Политика государства в сфере охраны окружающей среды. Проблемы государственной политики по охране окружающей среды

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970-1980-е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г . российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

1. Природоохранное законодательство

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. Д52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требование к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.) .

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию; образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить:

1) Водный кодекс РФ;

2) Земельный кодекс РФ;

3) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.);

4) Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;

5) Закон РФ «Об использовании атомной энергии»;

6) Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв).

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».

Закон РФ «О защите прав потребителей» дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

2. Правовое обеспечение экологического контроля

Ключевым экологическим законом России является Федеральный закон от 10 января 2002 г. Д7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 3 марта 1992 г . В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации.

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в I разделе Закона. Впервые четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условия для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также Земля, ее недра, поверхность и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду закреплено во II разделе Закона. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, которое обеспечивается планированием и госконтролем качества среды, страхованием граждан, возмещением им ущерба здоровью, нанесенному за счет загрязнения окружающей среды или иных вредных воздействий.

Экономический механизм охраны среды (III раздел) – основной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». В нем раскрываются принципы платности за природоиспользование и загрязнение среды.

Важное место в экономическом механизме охраны среды имеет ст. 18, которая устанавливает, что любой природопользователь обязан заключить договор с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.

Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы, установленные в разделах IV и V Закона, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий на окружающую среду по всем видам должны утверждать специально уполномоченные органы РФ в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулированы в VI – VII разделах Закона. Они обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов.

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII – IX разделах.

Экологический контроль согласно Закону (раздел X) является системным и состоит из государственного, производственного и общественного.

Ответственность за экологические нарушения подразделена на дисциплинарную, административную, материальную и уголовную – для физических и юридических лиц; административную и гражданско-правовую – для учреждений, предприятий и организаций.

3. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции

При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты пять основных документов :

2) Повестка дня на XXI в.;

3) Конвенция по биологическому разнообразию;

4) Конвенция по проблеме изменений климата;

5) Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов.

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России .

Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся:

1) Президент;

2) Федеральное собрание;

3) Государственная дума;

4) Правительство;

5) представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

6) муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции. Правовые аспекты охраны природы включают в себя следующие правовые документы:

1) Конституцию РФ (1993 г.);

2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Основные направления экологической политики России следующие:

1) последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

2) последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и в той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

3) восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях);

4) рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

Учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

Факультет экономики и бизнеса

Кафедра экономики и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

(по дисциплине «Макроэкономика»)

Тема: Государственная политика по охране

окружающей среды

Студент(ка):

факультет экономики и бизнеса, Кучинская А.А.

курс 2, группа 22 409

Руководитель:

Кандидат экономичесикх наук, Бутовская В.М.

Введение 3

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды 5

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и

направления ее охраны…………………………….

1.2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

2. Управления природопользованием и охраной окружающей

среды в Республике Беларусь……………………… 9

2.1.Понятие, функции и методы управления природопользованием

и охраной окружающей среды…………………….

2.2 Система органов государственного управления в сфере

экологопользования………………………………...

3. Понятие организационно-правового механизма управления

окружающей средой………………………………… 14

3.1. Государственные органы управления специальной

компетенции в области охраны окружающей среды

3.2. Деятельности Республиканского отраслевого физкультурно-оздоровительного клуба "Эколог"…………………..

Заключение 24

Список источников 25

Приложения 26

Введение

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «экология», но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты. А пока они спорят, неспециалисты уже поняли, что такое экологический минимум: это значит - дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов и не светиться в темноте. Термин «экология» (от греческих «ойкос» - дом, место обитания, и «логос» - наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения «общей науки об от ношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось, какое-то время и экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем - популяций, видов, сообществ - и их взаимодействий друг с другом и с окружающей средой. Такое или близкое определение экологии можно найти во многих со временных энциклопедиях и справочниках.

Но сейчас понятие «экология» уже далеко вышло за рамки того, что вкладывалось в него Эрнстом Геккелем и что указывается в справочниках и энциклопедиях. Теперь это уже самостоятельная наука об окружающей среде (с точки зрения ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми). Ее питает не только и не столько биология, но и почти все науки о Земле - метеорология, гидрология, океанология, климатология, география, геология с необходимыми для них физико-математическими и химическими методами, а также социология, психология и экономика. Такого расширения содержания экологии и смещения в нем акцентов потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете (ядерная катастрофа, возможный парниковый эффект и тому подобное), уже столкнулось в своей практике с ограниченностью природных ресурсов (в том числе энерге тических) и воочию увидело губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду - экологические катастрофы, как Чернобыль и Арал. В связи с этим современная экология ставит во главу своих интересов взаимодействия человека с экологическими системами, всей окружающей средой.

1. Сущность и направлении охраны окружающей природной среды

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в

биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения илисмеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из еесвойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания

популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими

сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже полноводных и протяженных рек. Что же говорить о реках, естественная скорость течения которых в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или о реке, всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т.д.

1.2 Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих

требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от

отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятельности,

стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и

ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических

интересов общества;

Учет законов природы и возможностей самовосстановления и

самоочищения ее ресурсов;

Недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;

Право населения и общественных организаций на своевременную и

достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований

природоохранительного законодательства.

2. Управления природопользованием и охраной

Право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, что предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Существует ряд законодательных актов регулирующих устойчивое развитие и функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов:

1. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

2. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

3. “Экологическая доктрина Российской федерации”, одобрена распоряжением Прав-ва РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р

4. Ряд кодексов, к примеру, воздушный, водный и др.

5. “Основные положениям региональной политики в Российской Федерации”, утвержденные Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803.

6. “Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года”. Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537.

В соответствии с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, в разделе “Экологическая безопасность экономики и экология человека ” сказано, что целью экологической политики является - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Для достижения этой цели необходима реализация следующих направлений:

1. Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.

2. Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.

3. Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга.

4. Четвертое направление - экология природной среды - сохранение и защита природной среды.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст. 11-12) закрепляет комплекс экологических прав граждан и их объединений, в т.ч. право на:



Защиту окружающей среды от негативного воздействия; право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Разрабатывать, прогнозировать и реализовать программы по защите своих прав и законных интересов в области охраны окружающей среды;

Привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан.

Действующее экологическое законодательство обязывает государственные органы и их должностных лиц оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

а) рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;

б) предотвращение загрязнения окружающей среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронениями (утилизацией) токсичных, промышленных и бытовых отходов;

в) предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

г) экологически безопасное хранение и утилизация выведенного боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными установками), ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

д) безопасное для окружающих, природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Целями государственной экологической политики в долгосрочной перспективе являются:



Обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;

Формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;

Создание благоприятной экологической обстановки как фактора улучшения среды обитания человека.

Защита окружающей среды – это дело не одного государства, а всей планеты, поэтому РФ имеет множество двусторонних договоров и соглашений с зарубежными странами

ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Основные принципы закона:

Права человека на охрану окружающей среды;

Охрана воспроизводства и рациональное использование природных ресурсов;

Платность природопользования и возмещение вреда нанесенного окружающей среде;

Сохранение экологического разнообразия;

Проведение государственной комплексной экологической политики;

Создание механизмов контроля за использованием окружающей среды.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р принята «Экологическая доктрина РФ», которая направлена на процессы экологической безопасности. Главный принцип доктрины – обеспечение устойчивого природопользования и природоресурсной безопасности.

Для достижения этих принципов надо провести меры:

Введение комплексного природопользования;

Сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, которые эксплуатируют природные ресурсы, не восстанавливая их (например, лесная промышленность);

Максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых;

Минимизация отходов деятельности предприятий национальной экономики;

Внедрение экологических и правовых систем;

Обустройство сельскохозяйственных земель и развитие с/х производства с учетом региональных возможностей;

Обеспечение государственного финансирования развития природных ресурсов;

Предотвращение всех видов нелегального использования природных ресурсов.

О региональной политике в сфере обеспечения экологической безопасности много говорится и в п. 4.4. в Указе Президента от 3.06.96 г. №803 «Об основных положения региональной политики в РФ»

В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:

Экологически обоснованное размещение производительных сил;

Экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

Рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

Совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Чтобы получить достоверные данные о состоянии окружающей среды, и контролировать её загрязнение необходим экологический мониторинг, который позволяет получить более полную картину состояния нашей природы. Так же экологический мониторинг может проводится на нескольких уровнях таких как: глобальный, государственный, региональный, локальный.

Экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Существовала и другая концепция подхода к природе - дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи называют основоположником такого подхода Фридриха Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней». Может быть, именно в развитие этого тезиса родился в 1950-х гг. широко известный в нашей стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Энгельсом разъясняется так: «...все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории и гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсаций тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью. Академик Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: «Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека.


В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 1970-е гг. в бывшем СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал.

Если заглянуть в историю, то природоохранное право впервые появилось в XIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещающий использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. В России этому праву положили начало указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все это были попытки комплексного подхода к защите окружающей среды. Такая же попытка была осуществлена сразу после октября 1917 г. путем издания декретов - «О земле» (1917), «О лесах» (1918); «О недрах Земли» (1920) и кодексов - Земельного (1922), Лесного (1923). Однако и в них принцип «господства» над природой, приоритет «производственной необходимости» доминировали над проблемами окружающей среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но такой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, говоря словами академика Яблокова, «...любые, самые замечательные законодательные акты не могут быть реализованы без поддержки народа. А народ еще недавно ориентировали на то, чтобы взять у природы все возможное и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто остается доминирующим.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

Безопасность жизнедеятельности Виктор Сергеевич Алексеев

46. Государственная политика защиты окружающей среды

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970–1980–е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С1991 г . российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природо-ресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

Из книги Шизофрения автора Крис Фрит

Из книги Избранное автора Абу Али ибн Сина

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

автора Луи Броуэр

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Луи Броуэр

Из книги Мозг, разум и поведение автора Флойд Э. Блум

Из книги Читая между строк ДНК автора Петер Шпорк

Из книги Молодость и долголетие с фэн-шуй автора Ольга Викторовна Белякова

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Из книги Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. автора Евгений Олегович Комаровский

Из книги Правила очищения автора Ниши Кацудзо
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: