — определить причину падения. Может быть, это двигатель, может, система управления — что угодно», — добавил эксперт.

Российский грузовой космический корабль “Прогресс М-27М”, контроль над которым был потерян после его запуска в конце апреля, в ночь на пятницу сгорел в плотных слоях атмосферы над центральной частью Тихого океана. Однако эксперты практически до последнего момента спорили, где произойдет его падение и что может достигнуть поверхности земли.

“По данным национальной системы контроля космического пространства, корабль вошел в плотные слои атмосферы и сгорел”, – сказал агентству “Интерфакс” представитель Роскосмоса. Он отметил, что “Прогресс М-27” прекратил существование в 05:04 по московскому времени в пятницу. Вход в плотные слои атмосферы произошел на 160 витке над центральной частью Тихого океана.

Неудача запуска бурно обсуждалась в первую очередь из-за находившейся на борту копии Знамени Победы, о чем широко сообщали российские средства массовой информации. Космический грузовик должен был также доставить на МКС продовольствие и еду, но из-за неполадок вышел на орбиту выше расчетной и начал бесконтрольно вращаться. Попытки стабилизировать корабль не привели к успеху, правда, чиновники заявили, что знамя уже находится на орбите.

С тех пор, как стало окончательно ясно, что “Прогресс” неуправляем и начал постепенный неконтролируемый сход с орбиты, начались обсуждения, когда и где аппарат упадет на Землю, вернее сказать, войдет в плотные слои атмосферы. К вечеру 7 мая большинство специалистов, в том числе официальные представители Роскосмоса прогнозировали, что “Прогресс” начнет падение уже ближайшей ночью – с 01:13 до 04:51 8 мая по московскому времени. Так оно и произошло.
Тем не менее, за последние дни мнения экспертов, как российских, так и американских, о времени и месте падения корабля расходились достаточно значительно. Так, время вхождения “Прогресса” в плотные слои атмосферы, изначально обозначенное Роскосмосом как период 5-7 мая, постепенно корректировалось и сдвигалось на более поздние сроки, а в качестве места возможного падения обломков называлась и западная часть Индийского океана, и восток Бразилии, и страны Северной Европы.

На брифинге, прошедшем 29 апреля, представители Роскосмоса заявили, что “контролируют орбиту ТГК и будут своевременно сообщать о развитии событий”, однако эксперты уверены, что уже как минимум несколько дней никакой связи с “Прогрессом” нет: “В нем уже разрядились батареи, сейчас его просто отслеживают как движущийся по орбите объект с помощью средств контроля околоземного космического пространства, – объяснил в интервью Радио Свобода академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. – Корабль движется, подчиняясь законам небесной механики. Скорость его схода с орбиты зависит от состояния атмосферы, от активности солнца и других факторов, которые плохо поддаются расчету”.
Достаточно точными системами, следящими за объектами на околоземной орбите, в мире обладают только Россия и США. В России это Система контроля космического пространства (ССКП), входящая в состав армии ракетно-космической обороны РФ, в Соединенных Штатах это аналогичная Space Surveillance Network, подчиняющаяся командованию воздушно-космической обороны США (NORAD).

Но для того чтобы прогнозировать поведение сходящего с орбиты тела, одних наблюдений мало, необходимо выполнять сложные расчеты, учитывающие в первую очередь состояние атмосферы и активность солнца. “Атмосфера иногда вспухает, иногда опадает, в последнем случае скорость падения увеличивается. Вспышки на солнце создают солнечный ветер, который сталкивает объект с орбиты”, – поясняет Железняков. По возможности учитывая эти факторы, специалисты стараются делать предположение о дальнейшем поведении космического аппарата, но их прогнозы в принципе не могут быть точными.
“Основная причина, по которой эта задача становится трудно решаемой, это вариации плотности атмосферы, – говорит профессор Андрей Назаренко, сотрудник НТЦ “Космонит” ОАО “Российские космические системы”. – Расчетная плотность атмосферы определяется по известным моделям. Моделей существует несколько – наша, американская, европейская. Все модели по точности примерно одинаковые и имеют среднеквадратическую ошибку на уровне 10-15 процентов. Эта обстановка существует уже десятки лет, уточнить модели никому в мире не удается. И это незнание является основным источником наших ошибок”.

Различия в оценках времени и места падения аппарата российских и иностранных исследований связаны и с использованием разных моделей плотности атмосферы, и с учетом или без учета дополнительных факторов, и с вариациями в системах матобеспечения. При этом точность прогнозов все равно ни у кого не может превышать те самые 10-15 процентов: “Если, например, спутнику осталось летать сутки, то я могу сегодня предсказать время падения с погрешностью 3 часа”, – объясняет Назаренко. Говорить о хоть какой-то точности определения места падения аппарата не приходится и вовсе: за 3 часа он успевает сделать вокруг планеты целых два оборота.

“Прогресс” войдет в плотные слои атмосферы в половину третьего ночи 8 мая плюс-минус полтора часа
Опрошенные Радио Свобода эксперты не считают, что различия в системах наблюдения за космическим пространствам могут дать преимущества российским или американским исследователям в прогнозировании поведения “Прогресса”: “В данной ситуации в высокой, до сантиметра, точности нет необходимости, – говорит Железняков,. – Считается, что американские средства слежения чуть-чуть точнее, чем наши, но при прогнозировании схода подобных объектов эта разница не принципиальна, здесь наши возможности можно считать одинаковыми”.

Если разницы в качестве данных практически нет, то есть разница в их доступности: “Информация, которая имеется в российском центре контроля космического пространства, является закрытой, ее в открытом доступе нет ни у кого”, – говорит Назаренко. Как и все независимые исследователи, Назаренко в своих вычислениях опирается на данные, выкладываемые в открытый доступ NORAD. Прогнозы Назаренко, потенциальную ошибку в которых ему, по его собственным словам, удалось снизить с 10-15 до 1-5 процентов, регулярно и независимо от Роскосмоса публикует Институт космических исследований РАН. Согласно последнему их них, “Прогресс” войдет в плотные слои атмосферы в половине третьего ночи 8 мая плюс-минус полтора часа. Любопытно, что сейчас это почти в точности совпало с последним (на 19:00) прогнозом Роскосмоса (01:13–4:51).

Вероятность их падения на человека столь мизерна, что даже говорить о ней не имеет особого смысла
Имеющийся трехчасовой разброс не дает возможности хотя бы примерно предположить, где именно “Прогресс” войдет в земную атмосферу. Насколько важно это знать? Представители Роскосмоса раз за разом повторяют в официальных заявлениях: “Корабль полностью сгорит в плотных слоях атмосферы Земли, и только некоторые небольшие фрагменты элементов конструкции могут достичь поверхности планеты”. Эксперты согласны с этим.

“На Землю мало что упадет, если что-то и долетит до поверхности земли, то это остатки шаров-баллонов, в которых хранятся сжиженные газы”, – уверен Железняков. Баллоны изготавливаются из тугоплавкого металла, как правило, титана, имеют толстые стенки, какие-то их остатки могут не полностью сгореть в атмосфере. Если исходный вес такого шара – несколько килограммоа, то поверхности земли смогут достигнуть разве что фрагменты в несколько десятков грамм весом. Кроме того, обломки космического аппарата мало угрожают людям по простой причине: человечество занимает на планете совсем крохотную площадь, даже не учитывая, что две трети поверхности занимает океан. “Даже если небольшие обломки шаров-баллонов все же упадут на какие-то объекты, строениям они большого ущерба не причинят. А вероятность их падения на человека столь мизерна, что даже говорить о ней не имеет особого смысла”, – говорит Железняков.
Назаренко напоминает, что космический мусор падает на Землю регулярно, и обычно об этом никто даже не вспоминает: “Каждый день на Землю в среднем падает один спутник. Ни разу не было случая, чтобы он принес какой-то вред. Такие случаи были, когда что-то падало, но они являются очень редкими. Единственный случай, который вроде бы принес вред, – случай, когда российский спутник с ядерным источником энергии упал на Канаду. На этот счет шумели много, но вроде бы писали о том, что был обнаружен источник радиоактивного загрязнения, и наша страна платила какую-то компенсацию. Случаев, когда кому-то падало на голову, не было ни одного, хотя каждый год падают сотни спутников. И этим мало кто интересуется, если только не произошла какая-то авария”, – считает Назаренко.

Роскосмос в своих заявлениях упоминает, что грузовые космические корабли, успешно, в отличие от нынешнего “Прогресса”, завершившие миссию к МКС, обычно заполняются ненужными отходами и так же сводятся с орбиты и попадают в плотные слои атмосферы, и по этому поводу никто не паникует. Впрочем, Железняков отмечает, что эти аппараты, опять же, в отличие от “Прогресса”, спускаются по заранее спланированной траектории: “Это управляемый свод, аппараты почти полностью сгорают в атмосфере, но траектория рассчитывается таким образом, чтобы несгоревшие обломки – те же остатки шаров-баллонов, попадали на юг Тихого океана, где нет никакого судоходства”. Впрочем, воочию никто этих обломков не видел, так что утверждать, что шары-баллоны при падении корабля типа “Прогресс” сгорают не полностью, можно только теоретически.
Самым известным примером управляемого свода космического аппарата было затопление станции “Мир” 23 марта 2001 года. Тогда в Тихий океан действительно упало достаточно много обломков, впрочем, как замечает Железняков, “вес “Прогресса” – 7 тонн, а станция “Мир” весила 140”.

Итак, падение “Прогресса” произойдет, скорее всего, ближайшей ночью, и жители Земли вряд ли пострадают. Авария корабля снабжения МКС не вызвала особых проблем и у шестерых обитателей Международной космической станции: “Там существует запас, рассчитанный на период от 4 до 6 месяцев. На станции всего достаточно. Следующий корабль, американский “Дракон”, полетит на МКС в июне, 6 августа полетит очередной “Прогресс”, в августе стартует японский грузовой корабль”, – рассказывает Железняков.

Чтобы положение не выглядело слишком безоблачным, остается напомнить, что затраты на запуск “Прогресса М-27М” составили, по официальным данным, почти 2,6 миллиарда рублей, сообщает

Грузовой космический корабль «Прогресс МС-04 » потерпел аварию над Тувой 1 декабря 2016 года. В результате проблем в работе двигателей третьей ступени, ракета с грузовым кораблём рухнула вниз. Большая часть ракеты и корабля сгорели в плотных слоях атмосферы.

Корабль был потерян из-за нештатной ситуации, когда находился на высоте 190 километров. Остатки обломков упали на труднодоступные безлюдные территории. На место предполагаемого падения выехали спасатели и пожарные, однако найти обломки крайне сложно из-за того, что на данной территории произрастают густые леса. Случаев пожара, несчастных происшествий или пострадавших людей в результате падения обломков не зафиксировано. МЧС и глава Тувы просят местных жителей, в случае нахождения обломков ракеты, немедленно сообщать в соответствующие органы.

Как стало известно, космический корабль «Прогресс» должен был доставить на МКС 2,5 тонны груза, в числе которого были припасы, топливо, вода, сжатые газы, медикаменты и фрукты для новогоднего стола членов экипажа Международной космической станции. По данному поводу в сети даже появились шутки: «Жители Тувы благодарят Роскосмос за корабль «Прогресс» с новогодними продуктами», «Рухнувший Прогресс вёз космонавтам мандарины к новому году ((((((((» и так далее. Помимо этого, на борту рухнувшего на Тувой космического корабля, также находилась оранжерея «Лада-2», в которой планировалось впервые вырастить сладкий перец в условиях невесомости и нестандартных условий космоса. Также на борту упавшего корабля был модифицированный скафандр «Орлан-МКС», который был оснащён автоматической системой терморегулирования.

Падение космического корабля «Прогресс» над Тувой видео

Обернувшийся катастрофой запуск транспортного грузового корабля нового поколения «Прогресс МС-04» к Международной космической станции стал первым крупным провалом России в космосе за последние полтора года. За четыре дня до этого вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия вырвалась «из пелены поражений, обидных аварий и катастроф». Что произошло с «Прогрессом» и чем это грозит, разбиралась «Лента.ру».

Запуск «Союза» с «Прогрессом» состоялся на космодроме Байконур в 17:52 по московскому времени. Старт ракеты-носителя и отделение первых двух ступеней прошли успешно. Предполагалось, что корабль проведет в автономном полете двое суток. Стыковка с МКС планировалась на 19:43 по московскому времени 3 декабря.

Спустя 383 секунды после старта в Роскосмосе отчитались о пропаже телеметрии, а штатные средства контроля не обнаружили корабль на расчетной орбите. Связь была потеряна, когда корабль находился на высоте около 190 километров над безлюдной гористой местностью Республики Тыва. «Прогресс МС-04» не смог выйти на расчетную орбиту из-за того, что ракета-носитель не набрала достаточную скорость. Корабль разрушился при вхождении в плотные слои атмосферы.

На борту корабля было около 2,5 тонн различных грузов для членов экипажа 50-й долгосрочной экспедиции МКС. Помимо еды, воды, воздуха, различных посылок и других средств обеспечения жизнедеятельности космонавтов и астронавтов, «Прогресс МС-04» должен был доставить топливо для космической станции. Кроме всего прочего, корабль перевозил оранжерею «Лада-2» для выращивания сладкого перца, пшеницы и салата в условиях невесомости, а также первый экземпляр скафандра нового поколения «Орлан-МКС».

По предварительным данным, ущерб для Роскосмоса от потери «Прогресса» может превысить четыре миллиарда рублей. Запуск осуществлялся на бюджетные средства, и страховка полностью ущерб не покроет. Некоторые эксперты поспешили найти в катастрофе украинский след - якобы была неисправность системы управления, произведенной, по предварительным данным, на харьковском ГНПП «Коммунар».

Источник в космической отрасли рассказал «Ленте.ру», что причиной произошедшего может быть отказ Роскосмоса от современных ракет-носителей «Союз-2.1а» в пользу устаревшей модификации «Союз-У».

«Такими темпами нам не на чем будет запускать наши "Прогрессы", и мы не обойдемся без помощи американцев: после потери грузового корабля в апреле 2015 года мы были вынуждены перейти с современного носителя "Союз-2.1а" на старый и проверенный "Союз-У". Теперь и с ним, кажется, проблемы», - уточнил источник. Он также отметил, что делать выводы и называть виновных преждевременно.

Источник «Ленты.ру» имел в виду аварию, произошедшую полтора года назад, утром 28 апреля 2015 года. Тогда с запущенного к МКС при помощи ракеты «Союз-2.1а» грузовика «Прогресс М-27М» в ЦУП тоже перестали поступать телеметрические данные. Роскосмос заявил, что переводит стыковку грузовика с МКС на двухсуточную схему. В течение суток в ведомстве не давали внятных комментариев. Между тем уже ближе к вечеру 28 апреля «Прогресс М-27М» вошел в неконтролируемое вращение, а на следующий день ВВС США зафиксировали на орбите рядом с грузовиком обломки неизвестного происхождения.

«Прогресс М-27М» начал неконтролируемый сход с орбиты, и 8 мая осколки грузовика (который, кстати, вроде бы должен был доставить на МКС Знамя Победы) упали в Тихий океан. Это произвело много шума в сети, и в космическом агентстве поспешили заявить, что Знамя Победы уже было доставлено на станцию. Причиной аварии эксперты назвали конструктивные особенности совместного использования ракеты и грузовика - проще говоря, по отдельности они были исправны, но их совместная работа не была согласована. В данном случае, вероятно, произошла разгерметизация топливных баков третьей ступени.

Эта неудача заставила Роскосмос отправлять грузовики не на современных ракетах «Союз-2.1а», а на носителях «Союз-У», которые считаются самыми надежными в мире. Однако используются они слишком давно, с 1973 года, поэтому в 2017-м был запланирован их последний полет. Причем даже усовершенствованные модификации грузовиков «Прогресс МС» запускались на тех же «Союз-У». Но и о «Союз-2.1а» не забыли - именно он, в адаптированном для новой стартовой площадки варианте, стартовал с космодрома Восточный ровно через год после катастрофы, 28 апреля 2016-го. Тогда тоже не обошлось без накладок - пуск, запланированный на 27 апреля, перенесли на сутки из-за неисправности в блоке системы управления ракетой.

Неисправность была вызвана халатностью при производстве кабеля, ведущего к топливному клапану. Генеральный директор екатеринбургского НПО автоматики Леонид Шалимов получил предупреждение о неполном служебном соответствии от президента Владимира Путина и подал в отставку. Глава государства назвал случившееся «примером идеального разгильдяйства». Глава Роскосмоса Игорь Комаров и вице-премьер Дмитрий Рогозин отделались выговором.

По иронии судьбы Рогозин четыре дня назад, 28 ноября 2016 года, успел заявить, что «российская космонавтика, вырвавшись из этой пелены поражений, обидных аварий и катастроф, стабилизировав вопросы качества, сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий».

Сегодняшняя ситуация почти в точности воспроизводит события 24 августа 2011 года, когда на участке работы третьей ступени ракеты «Союз-У» случилась авария с грузовиком «Прогресс М-12М». «Тогда на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали в Горном Алтае. Жертв и разрушений на земле не было», - сообщил собеседник .

По его словам, все было штатно вплоть до участка работы третьей ступени, 309-й секунды полета. Через 16 секунд после запуска третьей ступени нарушилась работа двигателя РД-0110, и еще через 33 секунды он аварийно выключился. Третья ступень ракеты с неотсоединившимся от нее кораблем «Прогресс М-12М» по баллистической траектории вошла в атмосферу и разрушилась.

Причины нештатной ситуации стали ясны практически сразу - к нарушению условий работы и снижению параметров двигателя РД-0110 и его аварийному выключению привело уменьшение расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи. Комиссия признала выявленный производственный дефект случайным, то есть единичным случаем, который не повторится при следующих пусках «Союза-У».

В итоговом документе межведомственной комиссии по результатам расследования аварии 24 августа 2011 года говорится о необходимости «разработать и внедрить дополнительные меры контроля состояния агрегатов новых двигателей в процессе их разработки и изготовления, в том числе установить системы видеонаблюдения на рабочих местах в цехах окончательной сборки».

«Случайный производственный дефект обусловлен не нарушениями технологического цикла, а единичными факторами, которые, в общем-то, не должны быть, но могут встречаться в производстве. Задача грамотного хозяйственника - избежать таких случайных дефектов, им не место в отрасли. Если случайный дефект возник второй раз, он уже должен классифицироваться как производственный брак. Но повторюсь, выводы делать рано», - сообщил источник «Ленты.ру».

Сейчас доставлять грузы на МКС могут, кроме российского «Прогресса», частные американские грузовики Dragon (компании SpaceX) и Cygnus (компании Orbital ATK), а также японский HTV. Dragon - единственный на сегодняшний день космический грузовой корабль, способный возвращать грузы с орбиты на Землю. Остальные сгорают вместе с отходами в атмосфере планеты. Расследование причин случившегося наверняка займет некоторое время - спешить в этом вопросе было бы сумасшествием. Пока Россия может воспользоваться помощью партнеров по МКС.

Ближайший пуск к МКС должен состояться через неделю, 9 декабря. К станции в шестой раз отправится корабль HTV Японского космического агентства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: