Лоббизм и другие возможности влияния на власть. Значение слова «лоббизм

План.

1. Понятие «лоббирование».

2. Формы организации лоббирования.

3. Правила лоббирования.

Процесс лоббирования сдержи-вает командную деятельность властных структур и ограничивает всесилие директивности аппарата государственной власти.

Необходимость лоббирования обусловлена неизбежным осуществ-лением множества различных мнений по самым различным проблемам общества. Главным образом это касается профессиональных и территориальных интересов.

Лоббирование упорядочивает различные точки зрения и повышает ответственность власти перед организованными группами влияния.

Отраслевое лоббирование имеет особое значение для областей, где от большинства предприятий одной отрасли зависит жизнь целых городов и районов. Так, на балансе текстильных предприятий Ивановской области по-прежнему находятся пионерские лагеря, стадионы, объекты незавершенного строительства, отопительные коммуникации и т.д.

Таким образом, в Государственной Думе появляются не предста-вители партийных организаций, а выразители интересов отдельных производств и отраслей. Поэтому не случайно современная российская власть имеет очевидный отраслевой оттенок. Такая защита отдельных интересов не должна входить в противоречие с законом.

Сегодня в России правительство и вся кредитно-финансовая система Центрального Банка и Министерства финансов находится под сильным давлением различных кругов лоббистов, которые «выбивают» дешевые кредиты, налоговые льготы, завышенные пенсии для специалистов собственных ведомств.

В России лоббирование все еще носит дикий характер, нередко протекающий в условиях криминальной обстановки и коррупции. Активная роль в этом паблик рилейшнз поистине неоценима.


Процесс лоббирования в российской экономике в основном преследует следующие цели:

1) Участие в формировании национального бюджета. В Государственной Думе при его рассмотрении и принятии наибольшее давление оказывают аграрники, топливно-энергетический военно-промышленный комплексы, которые выбивают для себя максимально возможную долю бюджета.

2) Перераспределение льготных кредитов, лицензий, квот, акцизов по экспорту и импорту. Сегодня в Россию 9 из 10 автомобилей поставляется бесплатно с учетом их дальнейшей реализации различным льготным категория - ветеранам, инвалидам, чернобыльцам и многим другим.

3) Создание системы эффективных налогов и льгот по ним. В парламенте идет жесткое сопротивление со сторон органов исполнительной и законодательной власти упорному стремлению творческих союзов добиться налоговых льгот. Противодействие мотивируется тем, что стоит эти льготы ввести, как творческие союзы превратятся в «крышу» для массы сомнительных коммерческих структур.

4) Добиться справедливого урегулирования таких важнейших вопросов национальной экономики, как приватизация, продажа или выделение земли, регистрация банков и многих других.

К сожалению, наша страна и сегодня лидирует во всем мире по количеству чиновников во властных структурах. Причем для российских чиновников в отличие, скажем, от американских и японских, нет обязательной финансовой отчетности в случаях персональной отставки. Но когда высокий чиновник одновременно является и избранником народа и представителем лоббистской группировки, практически невозможно провести в его действиях, поступках, мотивах четкую грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией.

Мы уже давно привыкли, что совершенно обыденной вещью в прессе, на телевидении, радио, с парламентской трибуны ста-ли обвинения в коррупции, связях с мафией и т. п. Конечно же, одной из главных причин наличия элементов «дикого» лоббизма является отсутствие законодательной базы этого явления. Такое законодательство необходимо для того, чтобы лоббизм из орудия произвола и криминала превратился в чрезвычайно престижную форму поддержки российского предпринимательства.

В настоящее время можно выделить три основных направления влияния бизнеса на правительственные круги и законодательную власть.

Криминальный , связанный с подкупом, взятками, т. е. коррупцией, очень часто приводит к тяжелым последствиям для себя и окружающих.

Легальный путь включает два способа:

1) лидеры коммерческих структур сами идут в политику, что не всегда оправдано, но достаточно популярно;

2) наиболее эффективно и цивилизованно - влияние на политические решения с соблюдением закона и пра-вовых норм. Это требует продолжительной и кропотливой работы с властными и законодательными структурами. Это наиболее ха-рактерно при решении таких основных вопросов, как оказание влияния на процесс законотворчества.

Российский парламент составляют представители субъектов Федерации, отдельные фракции и группы, имеющие конкурирующие интересы. Эффект разногласий может быть сбалансирован специальным механизмом лобби. В России интересы банковского, нефтепромышленного, аграрного и оборонного секторов отстаиваются на организованной основе. В парламенте сложились формальные механизмы влияния граждан и организаций на представителей исполнительной и законодательной власти. Это происходит, не смотря на отсутствие закона о лоббировании.

Организации и граждане могут адресовать свои предложения, замечания по законодательству депутатам Государственной Думы, Совету Федерации, законодательным органам субъектов РФ на местах. Президенту у нас в России, так же как и в США, большую часть законопроектов пишут не политики, а государственные служащие.

Основная законодательная работа осуществляется 28 комитетами Государственной Думы. Сюда относятся комитеты по экономической политике, аграрным вопросам, обороне, промышленности, энергетике, строительству, образованию, комитет внешних экономических связей и т.д.

Создание проекта каждого закона и процесс прохождения его через Госдуму ведется соответствующим комитетом. При этом нередко практикуется дополнительное включение в ту иную депутатскую комиссию представителей заинтересованных организаций.

Например, при разработке Закона об альтернативной службе к депутатам Госдумы поступило обращение ответственных работников оборонного ведомства, подписанное многими командующими округами. В этом обращении говорилось о том, что в случае принятия этого закона рубежи России охранять будет некому.

Представляет практический интерес опыт Парламента Великобритании в поощрении участия лоббистов в рассматриваемых вопросах. Так, возможность заинтересованных групп выразить свою реакцию предоставляет издаваемый парламентом «зеленый документ» (green paper), который является первичным, дискуссионным и предшествует выпуску законопроекта.

По результатам дискуссии издается «белый документ» (white paper), содержащий реакцию на «зеленый». Этот «белый доку-мент» является основой для окончательного принятия законо-проекта. Если на стадии «зеленого документа» реакция привет-ствуется, то после издания «белого документа» время для эффективного лоббирования упущено.

Российские парламентарии придают большое значение получению достоверной информации по наиболее ост-рым проблемам российской экономики:

О состоянии нацио-нального и мирового рынков,

Действительного потенциала эко-номики и научно-технического прогресса в ведущих странах ми-ра,

О возможных инвестициях внутри страны и за рубежом и многим другим проблемам.

Все это необходимо знать, чтобы при обсуждении решающих для страны вопросов не поставить в менее выгодные условия отечественных производителей и не навредить национальным интересам России в целом. В связи с этим целесообразно иметь при парламенте постоянно дейст-вующие группы по связям парламентариев с другими ветвями власти и, несомненно, по связям с общественностью.

Коммерческие структуры, руководители предприятий и фирм нередко используют элементы «мягкого» лоббирования, помогая «своему» депутату связать интересы своего электората с законо-проектами, проходящими через парламент.

Одним из таких элементов может быть приглашение депута-та посетить открытие новой автоматической линии, презента-цию достижений коммерческой фирмы. В процессе такого зна-комства можно неназойливо и по существу обсудить возможную помощь по реализации задуманных проектов, модернизации оборудования и т.д.

Это «мягкое» лоббирование может сослужить хорошую службу и депутату. Такое взаимодействие предоставляет ему возможность получе-ния более объективной информации на местах, профессиональ-ных консультаций, оказания благотворительной помощи другим общественным организациям.

При любом лоббировании действуют два обязательных условия:

1. С точки зрения информационного обеспечения нужны специалисты, знающие сам вопрос лоббирования, вла-деющие компетентными аргументами и данными, которые обосно-вывают важность предлагаемого решения.

2. Для реализации механизма лоббирования нужны опера-тивные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений.

Формы организации лоббирования

Лоббирование может быть закрытым и открытым.

Закрытое лоббирование - это лоббирование интересов групп предпринимателей через их представителей во властных структурах, работа с избранными или назначенными руководителями властных структур и депутатским корпусом.

Для этого предпринимательское сообщество может непосредственно выдвигать в органы власти своих представи-телей или склонять к сотрудничеству представителей власти, выбранных от других сообществ.

Открытое лоббирование предполагает участие в открытых обсуждениях проблем, связанных с бизнесом.

Такие обсуждения в виде парламентских слушаний, экспертных комиссий, консультаций и т.д. проводятся, к примеру, в Государственной Думе России. Обсуждение проблем может инициироваться и СМИ, которые нередко апеллируют к мнению крупных и известных руководителей предприятий.

Как правило, организация лоббирования предполагает поиск во властных структурах лиц, заинтересованных в сотрудничестве с предпринимательским сообществом. С этой целью служба по связям с общественностью собирает информацию о действующих работниках властных структур. С целью привлечения к со-трудничеству интересующих лиц из органов власти их приглашают на презентации, юбилейные мероприятия, на предприятия в ка-честве экспертов. Кроме того, между заинтересованными лицами могут устанавливаться просто дружеские отношения. В дальнейшем все эти отношения формализуются через оплату услуг пред-ставителей органов власти. При этом все делается на легальных основаниях.

При продвижении своих представителей в органы власти выби-раются наиболее преданные производству работники. Их связь с предприятием после выдвижения во властные структуры не преры-вается. Здесь можно говорить о диверсификации бизнеса в политику.

Задачами лоббистов являются:

1) защита интересов своего предприятия,

2) оценка действий представителей государственной власти с позиций интересов своего предприятия,

3) поиск достоверной фактической информации, необходимой для ведения своего бизнеса,

4) доведение до органов власти точки зре-ния предпринимателя по важнейшим государственным проблемам.

За рубежом, особенно в США, лоббирование превратилось в большой самостоятельный бизнес, затраты на который составляют сотни миллионов долларов. Лоббированием занимаются преимущественно крупные фирмы. Однако это не исключает участие в нем предпринимательских сообществ, трудовых союзов и групп граждан. К примеру, представляющих молодежное движение.

В России лоббирование наиболее перспективно именно для предпринимательских сообществ. Это связано с тем, что число крупных, финансово крепких предприятий, способных влиять на государственную власть, невелико.

Государственная система в России сегодня нуждается в «подпорках» со стороны предпринимательских сообществ. Это вполне нормально, если не нарушает конституционных основ государства, свободу слова, права избирателей, систему политических партий и т.д.

  • Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby - кулуары) - вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определенных решений. Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (или не принять) нужное решение. Кроме того, лоббизм может также осуществляться на уровне межгосударственных образований - например, в органах Евросоюза. Методы лоббизма бывают законными и незаконными. К первым относится подача петиций, массовая рассылка писем в органы власти, проведение экспертизы законопроектов для государственного органа, проведение информационной кампании по обработке общественного мнения. В некоторых случаях законным методом лоббизма является оказание финансовой поддержки государственному политику - например, путем финансирования его избирательной кампании или не запрещенное законом внесение средств в благотворительные и иные проекты, которые связаны с ним. К незаконным методам относится прямой подкуп политиков и иное их финансирование, прямо запрещенное законом. Объективно существование лоббизма связано с двумя факторами: наличием в обществе групп интересов и потребностью органов власти в экспертной информации, которую они не могут удовлетворить самостоятельно. Поэтому лоббизм менее развит в тех органах власти, которые обладают возможностью получать экспертную информацию от собственных или подчиненных им структур. Например, Совет Европейского союза, члены которого получают необходимую информацию от национальных экспертных органов, намного менее подвержен лоббизму, чем депутаты Европарламента, которые такой возможностью не обладают. Фактором, облегчающим лоббизм, является выборность должностных лиц населением, так как выборное лицо нуждается в финансировании своей кампании и в обеспечении благоприятного имиджа среди избирателей.

    По правовому регулированию лоббизма страны делятся на три группы. В первой группе (Канада, США) лоббизм жестко регламентирован законодательством, а лоббисты в обязательном порядке регистрируются и отчитываются о своей деятельности. Во второй группе (некоторые страны Европы) лоббизм полностью (или только в отдельных органах власти) регулируется в рамках мягкого права, регистрация лоббистов необязательна. В третьей группе стран (к ней относится большинство современных государств) лоббизм не регламентирован специальным законом. Однако во всех странах (вне зависимости от того, есть ли в их национальном законодательстве понятие «лоббизм») правовой основой лоббизма является закрепленное конституционным актом право на подачу петиции в орган власти.

Понятие "лоббизм" впервые было рождено в Британии в середине XIX века. В своей изначальной трактовке лоббизм - это давление на принимающие решения лица в целях обеспечения необходимых решений. Ярчайшим примером является прямое или косвенное давление на депутатов парламента во время их голосования по

законопроектам. Именно так стали поступать крупные английские промышленники, собираясь в кулуарах законодательной палаты в дни сессий и пытаясь так или иначе убедить парламентариев принять нужные решения.

Сегодня лоббизм - это несколько более широкое явление. Он охватывает не только сферу интересов бизнеса, но и науки, образования, искусства, идеологических течений и так далее. Политический лоббизм крупных промышленников позапрошлого века имел выраженный негативный и даже нелегальный характер. Сегодня же эта деятельность вполне вошла в повседневную жизнь планеты. В современном мире политического пиара лоббизм - это еще и профессиональная деятельность. Более того, в ряде специальностей мировых и российских вузов с недавнего времени появилась соответствующая дисциплина. А в США, как отмечается статистикой, существует более 12 тысяч официальных лоббистов.

Лоббизм в политике и его приемы

Разделяют два вида таких действий: прямые и косвенные. К первым относятся непосредственные встречи и обсуждения с членами законодательного собрания; проведение презентаций и агитации в их среде; оказание помощи в подготовке законопроектов; профессиональные советы; оказание различных услуг депутатам и политическим партиям; прямое внесение денег на их счет, например, для ведения избирательных компаний. Косвенный лоббизм - это опосредствованные действия, посредством которых вызывается давление на парламентариев. В качестве его примеров можно назвать следующие:

1. Влияние общественного мнения. В этом случае провоцируются определенные настроения в самом обществе (обычно посредством СМИ), и тогда оно становится инструментом давления на законодателей.

2. Социальный опрос. Подобные опросы часто имеют заранее спланированные результаты. Это может быть обусловлено выбором определенной общественной группы, региона, провоцирующей постановкой вопроса и так далее. Опубликованные позднее результаты таких опросов становятся также рычагом влияния.

3. Привлечение избирателей. Это случай, когда лоббисты непосредственно обращаются к гражданам и агитируют тех обратиться, в свою очередь, к депутатам: написание письма, телефонный звонок. Масштабным вариантом может быть созыв митинга за принятие тех или иных законопроектов.

4. Ситуативные объединения. В некоторых случаях лоббисты могут объединяться по отдельным законам, выгодным для участников такого объединения. Пусть даже остальные их интересы и не совпадают. Депутаты более склонны к встречам с представителями таких групп, поскольку это избавляет от необходимости слушать требования разных групп, дублирующие друг друга. Соответственно, экономит силы и время.

Политический лоббизм

Политический лоббизм

понятие для обозначения профессиональной формы деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение. В отличие от иных форм политического давления политический лоббизм - легальный профессиональный вид общественной деятельности (в США он существует в таком качестве с 1946 г., в других странах считается чем-то предосудительным, вроде формы коррупции). Политический лоббизм - не просто закулисная интрига политиков, но система аргументации, механизм подготовки и принятия решений, реализующих интересы лоббирующих групп (см: "Давление политическое"). Поэтому политический лоббизм есть непартийный цивилизованный и упорядоченный законом способ воздействия и давления сил и интересов гражданского общества на государственный аппарат. В современной России сложилась латентно-лоббистская управленческая вертикаль. Традиционно к ней в России относятся сферы и отрасли либо экспортно-ориентированные (как наиболее развитые и сплоченные). Таковы ВПК, ТЭК, АПК, горно- и рудоперерабатывающая промышленность, финансово-банковский капитал, машиностроительный комплекс, транспорт, связь и коммуникации, армия. Спектр интересов групп влияние предельно широк. К ним можно отнести: принятие льготного налогообложения, внесение нужных изменений в бюджет, льготные возможности акционирования и приватизации; введение протекционистского таможенного налогообложения, кооптация в правительство и представительные органы власти своих представителей, работа со СМИ, PR - технологии.

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Политический лоббизм" в других словарях:

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Государство - (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

    Коррупция - (Corruption) История коррупции в мире, виды коррупции Вред от коррупции, причины и борьба с коррупцией Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Типология. Раздел 3. Вред от коррупции. Раздел 4. Причины. Раздел 5. Борьба с коррупцией.… … Энциклопедия инвестора

    Часть либертарианской философии Либертарианство Происхождение … Википедия

    Ходорковский, Михаил - Бывший глава нефтяной компании ЮКОС Заключенный СИЗО Матросская тишина в Москве, бывший предприниматель и один из самых богатых граждан России, учредитель группы МЕНАТЕП, бывший глава нефтяной компании ЮКОС. Михаил Борисович Ходорковский… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представит … Википедия

    Сергей Иванович Штогрин Дата рождения: 21 июля 1948(1948 07 21) (64 года) Место рождения: Хабаровск, РСФСР, СССР Гражданство: СССР; РФ … Википедия

    GR менеджер специалист по связям с органами власти, лоббист. Термин происходит от от англ. «Government relations» «связь с государственной системой управления». Обычно GR менеджерами становятся выпускники юридических и экономических… … Википедия

    Рауль Туркбиевич Арашуков (род. 18 января 1960(19600118), Хабез) российский управленец, политический деятель, бизнесмен, меценат. Советник генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз». Член партии «Единая Россия», депутат… … Википедия

    Игорь Николаевич Руденский (р. 1962) депутат ГД РФ. Образование: Кемеровский университет, Рижское летно техническое училище гражданской авиации, Академия народного хозяйства. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени … Википедия

Книги

  • Политическая социология Учеб , Тощенко Ж.. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Особое внимание уделено…

Лоббизм – деятельность общественных и политических групп, коммерческих организаций, а также отдельных лиц по оказанию давления на депутатов и представителей органов государственной власти с целью принятия законодательных актов, выгодных этим группам, организациям и лицам (лоббистам).

Работа лоббистов заключается в отстаивании интересов отдельных субъектов в государственном аппарате с помощью различных методов.

Методы лоббизма

  • Выступления на слушаниях комитетах парламента, участие в обсуждениях законопроектов;
  • Собственная разработка проектов нормативных актов;
  • Личные встречи, переговоры и письменное контактирование с должностными лицами, работниками различных ветвей власти;
  • Финансирование избирательных кампаний;
  • Проведение социологических исследований, их обработка и распространение полученных результатов;
  • Организация массовых писем от избирателей в адрес депутатов и чиновников;
  • Внедрение «своих» лиц в органы власти;
  • Подкуп должностных лиц.

История происхождения

Понятие «лоббизм» произошло от слова lobby (англ.), что в переводе означает «кулуар», «фойе».

Политологи убеждены, что лоббизм существовал в Англии уже в XVII веке. В те времена члены парламента выходили после заседания в коридор, где их встречали заинтересованные лица.

В более современном политическом смысле лоббизм появился в Америке в конце 20-х годов XIX столетия. В эти годы у власти находился президент У.Грант, любивший отдыхать со своей командой помощников в вестибюле () гостиницы Willard. Об этом очень быстро узнали бизнесмены и всевозможные просители, которые стали приходить в отель, чтобы в непринужденной обстановке пообщаться с правящей элитой. Предприниматели старались заручиться законодательной поддержкой государственных служащих, рассказывая о проблемах в своей деятельности и предлагая собственные пути их решения. Естественно, такая поддержка осуществлялась за определенную сумму денег со стороны бизнесменов.

Изначально подобная американская практика «покупки» законов осуждалась другими странами, однако в XX веке термин «лоббизм» позаимствовало большинство развитых государств.

Постепенно подобных просителей (лоббистов) становилось все больше, поэтому они стали объединяться в группы в зависимости от своих интересов.

В 1946 году в США был принят закон, согласно которому лоббизм признавался родом деятельности и требовал определенной процедуры регистрации профессиональных лоббистов у секретаря сената. Лоббисты стали обязаны четыре раза в год под присягой представлять отчеты соответствующим органам о всех денежных средствах, полученных и израсходованных на лоббистские цели. При всем при этом закон строжайше запрещал откровенный подкуп уполномоченных лиц государственного аппарата.

В 1979 году лоббизм в Америке окончательно сформировался как политический институт. Подтверждением этому стало создание в 1979 Американской Лиги Лоббистов, существующей по сей день. Ее целью было общественное признание профессии лоббиста и пропаганда значимости Лиги в законодательном процессе.

В том же 1979 году лоббизм неофициально появился в ЕЭС – Европейском экономическом сообществе, которое с 1994 года носит название . Это было связано с образованием крупных группировок предпринимателей, таких как «Европейский круглый стол промышленников», Европейская группа предприятий, а также Комитет по промышленности Европейского союза. Именно эти организации представляли собой мощные лоббистские структуры, продвигавшие собственные -интересы на европейском уровне через своих представителей в руководящих органах ЕЭС.

Официально вопрос о лоббистской деятельности в Европейском экономическом сообществе был поднят в 1989 году представителем Дании. Итогом рассмотрения этого вопроса стало принятие в 1997 году Кодекса поведения лоббистов, который действует до сих пор.

Помимо этого документа, члены Евросоюза должны придерживаться целого ряда официальных рекомендаций, касающихся лоббистской деятельности. Эти рекомендации направлены на то, чтобы системы регулирования лоббизма в странах Евросоюза не были чрезмерно строгими.

Таким образом, в большинстве зарубежных стран четко прослеживается тенденция узаконивания и упорядочения лоббистской деятельности на законодательном уровне.

Виды лоббизма

В зависимости от ветви власти (направления деятельности):

  • Законодательный;
  • Исполнительный;
  • Судебный.

В зависимости от применяемых методов:

  • Легальный – не предусматривает нарушений законодательных актов;
  • Нелегальный – с нарушением закона (чаще всего речь идет о коррупции).

По объектам воздействия:

  • Правительственный разработка органами исполнительной власти законопроектов, поступающих на рассмотрение в законодательные органы;
  • Парламентский принятие законов, удовлетворяющих интересы определенной группы людей.

По целям воздействия:

  • Экономический – осуществление давления на органы власти с целью принятия определенных законодательных актов и экономических мер;
  • Социальный – осуществление давления на процесс принятия решения должностными лицами для удовлетворения социальных интересов определенных групп людей;
  • Социокультурный – осуществление давления на должностных лиц с целью принятия законодательных актов, удовлетворяющих социальные и культурные потребности отдельных групп людей.

В зависимости от уровня власти:

  • Федеральный – лоббизм осуществляется в системе высших органов государственной власти;
  • Местный - лоббизм осуществляется в органах власти субъектов страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: