Характеристика класса (5-й класс). Опросник «Отношение к учебным предметам»

В 5 «Б» классе учится 20 человек: 11 девочек и 9 мальчиков. Класс был сформирован в 2011 году, после окончания начальной школы. Смены классных руководителей после формирования класса не происходило.

Актив класса: Столяров Дмитрий, Джусупова Айдана, Дина, Фаляхов Айдар, Киямова Миляуша, Ахметова Гузель.

Результаты социометрических исследований подтвердили наличие в классе 2 неформальных лидеров: Кузнецов Никита и Мозохин Михаил. Принимая во внимание наблюдения, можно сделать вывод, что авторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и объясняется наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие. Никита и Михаил принимают решения на равных, соперничества между ними не было выявлено. Наименьшее число положительных голосов из класса набрал один ученик: Галиуллин Искандер. Главной причиной этого, на мой взгляд, является то обстоятельство, что класс сформировался в этом году.

Уровень антипатий среди одноклассников является одним из низких. Для улучшения социального статуса ученика необходимо найти и развивать ту сферу деятельности, в которой он может достичь максимального успеха. Успехи надо поощрять и делать их достоянием гласности, привлекать внимание одноклассников. Отрицательные оценки давать аргументировано, объяснять все промахи и неудачи. Делать лучше в индивидуальной беседе.

Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 4 и 5. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой.

Классный коллектив по возможности старается принимать участие в делах школы: спортивные мероприятия, праздничные концерты, дежурство по школе, сбор макулатуры, конкурсы рисунков по различным темам.

Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности. Классный коллектив очень дружный, учащиеся ответственно относятся к порученным делам, проявляют самостоятельность, активность. Уровень воспитанности в классе, несомненно, является достаточно высоким. Но, несмотря на это, и в таком воспитанном классном коллективе случаются конфликты. При возникновении конфликтных ситуаций проводится индивидуальная работа с отдельными учащимися, осуществляется взаимодействие с психологом, социальным педагогом.

Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. В актив класса были выбраны учащиеся, пользующиеся большим авторитетом в классном коллективе, умеющие контактировать с одноклассниками, сплачивать коллектив, обладающие несомненными лидерскими качествами.

В школе существуют различные кружки и спортивные секции. Более 75% учащихся занимаются в различных организациях не только в школе, но и за пределами школы. Увлекаются рисованием, футболом, танцами, акробатикой, гимнастикой, волейболом, фольклором, занимаются каратэ. Используя полученные знания, умения и навыки на уроках, участвуют в разнообразных конкурсах и соревнованиях, проводимых в школе.


Родители также принимают активное участие в жизни детей (организация родительского комитета, осуществляющего тесное сотрудничество с классным руководителем). Ежемесячно проводятся родительские собрания с приглашением учителей – предметников, собрания с участием как родителей, так и детей.

Характерной особенностью данного возраста является активное формирование коллективных групп. Таким образом, социально-ориентированные ученики, зависимые от мнения группы, легко подчиняются требованиям. В случае, если авторитетной для них станет группа, например, характеризующаяся нарушением поведения, то эти ученики могут усвоить нормы этой группы. В этой связи, необходимо следить за сферой общения этих детей. Однако можно наладить отношения и с учениками, нарушающими порядок в классе. Доброжелательное отношение к ним со стороны учителей с учетом индивидуальных особенностей может помочь преодолеть возникающие трудности, повысить свой уровень развития. Им необходимо помочь найти приемлемую социальную нишу в классе, наладить хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими школьниками их положительные качества. Нужно привлечь к участию в практических и коллективных видах деятельности (поливать цветы, раздавать тетради и т.д.). Целесообразно использовать возможности для повышения их социального статуса и улучшения атмосферы в классе. Важно, чтобы они ощущали полезность своей деятельности, получали одобрение со стороны окружающих.

План-конспект зачетного мероприятия

«Учимся быть культурными»

(мероприятие проводится на русском языке)

Цели мероприятия:

Воспитательные цель: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Развивающая цель : развивать умение правильно оценивать себя и других

Познавательная цель: расширить представления детей о правилах этикета

Задачи мероприятия :

1.Совершенствование межличностных отношений в классе.

2. Формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

3.Способствование самореализации детей.

Участники: 5 «Б»

Форма проведения: беседа иконкурсная программа

Время и место проведения: 28.10.11, кабинет №27.

Продолжительность мероприятия : 45 мин

Оборудование : магнитофон.

Литература, использованная при подготовке и проведении данного воспитательного мероприятия: Н. И. Дереклеева «Классный руководитель. Основные направления деятельности», «Классному руководителю о классном часе: Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа» (под ред. Степанова Е.Н., Александровой М.А.) Изд. 2-е; авторы: Алексеева Н.А., Александрова М.А., Степанов Е.Н.

Характеристика 5 класса

«Будем потихоньку, не ожидая быстрых ре­зультатов, учить маленького человека чувствовать человека».

Симон Львович Соловейчик

В 5В классе обучается 7 человек: 2 девочки и 5 мальчиков. Добрыня обучается по другой программе, по программе 8 вида по решению областной медико-педагогической комиссии. Двое детей воспитываются в многодетных семьях. Это Саша и Марат. Два ребенка воспитываются в неполных семьях – Андрей и Валерия. Эти дети относятся к группе риска.

Все ученики обучаются в нашей школе с первого класса.

4 класс закончили на 4 и 5 - Саша и Марат.

С одной 3 – Кирилл по русскому языку.

По итогам первой четверти:

Хорошисты – Саша, Кирилл, Марат.

С одной «3»- Данил по математике, Добрыня по русскому языку.

Класс проходит ежегодное медицинское обследование. В целом, здоровье детей находится в норме.

В плане поведения класс очень непрост. Дети, обучаясь в начальной школе, привыкли рассуждать вслух, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Но так как «искусству спора» их не научили, то любое мнение отстаивается без аргументации и, главное, без выслушивания мнения другого. Дети не привыкли считаться с мнением другого, они просто не слышат того, о чем говорит их товарищ. И, как правило, дискуссия (а дискутировать они любят) переходит в общий шум. Таким образом, выносить на обсуждение класса какой-либо вопрос приходится очень осторожно.

В классе замечены случаи насмешек и иных форм негативного отношения к Добрыне и Валерии.

Таким образом, класс требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и учителей – предметников.

Мною посещены уроки природоведения, музыки, истории и литературы. Учащиеся на уроках активно работают, свободно высказывают свое мнение по любому вопросу. Отклоняющегося поведения (рассеянное внимание, навязчивые движения, вызывающее поведение, грубость), за исключением А. и в редких случаях у М. , не выявлено.

Основная задача, которую я ставила в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

    Родительское собрание «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям» (не были родители Валерии и Андрея)

    Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий

    рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожелания родителей

    Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения».

    Тесная связь со школьным психологом, социальным педагогом

    Сотрудничество с учителями – предметниками.

Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение.

Большую часть дня дети проводят в школе. Основная задача – получение знаний, формирование положительной учебной мотивации.

Вне школы заняты только Саша (танцевальный и «Берестяночка») и Данил (футбол и «Берестяночка»).

Выводы.

Не все учащиеся 5 класса подготовлены к изучению учебного материала (отмечаю неудовлетворительную подготовку у Валерии).

Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы.

Общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» позитивный.

Отсутствуют «проблемные» предметы и негативное отношение к учителям, работающим в классе.

Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы.

Исходя из анализа работы за 1 четверть, определены следующие воспитательные задачи:

    Продолжить работу по сплочению детского коллектива, содействовать развитию у учащихся организаторских навыков, воспитывать чувство товарищества. Проводить работу по повышению успеваемости в классе, организовать беседы в помощь учащимся.

    Продолжить изучение культуры поведения и межличностных отношений.

МБОУ «Корниловская СОШ»

Добрыня учится в МБОУ «Корниловская СОШ» с первого класса. До этого посещал детский сад «Ёлочка» по месту жительства. Обучается в общеобразовательном классе, но по программе 8 вида (решение областной медико-педагогической комиссии). По математике и русскому языку обучается индивидуально.

В пятый класс пришел успевающим по всем предметам. В школу ходит охотно. Успевает на "хорошо" и "удовлетворительно". Читает по слогам, без интонации, знаков препинания. Пересказать текст не всегда может, стихотворения учит наизусть. Логическое мышление слабое, считает в основном по линейке. Домашние задания по всем предметам выполняет регулярно и вполне успешно, благодаря стараниям мамы и бабушки. Самостоятельно на уроках работать не может, внимание не устойчивое. Низкая мотивация. Обидчив, с оценкой часто не соглашается.

Мальчик болеет редко, хронических заболеваний не имеет. Наблюдаемые признаки предрасположенности учащегося к нарушениям здоровья: высокая утомляемость, невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, обидчивость, драчливость. Навязчивые привычки: грызет ногти.

Жалобы со стороны родителей: чрезмерная усталость после учебы, укачивание в транспорте.

Состав семьи:

Мать – Снежана Николаевна (г.р.). Работает продавцом в магазине «Рассвет». Контактный телефон – 895********.

Отец – Сергей Владимирович (г.р.). Образование: средне-специальное. Работает главным механиком ООО «Зеленниклес». Контактный телефон – 895********.

Брат – Владимир Сергеевич, посещает детский сад «Ёлочка»

Семья проживает в посёлке Двинской, улица Зелёная, дом 5, квартира 1. Условия проживания хорошие. Материальное состояние семьи среднее. У Добрыни отдельная комната, созданы все условия для учёбы и отдыха. Между требованиями школы и семьи противоречий нет. Родители всегда в курсе школьной жизни своего сына. Родительские собрания посещают всегда. Подписи в дневнике регулярны. На протяжении всех лет обучения в школе мальчик уроков без уважительных причин не пропускал и на уроки не опаздывал. Одет опрятно.

Учащийся психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье, взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям подростка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у подростка авторитетом.

В школьном коллективе Добрыня общителен, легко идет на контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко имеют место конфликты. Одноклассники относятся к учащемуся пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется.

Добрыня принимает активное участие в спортивных соревнованиях за честь класса. В зимнее время вместе с мамой и бабушкой любит совершать лыжные прогулки. Увлекается компьютерными играми, любит танцевать. Во внеурочное время охотно посещает кружок резьбы по дереву в школе и кружок лепки в ДЮЦ.

Директор _____________ Наумова М.Н.

Характеристика на ученицу 5 класса

МБОУ «Корниловская СОШ»

Валерия учится в МБОУ «Корниловская СОШ» с первого класса. Пришла в пятый класс успевающей по всем предметам. Девочка учится неплохо, имеет оценки «3» и «4». Память средняя. Наибольшую трудность испытывает при изучении математики и английского языка. Интереса к учебе не проявляет. Всё необходимое для обучения в школе есть. Учебники получает в школьной библиотеке бесплатно, рабочие тетради на печатной основе мамой приобретены.

Лера проживает в посёлке Двинской, улица 12 Линия, дом 2, квартира 1. Семья малообеспеченная. Мама, Надежда Валерьевна, неоднократно была замечена в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Бытовые условия, в которых проживает девочка, удовлетворительные. У Леры есть братик, который посещает детский сад. Мать смотрит дневник дочери, росписи в дневнике имеются. Воспитанием дочери Надежда Валерьевна занимается эпизодически, родительские собрания практически не посещает. Хотя в урочное время посещает школу, беседует с классным руководителем, социальным педагогом школы, регулярно звонит по телефону.

По характеру Лера доброжелательна, коммуникабельна с детьми младшего возраста или взрослыми, а вот с ровесниками дружить не получается, сказывается излишняя навязчивость и статус семьи. В классе авторитетом не пользуется. Среди одноклассников друзей нет. Общается с девочкой на два года старше себя. Лера легковозбудимая, бывает резка и груба, может убежать с уроков. Бывают пропуски уроков без уважительных причин, опоздания на уроки. Вне школы была замечена с сигаретами, но утверждает, что не курит.

Школа старается контролировать девочку, ведутся постоянные беседы и строгий контроль. После школы ребенок не хочет идти домой, т.к. не чувствует дома должного внимания и понимания. Маму Лера не слушается, может без спросу уйти из дома. В последнее время девочка бывает не откровенна с классным руководителем, говорит не правду, изворачивается. Лера легко поддается дурному влиянию. Результат – сильное отравление таблетками.

Внешне Лера выглядит не всегда аккуратно. Это говорит о том, что мать не всегда занимается воспитанием дочери.

Физически девочка развита хорошо. Поручения выполняет добросовестно, в классе отвечает за трудовое направление. В меру своих возможностей старается выполнить работу хорошо и всячески привлечь к себе внимание, заработать похвалу, которой ей не хватает. Спортивные мероприятия и классные вечера не посещает.

Школа оказывает внимание семье Валерии. Проводятся рейды с посещением на дому. Девочке, оказывается, по возможности материальная и гуманитарная помощь. До нового года Лера питалась в школьной столовой бесплатно за счет средств социальной защиты. В каникулярное время Лера посещает оздоровительные школьные лагеря, если такие организуются.

Девочка требует особого внимания со стороны взрослых.

Классный руководитель ________ Фефилатьева В.В.

Характеристика на ученика 5 класса

Андрей учится в МБОУ «Корниловская СОШ» с первого класса.

Пришел в пятый класс успевающим по всем предметам. По словам классного руководителя начальной школы, Андрей учился слабо. Память средняя, но бывают вспышки.

Андрей проживает с мамой в посёлке Двинской, улица Лесная, дом 4, квартира 8. Семья малообеспеченная. Мама, Алёна Андреевна, работает в МБОУ «Корниловская СОШ» кухонным работником. Мать всегда в курсе школьной жизни своего сына. Подписи в дневнике регулярны. Родительские собрания посещала почти всегда. Воспитанием сына Алёна Андреевна занимается эпизодически. Чаще всего ребёнок предоставлен сам себе и улице. Но надо отдать должное, что на протяжении четырёх лет обучения в школе мальчик уроков без уважительных причин не прогуливал.

В школьном коллективе Андрей общителен. Мальчик легко идёт на контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Авторитетом в классе не пользуется из-за своего неуравновешенного, вспыльчивого характера.

Ребёнок легковозбудимый, бывает, груб и резок с взрослыми и одноклассниками, ругается матерными словами, дерётся. Может быть добрым и ласковым. Всё зависит от настроения, которое у Андрея переменчиво.

Андрей активный участник школьных мероприятий, но может и выступать в роли дезорганизатора. Артистичный, хорошо поет. В этом учебном году с классом ходил в поход, принимал участие в уборке территории возле памятника, от осеннего кросса отказался – не пришел.

Во внеурочное время посещал и посещает кружки в ДЮЦ и секцию футбола, но непостоянно с перерывами.

Директор __________ Наумова М.Н.

Классный руководитель ________ Фефилатьева В.В.

В 5 «Б» классе 25 обучающихся: 15 мальчиков и 10 девочек. 24 человека - 2002 года рождения, 1 ученик - 2001года рождения. 10 детей (40%) проживает в городе Выкса, 15 (60%) - в пригороде.

Один мальчик, находятся на индивидуальном обучении.

Все дети воспитываются в полных семьях. 3 ребенка - из многодетных семей. Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Не все обучающиеся получают горячее питание, а только лишь 12 человек. Остальные дети покупают пирожки в столовой.

Анализ результатов медицинского осмотра показал, что 5 обучающихся (20%) имеют специальную группу по физическому развитию: ФИ ученика. Данный факт следует учитывать при планировании уроков физической культуры.

В результате наблюдения за поведением обучающихся, индивидуальных бесед с детьми и родителями, анкетирования, можно сделать вывод, что у детей высокая мотивация к учению, адекватная самооценка, уровень воспитанности достаточно высок.

В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. На уроках дети усидчивы, активны. Успешно сотрудничают друг с другом. Отличаются старательностью и аккуратностью (ФИ учеников). Обладают высокой работоспособностью (ФИ учеников). Способны, но не уверены в себе (ФИ учеников). Трое детей,(ФИ учеников), не могут самостоятельно организовать учебную работу.

Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются(ФИ учеников). Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хочет дружить большинство учащихся класса.

Поведение, в целом, в классе хорошее. Общий эмоциональный фон - ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Но сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

Большинство обучающихся принимает активное участие в общественной жизни класса.

Практически все дети занимаются в городских и школьных объединениях дополнительного образования. Некоторые учащиеся занимаются в двух объединениях.

Высшим органом самоуправления является классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу как класса в целом, так и работу каждого ребенка. Такая организация дает почувствовать каждому ученику свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.


Полный текст материала Характеристика классного коллектива 5 класса смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Слайд 2

Эксперимент

1)Сядьте так, как сидят ваши дети на уроках.
2)Теперь пересядьте к тому, с кем дружит ваш ребенок.

Слайд 3

Представьте себе ситуацию:

Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

Слайд 4

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс. С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

Слайд 5

Вопросы родителям:

  • Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
  • Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?
  • Слайд 6

    Сравнительная таблица

  • Слайд 7

    Изменения в школьной жизни пятиклассника

    • Много учителей
    • Новые виды домашних заданий
    • Увеличения числа предметов
    • Кабинетной системы
  • Слайд 8

    Возникающие проблемы:

    • очень много разных учителей;
    • непривычное расписание;
    • новый классный руководитель;
    • возросший темп работы;
    • возросший объем работ в классе и д/з;
    • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
    • темпу, особенностям речи учителей;
  • Слайд 9

    Изменения в 5 классе

    Смена позиции:

    • «старший» в начальной школе
    • «самый маленький» в средней школе
  • Слайд 10

    Признаки успешной адаптации:

    • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
    • ребенок легко справляется с программой;
    • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
    • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
  • Слайд 11

    Признаки дезадаптации:

    • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
    • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
    • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
    • Нежелания выполнять домашние задания.
    • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
    • Беспокойный сон.
    • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
    • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  • Слайд 12

    Опросник «Отношение к учебным предметам»

    Предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение.

    Слайд 13

    Мотивы учения

  • Слайд 14

    Слайд 15

    • Школа для меня (как дом, второй дом, родной дом, образованный дом, чужой дом)
    • В школе я (пытаюсь работать активно, люблю разговаривать с друзьями, ходить в другие классы, чувствую себя хорошо, испытываю себя, проверяю свои знания, учусь, общаюсь с друзьями, узнаю много нового, стаю образованным человеком, получаю большое количество знаний и мне это нравится, люблю учиться, отдыхаю от домашней рутины)
  • Слайд 16

    • Больше всего в школе мне (заниматься на уроках, нравятся учителя, нравятся уроки, встречаюсь с друзьями, нравится мой класс, обожаю классного руководителя);
    • Учителя меня (уважают, хвалят, не очень любят, иногда ругают, не ругают, относятся ко мне хорошо, не уделяют внимания);
    • В классе я чувствую себя (весело, комфортно и уютно, хорошо, как дома, среди своих, теперь хорошо, хочу в другой класс);
    • В классе у меня много (друзей, одноклассников, врагов);
    • Классного руководителя (хочу другого, люблю и уважаю, понимаю, жду встречи с нетерпением, строгая, веселая, прикольная, честная, ко мне безразличная, внимательная, воспитывает нас.
  • Слайд 18

    В 5 «А» классе в 2014-2015 учебном году учатся __ учеников:

    • __ мальчиков, __ девочек.
    • Возрастной состав: ____ лет (_________г.р.).
    • Из полных семей - , неполных – , из многодетных семей -.
  • Слайд 19

    Велось наблюдение за успеваемостью учащихся в течение первой четверти текущего учебного года по предметам и сравнение результатов с годовыми за 4 класс.

    Слайд 20

    Класс активный. В школьной жизни, и в делах класса принимает участие 70% учащихся. Все имеют поручения в классе (ответственные и их замы).

    Лидерами в классе являются:

    В коллективе выделяются: по способностям индивидуальны:

    Остальные дети не выделяются из общей массы, но принимают активное участие в жизни класса.

  • Слайд 21

    • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
    • Доверяйте ребенку.
    • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
    • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
    • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
    • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Слайд 22

    • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний по пустякам (объясните причину замечания).
    • Не унижайте ребенка, наказывая его.
    • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
    • Помогите ему найти дело по душе.
    • Разговаривайте со своим ребёнком, чтобы он учился слышать ВАС. Постарайтесь услышать и ЕГО, чтобы он научился высказать и объяснить свое желание.
  • Посмотреть все слайды

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: