Нашатырный спирт презентация. Презентация на тему "аммиак"

Аммиак


Задания для повторения

  • Осуществите цепочку превращений:
  • N 2 →Li 3 N→NH 3 →NO→NO 2 →HNO 3
  • Определите коэффициенты в уравнении реакций методом электронного баланса:
  • Определите коэффициенты в уравнении реакций методом электронного баланса:
  • NH 3 +O 2 →NO+H 2 O
  • NH 3 +O 2 →N 2 +H 2 O

Эта история произошла во время I мировой войны.


Строение аммиака

(NH 3 )

+7 N ))

+1 H)


Физические свойства

  • Аммиак – это бесцветный газ с резким запахом , в 2 раза легче воздуха .
  • Аммиак нельзя вдыхать продолжительное время, т.к. он ядовит.
  • Легко сжижается.
  • При соприкосновении с кожей возникает обморожение различной степени.
  • Т пл = -78 0 С
  • Хорошо растворим в воде:

а) 25% раствор – водный аммиак (аммиачная вода)

Б) 10% раствор – нашатырный спирт.

Т кип = -33,5 0 С


Химические свойства

  • По донорно-акцепторному механизму:

А) Взаимодействие с кислотами:

NH 3 +HCl=NH 4 Cl

:NH 3 +□H + =NH 4 +

Б) Взаимодействие с водой:

NH 3 +H 2 O ↔ NН 4 ОН

АКЦЕПТОР

ДОНОР


Химические свойства

2) Взаимодействие с металлами:

2NH 3 +Na=NaNH 2 +H 2

2NH 3 +O 2 =2H 2 O+N 2

2NH 3 +3Br 2 =6HBr+N 2


Плдучение аммиака

1) Промышленный: синтез из азота и водорода:

N 2 +3H 2 ↔2NH 3

2) Лабораторный:

Са(ОН) 2 +NH 4 Cl=CaCl 2 +NH 3 +2H 2 O


Получение

В лаборатории

NH 3

NH 4 Cl

Ca(OH) 2


Применение

Производство азотной

В холодильных

установках.

В медицине,

Для паяния

Производство

удобрений

Производство

взрывчатых


Проверка знаний

1.Какую степень окисления имеет азот в нитрате аммония?

2. Составьте химические уравнения следующих превращений:

азот→аммиак→хлорид аммония

3. Дополнительное задание: Определите коэффициенты в следующей схеме химической реакции, используя метод электронного баланса:

Cu+NH 3 →N 2 +Cu+H 2 O


Домашнее задание

Аммиак NH3

Аммиа́к - NH3, нитрид водорода, при нормальных условиях - бесцветный газ с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта)
Аммиак почти вдвое легче воздуха, ПДКр.з. 20 мг/м3 - IV класс опасности (малоопасные вещества) по ГОСТ 12.1.007. Растворимость NH3 в воде чрезвычайно велика - около 1200 объёмов (при 0 °C) или 700 объёмов (при 20 °C) в объёме воды. В холодильной технике носит название R717, где R - Refrigerant (хладагент), 7 - тип хладагента (неорганическое соединение), 17 - молекулярная масса.

Молекула аммиака имеет форму тригональной пирамиды с атомом азота в вершине. Три неспаренных p-электрона атома азота участвуют в образовании полярных ковалентных связей с 1s-электронами трёх атомов водорода (связи N−H), четвёртая пара внешних электронов является неподелённой, она может образовать донорно-акцепторную связь с ионом водорода, образуя ион аммония NH4+. Благодаря тому, что не связывающее двухэлектронное облако строго ориентировано в пространстве, молекула аммиака обладает высокой полярностью, что приводит к его хорошей растворимости в воде.

Состояние (ст. усл.)tгаз

Молярная массаt17.0306 г/моль
Плотностьt0.0007723 (н.у.)
Физические свойства

Состояние (ст. усл.)tгаз
Отн. молек. массаt17.0306 а. е. м.
Молярная массаt17.0306 г/моль
Плотностьt0.0007723 (н.у.)
Физические свойства

Состояние (ст. усл.)tгаз
Отн. молек. массаt17.0306 а. е. м.
Молярная массаt17.0306 г/моль
Плотностьt0.0007723 (н.у.)
Физические свойства








Применение

Аммиак относится к числу важнейших продуктов химической промышленности, ежегодное его мировое производство достигает 150 млн тонн. В основном используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды (по аммиачному методу) и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя.
В холодильной технике используется в качестве холодильного агента (R717)
В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно - невралгии, миозиты, укусах насекомых, для обработки рук хирурга. При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).
Применяют местно, ингаляционно и внутрь. Для возбуждения дыхания и выведения больного из обморочного состояния осторожно подносят небольшой кусок марли или ваты, смоченный нашатырным спиртом, к носу больного (на 0,5-1 с). Внутрь (только в разведении) для индукции рвоты; также, в составе нашатырно-анисовых капель - в качестве муколитического (отхаркивающего) средства. При укусах насекомых - в виде примочек; при невралгиях и миозитах - растирания аммиачным линиментом. В хирургической практике разводят в тёплой кипяченой воде и моют руки.
Поскольку аммиак является слабым основанием, при взаимодействии с кислотами он их нейтрализует.
Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления.
Противоморозная добавка для сухих строительных растворов, относящаяся к ускорителям. Рекомендуемая дозировка - 2…8 % массы компонентов сухой смеси в зависимости от температуры применения. Аммиачная вода - продукт (NH3*H2O), представляющий собой газообразный аммиак NН3, растворенный в воде.
Применение

При укусах насекомых аммиак применяют наружно в виде примочек. 10 % водный раствор аммиака известен как нашатырный спирт.
Возможны побочные действия: при продолжительной экспозиции (ингаляционное применение) аммиак может вызвать рефлекторную остановку дыхания.
Местное применение противопоказано при дерматитах, экземах, других кожных заболеваниях, а также при открытых травматических повреждениях кожных покровов.
При случайном поражении слизистой оболочки глаза промыть водой (по 15 мин через каждые 10 мин) или 5 % раствором борной кислоты. Масла и мази не применяют. При поражении носа и глотки - 0,5 % раствор лимонной кислоты или натуральные соки. В случае приема внутрь пить воду, фруктовый сок, молоко, лучше - 0,5 % раствор лимонной кислоты или 1 % раствор уксусной кислоты до полной нейтрализации содержимого желудка.
Взаимодействие с другими лекарственными средствами неизвестно.
Аммиак в медицине

Хотите лучше владеть компьютером?

Сервисы Гугл позволяют сделать онлайн опрос с разными типами вариантов ответов и автоматическим созданием сводной таблицы с ответам всех респондентов. Формы опросов можно встраивать на страницы сайтов, но это для проведения такого опроса не обязательно иметь свой сайт. Сфера применения таких опросов широка, учителя могут проводить анкетирование родителей или учеников школы, отправив ссылку на страницу опроса по электронной почте, опубликовав в социальных сетях или на школьном сайте. Опрос может быть как анонимным, так и только от авторизованных пользователей. Рассмотрим создание своего онлайн-опроса в сервисах Гугла.

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Аммиак: состав, строение, свойства, применение

Лукуша Елена Фёдоровна, учитель химии МБОУ «Морская средняя школа» городского округа Судак, Республики Крым


Аммиак может быть обязан своим названием оазису бога Аммона в Северной Африке, находящемуся на перекрестке караванных путей.

В очень жарком климате мочевина (NH 2) 2 CO, разлагается особенно быстро.

Одним из основных продуктов разложения и является аммиак.

Оазис «Аммон»

в Северной Африке


По некоторым другим сведениям, аммиак мог получить современное название от древнеегипетского слова «амониан».

Так называли всех

верующих людей, поклоняющихся богу Амону.

Люди во время своих ритуальных обрядов нюхали NH 4 Cl, который при нагревании издаёт запах аммиака.

Бог Аммон в образе барана


Сокращенное название «аммиак» которым мы всегда пользуемся, ввел в обиход в 1801 году русский ученый - химик, академик

Яков Дмитриевич Захаров, который впервые разработал также и систему русской химической номенклатуры.



ковалентная полярная

Химическая связь

Кристаллическая решетка

молекулярная


Физические свойства (при н.у.)

  • бесцветный газ

с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта)

  • легче воздуха (М=17 г/моль)
  • хорошо растворяется в воде (1200 объёмов при 0 °C) и 700 объёмов (при 20 °C) в объёме воды
  • температура плавления -77.73 °C
  • температура кипения -33.34 °C
  • ЯДОВИТ!


Получение аммиака

Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония:

2NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = 2NH 3 + СaCl 2 + 2H 2 O

(NH 4 ) 2 SO 4 + 2NaOH = 2NH 3 + Na 2 SO 4 + 2H 2 O

Гидроксид аммония неустойчивое основание, разлагается:

NH 4 OH ↔ NH 3 + H 2 O

При получении аммиака необходимо держать пробирку - приёмник дном кверху, так как аммиак …..


Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота:

N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) + 45,9 кДж

катализатор – пористое железо

температура – 450 – 500 ˚С

давление – 25 – 30 МПа

Это так называемый процесс Габера (немецкий физик, разработал физико-химические основы метода).


Химические свойства аммиака

Для аммиака характерны реакции:

1) с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления);

2) без изменения степени окисления атома азота (присоединение).


Реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления)

N -3 N 0 N +2

NH3-сильный восстановитель


с кислородом

Горение аммиака (при нагревании)

4NH 3 + 3O 2 → 2N 2 + 6H 2 0

Каталитическое окисление амииака (катализатор Pt – Rh, температура)

4NH 3 + 5O 2 → 4NO + 6H 2 O


с оксидами металлов

2NH 3 +3CuO =3Cu + N 2 +3H 2 O


с сильными окислителями

2NH 3 + 3Cl 2 = N 2 + 6HCl

(при нагревании)


Реакции без изменения степени окисления атома азота (присоединение - образование иона аммония NH 4 +

по донорно-акцепторному механизму


Взаимодействие с кислотами

NH 3 + HCl → NH 4 Cl

2NH 3 +H 2 SO 4 → (NH 4 ) 2 SO 4


Взаимодействие с водой

NH 3 + H 2 O = NH 4 OH

При добавлении фенолфталеина‑ раствор становится малиновым, так как при растворении аммиака частично образуется гидроксид аммония NH 4 OH.


Применение аммиака

  • Производство пластмасс и

волокон

2. В составе моющих средств


3. Производство азотных удобрений

4. В сельском хозяйстве


5. Производство азотной кислоты

6. Получение взрывчатых веществ




Это интересно

  • Пары нашатырного спирта способны изменять окраску цветов. Например, голубые и синие лепестки становятся зелеными , ярко красные - черными.
  • Облака Юпитера состоят из аммиака.

Презентация "Аммиак" может быть использована учителем химии в учебном процессе в качестве учебного электронного тематического пособия:

  • на уроках химии при объяснении нового и закреплении пройденного материала по теме "Неметаллы. Аммиак" в 9-11 классе;
  • во внеклассной работе - на факультативных занятиях и кружках;
  • при индивидуальных занятиях с учащимися;
  • при подготовке учащихся к практическим работам по получению, собиранию и обнаружению газообразных веществ.

Так, например, объяснение нового материала на уроке "Аммиак" можно провести на основе беседы с учащимися. Учитель может построить ее на повторяющемся вопросе - что вам известно о:? И далее следуют наводящие вопросы учителя (подготовленные заранее, в зависимости от специфики класса следует подбирать вопросы с различной дифференциацией). Учитель, по своему усмотрению, может перефразировать вопросы, изменить их последовательность, сократить их общий объем. Ответы учащихся учитель дополняет своим рассказом и показом соответствующих слайдов. Объяснение нового материала можно провести и по другой схеме: показ слайда (слайдов), затем рассказ учителя с элементами беседы; либо - сначала рассказ учителя, затем показ слайда (слайдов) и беседа с учащимися (если она уместна).

Учитель может приостановить презентацию для показа демонстрационных опытов, либо видеоопытов, работы с электронной доской, а затем возобновить работу с ней.

Для большей заинтересованности учащихся в получении знаний по теме и активизации их на уроке учитель предлагает им выполнить заранее домашнее задание творческого характера. Задание в виде вопросов, цепочек превращений предлагается всему классу, либо оно распределяется по группам класса. Учащиеся должны подготовить ответы на вопросы.

Вопросы, например, такие:

1. Как был получен аммиак, объясните этимологию этого слова? В какое историческое время это было?

2. Как правильно собрать аммиак и доказать его наличие?

3. Что интересного вам известно об аммиаке? Где применяется это вещество?

Повторение пройденного материала по теме "Химия неметаллов" учитель может провести также на основе презентации. Если возникают затруднения при ответах учащихся, то есть возможность вернуться к рассмотрению данного вопроса на основе соответствующего слайда. Наличие гиперссылок облегчат поиск нужного слайда.

Использовать презентацию "Аммиак" могут и учащиеся при дистанционном обучении, при выполнении домашних заданий, подготовке к контрольным и практическим работам, самопроверке своих знаний по теме, т.е. с помощью данной презентации можно повысить самостоятельный поиск знаний учащимися, что особенно актуально при переходе школ на ФГОС второго поколения.

На слайдах представлен материал, который позволит подготовиться к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ. олимпиаде. В случае затруднений всегда можно вернуться к презентации.

Наличие такого электронного пособия, как презентация "Аммиак" в кабинете химии, дает возможность учителю сократить время на подготовку к уроку, повысить заинтересованность учащихся в изучении темы, повысить уровень обученности и качества знаний учащихся по химии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: